Научная статья на тему 'Подготовка преподавателя современного вуза к реализации практикоориентированного образовательного процесса'

Подготовка преподавателя современного вуза к реализации практикоориентированного образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
653
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВУЗЕ / ПРАКТИКА / ПРАКТИКУМЫ / СТАЖЕРСКАЯ ПРАКТИКА / TEACHER TRAINING / PRACTICE-ORIENTED PROCESS IN HIGHER SCHOOL / EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER SCHOOL / PRACTICE / WORKSHOPS / INTERNSHIPS PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глубокова Елена Николаевна

В статье обосновывается необходимость подготовки преподавателя вуза к реализации изменений в образовательном процессе в контексте модернизации педагогического образования. Представлен опыт реализации практикоориентированой подготовки студентов, и изменения в содержании программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глубокова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article substantiates the need for a higher school teacher to implement the changes in the educational process in the context of modernization of pedagogical education. Experience of implementation of practical orientation of students´ training and changes in the content of in-service training programs for the teaching staff of the university is presented

Текст научной работы на тему «Подготовка преподавателя современного вуза к реализации практикоориентированного образовательного процесса»

Е. Н. Глубокова (г. Санкт-Петербург) ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА К РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

TRAINING OF TEACHERS FOR IMPLEMENTATION OF PRACTICE-ORIENTED EDUCATIONAL PROCESS IN MODERN HIGHER SCHOOL

В статье обосновывается необходимость подготовки преподавателя вуза к реализации изменений в образовательном процессе в контексте модернизации педагогического образования. Представлен опыт реализации практикоориентированой подготовки студентов, и изменения в содержании программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза

Ключевые слова: подготовка преподавателя, практикоориентированная подготовка в вузе, образовательный процесс в вузе, практика, практикумы, стажерская практика

The article substantiates the need for a higher school teacher to implement the changes in the educational process in the context of modernization of pedagogical education. Experience of implementation of practical orientation of students' training and changes in the content of in-service training programs for the teaching staff of the university is presented

Keywords: teacher training, practice-oriented process in higher school, educational process in higher school, practice, workshops, internships practice

Модернизация педагогического образования ставит цель изменить содержание и технологии педагогической подготовки преподавателей так, чтобы они могли в дальнейшем соответствовать новому профессиональному стандарту. Ключевыми задачами при достижении этой цели должно стать усиление развития практических компетенций на основе нового профессионального стандарта, в том числе через разработку на деятельност-ной основе новых курсов педагогической психологии, педагогики и методики преподавания, а также включение в учебные планы длительной практики и стажировки в образовательных организациях - партнерах [1]. Задача обновления профессионального образования путем усиления его практической направленности должна быть решена, с сохранением его фундаментальности (В. В Байден-ко, В. А. Болотов, В. П. Борисенков, В. В. Сериков.] [2].

Все изменения в высшем образовании на уровне вуза реализует преподаватель. От его понимания задач модернизации, готовности принять изменения, скорректировать, существенно, свою деятельность по решению про-

фессиональных задач в соответствии с новыми целями будет зависеть результат модернизации. В связи с этим актуализируется необходимость подготовки преподавателя вуза к реализации изменений в высшем образовании, в образовательном процессе вуза. Рассмотрим некоторые подходы к решению этой задачи, понимая, что такую подготовку может и должен осуществлять сам университет, как «самое заинтересованное и ответственное лицо». Итак, каким образом подготовить преподавателя к усилению практической направленности образовательного процесса и что изменится в его деятельности?

Прежде обратимся к понятию «практико-ориентированное образование». В работах, посвященных этому феномену, можно найти его разную трактовку[6]:

1. Организация всех видов практик (учебной, производственной и преддипломной] студента с целью приобретения реальных профессиональных компетенций по профилю подготовки.

2. Внедрение профессиональноориенти-рованных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значи-

мых для будущей профессиональной деятельности качеств на основе знаний, умений и навыков (опыта], обеспечивающих качественное выполнение их профессиональных обязанностей в будущем.

3. Создание в университете инновационных форм профессиональной занятости студентов с целью решения ими реальных научно-практических и опытно-производственных работ в соответствии с профилем обучения.

4. Создание условий для приобретения знаний, умений и опыта при изучении учебных дисциплин с целью формирования у студента мотивации и осознанной необходимости формирования профессиональных компетенций в процессе всего времени обучения в университете [6].

Исследование, проведенное с 2008 по 2014 год, участниками которого стали более 400 преподавателей вузов России - слушателей курсов повышения квалификации в РГПУ им. А.И. Герцена, позволило нам выявить новые задачи в деятельности преподавателя, объединить их в несколько групп. В контексте данной статьи актуальной является группа задач, связанная с проектированием и дизайном образовательных сред, в которых происходит взаимодействие субъектов образовательного процесса, а преподаватель стимулирует позитивную образовательную практику студентов, проявление ими активности в выстраивании индивидуального образовательного маршрута, актуализации личностного знания субъектов образовательного процесса, становления профессиональной компетентности [3].

Рассмотрим на примере РГПУ им. А.И. Герцена, каким образом происходит реализация идеи практикоориентированной подготовки будущих педагогов и какова при этом роль преподавателя, к чему его необходимо подготовить. В настоящее время появились существенные изменения в реализации образовательного процесса, обусловленные требованиями образовательных стандартов, запросами на качество подготовки будущих педагогов со стороны работодателей, требованиями профессиональных стандартов. Остановимся на этом подробнее.

Традиционно разным видам практик уделялось внимание как основному механизму реализации требований практической подготовки выпускников. Оглядываясь в ис-

торию высшего педагогического образования, мы найдем примеры непрерывной практики, когда студенты с первого курса в свободное от занятий время посещали школу и помогали классным руководителям осуществлять внеурочную и воспитательную работу; летнюю практику в загородных оздоровительных лагерях; производственную практику студентов выпускных курсов в качестве учителей-предметников и классных руководителей в школах, воспитателей в дошкольных образовательных организациях и т.п.

Все эти виды практик есть и в современных учебных планах. Более того, количество зачетных единиц, отведенных на практическую подготовку в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, увеличено и может достигать 30 - 45 зачетных единиц в программах академического или прикладного бакалавриата. В переводе на недели получаем, соответственно, 20 и 30 недель практики всех видов, что достаточно значимо в структуре общей подготовки бакалавра. Но не только длительность практик имеет значение. Содержание деятельности студента в период практики, его мотивация на продуктивную работу, максимально возможное включение в жизнь учреждения - базы практики, участие в различных делах образовательного учреждения, выполнение разумных и согласованных между собой заданий преподавателей разных кафедр вуза, помощь со стороны наставников - педагогов школы при решении профессиональных задач - имеет значительно большее влияние на результат практической подготовки студента. Отсюда следует, что именно команда преподавателей кафедр методики преподавания дисциплин, педагогики и психологии должны, по крайней мере, договориться и совместно разработать задания, организовать сопровождение практики, посещение уроков и мероприятий в образовательных организациях - базах практики. Но пока не вошло в традицию в вузах готовить преподавателей к командной работе, и, возможно, это и есть самая большая проблема для вуза.

Другой аспект ориентации на практику -различные практикумы. Согласно словарю Д. Н. Ушакова это «...особый вид учебных занятий, имеющих целью практическое усвоение основных положений какого-нибудь предмета, практическое занятие по какому-нибудь

учебному курсу, преимущественно в высшем учебном заведении...» [8]. Практикумы сегодня можно увидеть в учебных планах, например, по естественнонаучным направлениям подготовки, в программах подготовки лингвистов, практических психологов и т.п. Однако, несмотря на то, что занятия в вузовской аудитории по выработке умений важны, сегодня требуется другой подход к этому виду практической подготовки.

В настоящее время актуальными являются практикумы по приобретению или закреплению инструментально-педагогических умений, актуальных при решении профессиональных задач или при выполнении трудовых действий профессионального стандарта. Такие практикумы могут быть разработаны совместно преподавателями вуза и педагогами образовательных организаций - партнеров вуза, работодателей. Реализация этих практикумов возможна на базе образовательной организации или вуза под руководством педагогов-практиков, наставников (супервизоров]. Подобные практикумы были разработаны в рамках проекта по созданию модели практикоориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Воспитатель] на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования (институт Детства, руководитель проектной группы А. Г. Гогоберидзе, д.п.н., профессор РГПУ им. А. И. Герцена, 2014-2015 г.г.).

Практикум «Продукты детской деятельности» в рамках модуля «Методология и методы психолого-педагогической деятельности» и практикум «Коллекция приемов общения с ребенком» в модуле «Психология и педагогика развития детей», а также практикум «Методический портфель организации образовательной деятельности» в модуле «Основы организации образовательной деятельности детей раннего и дошкольного возраста» -вот далеко не полный перечень практикумов, разработанных в рамках модулей экспериментальной программы и реализуемых в условиях сетевого взаимодействия дошкольного образовательного учреждения, педагогического колледжа и вуза. Модули начинались профессиональной пробой - ознакомительной практикой на базе образовательного уч-

реждения - партнера вуза, затем студенты возвращались в учебные аудитории, изучали дисциплины данного модуля, направленные на освоение образовательных результатов программы и модуля, затем вновь шли на практику, где закрепляли полученные знания и умения, оценивали эффективность подготовки, ставили перед собой новые цели.

Разработка и реализация подобных практикумов для преподавателя вуза представляет некоторую сложность именно потому, что заставляет детально погрузиться в практическую деятельность педагога-воспитателя, в образовательную развивающую среду дошкольной организации, а это требует дополнительной подготовки. Поэтому авторами проекта была разработана и реализована программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов-партнеров по подготовке преподавателей к построению образовательного процесса, ориентированного на использование подобных практикумов.

В рамках разработки модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата в институте Детства студентам были предложены «профессиональные пробы» в начале изучения экспериментальных модулей программы [4]. Суть этих проб заключается в погружении будущих педагогов-воспитателей в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения, где происходит непосредственный контакт с воспитателями и детьми. При этом студент знакомится с реальной педагогической деятельностью, учится видеть и понимать работу педагогов, проверяет свои умения, анализирует неумения и незнания, что мотивирует его на изучение материала дисциплин каждого модуля, освоение отсутствующих умений и приобретение знаний для решения профессиональных задач. Завершается модуль также краткосрочной практикой, которая позволяет студенту соотнести свои умения и знания до и после изучения дисциплин и практикума модуля.

Следует сказать, что таким образом выстроенный образовательный процесс требует постоянного контакта преподавателя со студентами, что означает целесообразность повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза синхронно с профессиональной педагогической деятельностью. При этом необходимо учитывать спе-

цифику обучения взрослых: ориентацию на профессиональные проблемы, потребности и жизненный опыт обучаемых; создание условий для приобретения личного профессионального опыта, значимого для обучаемого (преподавателя].

Реализация такого подхода предусматривает различную содержательную направленность программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава:

- информационную - когда необходимо расширить теоретическую подготовку преподавателей, подготовить их к решению новых профессиональных задач (введение новых образовательных стандартов, работа с системой «Антиплагиат» и т.п.];

- организационно-практическую - когда основной целью является закрепление и проверка теоретических знаний на практике (разработка фондов оценочных средств в компетентностно - ориентированных программах, проектирование модульных программ и т.п.];

- рефлексивную - самостоятельная работа преподавателей по осмыслению и творческому анализу содержания и результатов экспериментальной работы (самообразование, работа в команде проектировщиков ОПОП с апробацией вновь разработанных программ дисциплин и их корректировка и т.п.];

- адаптационную - восполнение преподавателями знаний и практических навыков, необходимых для преодоления выявленных трудностей (программы будут актуальны для начинающих преподавателей, а также преподавателей, испытывающих затруднения при решении профессиональных задач];

- методологическую - подготовка преподавателей-тренеров, способных обучать преподавателей как своего вуза, так и других вузов - (подготовка преподавателей, обладающих компетенциями экспертов образовательных программ [5].

Примером практикоориентированной подготовки студентов на уровне магистратуры может служить организация научно-исследовательской практики магистрантов основной образовательной программы «Мониторинг качества образования» (направление подготовки «Педагогическое образование»], реализуемой на кафедре педагогики. Студенты совместно с лабораторией по оценке качества образования (руководитель А. Е. Бахмут-

ский] и информационно-методическим центром Петроградского района принимают участие в проведении мониторинговых исследований в школах Петроградского района Санкт-Петербурга. Практика включения студентов в организацию и проведение ежегодного мониторинга метапредметных и личностных результатов учащихся начальной школы существует с 2010 года по настоящее время. В 2008 - 2013 гг. магистранты принимали участие в мониторинге предметных результатов учащихся 11-х классов. Такой подход к организации научно-исследовательской практики существенно отличается от сложившихся традиций посвящать время на этой практике выполнению заданий, ориентированных на подготовку магистерской диссертации. В данном случае имеем командную работу преподавателей кафедры и педагогов школ Петроградского района, и директор программы готовил и включал в организацию такой практики педагогов района и преподавателей вуза.

Все более популярной и обсуждаемой становится идея введения стажерской практики. Предлагается, чтобы по окончанию основного периода обучения в вузе студент вышел на годичную стажировку в образовательную организацию, а затем защитил выпускную квалификационную работу и только после этого получил диплом. Такая практика позволит студенту накопить достаточный опыт профессионально-образовательной деятельности, создаст условия для включения в профессиональную деятельность в ее целостности, стать полноправным участником пространства профессионального и социального взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса. В настоящее время годичная стажерская практика остается проектом, для реализации которого не созданы достаточные условия как нормативные, так и организационные, кадровые, связанные с необходимостью поддержки и неформального сопровождения студента-стажера. Для воплощения в жизнь этой идеи нужна особая подготовка преподавателя к сопровождению студента научным руководителем в течение года для поддержки и помощи ему, а также необходимо развитие способности адекватно

«включиться» в образовательную среду по месту стажировки студента, умения взаимодействовать с супервизором-наставником стажера.

Приведенные примеры свидетельствуют о возможности вуза усилить практикоориен-тированную направленность подготовки выпускников, а также об успешности подобного опыта. Однако для реализации таких программ должны быть созданы определенные условия. В первую очередь требуются подготовленные педагогические кадры: команды преподавателей вуза, согласованно действующие при реализации модулей (дисциплин] и практик, педагоги образовательных организаций, готовые выступить в роли супервизоров,

наставников. На сегодняшний день существует проблема готовности педагогов школ стать супервизорами, наставниками студентов. Не менее серьезной является проблема подготовки преподавателей к выполнению новых для них функций по обеспечению взаимодействия с педагогами базы практики и новых отношений со студентами, когда они становятся реальными субъектами образовательного процесса и происходит обмен личностным знанием. Другой аспект этой проблемы - готовность работодателей брать на себя ответственность за подготовку выпускников вузов, за участие в разработке и реализации программ практики, практикумов.

Литература

1. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций: утверждена Правительством РФ 28 мая 2014 г. № 3241п-П8 [Электронный ресурс] // Проект модернизации педагогического образования: [сайт]. URL: http://педагогическоеобразование.рф> documents/show/48 (дата обращения: 15.09.2016).

2. Материалы рабочей группы Министерства образования и науки Российской Федерации, презентация В.А. Болотова. http://pedsovet.org/publikatsii/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,747 1/ Itemid,1,18.

3. Глубокова Е.Н. Профессиональная педагогическая деятельность преподавателя вуза в современных условиях инновационного развития высшего образования: Профессиональное образование, наука, инновации в XXI веке: сборник трудов VII Санкт-Петербургского конгресса. Комитет по науке и высшей школе, Национальный минерально-сырьевой университет 'Торный". 2013. - С. 243-248.

4. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. №1. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/ /Margolis.phtml).

5. Проект «Экспертно-аналитическое сопровождение реализации проектов по развитию программ педагогической магистратуры, педагогического бакалавриата, проектов вариативности получения педагогического образования» (Электронный ресурс: http://psyjournals.ru/psyedu/ 2015/n5/bolotov_rubtsov.shtml. (Вход 20.03.2016).

6. Полисадов С.С. «Практико-ориентированное обучение в вузе»/ Материалы портала http://portal.tpu.ru/f_dite/conf/2014/2/c2_Polisadov.pdf Национального исследовательского Томского политехнического университета (Вход 20.03.2016).

7. Российский вуз в европейском образовательном пространстве: Методические рекомендации преподавателям вузов по вхождению в Болонский процесс / под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - 175с.

8. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка в 4-х томах. Т. 3. - М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935-1940.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.