бление, выработка новых стратегий, отстранения от закреплённых ранее образцов поведения.
Таким образом, в структуру инновационной личности нами включаются такие компоненты, как мотивация достижения; способность к саморегуляции; низкий уровень ригидности как качества, препятствующего восприятию инноваций и готовности к их внедрению.
На наш взгляд, инновационная деятельность в образовании должна быть построена таким образом, чтобы создавать поле для развития инновационного потенциала всех участников образовательного процесса, поскольку именно личностные харак-
Библиографический список
теристики создают богатый потенциал для достижения успеха и результативности. Именно гибкая, инициативная, творческая личность, готовая к инновационной деятельности, задаёт перспективы развития производства, управления, науки, основных звеньев современного общества.
Основы формирования такой личности закладываются именно на ступени общего образования, поэтому условия, в которых эта личность будет существовать, сложно переоценить. В учебном процессе необходимо создавать специальные условия для формирования вышеперечисленных качеств личности, для развития гибкости мышления, творческого начала.
1. Баулина H.A. Формирование инновационного мышления школьников - задача современной школы. Педагогика. 2011; 9: 116 - 121.
2. Кларин М^. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995: 176.
3. Ляудис B.Ä. Инновационное обучение и наука. Москва, 1992.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10 - 11 кл.). Available at: http:// минобрнауки.рф/documents/2365
5. Федак Е.И., Ценцеря C.B. Инновационная личность. Психолого-педагогическое обоснование. Мир образования - образование в мире. 2011; 1: 155.
6. Лапин Н.И. Теория и практика инноватики: учебное пособие для вузов. 2-е издание. Москва: Логос, 2010.
7. Сластенин B.A., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. Москва, 1997.
8. Галажинский ЭБ., Клочко B.E. Психология инновационного поведения. Томск, 2009.
9. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001.
10. Боллигер Л^., Bарыханова K.B., Марчукова С.Ф. Психология профессиональной деятельности: учебное пособие. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2012.
11. Моросанова B^. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека: монография. Рос. акад. образования. Психол. ин-т. Москва: Наука, 1998.
References
1. Baulina N.A. Formirovanie innovacionnogo myshleniya shkol'nikov - zadacha sovremennoj shkoly. Pedagogika. 2011; 9: 116 - 121.
2. Klarin M.V. Innovacii v mirovoj pedagogike: obuchenie na osnove issledovaniya, igry i diskussii. (Analiz zarubezhnogo opyta). Riga: NPC «'Eksperiment», 1995: 176.
3. Lyaudis V.Ya. Innovacionnoe obuchenie i nauka. Moskva, 1992.
4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obschego obrazovaniya (10 - 11 kl.). Available at: http://minobrnauki.rf/ documents/2365
5. Fedak E.I., Cencerya S.V. Innovacionnaya lichnost'. Psihologo-pedagogicheskoe obosnovanie. Mir obrazovaniya - obrazovanie vmire. 2011; 1: 155.
6. Lapin N.I. Teoriya ipraktika innovatiki: uchebnoe posobie dlya vuzov. 2-e izdanie. Moskva: Logos, 2010.
7. Slastenin V.A., Podymova L.S. Pedagogika: innovacionnaya deyatel'nost'. Moskva, 1997.
8. Galazhinskij 'E.V., Klochko V.E. Psihologiya innovacionnogo povedeniya. Tomsk, 2009.
9. Rajgorodskij D.Ya. Prakticheskaya psihodiagnostika. Metodikii testy: uchebnoe posobie. Samara: Izdatel'skij Dom «BAHRAH-M», 2001.
10. Bolliger L.V., Varyhanova K.V., Marchukova S.F. Psihologiya professional'noj deyatel'nosti: uchebnoe posobie. Irkutsk: Izd-vo IrGTU, 2012.
11. Morosanova V.I. Individual'nyj stil' samoregulyacii: fenomen, struktura i funkcii v proizvol'noj aktivnosti cheloveka: monografiya. Ros. akad. obrazovaniya. Psihol. in-t. Moskva: Nauka, 1998.
Статья поступила в редакцию 14.03.18
УДК.159.99
Volobueva E.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology, Stavropol State Pedagogical
Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Hilko O.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute
(Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF MANIPULATIVE COMMUNICATION AND ITS REASONS. The article is dedicated to the description of reasons for the spread in the modern society of a manipulative style of communication and the disclosure of psychological features of this style of communication. Manipulative communicative style is typical for people of self-absorbed age psychological maturity, part of which is taking responsibility for their actions, their lives and their accomplishments or defeats. The concepts of infantilism and egocentrism are considered as the main characterological features of the personality, without which the manipulative style of communication, as a predominant style of interaction with people, is impossible. The article reveals the stages of interaction of the manipulator with the donor.
Key words: psychological manipulation, infantilism, manipulative style of communication, reflection, ideological crisis, agape.
Е.В. Волобуева, канд. психол. наук, доц. каф. психологии, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный
педагогический институт», г. Ставрополь. E-mail: [email protected]
О.В. Хилько, канд. психол. наук, доц. каф. психологии, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический
институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАНИПУЛЯТИВНОГО ОБЩЕНИЯ И ЕГО ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ
Статья посвящена описанию причин распространения в современном обществе манипулятивного стиля общения и раскрытию психологических особенностей данного стиля общения. Манипулятивный стиль общения характерен для людей эгоцентричных, не достигших психологической зрелости, составным компонентом которой является принятие на себя от-
ветственности за свои поступки, собственную жизнь и свои достижения или поражения. В статье рассматриваются понятия инфантилизма и эгоцентризма как главные характерологические особенности личности, без которых применение манипуля-тивного стиля общения, как преимущественного стиля взаимодействия с людьми, невозможно. Также в статье рассматриваются стадии взаимодействия манипулятора с донором.
Ключевые слова: психологическая манипуляция, инфантилизм, манипулятивный стиль общения, рефлексия, идеологический кризис, агапэ.
Психологическое благополучие личности во многом зависит от успешности её социализации, которая, в свою очередь, является прямым следствием усвоения личностью оптимальных стратегий и стиля общения. Наиболее приемлимыми для установления и поддержания социальных контактов являются стратегии сотрудничества и компромисса. Но применять данные стратегии общения способны только люди с развитой рефлексией и с адекватной самооценкой.
Стили общения и преимущественное их применение являются социально наследуемыми и присваиваемыми от социального окружения, в основном в детстве, путём подражания и социального заражения. Ввиду идеологического кризиса, являющегося результатом резкой смены социальных формаций в 90-х годах XX века, и запрета государственной идеологии, согласно ст. 13 Конституции РФ [1] в стране наступил идеологический кризис. Как итог, в СМИ, по сути свободных от идеологического контроля, происходит пропаганда социальной неприемлемых и опасных для социального благополучия форм поведения: перверсий, агрессии и манипулятивного стиля общения. Таким образом, к 2018 году с 1990-х XX века выросло целое поколение, воспитанное в условиях отсутствия идеала человека, транслируемого через СМИ, которому была бы присуща социально созидательная позиция: творца, общественника и альтруиста. [2].
Подрастающее поколение, родителями которых являются дети 90-х годов XX века, воспитанные в период идеологического кризиса, который сохраняется и в настоящее время, в основном уже не видит в манипулятивном стиле общения ничего неприемлемого и социально опасного. Более того, данный стиль общения, активно распространился и среди старшего поколения населения: среди людей взрослых и среди людей среднего и пожилого возраста.
Манипулятивный стиль общения характерен для людей эгоцентричных, не достигших психологической зрелости, составным компонентом которой является принятие на себя ответственности за свои поступки, собственную жизнь и свои достижения или поражения. Характерологическими чертами, благоприятствующими самоактуализации, -высшему достижению личности на жизненном пути как вершины развития и главной фундаментальной потребности личности (которую открыл и описал А. Маслоу), являются: эффективное восприятие реальности; центрированность на проблемах, а не на себе; скромность и уважение; решение дихотомий, отсутствие предвзятости, отсутствие оперирования категориями «или-или» [3, с.7]. Эти избранные признаки зрелой личности противоположны чертам эгоцентричной личности, выделенной Ж. Пиаже, зацикленной на себе, на собственных желаниях, но неспособной их рациональной осмыслить и реализовать.
Эгоцентричные личности, с одной стороны, одержимы собственными желаниями, и, с другой стороны, не имеют собственных средств достижения желаний: рефлексии, позволяющей повышать эффективность собственной деятельности, и силы воли, являющейся главным ресурсом, определяющим успех в любой деятельности. Перечисленные особенности существуют и обостряются на фоне «слияния» с окружающей реальностью, и если самоактуализированная, зрелая личность испытывает ощущение родства с миром людей [4], которое позволяет ей причислять себя к человеческому виду вообще и чувствовать ответственность за собственный вклад в его развитие, то личность инфантильная, эгоцентричная, напротив, ощущает это «слияние» по типу присвоения ресурсов окружающих, поскольку не способна отделять себя от окружающей среды, подобно маленькому ребёнку или животному.
Инфантильная личность простирает собственные желания на весь окружающий мир: о понимании собственных подлинных нужд здесь речи не идёт,-это также характерно только для зрелой личности. Эгоцентрик, не способный отделить собственное Я со своими желаниями и потребностями от личностей других людей и не имеющий развитой силы воли для достижения собственных желаний, предпочитает заёмные силы и паразитический образ жизни. Человек, не развившийся, не прошедший, по
сути, успешно через процесс социализации, не взрастивший собственную волю, к любому напряжению собственных сил относится как к пытке. Энергию, потраченную на достижение собственных желаний, эгоцентрик считает безвозвратно потерянной, но в то же время подобный эгоцентрик-манипулятор способен тратить существенные силы и время на выманивание заёмной энергии в виде чужого труда и времени, которые он направляет на достижение собственных желаний, причём моральное удовлетворение подобный субъект получает больше от заимствования чужой энергии, чем от выполнения собственных желаний, которые являются скорее поводом, оправданием к паразитированию, нежели подлинной целью.
Подобный инфантил-манипулятор, не прошедший процесс выделения себя из мира людей, не ставший подлинно Личностью, может почувствовать единение с окружающими людьми только через хомофагию, через «пожирание» других людей, через насилие, связанное с отъёмом времени и энергии окружающих и через употребление этих заёмных ресурсов на удовлетворение собственных нужд через поглощение окружающих. И, как подчёркивалось выше, смысл для манипулятора не столько в достижении собственных целей и выполнении собственных желаний, а в том, чтобы они выполнялись за счёт других. Причём, желания и цели манипулятор ставит весьма непоследовательные, поскольку не способен на рефлексию. Успех манипулятора ждёт только на кратких временных отрезках: жертва манипуляции, или донор, достаточно быстро обнаруживает, что отдачи от манипулятора не будет, что энергию и работу во взаимодействие приносит только жертва, и от таких условий общения отказывается. Причём для манипулятора, который является эгоцентриком, это, как правило, является большим сюрпризом, манипулятор стремится вернуть взаимодействие на своих прежних условиях: только потреблять энергию, предоставляемую жертвой.
Манипулятор, не способный на рефлексию и на идентификацию с другим человеком, как правило, не способен и своевременно предсказать бунт и побег жертвы.
Эгоцентрик-манипулятор, как правило, применяет следующие технологии заманивания и эксплуатации жертвы:
1) В начале общения - идет «заигрывание» жертвы: манипулятор крайне любезен с жертвой и при этом занимает всё её время и жизненное пространство, при этом применяя формулы-внушения, которые он/она слишком часто повторяет. Это формулы, как правило, связаны с превознесением жертвенности в любви и дружбе как эталона поведения, типа любви агапэ как эталона: «Ради друга можно отдать и последнюю рубаху», или с умалением проблем и указанием на терпение и смирение как единственно возможный вариант поведения: «Человек пожаловался богу на свой крест, что слишком он тяжелый, на что бог показал ему разные варианты крестов, и человек выбрал самый маленький, на что бог ему возразил, что это и есть крест данного человека». На этой стадии манипулятор может также задавать вопрос «А на что ты ради меня готов/а пойти?», или «Ты умер/ла бы ради меня?».
Также манипулятор может превозносить в глазах намеченной жертвы жертвенное поведение мнимого или реального предшественника жертвы, например: «На всё ради меня готов/а». Также в начале общения манипулятор любит рассказывать о конфликтных отношениях с предшественниками жертвы, будь то «злые родители» или «корыстная или невнимательная быв-шая/ий». Манипулятор любит очень подробно рассказывать об обидах, причиненных ей/ему предшественниками жертвы, любит жаловаться на непонимание с их стороны.
2) На второй стадии манипулятор переносит агрессию с предшественников жертвы на её окружение: манипулятор обращает внимание жертвы на множество прегрешений друзей жертвы и членов её семьи против неё. Манипулятор провоцирует конфликты и прекращение общения жертвы с её окружением. Манипулятор может пользоваться своими привычными (на всех стадиях) приёмами: преувеличение, замалчивание важных деталей и ложь. В итоге - жертва находится в изоляции, теперь ей начинают внушать страх перед другими людьми и развивать у него/
неё комплексы: «кому ты такой нужен/нужна кроме меня», «они причинят тебе вред», «всем им только твои деньги нужны» и т.д. Главная особенность здесь - обобщение: «они», отказ манипулятором миру людей в разнообразии характеров и претензия на собственную уникальность на этом фоне.
3) На третьей стадии, можно назвать её стадией «капкан захлопнулся», манипулятор направляет уже неприкрытую агрессию на жертву: открыто выдвигает свои требования всегда на фоне оскорблений, только в обратном порядке: давление, оскорбления, затем требования. Манипулятор может требовать различных ресурсов: материальных средств, работы на своё благо, уступок, секса. Причём манипулятор очень своеобразно понимает собственное благо: он/она всегда требует излишеств: материальных и физических. Манипулятор наделён стремлением к роскоши ввиду эгоцентричности характера и к излишествам: манипуляторам свойственна тяга к безделью, перееданию и употреблению психоактивных веществ.
Библиографический список
4) При побеге жертвы манипулятор начинает демонстрировать мнимую жертвенность, пытаясь вернуть жертву: идёт на уступки, и в случае возвращения жертвы во взаимодействие «завинчивает гайки»: дальнейшее взаимодействие идёт ещё на более кабальных для жертвы условиях. В качестве профилактики побега могут использоваться фразы-внушения по типу: «Я тебя люблю, поэтому тебе всё прощаю», программирующие жертву на усиление жертвенности.
Во время общения с манипулятором у жертвы развиваются психологические комплексы, возникают психосоматические заболевания, крайним проявлением данного взаимодействия может быть тяжёлая болезнь или смерть жертвы. В случае потери контакта с жертвой из-за её побега, начинает впадать в депрессию и болеть манипулятор. В данном взаимодействии жертве отведена пассивная роль, но превращение её в донора осуществляется исключительно с её косвенного согласия на подобное взаимодействие.
1. Конституция Российской Федерации. Раздел первый. Основные положения. Глава 1. Основы конституционного строя. Available at: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm
2. Хилько О.В. Инфантилизация населения: истоки и последствия. Педагогическая наука и практика - региону: материалы XVI региональной научно-практической конференции. Ставрополь, 2016: 225 - 230.
3. Клонингер С. Теории личности: познание человека. Санкт-Петербург, 2003.
4. Дидык Н.М. Определение понятия личностной зрелости в гуманистической психологии А. Маслоу. Научная библиотека Украины. Available at: http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/3158-viznachennja-ponjattja-osobistisnoyi-zrilosti-v-gumanistichnij-psihologiyi-a-maslou.html
References
1. Konstituciya RossijskojFederacii. Razdel pervyj. Osnovnye polozheniya. Glava 1. Osnovy konstitucionnogo stroya. Available at: http://www. constitution.ru/10003000/10003000-3.htm
2. Hil'ko O.V. Infantilizaciya naseleniya: istokiiposledstviya. Pedagogicheskaya nauka ipraktika - regionu: materialy XVI regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Stavropol', 2016: 225 - 230.
3. Kloninger S. Teoriilichnosti: poznanie cheloveka. Sankt-Peterburg, 2003.
4. Didyk N.M. Opredelenie ponyatiya lichnostnoj zrelosti v gumanisticheskoj psihologii A. Maslou. Nauchnaya biblioteka Ukrainy. Available at: http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/3158-viznachennja-ponjattja-osobistisnoyi-zrilosti-v-gumanistichnij-psihologiyi-a-maslou.html
Статья поступила в редакцию 07.03.18
УДК 159.9: 331.101.3
Erina I.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR DEVELOPMENT OF SOCIAL MOBILITY OF A PERSON UNDER THE MIDDLE SCHOOL.
In the article the contents and basics of the concept of "social mobility" and its types are considered. The researcher studies pre-press problems faced by a modern schoolchild in mastering a new school learning situation. The place and significance of social mobility in the educational system has been studied. The analysis of scientific researches devoted to the organization of psychological accompaniment of pupils of preadolescence to school conditions is carried out. The author concludes that organizing psychological support necessary to carry out targeted identification of student's greatest strengths, determine vectors of development of its social mobility.
Key words: psychological follow-up, psychological climate, individual's social mobility, group cohesion, preadolescent age.
И.А. Ерина, канд. психол. наук, доц., Крымский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБУЧАЮЩЕЙСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
В статье рассмотрено и изучено содержание и сущность понятия «социальная мобильность», её виды и типы, предпод-ростковые проблемы, с которыми сталкивается современный школьник при овладении новой школьной ситуацией обучения. Изучено место и значимость социальной мобильности в образовательной системе. Проведён анализ научных исследований, посвящённых организации психологического сопровождения учащихся предподросткового возраста к условиям школы.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, психологический климат, социальная мобильность личности, групповая сплоченность, предподростковый возраст.
Человеку свойственно перемещаться в своём социуме, как внутри его, так и за его пределами. Любой человек вправе находиться там, где считает нужным. Развитие социальной мобильности школьников среднего звена стало сегодня актуально в работе психолога в проведении психологического сопровождения учащихся.
Данную проблему пытались изучить и рассмотреть ряд учёных. С позиции закономерности развития личности в образова-
тельном процессе изучали О.А. Абдулина, СИ. Архангельский, Е.В. Бондаревская, В.В. Буткевич, И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьмина, А.И. Мищенко, В.В. Серикова, В.А. Сластенина. Психологическую поддержку личностного саморазвития - О.С. Газмана, Л.Н. Куликова, Н.Г. Григорьева, Н.Г. Горданюк, Г.П. Звенигородская, Т.К. Клименко, А.С. Косогорова, Л.П. Лазарева, О.И. Ла-пицкий, Н.А. Переломова, О.Н. Подлиняева, Н.Г. Рябикова, Е.Л. Федотова, Е.В. Шишмакова и др. [1].