Научная статья на тему 'Манипуляция как форма «Мягкой» власти'

Манипуляция как форма «Мягкой» власти Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6610
662
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИПУЛЯЦИЯ / ФОРМА / "МЯГКАЯ ВЛАСТЬ" / "SOFT POWER" / МЕТОД / ТЕХНОЛОГИЯ / СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МАНИПУЛЯЦИЯМ / MANIPULATION / FORM / METHOD / TECHNOLOGY / WAYS OF COMBATING MANIPULATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Романова К. С.

В статье рассматривается проблема манипулирования людьми с использованием различных средств, способов и технологий информационно-психологического воздействия, ставшего достаточно массовым явлением в повседневной жизни, экономической конкуренции и политической борьбе и представляющего основную угрозу информационно-психологической безопасности личности в современных условиях развития российского общества. Сущность манипуляций людьми, выделяется как скрытое мягкое психологическое принуждение личности, в нужном для властвующего субъекта направлении для удовлетворения своих интересов или целей. Показывается, что тайное принуждение личности как специфический способ управления используется на всех уровнях социального взаимодействия людей - от межличностного общения, до массовой коммуникации и присуще различным историческим условиям. Автором раскрываются содержание и структура манипулятивного воздействия как формы «мягкой» власти», описываются его конкретные формы, методы и технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manipulation as a Form of «Soft» Power

The article considers the problem of manipulating people through various means, methods and technologies of information and psychological inuence, which has become quite widespread phenomenon in everyday life, economic competition and political struggle, and represents a major threat information and psychological security of a person in modern conditions of development of Russian society. The essence of manipulation of people, stands out as a hidden soft psychological coercion of individuals, needed for a ruling entity direction to meet their interests or goals.It is shown that the secret coercion of a person as a particular way of control is used at all levels of social interaction of people from interpersonal communication to mass communication and common to different historical conditions. The author reveals the content and structure of manipulative inuence as a form of «soft power» describes its specic forms, methods and technologies.

Текст научной работы на тему «Манипуляция как форма «Мягкой» власти»

Конференц-зал

манипуляция как форма «мягкой» власти

Романова Кира Степановна,

Институт философии и права Уральского отделения РАН, кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник отдела философии, г. Екатеринбург,

E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассматривается проблема манипулирования людьми с использованием различных средств, способов и технологий информационно-психологического воздействия, ставшего достаточно массовым явлением в повседневной жизни, экономической конкуренции и политической борьбе и представляющего основную угрозу информационно-психологической безопасности личности в современных условиях развития российского общества. Сущность манипуляций людьми, выделяется как скрытое мягкое психологическое принуждение личности, в нужном для властвующего субъекта направлении для удовлетворения своих интересов или целей.

Показывается, что тайное принуждение личности как специфический способ управления используется на всех уровнях социального взаимодействия людей - от межличностного общения, до массовой коммуникации и присуще различным историческим условиям. Автором раскрываются содержание и структура манипулятивного воздействия как формы «мягкой» власти», описываются его конкретные формы, методы и технологии.

Ключевые слова:

манипуляция, форма, «мягкая власть», метод, технология, способы противодействия манипуляциям.

Содержание власти многомерно, также как и многообразны властные отношения, в которых она возникает. Жизнедеятельность общества обеспечивается иерархией общественных институтов и общественных субъектов. Каждый структурный уровень этой иерархии находится в организационной системе, которая отражает характер властных отношений, существующих в данном обществе. Власть здесь реализуется через содержание социальной функции системы и её элемента. Социальная функция трансформируется в социальных ролях личности, отсюда власть всегда персонифицирована и несёт в себе в снятом виде психологические свойства человека. Люди обладают определенными личностными особенностями. А именно из особенностей их личности проистекают их решения, поступки, которые потом сказываются на судьбе страны, нации, партии и т. д.

Универсальное, обыденное понятие власти сводится к следующему: власть - это способность и возможность осуществить свою волю,

оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких либо средств - авторитета, права, насилия или др. В этом определении заложено два аспекта: социальный - характеризует возможность реализации власти; психологический - характеризует способность осуществить волю.

XX век был ареной опустошительных мировых войн, в той или иной степени затронувших всю планету. Общий ход мировой истории первой половины XX века привел к противостоянию двух социально-экономических систем - капиталистической и социалистической, основными силами которых стали СССР и США. В их противостоянии возник паритет сил, и вместе с тем открылись такие разрушительные возможности, которые потенциально угрожали самому существованию человеческой цивилизации. Происходящий в то же время переход к информационному обществу создал основу для ведения войны нового типа - информационно-психологической, основным средством которой стало воздействие

131

Конференц-зал

на психику людей, на общественное сознание и манипулирование ими. Применение, в частности, этих средств в итоге вызвало нарушение социально-экономических процессов и связей в СССР, привело к кардинальной трансформации советского государства, краху социалистической системы, к информационной, а затем гражданской войне на Украине.

В результате такого изменения общества усилилась социальная дифференциация, вызывающая, в свою очередь, необходимость поиска новых форм снижения социальной активности народа, превращение его то в электорат, то в массу, упрощая его общественное сознание. Отсюда следует, что манипуляция сознанием - одно из средств подавления, снижения социальной активности масс, представляющей непосредственную угрозу господствующему социальному строю, средство направления этой активности в нужное для этого слоя русло [2].

Манипулирование сознанием сегодня стало глобальной социально-политической реальностью, влияющей на все сферы общественной жизни. Изучение оснований и причин становления принудительной системы манипулирования сознанием, механизмов ее функционирования и путей противодействия этой системе представляется достаточно актуальным для понимания проблем социальной свободы [1].

Какие наиболее важные предпосылки и условия манипулирования в современных условиях? К ним можно отнести: развитую практику делегирования человеком реализации своих устремлений различным организациям (в том числе и власти) и бездумное доверие к их деятельности; развитие процессов индивидуализации личности; ослабление связей индивида с социумом; изменение отношений между различными социальными институтами, должными защищать человека, и обществом; неограниченное влияние средств массовой информации на социальную жизнь во всех ее проявлениях.

С середины ХХ века особую роль в обществе стали играть новые технологии, наука, информационное обеспечение, которые стали приобретать глобальные черты. Именно информационным компаниям (включая СМИ), специализировавшимся в начале XX века на создании рекламы, на выработке форм и методов воздействия на обществен-

ное мнение и потребителя, принадлежит первенство в изучении манипуляционного воздействия и создании целой системы манипуляционных технологий, которые уже в середине прошлого века перекочевали в политическую сферу общества. Результатом такого развития стала манипуляция, вызвавшая необходимость трансформации существующих парадигм и социально-бытийных ценностей, поиска новых форм социальной регуляции и властного воздействия на современное общество.

Скрытыми задачами любых СМИ является превращение граждан страны в единую массу (толпу), с целью общего регулирования распространения потока информации, которой обрабатывается сознание и подсознание людей. В итоге, - такой толпой легче управлять, а средний обыватель беспрекословно верит самым нелепым утверждениям, превращаясь в потребителя, поглощает навязанные ценности. Для всестороннего осмысления специфики психологии масс, подверженности масс манипуляциям несомненный интерес имеют отечественные работы последних десятилетий, посвящённые рассмотрению таких проявлений массового сознания, как общественное мнение, массовые настроения, действия масс [2]. Одна из работ, принадлежащая политологу Доценко Е.Л., «Психология манипуляции» содержит огромный исследовательский и аналитический материал [3]. В этих работах заслуживают внимания положения об иррациональных моментах в проявлении массового сознания, склонность функционировать на уровне подсознания, что создаёт возможность направленного внешнего воздействия, манипулирования массовым сознанием, общественным настроением и находит подтверждение в действительности.

Научный подход к определению власти требует учёта множественности её проявления в обществе, и, следовательно, выяснения специфических особенностей, которые проявляются в её отдельных видах (политическая, государственная, экономическая, семейная и т. д.), в социальных субъектах (классовая, групповая, личная), а также по форме осуществления: мягкая, жесткая, насильственная.

Властные отношения между людьми - это такие, в которых каждый из членов занимает неравное, неодинаковое положение. Иерархия тре-

132

Конференц-зал

бует субординации, координации и подчинения. Однако специфика социальных отношений заключается в том, что в них участвуют субъекты, наделенные сознанием и волей, поэтому представить властные отношения как однонаправленную зависимость было бы неверно. Кроме того, властные отношения - это системные отношения, поэтому они имеют как вертикальные, так и горизонтальные связи. Поскольку властные отношения выступают как отношения и как социальные связи, они носят характер взаимодействия, взаимовлияния субъектов. При этом сохраняется доминирование одной стороны (силовое принуждение), которое обусловливает определенное поведение другой.

Силовое принуждение охватывает самые широкие сферы общественных отношений: родительские, педагогические, военные, государственные и т. д., включая даже межличностные любовные отношения. Вспомните классическую фразу А. Пушкина: «Ах! Обмануть меня нетрудно! Я сам обманываться рад!».

Силовое принуждение как потенция главенствующей воли выступает в различных типах: физическое насилие, правовое, психологическое, моральное, идейное (политическое или религиозное) принуждение.

Остановимся на социально-психологической характеристике манипуляции как мягкой формы принуждения, по аналогии с термином «Soft Power» - мягкая власть. Манипуляция необходима именно для того, чтобы неизбежное давление (принуждение) облечь в более мягкие формы.

В отличие от прямых внешних форм социального насилия, в отношениях манипулирования побуждение субъекта к деятельности по преимуществу расценивается им как его внутреннее и собственное, и, тем самым, как бы снимается объективная противоположность интересов субъекта и объекта взаимодействия.

Манипуляция - это вид скрытого психологического воздействия на партнера по взаимодействию с целью добиться от него выгодного поведения. В.Н. Панкратов называет манипуляцией всякий прием, «с помощью которого хотят облегчить общение для себя или затруднить его для оппонента» [7, с 13].

Однако, на наш взгляд, понятие манипуляции значительно шире просто вербального коммуникативного акта. Сюда можно отнести все формы

воздействия, как сознательно организованные, так и бессознательные. Все многообразие манипулирования можно классифицировать. Это манипуляция сознанием, в том числе и общественным сознанием, когда необходимо изменить мировоззренческие основы общества, нравственные, эстетические и другие ценности обществ [6], манипуляция поведением и эмоциями людей [7], когда необходимо достичь определенных действий (митинги, собрания, протесты). Достигается это с помощью определенной манипулятивной подачи информации, с использованием определенных речевых психотехник [5] и тотальной манипуляцией посредством телевидения [6]. Среди религиозных отношений распространено манипулирование личностью (особенно при втягивании в различные секты).

Мишенью манипуляции являются эмоции оппонента, в результате актуализации которых будь то чувство вины или страха, либо восхищение, зависть, или эйфория - оппонент меняет свое поведение в соответствии с желанием и целью манипулирующего, порой теряет свою личность, превращаясь из субъекта в объект.

Властный статус, как всякое социальное отношение динамично, то есть являет собой подвижную устойчивость, основанную на живом и актуальном доминировании. Об этом, к примеру, свидетельствуют публикации рейтинговых списков влиятельных политиков, которые отражают отношение к ним граждан в зависимости от той или иной политической ситуации или факта. Иногда властные отношения формируют у «подвластного» субъекта некоторое психическое молчание или согласие «следовать за...», которого он признаёт в качестве лидера, руководителя, начальника и т. д., хотя при этом, они могут не лишаться своей индивидуальной рефлексии и критического отношения к происходящему.

В основе социального манипулирования лежит противоположное отношение людей к объективным условиям их существования: к средствам производства и условиям собственного воспроизводства. Установлено, что манипуляция сознанием является специфической формой социального принуждения. Цели манипуляции зависят от социально-групповых интересов, которые конкретизируются по месту, времени и форме. Кроме того, в практической деятельности как единстве практических, коммуникативных, культурно-

133

Конференц-зал

символических процессов, формирующих способы удовлетворения потребностей и возникающих на их основе различных интересов, возникают отношения, которые формируют манипулятивные способы взаимодействия.

Среди признаков манипуляций можно назвать такие, как: психологическое воздействие; отношение манипулятора к другому как к средству достижения собственных целей; стремление получить односторонний выигрыш; скрытый характер воздействия; использование силы, игра на слабостях [8]. Для манипулятора несущественно, какой человек перед ним: добрый или злой. Для него важно, как можно использовать эти качества в своих интересах.

В. А. Соснин, П. А. Лунев выделяют 10 типов наиболее часто встречающихся манипуляций:

провоцирование ваших защитных реакций; провоцирование вашего замешательства, дезориентации; формирование впечатления, что партнер настроен на сотрудничество; игра на вашей нетерпимости -«висящая морковка»; игра на вашем чувстве безысходности; игра на чувстве жадности; использование запланированных «трудных» уступок; намеренное затягивание времени обсуждения; провоцирование вашего интереса к партнеру «Убаюкивание», чтобы «убить» позднее [9].

Как отмечает видный американский психолог Эверетта Шостром, каждый человек в той или иной степени является манипулятором: ребенок, который слезами и криками добивается внимания взрослых; продавец, пытающийся во что бы то ни стало продать нам свой товар; уличные попрошайки, с помощью специальных приемов вызывающие у нас жалость и даже чувство вины и т. д. Далее Э. Шостром выделяет следующие типы манипуляторов:

Диктатор. Для того чтобы управлять людьми, он не останавливается ни перед чем: указывает, заставляет, угрожает, подавляет.

Тряпка, слабак. Как правило, это «жертва» диктатора, которая виртуозно к нему приспосабливается, растворяется в нем, занимая беспринципную, бесхребетную позицию.

Вычислитель (калькулятор). Пытается контролировать, перепроверяет всех и все. Хитрит, обманывает.

Прилипала. Полярная противоположность вычислителю, преувеличивающая свою зависи-

мость от других. Хочет, чтобы за не выполняли всю работу, потому что он беспомощен.

Хулиган. Управляет жертвами, используя угрозы, намеренно преувеличивая свою жестокость.

Славный парень. Добродетельный, угодливый, безгранично любящий. Преувеличивает свою заботу и любовь.

Судья. Склонен обвинять всех, не любит прощать других. Мстителен. Критичен.

Защитник. Преувеличивает свою поддержку других людей. Сочувствует людям, лишает их возможности самостоятельно действовать [10].

Как и любая другая, предложенная классификация носит условный характер. Каждому человеку в той или иной мере присущи черты всех перечисленных типов манипуляторов, но бывает, что доминируют признаки одного из типов, и тогда черты данного типа манипуляторов преобладают в его поведении.

Для того чтобы не попадаться на удочку манипуляторам в личностном общении, желательно знать их характерные черты и основные типы манипуляций. Главным способом противостояния является полный контроль информации, исходящей от любого человека, т. е. любой человек это противник (в положительном смысле этого слова, т. е. - другой), обладающий своим целостным «я», имеющий свои интересы, убеждения и волю, и его надо воспринимать с большой долей критичности, оставаясь на почве реальности. Чтобы избежать манипулятивной «ловушки» необходимо проверить аргументы собеседника, получить максимум информации о возможных способах решения проблемы, анализировать доводы, проверять законность источников аргументов, уметь твердо отстаивать свои интересы, словом, быть и оставаться индивидуальностью. Если говорить о политическом и идеологическом (мировоззренческом) манипулировании, то здесь задача противодействия манипулированию, в первую очередь, должна решаться с помощью законодательных мер: осознание и формулирование проблемы негативного влияния манипулирования на государственном уровне; принятие закона «О противодействии манипулированию» и т. п. Кроме того необходима активизация этического дискурса и общественной позиции: создания моральных установок относительно применения технологий манипулирования,

134

Конференц-зал

связанного с обесцениванием прошлого социального опыта страны, искажением исторических фактов. Необходимо проведение гражданских кампаний и образовательных проектов, связанных с актуализацией темы безнравственности и недопустимости использования скрытого управления и направленных на вовлечение общества в противодействие манипулированию.

1. Баукин А.В. Манипулирование сознанием: опыт

социально-философского анализа.Дисс. на соиск. уч. ст. кандидат философских наук: 09.00.11. М.: 2007. - 370 с.

2. Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью. Изд-во «Алгоритм», Формат PDF. 1999. - 162 с.

3. Доценко Е. П. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита М.: Изд-во МГУ 1997. - 344 с.

4. Зелинский С.А. Способы манипулирования психическим сознанием человека. СПб.: Скифия, 2008. - 248 с.

5. Кандыба В.М. Речевые психотехники М.: Лань, 2002. -

382 с.

6. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием М.: Изд-во Эксмо, 2003.- 832 с.

7. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация - М.: Изд-во института Психиатрии, 2000. - 190 с.

8. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. М.: Изд-во «Речь». - 256 с.

9. Соснин В.А., Лунев П.А. Как стать хозяином положения: анатомия эффективного общения. М.: Издат.центр «Академия» Институт психологии Ран, 1996. - 220 с.

10. Шостром Э. Анти-Карнеги или человек манипулятор / перевод с англ. Малышевой. А.М.: ТПЦ «Полифакт», 1992. - 128 с.

1. Baukin A.V Manipulirovanie soznaniem: opyt social’no-filosofskogo analiza.Diss. na soisk. uch. st. kandidat filosofskix nauk: 09.00.11. M.: 2007. - 370 s.

2. Grachev G., Mel’nik I. Manipulirovanie lichnost’yu. Izd-vo «Algoritm», Format PDF. 1999. - 162 s.

3. Docenko E.P. Psixologiya manipulyacii: fenomeny,

mexanizmy i zashhita M.: Izd-vo MGU, 1997. - 344 s.

4. Zelinskij S.A. Sposoby manipulirovaniya psixicheskim soznaniem cheloveka. SPb.: Skifiya, 2008. - 248 s.

5. Kandyba V.M. Rechevye psixotexniki M.: Lan’, 2002. -

382 s.

6. Kara-Murza S.G. Manipulyaciya soznaniem M.: Izd-vo E’ksmo, 2003. - 832 s.

7. Pankratov V.N. Manipulyacii v obshhenii i ix nejtralizaciya - M.: Izd-vo instituta Psixiatrii, 2000. - 190 s.

8. Sidorenko E.V. Trening vliyaniya i protivostoyaniya vliyaniyu. M.: Izd-vo «Rech’». - 256 s.

9. Sosnin V. A., Lunev P. A. Kak stat’ xozyainom polozheniya: anatomiya e’ffektivnogo obshheniya. M.: Izdat.centr «Akademiya» Institut psixologii Ran, 1996. - 220 s.

10. Shostrom E’. Anti-Karnegi ili chelovek manipulyator / perevod s angl. Malyshevoj. A.M.: TPC «Polifakt», 1992. - 128 s.

manipulation as a form of «soft» power

Romanova Kira Stepanovna,

Institute of Philosophy and Law,

Ural Branch of Russian Academy of Sciences, Candidate of philosophy, associate professor, senior researcher,

Ekaterinburg, Russia,

E-mail: [email protected]

Annotation

The article considers the problem of manipulating people through various means, methods and technologies of information and psychological influence, which has become quite widespread phenomenon in everyday life, economic competition and political struggle, and represents a major threat information and psychological security of a person in modern conditions of development of Russian society. The essence of manipulation of people, stands out as a hidden soft psychological coercion of individuals, needed for a ruling entity direction to meet their interests or goals.

It is shown that the secret coercion of a person as a particular way of control is used at all levels of social interaction of people from interpersonal communication to mass communication and common to different historical conditions. The author reveals the content and structure of manipulative influence as a form of «soft power» describes its specific forms, methods and technologies.

Key words:

manipulation, form, «soft power», the method, technology, ways of combating manipulation.

135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.