Научная статья на тему 'Оценка профессиональных компетенций бакалавров дошкольного образования'

Оценка профессиональных компетенций бакалавров дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
549
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА / ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCES / PEDAGOGICAL MONITORING / TEACHER'S LABOUR ACTIONS / ASSESSMENT OF STUDENTS' TRAINING RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белкина Валентина Николаевна, Шкатова Татьяна Геннадьевна

В статье сформулированы возможные подходы к оценке сформированности профессиональных педагогических компетенций у студентов в процессе их подготовки по профилю «Дошкольное образование». Определены принципы компетентностно ориентированного мониторинга результатов обучения будущих педагогов. Проведено соотнесение требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, профессионального стандарта педагога и федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 44.03.01 Педагогическое образование с целью выделения компонентов компетенций, которые могут быть оценены в процессе обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белкина Валентина Николаевна, Шкатова Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of Preschool Education Bachelors’ Professional Competences

In the article possible approaches to assess formation of students’ professional pedagogical competences in the course of their preparation in the Preschool education profile are formulated. The principles of the competence-oriented monitoring of results of training of future teachers are determined. Correlation of requirements of the Federal state educational standard of preschool education, the professional standard of the teacher and the federal state educational standard of the higher education in the direction 44.03.01 Pedagogical education in order to allocate components of competences which can be estimated during the training process of students is carried out.

Текст научной работы на тему «Оценка профессиональных компетенций бакалавров дошкольного образования»

УДК 378.14;378.147

В. Н. Белкина, Т. Г. Шкатова

Оценка профессиональных компетенций бакалавров дошкольного образования

В статье сформулированы возможные подходы к оценке сформированности профессиональных педагогических компетенций у студентов в процессе их подготовки по профилю «Дошкольное образование». Определены принципы компетент-ностно ориентированного мониторинга результатов обучения будущих педагогов. Проведено соотнесение требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, профессионального стандарта педагога и федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 44.03.01 Педагогическое образование с целью выделения компонентов компетенций, которые могут быть оценены в процессе обучения студентов.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональные компетенции, педагогический мониторинг, трудовые действия педагога, оценка результатов обучения студентов.

V. N. Belkina, T. G. Shkatova

Assessment of Preschool Education Bachelors' Professional Competences

In the article possible approaches to assess formation of students' professional pedagogical competences in the course of their preparation in the Preschool education profile are formulated. The principles of the competence-oriented monitoring of results of training of future teachers are determined. Correlation of requirements of the Federal state educational standard of preschool education, the professional standard of the teacher and the federal state educational standard of the higher education in the direction 44.03.01 Pedagogical education in order to allocate components of competences which can be estimated during the training process of students is carried out.

Keywords: professional competence, professional competences, pedagogical monitoring, a teacher's labour actions, assessment of students' training results.

Одним из главных преимуществ компетент-ностного подхода в образовании, в том числе и профессионального, является необходимость отслеживания результатов формирования компетенций у обучающихся. Более того, все ученые и практики понимают, что такой мониторинг достижений учащихся, студентов не может иметь смысла, если он не будет являться точкой отсчета дальнейшего продвижения вперед.

Вместе с тем именно выбор методов, осуществление процедур изучения уровня развития компетенций и представляет наибольшую сложность. С одной стороны, это объясняется сложностью самой структуры компетенций и компетентности. Если рассматривать профессиональное образование, в содержание компетентности входят не только знания, но и умения различного уровня, а также личностные свойства, многие из которых на уровне обучения студентов сложно сформировать, как и отследить их развитие. С другой стороны, в процесс мониторинга профессионального продвижения должны быть включены сами студенты, поскольку это является основой их профессионального самообразования по-

сле окончания учебного заведения. В практике работы вузов самооценка профессионального развития студентов носила эпизодический характер, ведущим субъектом такой оценки выступали преподаватели, руководители практик, члены государственной экзаменационной комиссии. Кроме того, несмотря на наличие серьезного опыты контроля и оценки профессионального становления студентов у каждого преподавателя, многие методы, которые он использует, требуют дополнительной экспертизы. Сложность выбора методов контроля и оценивания продвижения студентов связана и с особенностями каждой дисциплины, ее места в общей структуре образовательного процесса, вида учебно-профессиональной деятельности, специфики оценивания на различных этапах образования.

В таком контексте нам представляется важным, прежде всего, рассмотреть общие принципы и направления мониторинга профессионального развития студентов, то есть в определенном смысле договориться о том, что и для чего мы контролируем и оцениваем, как и в каких формах осуществляется мониторинг. Обобщая содержа-

© Белкина В. Н., Шкатова Т. Г., 2016

тельные, организационные и смыслообразующие принципы мониторинга, в качестве ведущих принципов мы выделяем системность как наиболее общий принцип формирования целостной профессиональной личности на этапе обучения в колледже и вузе, комплексность, прогнозирован-ность, принципы включения в деятельность, развития, вариативности, оптимального сочетания контроля и самоконтроля [1].

Педагогический мониторинг в образовании рассматривается как система непрерывного, объективного слежения и контроля процесса соответствия предлагаемых форм обучения и развития образовательной компетентности. В условиях реализации программ профессионального образования мониторинг обеспечивает оценку уровня развития, становления профессиональных компетенций у студента на всех этапах подготовки. При этом качественно разработанным оказывается мониторинг знаниевого компонента в системе профессионального становления студента.

Смена ориентиров в образовании значительно усложняет задачу отслеживания как процесса, так и результатов подготовки профессионала. В полной мере это касается и подготовки педагога. В этом случае фиксация знаний и даже первоначальных умений у студента является лишь частью целостной системы мониторинга развития его готовности к будущей деятельности. Значительно важнее отследить процесс проецирования знаний и формируемых педагогических умений в практику решения профессиональных задач. В связи с этим возникают серьезные трудности, прежде всего, определения основных показателей готовности выпускника к педагогической деятельности, направлений оценивания, и кроме того, комплектования банка необходимых для мониторинга методов и методик. Имеющиеся в арсенале каждого преподавателя методы контроля оказываются явно недостаточными.

Вместе с тем возникает вопрос не только о накоплении, разработке методов и методик оценки уровней сформированности компетенций на различных уровнях подготовки студентов. Все методы должны, с одной стороны, отвечать задачам диагностики изменений в формировании компетенций, с другой - соответствовать содержанию основной образовательной программы в колледже и вузе.

Сегодня сформировалось единодушное представление о том, что термин «компетенция» не только означает круг вопросов, в которых кто-

либо хорошо осведомлен, но выступает в качестве интегративного умения, позволяющего эффективно решать профессиональные задачи. Компетентность же - обладание компетенциями, результатом которого становится эффективность действия.

Акцент на формирование у студентов не столько профессиональных знаний, сколько профессиональных компетенций вполне соответствует времени. Компетенции как интегративные умения обладают очевидными особенностями, которые, на наш взгляд, помогают упорядочить цели подготовки педагога дошкольного образования, в том числе и с учетом ее непрерывности.

Важным является и то обстоятельство, что, выстраивая процесс формирования компетенций, нельзя идти по пути их «механического перераспределения» по курсам обучения, уровням образования, дисциплинам. Речь должна идти о комплексном и системном способе формирования и оценивания интегральных педагогических умений у будущих педагогов.

В нашей статье мы представляем один из вариантов разработки оценочных процедур в процессе психолого-педагогической подготовки бакалавров дошкольного профиля. Для определения путей и способов мониторинга сформиро-ванности профессиональных компетенций как результата освоения студентами цикла психолого-педагогических дисциплин необходимо провести сопоставление таких современных нормативных документов, как федеральный государственного образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» и федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО). Такое сопоставление позволит определить комплекс профессиональных действий, соответствующих профессиональному стандарту педагога, обеспечивающих формирование профессионального мировоззрения, мышления, способности к самостоятельному профессиональному развитию и, главное, обеспечивающих развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Подобная схема сопоставления требований нормативных документов может быть применена

при разработке содержания оценочных комплексов освоения учебных курсов и модулей дисциплин в образовательной программе по конкретному профилю подготовки студентов.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования является основой для формирования содержания профессиональной подготовки студентов и дополнительного профессионального образования педагогических работников, проведения их аттестации, а также формулирует психолого-педагогические условия успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования [2].

Относительно требований к педагогам в стандарте дошкольного образования отмечено, что педагогические работники, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования, должны обладать компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей. Эти условия, с одной стороны, предполагают обеспечение эффективного развития индивидуальности ребенка во всех ее проявлениях в личностном и интеллектуальном аспектах, с другой - позволяют включить ребенка в социум, актуализировать процесс его социализации [2]. Все это позволяет преподавателю вуза сформулировать конкретные цели и задачи, разделы преподаваемой дисциплины, наметить блоки трудовых действий, формируемых в данной дисциплине. Конкретная формулировка трудовых действий, выполняемых педагогом дошкольного образования, представлена в другом федеральном нормативном документе - Профессиональном стандарте педагога.

Для психолого-педагогических дисциплин, изучаемых будущими педагогами дошкольного образования, могут быть выбраны некоторые трудовые действия, которые можно разделить также на две группы [3]:

1. Трудовые действия, обеспечивающие развитие индивидуальности ребенка:

— участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации;

— активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;

— организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной

программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста;

— участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста;

— реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями.

2. Трудовые действия, позволяющие эффективно осуществлять процесс социализации детей:

— планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами;

— формирование психологической готовности к школьному обучению;

— создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья;

— организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.

Отнесение трудового действия к одной из двух групп достаточно условно, так как развитие индивидуальности ребенка немыслимо вне социума, кроме того, все трудовые действия осуществляются в процессе целостной педагогической деятельности. Вместе с тем формулирование трудовых действий, элементы которых мы развиваем в вузе, дает преподавателю возможность определить конкретные темы и вопросы, раскрываемые в ходе изучения дисциплины, а затем выделить результаты освоения дисциплины (модуля), подлежащие контролю и оценке.

Проявления трудовых действий выражаются в определенном комплексе знаний и умений, также включенном в Профессиональный стандарт педагога.

Необходимые для осуществления трудовых действий знания и умения дают возможность

преподавателю формулировать темы заданий для самостоятельной работы, подбирать педагогические кейсы, определять содержание оценочного комплекса по дисциплине.

Один из вариантов разработки комплекса средств для оценки сформированности трудовых действий как образовательных результатов той или иной учебной дисциплины представлен нами в следующей таблице.

_Таблица 1

Формулировка трудового действия: Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами

Необходимые знания Способы оценки

Специфика дошкольного образования и особенности организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста Заполнение сравнительной таблицы «Особенности психологической службы образования в РФ и за рубежом»

Современные тенденции развития дошкольного образования Составление схемы «Структура психологической службы образования РФ»

Необходимые умения Способы оценки

Применять методы познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации Разработать рекомендации по психопрофилактике дезадаптации ребенка раннего и дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению; трудностей во взаимоотношениях со сверстниками в дошкольном возрасте; недостаточной познавательной активности дошкольников на занятиях; негативных личностных образований у детей (ложь, зависть, агрессивность и др.) - тему студент выбирает из предложенных. Подготовить реферат и выступление по содержанию работы в ДОУ с дошкольниками «группы риска». Разработать программу коррекционно-развивающей работы с дошкольниками «группы риска»

Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста Разработка электронных презентаций к рефератам, родительскому собранию, методическому семинару

Формулировка трудового действия: Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста

Необходимые знания: Способы оценки

Особенности становления и развития детской деятельности в раннем и дошкольном возрасте Заполнение сравнительной таблицы «Психологические нормативы возрастного развития ребенка раннего и дошкольного возраста»

Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте Составление карты «Психологические новообразования развития ребенка от рождения до 7-ми лет»

Необходимые умения Способы оценки

Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения Реферат (по одному из направлений психодиагностической работы в ДОУ). Проведение исследований в ДОУ (Подобрать диагностические методики и провести диагностическое обследование ребенка раннего и дошкольного возраста по одному из направлений познавательного и личностного развития, дать анализ полученных результатов)

В рамках одной дисциплины и даже отдельных модулей дисциплин, конечно, невозможно сформировать все обозначенные выше позиции. Перечень общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, формируемых в дисциплинах конкретной образовательной программы, определен в образовательных стандартах соответствующего направления подготовки бакалавров или магистров. Образовательная программа по конкретному профилю подготовки определяет набор компетенций, которыми овладевает

студент в ходе изучения каждой дисциплины и прохождения различных видов практик. При разработке содержания дисциплины преподаватель насыщает формулировки компетенций стандарта высшего образования конкретными проявлениями, которые он может и обязан соотнести с требованиями двух рассмотренных выше документов: образовательного стандарта дошкольного образования и Профессионального стандарта педагога. Так поступили и мы, определяя возможности преподаваемых студентам некоторых психолого-

педагогических дисциплин для формирования и оценки профессиональных компетенций.

Новые позиции в реализации многоуровневого профессионального образования стимулируют (во всяком случае, должны это делать) поиск способов включения предмета в общую структуру обучения, акцентирование преподавания на взаимодействие со студентами в процессе формирования их профессиональной компетентности. В значительной степени новым для студентов становится повышение уровня самоконтроля в процессе развития профессиональных компетенций, личностном развитии.

Поэтому преподаватели, будучи ответственными за качество подготовки педагогов, находятся перед необходимостью заново осмыслить суть, содержание и формы мониторинга профессионального становления студентов.

Библиографический список

1. Контроль и оценка развития профессиональных компетенций у студентов в процессе непрерывного педагогического образования [Текст] : монография / под ред. д-ра педагогических наук, проф. В. Н. Белкиной. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2012. - 161 с.

2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». Приказ зарегистрирован в минюсте России 06.12.2013 № 30550

[Электронный ресурс]. - URL:

http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html.

4. Приказ Минобрнауки России от 4 декабря 2015 г. № 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата). Приказ зарегистрирован в Минюсте России 11.01.2016 № 40536 [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf.

Bibliograficheskij spisok

1. Kontrol' i ocenka razvitija professional'nyh kompetencij u studentov v processe nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija [Tekst] : monografja / pod red. d-ra pedagogicheskih nauk, prof. V. N. Belkinoj. - Jaroslavl' : iz-vo JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2012. - 161 s.

2. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17 oktjabrja 2013 g. № 1155 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovanija». Prikaz zaregistrirovan v Minjuste RF 14 nojabrja 2013 g. № 30384 [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

3. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 № 544n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (peda-gogicheskaja dejatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshhem, osnovnom obshhem, srednem obshhem obra-zovanii) (vospitatel', uchitel')». Prikaz zaregistrirovan v minjuste Rossii 06.12.2013 № 30550 [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html.

4. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 4 dekabrja 2015 g. № 1426 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 44.03.01 Peda-gogicheskoe obrazovanie (uroven' bakalavriata). Prikaz zaregistrirovan v minjuste Rossii 11.01.2016 № 40536 [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301 .pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.