Научная статья на тему 'Совершенствование механизмов оценки качества психолого-педагогической подготовки будущих педагогов'

Совершенствование механизмов оценки качества психолого-педагогической подготовки будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS / ASSESSMENT OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TRAINING QUALITY / MECHANISMS FOR ASSESSING THE QUALITY OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TRAINING / PROFESSIONAL STANDARD OF A TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходырева Елена Анатольевна

Совершенствование механизмов оценки качества психолого-педагогической подготовки будущих педагогов связано в исследовании с возможностью интеграции требований актуализированного Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Необходимо совместно с заинтересованными субъектами определить перечень формируемых компетенций как основных результатов психолого-педагогической подготовки будущих педагогов, а также обосновать индикаторы достижения рекомендуемых профессиональных компетенций и самостоятельно установленных профессиональных компетенций, исходя из требований к профессиональной деятельности выпускника в конкретной образовательной системе или в той или иной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ходырева Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизмов оценки качества психолого-педагогической подготовки будущих педагогов»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ходырева Е. А. Совершенствование механизмов оценки качества психолого-педагогической подготовки будущих педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V10. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186099. htm.

ART 186099 УДК 371.132

Ходырева Елена Анатольевна,

доктор педагогических наук, проректор по качеству образования АНО ВО «Университет Иннополис», профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Иннополис khodyreva.e@inbox.ru

Совершенствование механизмов оценки качества психолого-педагогической подготовки будущих педагогов

Аннотация. Совершенствование механизмов оценки качества психолого-педагогической подготовки будущих педагогов связано в исследовании с возможностью интеграции требований актуализированного Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Необходимо совместно с заинтересованными субъектами определить перечень формируемых компетенций как основных результатов психолого-педагогической подготовки будущих педагогов, а также обосновать индикаторы достижения рекомендуемых профессиональных компетенций и самостоятельно установленных профессиональных компетенций, исходя из требований к профессиональной деятельности выпускника в конкретной образовательной системе или в той или иной образовательной организации. Ключевые слова: психолого-педагогическая подготовка будущих педагогов, оценка качества психолого-педагогической подготовки, механизмы оценки качества психолого-педагогической подготовки, федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт педагога. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью повышения качества профессионального образования будущих педагогов на основе системной оценки хода и результатов их психолого-педагогической подготовки.

Традиционно оценка качества психолого-педагогической подготовки будущих педагогов рассматривается как процесс и результат проверки степени соответствия ее процесса и результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям, которая осуществляется с помощью соответствующих диагностических и оценочных процедур [1, 2].

В качестве нормативных, как правило, рассматриваются требования федеральных государственных образовательных стандартов, а также профессиональных стандартов.

В связи с вступлением в силу актуализированного Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование (далее - ФГОС ВО, вступил в силу с 15.03.2018), а также профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (вступил в силу с 01.01.2017), необходимо рассмотреть, какие возможности для совершенствования механизмов оценки качества психолого-педагогической подготовки будущих педагогов в нем заложены и могут быть реализованы в деятельности образовательных организаций высшего образования.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ходырева Е. А. Совершенствование механизмов оценки качества психолого-педагогической подготовки будущих педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V10. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186099. htm.

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» описывает обобщённые трудовые функции, соответствующие профессиональной деятельности выпускников [3]. К ним отнесены следующие:

- педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ.

Первая обобщенная трудовая функция включает такие трудовые функции, как общепедагогическая функция. Обучение; воспитательная деятельность; развивающая деятельность.

Вторая обобщенная трудовая функция содержит в себе педагогическую деятельность по реализации программ дошкольного образования; педагогическую деятельность по реализации программ начального образования; педагогическую деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования; а также модули «Предметное обучение. Математика» и «Предметное обучение. Русский язык».

В профессиональном стандарте реализация каждой трудовой функции предполагает осуществление определенных трудовых действий, которые требуют наличия необходимых знаний и умений. Так, реализация функции «Общепедагогическая функция. Обучение» предполагает осуществление таких трудовых действий, как разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы; осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации; планирование и проведение учебных занятий; систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению; организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы; формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями; объективная оценка знаний обучающихся. Каждое из представленных трудовых действий соотнесено с требуемыми для его выполнения знаниями и умениями, что позволяет делать сам процесс психолого-педагогической подготовки технологичным, ориентированным на результат, обеспечивающим реализацию того или иного трудового действия, а также дает возможность увидеть конкретные индикаторы достижения целей психолого-педагогической подготовки, выраженные в терминах «необходимые знания», «необходимые умения», «другие характеристики» В табл. 1 приведена характеристика трудового действия «Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы».

Согласно требованиям актуализированного ФГОС ВО [4], образовательная организация формирует требования к результатам освоения образовательной программы, выраженные в совокупности универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Приоритетное значение в контексте задач исследования, связанных с оценкой качества психолого-педагогической подготовки будущих учителей, имеет рассмотрение общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Актуализированный ФГОС ВО описывает требования к общепрофессиональным компетенциям, выделяя их категории (группы), связанные с конкретными профессиональными функциями. ФГОС ВО определяет указанные категории (группы) через характеристику восьми общепрофессиональных компетенций, устанавливая в качестве индикаторов наличие соответствующих способностей (см. табл. 2).

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ходырева Е. А. Совершенствование механизмов оценки качества психолого-педагогической подготовки будущих педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V10. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186099. htm.

Таблица 1

Характеристика трудового действия «Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы»

Необходимые умения Необходимые знания Другие характеристики

- Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий; - объективно оценивать знания обучающихся; - разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде; - апробировать специальные подходы к обучению особых групп обучающихся; - владеть ИКТ-компетентно-стями: общепользовательской ИКТ-компетентностью; общепедагогической ИКТ-компетентно-стью; предметно-педагогической ИКТ-компетентностью; организовывать различные виды внеурочной деятельности с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона - Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы; - историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем; - основные закономерности возрастного развития, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни; - основы психодидактики; пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения; - основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий; - содержание и методику обучения по предмету - приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации, федеральные государственные образовательные стандарты, законодательство о правах ребенка, трудовое законодательство Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

Таблица 2

Характеристика требований к общепрофессиональным компетенциям, установленным в ФГОС ВО по направлению подготовки бакалавриата 44.03.01

Педагогическое образование

Наименование категории (группы) общепрофессиональных компетенций Код и наименование общепрофессиональной компетенции выпускника

Правовые и этические основы профессиональной деятельности ОПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики

Разработка основных и дополнительных образовательных программ ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)

Совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

Построение воспитывающей образовательной среды ОПК-4. Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ходырева Е. А. Совершенствование механизмов оценки качества психолого-педагогической подготовки будущих педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V10. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186099. htm.

Наименование категории (группы) общепрофессиональных компетенций Код и наименование общепрофессиональной компетенции выпускника

Контроль и оценка формирования результатов образования ОПК-5. Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении

Психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности ОПК-6. Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями

Взаимодействие с участниками образовательных отношений ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ

Научные основы педагогической деятельности ОПК-8. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний

Следует отметить, что в актуализированном ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование впервые указано, что профессиональные компетенции, установленные программой бакалавриата, формируются на основе профессиональных стандартов, а также требований, которые к выпускникам предъявляются на региональном рынке труда, в том числе в ходе проведения консультаций с работодателями и их объединениями в соответствующей отрасли.

Таким образом, каждая образовательная организация, осуществляющая подготовку будущих педагогов, в зависимости от запросов конечных потребителей образовательных услуг может уточнить перечень профессиональных компетенций и сформулировать соответствующие требования к оценке качества психолого-педагогической подготовки обучающихся, опираясь на базовые требования профессиональных стандартов.

Покажем, как данная позиция реализуется в ФГОС ВО, представив характеристику требований к формированию профессиональных компетенций будущих педагогов, которые необходимо учитывать при оценке качества психолого-педагогической подготовки (см. табл. 3).

В ФГОС ВО определены источники формирования требований к результатам профессионального образования (включая требования к психолого-педагогической подготовке) в части профессиональных компетенций. В качестве таких источников выступают:

- профессиональные стандарты, соответствующие профессиональной деятельности выпускников;

- требования к профессиональным компетенциям, предъявляемые к выпускникам на рынке труда;

- отечественный и зарубежный опыт профессиональной подготовки в указанной сфере профессиональной деятельности;

- ведущие работодатели, объединения работодателей отрасли, в которой будут востребованы выпускники.

Требования ФГОС ВО к результатам психолого-педагогической подготовки конкретизируются в примерных основных образовательных программах (ПрООП), которые устанавливают рекомендуемое содержание образования определенного уровня и определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ходырева Е. А. Совершенствование механизмов оценки качества психолого-педагогической подготовки будущих педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V10. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186099. htm.

Таблица 3

Характеристика требований к профессиональным компетенциям, установленных в ФГОС ВО по направлению подготовки бакалавриата 44.03.01

Педагогическое образование

Требования к профессиональным компетенциям, установленные в ФГОС ВО Характеристика требований к профессиональным компетенциям, установленных в ФГОС ВО

Источники формирования профессиональных компетенций - Профессиональные стандарты, соответствующие профессиональной деятельности выпускников (при наличии); - анализ требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда; - обобщение отечественного и зарубежного опыта; - консультации с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники

Виды профессиональных компетенций, устанавливаемых примерной основной образовательной программой - Обязательные профессиональные компетенции, - рекомендуемые профессиональные компетенции

Особенности определения в образовательной программе перечня профессиональных компетенций - Включение всех обязательных профессиональных компетенции (при наличии); - включение одной или нескольких рекомендуемых профессиональных компетенций (при наличии); - включение определяемых образовательной организацией одной или нескольких профессиональных компетенций, исходя из направленности (профиля) программы бакалавриата, на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии), а также на основе анализа иных требований, предъявляемых к выпускникам

Особенности использования профессиональных стандартов при определении профессиональных компетенций - Выбор профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников; - выделение в профессиональным стандарте одной или нескольких обобщённых трудовых функций, соответствующих профессиональной деятельности выпускников

Особенности оценки достижения профессиональных компетенций - Индикаторы достижения универсальных, общепрофессиональных обязательных профессиональных компетенций (при наличии) устанавливаются примерной основной образовательной программой; - индикаторы достижения рекомендуемых профессиональных компетенций и самостоятельно установленных профессиональных компетенций (при наличии) устанавливаются образовательной организацией

Если говорить о результатах освоения образовательной программы, то примерной основной образовательной программой устанавливаются два вида профессиональных компетенций: обязательные и рекомендуемые. ПрООП установлено, что при определении перечня профессиональных компетенций по конкретной образовательной программе следует включать в него все обязательные профессиональные компетенции; одну или несколько рекомендуемых профессиональных компетенций; одну или несколько профессиональных компетенций, определяемых образовательной организацией, исходя из направленности (профиля) программы бакалавриата, на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа иных требований, предъявляемых к выпускникам.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ходырева Е. А. Совершенствование механизмов оценки качества психолого-педагогической подготовки будущих педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V10. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186099. htm.

Кроме того, следует отметить, что если индикаторы достижения универсальных, общепрофессиональных, обязательных профессиональных компетенций (при наличии) устанавливаются ПрООП, то индикаторы достижения рекомендуемых профессиональных компетенций и самостоятельно установленных профессиональных компетенций (при наличии) устанавливаются образовательной организацией. При их определении также важно учесть весь спектр источников формирования требований к результатам профессионального образования (включая требования к психолого-педагогической подготовке).

Сформированные компетенции, согласно требованиям актуализированного ФГОС ВО, должны обеспечивать способность будущего педагога осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной сфере профессиональной деятельности и решать задачи не менее чем одного типа профессиональной деятельности.

Таким образом, для совершенствования механизмов оценки качества психолого-педагогической подготовки необходимо интегрировать требования профессионального стандарта педагога и актуализированного ФГОС ВО, для чего совместно с заинтересованными субъектами определить перечень формируемых компетенций как основных результатов, на которые ориентирована психолого-педагогическая подготовка будущих педагогов, а также обосновать индикаторы достижения рекомендуемых профессиональных компетенций и самостоятельно установленных профессиональных компетенций, исходя из требований к профессиональной деятельности выпускника в конкретной образовательной системе (региональной, муниципальной) или в той или иной образовательной организации.

Ссылки на источники

1. Ходырева Е. А. Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров в вузах Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 6 (июнь). - С. 96100. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15193.htm.

2. Юнгблюд В. Т., Ходырева Е. А. Проблемы актуализации содержания программы подготовки студентов, обучающихся по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогические науки» // Образование и саморазвитие. Научный педагогический и психологический журнал. -2015. - № 2(44). - С. 106-111.

3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г. № 544н. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22.02.2018 № 121. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf.

Elena Khodyreva,

Doctor of Pedagogical Sciences, Vice-rector for the Quality of Education of "Innopolis University", Professor,

Pedagogy Chair, Vyatka State University, Innopolis

khodyreva.e@inbox.ru

On the issue of improving the mechanisms for assessing the quality of psychological and pedagogical training of future teachers

Abstract. Improving the mechanisms for assessing the quality of psychological and pedagogical training of future teachers is connected with the possibility of integrating the requirements of the updated federal state educational standard in the area of training 44.03.01 "Pedagogical education" and the professional stan dard "Teacher (pedagogical activity in the sphere of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher) ". It is necessary to define together with interested parties the list of competences to be formed as the main results of psychological and pedagogical training of future teachers, as well

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ходырева Е. А. Совершенствование механизмов оценки качества психолого-педагогической подготовки будущих педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V10. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186099. htm.

as to justify indicators of recommended professional competencies achievement and independently established professional competencies, based on the requirements for the graduate's professional activities in a particular educational system or in a particular educational organization.

Key words: psychological and pedagogical training of future teachers, assessment of psychological and pedagogical training quality, mechanisms for assessing the quality of psychological and pedagogical training, federal state educational standard, professional standard of a teacher. References

1. Hodyreva, E. A. (2015). "Problemy i perspektivy podgotovki pedagogicheskih kadrov v vuzah Rossijskoj Federacii", Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal "Koncept", № 6 (iyun'), pp. 96-100. Available at: http://e-koncept.ru/2015/15193.htm (in Russian).

2. Yungblyud, V. T. & Hodyreva, E. A. (2015). "Problemy aktualizacii soderzhaniya programmy podgotovki studentov, obuchayushchihsya po ukrupnennoj gruppe special'nostej "Obrazovanie i pedagogicheskie nauki", Obrazovanie i samorazvitie. Nauchnyj pedagogicheskij i psihologicheskij zhurnal, № 2(44), pp. 106-111 (in Russian).

3. Professional'nyj standart "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitate' uchitel)", utv. pri-kazom Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii ot 18.10.2013 g. № 544n. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556 (in Russian).

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po naprav-leniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie, utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22.02.2018 № 121. Available at: http://fgosvo.ru/upload-files/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 24.07.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.08.18

Принята к публикации Accepted for publication 10.08.18 Опубликована Published 31.10.18

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Ходырева Е. А., 2018

977230412018010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.