УДК 177.7:378.661
Лямова Оксана Олеговна
старший преподаватель кафедры иностранных языков
Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера Минздрава России, Пермь, Россия, e-mail: [email protected]
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ У БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ
Oksana O. Lyamova
Senior Teacher of the Department of Foreign Languages
Perm State Medical University, Perm, Russia, e-mail: [email protected]
METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF HUMANE ATTITUDE TO A PERSON IN FUTURE DOCTORS
Аннотация. В статье поднимается проблема воспитания гуманного отношения к человеку у студентов медицинского вуза. На основе теоретического анализа автор выделяет и описывает основные методологические подходы к воспитанию гуманного отношения к человеку у студентов-медиков (личностно-ориентированный, аксиологический, культурологический, деятельностный), актуализирует их роль в образовательном процессе медицинского вуза в целом и в воспитании у студентов-медиков гуманного отношения к человеку в частности.
Ключевые слова: методологические подходы; воспитание; гуманное отношение к человеку; студент-медик; медицинский вуз.
Abstract. The article touches upon the problem of the development of humane attitude to a person in students of a higher medical school. On the basis оf theoretical analysis the author describes the main methodological approaches to the development of humane attitude to a person in medical students (person-oriented, axiological, culturological, activity), actualizes their role in the educational process of a medical school on the whole, and in the development of humane attitude to a person in particular.
Key words: methodological approaches; education; humane attitude to a person; medical student; higher medical school.
Эффективная организация процесса профессиональной подготовки будущих врачей в целом и формирования у них гуманного отношения к человеку в частности требует реализации целого ряда подходов,
© Лямова О.О., 2014
разработанных современной психолого-педагогической наукой (личностно-ориентированный, аксиологический, культурологический, деятельностный).
Согласно трактовке педагогического энциклопедического словаря личностно-ориентированный подход к воспитанию представляет собой «последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному, ответственному субъекту собственного развития и воспитательного взаимодействия» [4, с. 281]. «Личностный» компонент данного подхода означает, что личность студента, его личностно-субъективные качества ставятся в центр учебно-воспитательного процесса, становятся главной социальной и образовательной ценностью. Учебно-воспитательный процесс ориентирован на самого студента, его учение, а не преподавание. Педагог принимает студента таким, каким он есть; не пытается переделать его; влияет на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности. Не только преподаватель, но и сам студент должен воспринимать себя личностью и видеть ее в каждом из окружающих. Задача педагога заключается в содействии студенту в осознании себя личностью, собственной уникальности и неповторимости. Преподаватель становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности будущего врача. Личностный компонент данного подхода также предполагает, что процесс воспитания строится с опорой на личностные качества студента. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики - направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.
«Ориентированный» компонент означает, что воспитание строится на основе принципа индивидуального подхода. Принцип индивидуализации в данном контексте предусматривает:
- организацию дифференцированного педагогического процесса в зависимости от особенностей каждого студента как на индивидном уровне (возраст, темперамент, задатки, характер и пр.), так и на личностном (направленность личности, ценностные ориентации, интересы, склонности);
- выбор форм и методов воспитательного воздействия и взаимодействия в соответствии со степенью общественной активности студентов, типом социального поведения, а также с учетом характера межличностного общения и взаимоотношений с педагогами;
- использование индивидуальных методов, приемов и средств воспитания, направленных на развитие каждого компонента гуманного отношения к человеку (когнитивного, эмоционального, поведенческого);
- вовлечение каждого студента в разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности для выявления его гуманного личностного потенциала;
- индивидуально-ориентированную помощь студентам в воспитании и самовоспитании гуманного отношения к человеку (тренинги, индивидуальные консультации, педагогическая поддержка);
- своевременное выявление и устранение индивидуальных трудностей, тормозящих процесс формирования гуманного отношения к человеку, поиск новых способов коррекции поведения студентов;
- систематический мониторинг эффективности воспитательного воздействия на каждого студента.
Таким образом, индивидуализация воспитания у будущих врачей гуманного отношения к человеку осуществляется через вариативность содержания образовательного процесса (разнообразие учебных предметов, курсов, тем), индивидуальные методы и формы работы со студентами (индивидуальное консультирование, УИРС, СРС) в зависимости от уровня сформированности каждого компонента гуманного отношения к человеку.
В процессе воспитания у студентов-медиков гуманного отношения к человеку личностно-ориентированный подход предполагает:
- признание студента главным действующим лицом, активным субъектом всего образовательно-воспитательного процесса;
- рассмотрение будущего врача как личности, как субъекта собственного развития и нравственного становления, самостоятельно и ответственно определяющего свою позицию в сфере социальных отношений;
- уважение уникальности каждого студента, признание его прав и свобод;
- ориентацию на гуманное, толерантное, внимательное отношение к будущему врачу, эмпатическое понимание студента;
- построение субъект-субъектных взаимоотношений между педагогом и студентом на основе сотрудничества, совместного творчества и взаимной ответственности; создание условий для их нравственного взаимодействия;
- развитие и саморазвитие гуманистических личностных качеств студента-медика на основе общечеловеческих нравственных ценностей.
Гуманистические знания в данном случае являются не целью, а средством формирования гуманного отношения к человеку, развития ценностно-смысловой сферы студентов в образовательном процессе. Личностно -ориентированный подход призван гуманизировать учебно-воспитательный процесс, наполнить его высокими морально-духовными переживаниями, утвердить принципы справедливости и уважения, максимально раскрыть потенциальные возможности студента, стимулировать его к личностному развитию.
Воспитание гуманной личности будущего врача, развитие его гуманистических качеств возможно лишь на основе общечеловеческих нравственных ценностей. В связи с этим мы придерживаемся аксиологического подхода в воспитании у будущих врачей гуманного отношения к человеку.
Аксиологический подход направляет внимание исследователей на изучение ценностей как смыслообразующих основ воспитания, предполагает «субъективацию объективных ценностей человеческого сообщества, т.е. превращение их в личностные смыслы» [1, с. 37]. В педагогической аксиологии «ценности» рассматриваются как «специфические образования в структуре индивидуального или общественного сознания, которые являются идеальными образцами и ориентирами деятельности личности и общества» [7, с. 92].
Человек познает мир через призму ценностей, в течение всей жизни они направляют, организуют, регулируют его социальное поведение и деятельность. Ориентируясь на ценности, самоопределяясь в отношении к миру, предметам, явлениям, человек решает для себя, что для него важно и что существенно - так формируется его ценностное отношение к миру. Ценности выражаются в личных проявлениях человека - ценностных ориентациях, установках, убеждениях, интересах, стремлениях, желаниях, намерениях. Совокупность сложившихся ценностных ориентаций обеспечивает устойчивость и направленность личности, преемственность определенного вида поведения, составляет ядро ее мотивации, жизненной концепции и отражает отношение человека к себе, окружающему миру и другим людям.
Основная трудность применения аксиологического подхода в воспитании заключается в определении той системы ценностей, которые должны быть усвоены человеком. Несмотря на существование различных классификаций, необходимо отметить, что основные общечеловеческие ценности остаются постоянными на всех этапах развития общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, образование, труд, мир, красота, творчество и т.д., являются значимыми для человека во все времена. Главной гуманистической ценностью и самоцелью общественного развития является человек - естественная и всеобъемлющая ценность. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может. Человек есть источник высших духовных ценностей, создатель воспитательных ценностей.
В деле воспитания у будущих врачей гуманного отношения к человеку необходимо ориентироваться на общечеловеческие гуманистические ценности, которые выступают главным механизмом взаимодействия личности с окружающими, объединяют людей и структурируют общество. Выделяя аксиологический подход в качестве одного из ведущих, полагаем, что в процессе воспитания у будущих врачей гуманного отношения к человеку он реализуется по следующим направлениям.
Во-первых, отношение к личности студента-медика как высшей ценности. Аксиологический подход ориентирует воспитательную деятельность на гуманистическое развитие личности будущего врача как цель, субъект, результат и главный критерий ее эффективности. Каждый участник образовательного процесса выступает как активный ценностно-мотивированный субъект деятельности. Это позволяет реализовать профессиональные аксиологические ориентации в системе образования;
формировать знания о личностных, общечеловеческих и профессиональных ценностях; выстраивать субъект-субъектные отношения и создавать благоприятный психологический климат.
Во-вторых, формирование собственной устойчивой системы гуманистических социально-нравственных и профессиональных ценностей студента-медика. Данная система ценностей детерминирует мотивацию гуманного поведения и отношения студента к окружающим людям, определяет его жизненный и профессиональный путь. Личность человека (пациента), его здоровье должны восприниматься будущим врачом как высшие ценности, требующая сохранения и развития. К непреходящим этическим ценностям относят милосердие, заботу, сочувствие, спасение жизни, человечность. Именно эти ценности являются центральными и определяющими для профессиональной медицинской морали. В процессе воспитания гуманного отношения к человеку необходимо ориентировать будущих врачей на такие гуманистические ценности, как: человек, жизнь, здоровье, гуманизм, духовность, добро, милосердие, сострадание, толерантность, долг, совесть и т.д. Студенты должны осознавать реальную востребованность и действие гуманистических ценностей в современном мире, а также уметь в них ориентироваться.
В-третьих, создание условий для перевода гуманистических ценностей в субъективные, индивидуальные ценностные ориентации. Основной ценностной ориентацией, определяющей гуманное отношение будущего врача, является ориентация на другого человека, которая представляет собой «интегративное личностное образование, выражающееся в направленности личности на идею гуманизма, раскрывающуюся через категории «достоинство», «ответственность», «уважение», «сочувствие», «содействие», и характеризующееся переходом от эмоционально-положительной оценки к оценочному суждению, побуждающему активность человека по ее присвоению» [8, с. 46]. Ценностная ориентация на другого человека порождает такие качества личности, как: дисциплина, вежливость, честность, совестливость, великодушие, самоотверженность и как обобщающее -гуманное отношение к человеку.
Таким образом, аксиологический подход в воспитании у будущих врачей гуманного отношения к человеку нацелен на поиск, утверждение, пропаганду общечеловеческих гуманистических ценностей, их освоение и интериоризацию. Это позволяет формировать все компоненты гуманного отношения: ценностное сознание, ценностную мотивацию и ценностное поведение будущего врача.
С аксиологическим тесно связан культурологический подход к воспитанию, который обусловлен объективной связью человека с культурой. Воспитание - важнейший культурный процесс, основанный на ценностях общечеловеческой и национальной культуры. Основные положения культурологического подхода к воспитанию базируются на современных гуманистических концепциях (Е.В. Бондаревская, Н.Е. Щуркова, О.С. Газман
и др.). Сущность данного подхода заключается в культуросообразном развитии человека как личности, как субъекта культуры. Это означает переход «от человека образованного к человеку культурному». Выбор культурологического подхода в качестве одного из ведущих в нашем исследовании обусловлен тем, что воспитание выполняет все основные функции культуры (информативную, регулятивную, коммуникативную, интегративную, адаптивную).
Образование и воспитание - это культурные формы, в которых сохраняется и передается последующим поколениям социальная информация.
Информативная функция воспитания заключается в передаче студентам накопленного социального опыта гуманных взаимоотношений, сохранении и развития системы гуманистических ценностей, проектировании новых образцов культурной жизни на гуманной основе.
Регулятивная функция воспитания выражается в организации жизнедеятельности студентов, содействии в установлении гуманных взаимоотношений, нивелировании конфликтных ситуаций и проявлений антигуманности по отношению к окружающим.
Интегрирующая функция заключается в объединении различных культур, обогащающих друг друга своими лучшими нравственными образцами. Процесс интеграции способствует объединению студентов, выработке гуманного отношения к представителям других социальных групп, национальностей и т.д.
Культура, вырабатывая формы общения между людьми, выступает в качестве средства коммуникации. Умения общения будущего врача, его коммуникативная компетентность являются определяющим фактором в становлении его гуманных взаимоотношений с окружающими. Следовательно, коммуникативная функция воспитания заключается в выработке у студентов-медиков умений гуманного, толерантного общения.
Адаптивная (социализирующая) функция воспитания находит свое отражение в способности студента приспособиться к окружающей его среде посредством культуры. Воспитание у будущих врачей гуманного отношения к человеку предполагает приобщение студентов к общечеловеческой культуре; создает условия для их интеграция в систему общественных отношений, творческой самореализации и саморазвития. Все это создает предпосылки для процесса культурной идентификации, социализации, где будущий врач приобретает жизненный социальный опыт, свойства культурной идентичности по мере приобщения и вхождения в национальную культуру. В осознании принадлежности к своей национальной культуре находятся корни духовности, нравственности, гражданственности личности будущего врача.
Культурологический подход изменяет представление
об основополагающих ценностях высшего медицинского образования как исключительно знаниевых, снимает узкую научную ориентированность его содержания, расширяет культурные основы воспитания. В воспитании гуманного отношения к человеку культурологический подход нацеливает содержательный компонент учебно-воспитательной деятельности на развитие
интеллектуально-нравственных способностей врача, на внешнее формирование и внутреннее развитие личности студента в контексте культуры.
Следующим методологическим подходом, ориентирующим воспитательную работу в рамках нашего исследования, явился деятельностный подход. Общеизвестно, что вне деятельности в педагогике невозможно решить ни одной задачи обучения, воспитания и развития. В рамках данного подхода личность студента рассматривается как субъект деятельности. Деятельностный подход к воспитанию у будущих врачей гуманного отношения к человеку предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной совместной воспитательной гуманистической деятельности, порождающей социальные отношения между участниками педагогического процесса, в которых формируются и развиваются навыки и умения гуманного поведения студента-медика. Педагог не дает готовые образцы гуманного поведения, а создает, вырабатывает их вместе с младшими товарищами. Следовательно, совместный поиск нравственных норм и гуманистических ценностей и составляет содержание воспитательного процесса. Форма подобного поиска - совместный рефлексивный диалог, который позволяет устанавливать комфортные партнерские, доверительные субъект-субъектные взаимоотношения педагога и студента. Именно деятельностный подход позволяет избежать разрыва между теоретическими гуманистическими знаниями и применением их на практике.
Не отвергая роли предметной материальной деятельности в воспитании гуманного отношения к человеку, данный подход переносит подлинные приоритеты в сферу внутренней деятельности - формирования потребностей и мотивов гуманного поведения. Деятельность без потребности, мотива невозможна. По определению А.Н. Леонтьева [3], воспитание есть процесс трансформации ценностей, идеалов, существующих в культуре, через деятельность в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения. Это означает, что будущий врач должен осуществлять гуманистическую деятельность не вследствие влияния на него обстоятельств и педагогических воздействий, а вследствие внутреннего побуждения, исходящего из осознанной необходимости собственного гуманного поведения, из убеждения в его ценности и значимости для него, его близких и общества в целом. Внешняя гуманистическая деятельность посредством процесса интериоризации переходит во внутреннюю психическую деятельность, способствуя тем самым формированию гуманистического мировоззрения и гуманных чувств. В исследованиях А.Н. Леонтьева установлено, что развитие личности, специфические психологические новообразования человека обусловливаются ведущим типом деятельности, свойственным каждому возрастному этапу. Учеба - ведущий тип деятельности студентов, следовательно, именно во время учебного процесса, в многообразии видов учебной деятельности воспитание у студентов-медиков гуманного отношения к человеку будет наиболее продуктивным.
Этяы
Ж
к
Й'В
СЬ Л ? |
£ П
□
п и
и £
ч В
л: □
Я в
о- Н
Ч Й
м
о
т и
в
а Ц
а о а в ы а
б л о с
Целевой блок
Цель - Боепитание у студентов-медиков гуманного отношения к человеку
Содержательный блок
Знания
_1_
Умения
Навыки
I
Исторические и кулыуроло гнче-ские знания о сущности «ПГМЕ-ннзш» и «гуманного отношения к человеку».
Анализировать исторический и культурологический материал гуманистического характера; грамотно вести научную дискуссию; сочетать личные интересы с интересами коллектива: оказывать помощь сокурсникам и преподавателям по их просьбе.
Выполнение _\тементарных дисциплинарных норы, отражающих отношение к человеку; установление контакта с собеседником; общение исотрудничество в первичном студенческом коллективе.
Философские и психолог о-педа-гогические знания 5 г."манном отношении к че-
Оценнвагь конкретные нравственные ситуации, анализировать туманные и антигуманные поступки: делась нравственный выбор; выполнять общественно-полезную деятельность; участвовать в КГД; работать в коллективе; проявлять гуманное поведение по отношешго к ближайшему окружению.
Привычное исполнение нравственных норм: гуманное межличностное взаимодействие, сотрудничество и да алогическое обшение в коллективе; предупреждение и конструктивное разрешение конфликтов; оказа-Ш1е пог,:оптн по собственной инициативе.
Правовые и профессиональные знания о гуманном отношении к человеку.его формах и проявлениях в медицинской практике.
На основе туманного отношения к человеку выстраивав общение, устанавливать контакт с пациентом; выполнять медицинские манипуляции. лечебные и профилактические пропесг.ры по уходу за больными; оказывать экстренную помощь бсоь-но[г.': давать профилактические советы и рекомендации.
Осознанное гуманное поведение по отношению к больным и -здоровым людям; уход за больным; «терапевтическое сотрудничество» с пациентами и коллегами; рефлексия и самоконтр сдв.
Процессуальный блок
1 1
Методы и технологнн Формы
1 1
Методы и технологии общения: пройденное изложение, )"чебная дискуссия, формирование тезауруса, исследовательский метод, проектный метод, ви-деонетод. технология создания мультимедийных презентаций. Методы к технологии воспитания: разъяснение, чтбеждение. пел. внушение. пед. требование. приучение, упражнение, подражание, пример, поощрение. «в одной связке». Формы обучения: лекция. семинар, практикум, научно-практическая конференция, «круглый стол:';, «дискуссионные качели». «ингеллектуаль-ньй аукцион:;, «листая словарь* | УИРС, СРС. Формы воспитания: этическая беседа, индивидуальное консультирование, «открытая кафедр а>.
+ +
Методы и технологии обучении: метод ассоциаций, «кейс-стади», {(мозговой штурм», исследовательский метод, проектный метод, технология создания мультимедийных презентаций. Методы и технологии воспитания: создание воспитывающих ситуаций, першение, соревнование, «леловек рядом». ■:< сопио драма». Формы обучения: леших, практикум; научно-практи-че-ская конференция, деловая и ролевая игра, ток-шоу, театрализация, «предлагаю - выбираю;., УИРС, НИРС, СРС. Формы воспитания: этический тренинг, КТД. волонтерская работа.
1 +
Методы и технологии общения: де- манстрадак, инструктаж, ккейс-стадн», решение енпжшонных задач, исследовательский метол, технология создания мультимедийных презентации. Методы и технологии воспитания: прЕгмер. методы самовоспитания, ¿пройдены и аргументы». Формы обучения: лекция. семинар. информ-дащгаест, производственная клиническая практика. УИРС, НИРС. СРС. Формы воспитания: дортфо-лио. этический тренинг, волонтерская деятельность, «ак-ши милосердия».
Результативный блок
т т
Высоки» уровень (%) — Средний уровень (%) — Низкий уровень
В рамках гуманистической парадигмы содержание профессиональной подготовки будущих врачей аккумулирует в себе все вышеперечисленные подходы, которые могут быть реализованы в процессе воспитания у студентов-медиков гуманного отношения к человеку. Выбор методологических подходов позволил спроектировать модель процесса воспитания гуманного отношения к человеку у студентов медицинского вуза (таблица).
Список литературы
1. Бондаревская Е.В. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института ЮФУ: моногр. - Ростов-н/Д, 2008. - С. 37.
2. Голованова Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике // Педагогика. - 2007. - № 10. - С. 46.
3. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Академия, 2004. - 352 с.
4. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бад. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - С. 281.
5. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. -М.: ИМПЭТО, 1997. - 96 с.
6. Рогожникова Р.А. Конфликтологическая компетентность будущего врача. // Образование и саморазвитие. - 2011. - № 1. - С. 77-83.
7. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. - С. 92.
8. Яшкова Е.В. Формирование ценностных отношений к человеку у студентов вуза в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. - Н.Новгород, 2006. - С. 46.