66/2010
Вестник Ставропольского государственного университета
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТАНОВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ
ЯЗЫКАМ
Л. К. Гейхман, Э. И. Клейман
PEDAGOGICAL SUPPORT OF EDUCATIONAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCES DEVELOPMENT IN DISTANT TEACHING FOREIGN LANGUAGES
Geikhman L. K., Kleiman E. I.
The article considers the problems dealing with psychological-pedagogical support of students' educational and communicative competences development at the initial stage of learning, as an educational process component having the key value for the development of professional-personality characteristics.
Key Words: psychological-pedagogical support, communicative competence, educational process.
В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения процесса становления учебной и коммуникативной компе-тентностей студентов на начальном этапе обучения, как одной из составляющих образовательного процесса, имеющей ключевое значение для развития профессионально-личностных качеств.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, коммуникативная компетентность, образовательный процесс.
УДК 37.018.432.016:811,243
Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности (11).
В стратегии модернизации российского образования заявлено о необходимости реализации компетентностного подхода в образовании. Компетентностный подход в подготовке специалистов предполагает не простую трансляцию знаний, умений и навыков от преподавателя к студенту, а формирование у будущих выпускников профессиональной компетентности.
Качество результата профессиональной подготовки будущего специалиста понимается сегодня как соответствие профессиональной подготовленности выпускника вуза современным «вызовам времени» и рассматривается через понятие «профессиональная компетентность». Профессиональная компетентность включает совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере. Системообразующими компонентами профессиональной компетентности являются учебная и коммуникативная компетентности, которые одновременно являются и ключевыми компетентностями, т. е. необходи-
мыми для любой профессиональной деятельности.
Под учебной компетентностью мы понимаем интегральную способность студента личностно-мотивированно осуществлять эффективную учебную деятельность, основанную на совокупности общеучебных умений, умения принимать решения на основе рефлексии своей деятельности (8). При этом рассматривается следующая компонентная структура учебной компетентности - моти-вационный, операционный и рефлексивный компоненты.
Одним из приоритетов в становлении учебной компетентности, а значит, и в повышении качества образованности студента является целенаправленное развитие общих учебных умений и навыков (далее ОУУН). В нашей работе мы придерживаемся следующего определения: общеучебные умения -это умения учебной деятельности, обладающие свойством широкого переноса действия на все учебные предметы и необходимые для решения учебно-познавательных и профессиональных задач.
Рассматривая особенности рефлексии в учебной деятельности, следует заметить, что в условиях учебной деятельности субъект не просто запоминает, а изобретает приёмы запоминания; он не просто оценивает, а вырабатывает программу поиска; не просто анализирует, а использует приёмы анализа, обобщения и абстрагирования в качестве средств достижения целей - словом производит те операции над операциями, которые характеризуют высший этап интеллекта.
Опираясь на актуальность решения проблемы «научить учиться», понимаемой в широком образовательном контексте ЮНЕСКО, и на методологические основания компетентностного подхода, мы считаем возможным рассматривать учебную компетентность как системообразующую для образовательного процесса, где она проявляется и как средство, и как результат образования.
Социально-экономические условия диктуют жесткие и справедливые требования к качеству профессионального образования, и в общей профессиональной компетентности специалиста все большее место
отводится его коммуникативной компетентности. Это связано и с увеличением числа рабочих мест в системах типа «человек -человек», и с возрастанием гуманитарной составляющей современных производственных технологий, и с глобализацией современной жизни, сопровождающейся ростом межличностных и межкультурных контактов.
Коммуникативная компетентность (или компетентность в общении) представляется наиболее подходящим понятием для определения результатов обучения общению, понимая при этом, что компетентность является интегральной характеристикой человека как субъекта коммуникативной деятельности и выходит далеко за пределы «техники» общения, умения поддерживать контакты и строить поведенческие стратегии. Поэтому она рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия, реализуемых в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия (3).
Овладение коммуникативной компетентностью, понимаемой как цель и планируемый результат обучения, является основой стратегии обучения иностранным языкам в отечественных школах (1, 6, 14, 15) и предполагает овладение иноязычным общением в единстве всех его функции: информационной, регулятивной, эмоционально-оценочной (ценностно-ориентационной) и этикетной, что делает процесс овладения иноязычным общением, даже в ограниченных пределах многослойным, а коммуникативную компетентность - многоаспектной.
Взаимодействие преподавателей и студентов носит особый характер, поэтому важную роль играет психолого-педагогическое сопровождение становления учебной и коммуникативной компетентностей студентов на начальном этапе обучения, имеющее ключевое значение для развития профессионально-личностных качеств. Реализация данного условия предполагает диагностику личностного и интеллектуального развития, оказание помощи в решении проблем самостоятельной учебной деятельности.
Для налаживания самостоятельной работы студенту-первокурснику необходимы
66/2010 Г^
Вестник Ставропольского государственного университета [¡вдН
навыки по ее организации, то есть освоение приемов и техник самоорганизации собственной деятельности (4). Поэтому передача значительной части работы над учебным материалом непосредственно самим студентам предъявляет более высокие психологические требования к уровню их самоорганизации и нуждается в методиках, обеспечивающих диагностику и развитие у студентов соответствующих навыков.
В этом контексте весьма важным в ракурсе гуманистической парадигмы видится обращение ученых к педагогической поддержке личности. "Педагогическая поддержка" рассматривается в современной педагогике как часть образовательного процесса, наряду с другими его составляющими: обучением и воспитанием. Предмет деятельности обучения - передача знаний и способов мышления; предмет воспитания -освоение культурных и социальных норм и ценностей; предмет педагогической поддержки - содействие учащемуся в преодолении трудностей в процессе усвоения знаний и освоения ценностей.
Само понятие «педагогическая поддержка» является относительно новым в отечественной науке об образовании (2). Педагогическая поддержка личности учащегося является функциональным компонентом системы гуманистического образования.
О. С. Газман рассматривал образование как гармоническое единство двух существенно различных процессов - социализации и индивидуализации. Как способ социализации человека, как целенаправленно организованное введение человека в мир социальных норм, ценностей, отношений, способов деятельности, коммуникативных систем образование осмысливает «педагогика необходимости», ставящая ребенка в заранее определенные рамки, рассматривающая его как «предмет воспитания» или «объект обучения».
Будучи способом индивидуализации, образование предстает в качестве процесса, направленного на развитие «самости», на раскрытие его уникальности, на содействие в формировании способности к жизненному самоопределению. Индивидуализация в образовании, - подчеркивал О. С. Газман, -
есть система средств, способствующая осознанию растущим человеком своего отличия от других: своей слабости и своей силы -физической, интеллектуальной, нравственной, рукотворной, творческой. Иначе говоря, речь идет о помощи человеку в личностном самоопределении и самодвижении. В связи с вычленением сферы индивидуализации появляется необходимость выделить особый педагогический процесс, его обеспечивающий, - педагогическую поддержку учащемуся в индивидуальном развитии, обеспечение формирования у него способности самореализовываться в деятельности и общении.
Таким образом, педагогическая поддержка как составляющая образовательного процесса подразумевает:
• целенаправленно организованную педагогическую деятельность;
• деятельность в целях создания психолого-педагогических условий для полноценного психического (в частности, интеллектуального и коммуникативного) развития учащегося;
• деятельность по выявлению способов познавательной деятельности (в том числе, в рамках учебной), адекватных возрастным и индивидуальным характеристикам учащегося;
• деятельность, которая обеспечивает поступательную динамику в процессе психического развития средствами обучения.
Перед вузом стоит задача - оказать студенту помощь как субъекту самосознания, самодеятельности, а педагогической деятельности придать характер сотрудничества, то есть оказание педагогической поддержки студенту в становлении таких ключевых компетентностей как учебная и коммуникативная. Под педагогической поддержкой становления ключевых компетент-ностей мы понимаем взаимодействие преподавателя и студента, направленное на развитие стремления к овладению знаниями и способами деятельности, укрепления самооценки, веры в себя и свои способности.
Особую роль дифференцированная педагогическая поддержка становления
ключевых компетентностей играет в системе дистанционного образования в вузе. Значение педагогической поддержки здесь велико в связи с тем, что две другие составляющие образования - обучение и воспитание - не могут быть реализованы традиционным путем.
В последней трети ХХ века, благодаря новым технологическим возможностям (прежде всего, в связи с широчайшим распространением глобальной международной компьютерной сети Интернет) и на основе идеи Открытого образования возникает качественно новый, прогрессивный вид обучения - (ДО) дистанционное образование (9, 10, 13).
Появление дистанционного образования повлекло за собой изменение роли и статуса преподавателя и необходимость его оперативной технологической подготовки. Сущность педагогической деятельности в системе дистанционного образования заключается в смене парадигмы образования. Если раньше приоритет в системе обучения был за деятельностью преподавателя, то сейчас, в период информатизации общества приоритет четко обозначается за деятельностью учения. Отсюда следует, что старая парадигма образования: преподаватель -учебник - студент уступила место новой: студент - учебник - преподаватель, где учебник выступает как в традиционной форме, так и в электронной. Задача педагога в условиях дистанционного обучения - организовать самостоятельную познавательную деятельность студентов, научить их самостоятельно добывать знания и применять полученные знания на практике.
При дистанционном обучении принципиально меняется соотношение самостоятельной (СРС) и организованной работы студентов в учебном процессе. Если при очном обучении доля СРС в общем объеме дисциплины составляет примерно 30-33 %, то при дистанционном обучении доля СРС в общем объеме дисциплины составляет примерно 55-68 % (12).
Необходимо отметить, что дистанционное обучение имеет не только преимущества, но и несет новую проблематику.
1. Дистанционное обучение, как бы оно не было "украшено" возможностями со-
временных гипермедиа-технологий и систем виртуальной реальности с богатым набором видео-аудио, графики, анимации, весьма технологично по своей сути. Такая технологичность предусматривает достижение определенных эталонов в обучении, что плохо согласуется с понятием индивидуальности человека, полной свободой в выборе своей жизни во всей ее полноте, в том числе и в выборе форм обучения.
2. Если условно разделить взаимодействие обучающегося и преподавателя на два уровня - информационный и личностный, то можно констатировать большую значимость личностного взаимодействия в процессе обучения. В системе дистанционного обучения личностная компонента опосредована и ограничена в главном - межличностном общении преподавателя и учащегося. Особенно значим этот компонент для студентов младших курсов, для которых личность преподавателя зачастую определяет отношение к изучаемой дисциплине. Отчуждение от личности педагога не проходит бесследно. Учащийся лишается «роскоши человеческого общения» с педагогом, лишается образца, которому он может уподобляться или подражать. Образование побуждается не только мотивами учения, приобретения знаний, но и мотивами общения.
3. В условиях человеческой коммуникации, в отличие от кибернетических устройств, партнеры оказывают воздействие друг на друга посредством знаков (например, мимики, жестов, тембра голоса и др.). Знак меняет состояние участников коммуникативного процесса. Об эффективности коммуникации судят по ее воздействию, а также по различным психологическим характеристикам, и в зависимости от этого корректируют коммуникативный процесс. Образование, учебная деятельность, как и любая другая, включает в свой состав не только когнитивные, оперативно-технические аспекты, но и живую коммуникацию, порождающую эмоции, чувства, переживания, аффекты, способствующую личностному и профессиональному росту.
Поэтому коммуникативная составляющая образовательного процесса в дис-
66/2010 Г^
Вестник Ставропольского государственного университета [¡вдН
танционном образовании играет особую роль и должна включать как целенаправленные активные методы обучения общению на коллективных занятиях в виде деловых и операционных игр, дискуссий, коммуникативных занятий, тренингов, так и подбор специального содержания для реализации компетентностного подхода при изучении иностранных языков.
В случае дистанционного образования необходим комплекс компенсационных мер, задачи осмысления, выработки и реализации которых должны учитывать, что данная система предполагает иное понимание: а) сущности учения и обучения; б) роли учителя и учащихся в этом процессе; в) взаимоотношения учителя и учащихся; г) оснащение рабочих мест учителем и учащимися.
Процесс взаимодействия становится интерактивным при использовании современных информационных технологий (аудиовизуальные средства, персональные компьютеры, средства телекоммуникаций) и обеспечивает повышенную степень самостоятельности. Изменение средств взаимодействия усиливает интерактивность субъектов обучения с одной стороны, с другой - изменяются требования к качеству средств обучения. Все это вместе в условиях разделения субъектов во времени и пространстве придает дидактической системе специфичность.
Педагогическая поддержка предполагает такую организацию учебного процесса, в ходе которого студент выполняет некоторые действия, преследующие цели обучения, а педагог обеспечивает условия не только для выполнения этого действия, но и для его осмысления, что представляется даже более важным, чем просто успешное выполнение самого действия. Основными итогами поддержки являются не только овладение конкретным знанием, обобщенным способом решения учебной задачи, овладение самостоятельной учебной деятельностью, но и осознание самим субъектом образования смысла и значения всех выше перечисленных результатов образования именно для него - нахождение индивидуальных смыслов, целей и значений собственного образования.
Технология педагогической поддержки представляет собой конкретную помощь конкретным студентам в конкретной ситуации, и включает в себя следующие этапы: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный (поддержка самоопределения, самореализации,
самоанализа).
Опираясь на анализ доступной информации о деятельности различных центров дистанционного образования за рубежом и в нашей стране, на достижения отечественной педагогической науки и на опыт практического осуществления дистанционного обучения на факультете дистанционных образовательных технологий ПГТУ, был предложен системный комплексный подход к решению проблем адаптации на основе создания условий становления учебной и коммуникативной компетентностей.
По нашему мнению, учебный процесс на начальном этапе дистанционного образования должен анализироваться не только с точки зрения адаптации к нему первокурсника (что делается во многих исследованиях по высшей школе), но и как система, способная учитывать в своей деятельности социально-психологические особенности студентов, их мотивацию, индивидуальный уровень умений учиться и общаться.
Педагогическая поддержка студентов-первокурсников представляет собой комплекс педагогических условий, в ходе которых параллельно решаются задачи адаптации бывших школьников к новой сфере жизнедеятельности, к новому стилю обучения в вузе, к опыту самоорганизации, последовательно переходящему в целенаправленное саморазвитие.
На формирующем этапе эксперимента осуществлялась реализация в учебном процессе разработанного комплекса педагогических условий, который включал:
1) пропедевтический курс «Вход в ДОТ»;
2) психологическое сопровождение;
3) педагогическое сопровождение.
Для поддержки студентов на начальном этапе становления учебной компетентности была разработана программа «Вход в ДОТ». При проектировании программы мы
опирались на работы по психологии самообразования ряда отечественных психологов и педагогов (5, 7, 11 и др.).
Пропедевтическая программа подготовки к дистанционному обучению «Вход в ДОТ» построена по модульному принципу и включает следующие блоки: информационный, инструктивный, диагностический, обучающий, тренировочный и консультационный.
Информационный модуль содержит подробную информацию о структуре университета, его факультетах, его администрации, информацию об академических аспектах - о материалах преподаваемых курсов, о преподавателях, об особенностях организации обучения в дистанционной форме, о правах и обязанностях студентов, о графике учебной работы и т. п.
Инструктивный модуль включает в себя перечень требований, правил, инструкций, необходимых студенту для освоения работы с современными информационно-коммуникационными технологиями, используемыми в дистанционном образовании и обеспечивающими возможность персональной прямой и обратной связи.
Диагностический модуль предполагает комплексную диагностику индивидуальных характеристик вчерашних абитуриентов, которая проводится по признанным психологическим тестам, опросникам, анкетам и предназначается для двойного использования - самим студентом, с одной стороны, и психологом и преподавателями, с другой. Проводится диагностика готовности к учебно-познавательной деятельности, мотивов учения, ценностных ориентации, социально-психологических установок, навыков общения.
Обучающий модуль направлен на обучение организации и технологии учебы в вузе как специфическому виду деятельности, на обучение навыкам самостоятельной работы, на обучение работе с компьютерной, аудио и видеотехникой, работе в Internet, и т. д. Отдельный блок отводится разъяснению сущности общения и барьеров коммуникации.
Тренировочный модуль связан как с проведением тренингов общения и деловых
игр, так и с проведением тренировочных занятий по работе на компьютере.
Консультационный модуль направлен на оказание консультаций. Консультирование студентов гораздо важнее для студентов системы дистанционного образования, чем для поступающих на традиционный учебный курс.
Главной целью в дистанционном образовании является студент. Все барьеры, стоящие на пути обучения студентов, должны быть устранены. Однако, прежде чем удалять эти барьеры, необходимо их правильно определить. Большинство студентов лучше учатся, если при обучении используются персонализированные учебные методы.
Реализация программы пропедевтического курса позволила осуществлять психологическое сопровождение студентов на начальном этапе дистанционного образовательного процесса. На этапе адаптации (первый курс) задача состоит в оказании помощи студенту в адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Поэтому в программу психологического сопровождения входят:
• анализ результатов диагностирования индивидуальных психологических особенностей студентов;
• проведение групповых и индивидуальных консультаций студентов по учету своих индивидуальных особенностей в самообразовательной и коммуникативной деятельности;
• помощь студентам в проведении самоанализа становления собственной личности на основе тренингов, проводимых в качестве факультативных занятий;
• проведение индивидуальных рефлексивных тренировок с целью выявления студентами своих потенциальных возможностей в самостоятельной деятельности и выстраивании комфортных взаимоотношений с однокурсниками и педагогами;
• помощь в построении индивидуального образовательного маршрута как способа организации деятельности студента в образовательном пространстве вуза в адаптационный пе-
66/2010 Г^
Вестник Ставропольского государственного университета [¡вдН
риод. Индивидуальный образовательный маршрут - вариативный, основанный на личностных смыслах, потребностях и мотивах путь достижения заданных результатов. Он предполагает в той же мере свободу, в какой и ответственность за достижение образовательных результатов;
• формирование психологического отделения портфолио студента;
• консультирование преподавателей по вопросам учета индивидуальных особенностей студентов.
Учет психологических аспектов дистанционного образования направлен на ведущую форму учебной деятельности студентов - самостоятельную работу. Поэтому важны помощь в развитии учебных умений и регуляции своей жизнедеятельности и психологическая поддержка первокурсников в преодолении трудностей самостоятельной жизни в адаптационный период.
Склонные бросить учебу в условиях дистанционного обучения новички чувствуют себя одинокими, изолированными и от учебного заведения и от сокурсников. Этим учащимся недостает возможности непосредственно контактировать со значимыми другими, а как следствие, учащиеся не ощущают себя причастными к своему учебному заведению.
Таким образом, основной психологической проблемой дистанционного обучения на сегодняшний день выступает общение или эмоциональное взаимодействие между преподавателем и учащимися, а также между самими учащимися. В процессе дистанционного обучения отмечается огромный дефицит социально-эмоционального контакта и это несмотря на то, что новые информационные технологии претендуют на возможность легкого расширения контакта между людьми. В реальности в данный момент новые информационные технологии способствуют увеличению количественной стороны коммуникативной активности при дистанционном обучении, но при этом страдает качественная сторона взаимодействия между учащимися и преподавателем, а также
между самими учащимися внутри учебной группы.
Именно компетентностный подход в обучении иностранным языкам с использованием педагогической поддержки предусматривает перевод процесса обучения на самообучение, предполагая проблематиза-цию содержания самостоятельной работы, познавательную самостоятельность и самооценку.
Однако для этого проводится реорганизация учебного процесса, которая включает:
• разработку новых методик, позволяющих в кратчайшие сроки и наиболее эффективным способом сформировать необходимые компоненты компетенции;
• распределение материала для освоения на аудиторных занятиях и в межсессионный период;
• использование различных форм самостоятельной работы как на практических занятиях, так и во внеаудиторной работе;
• внедрение компьютерных технологий.
В контексте компетентностного подхода к дистанционному обучению иностранному языку компьютерные технологии выступают как важное условие повышения качества образования и дают возможность повысить конкурентоспособность специалистов на рынке труда.
Можно констатировать, что эффективное становление таких ключевых компе-тентностей как учебная и коммуникативная осуществляется при учете следующих факторов:
• предварительная подготовка основных субъектов образовательного процесса (преподавателей и студентов);
• наличие комплексной адаптационной программы;
• адаптационная подготовка студентов к дистанционному обучению студентов посредством специфических форм и средств (в том числе тренингов общения).
Л. К. Гейхман, Э. И. Клейман
Педагогическая поддержка становления учебной и коммуникативной компетентностей...
ЛИТЕРАТУРА
1. Бим И. Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского): Учеб. пособие. - Обнинск: Титул, 2001. - 48 с.
2. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. - М.: Изд-во Мирос, 2002. - 296 с.
3. Гейхман Л. К. Интерактивное обучение общению. Подход и модель: Монография. -Пермь: Изд-во Пермского гос. ун-та, 2002. -260с.
4. Гейхман Л. К., Клейман Э. И. Организация учебной деятельности студентов (к новым формам обучения): Учеб. метод. пособие. -Пермь: Изд-во Пермского гос. тех. ун-та, 2009. — 85 с.
5. Граф В. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов: Учеб. метод. пособие / В. Граф, И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 78 с.
6. Гром Е. Н. Содержание и формы контроля уровня сформированности иноязычной компетенции у учащихся 10-11 классов школ с углубленным изучением иностранного языка: авто-реф. дис... канд. пед. наук. -М., 1999. - 24 с.
7. Ильясов И. И. Структура процесса учения. -М.: Изд-во МГУ, 1986. - 200 с.
8. Клейман Э. И. Становление учебной компетентности студента в условиях дистанционного образования: автореф. дис... канд. пед. наук. - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2007. - 27 с.
9. Кречетников К. Г. Дистанционное обучение. Достоинства, недостатки, вопросы организации (аналитический обзор) [Электронный ресурс] / К. Г. Кречетников, Н. Н. Черненко //Интернет-журнал "Эйдос". - 2001.
10. Кречетников К. Г. Методология проектирования, оценки качества и применения
средств информационных технологий обучения. - М.: Госкоорцентр, 2001. - 245 с.
11. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 308 с.
12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 224 с.
13. Полат Е. С. Дистанционное обучение. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 192 с.
14. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: автореф. дис. докт. пед. наук. - М., 1992. - 45 с.
15. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. -М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
Об авторах
Гейхман Любовь Кимовна, ГОУ ВПО «Пермский государственный технический университет», зав. каф. прикладной лингвистики и информационных технологий образования, д-р пед. наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Сфера научных интересов -педагогика информационного общества, дистанционное образование, коммуникативная компетентность. gemah@,yandex. ги
Клейман Элина Ильинична, ГОУ ВПО «Пермский государственный технический университет», кафедра прикладной лингвистики и информационных технологий образования, канд. пед. наук, доцент. Сфера научных интересов - дистанционное образование, педагогическая поддержка, становление учебной компетентности. kleiman@mail.ru