Научная статья на тему 'Реализация принципа профессионального закаливания при подготовке будущего учителя'

Реализация принципа профессионального закаливания при подготовке будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗАКАЛИВАНИЯ / СУБЪЕКТНООРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PROFESSIONAL TRAINING / FUTURE TEACHER / A PROFESSIONAL HARDENING PRINCIPLE / A SUBJECT ORIENTED TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Юлия Владимировна

В статье рассматривается одна из современных задач педагогического образования: обеспечение развития личностного и творческого потенциала студента, формирование у него потребности в «обучении всю жизнь» с целью становления студента субъектом своего профессионального развития педагогом, успешно и результативно взаимодействующим с детьми и их родителями в решении профессиональных задач. Автор подчеркивает важность соблюдения принципов организации профессиональной подготовки, обеспечивающих общие требования к формированию и развитию системы общего и высшего педагогического образования, а также отражающих специфику деятельности педагогов, в частности принципа профессионального закаливания. Принцип предполагает включение студентов в ситуации из профессиональной деятельности педагогов, демонстрирующие негативные ее проявления; требующие овладения определенными способами их преодоления и предотвращения, адекватными индивидуальным особенностям будущего педагога; формирования профессионального иммунитета, эмоциональной устойчивости, рефлексивной позиции. Раскрываются условия и правила реализации принципа профессионального закаливания при подготовке будущих педагогов. Рассматривается способ его реализации в учебном процессе, основанный на применении субъектно-ориентированной технологии, характеризующейся последовательным прохождением этапов самодиагностики (изучение и оценка студентом индивидуально-психологических особенностей своей личности); самоанализа (рефлексия результатов, выявление их причин); самоопределения; целеполагания; реализации развития профессионально значимых качеств будущего учителя; самооценки (повторная диагностика, сравнение результатов, их анализ); самоутверждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of the Professional Hardening Principle in Future Teacher Training

In the article one of modern tasks of pedagogical education is considered: ensuring development of the student’s personal and creative potential, forming of his need in «all life training», with the purpose that the student should become the subject of his professional development the teacher, successfully and productively interacting with children and their parents in the solution of professional tasks. The author emphasizes importance of respect for the principles of professional training organization providing general requirements to forming and development of the system of general and higher pedagogical education, and also reflecting specificity of teachers’ activities, in particular, the principle of professional hardening. The principle assumes inclusion of students in the situations from teachers’ professional activity showing its negative manifestations; their overcoming and prevention requiring mastering the certain methods adequate to specific features of the future teacher; forming of professional immunity, emotional stability, reflexive position. Conditions and rules of the professional hardening principle implementation are revealed in future teachers training. The method of its implementation in the educational process is regarded, based on use of the subject oriented technology which is characterized by consecutive passing of the following stages: self-diagnostics (study and assessment of individual and psychological features of the personality by the student); introspection (reflection of results, identification of their reasons); self-determination; goal-setting; stage of implementing development of professionally significant qualities of the future teacher; self-assessment (repeated diagnostics, comparison of results, their analysis); self-affirmation.

Текст научной работы на тему «Реализация принципа профессионального закаливания при подготовке будущего учителя»

УДК 378

Ю. В. Яковлева

Реализация принципа профессионального закаливания при подготовке будущего учителя

В статье рассматривается одна из современных задач педагогического образования: обеспечение развития личностного и творческого потенциала студента, формирование у него потребности в «обучении всю жизнь» с целью становления студента субъектом своего профессионального развития - педагогом, успешно и результативно взаимодействующим с детьми и их родителями в решении профессиональных задач. Автор подчеркивает важность соблюдения принципов организации профессиональной подготовки, обеспечивающих общие требования к формированию и развитию системы общего и высшего педагогического образования, а также отражающих специфику деятельности педагогов, в частности принципа профессионального закаливания. Принцип предполагает включение студентов в ситуации из профессиональной деятельности педагогов, демонстрирующие негативные ее проявления; требующие овладения определенными способами их преодоления и предотвращения, адекватными индивидуальным особенностям будущего педагога; формирования профессионального иммунитета, эмоциональной устойчивости, рефлексивной позиции. Раскрываются условия и правила реализации принципа профессионального закаливания при подготовке будущих педагогов. Рассматривается способ его реализации в учебном процессе, основанный на применении субъектно-ориентированной технологии, характеризующейся последовательным прохождением этапов самодиагностики (изучение и оценка студентом индивидуально-психологических особенностей своей личности); самоанализа (рефлексия результатов, выявление их причин); самоопределения; целеполага-ния; реализации развития профессионально значимых качеств будущего учителя; самооценки (повторная диагностика, сравнение результатов, их анализ); самоутверждения.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущий педагог, принцип профессионального закаливания, субъектно-ориентированная технология.

Yu. V. Yakovleva

Realization of the Professional Hardening Principle in Future Teacher Training

In the article one of modern tasks of pedagogical education is considered: ensuring development of the student's personal and creative potential, forming of his need in «all life training», with the purpose that the student should become the subject of his professional development - the teacher, successfully and productively interacting with children and their parents in the solution of professional tasks. The author emphasizes importance of respect for the principles of professional training organization providing general requirements to forming and development of the system of general and higher pedagogical education, and also reflecting specificity of teachers' activities, in particular, the principle of professional hardening. The principle assumes inclusion of students in the situations from teachers' professional activity showing its negative manifestations; their overcoming and prevention requiring mastering the certain methods adequate to specific features of the future teacher; forming of professional immunity, emotional stability, reflexive position. Conditions and rules of the professional hardening principle implementation are revealed in future teachers training. The method of its implementation in the educational process is regarded, based on use of the subject oriented technology which is characterized by consecutive passing of the following stages: self-diagnostics (study and assessment of individual and psychological features of the personality by the student); introspection (reflection of results, identification of their reasons); self-determination; goal-setting; stage of implementing development of professionally significant qualities of the future teacher; self-assessment (repeated diagnostics, comparison of results, their analysis); self-affirmation.

Keywords: professional training, a future teacher, a professional hardening principle, a subject oriented technology.

XXI век в России сопровождается рядом сложных и противоречивых процессов, которые коснулись и современной системы образования. Эти процессы создают такую социокультурную и образовательную ситуацию, выход из которой требует подготовки высококвалифицированных кадров. Между тем труд учителя по многофункциональности, разнообразию видов деятельности, нервному и физическому напряжению продолжает оставаться в разряде «сложных». При этом деятельность и поведение учителя опреде-

ляются общепринятыми нормами и требованиями, соответствовать которым на практике бывает довольно трудно в силу специфики педагогической профессии.

Многочисленные исследования свидетельствуют о наличии напряженности у представителей данной профессии, связанной с систематическими ситуациями оценки, частыми и длительными контактами с учащимися, родителями, снижением престижности педагогического труда, высокой вероятностью возникновения деловых и

© Яковлева Ю. В., 2016

межличностных конфликтов. Эмоциональная напряженность особенно часто присутствует у молодых педагогов.

Синдром «эмоционального выгорания» при отсутствии систематической работы по его профилактике начинает проявляться у будущих педагогов еще в период обучения в вузе. После переживания негативных эмоций в период педагогической практики у многих студентов значительно снижается мотивация дальнейшего развития в педагогической профессии [2, с. 103-108].

Таким образом, одной из современных задач преподавателя педагогического вуза является обеспечение развития личностного и творческого потенциала студента, формирование у него потребности в «обучении всю жизнь», индивидуального профессионального стиля. Для студента педагогического вуза важно стать субъектом своего профессионального развития, педагогом, успешно и результативно взаимодействующим с детьми и их родителями в решении задач развития индивидуальности и личности каждого ребенка, формирования у него гражданских и нравственных качеств [1, с. 35].

Между тем с реальными трудностями профессии учителя студенты сталкиваются только в период педагогической практики. Для большинства студентов этот этап формирования профессионала дает ответ на главный вопрос: правильно ли выбран жизненный путь, станет ли педагогика призванием? Когда же студент убеждается, что уровень подготовки, фундамент педагогического и методического мастерства позволяет надеяться, что будет достигнуто главное - умение учить и воспитывать, возникает другой, не менее важный вопрос: позволят ли личностные и профессионально значимые качества студента достойно выполнять свой профессиональный долг? Чтобы ответ на этот вопрос звучал положительно, необходимо руководствоваться соответствующими принципами.

В процессе организации профессиональной подготовки будущих педагогов, обеспечивающей достижение намеченных образовательных целей, важно учитывать общепедагогические принципы, имеющие универсальный характер и детерминирующие практическую педагогическую деятельность в высшей школе: принцип самосознания и самоуправления; проблемности; прогнозирования и проектирования; свободного, самостоятельного выбора обучающимися содержания и форм деятельности; опоры на положительные достижения; создания ситуаций успеха [1,

с. 35-41]. На ряду с принципами, обеспечивающими общие требования к формированию и развитию системы общего и высшего педагогического образования, выделен и обоснован принцип, отражающий специфику деятельности педагогов - принцип профессионального закаливания.

Принцип профессионального закаливания

предполагает включение студентов в ситуации из профессиональной деятельности педагогов, демонстрирующие негативные ее проявления; требующие овладения определенными способами их преодоления и предотвращения, адекватными индивидуальным особенностям будущего педагога; формирования профессионального иммунитета, эмоциональной устойчивости, рефлексивной позиции.

В педагогическом вузе преподаватель должен быть примером и образцом поведения для студента, поэтому наиболее распространенными типами построения взаимоотношений в системе «преподаватель-студент» являются сотрудничество и диалог. Постоянный комфорт этих отношений приводит к тому, что будущий педагог не всегда может приспособиться к отношениям более сложным, менее для него благоприятным, свойственным, в частности, его профессиональной деятельности. В процессе обучения в вузе формируется так называемое ожидание благоприятных отношений в профессиональной деятельности как нормы, что зачастую не соответствует реальной ситуации.

В основе принципа лежит учение П. Ф. Каптерева «О нравственном закаливании», термин «социальные прививки», впервые примененный Махатмой Ганди, а также современный принцип социального закаливания детей, разработанный профессором М. И. Рожковым.

Условиями реализации принципа профессионального закаливания являются

— включение студентов в решение различных реальных или моделируемых проблем педагогических отношений (профессиональные пробы);

— диагностирование мотивационно-целевой, эмоционально-волевой и поведенческо-деятельностной готовности к системе профессиональных отношений;

— стимулирование самопознания, самоопределения и саморазвития студентов в различных педагогических ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных профессиональных ситуациях;

— оказание поддержки в анализе проблем пе-

дагогических отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных профессиональных ситуациях.

При организации профессиональной подготовки будущих педагогов этот принцип реализуется в следующих правилах:

— проблемы профессиональных отношений надо учиться решать до их реального возникновения, а не только в процессе проявления;

— осознание возможных барьеров и трудностей профессиональной деятельности - залог успешной карьеры в дальнейшем;

— не только успех, но и негативный опыт способствуют становлению профессионала;

— волевых усилий для преодоления трудностей не будет завтра, если их нет сегодня;

— нельзя предусмотреть все трудности профессиональной деятельности, но надо быть готовым к их преодолению.

Средством реализации вышеназванного принципа в учебном процессе является субъектно-ориентированная технология [4, с. 59], каждый «шаг» которой конкретизируется специальными техниками и приемами, указанными ниже.

Этап самодиагностики заключается в изучении и оценке студентом индивидуально-психологических особенностей своей личности и уровня развития профессионально значимых качеств с целью осознания своих возможностей и отслеживания динамики их развития.

Высокую эффективность показывают следующие стартовые методы диагностики:

— методика «Педагогические ситуации», позволяющая оценить уровень развития педагогических способностей испытуемого;

— диагностика «Самооценка профессиональных качеств студента», которая позволяет определить характер и степень связи между отношением человека к профессиональным качествам педагога и самооценкой тех же качеств у самого себя.

Результаты методик способствуют осознанию реального и идеального профессиональных образов «Я-педагог». Во время обучения в вузе профессиональные образы чаще не совпадают, что является источником самосовершенствования личности студентов и стремления к ее развитию.

После проведения диагностики и обработки результатов студенты переходят к этапу самоанализа, основной задачей которого является поиск ответов на вопросы: «Что помогло мне добиться положительных результатов и почему?», «Что мешало мне быть более успешным и почему?» и др. Студенты самостоятельно анализируют полу-

ченные данные и дают первоначальную их интерпретацию, заносят результаты в «Диагностическую карту».

Эффективным способом организации этапа самоанализа является также применение техники «Синквейн», поскольку глубина самого стихотворения (степень значимости подбираемых определений) позволяет определить качество усвоения полученных знаний. Кроме того, анализ синквейнов, написанных на одну и ту же тему, но в разные периоды времени одним студентом, могут помочь интерпретировать изменения в личностном отношении к изучаемой проблеме.

После рефлексии студенты самостоятельно разрабатывают рекомендации по развитию индивидуальных особенностей, проектируют пути, средства совершенствования профессионально важных качеств личности через организацию образовательной деятельности.

Этап самоопределения заключается в размышлении студентов о себе, о будущей профессии, практической деятельности, что способствует осмыслению и формированию профессиональной мотивации.

О. С. Гребенюк отмечает, что существенной частью мотивационной сферы обучающегося является мотивация учения, которая включает систему целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека к овладению знаниями, к активности в образовательной деятельности [3]. Поэтому для развития мотивационной сферы студента используется упражнение «Личность учителя», результатом выполнения которого становится сначала индивидуальный кластер, содержащий качества личности «идеального педагога», возможно, в иерархической последовательности, а после - обобщенный кластер, разработанный в процессе общего обсуждения и содержащий наиболее значимые качества. Таким образом, упражнение вызывает стремление студентов к саморазвитию личности, совершенствованию своих возможностей.

Целью этапа целеполагания является, прежде всего, осознание и постановка цели, представляющий собой обобщенный идеальный результат, к которому стремится студент совместно с преподавателем. Результативности процесса це-леполагания способствует упражнение «Проективное рисование Я-педагог». Задача каждого из студентов - на листе бумаги нарисовать образ педагога, каким он хотел бы стать, на другом листе - образ педагога, каким он представляет себя сейчас. Далее студент сравнивает рисунки «себя

будущего» и «себя настоящего», на основе самоанализа отвечает на вопрос: что мне нужно сделать, чтобы стать таким, каким я хочу быть? Ответ на этот вопрос, а также результаты самодиагностики являются основой для постановки цели индивидуально для каждого студента.

Этап реализации развития профессионально значимых качеств будущего учителя предполагает рассмотрение вопросов эмоциональной культуры педагога, культуры педагогического общения, изучение способов саморегуляции в эмоционально напряженных ситуациях практической педагогической деятельности, а также алгоритма решения конфликтных педагогических ситуаций.

Эффективным средством организации деятельности студентов на этом этапе является проведение упражнений по решению педагогических ситуаций из школьной жизни самих студентов, что особенно настраивает их на успешную рефлексию.

Одним из вариантов такого упражнения являются решение кейсов, в основе которых лежат ситуации, лично пережитые студентами во время обучения в школе. В результате сбора, систематизации, обобщения и классификации ситуаций было выявлено два типа наиболее распространенных педагогических конфликтных ситуации:

— конфликт между группами детей в классном коллективе во внеучебной деятельности;

— конфликт между учителем-предметником и учащимся в учебном процессе.

На их основе нами разработаны кейсы, содержащие типовую ситуацию, а также подборку материалов, способствующую глубокому осмыслению и анализу ситуации, а также успешному поиску путей ее решения.

Так, кейс по решению проблемы в детском коллективе содержит следующую ситуацию. В середине весны перед учениками 11 класса встал вопрос о проведении выпускного вечера. Поскольку старшеклассники считали себя взрослыми и самостоятельными людьми, на классном собрании было принято решение о возложении основных полномочий по организации праздника на актив класса. Но во время подготовки актив постоянно сталкивается с проблемами: основной коллектив отказывается от любых идей, предложенных организаторами, проявляет пассивность во время обсуждения. В классе назревает конфликт. Как в этой ситуации должен повести себя классный руководитель?

Для решения, описанной ситуации, в помощь студентам предлагаются следующие материалы:

— Выписка из типового положения о деятельности классного руководителя.

— Психологические проблемы школьников в сфере взаимоотношений как источник конфликтов.

— Выбор типа поведения и педагогического общения педагога как способ конструктивного разрешения конфликта в коллективе детей.

— Методы профилактики подростковых конфликтов.

Как показала практика, решение вышеописанных кейсов вызывает сильный эмоциональный отклик у студентов, активизирует их работу, стимулирует на успех, поскольку в основе описанных ситуаций - их личный опыт. Рассмотрение же проблем спустя некоторое время способствует активной рефлексивной деятельности, помогает взглянуть на ситуацию с разных сторон, более объективно подойти к выбору решения.

На этапе самооценки студенты осуществляют повторную диагностику, сравнивают результаты, динамику развития индивидуальных и профессиональных качеств, делают вывод о полученных результатах, осмысливают значимость личного вклада в саморазвитие, значение изученных вопросов в своем профессиональном становлении, степени достижения поставленной цели, эффективности используемых для достижения цели средств.

Особое внимание на этом этапе следует уделять рефлексии, в ходе которой происходит переосмысление студентами своих результатов, способов организации деятельности, понимание проблем, их причин, поиск путей решения и т. д.

Для развития навыков рефлексивной деятельности студентов могут применяться следующие приемы: свободные высказывания, выражающие личностную позицию по обсуждаемым вопросам; выступления на предложенную тему (незаконченный тезис): «Наиболее яркие эмоции у меня вызвало...», «При обсуждении данной темы для меня осталось непонятным ...». Можно предложить ответить на вопросы: «Каков мой результат?», «Как я его достиг?», «Какие трудности возникли?», «Как я их преодолевал и планирую преодолевать?». Также с целью развития рефлексивных умений студентов можно использовать написание эссе на проблемные темы или графическое изображение перспектив собственного развития. Проведение рефлексии способствует обнаружению новых или скрытых ранее собственных впечатлений и переживаний.

Итогом становится повторное целеполагание

и планирование дальнейших действий по достижению цели, осуществляемое на этапе самоутверждения .

Таким образом, реализация принципа профессионального закаливания направлена на формирование системы знаний о специфике организации профессиональной деятельности педагога в условиях эмоциональной напряженности, формирование у студентов профессиональной направленности на освоение приемов регуляции сложных эмоциональных реакций и поведенческих состояний, а также подготовку к преодолению профессиональных трудностей.

Библиографический список

1. Байбородова, Л. В. Принципы организации индивидуальной образовательной деятельности студентов в педагогическом вузе [Текст] / Л. В. Байбородова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 2. - С. 35-41.

2. Бысугина, Т. А. Развитие эмоциональной компетентности будущих учителей [Текст] / Т. А. Бысугина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2008. - № 2. -С. 103-108.

3. Гребенюк, О. С. Основы педагогики индивидуальности [Текст] / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. -Калининград, 2002. - 572 с.

4. Байбородова, Л. В. Проблемы теории и практики использования педагогических технологий [Текст] / Л. В. Байбородова // Педагогические технологии: результаты исследований Ярославской научной школы» [Текст] : монография / под ред. Л. В. Байбородовой, В. В. Юдина. - Ярославль : РИО ЯГПУ 2015. - С. 33-43.

Bibliograficheskij spisok

1. Bajborodova, L. V. Principy organizacii individual'noj obrazovatel'noj dejatel'nosti studentov v pedagogicheskom vuze [Tekst] / L. V. Bajborodova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2016. - № 2. -S. 35-41.

2. Bysugina, T. A. Razvitie jemocional'noj kompetentnosti budushhih uchitelej [Tekst] / T. A. Bysugina // Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. - 2008. - № 2. - S. 103-108.

3. Grebenjuk, O. S. Osnovy pedagogiki individu-al'nosti [Tekst] / O. S. Grebenjuk, T. B. Grebenjuk. - Kaliningrad, 2002. - 572 s.

4. Bajborodova, L. V Problemy teorii i praktiki ispol'zovanija pedagogicheskih tehnologij [Tekst] / L. V Bajborodova // Pedagogicheskie tehnologii: rezu-l'taty issledovanij Jaroslavskoj nauchnoj shkoly» [Tekst] : monografija / pod red. L. V. Bajborodovoj, V. V Judina. -Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2015. - S. 33-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.