DOI 10.24411/1813-145X-2018-10240
УДК 378
В. Н. Белкина
https://orcid.org/0000-0003-1903-7500 Н. В. Елкина
https://orcid.org/0000-0003-2555-9639 Т. Г. Шкатова
https://orcid.org/0000-0002-2277-8951
Ведущие принципы подготовки педагога дошкольного профиля в контексте модернизации образования
Статья посвящена обсуждению одного из аспектов модернизации образования в нашей стране. Рассматриваются вопросы реализации Примерной основной образовательной программы высшего педагогического образования «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование (Воспитатель)». Программа предполагает реализацию двух ведущих подходов (принципов) в процессе подготовки студентов: модульности и практикоориентированности. В статье обсуждаются наиболее важные позитивные стороны использования этих принципов в обучении будущих педагогов, направления коррекции и возможной доработки Примерной основной образовательной программы, а также совершенствования процесса профессионального образования студентов с учетом вузовской и региональной специфики. Отмечены преимущества модульной структуры содержания обучения, позволяющей студентам интегрированно усваивать материал, более тщательно отбирать содержание дисциплин, входящих в модуль. Участие будущих педагогов в распределенной по курсам обучения практике на базе дошкольных образовательных учреждений, основанное на принципе практикоориентированности, помогает приобретать необходимый первоначальный профессиональный опыт. Анализ результатов апробации программы позволяет совершенствовать систему сетевого взаимодействия кафедры вуза с базовыми детскими садами. В статье отмечено также ориентирование авторов Примерной основной образовательной программы (авторский коллектив факультета психологии и педагогики МГПУ) на необходимость методического оснащения всех шагов реализации программы. Вместе с тем в статье высказаны некоторые пожелания, связанные с организацией самостоятельной работы студентов, текущей и промежуточной аттестации, что сопряжено с оценкой уровня формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов.
Ключевые слова: модернизация образования, примерная образовательная программа, модульный принцип обучения студентов, практикориентированность подготовки педагога, дошкольное образование, технологии обучения, супервизоры и кураторы практики студентов.
V. N. Belkina, N. V. Elkina, T. G. Shkatova
Leading Principles of Pre-School Teacher Training in the Context of Education Modernization
The article is devoted to the discussion of one of the aspects of education modernization in our country. Questions of realization of the Approximate basic educational program of the higher pedagogical education «Strengthening of a practical orientation of preparation of future teachers in programs of a bachelor degree within the enlarged group of specialties «Education and pedagogics» in the direction of preparation «Psychological and pedagogical education (Tutor) are considered. The program involves the implementation of two leading approaches (principles) in the process of training students: modularity and practical orientation. The article discusses the most important positive aspects of the use of these principles in the training of future teachers, the direction of correction and possible improvement of the Approximate basic educational program, as well as improving the process of professional education of students taking into account University and regional specifics. The advantages of the modular structure of the content of training, allowing students to learn the material being integrated, the ability to select more carefully the content of the disciplines included in the module. Participation of future teachers in the practice distributed on courses on the basis of preschool educational institutions, which is based on the principle of practice orientation, helps to acquire the necessary initial professional experience. The analysis of the results of the program testing allows us to improve the system of network interaction of the University Department with basic kindergartens. The article also notes the emphasis of the authors of the Approximate basic educational program (the authors of the Faculty of psychology and pedagogy of MSPU) on the need for methodological equipment of all steps of the program. At the same time, the article expressed some wishes related to the recommendations on the organization of students' independent work, current and intermediate certification, which is associated with the assessment of the level of formation of future teachers' professional competencies.
© Белкина В. Н., Елкина Н. В., Шкатова Т. Г., 2018
Keywords: modernization of education, the approximate educational program, the modular principle in training students, practical orientation preparation of the preschool education teacher, technologies of training, supervisors and curators of students' practice.
Педагог дошкольного образования - особая профессия. Прежде всего потому, что ребенок дошкольного возраста, обладая огромными потенциальными возможностями развития, требует неординарного педагогического подхода. В наших предыдущих работах мы выделяли наиболее существенные особенности педагогической деятельности в дошкольном образовании [3, 8, 20]. Ведущие из них - интегративные образовательные цели педагогической деятельности, цели целостного развития всех сторон внутреннего мира дошкольника; замотивированность педагога на работу с маленькими детьми; высокие импровизационные характеристики взаимодействия взрослого и ребенка; многообразие умений педагога, поскольку дошкольник овладевает многими видами деятельностями (игровой, продуктивной, познавательной, элементами учебной и трудовой) вместе с взрослым, под его руководством; ярко выраженная индивидуализация педагогического взаимодействия с ребенком; необходимость постоянного предметного общения с родителями воспитанников и многое другое.
С учетом отечественного и зарубежного опыта дошкольного образования, а также современных реалий, влияющих на развитие ребенка, в последние годы появилось множество фундаментальных документов, общего и более конкретного характера, определяющих стратегию развития образования в нашей стране, в том числе и дошкольного образования (Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012 г.; изменения внесены в 2016 г.), Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (17.10.2013 г.), Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (25.12.2014 г.), «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации в период до 2025 г.» (29.05.2015 г.)».
Сегодня впервые дошкольное детство характеризуется как самоценный уровень образования, в качестве целей которого выступают предоставление равных возможностей детям в получении дошкольного образования, а также единство требований всех участвующих в образовательном процессе сторон к ребенку. При этом основными принципами работы с детьми являются сохранение уникальности и самоценности детства; ам-
плификация детского развития; индивидуализация образования; оптимизация работы с группой детей [18].
Безусловно, все это требует серьезной перестройки и высшего педагогического образования, в частности процесса подготовки педагога дошкольного образования. Как показывает опыт, в том числе и нашего вуза, крайне актуальной становится непрерывность педагогической подготовки специалистов для сферы дошкольного образования, где реализуются принципы непрерывности, преемственности, индивидуализации.
Новым шагом в совершенствовании процесса профессионального образования педагогов стало внедрение комплексного Проекта «Модернизации педагогического образования» [17], направленного на подготовку педагогов в соответствии с требованиями Профессионального стандарта педагога и Федеральных государственных стандартов образования. В рамках Проекта разработано 20 Примерных основных образовательных программ, в которых реализованы два ведущих подхода (принципа) высшего педагогического непрерывного образования: принцип модульности структуры подготовки и принцип практикоориентирован-ности.
Остановимся на анализе этих принципов более подробно, поскольку наш вуз, наряду с другими, участвовал в апробации основной профессиональной образовательной программы «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование (Воспитатель) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного образования».
Итак, модульность как принцип профессиональной подготовки педагога дошкольного профиля. В нашем случае апробации подлежали два модуля: «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности» (М3) (Программа данного модуля разработана преподавателями факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ) и «Методология и методы психолого-педагогической деятельности» (М5). В апробации участвовали 23 студента 615 и 625 групп педагогического факультета ЯГПУ, обу-
чающиеся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», а также преподаватели нашего университета и Института развития образования Ярославской области. В качестве практической базы выступили МДОУ № 192, МДОУ № 18, МДОУ № 19 г. Ярославля, являющиеся филиалами кафедры дошкольной педагогики и психологии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского.
Выделим наиболее важные позитивные стороны модульной системы подготовки педагога дошкольного профиля.
Во-первых, интегрированный способ усвоения студентами дисциплин модуля. Особую значимость приобретает в связи с этим специфика будущей профессии - педагогический процесс детского сада направлен на целостное развитие дошкольника, о чем мы уже упоминали, поэтому формирование у студентов определенного набора профессиональных действий, профессионального мировоззрения, мышления, способности к саморазвитию как интегративных профессионально значимых качеств должно стать основной задачей обучения в вузе.
Во-вторых, структура модулей, подлежащих изучению, позволяет более гибко реализовать интересы студентов с точки зрения как предметных областей, так и мотивационной направленности обучения: некоторые дисциплины модуля были отнесены к базовой части, а остальные - к вариативной. В частности, в модуле «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности» было представлено шесть дисциплин, примерно поровну распределенных между базовой и вариативной частями: «Система дошкольного образования в России: история и тенденции развития», «Психологические и педагогические концепции развития, воспитания и обучения детей», «Современные образовательные технологии (психолого-педагогический практикум)», «Инклюзивное образование», «Тренинг профессионального общения», «Психолого-педагогический практикум (распределенная практика)». В модуле «Методология и методы психолого-педагогической деятельности» были представлены дисциплины «Методологические основы и методы психолого-педагогических исследований», «Методы математической статистики» (базовая часть), «Историческая ретроспектива изучения проблем детского развития в психологической и педагогической науках», «Количественные и качественные методы исследования детского развития», «Исследовательская практика», «Психолого-педагогический практикум или рас-
средоточенная практика (практикум по овладению методами психолого-педагогических исследований)» (вариативная часть).
В-третьих, модуль может являться самостоятельной программой подготовки педагогов в рамках курсов повышения квалификации, дополнительной образовательной программы. Программа модуля соотносится с программами подготовки бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование», профили «Дошкольное образование», «Дополнительное образование (раннее творческое развитие)», бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» с двумя профилями (Дошкольное образование и Начальное образование, Дошкольное образование и Иностранный язык, Дошкольное образование и Музыка) [10].
Таким образом, студенты получают возможность выбора различных вариантов получения педагогического образования.
Конечно, модульная система профессиональной подготовки педагогических кадров, в том числе и для системы дошкольного образования, не является простой в реализации, да и в конструировании содержания модулей. Мы столкнулись со значительными трудностями в интегрировании содержания дисциплин модулей (в частности, в модуле 3 соотношение вопросов развития ребенка и технологий профессионального развития педагога; в 5 модуле - сочетание методов изучения ребенка и ретроспективы исследований в области детской психологии), выстраивании последовательности изучения модулей и отдельных курсов. Безусловно, потребуется и серьезная работа преподавателей по коррекции структуры и содержания курсов дисциплин, оцениванию продвижения студентов в усвоении дисциплин модулей.
Наиболее понятным и очевидным с точки зрения необходимости реализации видится принцип практикоориентированности профессиональной подготовки студентов. Для сферы дошкольного образования этот подход особенно актуален, хотя и не является новым. Наоборот, в процессе подготовки специалистов наиболее продвинутым в высшей педагогической школе с точки зрения как раз практикоориентированности было направление профессионального образования педагога детского сада. Это оправдано и с позиций мотивирования будущей деятельности, и с позиций овладения студентами общепедагогическими навыками взаимодействия с маленьким ребенком, а также многообразными методическими, технологическими умениями.
Вместе с тем очевидна и новизна сформулированного принципа. Прежде всего, авторы рассматриваемой нами Примерной основной образовательной программы предложили вариант распределенной практики. Суть ее заключается в том, что практика в дошкольных образовательных организациях происходит в течение всего учебного года, распределена по модулям, что позволяет насытить ее содержание, исходя из содержания дисциплин модуля. Так, процесс изучения модуля «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности» сопровождается двумя практиками: учебной практикой на первом курсе обучения по получению первичных профессиональных умений и навыков (ознакомительная и профессиональные пробы) и летней оздоровительной практикой в образовательных организациях и оздоровительных центрах. Практическая подготовка студентов по модулю «Методологические основы и методы психолого-педагогических исследований» включает исследовательскую практику (как и в предыдущем модуле, ознакомительная практика и профессиональные пробы, затем самостоятельная исследовательская практика) и практикум по овладению методами психолого-педагогических исследований, проводимый на базе дошкольных образовательных организаций.
Если учесть, что перечисленные виды практик реализуются на первых двух курсах, то насыщенность, в частности профессиональных проб, осуществляемых студентами в разных формах, достаточно велика. А именно эта часть практик прямым образом ориентирована на овладение навыками непосредственного взаимодействия педагога с ребенком.
Кроме того, совершенно новой в области организации практической подготовки является идея прохождения студентами практики до того, как начинается изучение той или иной дисциплины. В этом случае проблематизация результатов практики создает условия для осмысленного отношения студентов к освоению теоретического содержания дисциплин модуля, стимулирует поиск ответов на поставленные вопросы в процессе включенных наблюдений, самостоятельной работы студентов, обсуждений проблем и затруднений в проведении исследования с тьютором (супервизором) и руководителем практики. Однако, на наш взгляд, эта идея требует специального осмысления, поскольку может ослабнуть профессиональная мотивация у будущих педагогов («не смогу!»), а для того,
чтобы этого не произошло, требуется серьезная подготовка руководителей практики.
Следует обратить внимание и на новый ракурс взаимодействия кафедры (кафедр) вуза с дошкольными образовательными организациями. В детских садах всегда были руководители практик студентов из числа наиболее опытных педагогов. В предлагаемом варианте программы им отводится особая роль. Проблематизирующие семинары, индивидуальные консультации с куратором из числа преподавателей вуза и супервизором, фиксация результатов профессиональных проб в электронном портфолио студента позволят отслеживать и направлять процесс его личностного и профессионального роста. Но очевидно, что со стороны вуза необходима и систематическая работа с педагогами детских садов, выступающими в роли супервизоров. В частности, в процессе апробации программы на нашей базе ежемесячно проводились методические семинары с нашими партнерами. Мы считаем это позитивной стороной программы.
Интересен и перспективен также предложенный авторами механизм продвижения студентов по образовательной программе: процесс освоения любого модуля включает несколько этапов, объединенных логикой движения студентов по его освоению и последовательному формированию профессиональных действий. Общая идея состоит в продвижении от осознания некоего дефицита необходимых для полноценного выполнения трудовой (педагогической) деятельности компетенций и мотивированное их освоение. Данное движение, поступательное и осознанное, студент осуществляет следующим образом:
— первичное (пробное) выполнение трудового действия (обязательно зафиксированного, чтобы иметь возможность его воспроизвести);
— попытка оценить результат в соответствии с образцом профессиональных действий (действия опытного педагога/воспитателя);
— осознание несоответствия собственных трудовых действий образцу, констатация дефи-цитарности знаний и умений, параллельно которой должно осуществляться формирование мотивации достижений;
— накопление знаний и умений, трансформированных в схемы трудовых действий;
— закрепление наработанных цепочек и схем трудовых действий в практической деятельности;
— рефлексивная и экспертная оценка эффективности профессиональной деятельности студента.
Данная логика движения студентов по программе модуля показывает сбалансированность процессов формирования знаний и понимания, развития познавательных способностей и универсальных навыков, формирования мотивации к достижению результатов, что будет способствовать интеллектуальному, личностному и профессиональному росту студента.
Отметим, что, принимая участие в апробации программы, мы столкнулись и с некоторыми недоработками в сфере практической подготовки студентов. В частности, мы не обнаружили системы практик с точки зрения усложнения содержания. Проблематизация, предполагающая рефлексивную позицию студента («что я могу, а чего не могу»), в процессе наблюдения за действиями педагога, поведением ребенка, - это задумка интересная и продуктивная. Но содержание каждого этапа практики должно отвечать принципу преемственности - от наблюдения до проб, от развития первоначальных умений до более сложных трудовых действий. Учитываться должен и возрастной аспект воспитанников, что вносит дополнительные черты в процесс педагогической деятельности воспитателя детского сада.
Оценивая в целом предложенный вариант Примерной основной образовательной программы, можно выделить еще несколько позитивных ее сторон.
Важна четкость задач для преподавателей и студентов. В частности, в процессе организации практики для преподавателей обозначены следующие наиболее значимые задачи: организовать работу, способствующую успешной адаптации студентов в профессиональном сообществе; включив студентов в процесс наблюдения за выполнением трудовых действий педагога, сформировать умения анализировать действия, оценивать их эффективность; научить ставить типовые педагогические задачи. Эти задачи важны и для супервизоров и для кураторов практики из числа преподавателей вуза, которые уже на учебных занятиях могут вводить студентов в круг педагогических проблем. Для студентов важно овладеть способами рефлексивной оценки собственной профессиональной деятельности, моделирования индивидуальной траектории личностного и профессионального становления; приобрести навыки анализа способов выполнения трудовых действий (педагога и собственных), оценивания их эффективности, поиска причин неуспешности выполнения; научиться устанавливать взаимоотношения с участниками образовательного процесса, обсуж-
дать педагогические проблемы на профессиональных форумах; овладеть современными образовательными технологиями (в том числе инклюзивными).
Подчеркнем и то обстоятельство, что при изучении студентами большинства дисциплин модулей использовались различные современные технологии обучения, в том числе и рекомендованные авторами программы: выполнение заданий в группах и парами, задания на поиск информации, дискуссионные методы, метод кейсов, проблемные технологии, проектная деятельность, дистанционное обучение. В период исследовательской практики эффективными были имитационные игры, решение реальных и умозрительных ситуационных задач. Конечно, все это и многое другое использовалось нами и ранее, но в экспериментальной ситуации, каковой и была ситуация апробации предлагаемой программы, такие формы и методы работы со студентами стали обязательной составляющей профессионального образования будущих педагогов.
Позитивной стороной процесса апробации Примерной основной образовательной программы, безусловно, можно считать и методическое сопровождение основных шагов ее реализации: методические рекомендации изучения студентами дисциплин, включенных в модули; предлагаемый оценочный комплекс уровня усвоения материала; определение наиболее важных профессиональных компетенций (образовательных результатов), формируемых в процессе обучения будущих педагогов.
Подводя итоги рассуждений о результатах участия нашего вуза в апробации новых подходов к конструированию образовательного процесса по подготовке педагога дошкольного образования, можно выделить несколько перспективных и продуктивных позиций:
— Сохранить идею интеграции дисциплин в модули и усиления исторической ретроспективы изучения проблем детства и с точки зрения психологии, и с позиций педагогики.
— Сохранить идею практикоориентированно-сти подготовки студентов и пребывания студентов в дошкольных учреждениях, начиная с 1 курса.
— Сохранить идею полноценного методического сопровождения курсов, практик, оценки образовательных результатов.
Участие в эксперименте позволяет нам также говорить о направлениях коррекции программы, с одной стороны, и о нашей практической работе по
совершенствованию подготовки педагога дошкольного образования - с другой. Это касается методического сопровождения курсов обязательной разработкой рекомендаций для самостоятельной работы студентов, систематизации содержания и форм проведения практики студентов в дошкольных образовательных организациях, углубления взаимодействия кафедры с детскими садами, в том числе и с точки зрения научных исследований в области подготовки специалистов, уточнения перечня образовательных результатов, выстраивания их в систему - по усложнению и степени приближенности к профессиональной деятельности.
Таким образом, опыт участия кафедры в апробации новых подходов к реализации идей модернизации высшего педагогического образования заставляет нас по-иному отнестись к обновлению процесса профессионального образования студентов.
Библиографический список
1. Асмолов, А. Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека [Текст] / А. Г. Асмолов. - М. : Смысл, 2010.
2. Белкина, В. Н., Карпов, А. В., Ревякина, И. И. Теория и практика развития профессиональной педагогической рефлексии [Текст] : монография / В. Н. Белкина, А. В. Карпов, И. И. Ревякина. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2006. - 305 с.
3. Белкина, В. Н., Ревякина, И. И. Рефлексивный подход в процессе непрерывного профессионального педагогического образования студентов [Текст] / В. Н. Белкина, И. И. Ревякина. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2009. - 280 с.
4. Дневник студента на педагогической практике в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : учеб.-метод. пособие для оч. отделения фак. дошк. педагогики и психологии / Моск. пед. гос. ун-т, Фак. дошк. педагогики и психологии. - М. : МПГУ, 2009. -64 с.
5. Захарова, Т. Н, Елкина, Н. В. Формирование коммуникативной компетентности педагога дошкольного образования в системе повышения квалификации [Текст] / Т. Н. Захарова, Н. В. Елкина // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 4. - С. 39-42.
6. Климов, Е. А. Пути в профессионализм (Психологический анализ) [Текст] : учебное пособие / Е. А. Климов. - М. : Московский психолого-социальный институт ; Флинта, 2003. - 320 с.
7. Компетентностный подход в процессе непрерывного профессионального педагогического образования студентов [Текст] : монография / под ред. д-ра пед. наук, проф. В. Н. Белкиной. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2011. - 139 с.
8. Контроль и оценка развития профессиональных компетенций у студентов в процессе непрерывного
педагогического образования [Текст] : монография / под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В. Н. Белкиной. -Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2012. - 219 с.
9. Концептуальное обоснование и этапы моделирования программы практико-ориентированной подготовки педагогических кадров (воспитателей) в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций ВО и ДО [Текст] / Г. Н. Толкачева, Е. И. Изотова, Л. М. Волобуева, М. Ю. Парамонова // Психологическая наука и образование. - 2014. -Т. 19. - № 3. - С. 168-185.
10. Макет ФГОС ВПО [Электронный ресурс] // Коллегия Минобрнауки России по вопросу «О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном переходе на уровне-вое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования», 2007. - URL: http ://edu. ru/db/portal/spe/3v/220207m. htm[ 10].
11. Проект «Профессионального стандарта педагога (2013)» [Электронный ресурс]. - URL: http://sovet-edu.ru/documents/10179/32102
12. Профессиональный стандарт педагога (проект 2013) [Электронный ресурс]. - URL: http://sovet-edu. ru/documents/10179/32102
13. Толкачева, Г. Н., Волобуева, Л. М., Изотова, Е. И., Парамонова, М. Ю. Реализация модульной программы подготовки воспитателя в рамках сетевого взаимодействия вуза и ДОО: опыт, проблемы, перспективы [Текст] / Г. Н. Толкачева, Л. М. Волобуева, Е. И. Изотова, М. Ю. Парамонова // Психологическая наука и образование. - 2015. - Т. 20. - № 5. -С. 117-129.
14. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика : [Текст] : учебное пособие / А. В. Хуторской. - 2 издание. - М. : Академия, 2011.
15. Шкатова, Т. Г. Формирование профессиональных компетенций у студентов профилей дошкольного образования в процессе их психолого-педагогической подготовки [Текст] / Т. Г. Шкатова // Дошкольное и начальное образование: вариативность подходов : материалы Международной конференции «Чтения Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ -Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016. - С. 373-380.
16. Keen, K. Competence: What is it and how can it be developed? In J. Lowyck, P. de Potter, & J. Elen (Eds.), Instructional Design: Implementation Issues (111-122). Brussels: IBM Education Center, 1992. -153 р.
Reference List
1. Asmolov, A. G. Psihologija lichnosti: Kul'turno-istoricheskoe ponimanie razvitija cheloveka = Psychology of the personality: Cultural and historical understanding of development of the person [Tekst] / A. G. Asmolov. -M. : Smysl, 2010.
2. Belkina, V. N., Karpov, A. V., Revjakina, I. I. Teorija i praktika razvitija professional'noj pedagog-
icheskoj refleksii = Theory and practice of development of professional pedagogical reflection [Tekst] : mono-grafija / V. N. Belkina, A. V. Karpov, I. I. Revjakina. -Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2006. - 305 s.
3. Belkina, V. N., Revjakina, I. I. Refleksivnyj podhod v processe nepreryvnogo professional'nogo pedagog-icheskogo obrazovanija studentov = Reflexive approach in the course of students' continuous professional pedagogical education [Tekst] / V. N. Belkina, I. I. Revjakina. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2009. - 280 s.
4. Dnevnik studenta na pedagogicheskoj praktike v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii = The student's diary on student teaching in preschool educational institution [Tekst] : ucheb.-metod. posobie dlja och. otdelenija fak. doshk. pedagogiki i psihologii = a book for the full-time department of the faculty of pedagogics and psychology / Mosk. ped. gos. un-t, Fak. doshk. pedagogiki i psihologii. - M. : MPGU, 2009. - 64 s.
5. Zaharova, T. N, Elkina, N. V. Formirovanie kom-munikativnoj kompetentnosti pedagoga doshkol'nogo obrazovanija v sisteme povyshenija kvalifikacii = Formation of the preschool teacher's communicative competence in the professional development system [Tekst] / T. N. Zaharova, N. V Elkina // Jaroslavskij pedagog-icheskij vestnik. Yaroslavl pedagogical bulletin - 2016. -№ 4. - S. 39-42.
6. Klimov, E. A. Puti v professionalizm (Psiholog-icheskij analiz) Ways to professionalism (Psychological analysis) [Tekst] : uchebnoe posobie / E. A. Klimov. -M. : Moskovskij psihologo-social'nyj institut = Moscow psychological-social institute ; Flinta, 2003. - 320 s.
7. Kompetentnostnyj podhod v processe nepreryvnogo professional'nogo pedagogicheskogo obrazovanija studentov = Competence-based approach in the course of students' continuous professional pedagogical education [Tekst] : monografija / pod red. d-ra ped. nauk, prof. V. N. Belkinoj. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2011. - 139 s.
8. Kontrol' i ocenka razvitija professional'nyh kompe-tencij u studentov v processe nepreryvnogo pedagog-icheskogo obrazovanija = Control and assessment of students' professional competences development in the course of continuous pedagogical education [Tekst] : monografija / pod nauch. red. d-ra ped. nauk, prof. V. N. Belkinoj. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2012. - 219 s.
9. Konceptual'noe obosnovanie i jetapy modelirovani-ja programmy praktiko-orientirovannoj podgotovki peda-gogicheskih kadrov (vospitatelej) v uslovijah setevogo vzaimodejstvija obrazovatel'nyh organizacij VO i DO Conceptual justification and stages of modeling of the program of the practice-focused preparation of pedagogical staff (tutors) in the conditions of network interaction of the HE educational organizations and AE / G. N. Tolkacheva, E. I. Izotova, L. M. Volobueva, M. Ju.
Paramonova // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. -2014. - T. 19. - № 3. - S. 168-185.
10. Maket FGOS VPO FSES HPE model [Jel-ektronnyj resurs] // Kollegija Minobrnauki Rossii po vo-prosu «O razrabotke novogo pokolenija gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov i pojetapnom perehode na urovnevoe vysshee professional'noe obrazovanie s uchetom trebovanij rynka truda i mezhdunarodnyh tendency razvitija vysshego obrazovanija», Board of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation concerning «About Development of New Generation of the State Educational Standards and Phased Transition on-level Higher Education taking into account Requirements of Labour Market and International Trends of Higher Education Development «, 2007. - URL: http ://edu. ru/db/portal/spe/3v/220207m. htm[ 10].
11. Proekt «Professional'nogo standarta pedagoga (2013) Project «Professional standard of the teacher» (2013) [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://sovet-edu. ru/documents/10179/32102
12. Professional'nyj standart pedagoga (proekt 2013) Professional standard of the teacher (project 2013) [Jel-ektronnyj resurs]. - URL: http://sovet-edu. ru/documents/10179/32102
13. Tolkacheva, G. N., Volobueva, L. M., Izotova, E. I., Paramonova, M. Ju. Realizacija modul'noj pro-grammy podgotovki vospitatelja v ramkah setevogo vzaimodejstvija vuza i DOO: opyt, problemy, perspek-tivy = Implementation of the modular program of training of the tutor within network interaction of higher education institution and additional education organisation: experience, problems, prospects [Tekst] / G. N. Tolkacheva, L. M. Volobueva, E. I. Izotova, M. Ju. Paramonova // Psi-hologicheskaja nauka i obrazovanie. - 2015. - T. 20. -№ 5. - S. 117-129.
14. Hutorskoj, A. V. Pedagogicheskaja innovatika = Pedagogical innovatics : [Tekst] : uchebnoe posobie / A. V. Hutorskoj. - 2 izdanie. - M. : Akademija, 2011.
15. Shkatova, T. G. Formirovanie professional'nyh kompetencij u studentov profilej doshkol'nogo obrazovanija v processe ih psihologo-pedagogicheskoj podgotovki = Formation of professional competences in students of the preschool education profile in the course of their psychological and pedagogical preparation [Tekst] / T. G. Shkatova // Doshkol'noe i nachal'noe obrazovanie: variativnost' podhodov : materialy Mezhdunarodnoj kon-ferencii «Chtenija Ushinskogo» pedagogicheskogo fakul'teta JaGPU. Preschool and primary education: variability of approaches: materials of the International conference «Ushinsky Readings» of the Pedagogical Faculty of YSPU. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2016. - S. 373-380.
16. Keen, K. Competence: What is it and how can it be developed? In J. Lowyck, P. de Potter, & J. Elen (Eds.), Instructional Design: Implementation Issues (111-122). Brussels: IBM Education Center, 1992. -153 r.