8. Чудновский В.Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности // Психологический журнал. - 2004. - №6. - С.5-11.
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИТАРНОЙ ПАРАДИГМЫ
Ермакова Г.Г., к.п.н., доцент Ямщикова Л.И., старший преподаватель Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургского государственного педагогического университета г. Оренбург, Россия
Авторы статьи раскрывают условия формирования толерантности руководителей образовательных учреждений в постдипломном образовании в контексте гуманитарной парадигмы.
The authors of the article show the conditions of educational leaders' tolerance forming in the post educational process in the context of humanitarian paradigm.
Педагогическая наука, реализуя социальный заказ на воспитание взаимного уважения людей, стремится раскрыть основы толерантного поведения всех членов педагогического сообщества: выявить последствия наличия или отсутствия личностно-профессиональных качеств у руководителей образовательных учреждений.
Изменения в социокультурной ситуации современного общества требуют ориентации руководителей образовательных учреждений на толерантное межличностное взаимодействие, как на базис успешного и эффективного управления. Наличие толерантности у современного руководителя, вынужденного считаться с многообразными изменениями и неоднородными мировоззрениями субъектов педагогического образовательного процесса, обусловлено тем, что руководителю необходимо «учиться находить единство и гармонию, без которых все это многообразие не только не имеет смысла, но и небезопасно для человечества и его будущего».
Вместе с тем, в научном плане толерантность руководителей образовательных учреждений, как «искусство жить в мире непохожих людей и идей» [1, 21], пока не рассматривалась как мировоззренческая и методологическая позиция в управлении. Недостаточно изучена сама ситуация принятия руководителями образовательных учреждений толерантности как гуманистической ценности управления, условия и стратегия ее формирования в процессе повышения квалификации и переподготовки педагогов.
Трудность процесса управления связана с тем, что руководителям приходится решать многочисленные проблемы «общие для многих, но чуждые природе самого себя» [1, 52]. В практике педагогического управления это приводит к диссонансу между теоретическими установками и практическими действиями руководителя в ситуациях управления с различными субъектами делового взаимодействия.
Ряд международных и государственных программ, в частности «Декларация толерантности» (ЮНЕСКО - 1995 г.), "Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе" (2001 - 2005 г. г.), «Формирование толерантного сознания и толерантного поведения» (2001-2005 г.г.), разработка правительственной концепции модернизации российского образования на период до
2010 г. на основе толерантного взаимодействия, пока недостаточно эффективно реализуется в процессе управления образовательным учреждением.
Особенности в формировании толерантности руководителей современных образовательных учреждений обусловлены наличием следующих противоречий между:
- объективной необходимостью формирования толерантности руководителя образовательного учреждения и недостаточной изученностью данного процесса педагогической наукой;
- стремлением руководителей образовательных учреждений к толерантному взаимодействию с участниками образовательного пространства и отсутствием опыта построения образовательного пространства, основанного на принципах толерантности;
- возможностью формирования толерантности руководителя образовательного учреждения в процессе повышения квалификации и недостаточной разработкой методического обеспечения данного процесса.
Разрешение данных противоречий предполагает изучение толерантности как педагогической проблемы: организация педагогических условий в процессе переподготовки и повышения квалификации формирования толерантности руководителей образовательных учреждений.
Методологическая основа формирования толерантности настолько широка и многообразна, что предел для исследования пластов толерантности ограничить невозможно. Толерантность можно рассматривать с позиций аксеологии, антропологии, культурологии, философии и психологии, религии. Однако нам кажется наиболее перспективным и интересным привлечение внимания к проблеме формирования толерантности в контексте гуманитарной парадигмы.
Учитывая, что гуманитарная парадигма предполагает ориентированность на человеческую личность, права и интересы человека, необходимо помнить, что гумани-тарность - это, прежде всего, множественность прочтений одной и той же личности.
Понятие толерантности хорошо вписывается в контекст гуманитарности, ибо толерантность - это принятие разного мира, разных людей с разными возможностями.
Организовывая процесс формирования толерантности в рамках повышения квалификации руководителей образовательных учреждений, мы делаем акцент на том, что гуманитаризация образования как ключевое понятие является емким, многослойным и определяется как:
• увеличение удельного веса гуманитарных предметов в учебном плане обучения (А.А. Столяр);
• формирование гуманитарной культуры личности, выделение культурологической, мировоззренческой проблематики в содержание образования (И.М. Орешнико-ва);
• усиление внимания к гуманитарным методам познания действительности (Б.С. Гершунский);
• ориентация на мир ценностей, жизненных смыслов и единство с природой (В.Н. Сагатовский);
• «очеловечивание» учебного материала, включение в содержание обучения нравственных критериев (Л.Я. Зорина);
• создание условий для усвоения личностно-гуманитарного знания, специфическими чертами которого являются ценностно - смысловое освоение бытия, понимание как постижение смысла (Т.А. Иванова, Л.М. Наумова).
Гуманитаризация предполагает формирование нового гуманистического мировоззрения, мышления, сознания личности, а также создания новых отношений между личностью, социальными группами и обществом. Гуманитаризацию образования мы
рассматриваем как процесс формирования мировоззрения, основанного на принципах человечности отношений между людьми, проникнутых уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей, социума. Основной смысл гуманитаризации состоит в том, чтобы образование служило возвышению человека, полному раскрытию его творческого потенциала, воспитанию духовности, гражданских чувств, осознанию подлинно человеческого предназначения.
Гуманитаризация образования предполагает «очеловечивание», постановку человека в центр системы образования в качестве основной цели.
Отталкиваясь от вышесказанного, можно сказать, что руководители и профес-сорско - преподавательский коллектив института повышения квалификации акцентируют свое внимание на создании условий для формирования толерантности как личностного и профессионального качества руководителей ОУ, которые отражаются в:
• отборе содержания формирования толерантности руководителей ОУ;
• создании образовательных программ формирования основ толерантности в практическом взаимодействии;
• проектировании педагогической деятельности на этапе повышения квалификации по усвоению содержания толерантности;
• организации личностного диалогового взаимодействия обучающихся и их преподавателей:
• организации педагогического и методического сопровождения личного образовательного маршрута программы формирования толерантности руководителя ОУ;
• личном примере взаимодействия профессорско- преподавательского состава института с обучающимися руководителями ОУ.
Гуманитарное проектирование механизма (технологии) обучения, как мы считаем, предполагает:
3. открытость целей работы с человеком, отсутствие манипулятивности в деятельности педагога через прояснение смысла совместных действий, коллегиальности в формировании и выборе цели;
• внутреннюю логику формирования прогнозируемого качества толерантности, а не внешнее формальное следование умозрительно запланированным этапам работы;
• возможности влияния на личностные и профессиональные характеристики человека, такие как потребности, интересы, установки, смыслы, мотивы, ценностные ориентации, определяющие динамику развития руководителя ОУ в целом;
• выбор обучаемым форм, содержания, способов предполагаемой деятельности или даже возможность отказа от нее, обеспечивающие индивидуально-личностную ориентацию обучения руководителя ОУ, делая содержание его работы субъективированным, персонализированным;
• использование в качестве педагогического средства непосредственно человеческих возможностей, таких как личность педагога, его речь, система отношений, общение, а также источников, в концентрированном виде отражающих глубинную человеческую проблематику (философия, искусство, язык и др.).
Организация обучения взрослых существенно отличается от процесса образования детей. Опираясь на андрагогические подходы обучения взрослых, мы делаем акцент на приобретенный опыт руководителей ОУ, где знания не представляют собой «мертвый капитал», а приобретенный опыт - способствует жизненному и профессиональному становлению личности.
Мы ратуем за то, чтобы обучение стало не «школой знаний», а «школой развития и самоопределения». Принцип гуманитаризации состоит в том, чтобы обеспечить
такой уровень мотивации учебной деятельности руководителя ОУ, когда учебный материал воспринимается как личностно значимый, когда происходит его осмысление и присвоение, выражающееся в поведенческих навыках.
Формирование толерантности руководителей образовательных учреждений решаются всеми средствами и всеми субъектами образовательного процесса, всем стилем деятельности образовательного учреждения. Меняется смысл учебной деятельности: усвоение знаний воспринимается не как цель, а как одно из ведущих средств развития личности.
Нами заявлены позиции, обеспечивающие организацию процесса обучения взрослых (в данном случае руководителей образовательных учреждений) следующие:
а) учет возрастных особенностей обучения взрослых людей;
б) субъектность обучающегося;
в) диалогический характер взаимодействия обучающегося и обучающих при организации обучения.
Организация процесса обучения руководителей образовательных учреждений предполагает создание следующих условий:
1. мотивация и стимулирование обучающегося к самореализации и осознанию себя толерантной личностью;
2. создание обучающей среды, актуализирующей толерантный потенциал руководителей образовательных учреждений;
3. диалоговое взаимодействие субъектов образовательной деятельности;
4. практико-ориентированная организация обучения, направленная на выработку конфликтологической компетенции;
5. проектирование образовательных программ по формированию профессиональной толерантности.
В ряду выделенных нами условий образовательная среда обеспечивает реализацию гуманитарных возможностей для формирования профессиональной толерантности руководителей. Смысл организации образовательной среды заключается в актуализации толерантного потенциала обучающегося руководителя.
Целью создания образовательной среды является: снятие отчуждения обучающегося руководителя от учебного процесса и развитие профессиональной толерантности как способа жизнедеятельности.
Обретенный толерантный способ жизнедеятельности позволяет преодолевать мировоззренческую замкнутость, закрытость сознания руководителей для иных типов, форм и методов взаимодействия в практике управления. Результатом подобного преодоления становится выход в мир гуманитарных ценностей, где руководитель начинает утрачивать свою одномерность и устойчивость профессиональных стереотипов.
Основные направления деятельности в образовательной среде по формированию толерантности:
1. работа с ценностями, смыслами, позицией руководителей в профессиональной деятельности;
2. создание многогранного, инакового образа управленческой деятельности как исследуемой реальности;
3. осуществление психологической безопасной (безоценочной) диагностики профессиональной толерантности потенциала обучающегося;
4. развитие конфликтологической компетентности;
5. формирование и совершенствование управленческой рефлексии обучающегося руководителя.
Задачей образовательной среды становится не внешняя активизация, а создание кризиса компетентности руководителя как источника его внутренней активности. 160
Функция образовательной среды - способствовать возникновению у руководителя потребности профессиональной толерантности.
Соразмерность образовательной среды и существование в ней личности обучающегося руководителя достигается за счет актуализации его субъективной позиции.
Образовательная среда обеспечивает основной результат - реализацию толерантного потенциала личности руководителя.
Толерантный потенциал представляет собой следующее:
1. жизненный опыт (бытовой, социальный, личностный, профессиональный);
2. рефлексивность как профессионально-личностное качество руководителя;
3. потребности в самореализации как руководителя.
В контексте гуманитарной парадигмы ожидаемые результаты формирования толерантности руководителей образовательных учреждений оказывают влияние на сущностные изменения управленческой деятельности руководителя:
1) на стиль управления;
2) на развитие конфликтологической компетентности руководителей ОУ;
3) на характер принятия управленческого решения, отражающего его человеко - ориентированные признаки посредством рефлексии собственной управленческой деятельности.
Литература
1. Асмолов, А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа /А.Г. Асмолов // Толерантность в общественном сознании России. - М.: Смысл, 1998. - 246 с.
2. Бездухов, В.П. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента - будущего учителя /В.П. Бездухов, А.В. Бездухов. - Самара: Изд-во Сам ГПУ, 2000.-185 с.
3. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно - целевых приоритетов образования /Б.С. Гершунский // Педагогика. - 2002.- №7.- С. 3 - 12.
4. Грошева, А.В. Развитие толерантности у руководителей школ в системе профессиональной переподготовки /А.В. Грошева // Педагогическое образование и наука. - 2004.- №3.- С. 24-37