УДК 371.123.+3 77.12 ББК Ч421.421
Э. Ф. Зеер, С. А. Морозова, Э. Э. Сыманюк
Екатеринбург, Нижний Тагил, Екатеринбург
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ — ИНТЕГРАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО СУБЪЕКТА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГСНТИ 14.37.27 Код ВАК 13.00.01
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональная мобильность; инновационная деятельность; структурно-функциональный анализ; ключевые качества; диагностирующий семинар-тренинг.
АННОТАЦИЯ. Рассмотрен структурно-функциональный анализ инновационной деятельности педагогов колледжа, определены основные характеристики их профессиональной мобильности. Предметом исследования является создание, освоение и использование инноваций в образовательной практике. Целью опытно-поисковой работы стало определение состава ключевых качеств профессиональной мобильности и разработка эффективной технологии их формирования.
E. F. Zeer, S. A. Morozova, E. E. Symaniuk
Ekaterinburg, Nizhny Tagil, Ekaterinburg
PROFESSIONAL MOBILITY AS AN INTERGRAL QUALITY OF THE SUBJECT OF INNOVATIVE ACTIVITY
KEY WORDS: professional mobility; innovative activity; structural functional analysis; key qualities; diagnostic seminar-training.
ABSTRACT. On the basis of structural functional analysis of college teachers’ innovative activity the basic characteristics of their professional mobility are identified. The subject of the investigation is creation, assimilation and implementation of innovations into teaching practice. The aim of the research is to specify key qualities of professional mobility and work out a technology of their formation.
Модернизация российского образования в современных социально-экономических условиях ориентирована на развитие инновационной деятельности образовательных учреждений. Образовательная система в современных условиях должна удовлетворять важнейшему принципу — принципу инновационности, который обеспечивает высокий уровень подготовки профессиональных кадров, стимулирует внедрение и развитие новых педагогических технологий в учебный процесс и качественно меняет отноше-
ние педагога к процессу обучения и самообучения. Одним из педагогических условий создания инновационного пространства образовательного учреждения является развитие профессиональной мобильности педагогов.
В последние годы в научно-педагогических работах все чаще встречаются термины «мобильность», «академическая мобильность», «социально-профессиональная мобильность», «образовательная мобильность» и др. Неуклонно возрастающий сегодня интерес к мобильности со стороны отечественной
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект Ы1 11-06-01030а. © Зеер Э. Ф., Морозова С. А., Сыманюк Э. Э., 2011
педагогической науки вполне закономерен и оправдан, поскольку современное общество нуждается в специалистах, готовых к изменениям, подготовленных к педагогической деятельности в постоянно изменяющихся условиях — социальных, экономических, профессиональных и др. Только такие специалисты могут успешно реализовать в современном обществе его модернизацию, а также обеспечить его стабильное развитие и интеграцию в мировое образовательное пространство.
Исследование проблем профессиональной мобильности педагогов является не просто данью очередной моде, а объективной необходимостью, усиливающей эффект образовательных инноваций. При этом особо следует подчеркнуть специфику педагогического аспекта проблемы, суть которого заключается в формировании профессиональной мобильности специалиста как фактора инновационного развития образовательного учреждения.
Успешность инновационного развития образовательного учреждения определяется готовностью педагогических работников к гибкому, мобильному реагированию на постоянно изменяющиеся потребности общества, рынка труда, развивающиеся социально-экономические технологии и непрерывно обновляющуюся информацию.
Исследование профессиональной мобильности педагогов, выступающей как главное условие инновационного развития профессионального образовательного учреждения, обусловливает уточнение его понятия, определение психолого-педагогических характеристик мобильной личности, нахождение эффективных технологий развития профессиональной мобильности.
Термин «мобильность» (подвижность) широко используется в социологической, психологической, педагогической и экономической науках.
В социологии под социальной мобильностью понимается переход индивида или общественной группы из одной социально-профессиональной позиции в другую, их продвижение к более высокому социально-профессиональному статусу, а также перемещение
к более низким иерархическим позициям. В социологии различают также, помимо вертикальной мобильности, — горизонтальную, обусловленную перемещениями в рамках одной социальнопрофессиональной группы.
Академическая мобильность в профессиональном образовании означает возможности обучающихся к реализации многовариантных образовательных траекторий, сопряженных уровней профессиональной подготовки. Обеспечение академической мобильности — одно из важных положений Болонской декларации.
В психологии мобильность личности понимается, как способность человека быстро реагировать на изменяющиеся условия, а также внутренне перестраивать, изменять свою психическую структуру: ценностные ориентации, мотивы, установки, отношения.
В профессиональной педагогике мобильность рассматривается в следующих измерениях:
• социально-экономическом — как готовность и способность адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда;
• профессиологическом — достаточно быстро и успешно осваивать новую технику и новые технологии в рамках одной профессии, статусные перемещения в пространстве профессиональной иерархии, а также при необходимости овладевать смежными и новыми профессиями;
• педагогической инноватики — как деятельность по созданию, освоению и использованию нововведений в образовании.
Последняя функция профессиональной мобильности как важный фактор инноваций в образовании является предметом нашего исследования.
Исследователи профессиональной мобильности человека, анализируя сущность этого феномена, отмечают его интегративный характер, объединяющий знания, умения, опыт, ценностносмысловую направленность, личностные качества в единое целое и обеспечивающий высокий уровень профессиональных достижений (А. А. Деркач, Л. А. Амирова, Л. В. Горюнова, Л. М. Ми-
тина, В. А. Мишенко, Б. М. Игошев и др.). В целом следует отметить единообразие ученых в оценке сущности профессиональной мобильности. При характеристике же ее структуры наблюдаются большие расхождения.
Л. А. Амирова выделяет в профессиональной мобильности четыре основных системных компонента: активность, готовность, адаптивность и креативность [1. С. 23]. Л. В. Горюнова — ключевые компетентности, самореализацию, преобразование человеком самого себя и профессиональной среды [2. С. 116]. Б. М. Игошев в качестве характеристик профессиональной мобильности выделил открытость ко всему новому, активность, адаптивность, коммуникативность и креативность [4. С. 23]. В. А. Мищенко объединяет в профессиональную мобильность следующие три компонента: мотивационный, когнитивно-компетентностный и рефлексивно-оценочный [6. С. 38].
Различия в структурных составляющих профессиональной мобильности исследователей обусловлены исходными теоретическими положениями и практической направленностью. В нашем исследовании профессиональная мобильность рассматривается как фактор инновационного развития образовательного учреждения, и поэтому ее структура будет иной. Отсюда следует основная задача по определению структуры профессиональной мобильности педагогов.
Чтобы определиться со структурными компонентами профессиональной мобильности как фактора, обусловливающего успешность субъекта инновационной деятельности, необходимо ее проанализировать / дать пси-холого-педагогический анализ.
Каковы же психолого-педагогиче-ские составляющие субъекта инновационной деятельности?
Под инновационной деятельностью в образовании нами понимается педагогическая деятельность, направленная на превращение результатов законченных научных исследований и разработок, иных научно-технических достижений, объектов интеллектуальной собственности, в новый или усовершен-
ствованный продукт, реализуемый на рынке образовательных услуг. Этот процесс должен соответствовать экономическим условиям рынка труда, его образовательных продуктов и услуг. Исходя из этого, педагогическая инновация представляет собой результат инновационной деятельности субъекта, обеспечивающий получение нового образовательного эффекта, включающего экономические, управленческие, социальные, экологические, здоровьесберегающие и иные аспекты.
Для нашего анализа большое значение имеет трактовка субъекта деятельности Б. Ф. Ломовым. Особое внимание он обращал на то, что различные функции психики — когнитивная, регулятивная, коммуникативная — при высшем уровне психического отражения соответственно перерастают в свойства субъекта в их двойственном значении. «Когнитивная функция только на уровне сознания выступает как познание в полном смысле этого слова, т. е. как активное целенаправленное приобретение знаний» [5, С. 184]. Данная функция реализуется в различных видах деятельности субъекта и определяет их уровень: самодетерминации, саморегуляции, самоорганизации и т. п., а также становление самого субъекта деятельности.
Регулятивная функция на уровне сознания проявляется как произвольность и реализуется в волевой регуляции деятельности (деятельности самосознания в том числе), определяет процесс развития субъекта самосознания и деятельности.
Коммуникативная функция при высшем уровне психического отражения реализуется через возможность развития качественно своеобразных форм человеческого общения, и вместе с тем в процессе общения развивается само идеальное отражение, т.е. происходит становление общения.
Основываясь на этих концептуальных положениях, можно считать, что основными структурными характеристиками субъекта инновационной деятельности являются:
• когнитивная, в которой реализуются функции познания, отражения
объективной природной и социальной реальности и которая включает в себя когнитивные процессы: восприятие, память, внимание, мышление и др.;
• регулятивная, включающая в себя эмоционально-волевые процессы и обеспечивающая способность субъекта к саморегуляции деятельности, самоконтролю и воздействию на поведение других людей;
• коммуникативная, реализующаяся в общении и взаимодействии с другими людьми.
Эти три компонента и легли в основу структурно-функционального анализа субъекта инновационной деятельности.
Рассмотрим когнитивную компоненту инновационной деятельности субъекта. Инновационная деятельность реализуется во многом благодаря имеющейся у субъекта социально-психологической установке к ней. Психологическая готовность к рассматриваемой деятельности представляет собой целостный психологический феномен, единство когнитивного (знания инноваций, способов их применения и др.), аффективного (положительное отношение к инновациям, эмпатия, преобладание положительных эмоций в сфере профессиональной деятельности и т. д.) и конативного (деятельностного) компонентов. Каждый из этих компонентов обеспечивает инновационную активность и позволяет преодолеть у исполнителей (в нашем случае — педагогов) предубеждение к нововведениям [3. С. 41—50].
При переходе от традиционной, нормативно заданной педагогической деятельности к инновационной ведущее значение принадлежит смысловой установке — готовности к нововведениям: педагог должен найти личностный смысл в данной конкретной инновации. Эта мотивационная установка побуждает педагога к поиску изменения устоявшихся путей (способов) выполнения педагогической деятельности или освоения предлагаемой (кем-то разработанной) инновации.
Важным конструктом когнитивной компоненты является креативность, которая проявляется в творческом пре-
образовании нормативно заданной деятельности. Ведущий исследователь креативности П. Торренс определил ее как проявление чувствительности к неопределенности ситуаций, осуществление поиска решения нетривиальных проблем и оформление результатов решения.
Наряду с креативностью важным условием реализации инновационной деятельности выступает интеллектуальная лабильность (гибкость) — стержневое психическое свойство мобильности. Оно выражается в способности корректировать содержание и процесс деятельности в соответствии с проблемной ситуацией. Интеллектуальная лабильность позволяет преодолеть когнитивную и мотивационную ригидность. Проявляется также в толерантности к неопределенности. Интеллектуальная лабильность противоположна ригидности, которая характеризуется как неспособность к нововведениям.
Следующей структурной составляющей субъекта инновационной деятельности является регулятивная — согласование инновационной активности с внешними обстоятельствами. Эта активность выводит педагога за рамки устоявшейся ситуации и становится фактором надситуативной активности, которая детерминирует преобразовательную, конструктивную, инновационную деятельность и выполняет функцию преодоления нормативно заданной деятельности. Эта компонента проявляется в сверхнормативной профессиональной активности, которая выполняет основную регуляторную функцию инновационной деятельности субъекта и тесно связана с его волевой направленностью.
К конструктам регуляции инновационной деятельности относится также рефлексия. Рефлексия формируется и развивается при выполнении действий контроля и оценки инновационной деятельности и сопровождается эмоциональным переживанием.
В психологическом плане рефлексия является условием глубокого осознания, критического анализа и совершенствования инновационной деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам регуляции деятельности позволяет выделить также следующие конструкты регулятивной компоненты субъекта инновационной деятельности: индивидуальный
стиль деятельности, самоконтроль, саморегуляцию, самостоятельность и ответственность.
Большое значение для реализации инновационной деятельности имеет коммуникативная компонента. В ее структуре выделяют три процесса: интеракцию, социальную перцепцию и межличностную коммуникацию. Под интеракцией понимается социальное взаимодействие субъектов инновационной деятельности. Для согласования индивидуальных особенностей педагогов образовательного учреждения, их позиций, норм профессионального поведения они должны обладать способностью к коммуникативной интеграции. Этот конструкт характеризует способность субъекта инновационной деятельности согласовывать свои ценностные ориентации, установки, мотивы с участниками инновации, отстаивать их корпоративные интересы. К психологическим характеристикам этого конструкта относится эмоциональная общность (идентификация), организованность, дисциплинированность, сработанность и др.
Следующим конструктом коммуникативной компоненты является социальная перцепция — восприятие, понимание и оценка социальной ситуации, обусловленной инновационными процессами. Результатирующим качеством проявления социальной перцепции является перцептивная адекватность, которая проявляется в инновационной фасилитации. Этот феномен характеризует усиление профессиональной активности в присутствии других членов группы и проявляется в актуализации энергичности, инициативности, креативности, самоэффективности и др.
Интегративным качеством межличностной коммуникации является коммуникабельность — способность эффективно взаимодействовать в процессе совместной инновационной деятель-
ности с целью удовлетворения своих мотивов и потребностей.
Таким образом, коммуникативная компонента включает следующие структурные составляющие: социальнокоммуникативную интеграцию, инновационную фасилитацию и коммуникабельность.
Проведенный структурно-функциональный анализ субъекта инновационной деятельности позволил выделить три его базовые компоненты: когнитивную, регулятивную и коммуникативную. Эти три характеристики стали основой отбора качеств субъекта инновационной деятельности.
В качестве критериев отбора профессионально важных качеств, адекватных компонентам инновационной деятельности, характеризующих профессиональную мобильность, выступили их диагностичность, смысловая определенность, инновационная направленность, метапрофессиональный характер и формируемость качества. Результатом нашего эмпирического анализа стала психолого-педагогическая структура взаимосвязи инновационной деятельности и профессиональной мобильности, отраженные в табл. 1.
Для установления значимости этих 25 ключевых качеств профессиональной мобильности, обусловливающих инновационную деятельность, было проведено анкетирование педагогов Нижнетагильского профессиональнопедагогического колледжа им. Н. А. Демидова — слушателей программы повышения квалификации «Менеджмент образования» (72 часа). В исследовании приняли участие 51 человек в возрасте от 25 до 55 лет. Среди участников опроса были преподаватели гуманитарных, естественно-математических, специально-профессиональных дисциплин, а так- же мастера производственного обучения.
В анкете был представлен перечень качеств профессиональной мобильности педагогов (см. табл. 1). Слушателям было предложено оценить каждое качество по уровню его значимости для реализации инноваций в профессиональном образовании: «весьма значимо» — 3 балла, «значимо» — 2 балла,
«не значимо» — 1 балл. В табл. 2 представлены средние значения баллов, полученных по каждому оцениваемому качеству.
Анализ результатов опроса показал, что выбор приоритетных качеств по уровню их значимости для субъектов инновационной деятельности не зависит от принадлежности к группе учеб-
ных дисциплин и стажа работы. Среди качеств, имеющих наибольшую значимость для профессиональной мобильности педагогов, отмечены смысловая установка (готовность к нововведениям), интеллектуальная лабильность (пластичность), сверхнормативная активность, креативность (способность к творчеству), рефлексивность.
Таблица 1
Взаимосвязь структурных составляющих инновационной деятельности и профессиональной мобильности
Компоненты инновационной деятельности Качества субъекта инновационной деятельности Эмпирические индикаторы профессиональной мобильности
Когнитивная компонента • смысловые установки; • креативность; • интеллектуальная лабильность • способность к творчеству; • пластичность; • готовность к нововведениям; • интеллектуальная познавательная способность; • прогностичность; • любознательность; • инициативность
Регулятивная компонента • надситуативная активность; • рефлексия; • индивидуальный стиль деятельности; • саморегуляция • сверхнормативная активность; • самостоятельность; • организованность; • стремление к успеху; • требовательность; • энергичность; • самоэффективность; • уверенность в себе; • самоконтроль; • дисциплинированность; • интернальность; • саморегуляция
Коммуникативная компонента • социально-коммуникативная интеграция; • инновационная фасилитация; • коммуникабельность • коммуникативность; • толерантность; • рефлексивность; • адаптивность; • дружелюбие; • ответственность
Таблица 2
Уровень значимости качеств профессиональной мобильности педагогов СПО для инновационной деятельности
Профессионально-мобильные качества педагогов Уровень значимости для инновационной деятельности
Средний балл Ранг значимости
Адаптивность(приспособляемость) 1,0 13
Готовность к нововведениям 1,45 1
Дисциплинированность 0,96 14
Дружелюбие 0,55 25
Инициативность 1,1 6-7
Интеллект(познавательные способности) 1,1 6-7
Интеллектуальная лабильность 1,27 4
Коммуникативность 0,86 20
Креативность (способность к творчеству) 1,41 2
Любознательность 0,94 15-16
Окончание таблицы 2
Профессионально-мобильные качества педагогов Уровень значимости для инновационной деятельности
Средний балл Ранг значимости
Организованность 1,04 9-11
Ответственность 1,08 8
Прогностичность (умение предвидеть) 1,04 9-11
Рефлексивность (отражение своей деятельности) 1,16 5
Самоконтроль 0,9 18-19
Саморегуляция 0,66 23
Самостоятельность 1,04 9-11
Самоэффективность 0,63 24
Сверхнормативная активность 1,33 3
Склонность к риску 0,92 17
Стремление к успеху 0,94 15-16
Толерантность к неопределенности 0,75 21-22
Требовательность 1,02 12
Уверенность в себе 0,75 21-22
Энергичность 0,9 18-19
Эти пять доминантных качеств профессиональной мобильности субъекта инноваций имеют собственную внутреннюю структуру, разнонаправ-лены и относительно равновесны. Так, если сверхнормативная активность неадекватно завышена, происходит «блокирование» интеллектуальной лабильности, смысловая установка и креативность также взаимосвязаны.
Таким образом, в результате структурно-функционального анализа были установлены основные (ключевые) компоненты профессиональной мобильности педагогов, которые легли в основу ее развития. Институциональной формой решения этой задачи стал диагностирующий семинар-тренинг, который включал проведение установочного семинара, развивающую диагностику, тренинги развития и разработку инновационных проектов.
Сформированные в процессе проведения этого семинара-тренинга ключевые характеристики профессиональной мобильности педагогов актуализирова-
ли инновационную деятельность колледжа. Основными направлениями реализации инноваций стали следующие образовательные технологии:
• освоение инновационных форм и методов развития профессиональных компетенций;
• разработка инновационных проектов;
• выявление инновационных учебнопрофессиональных ситуаций и составление творческих комплексных заданий для обучающихся;
• самоанализ и самооценка профессионально-личностного развития;
• рефлексивный анализ инновационной деятельности.
В заключение можно констатировать, что структурно-функциональный анализ профессиональной мобильности педагогов позволил выявить ее основные характеристики, которые стали основой разработки методики диагностики профессиональной мобильности, технологий ее развития и актуализации образовательных инноваций в колледже.
ЛИТЕРАТУРА
1. АМИРОВА Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Уфа, 2009.
2. ГОРЮНОВА Л. В. Научно-педагогические проблемы развития профессиональной мобильности специалистов. Ростов н/Д, 2005.
3. ЗЕЕР Э. Ф., КОНЮХОВА Е. Т. Психологические факторы влияния установки педагогов на инновационную деятельность // Образование и наука. 2010. № 4.
4. ИГОШЕВ Б. М. Системно-интегральная организация подготовки профессионально мобильных кадров в непрерывном педагогическом образовании : автореф. дис. . д-ра пед. наук. Екатеринбург, 208.
5. ЛОМОВ Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
6. МИШЕНКО В. А. Профессиональная мобильность как одно из основных психологопедагогических качеств будущего специалиста // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2009. № 3(60).
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Т. А. Сутырина