Научная статья на тему 'Педагогическая культура будущего учителя в условиях гуманизации образования'

Педагогическая культура будущего учителя в условиях гуманизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1191
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загревская А. И.

В статье рассматриваются преобразования в современной высшей школе, которая переживает период реформ, обусловленных переходом к новой образовательной парадигме, приоритетами которой являются интересы личности, адекватные тенденциям интенсивного развития общества. С культорологических позиций рассматривается педагогическая культура будущего педагога как компонент, обеспечивающий успешность в реализации требований личностно-ориентированного образовательного процесса.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author considers reorganization in contemporary school, which undergoes the reformation period caused by a move to a new educational paradigm, the priorities of which are the person-related interests that are adequate to tendencies of intensive development of the society. Pedagogical culture of a teacher is considered from positions of culturology as a component providing success in realization of demands of person-oriented educational process.

Текст научной работы на тему «Педагогическая культура будущего учителя в условиях гуманизации образования»

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

А.И. Загревская

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Томский государственный педагогический университет

В современных социокультурных условиях особое значение приобретает гуманизация образования, обеспечивающая условия для развития исторически нового типа личности XXI в., обладающей ценностным сознанием, духовной, нравственной, интеллектуальной и методологической культурой, нестандартным мышлением, устойчивой системой ценностных ориентаций на познание и самопознание, творческую самореализацию, саморазвитие, культуротворческий диалог.

Разработка идей гуманизации образования базируется на философских антропологических учениях, психологических концепциях развития личности, данных возрастной физиологии и психологии, педагогической и социальной психологии, анализе исторического и современного педагогического опыта. Как отмечает Г.Б. Корнетов [1], построение гуманистического образовательного процесса предполагает переориентацию педагогического идеала с социальных задач (конструирование человека с параметрами, заданными конкретными интересами общества) на индивидуальные (конструирование человека для самого себя и только опосредованно для общества).

А. Маслоу [2] выделяет следующие принципы гуманистически ориентированного образования:

- образование должно базироваться на общечеловеческих ценностях и ценностях разных этнокультурных сообществ;

- целью образования должно выступать становление саморегулирующейся личности, для которой характерна гуманистическая направленность ее ценностей;

- развитие личности должно осуществляться целостно, в единстве разума и чувства, души и тела;

- все права человека, в том числе и его право на свободный выбор содержания, форм, режимов образования, должны находиться под защитой;

- образование должно осуществляться посредством собственной деятельности ученика;

- групповая работа в образовательном учреждении должна сочетаться с индивидуальной работой,

причем особое внимание должно уделяться развитию индивидуального стиля деятельности ученика;

- образование как деятельность личности должно основываться на внутренней мотивации ученика и полноценном общении педагога и учащихся;

- образование должно осуществляться в обстановке заботы, внимания, сотрудничества, а не формального руководства.

Многомерность стратегических направлений гуманизации образовательного процесса в новых социокультурных условиях достаточно полно отражена в современных теориях и концепциях отечественных ученых в области философии образования, гуманистической психологии и педагогики [3-14].

Гуманизация образования в современных социокультурных условиях нацелена в первую очередь на признание студента высшей ценностью образовательного процесса, личностью целостной, творческой, субъектом образовательного процесса, способным не только усвоить «готовые, рафинированные от противоречий истины», но и творчески самореализоваться в личностно-ориентированном процессе их «открытия».

Современная образовательная ситуация задает все более высокий уровень профессионализма педагога. Становится очевидным, что достижение целей современного образования во многом связано с личностным потенциалом учителя, его общей и профессиональной культурой. Необходимость обновления профессионально-педагогической подготовки студентов педагогических вузов связана с тем, что произошли коренные изменения в сознании педагогической общественности. Современная школа становится сложной социокультурной организацией, которая не только выполняет традиционные образовательные функции, но и дает ориентиры на социокультурные идеалы. Это требует прихода в образовательные учреждения качественно нового учителя, учителя с гуманистической, духовнонравственной направленностью [15, 16].

Уровень образованности студента определяется сегодня не столько суммой накопленных знаний,

сколько высоким уровнем развития ценностного сознания и самосознания, духовной, нравственной, интеллектуальной и методологической культуры, способностью к сотворчеству и диалогу. Многочисленные современные исследователи в области философии образования, педагогической психологии и педагогики единодушны в мнении о том, что в условиях становления новой гуманистической социокультурной и образовательной парадигм с учетом их взаимосвязи и взаимообусловленности необходим переход от образовательной модели «потребления книжной культуры» к модели «творческой самореализации личности в культуре и саморазвития в ней», от «частичной личности» к личности целостной [17, 18] и др.; от культуры монолога к «диалогу культур» [19], которые бы не просто увеличивали число «степеней свободы» учащихся, а развивали бы способность быть ответственным за творческое саморазвитие в интеллектуальном, ценностном, культурном пространстве «этой свободы». Такой переход целесообразен, так как благодаря ему студенты осознают «личностные, ценностные и культурные смыслы» учебного познания [20].

Переход к новой образовательной парадигме, доминирующим фактором которой выступает культура, воспитание «человека культуры», определяет ориентиры высшего педагогического образования [21-23].

Особое место среди всех видов культурной деятельности занимает педагогическая деятельность Она оказывается ближе по своему содержанию и принципу к «чистой» культурной деятельности, так как строится на тех же содержательных элементах (вопросах и ответах), направлена на систематизацию культурных содержаний и имеет своей целью формирование способности человека «оживлять» культурные смыслы.

Являясь важнейшей составной частью культуры, сфера образования включает в себя процесс наследования, сохранения, распространения и освоения ценностей культуры, процесс приобщения человека к культуре, формирования его как субъекта культуры, формирования его собственного культурного облика и образа.

Образование и культура - две стороны генетически единого процесса антропо- и социогенеза. Их более или менее гармоничное взаимодействие обеспечивает производство, тиражирование, передачу, усвоение и потребление знаний и ценностей.

В рамках культурологического подхода систематизирующим фактором профессионально-личностного становления будущего учителя выступает формирование его педагогической культуры [24].

Овладевая общей и педагогической культурой, как «внебиологическим механизмом» передачи со-

циальной наследственности, учитель становится способным использовать в образовательно-воспитательном процессе культурологический подход «с диалогизацией обучения, вниманием к истории развития науки и ее отдельных идей, “персонализацией” науки и обязательно открытостью самого преподавателя как носителя культуры» [12].

Подобный подход к пониманию личности современного учителя связан с понятием о педагогической культуре как базовом основании личности педагога, соединяющем в себе субъективно значимое отношение к педагогической профессии и владение профессиональной деятельностью на индивидуально-творческом уровне. По мнению М.М. Левиной [25], педагогическая культура по своему происхождению производна от культуры общества. Становление педагогической культуры связано с объективизацией мира идей, чувств, целей и ожиданий общества. Посредством педагогической культуры происходит исторический процесс развития общества, его сознания и практической деятельности, обогащение мысли и разума отдельной личности.

Формирование у будущего учителя профессиональной культуры, которая представляет собой систему общечеловеческих идей, профессиональноценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий педагогической деятельности, является результатом педагогического образования. Наличие такой культуры позволяет учителю погружаться во внутренний мир школьника, изучать и диагностировать уровень развития воспитанников, открывать перед ними новые пласты духовной жизни человечества. В свете сказанного профессиональное становление учителя можно трактовать как самоопределение личности в культуре.

Культура передается в личностном общении, т.е. в общении с личностью как носителем нестандартных творческих устремлений. С.В. Алещенко и С.И. Ануфриев [26] выделяют следующие компоненты современной педагогической культуры учителя:

- гуманистическая философия образования и воспитания как норма сегодняшнего общества;

- аксиологические ориентации педагога (ценностное отношение к детству);

- профессиональная компетенция, включающая предметную культурологическую, философскую подготовку и владение педагогической технологией;

- творческие и рефлексивные способности как основа позитивной динамики профессионализма;

- диалогичность и открытость в общении.

Как показывает анализ проблемы профессионально-личностного становления современного педагога, уровень педагогической культуры «типичного» учителя не удовлетворяет запросам сов-

ременного общества и требованиям личностно ориентированного образовательного процесса [17,

22, 27] .

Концептуальные основы процесса формирования педагогической культуры учителя анализируются в контексте социокультурных перемен, переживаемых российским обществом и требующих от современного специалиста присвоения общечеловеческой культуры на индивидуально-личностном уровне. В работах О.Б. Капичниковой [27],

В.В. Серикова [11] педагогическая культура рассматривается в общей структуре профессиональной деятельности педагога как компонент, обеспечивающий успешность в реализации требований личностно ориентированного образовательного процесса.

В исследованиях Н.В. Борисовой [28], А.К. Марковой [29], Л.В. Митиной [30], Л.Б. Филатовой [31] педагогическая культура выступает условием профессиональной компетенции современного учителя. С позиций концепции профессионально-личностного становления будущего педагога как субъекта инновационной творческой деятельности педагогическая культура исследуется в работах Г.П. Журавлёвой и Ф.М. Ямалетдиновой [32], М.М. Поташника [33] и многих других. В ряде исследований широко исследуются отдельные слагаемые данного психолого-педагогического феномена: методологическая культура, профессиональнонравственная и интеллектуальная культура, профессионально-этическая и коммуникативная, информационная культура, речевая культура и культура общения, валеологическая, экологическая, физическая культура учителя.

Феноменология профессионально-педагогической культуры рассматривается в различных контекстах. Проведены исследования профессиональнопедагогической компетентности как компонента профессиональной культуры учителя. С позиций гуманистической личностно-развивающей парадигмы успешно разрабатывается концепция профессионально-личностного развития педагога в условиях вузовской и послевузовской подготовки, становления личности учителя как субъекта педагогической деятельности, основу которого состав-

ляет идея саморазвития, активного преобразования учителем своего внутреннего мира, изменения его строя и способа жизнедеятельности [30]. Процесс профессионализации педагога исследователи связывают с развитием его педагогической компетентности, эмоциональной устойчивости и гибкости, творческой активности, способности к инновационной деятельности.

По мнению Н.Н. Егоровой [34], педагогическая культура включает:

1) ценностное отношение педагога через понимание и оценку целей и задач педагогической деятельности, осознание ценности знаний, признание ценности субъект-субъектных отношений, удовлетворенность педагогическим трудом;

2) интегративность видов педагогической культуры, отражающую уровень их сформированности и взаимосвязи;

3) стремление к новаторскому и профессионально-педагогическому самосовершенствованию по таким показателям, как наличие частной педагогической системы, отношение к собственному педагогическому опыту, его оценка, отношение к опыту своих коллег.

Устойчивые структурные элементы культурологической подготовки будущего учителя характеризуют ее как явление. Вместе с тем культурологическая подготовка - это изменчивый, детерминированный процесс диалектических взаимопереходов, противоположностей, условий, потребностей, целей и результатов, держащих все элементы системы в состоянии вечного движения, определяющих относительность границ элементов. Универсальные всеобщие признаки культурологической подготовки выражают ее единство.

В заключение можно отметить, что в практике работы высшей школы еще не накоплен достаточно полный материал, необходимый для анализа педагогической культуры как базового основания личности современного педагога; не выявлены технологии его формирования и развития в процессе профессионально-личностного становления будущего учителя, готового оптимально и с высокой долей эффективности реализовывать требования новой образовательной парадигмы.

Литература

1. Корнетов Г.Б. Современная педагогика в поисках гуманистической парадигмы // Новый пед. журн. М., 1996.

2. Маслоу А. Цель и значение гуманистического образования // Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.

3. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д, 2000.

4. Васильева З.И. Ориентация студентов на педагогическое образование и профессию учителя в высшей школе // Образование и культура Северо-Запада России. 1998. Вып. 3.

5. Загвязинский В.И. Основные контуры стратегии развития российского образования в начале XXI века и региональные образовательные проекты // Образование и наука. 2000. № 2.

6. Кларин М.В. Педагогические технологии и инновационные тенденции в современном образовании // Инновационное движение в российском школьном образовании. М., 1997.

7. Краевский В.В. Образование и идеология в контексте гуманизации образования // Гуманизация образования. 1996. № 1.

8. Лифинцева Н.И. Формирование профессионально-психологической культуры учителя: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2001.

9. Осовский Е.Г. Методологические проблемы исследования истории профессионального образования России // Образование и наука. 2002. № 1(13).

10. Посталюк Н.Ю. Педагогика сотрудничества: Путь к успеху: Учеб. пос. для слушателей фак-тов повышения квалификации преподавателей вузов. Казань, 1992.

11. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1994.

12. Сластёнин В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Магистр. 1994. № 6.

13. Усова Н.А. Высшее педагогическое образование на Дальнем Востоке России (1975-1985 гг.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Владивосток, 1994.

14. Шиянов Е.Н. Гуманистические аспекты обучения студентов педагогической технологии // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. Воронеж, 1992.

15. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4.

16. Зайцев Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья в системе образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1998.

17. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. № 3.

18. Конев В.А. Философия образования: культурно-антропологический аспект. Самара, 1996.

19. Библер В.С. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы // Психол. наука и образование. 1996. № 4.

20. Казанцева Л.А. Дидактические основы применения исследовательского метода в условиях гуманизации образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 1999.

21. Беляева В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Рязань, 1999.

22. Бережнова Е.В. Содержание и способы формирования методологической культуры у будущих учителей в процессе преподавания педагогики: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1995.

23. Новикова Н.В. Профессиональная культура учителя как компонент духовного развития личности // Духовный мир личности: становление и развитие. Н. Новгород, 1998.

24. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пос. для студентов вузов. М., 2002.

25. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пос. для студентов высш. пед. учебных заведений. М., 2001.

26. Алещенко С.В., Ануфриев С.И. Проблемы формирования педагогической культуры учителя современной школы / Под ред. В.А. Дмит-риенко, А.А. Степанова. Томск, 2004.

27. Капичникова О.Б. Профессиональная деятельность учителя. Саратов, 1994.

28. Борисова Н.В. Педагогические условия развития функции самореализации личности старшеклассников в учебно-деловой игре: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2001.

29. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

30. Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога / Отв. ред. М.А. Ушакова. М., 1999.

31. Филатова Л.Б. Нравственно-этические основы допрофессиональной и профессиональной подготовки социальных педагогов: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000.

32. Журавлёва Г.П., Ямалетдинова Ф.М. Совершенствование подготовки будущего учителя // Наука и школа. 2003. № 2.

33. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления. М., 2002.

34. Егорова Н.Н. Ценности общей и профессиональной культуры педагога / Под ред. В.А. Дмитриенко, А.А. Степанова. Томск, 2004.

И.Ю. Соколова

ТЕХНОЛОГИИ И УСЛОВИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Томский государственный педагогический университет

Качество общего, среднего и высшего образова- профессионализм педагогов. Как же оценивается

ния зависит от многих факторов, но одним из ос- качество подготовки выпускников педагогических

новных является качество педагогических кадров, вузов? Обычно так, как и качество подготовки спе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.