Научная статья на тему 'Практические занятия на базе школы как средство подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности'

Практические занятия на базе школы как средство подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
912
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ / PROFESSIONAL STANDARD / FUTURE TEACHER / PROFESSIONAL TRAINING / PRACTICE-ORIENTED LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Важнова Ольга Геннадьевна, Яковлева Юлия Владимировна

В статье определяется противоречие между необходимостью ориентации современного педагогического образования на профессиональный стандарт педагога и отсутствием моделей или механизмов внедрения указанного документа в процесс подготовки будущих педагогов. Авторами доказывается, что одним из путей решения данного противоречия является реализации синхронной модели подготовки будущих учителей, основанной на раннем включении студентов в реальные и моделируемые профессиональные пробы, обеспечивающие проблемность, рефлексивность, диалогичность, практическую направленность учебно-воспитательного процесса в вузе. Авторами описывается опыт совместной работы преподавателей кафедры педагогических технологий ЯГПУ им. К. Д. Ушинского и общеобразовательных школ города Ярославля, на базе которых были организованы площадки для проведения практических занятий по дисциплине «Теория воспитания и технологии педагогической деятельности» для студентов педагогического университета. Рассматриваются цели, задачи, содержание и учебно-методическое сопровождение таких практико-ориентированных занятий, доказывается их высокая эффективность с точки зрения готовности будущих учителей (специалистов) к реализации трудовых функций и действий педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Practical Lesson on the School Basis as a Means of Students Training for Professional Pedagogical Activity

In the article the contradiction between need of orientation of modern pedagogical education to the professional standard of the teacher and the lack of models or mechanisms of implementation of the specified document in the process of training of future teachers is determined. The authors prove that one of solutions of this contradiction is implementation of the synchronous model of the future teachers training based on early inclusion of students in real and modelled professional tests providing problematical character, reflexivity, dialogicity, practical orientation of teaching and the educational process in the higher education institution. The authors describe cooperation experience of teachers of the Pedagogical Technologies Department of YSPU named after K. D. Ushinsky and comprehensive schools of Yaroslavl, which were platforms for carrying out a practical lesson on the discipline «The theory of education and technology of pedagogical activities» for students of pedagogical university. The purposes, tasks, content and educational and methodical maintenance of such practice-oriented lessons are considered, it is proved their high efficiency from the point of view of future teachers’ (specialists) readiness to implement labour functions and actions of the teacher.

Текст научной работы на тему «Практические занятия на базе школы как средство подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности»

УДК 37.03

О. Г. Важнова, Ю. В. Яковлева

Практические занятия на базе школы как средство подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности

В статье определяется противоречие между необходимостью ориентации современного педагогического образования на профессиональный стандарт педагога и отсутствием моделей или механизмов внедрения указанного документа в процесс подготовки будущих педагогов. Авторами доказывается, что одним из путей решения данного противоречия является реализации синхронной модели подготовки будущих учителей, основанной на раннем включении студентов в реальные и моделируемые профессиональные пробы, обеспечивающие проблемность, рефлексивность, диалогичность, практическую направленность учебно-воспитательного процесса в вузе. Авторами описывается опыт совместной работы преподавателей кафедры педагогических технологий ЯГПУ им. К. Д. Ушинского и общеобразовательных школ города Ярославля, на базе которых были организованы площадки для проведения практических занятий по дисциплине «Теория воспитания и технологии педагогической деятельности» для студентов педагогического университета. Рассматриваются цели, задачи, содержание и учебно-методическое сопровождение таких практико-ориентированных занятий, доказывается их высокая эффективность с точки зрения готовности будущих учителей (специалистов) к реализации трудовых функций и действий педагога.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, будущий педагог, профессиональная подготовка, практико-ориентированные занятия.

O. G. Vazhnova, Yu. V. A Yakovleva

Practical Lesson on the School Basis as a Means of Students Training for Professional Pedagogical Activity

In the article the contradiction between need of orientation of modern pedagogical education to the professional standard of the teacher and the lack of models or mechanisms of implementation of the specified document in the process of training of future teachers is determined. The authors prove that one of solutions of this contradiction is implementation of the synchronous model of the future teachers training based on early inclusion of students in real and modelled professional tests providing problematical character, reflexivity, dialogicity, practical orientation of teaching and the educational process in the higher education institution. The authors describe cooperation experience of teachers of the Pedagogical Technologies Department of YSPU named after K. D. Ushinsky and comprehensive schools of Yaroslavl, which were platforms for carrying out a practical lesson on the discipline «The theory of education and technology of pedagogical activities» for students of pedagogical university. The purposes, tasks, content and educational and methodical maintenance of such practice-oriented lessons are considered, it is proved their high efficiency from the point of view of future teachers' (specialists) readiness to implement labour functions and actions of the teacher.

Keywords: professional standard, future teacher, professional training, practice-oriented lessons.

Сегодня активно развивающееся информационное пространство предъявляет дополнительные требования к системе образования, а современный учебно-воспитательный процесс, в свою очередь, задает новые ориентиры и требования к педагогической деятельности и профессиональным качествам педагога.

Современному педагогу необходимо не только знание предмета, но и широкая компетенция в профессии, углубленная психолого-педагогическая подготовка, владение современными педагогическими и информационными технологиями, выраженная готовность и способность работать как с одаренными детьми, так и с детьми, слабо мотивированными к обучению, детьми, имеющими откло-

нения в физическом и умственном развитии, обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, интегрировать детей со специальными потребностями. Современный педагог должен уметь работать в команде, совместно планировать образовательную деятельность, работать в виртуальной среде, уметь отслеживать и сопровождать развитие индивидуальных успехов учащихся, организовывать внутри- и межшкольные проекты, давать профессиональные консультации родителям, уметь работать в поликультурной, многонациональной и поликонфессиональной среде [6, с. 11].

Основные компетентностные характеристики, которыми должен обладать современный педагог, определяют необходимость ориентации педагоги-

© Важнова О. Г., Яковлева Ю. В., 2016

ческого образования на профессиональный стандарт педагога [4, 5]. Между тем указанный документ не сопровождается моделями или механизмами его внедрения в процесс подготовки будущих педагогов.

В мировой практике существует две основные модели педагогического образования: последовательная (при которой сначала идет освоение базового образования, а затем педагогическая подготовка) и синхронная (при которой подготовка осуществляется одновременно как в области предмета, так и в области педагогических компетенций).

Опыт показывает, что наибольшей популярностью пользуется последовательная модель, но наибольших успехов удается достичь при реализации синхронной модели подготовки педагогов [6, с. 12].

Анализ научной литературы, а также результаты опытно-экспериментальной работы по проблеме позволили сделать вывод о том, что одним из средств реализации синхронной модели подготовки будущих учителей является включение студентов в реальные и моделируемые профессиональные пробы, обеспечивающие проблемность, рефлексивность, диалогичность, практическую направленность учебно-воспитательного процесса в вузе.

Включение студентов в моделируемые профессиональные пробы происходит при изучении психолого-педагогических дисциплин. Важной при этом становится постановка студентов в процессе обучения в разные социально-ролевые позиции: ученика, педагога, родителя. Это позволяет взглянуть на ситуацию с разных сторон и выработать свое видение, то есть заставить студента размышлять, подвести его к мысли о том, что педагогическим мастерством овладеть непросто, необходимо работать над собой, над развитием своих личностных качеств.

Включение студентов в реальные профессиональные пробы происходит в период педагогической практики. Этот этап профессиональной подготовки обуславливает единство теории и практики, способствует личностному и профессиональному развитию студентов, формирует восприятие себя как полноправного субъекта педагогической деятельности.

Для эффективной подготовки будущих учителей в рамках реализации синхронной модели необходимо единовременное включение студентов в оба вида профессиональных проб. Между тем временной разрыв между ними является значительным, поскольку изучение психолого-педагогических дисциплин предполагается уже с первых курсов профессиональной подготовки, а первая педагоги-

ческая практика у студентов проходит на предвы-пускном курсе.

В связи с этим возникает проблема недостаточности условий образовательной среды вуза для эффективного личностно-профессионального становления будущего учителя, а следовательно, невозможности реализации синхронной модели подготовки студентов - будущих педагогов.

Решение этой проблемы стало возможным благодаря совместной работе преподавателей кафедры педагогических технологий ЯГПУ им. К. Д. Ушинского и общеобразовательных школ города Ярославля, на базе которых были организованы площадки для проведения практических занятий по дисциплине «Теория воспитания и технологии педагогической деятельности» для студентов педагогического университета.

Основным условием, обеспечивающим эффективность педагогической деятельности студентов, является взаимосвязь и взаимопроникновение педагогических средств подготовки в вузе и во время практических занятий студентов, что означает

— развитие, применение и оценивание компе-тентностей, формируемых у студентов, подбор соответствующих практических заданий, выполнение их в период обучения в вузе и в ходе занятий на базе образовательных организаций;

— применение психологических знаний, педагогической теории и методических рекомендаций в практической деятельности, то есть осмысление основных закономерностей, лежащих в основе изучаемых педагогических явлений, соотнесение наблюдаемых явлений с теоретическими знаниями, объяснение отдельных фактов и явлений с точки зрения общих закономерностей и принципов;

— проверку психологических, общепедагогических, теоретических, специальных знаний на конкретных фактах, вскрытие новых сторон изучаемых явлений;

— актуализацию ранее усвоенных знаний, способов деятельности, которые необходимы для решения поставленных перед студентами практических задач на данном этапе;

— формирование в рамках практических занятий по педагогическим дисциплинам портфолио, включающего материалы, которые позволят студенту эффективно решать профессиональные задачи в период практической деятельности;

— приобретение знаний, способов действий, источником которых является собственная деятельность студентов;

— актуализацию на практике педагогических проблем, изучение теоретических аспектов которых предусмотрено на последующих занятиях в вузе, а также осознание компетенций, которые

необходимо формировать в процессе дальнейшего обучения (принцип опережения) [3].

Необходимы определенные средства и специально организованные условия, стимулирующие применение знаний, теоретическое осмысление студентами практической работы и обеспечивающие «переход» теоретических знаний в инструмент практической деятельности. Поэтому содержание занятий на базе школы включает три основных раздела: семинары, проводимые учителями-практиками совместно с преподавателями университета; посещение открытых уроков и внеклассных мероприятий, подготовленных педагогами школы; взаимодействие студентов с детьми. Занятия направлены на получение студентами общих представлений о специфике организации педагогического процесса в школе, содержании деятельности педагогов; формирование общепедагогических компетенций в работе с коллективом детей, развитие навыков анализа и самоанализа педагогической деятельности.

На практических занятиях студенты выполняют задания, способствующие приобретению навыков построения конструктивного взаимодействия между участниками педагогического коллектива, решению конфликтных педагогических ситуаций, получению знаний о культуре педагогического общения, развитию профессионально значимых качеств. В проведении анализа результатов выполнения таких заданий участвуют педагоги школы, которые делятся личным опытом, организуют рефлексию. Это обогащает содержание семинара, придает ему проблемный характер, способствует развитию мотивации на дальнейшую профессиональную деятельность.

К проведению открытых занятий привлекаются учителя и администрация образовательной организации. Так, программой курса предусмотрено посещение классного часа по проблемам духовно-нравственного воспитания или межнационального общения, внеурочного занятие по одному из направлений деятельности школы, встреча с ученическим активом школы, посещение одной из форм взаимодействия с родителями.

Практическая деятельность студентов на базе школы предполагает проведение воспитательной работы с классом - каждый из них становится помощником классного руководителя, организатором деятельности классного коллектива. В течение года студенты еженедельно взаимодействуют со школьниками, принимают активное участие в жизнедеятельности класса, решая при этом поставленные перед ними педагогические задачи.

Так, в первом полугодии студенты самостоятельно организуют первую встречу-знакомство с

детским коллективом, проводят анализ первичной информации о классе, организуют психолого-педагогической диагностику, проводят тематический классный час, поэтапно организуют коллективное творческое дело по новогодней тематике. Во втором полугодии студенты пробуют свои силы в организации проектной деятельности.

Продуктивной формой занятий является привлечение студентов к преподаванию отдельных фрагментов уроков, предоставление возможности занять профессиональную педагогическую позицию, что способствует развитию навыков осуществления взаимодействия на уровне диалога и сотрудничества, применению нетрадиционных интерактивных педагогических средств.

Все виды предложенных занятий гармонично сочетаются в течение каждого из учебных дней, которые студенты проводят на базе образовательных организаций. Покажем это на примере организации первого практического занятия.

Знакомство студентов со школой, на базе которой будут проходить их занятия, осуществляется в рамках семинара, который проводится администрацией. В диалоговой форме директор рассказывает об особенностях организации образовательного процесса, о воспитательной системе школы (целях, принципах, содержании деятельности, традициях школы).

Далее педагогом школы проводится семинар по теме «Организация КТД в детском коллективе». Студенты знакомятся с примерами коллективной творческой деятельности из практики работы педагогов школы, обсуждают приемы организации деятельности детей на различных этапах КТД, возможные трудности и проблемы организации, пути решения выделенных проблем.

Затем студенты расходятся по закрепленным за ними классным коллективам для проведения встречи-знакомства. План проведения встречи-знакомства заранее обсуждается студентами с вузовским преподавателем, ставится цель, определяются воспитательные и организационно-педагогические задачи; обсуждаются этапы организации знакомства с детским коллективом, способы, методы и приемы организации деятельности.

На завершающем этапе учебного занятия преподавателем организуется анализ деятельности студентов, рефлексия дня. Обсуждается, как были решены поставленные задачи; что получилось, удалось в организации деятельности детей, что это подтверждает; что вызвало затруднения и почему; какие действия были неэффективны и почему; что изменили бы в будущем.

Для методического сопровождения изучения учебной дисциплины «Теория воспитания и тех-

нологии педагогической деятельности» преподавателями кафедры педагогических технологий разработан учебно-методический комплект, состоящий из учебного пособия и рабочей тетради (для практических занятий в школе) [1, 2].

В учебном пособии для студентов собраны опорные конспекты, материал по изучаемым темам представлен в виде схем и таблиц. Здесь рассматриваются основные положения теории воспитания, характеристики технологий педагогической деятельности, принципы регулирования воспитательной работы в детском коллективе, организации индивидуальной образовательной деятельности обучающихся. Предлагаются материалы, содержащие базовый объем теоретической информации, словарь основных терминов, задания для самостоятельной работы и оценки результатов формирования трудовых действий, обозначенных в профессиональном стандарте педагога.

Целью рабочей тетради является систематизация содержания практических занятий на базе образовательных организаций, предоставление студентам возможности организовать индивидуальную образовательную деятельность и обеспечить формирование профессиональных компетенций,

В блоке «Общепедагогическая функция. Обучение» наибольший рост студенты отмечают в отношении трудового действия: формирование универсальных учебных действий; в блоке «Развивающая деятельность» - трудовому действию: развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. Мы связываем эти изменения с возможностью студентов «погрузиться» в практическую педагогическую деятельность на ранних этапах профессиональной подготовки, осуществить профессиональные пробы.

Трудовые действия, выделяемые в блоке «Воспитательная деятельность», характеризуются одинаково положительной динамикой у большинства респондентов. Так, студенты отмечают у себя вы-

необходимых будущему специалисту для реализации обобщенных трудовых функций, обозначенных в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)».

Тетрадь содержит пояснительную записку, опорные конспекты занятий, текущую и итоговую рефлексию, а также анкету, позволяющую отследить динамику уровня готовности студентов к реализации общепедагогических функций: обучение, воспитательная деятельность, развивающая деятельность.

Проведение опытно-экспериментальной работы по изучению эффективности практических занятий на базе общеобразовательных школ с точки зрения готовности будущих педагогов к реализации трудовых функций и действий педагога позволило сделать следующие выводы.

Сравнительный анализ результатов анкетирования (средний балл) на момент начала опытно-экспериментальной работы и на момент ее завершения показал положительную динамику развития большинства элементов трудовых действий педагога: знания, умения, опыт (Таблица 1).

сокую готовность к реализации современных, в том числе интерактивных, форм и методов работы при использовании их как на занятии, так и во внеурочной деятельности; к постановке воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера; к оказанию помощи и поддержки в организации деятельности ученических органов самоуправления; к созданию, поддержанию уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.

Подтверждением этому может служить ряд высказываний студентов: «Беспокоилась, что не справлюсь с обязанностями помощника классного руководителя, но работа оказалась интересной, в ходе практической деятельности у меня появились новые возможности личностного роста, самореализации в жизни. Многое для себя отметила из опыта работы других учителей»; «В будущем я вижу себя учителем, имеющим высокий уровень тео-

Таблица1

Оцениваемый параметр профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»: трудовое действие и необходимые для их реализации знания, умения, владение (опыт) Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н Начало занятий в школе (максимум 3 балла) Окончание 1 семестра (максимум 3 балла) Окончание 2 семестра (максимум 3 балла)

Общепедагогическая функция. Обучение 1 1,5 2

Воспитательная деятельность 1 2 2,5

Развивающая деятельность 1 1,5 2

ретической и практической подготовки, имеющим обширную базу знаний, способным передать свои умения, навыки и знания обучающимся, способным заинтересовать своих учеников. Верю, что многое наработается с опытом, готова приложить к этому немало усилий»; «Из полученных на данном этапе обучения знаний и умений я возьму в свой багаж будущего учителя манеру поведения, методы воспитания, организационные умения, способность заинтересовать и замотивировать детей».

Таким образом, проведение практических занятий для студентов на базе образовательных организаций способствует включению студентов в моделируемые и реальные профессиональные пробы, «погружению» в педагогическую деятельность, что усиливает профессионально-прикладной аспект образовательного процесса в вузе. В процессе занятий студенты овладевают профессиональными умениями и навыками в области воспитания обучающихся, организации внеурочной и проектной деятельности, разработки и сопровождения программ индивидуального развития ребенка, а также современными образовательными технологиями для решения профессиональных задач.

Библиографический список

1. Байбородова, Л. В., Рожков, М. И., Чернявская, А. П., Харисова, И. Г. Теория воспитания и технологии педагогической деятельности (в схемах и таблицах) [Текст] : учебное пособие / под. ред. Л. В. Байбородовой, И. Г. Харисовой. - Изд. 2-е перераб. и исправ. - Ярославль : РИО ЯГПУУ 2016. - 190 с.

2. Байбородова, Л. В., Белкина, В. В., Харисова, И. Г. Теория воспитания и технологии педагогической деятельности (рабочая тетрадь для практических занятий в школе) [Текст] : учебно-методическое пособие / сост. Л. В. Байбородова, В. В. Белкина, И. Г. Харисова. -2-е изд., испр. и доп. - Ярославль : РИО Я1МУ 2016. -53 с.

3. Байбородова, Л. В. Практико-ориентированный подход к подготовке будущих педагогов [Текст] / Л. В. Байбородова // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 1. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 47-52.

4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 августа 2016 года № 422-н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544-н» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420372096.

5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544-н. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html.

6. Соломин, В. П. актуальные проблемы модернизации педагогического образования [Текст] / В. П. Соломин // Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям : сб. статей. Ч. 1. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. - С. 6-14.

Bibliograficheskij spisok

1. Bajborodova, L. V, Rozhkov, M. I., Chernjavskaja, A. P., Harisova, I. G Teorija vospitanija i tehnologii pedagogicheskoj dejatel'nosti (v shemah i tablicah) [Tekst] : uchebnoe posobie / pod. red. L. V Bajborodovoj, I. G Harisovoj. - Izd. 2-e pererab. i isprav. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2016. - 190 s.

2. Bajborodova, L. V, Belkina, V. V, Harisova, I. G. Teorija vospitanija i tehnologii pedagogicheskoj dejatel'nosti (rabochaja tetrad' dlja prakticheskih zanjatij v shkole) [Tekst] : uchebno-metodicheskoe posobie / sost. L. V. Bajborodova, V V. Belkina, I. G Harisova. - 2-e izd., ispr. i dop. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2016. - 53 s.

3. Bajborodova, L. V Praktiko-orientirovannyj podhod k podgotovke budushhih pedagogov [Tekst] / L. V. Bajborodova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. -2015. - № 1. - Tom II (Psihologo-pedagogicheskie nauki). -S. 47-52.

4. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashhity RF ot 5 avgusta 2016 goda № 422-n «O vnesenii izmenenij v profes-sional'nyj standart «Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshhem, osnovnom obshhem, srednem obshhem obrazovanii) (vospitatel', uchitel')», utver-zhdennyj prikazom Ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii ot 18 oktjabrja 2013 goda № 544-n» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/420372096.

5. Professional'nyj standart «Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshhem, osnovnom obshhem, srednem obshhem obrazovanii) (vospitatel', uchitel')», utverzhden prikazom Ministerstva truda i so-cial'noj zashhity Rossijskoj Federacii ot «18» oktjabrja 2013 g. № 544-n. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html.

6. Solomin, V. P. aktual'nye problemy modernizacii ped-agogicheskogo obrazovanija [Tekst] / V. P. Solomin // Nepre-ryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie v sovremennom mire: ot issledovatel'skogo poiska k produktivnym reshenijam : sb. statej. Ch. 1. - SPb. : Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2013. - S. 6-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.