Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации среднего специального образования'

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации среднего специального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
461
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД / СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО- / ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT / SOCIALIZATION / ADAPTATION PERIOD / SENIOR ADOLESCENCE / A PROGRAM OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кустова Е. И.

В статье рассматривается психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в среднем специальном учебном заведении. Освещается процесс социализации личности как итог психолого-педагогической работы. Рассматриваются его феноменологические компоненты: содержательные характеристики, источники, факторы и механизмы. Приводятся данные эмпирического исследования результатов психолого-педагогического сопровождения обучающихся I курса лицея. Показана эффективность мероприятий психолого-педагогического сопровождения по преодолению сложностей адаптационного периода при начале обучения в среднем специальном учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кустова Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the psychological and pedagogical support of students in an average special educational institution. The process of socialization of the individual is described as the result of psychological and pedagogical work. We consider its phenomenological components: content characteristics, sources, factors and mechanisms. The data of empirical research of the results of psychological and pedagogical support of the first year students of the lyceum are given. The effectiveness of measures of psychological and pedagogical support for overcoming the difficulties of the adaptation period at the beginning of education in an average special educational institution is shown

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации среднего специального образования»

УДК 37.015.3 : 377

Е. И. Кустова

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации среднего специального образования

В статье рассматривается психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в среднем специальном учебном заведении. Освещается процесс социализации личности как итог психолого-педагогической работы. Рассматриваются его феноменологические компоненты: содержательные характеристики, источники, факторы и механизмы. Приводятся данные эмпирического исследования результатов психолого-педагогического сопровождения обучающихся I курса лицея. Показана эффективность мероприятий психолого-педагогического сопровождения по преодолению сложностей адаптационного периода при начале обучения в среднем специальном учебном заведении.

The article deals with the psychological and pedagogical support of students in an average special educational institution. The process of socialization of the individual is described as the result of psychological and pedagogical work. We consider its phenomenological components: content characteristics, sources, factors and mechanisms. The data of empirical research of the results of psychological and pedagogical support of the first year students of the lyceum are given. The effectiveness of measures of psychological and pedagogical support for overcoming the difficulties of the adaptation period at the beginning of education in an average special educational institution is shown.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, социализация, адаптационный период, старший подростковый возраст, программа психолого-педагогического сопровождения.

Key words: psychological-pedagogical support, socialization, adaptation period, senior adolescence, a program of psychological and pedagogical support.

Психолого-педагогическое сопровождение (ППС) обучающихся в период их нахождения в образовательных организациях разного уровня: дошкольного, школьного, профессионального образования предполагает помощь в адаптации к образовательной среде и благоприятную социализацию, т. е. принятие социальной ситуации развития.

Многие авторы (И.В. Дубровина, М.Р. Биятнова, Е.И. Казакова и др.), занимающиеся в том или ином ключе исследованием вопросов психолого-педагогического сопровождения, считают, что данный вид социализующих воздействий основывается на помощи человеку в преодолении актуальных для него проблем в развитии таким образом,

© Кустова Е. И., 2018

когда он самостоятельно делает какие-либо выводы и принимает ответственное решение, психолог только обучает принятию решений.

Для того чтобы выделить основные направления работы по психолого-педагогическому сопровождению, необходимо определить основные содержательные компоненты самого процесса социализации как требуемого итога всей психолого-педагогической работы.

Социализация, как процесс планомерно поступательного включения личности в общество, осуществляется посредством обучения и воспитания, результатом чего является овладение и принятие установленных в данном обществе норм поведения, мотивов и ценностей.

В современной науке вопросы социализации личности, сущность и содержание этого процесса рассматриваются в работах Г.М. Андреевой, И.С. Кона, А.В. Мудрика, Д.И. Фельдштейна и многих других ученых.

К феноменологическим компонентам процесса социализации относятся [2]:

- содержательные характеристики социализации:

а) усвоение социальных норм и правил;

б) формирование социальных установок и убеждений;

в) вхождение и приобщение индивида в систему социальных связей;

г) формирование Я-концепции личности;

д) обучение формам поведения, принятым в обществе;

е) вхождение в социальные группы и взаимодействие с их членами.

- источники социализации:

а) передача культуры и социально-исторического опыта общества через социальные институты (семью, систему дошкольного образования, среднюю школу, вуз, средства массовой информации и др.);

б) взаимное влияние людей в процессе общения и деятельности.

- факторы социализации:

а) любые материальные объекты социальной среды, которые присутствуют в жизни человека и являются для него личностно значимыми (жилищные, бытовые, финансовые и др.);

б) психологические особенности людей, социально значимых для человека и окружающих его в жизни (семья, друзья, родственники и т.п.).

- механизмы социализации:

1) подражание (повторение): дети подражают взрослым, подчиненные - руководителям. Моды, традиции и ритуалы основаны на подражании;

2) противопоставление - это противостояние происходит в душе каждого человека, который выбирает одну из нескольких моделей поведения;

3) приспособление - процесс борьбы идей и людей, при котором происходит их адаптация друг к другу с достижением согласия и компромисса;

4) имитация, идентификация - осознание принадлежности к той или иной общности;

5) стыд - индивидуальный контроль;

6) вина - социальный контроль;

7) импритинг - запечатление на подсознательном уровне особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов;

8) экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами;

9) рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.

Опираясь на вышеперечисленное содержание процесса социализации, в образовательных учреждениях реализуются программы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся.

Так, в 2016-2017 году в Ижорском политехническом лицее Колпинского района г. Санкт-Петербурга проводилась диагностика эффективности психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

В эксперименте приняли участие 60 подростков в возрасте 1417 лет.

Основной контингент обучающихся в средних специальных учебных заведениях соответствует возрасту 14-17 лет, называемому «старший подростковый возраст», или «ранняя юность».

Этот период может быть охарактеризован следующим образом [1].

1. Продолжает формироваться самосознание: представление о себе самом, самооценивание своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств.

2. Происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность самовоспитания.

3. Возрастает волевая регуляция.

4. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная деятельность.

5. Основным мотивом познавательной деятельности является

приобретение профессии.

6. Возрастает концентрация внимания, объем памяти, логическое понимание учебного материала, продолжает формироваться абстрактно-логическое мышление.

7. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах.

8. Формируется собственное мировоззрение как целостная система взглядов, знаний, убеждений. Может появиться своя жизненная философия в виде увлечения псевдонаучными теориями, создания собственных теорий жизни, любви, политики. В суждениях проявляется максимализм.

9. Появляется стремление к самоутверждению, независимости, оригинальности.

10. Появляется подростковый негативизм: пренебрежение к советам старших, критиканство, проявление недоверия.

11. Возникает сухой рационализм, практицизм.

12. Отсутствует подлинная самостоятельность, наблюдается

подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и

конформизм по отношению к сверстникам.

13. Завершено половое созревание. Формируется отношение к

зарождающимся сексуальным желаниям.

14. Возникает первое чувство любви, дружбы.

15. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы.

Успех социализации старших подростков зависит от успеха в

ведущей деятельности - учебе, от причисления себя к определенной рефрентной группе, удовлетворенности собой, активности поведения и уровня тревоги, характеристики соматического здоровья.

Таким образом, целью психолого-педагогического сопровождения обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования является обеспечение профессионально-личностного развития студентов.

Исходя из этого, программа психолого-педагогического сопровождения Ижорского профессионального лицея имеет следующие направления.

1. Адаптация первокурсников.

Целью данного направления являются мероприятия, способствующие повышению социально-психологической адаптации в ученическом коллективе, изучение и повышение положительной мотивации учения, формирование сплоченности ученического коллектива.

2. Формирование смысло-жизненных ценностей обучающихся.

Этот блок социально-психологической работы посвящен

содействию старшим подросткам в определении и нахождении способов достижения жизненных целей, формировании стремления к ведению здорового образа жизни, профилактике девиантного поведения.

3. Развитие профессионального самоопределения.

Работа по этому направлению направлена на формирование профессиональных целей и задач. Для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда молодой человек, в первую очередь, должен изучить свои собственные личностные качества и

способности, так как выстроить адекватную Я-концепцию, в рамках которой формируется профессиональное будущее.

Таким образом, социально-психологическая работа затрагивает основные моменты социализации личности в период ранней юности.

Формы работы по этим направлениям заключаются в проведении тренинговой, диагностической и просветительской работе с обучающимися.

Для оценки эффективности работы по психолого-педагогическому сопровождению на 1 этапе был проведен диагностический констатирующий эксперимент с помощью методик: многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» для определения личностного адаптационного потенциала на трех уровнях адаптации; для изучения коммуникативных и организаторских способностей использовалась методика «КОС-2».

Второй этап исследования заключался в непосредственном проведении мероприятий психолого-педагогического сопровождения в течение учебного года.

Формы работы по психолого-педагогическому сопровождению представлены в табл. 1.

Таблица 1

Формы работы по психолого-педагогическому сопровождению

Направления Студенты Педагоги Родители

Диагностика Изучение Изучение Особенности

затруднении в затруднений в родительско-

учебной педагогической детских семейных

деятельности; деятельности; отношений;

изучение изучение изучение

удовлетворенности качеством учебной удовлетворенности качеством удовлетворенности эффективностью

деятельности профессиональной деятельности учебной деятельности

Коррекция и Тренинги и ролевые Психолого- Родительские

развитие игры педагогические лекции и семинары классные часы и индивидуальные консультации

Психологическое Учебные курсы по По запросам По запросам

просвещение психологии кураторов групп

Проблемное Индивидуальные запросы

консультирование

Научно- Изучение Изучение проблем Изучение вопросов

исследовательск индивидуально- профессионального семейного

ая деятельность личностных характеристик обучающихся выгорания, конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе воспитания

На третьем этапе с помощью тех же методик с помощью метода констатирующего эксперимента изучалась эффективность психолого-педагогической работы на уровне личностных изменений обучающихся.

Динамический анализ изменения данных психологического обследования с помощью многоуровневого личностного опросника (МЛО) «Адаптивность» А. Г. Маклакова показывает изменение в сторону развития адаптационных способностей (табл. 2).

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты лонгитюдного исследования адаптивности первокурсников в начале и в конце года

Коммуникативный Моральная Поведенческая

потенциал нормативность регуляция

I курс До После До После До После

ППС ППС ППС ППС ППС ППС

М±т М±т М±т М±т М±т М±т

1 гр., п=20 14,7±0,9 17,1±0,9 9,0±0,6 11,7±0,6 28,2±2,6 30,7±2,5

2 гр, п=20 14,9±1,3 17,4±1,2 11,0±1,2 13,7±0,8 33,9±3,3 36,2±3,4

3 гр., п=20 13,9±1,7 16,4±1,3 10,1±1,6 12,46±1,1 29,8±4,9 31,3±6,2

На рис. 2 приведены средние значения данных обследования обучающихся на I курсе в начале и конце учебного года.

Рис. 2. Результаты средних значений данных обследования студентов I курса в начале и в конце года с помощью методики МЛО «Адаптивность» (ряд 1 - начало учебного года; ряд 2 - конец учебного года; ряд 3 - популяционные нормы для лиц данной возрастной группы по Л.Н. Собчик)

Результаты проведенного обследования свидетельствуют о недостаточно сформированных адаптационных способностях студентов, только поступивших в лицей. После проведенных

мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению данные изменяются на достоверном уровне различий: МН: р<0,05; ПР: р<0,01; КП: р<0,01.

Эти показатели рассматриваются в качестве критериев успешности проведения мероприятий по социально-психологическому сопровождению первокурсников.

Одной из важных проблем, возникающих у обучающихся 1-го года обучения, является проблема коммуникативных затруднений, возникающих при общении. Основной задачей психолого-педагогического сопровождения является развитие и формирование умений продуктивно и бесконфликтно общаться со сверстниками и педагогами, грамотно и развернуто выражать свою мысль при ответах на занятиях.

Анализ результатов коммуникативных тренингов свидетельствует о том, что под их воздействием формируются необходимые умения и навыки (табл. 3).

Таблица 3

Результаты лонгитюдного исследования коммуникативного потенциала первокурсников в начале и в конце года

I курс Коммуникативные способности (до выполнения упражнений тренинга) Коммуникативные способности (после выполнения упражнений тренинга)

1 гр., п=20 53±0,04 55±0,04

2 гр., п=20 56±0,03 57±0,05

3 гр., п=20 47±0,07 47±0,06

В ходе лонгитюдного исследования была обнаружена позитивная динамика показателей коммуникативного потенциала после выполнения серии тренингов и деловых игр.

Апробированная система работы по организации и проведению психолого-педагогического сопровождения показала свою эффективность на достоверном уровне: эмпирическое лонгитюдное исследование выявило повышение адаптационных возможностей обучающихся на 31 %, коммуникативных умений и навыков на 28 % за I курс обучения.

Таким образом, все мероприятия психолого-педагогического сопровождения по преодолению сложностей адаптационного периода при начале обучения позволяют выявить проблемные зоны и провести коррекционные и профилактические мероприятия.

Список литературы

1. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2009.

2. Кустова Е.И. Межличностное общение и коммуникации: учеб. пособие. -СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016.

3. Кустова Е.И., Казанская В.Г. Особенности личности учащихся среднего профессионального образования // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - СПб., 2016. - №4.

Статья поступила: 20.11.2018. Принята к печати: 12.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.