Научная статья на тему 'Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении'

Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2525
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / TOLERANCE / FORMING / PEDAGOGICAL CONDITIONS / SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильинская Елизавета Александровна

В статье отражены диссертационные исследования автора по вопросам формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях работы дошкольного образовательного учреждения. В результате анализа психолого-педагогической литературы и литературы по вопросам толерантности, а также опираясь на практический опыт работы автора в дошкольном образовательном учреждении, в статье сформулированы педагогические условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильинская Елизавета Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions of tolerance forming among senior preschool children in a pre-school institution

The article reflects the author's researches devoted to tolerance forming among senior preschool children in conditions of a pre-school institution's work. Due to the analysis of psycho-pedagogical literature and the author's practical work experience in a pre-school institution, the pedagogical conditions of tolerance forming among senior preschool children have been formulated.

Текст научной работы на тему «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении»

Е. А. Ильинская

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Работа представлена кафедрой социально-культурных технологий Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.

Научный руководитель — доктор культурологии, профессор Г. М. Бирженюк

В статье отражены диссертационные исследования автора по вопросам формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях работы дошкольного образовательного учреждения. В результате анализа психолого-педагогической литературы и литературы по вопросам толерантности, а также опираясь на практический опыт работы автора в дошкольном образовательном учреждении, в статье сформулированы педагогические условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: толерантность, формирование, педагогические условия, дошкольники.

E. H’inskaya

CONDITIONS OF TOLERANCE FORMING AMONG SENIOR PRESCHOOL CHILDREN IN A PRE-SCHOOL INSTITUTION

The article reflects the author’s researches devoted to tolerance forming among senior preschool children in conditions of a pre-school institution’s work. Due to the analysis of psycho-pedagogical literature and the author’s practical work experience in a pre-school institution, the pedagogical conditions of tolerance forming among senior preschool children have been formulated.

Key words: tolerance, forming, pedagogical conditions, senior preschool children.

Согласно общим положениям о правах человека, изложенным в Декларации ООН по правам человека, и общим положениям о правах ребенка, изложенным в Конвенции прав ребенка, необходимо создание системы соци-

альных и педагогических условий, способствующих формированию толерантных убеждений, взглядов и навыков толерантного поведения в микросреде — в семье, в образовательном учреждении, при участии родителей, пе

дагогов, работников социальной сферы, политиков, СМИ и общества в целом [2].

Развитие любого общества с перспективой достижения оптимального политического, экономического и нравственного состояния базируется на образовательной системе, модулирующей и реализующей актуальные социальные потребности. Отсюда следует, что образование становится в современных условиях одним из наиболее эффективных средств формирования новых отношений и норм поведения, в частности формирования толерантного сознания и поведения. Решение данных задач требует новых подходов к организации образовательного процесса, его направленности на решение проблем воспитания и развития ребенка, не только обладающего знаниями, умениями и навыками, но и способного к широкому общению, в том числе в многонациональной среде, в духе гуманистических традиций и идей, способного проявить понимание, готового к сотрудничеству, терпимого к инакомыслию. Все это повышает антропологическую и этическую составляющие в решении проблем образования в целом [1]. В современных условиях возрастает роль сферы образования, призванной разработать круг педагогических условий и методов формирования толерантности. Подобную совокупность условий и методов формирования толерантности можно обозначить как педагогику толерантности.

В результате анализа психолого-педагоги-ческой литературы и литературы по вопросам толерантности были сформулированы следующие педагогические условия формирования толерантности в дошкольном учреждении:

1. Создание толерантного пространства дошкольного учреждения.

2. Соответствующая целям и задачам толерантного воспитания подготовка педагога.

3. Применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности.

4. Взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.

5. Разработка и внедрение в педагогическую практику дошкольных учреждений специальных программ по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Рассмотрим подробнее каждое из педагогических условий.

Итак, первым условием является создание толерантного пространства дошкольного учреждения, в котором каждый ребенок, независимо от этнической принадлежности, будет чувствовать себя комфортно, защищенно и будет способен к открытому взаимодействию с окружающим миром. Значимая роль в создании такого пространства принадлежит всему педагогическому коллективу. Необходимо создать в учреждении благоприятный социальнопсихологический климат как основу формирования толерантного пространства [4]. Чувства собственного достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям независимо от их социальной принадлежности, национальности, расы, культуры и религии необходимы для людей, которые взаимодействуют с подрастающим поколением.

Вторым педагогическим условием является соответствующая целям и задачам толерантного воспитания подготовка педагога. Педагога часто называют «душой образовательного процесса». От его личностного потенциала, профессиональных знаний и умений, от его убеждений, взглядов, мировоззрения зависит эффективность, продуктивность общения и совместной деятельности [3]. Трудно представить, что нетерпимый к другим педагог сможет воспитать у ребенка толерантное отношение к другим людям, к другим культурам. Какими качествами должен обладать педагог, воспитывающий толерантность? Главными являются его верность общечеловеческим ценностям, духовное богатство и демократизм. Важнейшим качеством педагога в работе с детским коллективом является его эмпатия — способность понимать и чувствовать ребенка. Обобщая, можно перечислить те качества, которыми должен обладать педагог в интересующей нас педагогической ситуации:

• общая национальная культура педагога, культура сотрудничества и взаимодействия;

• глубокое знание национальной культуры, проявление ее в поведении;

• профессиональное мастерство, освоение новых приемов работы;

• психологическая установка на толерантность, этнокультурное общение;

• отношение к детскому коллективу как свободной общности единомышленников;

• стремление к самоанализу и саморазвитию.

Помимо личностно значимых для ребенка и профессионально необходимых качеств, педагог должен обладать специальными технологиями взаимодействия с детским коллективом. Исходя из этого, третьим педагогическим условием формирования толерантности в дошкольном учреждении является применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности. К такого рода технологиям относятся личност-но ориентированые технологии, такие как диалог, дискуссия, сотрудничество [1].

Диалог является одним из ведущих компонентов современной гуманистической парадигмы. В диалоге проявляется индивидуальность и постигается своеобразие другого человека, так как именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство позиций в общении.

В сфере диалогового общения специфическое место занимает дискуссия. Главная цель дискуссии — развитие коммуникативной и дискуссионной культуры в процессе поиска истины. Умело организованная дискуссия является важнейшей методической формой развития толерантности.

Следующей педагогической технологией является сотрудничество, которое подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого. Педагогика сотрудничества предусматривает организацию деловых контактов, совместную постановку задач и анализа процесса их решения. Данный стиль взаимодействия в педагогическом процессе связан с гуманизацией и демократизацией общества, активизацией инициативы и творчества людей, более полным раскрытием личностного потенциала каждого человека, что в полной мере способствует формированию толерантности.

Четвертым педагогическим условием формирования толерантности является взаимо-

действие педагогов и родителей в воспитании толерантности. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, если они не являются союзниками педагогов в решении этой задачи [4].

Пятым педагогическим условием формирования толерантности является разработка и внедрение в педагогическую практику дошкольных учреждений специальных программ по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Необходимо отметить, что на данный момент все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел «социально-эмоциональное» или «нравственное» воспитание, посвященный развитию у детей гуманных чувств, формированию этических представлений, навыков культурного поведения, социально-общественных качеств.

Основным традиционным методом нравственного воспитания как в отечественной, так и в зарубежной педагогике является деятельность, направленная педагогом на развитие самосознания ребенка. При этом этические нормы рассматриваются как составная часть общей картины мира и «Я-концепции» ребенка.

При таком подходе недостаточно учитывается такая важная составляющая нравственности, как умение сопереживать, сочувствовать другому человеку, что является основой формирования толерантности. При анализе методической литературы по интересующему нас вопросу было выявлено, что специальных программ по формированию толерантности у детей дошкольного возраста очень мало, а то, что есть, не совсем подходит для среднестатистического детского сада. На наш взгляд, программа по формированию толерантности у детей дошкольного возраста должна ориентироваться на общечеловеческую (мировую) культуру и российские культурные традиции; с учетом новых социальных, политических и образовательных условий в целом и в решении проблемы формирования толерантных этнокультурных установок в частности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асташова Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательного учреждения // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод. статей. 2-е изд. М.: Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. С. 74-85.

2. Безюлева Г. В., Бондырева С. К., Шеламова Г. М. Толерантность в пространстве образования: учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 152 с.

3. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему). М.: Изд-во Московского пси-холого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 240 с.

4. Глебова С. В. Детский сад — семья: аспекты взаимодействия: практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. 111 с.

5. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности. М.: Академический проект, 2004. 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.