неё комплексы: «кому ты такой нужен/нужна кроме меня», «они причинят тебе вред», «всем им только твои деньги нужны» и т.д. Главная особенность здесь - обобщение: «они», отказ манипулятором миру людей в разнообразии характеров и претензия на собственную уникальность на этом фоне.
3) На третьей стадии, можно назвать её стадией «капкан захлопнулся», манипулятор направляет уже неприкрытую агрессию на жертву: открыто выдвигает свои требования всегда на фоне оскорблений, только в обратном порядке: давление, оскорбления, затем требования. Манипулятор может требовать различных ресурсов: материальных средств, работы на своё благо, уступок, секса. Причём манипулятор очень своеобразно понимает собственное благо: он/она всегда требует излишеств: материальных и физических. Манипулятор наделён стремлением к роскоши ввиду эгоцентричности характера и к излишествам: манипуляторам свойственна тяга к безделью, перееданию и употреблению психоактивных веществ.
Библиографический список
4) При побеге жертвы манипулятор начинает демонстрировать мнимую жертвенность, пытаясь вернуть жертву: идёт на уступки, и в случае возвращения жертвы во взаимодействие «завинчивает гайки»: дальнейшее взаимодействие идёт ещё на более кабальных для жертвы условиях. В качестве профилактики побега могут использоваться фразы-внушения по типу: «Я тебя люблю, поэтому тебе всё прощаю», программирующие жертву на усиление жертвенности.
Во время общения с манипулятором у жертвы развиваются психологические комплексы, возникают психосоматические заболевания, крайним проявлением данного взаимодействия может быть тяжёлая болезнь или смерть жертвы. В случае потери контакта с жертвой из-за её побега, начинает впадать в депрессию и болеть манипулятор. В данном взаимодействии жертве отведена пассивная роль, но превращение её в донора осуществляется исключительно с её косвенного согласия на подобное взаимодействие.
1. Конституция Российской Федерации. Раздел первый. Основные положения. Глава 1. Основы конституционного строя. Available at: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm
2. Хилько О.В. Инфантилизация населения: истоки и последствия. Педагогическая наука и практика - региону: материалы XVI региональной научно-практической конференции. Ставрополь, 2016: 225 - 230.
3. Клонингер С. Теории личности: познание человека. Санкт-Петербург, 2003.
4. Дидык Н.М. Определение понятия личностной зрелости в гуманистической психологии А. Маслоу. Научная библиотека Украины. Available at: http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/3158-viznachennja-ponjattja-osobistisnoyi-zrilosti-v-gumanistichnij-psihologiyi-a-maslou.html
References
1. Konstituciya RossijskojFederacii. Razdel pervyj. Osnovnye polozheniya. Glava 1. Osnovy konstitucionnogo stroya. Available at: http://www. constitution.ru/10003000/10003000-3.htm
2. Hil'ko O.V. Infantilizaciya naseleniya: istokiiposledstviya. Pedagogicheskaya nauka ipraktika - regionu: materialy XVI regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Stavropol', 2016: 225 - 230.
3. Kloninger S. Teoriilichnosti: poznanie cheloveka. Sankt-Peterburg, 2003.
4. Didyk N.M. Opredelenie ponyatiya lichnostnoj zrelosti v gumanisticheskoj psihologii A. Maslou. Nauchnaya biblioteka Ukrainy. Available at: http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/3158-viznachennja-ponjattja-osobistisnoyi-zrilosti-v-gumanistichnij-psihologiyi-a-maslou.html
Статья поступила в редакцию 07.03.18
УДК 159.9: 331.101.3
Erina I.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR DEVELOPMENT OF SOCIAL MOBILITY OF A PERSON UNDER THE MIDDLE SCHOOL.
In the article the contents and basics of the concept of "social mobility" and its types are considered. The researcher studies pre-press problems faced by a modern schoolchild in mastering a new school learning situation. The place and significance of social mobility in the educational system has been studied. The analysis of scientific researches devoted to the organization of psychological accompaniment of pupils of preadolescence to school conditions is carried out. The author concludes that organizing psychological support necessary to carry out targeted identification of student's greatest strengths, determine vectors of development of its social mobility.
Key words: psychological follow-up, psychological climate, individual's social mobility, group cohesion, preadolescent age.
И.А. Ерина, канд. психол. наук, доц., Крымский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБУЧАЮЩЕЙСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
В статье рассмотрено и изучено содержание и сущность понятия «социальная мобильность», её виды и типы, предпод-ростковые проблемы, с которыми сталкивается современный школьник при овладении новой школьной ситуацией обучения. Изучено место и значимость социальной мобильности в образовательной системе. Проведён анализ научных исследований, посвящённых организации психологического сопровождения учащихся предподросткового возраста к условиям школы.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, психологический климат, социальная мобильность личности, групповая сплоченность, предподростковый возраст.
Человеку свойственно перемещаться в своём социуме, как внутри его, так и за его пределами. Любой человек вправе находиться там, где считает нужным. Развитие социальной мобильности школьников среднего звена стало сегодня актуально в работе психолога в проведении психологического сопровождения учащихся.
Данную проблему пытались изучить и рассмотреть ряд учёных. С позиции закономерности развития личности в образова-
тельном процессе изучали О.А. Абдулина, СИ. Архангельский, Е.В. Бондаревская, В.В. Буткевич, И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьмина, А.И. Мищенко, В.В. Серикова, В.А. Сластенина. Психологическую поддержку личностного саморазвития - О.С. Газмана, Л.Н. Куликова, Н.Г. Григорьева, Н.Г. Горданюк, Г.П. Звенигородская, Т.К. Клименко, А.С. Косогорова, Л.П. Лазарева, О.И. Ла-пицкий, Н.А. Переломова, О.Н. Подлиняева, Н.Г. Рябикова, Е.Л. Федотова, Е.В. Шишмакова и др. [1].
Уровень социальной мобильности можно отследить, обращая внимание на естественную и обязательную активную деятельность личности, как на одну из особенностей. Человеку свойственно оценивать своё состояние, которое для него является основным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако пониженная социальная мобильность является субъективным проявлением неблагополучия личности. Благодаря проведённому теоретическому анализу научной литературы были обнаружены следующие данные. Проявления социальной мобильности данных учащихся в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях они склоны вести себя мобильно всегда и везде, в других они обнаруживают свою социальную мобильность лишь время от времени в зависимости от складывающихся обстоятельств.
Поведение с пониженной социальной мобильностью учащихся предподросткового возраста в деятельности, направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:
- высокомобильные учащиеся менее эмоционально, чем низко мобильные, реагируют на сообщения о неудаче;
- низко мобильные учащиеся хуже, чем высокомобильные, испытывают сложности и трудности, если ограничены во времени, если находятся в стрессовой ситуации;
- характерной чертой низко мобильных детей является боязнь неудачи. Она, к сожалению, часто доминирует с успехом и его достижением;
- чаще всего достигают успех высокомобильные учащиеся;
- стимулом и подвижкой для низко мобильных детей всегда было, есть и будет одобрение их деятельности, благодарность и успех, чем противоположное.
Неотъемлемым значимым аспектом социальной мобильности является мотивация достижений, тесно связанная с самооценкой, в формировании которой главную роль играют члены семьи.
В образовательных учреждениях психологическое сопровождение является деятельностью практического психолога, который непосредственно занимается учащимися. Но, к сожалению, в настоящее время деятельность практического психолога заключается в основном в диагностике. Понимая сильные и слабые стороны личности, психолог помогает учащимся рассматриваемого возраста опереться на свои силы и дополняет его там, где он объективно пока справиться не может.
Важным компонентом психологического сопровождения таких учащихся является стиль общения с ними. Ведущая роль в психологическом сопровождении принадлежит психологу, деятельность которого строится на личностно-ориентированном субъектном подходе. Психологическое сопровождение предполагает переход от «воздействия» к «взаимодействию». Из проведённого анализа видно, что психологическое сопровождение выражается в позиции психолога по отношению к формирующейся личности ученика, что позволяет рассматривать эту помощь как особую форму деятельности, направленную на процесс развития социальной мобильности.
В условиях личностно-ориентированного подхода воспитательная позиция психолога по отношению к формирующейся личности учащегося должно включать следующие черты:
• содействие становлению и развитию личности учащегося предподросткового возраста;
• в общении с учениками соблюдение принципа: «Не рядом и не над, а вместе!»;
Библиографический список
• выстраивание линии поведения: не подтягивать ученика к некоторым заранее известным стандартам, а координировать свои ожидания и требования с задачей максимально полно развернуть возможности его личностного роста;
• ориентация на следующие способы общения: понимание, признание и принятие другого [1].
Итак, в организации психологического сопровождения важным для психолога является выбор научных походов.
Основные этапы процесса психологического сопровождения наполняются конкретными формами и содержанием практической работы психолога.
Одним из основных этапов считается психодиагностика. Диагностическая работа заключается в систематическом отслеживании психического состояния учащихся на всём протяжении нахождения их в школе.
Диагностическая деятельность психолога должна быть ориентирована на определение наиболее основных ярко проявляющихся особенностей поведения и психического состояния детей, обусловленных определённой социальной ситуацией, объективных и субъективных моментов, с которыми связано обучение и воспитание ребёнка в конкретных социально-психолого-педагогических условиях, в конкретном образовательном учреждении. В эту деятельность привлекается всё то ближнее социальное окружение, с которым он непосредственно находится в контакте.
По мнению ряда авторов [2 и др.], в диагностической работе необходимо опираться на анализ того, какими способами и какие внешние характеристики взаимодействия со средой демонстрирует ребёнок. М.Р. Битянова, в свою очередь, на первую ступень ставит информационное просвещение всех субъектов психологического сопровождения, обеспечивающее полноту знаний [3].
Подводя промежуточный итог, можно сказать, что, организуя психологическое сопровождение, необходимо:
• диагностику воспринимать и проводить как стартовую площадку сопровождения, нацеленную на получение информационного обеспечения процесса сопровождения;
• целенаправленное выявление самых сильных сторон учащегося, определение правильности развития его социальной мобильности;
• систематично отслеживать социально-психолого-педагогический статус учащихся на всём протяжении нахождения их в школе;
• учитывать объективные и субъективные сложности, которые возникают в процессе обучения и воспитания ученика в конкретных социально-психологических условиях школы.
Еще один немаловажный компонент - это коррекцион-но-развивающая работа с учениками. Она проводится в двух направлениях как фронтально со всеми учащимися, так и индивидуально. Для того чтобы социальная мобильность личности была активной, а не пассивной, необходимо психологу, работающему в рамках психологического сопровождения развития социальной мобильности личности обучающихся в средней школе, выделить параметры оценки эффективности реализуемой своей системы психологического сопровождения.
Психологическое сопровождение сегодня должно быть не просто набором или суммой разнообразных методов коррекци-онно-развивающей, диагностической, просветительной работы с учащимися, но и выступать как комплексная технология поддержки и помощи конкретному ребёнку в развитии его социальной мобильности.
1. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста. Хрестоматия по возрастной психологии. Москва, 2006.
2. Андреева И.В. Педагогика и психология. Санкт-Петербург, 2013.
3. Битянова М.Р Организация психологической работы в школе. Москва, 2012.
4. Зимняя И.А., Морозова Н.А. Современное состояние проблемы концепций воспитания. Ярославль, 2010: 171.
5. Алижанова Х.А., Атагишиева Г.С., Белоцерковец Н.И., Гаджиева П.Д., Герасимова Т.Н. Денилханова Х.Я., Исакиева З.С., Зинченко А.С., Копылов А.В., Копылова И.А., Коломина М.В., Кулибеков Н.А., Кулибекова Р.Д., Кулькина И.В., Магин В.А. и др. Организация образовательного процесса в высшей школе: проблемы и перспективы: коллективная монография. Москва, 2017.
References
1. Fel'dshtejn D.I. Osobennosti veduschej deyatel'nosti detej podrostkovogo vozrasta. Hrestomatiya po vozrastnojpsihologii. Moskva, 2006.
2. Andreeva I.V. Pedagogika ipsihologiya. Sankt-Peterburg, 2013.
3. Bityanova M.R. Organizaciya psihologicheskojraboty vshkole. Moskva, 2012.
4. Zimnyaya I.A., Morozova N.A. Sovremennoe sostoyanie problemy koncepcij vospitaniya. Yaroslavl', 2010: 171.
5. Alizhanova H.A., Atagishieva G.S., Belocerkovec N.I., Gadzhieva P.D., Gerasimova T.N. Denilhanova H.Ya., Isakieva Z.S., Zinchenko A.S., Kopylov A.V., Kopylova I.A., Kolomina M.V., Kulibekov N.A., Kulibekova R.D., Kul'kina I.V., Magin V.A. i dr. Organizaciya obrazovatel'nogo processa v vysshej shkole: problemy iperspektivy kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.
Статья поступила в редакцию 17.03.18
УДК 159.9:32
Kalita V.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia),
E-mail: [email protected]
Marin E.B., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Maritime State University n.a. Admiral G.I. Nevelskoy (Vladivostok,
Russia), E-mail: [email protected]
ALL-RUSSIAN POLITICAL PARTY "UNITED RUSSIA" IN THE MINDS OF STUDENT YOUTH: SEMANTIC ANALYSIS (THE EXAMPLE OF CADETS OF AN INDUSTRY-SPECIFIC UNIVERSITY AND HUMANIST STUDENTS OF A CLASSICAL UNIVERSITY). The article presents results of semantic reconstruction of an image of the All-Russian political party "United Russia" in the minds of students by the example of students of two universities in Vladivostok: a classical (Far Eastern Federal University) and an industry-specific (Maritime State University named after G.I. Nevelskoy). To study the students' beliefs, a method of unipolar 50-scale semantic differential "Political Party", developed by the authors to evaluate the properties of political parties, is used. When comparing the profiles of semantic universals among students and cadets, coincidence is noted for the descriptors making up the semantic category "leadership potential of the party": "United Russia" is consistently described as an authoritative party of bright and strong-willed leaders, a party supported by the president.
Key words: political psychology, political consciousness, psychosemantics, semantic differential, descriptor, semantic universal, political party, image of the party "United Russia".
В.В. Калита, канд. психол. наук, доц., Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток,
Е-mail: [email protected]
Е.Б. Марин, канд. ист. наук, доц., Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского,
г. Владивосток, Е-mail: [email protected]
ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ «ЕДИНАЯ РОССИЯ» В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ: СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (НА ПРИМЕРЕ КУРСАНТОВ ОТРАСЛЕВОГО ВУЗА И СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)
В статье представлены результаты семантической реконструкции образа всероссийской политической партии «Единая Россия» в представлении студенческой молодёжи на примере учащихся двух вузов Владивостока: классического (Дальневосточного федерального) университета и технического отраслевого вуза (Морской государственный университет имени адм. Г.И. Невельского). Для изучения представлений студентов был использован метод униполярного 50-ти шкального семантического дифференциала «Политическая партия», разработанный авторами для оценки свойств политических партий. При сопоставлении профилей семантических универсалий у студентов и курсантов было отмечено совпадение дескрипторов, составляющих смысловую категорию «лидерский потенциал партии»: «Единая Россия» была охарактеризована как авторитетная партия ярких и волевых лидеров, партия, которую поддерживает президент.
Ключевые слова: политическая психология, политическое сознание, психосемантика, семантический дифференциал, дескриптор, семантическая универсалия, политическая партия, образ партии «Единая Россия».
Постановка проблемы и актуальность исследования.
Российская политика в последние годы переживает ряд изменений, усиливается партийная конкуренция. Однако, несмотря на то, что число политических партий увеличилось в 2017 году до 70 (по сравнению с 2011 - более чем в 10 раз), основную роль на политической шахматной доске России по-прежнему играют несколько известных игроков - крупных политических партий, среди которых ярко выделяется «Единая Россия». Поэтому изучение отношения к таким партиям у разных социальных групп не перестаёт быть актуальным.
В настоящей статье проведена семантическая реконструкция образа всероссийской политической партии «Единая Россия» в представлении студентов и курсантов двух приморских вузов.
Методологические основания исследования. Методы психосемантики для исследования политического менталитета в нашей стране стали применяться с 1990-х гг. В.Ф. Петренко и О.В. Митина разработали свой подход к изучению политического менталитета методами психосемантики; ими было реконструировано и семантическое пространство политических партий, а также имидж государства [1; 2].
Как отмечает В.Ф. Петренко, операциональной моделью политического сознания общества могут выступать семантические пространства, построенные по результатам «шкалирования» политических партий, выражающих политические установки общества [2, с. 109].
Эмпирическая выборка. Для участия в исследовании были привлечены две группы студентов, обучающихся в высших учебных заведения Владивостока. Первая группа представлена студентами классического Дальневосточного федерального университета, обучающимися в Школе гуманитарных наук по направлениям подготовки «психология», «социальная работа» и «реклама и связи с общественностью» (далее по тексту - «студенты»).
Вторая группа представлена курсантами технических специальностей отраслевого вуза - Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского; курсанты обучались по специальностям: «судовождение», «эксплуатация судовых энергетических установок», «эксплуатация судового электрооборудования» (далее по тексту - «курсанты»). Всего в исследовании приняло участие 71 студент и 73 курсанта.
Диагностика проводилась на практических занятиях разных дисциплин в марте - апреле 2017 г.
Методы и методики эмпирического исследования. Для изучения представлений студенческой молодёжи был использован метод семантического дифференциала (СД). Метод СД был разработан Чарльзом Осгудом в 1950-х гг. [3]. Универсальность и гибкость метода позволили применить его в самых разных направлениях научных исследований. Оценка студентами и курсантами стимула «политическая партия КПРФ» проводилась с использованием бланка частного СД «Политическая партия». Униполярный 50-ти шкальный СД «Политическая партия» был разработан Е.Б. Мариным и В.В. Калитой для оценки свойств политической партии [4].
Для анализа данных был применён алгоритм расчёта семантических универсалий по методу, описанному Е.Ю. Артемьевой и В.П. Серкиным [5; 6].
Результаты исследования
Представление о политической партии «Единая Россия» у студентов.
Процедура расчёта семантических универсалий позволила выявить на 80% уровне совпадений 8 дескрипторов, на 90% уровне совпадений - 4 дескриптора (табл. 1).
Вошедшие в семантическую универсалию партии «Единая Россия» дескрипторы можно по смыслу условно разделить на три категории.
1. Категория «лидерский потенциал партии»: «Имеет ярких лидеров» (на 90% уровне совпадений), «У неё волевые лиде-