УДК 378.2(06)
Ямщикова Л.И., Ермакова Г.Г.
Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: liya53 @ mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
В статье раскрываются педагогические пути и средства формирования толерантности руководителей образовательных учреждений, условия организации образовательного процесса при повышении квалификации с использованием интерактивных технологий обучения.
Ключевые слова: толерантность, формирование толерантности, педагогические условия, педагогические технологии, диалоговая интерпретация знаний, рефлексия.
Изменения в социокультурной ситуации современного общества требуют ориентации руководителей образовательных учреждений на толерантное межличностное взаимодействие, как на базис успешного и эффективного управления. Наличие толерантности у современного руководителя, вынужденного считаться с многообразными изменениями и неоднородными мировоззрениями субъектов педагогического образовательного процесса, обусловлено тем, что руководителю необходимо «учиться находить единство и гармонию, без которых все это многообразие не только не имеет смысла, но и небезопасно для человечества и его будущего» [С. 12; 5]. Проблема толерантности в качестве нового типа социальных отношений является весьма актуальной и интересной.
Вместе с тем, в научном плане толерантность руководителей образовательных учреждений, как «искусство жить в мире непохожих людей и идей» [С. 12; 5], пока не рассматривалась как мировоззренческая и методологическая позиция в управлении. Осознавая важность данной проблемы в построении управленческого процесса, следует отметить, что толерантное взаимодействие как самостоятельная стратегическая цель сегодня нигде не провозглашена. Недостаточно изучена сама ситуация принятия руководителями образовательных учреждений толерантности как гуманистической ценности управления, условия и стратегия ее формирования в процессе повышения квалификации и переподготовки.
Трудность процесса управления связана с тем, что руководителям приходится решать многочисленные проблемы «общие для многих, но чуждые природе самого себя» [С. 67; 1]. В
практике педагогического управления это приводит к диссонансу между теоретическими установками и практическими действиями руководителя в ситуациях управления с различными субъектами делового взаимодействия.
Важно обратить внимание на то, что, сталкиваясь с острейшими проблемами управления образовательными учреждениями, нарушающими организацию образовательной деятельности, доброжелательный способ взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса, мирного разрешения конфликтных ситуаций, исследователи обращаются к понятию не только «толерантность», но и понятию «толерантный тип социальных отношений». Толерантность начинает выступать в качестве элемента «высшей человеческой ценности».
Ряд международных и государственных программ, в частности, «Декларация толерантности» (ЮНЕСКО - 1995 г.), «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе» (2001-2005 г.г.), «Формирование толерантного сознания и толерантного поведения» (20012005 г.г.), разработка правительственной концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на основе толерантного взаимодействия пока недостаточно эффективно реализуются в процессе управления образовательным учреждением.
Особенности формирования толерантности руководителей современных образовательных учреждений обусловлены наличием следующих противоречий между:
- объективной необходимостью формирования толерантности руководителя образовательного учреждения и недостаточной изучен-
ностью данного процесса современной педагогической наукой;
- стремлением руководителей образовательных учреждений к толерантному взаимодействию с участниками образовательного пространства и отсутствием практического опыта построения образовательного пространства, основанного на принципах толерантности;
- возможностью формирования толерантности руководителя образовательного учреждения в процессе повышения квалификации и недостаточной разработкой методического обеспечения данного процесса.
Разрешение данных противоречий, на наш взгляд, обеспечивается организацией следующих педагогических условий в процессе переподготовки и повышения квалификации руководителей образовательных учреждений:
1. проектированием педагогической деятельности на этапе повышения квалификации и профессиональной переподготовки по усвоению содержания толерантности, которое предполагает возможность актуализации влияния толерантности на разнообразные личностные и профессиональные характеристики человека, такие как потребности, интересы, установки, смыслы, мотивы, ценностные ориентации, определяющие динамику развития руководителя образовательного учреждения в целом;
2. организацией личностного диалогового взаимодействия обучающихся и преподавателей института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, предполагающей открытость целей работы с человеком; разработанность механизма организации учебного процесса; отсутствие манипулятивности в деятельности педагога через прояснение смысла совместных действий, коллегиальности в формировании и выборе цели;
3. организацией педагогического и методического сопровождения личного образовательного маршрута формирования толерантности руководителя образовательного учреждения, учитывающей внутреннюю логику формирования прогнозируемого качества толерантности на основе предоставляемого слушателям права выбора формы, содержания, способов предполагаемой деятельности или даже возможность отказа от нее, делая содержание его обучения субъективированным, персонализированным.
Важность соблюдения создания условий для повышения квалификации руководителей образовательных учреждений продиктована сложностью организации образовательного процесса. Несмотря на то, что существуют различные пути повышения квалификации: научные конференции и практические семинары, обмен передовым управленческим опытом и мастер - классы, наставничество, самообразование, дистанционное обучение. Однако, очное обучение в институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (ИПК и ППРО) имеет ряд преимуществ:
1) целостность образовательного процесса;
2) разумное сочетание теоретического материала и практической деятельности;
3) быстрое реагирование на возникающий социальный заказ;
4) достаточно высокий профессиональный уровень педагогического коллектива, способного дать ответы на все, возникающие в процессе управления, вопросы;
5) подходящие условия обучения (стоимость, режим работы, условия проживания, наличие библиотеки, профессиональное педагогическое сопровождение, психологический климат общения).
При реализации названных нами условий заложена ориентация на:
- Ведущую роль слушателя в процессе своего обучения: процесс обучения организован в виде самостоятельной деятельности обучающегося на всех его этапах: планирования, реализации, оценивания и, в определенной степени, коррекции;
- Ценностность жизненного (бытового, социального, профессионального) опыта, который можно использовать в качестве важного источника обучения, как его самого, так и его коллег.
- Ценность обратной связи как продукта эффективного взаимодействия преподавателя и слушателя.
Практика обучения в вышеназванных условиях позволяет обеспечивать оптимальность ценностного процесса обучения, достижения результата, включающего:
- сформированность смысловых и мотива-ционных потребностей формирования толерантности;
- наличие устойчивого профессионального интереса в достижении успеха на основе толерантного взаимодействия;
- нацеленность на адаптацию и самореализацию в управлении педагогическим коллективом ОУ за счет изменения стиля управления, развития конфликтологической компетенции;
- обретение толерантной позиции к проблемам управления.
Для достижения ожидаемого результата необходимо создать особую учебную ситуацию, предрасполагающую к формированию толерантности, для которой характерно:
- наличие противоречий между стремлением к профессиональной идентификации и трудностями взаимодействия со значимыми «Другими»;
- наличие противоречий между стремлением к самоактуализации и несформированнос-тью рефлексивных оценок, самооценки;
- возможность принятия и присвоения общечеловеческих ценностей в управлении персоналом;
- открытие смысла обретения самосуществования в профессии.
Для включения слушателей в деятельность по формированию толерантности необходимы различные технологии на основе устойчивой мотивации достижений. На сегодняшний день наиболее актуальными являются такие технологии как:
- диалоговое обучение в парах (познавательно-коммуникативный и рефлексивный (диалог действия) диалог);
- исследовательско-методологический способ обобщения учебного материала;
- дискуссии, дебаты,
- мозговой штурм;
- ролевые игры (психодрама, социодрама);
- квази-контроль (самоанализ, самопроверка, самоконтроль);
- тренинги разных видов и т.д.
В нашей практике формирования толерантности руководителей образовательных (слушателей ИПК и ППРО ОГПУ) широкое применение нашли рефлексивные технологии и технологии диалоговой интерпретации знаний.
Диалоговость как способ интерпретации знаний способствует формированию управленческого поведения в многомерном пространстве организации, где объективно обусловлена не-
возможность совпадения точек зрения и позиций субъектов.
Диалоговая интерпретация знания позволяет руководителю избавиться от иллюзии легкого прямолинейного достижения согласия с персоналом, развивает коммуникативные способности, умение рационально использовать интеллектуальный потенциал, стимулирует рефлексию как способ выяснения того, как «Другой» воспринимает позицию «рефлексирующего» и оценивает его личностные особенности.
Эффективность диалоговой интерпретации знаний обеспечивает общение через диалог с опорой на принцип толерантности.
Диалог - особый уровень общения, на котором достигается известная свобода от стереотипов при оценке «другого», вид общения, для которого характерно отношение к «другому» как равно достойному человеку и стремление к достижению взаимопонимания.
В настроенности человека на диалог, на равноправное общение выражается его толерантность как отказ от претензии на монопольное обладание истиной, признание собственной погрешимости, уважение права «другого» на отличие.
Отличительные особенности диалогического общения - опора на принцип толерантности, предполагающий:
- равенство позиций взаимодействующих сторон, при котором осуществляется взаимное воздействие друг на друга - формируется способность стать на позицию другого;
- отсутствие оценок, полное принятие партнера по общению таким, какой он есть, уважение и доверие к нему;
- наличие у партнеров сходных установок относительно одной и той же ситуации, позволяющий развивать механизм идентификации;
- особая эмоциональная окраска общения, искренность и естественность проявления эмоций, взаимное проникновение в мир чувств и переживаний друг друга, способствующих возникновению спонтанности и развитию эмпа-тийных переживаний (сочувствие содействие -соучастие);
- способность участников общения видеть, понимать и активно использовать широкий спектр коммуникативных средств, включая невербальные.
Диалоговость, являясь источником рефлексии, вынуждает в процессе интерпретирования знания мыслить, обдумывая альтернативные варианты, тщательно следить за отбором аргументов, впервые обращаться к тому, что раньше не представлялось значимым. Это приводит к рождению новых смыслов, сопоставлению своего и «другого» опыта, проявлению «самокорректирующей компоненты» [С. 439; 4], которая, будучи включенной в практику, побуждает поиск корректирующих процедур и, следовательно, содействует эффективности деятельности по управлению персоналом.
К диалоговым технологиям относится, широко используемым в процессе обучения, относится такой методический прием как тренинг общения. Это вид групповой психологической работы, которая направлена на приобретение знаний, умений и навыков для успешного общения в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в управленческом взаимодействии. Участвуя в практическом тренинге в ситуациях общения, которые воспроизводятся в группе, слушатель может анализировать свою деятельность и деятельность партнера, шлифовать коммуникативные навыки в управленческих формулировках, видеть и корректировать свои ошибки и ошибки своих партнеров.
Тренинг помогает обучающимся:
а) овладеть социально-психологическими знаниями по культуре управленческого взаимодействия;
б) приобрести навыки обученности индивидуализированным приемам взаимодействия с людьми разных социальных групп и слоев общества;
в) правильно оценивать себя и окружающих;
г) преодолеть барьеры, мешающие реальному продуктивному общению, через диагностику и коррекцию личностных качеств и умений.
Использование групповых и индивидуальных тренингов преследует различные цели обучения. Групповые тренинги способствуют отработке приемов коллективного взаимодействия, умения работать в команде, слышать и учитывать не только свое мнение, но и мнение других членов команды. Групповой тренинг можно назвать коллективной учебной деятельностью, он представляет более высокий уровень
социально-психологической подготовки, где специальные психологические и педагогические упражнения одновременно являются способом диагностики и фактором развития управленческой толерантности в группе. Эта технология применяется с целью снятия напряжения, раскрепощения личности, выявления лидера (например, перед началом тренинга).
Индивидуальный тренинг, в нашем случае, имеет целью выявить индивидуальные способности человека, чаще всего он используется как одна из форм, представляющая собой установку на принятие необходимого управленческого решения или самоподготовку для дальнейшей организации работы.
В рамках «ролевой игры», используется одна из широко распространенных педагогических технологий Европы (особенно в Англии) -это психодрама (социодрама). Это социально-психологический театр, в котором отрабатывают умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние человека, умение войти в контакт с человеком другой национальности, вероисповедания, уровня образования, культуры, социального положения. Данная технология эффективна для руководителей образовательных учреждений, так как в игре они воспроизводят образ другого, возвращаются в свою роль, усиливают, конкретизируют некоторые характеристики другого, стараются показать различия, и главное - допускается "проигрывание конфликтных ситуаций». Эти предложенные педагогические технологии составляют практическую основу для формирования толерантности.
Формы и методы имитационно-ролевого характера способствуют выработке тактики поведения, проявлению действий и поступков по отношению к другим людям, преодолению трудностей и барьеров в межличностном взаимодействии. Научить руководителей правильно оценивать жизненные ситуации, анализировать происходящую действительность, объективно давать оценку своему поведению и поведению других, устанавливать контакты с людьми, вставать на позицию другого, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, убеждать, признавать свою неправоту в ситуации спора, столкновения точек зрения, мнений, оценок -вот наша основная задача. Использование данных методов дает возможность «прожить» не-
которое время в «реальных» жизненных условиях.
Большой интерес в организации образовательного процесса представляет рефлексия, проявляемая в ходе осмысления определенной проблемы. В процессе обучения мы отмечаем многообразие форм рефлексии, создаваемых на практическом занятии:
- осознание мотивов деятельности (основания, побуждающие слушателя руководствоваться при принятии решения);
- выявление личного и профессионального ресурса, обеспечивающего выбор средств, способов разрешения проблемных или конфликтных ситуаций;
- выявление, анализ и установка причин затруднений, которые возникают в процессе принятия управленческого решения;
- оценка соответствия принятия решения идеалу (совпадение или несовпадение ожидаемого и реального результатов);
- удовлетворенность собственным решением (отсутствие внутреннего протеста, конфликта);
- оценка собственных личностных качеств, обеспечивающих эффективность поведения;
- оценка собственного отличия от других (реакции, поведение);
- оценка ожиданий других по отношению к себе;
- оценка симпатии к себе других людей (эмоции, чувства);
- соотнесение собственного поведения с поступками, поведением других и т.д.
Слушатель, обученный технологии рефлексии, приобретает способности переконструировать собственную модель управленческого поведения посредством:
- преобразования прямых управленческих воздействий в кооперационно-партнерскую систему обратных связей;
- перевоплощение руководителя в такие роли, которые расширяют и обогащают внешний и внутренний контакты;
- переоценки собственных обязанностей, возможностей, желаний и стремлений;
- переструктурирования управленческих отношений руководителя в новую организацию совместного делового партнерства;
- переакцентировки руководителя с одной системы управленческих ценностей на другую, которая закрепляет новый способ мышления и поведения.
Таким образом, формирование управленческой толерантности обеспечивает отказ от профессионального догматизма, нравственной неразборчивости, способствует терпимому отношению к социо-культурному многообразию, присущему любому педагогическому сообществу, становясь основой профессиональной позиции руководителя.
В процессе повышения квалификации руководителей образовательных учреждений происходит значительное изменение отношения к проблеме толерантности: от признания значимости данного феномена в управлении до возведения толерантности в абсолют эффективности управления. Многие из руководителей признают, что толерантность - это база не только успешности организации управленческого и учебно-воспитательного процессов в образовательном учреждении, но и построения жизненного пути.
Было определено, что чем глубже теоретически изучается феномен «толерантности», тем труднее он соотносится с практической деятельностью ненасилия из-за многообразия жизненных ситуаций.
Следует отметить, что предложенный опыт организации образовательного процесса не исчерпывает всех проблем формирования толерантности в системе повышения квалификации руководителей образовательных учреждений. Достаточно четко просматривается необходимость дальнейших научных комплексных исследований. Требуется единая государственная программа формирования толерантности «Толерантность через всю жизнь», которая выстроит систему педагогического воздействия от первых шагов воспитания и обучения до глубокой старости.
10.06.2011
Список литературы:
1. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для вузов. / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ.- 2001. - 551с.
2. Асмолов, А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа /А.Г. Асмолов // Толерантность в общественном сознании России. - М.: Смысл, 1998. - 246 с.
3. Библер, В.С. Школа диалога культур: введение в программу /В.С. Библер // Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. - М., 1994.- С. 239 - 252.
4. Галицких, Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности /Е.О. Галицких. - М.: Академ. Проект, 2004. -123с.
5. Глебкин, В.В. На пути к толерантному сознанию. /В.В. Глебкин. - М.: Просвещение, 2004- С.12
6. Грошева, А.В. Развитие толерантности у руководителей школ в системе профессиональной переподготовки /А.В. Гроше-ва //Педагогическое образование и наука, 2004. - №3. - С.32
7. Деркач, А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. /А.А. Деркач. - М.: РАГС. - 2002. - 230с.
8. Деркач, А.А. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. /А.А. Деркач, Е.В. Селезнева. - М.: РАГС. - 2006. - 360с.
9. Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности /Е.Ю. Клепцова. - М.: Акад. Проект, 2004. - 174 с.
10. Красовский, Ю.Д. Организационное поведение: учебное пособие для студ. вузов. /Ю.Д. Красовский. М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2003. - С. 439 - 457
11. Митина, Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога /Л.М. Митина. - М.: Сентябрь, 1999.
Сведения об авторах: Ямщикова Лариса Ивановна, старший преподаватель кафедры управления образованием Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки Оренбургского государственного педагогического университета Ермакова Галина Григорьевна, доцент кафедры управления образованием Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки Оренбургского государственного педагогического университета кандидат педагогических наук г. Оренбург, ул. Советская, 2, (3532) 777179, e-mail: [email protected]
UDC 378.2(06)
Yamschikova L.I., Ermakova G.G.
The Orenburg state pedagogical university; e-mail: [email protected]
TOLERANCE FORMING PECULIARITIES OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION LEADERS IN THE PROCESS OF POST GRADUATE EDUCATION
In the article there are reflected the pedagogical ways and measures of tolerance forming of the educational institution leaders, the organizational conditions of learning in the process of post graduate education with the help of interactive educational methodic.
Key words: tolerance, tolerance forming, pedagogical conditions, pedagogical methodic, dialogical knowledge interpretation, reflexion.
Bibliography:
1. Анцупов, A.JA.conflictolog: the textbook for high schools. / A.J.Antsupov, A.I.Shipilov. - М: JUNITI. - 2001. - 551с.
2. Asmolov, A.G.tolerance: various paradigms of the analysis/A.G. Asmolov//Tolerance in public consciousness of Russia. -М: Sense, 1998. - 246 with.
3. Библер, V.S.Shkola of dialogue of cultures: introduction in the program / V.S.Bibler//Look-ahead social designing: teoretiko-methodological and methodical problems. - М, 1994. - With. 239 - 252.
4. Galitsky, E.O.dialogue in formation as a way of formation of tolerance/E.O. Galitsky. - М: Академ. The project, 2004. -123с.
5. Глебкин, V.V.Na of a way to tolerant consciousness. / V.V.Glebkin. - М: education, 2004 С.12
6. Groshev, A.V.development of tolerance at heads of schools in system of professional retraining/A.V. Groshev//Pedagogical education and a science, 2004. - №3. - С.32
7. Деркач, A.A.Akmeologija: personal and professional development of the person./A.A. Деркач. - М: РАГС. - 2002. - 230с.
8. Деркач, A.A.Akmeologichesky culture of the person: the maintenance, laws, development mechanisms./A.A. Деркач, E.V.Seleznev. - М: РАГС. - 2006. - 360с.
9. Клепцова, E.JU.psychology and tolerance pedagogics/E.JU. Клепцова. - М: Акад. The project, 2004. - 174 with.
10. Krasovsky, JU.D.organizational behavior: the manual for студ. High schools./JU.D. Krasovsky. М: it JUNITI-IS given. -2003. - with. 439 - 457
11. Mitin, L.M.operat or to suppress: a choice of strategy of professional ability to live of the teacher/L.M. Mitin. - М: September, 1999.