Научная статья на тему 'Теоретическое и практическое обоснование педагогических условий профессиональной подготовки педагога физической культуры'

Теоретическое и практическое обоснование педагогических условий профессиональной подготовки педагога физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
681
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пешков В. Ф., Копытов А. Д.

The article is devoted to the aspects of professional education among students of sports higher educational institutes. It grounds the contradiction of methodictheoretical approaches in application the means of reconstruction in training process of young sportsmen and teaching process of students. It also proves that theoretic-practical theses of the conception of reconstruction of special capacity for work immediately in the process of sports and teaching practice elaborated experimentally by the author are the modern educational component of professional training for specialists of physical culture and sports.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пешков В. Ф., Копытов А. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and Practical Basis for Pedagogical Conditions of Professional Training of Physical Culture Teachers

The article is devoted to the aspects of professional education among students of sports higher educational institutes. It grounds the contradiction of methodictheoretical approaches in application the means of reconstruction in training process of young sportsmen and teaching process of students. It also proves that theoretic-practical theses of the conception of reconstruction of special capacity for work immediately in the process of sports and teaching practice elaborated experimentally by the author are the modern educational component of professional training for specialists of physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «Теоретическое и практическое обоснование педагогических условий профессиональной подготовки педагога физической культуры»

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

‘Томский государственный педагогический университет “Институт образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО, г. Томск

В современных социально-экономических условиях развитие системы образования должно базироваться на трех основных принципах: соответствии необходимому уровню профессионализма, динамичности и направленности в будущее. Государству, обществу необходимы специалисты нового типа, обладающие современными многопрофильными знаниями. умениями, профессиональными компетенциями, личными качествами творческой активности, самостоятельности, ответственности, предприимчивости с учетом изменяющихся социальных процессов, новых научных данных философских, социальных, психолого-педагогических и специальных профессиональных наук, т.е. требуется новая модель специалиста, ранее не востребовавшаяся на педагогическом рынке труда. Актуальной становится проблема перехода специалистов из одного направления или сферы профессиональной деятельности в дру-

гие сферы. Эффективность личностных ресурсов для переориентации профессиональной деятельности в процессе повышения квалификации, получения нового профессионального образования или квалификации определяется готовностью личности к позно-вательно-творческой деятельности. Следовательно, процесс обучения на уровне довузовского, вузовского и послевузовского образования должен быть прак-тико-ориентированным с соблюдением требований фундаментальности образования, рационализирующего и освобождающего обучаемых от перегрузки учебной информацией [1,2].

Развитие рыночных отношений в стране требует модернизации системы подготовки физкультурноспортивных педагогических кадров с целью подготовки педагога, имеющего арсенал разнообразных профессиональных и личностных гражданских качеств, способного удовлетворять потребностям об-

щества, адаптироваться к меняющимся социально-экономическим реальностям, быть востребованным и конкурентоспособным на рынке труда, социально защищенным.

В педагогической науке разрабатывается подход к процессу обучения, формирующего осмысление освоенных знаний и умений [3]. Поэтому актуальными являются разработка и внедрение в практику профессионального образования педагогических условий подготовки педагогов, отвечающих перечисленным требованиям. Практико-ориентированное образование должно целостно воздействовать, формируя субъектность личности через интеграцию включения сферы логического, эмоционального и двигательного восприятия.

Современные тенденции развития содержания профессиональной деятельности педагогов физической культуры характеризуются проявлением полифункциональности, т.е. сочетания функций разнообразных родов деятельности по видам специальностей [4]. Это имеет принципиальное значение и является базовой теоретической основой, детерминирующей необходимость профессиональной подготовки полифункциональной модели педагога физической культуры.

Подготовка полифункциональной модели педагога физической культуры возможна, на наш взгляд, на основе методологических комплексного и интегративного подходов, позволяющих детерминировать содержательные и процессуальные аспекты обеспечения профессионального обучения, создать образовательную систему профессионально-педагогической подготовки на принципах деятельностного, личностно ориентированного, системно-структурного, системногенетического, профессиографического подходов.

Специалистами отмечается, что физкультурноспортивная отрасль в целом находится в кризисе. Мы определили это как первый уровень кризиса. Он характеризуется такими показателями, как уменьшение в стране количества занимающихся физической культурой и спортом, большим отсевом юных спортсменов из ДЮСШ, снижение интереса школьников, студентов к занятиям спортом и физической культурой, нарастающими противоречиями между любительским и профессиональным спортом, фактическим приостановлением функционирования производственной физической культуры [5-7].

Комплекс причин кризиса физкультурно-спортив-ной отрасли обусловливает в определенной мере и кризис профессионального физкультурного образования. Это подтверждается такими данными, как низкий процент распределения по специальности, явки на работу по распределению, низкий уровень мотивации на работу в сфере физической культуры. Объясняют это несоответствием качества образования требованиям социального заказа [8-10]. Данный уровень кризиса определили как второй.

Установленный нами третий уровень кризиса образовательных технологий, обусловливающий, в свою очередь, негативное состояние и развитие неблагоприятных тенденций первого и второго уровней, характеризуется следующим: неполньм соответствием методологических подходов российской концепции развития физической культуры и спорта на период до 2005 г., состояния практики сферы физической культуры и спорта современным прогрессивным отечественным и зарубежным парадигмам педагогического образования [1, 2, 11, 12]; разными целевыми установками в любительском и профессиональном спорте и отсутствием единых подходов к их реализации в практике; наличием большого коммерческого физкультурно-спортивного рынка услуг и неразработанностью социально-педагогических условий его освоения; несоответствием структурного и функционального содержания профессионального физкультурного образования требованиям полифункциональной профессиональной деятельности педагога физической культуры; противоречием между преимущественно спортивно ориентированным профессиональным образованием и усиливающейся тенденцией возрастания роли здоровьеформирующего образования. То есть выявлены взаимообусловленные, взаимопроникающие, взаимозависящие противоречия в отрасли физической культуры, спорта и в вузовском профессиональном физкультурном образовании как ее подсистеме.

Безусловно, одним из главных путей разрешения проблемной ситуации является реформирование профессионального физкультурного образования с целью подготовки современного профессионала.

В целом имеющиеся кризисные проявления в вузовском физкультурном образовании, практике спорта и физического воспитания можно охарактеризовать следующими тенденциями:

1. Несоответствием качества образования требованиям социального заказа в основном, создающим проблемную ситуацию, заключающуюся в высокой потребности общества и государства в квалифицированных педагогических физкультурно-спортивных кадрах, и снижающимся количеством выпускников, распределяющихся и работающих по специальности в отрасли физической культуры и спорта.

2. Недостаточной разработанностью и слабым внедрением в вузовскую подготовку педагогических подходов к гуманизации спорта, физического воспитания, восстановительно-профилактических технологий, обеспечивающих сохранение и формирование важнейших человеческих ценностей (личностного развития, социального, психического и физического здоровья), в противоречивых социальных условиях, в условиях специфических воздействий отрицательных гипердинамических и гиподинами-ческих факторов спорта, учебы, производственной деятельности.

3. Ориентацией физкультурных вузов, факультетов физической культуры на подготовку специалистов спортивной направленности.

4. Декларативностью здоровьесберегаюших, здоровьеформирующих направлений спорта всех уровней и практической их нереализацией.

5. Недостаточной разработанностью методик, технологий, .модернизирующих тренировочный процесс за счет снижения ее нагрузочности, но повышающих его результативность.

6. Развивающейся тенденцией интенсификации тренировочного, учебного, производственного процессов, деформирующих личность, ценностные ориентации. сущность спорта, провоцирующих травмы, хронические заболевания, снижающих мотивацию на спортивно-физкультурную деятельность.

7. Большим процентом отсева из детско-юношеского спорта, снижением интереса школьников, студентов к различным формам организации физической культуры и спорта.

Особо следует остановиться на анализе последних двух причинных крит ериях третьего уровня кризиса образовательных технологий. На наш взгляд, важной причиной к следствием данной ситуации в практике физической культуры и спорта, профессиональном физкультурном образований является кеотвечающая современным требованиям главенствующая спортивная направленность подготовки до специальности «Педагог физической культуры» в физкультурных вузах и факультетах физической культуры.

Анализ ГОС ВПО 1994 и 2000 гг. показывает, что общегуманитарный и социально-экономический, естественнонаучный, общепрофессиональный, предметный циклы профессионально-педагогической подготовки недостаточно представлены содержанием здоровьеформирующей восстановительно-профилактической направленности. Его нет в разделах дисциплин гуманитарного, естественнонаучного, общепрофессионального циклов дисциплин; нео-праьдано в содержании культурологии к социологии отсутствие тем по формированию ценностей культуры здоровьеформирования, становления культуры личности в процессе социализации через сложные взаимоотношения субъекта в иерархии функции физической культуры и спорта. В социологии отсутствуют разделы и темы, посвященные коррекции девиантных групп населения профилактическими средствами физической культуры и спорта. Не представлена тема, посвященная изу чению проблемы формирования ценностного потенциала физической культуры и спорта, и прежде всего интенци-онных и мобилизационных ценностей. Нет темы, раскрывающей эффективность социализации личности посредством физической культуры, спорта, их направлений, видов, и прежде всего гуманистического восстановительно-;] рофилакти ческого направления.

Цикл общепрофессиональных дисциплин, представленный психологией и педагогикой, не содержит тем по теоретическому обоснованию психолого-пе-дагогического восстановления эмоционально-волевого компонента работоспособности, снижающейся в процессе двигательной и умственной деятельности различного характера.

В тематике дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии» раскрываются только понятия коррекции и компенсации, но отсутствуют темы, содержащие технологии функционального восстановления психологическими средствами и средствами физической культуры.

Дисциплина «Физиология» представлена темами «Адаптация», «Утомление», «Работоспособность»;. «Физиология спортивной тренировки и физических упражнений», раскрывающими физиологические механизмы адаптации, утомления, специфику физиологических реакций при занятиях различными видами спорта и физическими упражнениями; отсутствуют темы «Восстановление» и «Профилактика».

Анализ дисциплины предметного цикла «Физиология физического воспитания и спорта» показывает, что в ней также нет темы «Физиологические механизмы восстановления работоспособности», являющейся важным теоретическим обоснованием восстановительных процессов в организме человека и, что нам наиболее важно, в спортивной и физкультурной деятельности,

«Психология физического воспитания» представлена одной темой «Психорегуляция», что явно недостаточно для освоения теоретического и практического материала методов психокоррекции, применяемых в спорте и требующих значительного объема учебного времени.

В разделах дисциплины «Спортивная медицина» представлена тема «Средства восстановления спортивной работоспособности», где изложен материал, описывающий механизмы влияния восстановительных средств. По нет самого главного, конкретных методик применения педагогических, психологических, медико-биологических средств восстановления в конкретных видах спорта с учетом этапов многолетней тренировки и квалификации спортсменов. Объем часов на эту тему составляет всего 4-6, что крайне мало и не обеспечивает на необходимом уровне освоение материала, ориентированного не только на медицинские проблемы, но и на педагогические, что в первую очередь необходимо педагогам. Изучение лечебного массажа при различных заболеваниях решает задачи лечения, а не восстановления специальной работоспособности спортсменов. Эти знания не дают возможности осмыслить ценности, теоретико-методические подходы, технологии и методики средств восстановления и профилактики применительно к профессиональной деятельности педагога физической культуры.

В профилирующую на ФФК и в вузах физической культуры дисциплину «Теория и методика физического воспитания» включен ограниченный учебный материал, отражающий отдельные аспекты теоретических знаний в области педагогических средств восстановления, не обеспечивая осмысления методологических подходов теории и методики воеста-новительно-профилактческих средств, формирование практико-значимых знаний, умений и навыков.

Раздел «Факультатив» предназначен для выбора факультетами спецкурсов, углубляющих знания по включенным в стандарт дисциплинам. Вместе с тем большинство факультетов выделяют часы факультатива на курс спортивного совершенствования.

Анализ образовательных специальностей и специализаций, тем дисциплин образовательных циклов ГОС ВПО 1994 и 2000 гг. показывает, что преимущественно спортивная целевая направленность подготовки специалистов, характерная для 1960-1980 гг., продолжается в 1990-е гг. и годы нового тысячелетия. Их востребованность на педагогическом рынке невысокая, ориентация на виды профессиональной физкультурно-спортивной деятельности выпускников на работу по специальности характеризуется низкой мотивацией, неявкой по распределению, миграцией в другие сферы деятельности.

Учебного материала восстановительно-профилактической направленности по объему и тематике чрезвычайно мало, нет единого методологического подхода к его содержанию, темы разрознены, распределены по разделам разных дисциплин. Их направленность не отражает проблемы восстановления в спортивной, учебной, производственной деятельности, применения современных подходов к построению тренировочных и восстановительных процессов как единого взаимосвязанного и взаимообусловленного. Предлагающиеся студентам знания в большей своей части устарели и не обеспечивают должного уровня профессиональной подготовки.

Обнадеживающая перспектива изменения стереотипов, тормозящих развитие вузовского физкультурного образования, связана с введением в ГОС ВПО 1994 г. специальности «Валеология», предназначенной для подготовки универсального специалиста оздоровительного направления. К сожалению, эта перспектива утрачена с исключением этой специальности из ГОС ВПО 2000 г.

Перспективным, на наш взгляд, является введение в ГОС ВПО 2000 г. специализации «Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях».

В целом, безусловно, более прогрессивный ГОС ВПО 2000 г. сохранил, на наш взгляд, ряд принципиальных противоречий: 1) между требованиями квалификационной характеристики выпускника, прежде всего в части готовности к работе в различных типах и видах профессиональной деятельности, и на-

личием преимущественно дисциплин узкоспортивного направления подготовки (т.е. несовершенен механизм реализации отдельных требований квалификационной характеристики выпускника); 2) между циклами: несоответствие подхода гуманитарного цикла, содержание которого ориентировано на гуманистическую педагогику, и детерминированности содержания предметного цикла, развивающего интен-сификационные направления спортивной деятельности за счет исчерпания биологического и психологического ресурса (что является ориентацией только для определенного круга одаренных в спортивном отношении людей и является неприемлемой ориентацией для большинства занимающихся, желающих участвовать в педагогически организованной физкультурно-спортивной деятельности); 3) между объективной необходимостью профессионального спортивного направления вузовского профессионального образования, но неперспективно практико-ориентирован-ного, и отсутствием конкретного блока дисциплин здоровьеформирующей восстановительно-профилактической направленности, разрешающей проблемы отрицательного влияния и воздействия занятий спортом любого уровня, интенсивного физического воспитания на личностные качества и здоровье занимающихся, их неуклонно снижающуюся мотивацию на занятия спортом, проявляющуюся уже в школьный период; 4) между дисциплинами и внутри дисциплин предметного цикла: преимущественное представительство спортивных дисциплин по отношению к дисциплинам оздоровительного, восстановительно-профилактического характера, дисбаланс между теоретическим и практическим материалом.

На основании этого можно сделать вывод, что учебный материал предметного цикла дисциплин преимущественно обеспечивает ориентацию студентов в практической профессиональной работе на спортивные виды деятельности, модернизацию учебно-тренировочного процесса на основе интенсификации деятельности занимающихся и физкультурноспортивных педагогов. Преобладает модель педагога физической культуры, осваивающего и применяющего интенсивные технологии тренировки, физкультурных занятий, которые обеспечивают рост спортивной подготовленности, но за счет неоправданной, ненужной для развивающейся личности растраты биологического, психологического и личностно-гражданского ресурса, и прежде всего растраты потенциала юных спортсменов, школьников, студентов. В таком направлении развития спорт, с нашей точки зрения, ни обществу, ни конкретной личности не нужен, исторически бесперспективен и нецелесообразен. Спорт всех уровней, спорт как философско-мировоззренческое, культурное, социальное, педагогическое явление на этапах многолетней подготовки вступает в противоречие с гуманистическими, гражданскими, жизненными ценностями лич-

ности. Высокий уровень травматизма, хронических заболеваний, трансформация ценностей в сторону утилитаризма, личностная деградация - вот неполный перечень нежелательных последствий интенсивных занятий спортом юных и взрослых спортсменов [5].

Следовательно, необходимо вооружать студентов ФФК, вузов физической культуры новыми целевыми установками на сущность и назначение спортивной и физкультурной деятельности, гуманистическими здоровьеформирующими восстановительно-профилактическими технологиями, ориентирующими педагогов физической культуры на воспитание культуры здоровья, культуры личности, самореализую-щих формирование нравственных, социально значимых ценностей.

Модернизация процесса обучения педагогов физической культуры, на наш взгляд, необходима на основе разработки теоретических и методологических подходов, реформирующих идеологию достижения традиционной целевой направленности спорта на личный максимальный результат, на основе разработки восстановительно-профилактического подхода как базового направления педагогического образования педагогов физической культуры.' реализации общих и дидактических принципов спорта и физического воспитания, разрешающего противоречия между сущностью спорта, его целями и личностными субъективными установками, мотивами, ценностями, психофизическим состоянием, личностными качествами. Главной составляющей теоретических основ реализации реформирования профессионального физкультурного образования является разработка и внедрение практико-ориентиро-ванного образования, построенного на основе по-лифункциональной деятельности педагогов физической культуры и комплексного, интегрированного подхода к профессиональному физкультурному образованию.

В процессе многоэтапных констатирующих (1985 1994, ] 995-1997 гг.) и формирующего, диагностирующего экспериментов (1998 -2003 гг.), проводимых на ФФК ТГПУ, были обоснованы педагогические условия професеионадыюй подготовки поли функциональной модели педагога физической культуры.

Обоснование построено на разрешении установленных противоречий между удовлетворением социального заказа на подготовку полифункционального

ПСДаГОГс! й существующей Ц6ЛСВОИ СПОрТЙВНОИ НЕ-

правленностью профессиональной подготовки на факультетах и в вузах физической культуры, а также на уровне проблем любительского, профессионального спорта и отсутствием теоретической и практической последовательности их разрешения. Эти противоречия конкретизированы и представлены как противоречия между квалифицированным спортом и здоровьем; массовым любительским спортом и здо-

ровьем; ориентацией целей, содержания, методик школьного вузовского физкультурного непрофессионального и физкультурного профессионального образования узкоспортивной направленности, дегуманизирующей личность, подрывающей здоровье интенсивными нагрузками, целевыми жесткими установками на достижение результата, постоянного соперничества, разрушающего психику юных, взрослых спортсменов, и целями, установками, содержанием гуманистического физического воспитания и спорта во имя блага субъекта обучения и воспитания в соответствии с законами уважения человеческого достоинства, добра, укрепления здоровья личности; преимущественно спортивной направленностью профессиональной подготовки педагогов физической культуры на основе содержания ГОС ВПО 2000 г.. образовательных технологий и декларированной необходимостью формирования многопрофильного педагога гуманистической, демократической формации; логикой сохранения сущности спорта, заключающейся в достижении максимально высокого результата, и необходимостью у странения или уменьшения его разрушительного воздействия наличность, здоровье посредством разработки и внедрения концептуально новых целей развития личности, технологии построения многолетнего тренировочного процесса.

Эти противоречия создают проблемную ситуацию и позволяют сформулировать гипотезу для ее разрешения. Разрешение данной проблемной ситуации может быть осуществлено в результате разработки педагогических условий, обеспечивающих профессиональную подготовку модели полифункционального педагога физической культуры на основе комплексного и интегрированного подходов, ориентированных на достижение целей восстановительно-профилактической направленности.

Теоретическую основу обоснования подготовки полифункциональной модели педагога физической культуры составили следующие теоретические положения:

1. Профессиональное вузовское физкультурное образование должно быть практико-ориенгирован-ным, учитывать потребность общества в педагогах нового типа, способных адаптироваться в развивающихся социально-педагогических условиях, быть социально защищенными высоким уровнем профессионализма.

2. Системообразующим фактором полифу национальной модели педагога физической культуры является такое содержание профессиональной подготовки, которое обеспечивает многообразную видовую, многопрофильную физкультурно-споршвлх ю деятельность.

3. Новая образовательная парадигма полифункциональной модели педагога физической культуры обеспечивается комплексным подходом непрерывно-

го учебно-воспитательного процесса в системе образовательного комплекса, включающего довузовскую и вузовскую подготовку, опирающегося на интеграционное объединение специальностей и специализаций, создание интегрированных учебных курсов, восстановительно-профилактической среды.

4. Практико-ориентированное профессиональное физкультурное образование опирается на принцип фундаментализации образования, реализуемого включением в образовательный процесс современных знаний, их систематизацию, структурирование, характеризуется комплексным подходом к выполнению дидактических принципов.

5. Ценностно-ориентированный концептуальный гуманистический подход к довузовскому и вузовскому физкультурному профессиональному образованию осуществляется на основе уважения личности, его ценностей здоровьесбережения, здоровьеформи-рования.

6. Здоровьесберегающая, здоровьеформирующая парадигма профессионального физкультурного образования базируется на восстановительно-профилак-тической содержательной и процессуальной направленности учебно-воспитательного процесса.

7. Применен социально ориентированный подход, основанный на разумном компромиссе разрешения кризисных явлений в спорте всех уровней, на детерминации единства интенсифицирующих подходов к методологии тренировки и реализации восстановительно-профилактической направленности тренировочного процесса, что обеспечивает осознание педагогами физической культуры социальной ответственности за полноценное развитие личности, сохранение важнейшей ее ценности - здоровья, обеспечит ей оптимальное совмещение спортивной учебной, трудовой деятельности.

8. Выполнение в процессе полифункциональной разновидовой и профильной деятельности педагогов физической культуры общих функций, единых дидактических принципов, обеспечивающих выполнение образовательных, воспитательных и развивающих задач.

9. Универсальность формирования ответных психофизических субъективных состояний в процессе осуществления и после выполнения спортивно-физкультурной деятельности, в системе учреждений всех типов, характеризующихся как положительными эмоционально окрашенными и приятными, приносящими удовольствие физиологическими ощущениями, так и крайне отрицательными, тяжело психологически и физиологически переносимыми, отрицательно трансформирующимися на формирование личности, ценности, мотиваций к занятиям спортом, физической культурой.

10. Обоснование педагогических условий подготовки полифункциональной модели педагога физической культуры строится с позиции системно-струк-

турного, деятельного, личностно ориентированного, интегрированного профессиографического подходов.

Профессиональная подготовка полифункциональной модели педагога физической культуры восста-новительно-профилактической направленности разработана на ФФК ТГПУ на основе комплексного применения теоретических и практических подходов и обеспечивается созданной целостной системой педагогических условий.

1. Теоретически обоснована необходимость полифункциональной модели педагога физической культуры восстановительно-профилактической направленности.

2. Разработан комплекс интегрированного учебнометодического обеспечения профессиональной подготовки по основным (02.23.00 «Физическая культура и спорт», 03.31.00 «Физическая культура») и дополнительным специальностям (04.07.00 «Валеоло-гия», 33.01.00 «Безопасность жизнедеятельности», 02.25.00 «Адаптивная физическая культура»); данные специальности были открыты в ходе проведения нами экспериментальной работы, что позволило увеличить объем часов и углубить содержание здоровьеформирующей восстановительно-профилактической направленности профессионального образования.

3. Разработано учебно-методическое обеспечение и введена в основную специальность 03.31.00 «Физическая культура» специализация «Спортивная подготовка», что позволяет дифференцировать процесс восстановительно-профилактической направленности углубленным освоением методик и технологий к профессиональной деятельности в системе ДЮСШ, ШВСМ, ДЮКФП, в профессиональных и подростковых спортивных клубах.

4. Открыты специализированные кафедры «Вале-ология», «Силовые, национальные виды спорта и единоборства», «Адаптивная физическая культура», что обеспечило целевое формирование кадрового состава и расширение преподавания цикла дисциплин оздоровительной направленности.

5. Создана система непрерывного образования в форме учебно-образовательного комплекса в составе: спортивно-педагогический лицей (г. Северск) - отделение физической культуры в лицее № 16 (г. Томск) -спортивно-педагогический колледж - ФФК ТГПУ, разработаны и внедрены интегрированные учебные планы довузовской и вузовской подготовки.

6. Обоснована концепция использования восстановительно-профилактических подходов в системе спортивной, учебной, производственной деятельности, раскрывающая их теоретические и методические основы.

7. Разработан и внедрен в учебный процесс спецкурс «Теоретические и методические основы восстановительных мероприятий в системе спортивной, учебной и производственной деятельности», интегрированный с дисциплинами предметного цикла, а

и именно с «Теорией и методикой физического вое- кана по воспитательной, научной и учебной работе,

питания», «Педагогическим физкультурно-спортив- В данную среду входит система научно-практичес-

ным совершенствованием». «ЛФК и массаж» и ких конференций и семинаров. В этой среде осуще-

«Спортивной медициной», что обеспечивает форми- ствляются интеграция теоретической и практической

рование целостного представления о полифункцио- восстановительно-профилактической подготовки

нальной физкультурно-спортивной деятельности, студентов, практическое применение освоенных те-

обеспечивает осмысление студентами значимости еретических положений, научно-методическое обес-

восстановительно-профилактической деятельности печение образовательной системы,

как важнейшего компонента профессиональной под- 9. Разработана система критериев оценки профес-готовки педагога физической культуры. сконально-педагогической подготовки в соответ-

8. Создана восстановительно-профилактическая ствии с созданной нами полифункциональной моде-

среда, включающая «Научно-образовательный вале- лью педагога физической культуры для работы в отологический центр», учебно-методическую лабора- стеме детско-юношеского спорта, школьною и ву-

торию. спортивный клуб ФФК, структу ру педагоги- зовского физического воспитания, коммерческой и

ческого управления, включающую заместителей де- производственной физической культуры.

Литература

1. Копытов А.Д., Черепанова Т.Б. Допрофессионаяьная подготовка в аспекте современного рынка труда // Теория и практика современного образования; Сб, науч. ст. Томск, 2001.

2. Сластенин В.А., Пустовойтов В.В. Концептуальные основы реализации воспитательного потенциала содержания непрерывного педагогического образования. М., 2002.

3. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М., 1995.

4. Чичикин В.Т. Типология специальностей в сфере физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1995. № 5-6.

5. Ким В.В., Латыпов М.М., Линькова Н.А., Хам Г.С. О разделении спорта и оздоровительной физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2001. № 3.

6. Кравченко С.Г. Причины прекращения занятий в ДЮСШ перспективных пловцов и пловцов-подводников // Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и физической культурой: Мат-лы междунар, науч.-практ. конф. Томск, 1998.

7. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. Дубна, 2002.

8. Сургучёв В.А. Исследование спроса на выпускников физкультурных вузов и их ориентация в сфере труда // Теория и практика физической культуры. 2002. № 12.

9. Петренко Д.Т. Адаптация специалистов физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: Автореф, дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2001.

10. Блинов В.М. Проблемы подготовки физкультурных кадров в новых социально-педагогических условиях реорганизации общества // Теория и практика физической культуры. 2000. № 5.

11. Копытов А.Д. и др. Методологические основы стратегии развития образования для регионов Сибири, Дальнего Востока и Севера. Томск, 2002.

12. Олейникова О.Н. Основные тенденции развития и современное состояние профессионального образования в странах Европейского союза: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.