УДК 378.091.398
Развитие толерантности социальных педагогов
2
в системе «вуз - ДПО»
С. Н. Толстикова, Н. И. Никитина
Developing tolerance of social educators in the system "University - Additional Professional Education"
S. N. Tolstikova, N. I. Nikitina
Аннотация. В современной России перед системой непрерывного профессионального образования стоит задача создания в вузах и учреждениях повышения квалификации комплекса условий для развития толерантности как профессионально важного качества личности специалистов социально-педагогического профиля. Проявления толерантности как профессионального важного качества социальных педагогов (специалистов, работающих в детских садах, школах, социальных приютах, детских домах, центрах социальной помощи семье и детям, центрах социально-психолого-педагогического сопровождения и реабилитации несовершеннолетних) с разным стажем трудовой деятельности (от 1 года до 18 лет) изучались авторами статьи в течение пятнадцати лет с помощью валидных диагностических методик. Были выявлены взаимосвязи развития толерантности социальных педагогов с их индивидуально-типологическими свойствами и половозрастными особенностями личности.
В статье приведены характеристики разработанной авторами типологии индивидуального стиля проявления толерантности социального педагога (синергетический, результативно-адаптивный, избирательный стили).
В статье рассмотрены основные содержательные линии, факторы, условия развития толерантности специалистов социально-педагогического профиля в системе их непрерывного образования; особое внимание уделено трактовке ситуационно-контекстного подхода к профессионально-коммуникативной подготовке социально-педагогических кадров.
Abstract. In modern Russia the system of continuing professional education is tasked with the creating in universities and institutions of professional development a set of conditions for developing tolerance as professionally important quality of the social educators' personality. The authors of this article were studying for fifteen years the tolerance as a professionally important quality of social educators (professionals working in kindergartens, schools, social shelters, orphanages, social assistance centers for families and children, centres of socio-psycho-pedagogical support and rehabilitation of juveniles) with different work experience (from 1 year to 18 years). Authors identified the interrelation between the development of social educators ' tolerance and their individual typological characteristics and the age and sex characteristics.
The article presents the characteristics of the developed by aouthers typology of individual style of social educators ' tolerance (synergistic, effective adaptive, selective styles). The article describes the main factors and conditions of developing social educators' tolerance in the system of continuing education; special attention is paid to the interpretation of situational-contextual approach to professional communication training of socio-pedagogical personnel.
Ключевые слова: социальный педагог, профессионально важные качества специалиста, толерантность, повышение квалификации, профессиональное развитие.
Keywords: social educator, professionally important qualities of specialist, tolerance, advanced training, professional development.
2 Статья подготовлена в рамках государственного задания Минобрнауки РФ № 2014/601, код проекта 3106.
Требования к профессионально толерантным качествам социального педагога закреплены в Международном этическом и профессиональном кодексе социального работника, Моральном кодексе Ассоциации социальных педагогов и социальных работников России, Профессиональном кодексе членов Межрегиональной ассоциации социальных служб России, а также в квалификационных характеристиках профессии «социальный педагог», утвержденных Министерством труда России, в проекте национального профессионального стандарта РФ «Социальный педагог», а также в профес-сиограммах «социальный педагог», которые разработаны отечественными и зарубежными учеными-исследователями [1; 2; 3; 4].
Исследование проблемы проявления толерантности в профессиональной деятельности практикующих социальных педагогов потребовало обращения к научным трудам российских и зарубежных педагогов и психологов, которые изучали толерантность как профессионально важное качество специалиста, работающего в системе «человек - человек» [5; 6; 7]. В исследованиях ученых доказана объективная необходимость сформированности у социального педагога толерантности. Этот факт связан с тем обстоятельством, что индивидуальные поведенческие и социокультурные особенности клиентов социального педагога могут оказаться непривычными для него. Социальный педагог, находясь в контакте с клиентами, невольно погружается в специфический «тяжелый» эмоциональный фон, свойственный «людям с социальными проблемами». У самого специалиста могут возникать тревожность, пессимизм, агрессивность. В подобных условиях работы увеличивается нагрузка на проявления толерантности социального педагога, которая представляет собой интегративно-личностное образование (как социально-психологический феномен), которое отражает внутреннюю установку специалиста на принятие «Я другого», проявляется в способах синтонического взаимодействия социального педагога с субъектами личностно-деловых коммуникаций [8]. Толерантность социального педагога характеризуется пониманием и принятием своеобразия индивидуальности другого человека, отсутствием категоричности в оценке людей, терпимостью к физическому и психологическому дискомфорту
партнера, умением учитывать особенности характера, привычек, установок других людей, демонстрацией возможности нахождения точек соприкосновения (сотрудничества) в любых ситуациях.
Опытно-экспериментальной базой исследования стали Российский государственный социальный университет (РГСУ), Московский гуманитарный педагогический институт (МГПИ). Общий объем выборки (участников эксперимента за период с 2000 по 2014 год) составлял более 2500 человек. Из них на различных этапах экспериментальной работы в исследовании участвовало 635 студентов очной (дневной) формы обучения (возраст от 17 до 23 лет) и 862 студента заочной формы обучения (возраст от 18 до 55 лет) по специальности «Социальная педагогика» и направлению профессиональной подготовки «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Социальная педагогика»). 826 специалистов-практиков (социальных педагогов, возрастной диапазон от 20 до 60 лет), которые обучались на курсах повышения квалификации по программе «Социальная педагогика: современные технологии и методы работы» (368 ч.) и курсах профессиональной переподготовки по программам «Менеджмент в социально-педагогической деятельности» (502 ч.). 487 социальных педагогов (в возрасте от 20 до 58 лет) со стажем профессиональной деятельности от 1 года до 18 лет работы, работающих в тех учреждениях (школах, детских домах, социальных приютах для несовершеннолетних, центрах социальной помощи семье и детям Москвы и Московской области), которые являются базами педагогической практики и стажировок РГСУ и МГПИ.
Перед началом обучающего (формирующего) эксперимента по развитию толерантности социальных педагогов в системе «вуз - повышение квалификации - профессиональная переподготовка» было проведено пилотажное исследование, в ходе которого проанкетировано и проинтервьюировано 358 социальных педагогов Москвы и Московской области). Анализ результатов опросов показал, что 51,3% специалистов испытывают серьезные коммуникативные затруднения в сфере проявления толерантности как профессионально важного качества, что, как правило, снижает эффективность профессиональной деятельности, приводит к
неудовлетворенности результатами труда, формирует неадекватную самооценку.
В определенной мере этот факт объясняется тем, что в традиционной системе непрерывной подготовки специалистов социально-педагогического профиля отсутствует целостная концепция целенаправленного и систематического развития толерантности данных специалистов как профессионально важного качества личности.
Развитие толерантности - длительный и сложный процесс, состоящий из нескольких стадий, в ходе которых необходимо преодолеть своеобразное противоречие: сначала ограничить нежелательные формы коммуникативного поведения обучающихся, научить их приемам коммуникативного самоконтроля, формируя нравственно-волевую сферу личности в процессе профессионального развития, - с тем чтобы подготовить специалиста социально-педагогического профиля к овладению более высоким уровнем толерантности.
Процесс развития толерантности у специалистов социально-педагогического профиля в системе «вуз - дополнительное профобразование (ДПО)», включает в себя следующие стадии: а) диагностико-ориентационная стадия (комплексная диагностика профессионально-личностных особенностей студентов вузов, слушателей курсов повышения квалификации, анализ полученных результатов, осознание обучающимися в системе непрерывного образования установок, ценностных ориентаций личности, которые обеспечивают мотивацию на развитие толерантности специалиста социально-педагогического профиля); б) учебно-профессиональная (формирование индивидуальной системы знаний о толерантности и особенностях ее проявления, которые обеспечивают «внутренние условия» развития данного феномена); в) функционально-деятельностная (становление и развитие индивидуальной техники проявлений толерантности в реальных условиях социально-педагогической деятельности в периоды практики, стажировки, волонтерской работы при выполнении разнообразных функций специалиста социально-педагогического профиля); г) рефлексивно-профессиональная (сформирован-ность системы индивидуальных способов самонаблюдения и самоанализа, которая выступает условием самосовершенствования и саморазвития толерантности специалиста социально-педагогического профиля) [9].
Практико-ориентированная модель (рис. 1) развития толерантности социальных педагогов в системе непрерывного образования включает взаимосвязь модулей: функционально-целевого (персонифицированные ориентиры обеспечения профессионально-личностного роста обучающихся в сфере толерантности, реализация индивидуальных профессионально-образовательных маршрутов, траекторий развития профессионально-коммуникативной компетентности специалистов); содержательно-проблемного (профессионально-прикладное и практико-ориентированное содержание учебных дисциплин, обеспечивающее развитие профессионально-коммуникативной толерантности специалистов); процессуально-технологический (научно-методическое, материально-техническое обеспечение процесса развития толерантности специалистов, совокупность вариативных образовательных технологий; накопление опыта проявления толерантности и освоенных профессионально-коммуникативных компетенций в различных видах практики, стажировки); ре-зультативно-интегративного (мониторинг уровня сформированности профессионально-коммуникативной толерантности специалистов социально-педагогического профиля с привлечением внешних экспертных систем).
В психолого-педагогическом обеспечении процесса развития толерантности социальных педагогов в системе «вуз - ДПО» в органическом единстве представлены: а) диагностика индивидуальных особенностей студентов, слушателей курсов повышения квалификации;
б) развитие рефлексивной культуры специалистов социально-педагогического профиля;
в) профессиональная интеграция участников процесса развития толерантности (в том числе в ходе организации и проведения индивидуально ориентированной практики).
Главное место в психолого-педагогическом сопровождении и технологическом обеспечении исследуемого процесса принадлежит системе спецкурсов, семинаров-практикумов, тренингов, направленных на развитие подструктур толерантности социального педагога.
В процессе изучения спецкурса «Психотехнологии совершенствования личности специалиста социально-педагогического профиля» (проводился и в вузе, и на курсах профессиональной переподготовки) использовались: метод выявления убеждений Ф. Фанча метод анализа
Практико-ориентированная модель развития толерантности специалистов социально-педагогического профиля в системе непрерывного образования
и
т
с а
о г
н о
т г
н а
а д
р е
е п
л о
о г
т о
2 н в н ь л а
о р у и ц о
к с
я у
и н а в т с е
в ч
о а
б е к
р у
т м
е о
ы н н М
ь а
л в
а о
н н
о ь
и л
с с е а н
ф о р о и с с
п е
-о н ь л ф о р п
а к
и а
ц к
о
и
Цель: развитие толерантности как профессионально важного качества специалиста социально-педагогического профиля
Модули модели
-О-
Функционально-целевой модуль
Содержательно-проблемный модуль
Результативно-интегративный модуль
Процессуально-технологический модуль
Стадии процесса развития толерантности
Диагностико-ориентационная стадия
Рефлексивно-профессиональная стадия
Результат: развитость толерантности как профессионально важного качества специалиста
Учебно-профессиональная стадия
Функционально-деятельностная стадия
Рис. 1
действий Х. Алдера; методики убеждений, усиления воздействия аффирмаций. Особый интерес вызвал метод когнитивного диссонанса, метод диссонанса по аналогии; методика психологического айкидо (М. Литвака).
В ходе экспериментальной работы был апробирован тренинг «Толерантность специалиста социально-педагогического профиля: единство личностного и профессионального» (проводился и в вузе, и на курсах профессиональной переподготовки).
Серьезное внимание в процессе тренинга уделялось этнопсихологической подготовке, психологическим аспектам геронтологии, психологии религиозных убеждений.
Определенные сложности возникли в процессе работы по изменению социально-перцептивных стереотипов обучающихся (антропологических, этнонациональных, социально-статусных, социально-ролевых, экспрессивно-эстетических, вербально-поведенческих). Цикл занятий был посвящен рассмотрению ситуаций в профессиональной деятельности социального педагога, требующих высокого уровня коммуникативной толерантности. К ним были отнесены ситуации, возникающие в ходе консультирования, в процессе взаимодействия с администрацией, коллегами, сотрудниками административных и правоохранительных органов, представителями общественных и религиозных организаций.
При проведении спецкурсов, тренингов использовались интерактивные методы обучения, индивидуально-ориентированная суг-гестотерапия, психофизиологическая гимнастика, логотерапия, скриботерапия, библиотерапия.
В процессе лонгитюдного исследования у выпускников вуза, которые затем в течение семи лет периодически являлись еще и слушателями курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки, были отмечены изменения в таких важных показателях, которые прямо (или опосредованно) отражают уровень развитости и степень проявления толерантности социального педагога в реальной профессиональной практики. В частности, были диагностированы изменения в направленности личности специалиста на диалогическое общение (по методике С. Л. Братченко) - таблица 1. С помощью методики незаконченных предложений С. Л. Братченко были определены шесть смысловых установок личности на общение: диалоговая, авторитарная, манипулятивная, аль-терцентристская, конформистская и интерфе-рентная. Приведем их краткие содержательные характеристики: диалогическая направленность - ориентация на равноправное общение, на сотрудничество, на совместное стремление быть понятым другим при возможном игнорировании проблем другого, проявление
Таблица 1
Результаты диагностики направленности личности социального педагога на общение (по методике С. Л. Братченко) (в %)
Вид направленности Студенты 3 курса вуза (п=213) Специалисты соц.-пед. профиля, которые работают в организациях, являющихся базами практики и стажировок вузов (п=208) Выпускники программы проф. переподготовки «Менеджмент в социально-педагогической деятельности» (п=212)
Диалогическая 18,1 40,5 55,8
Авторитарная 35,7 21,8 12,1
Манипулятивная 20,2 15,3 8,2
Альтерцентристская 8,2 8,1 14,6
Конформная 8,3 7,2 6,1
Индифферентная 9,5 7,1 3,2
творчества, взаимопонимание и взаимодействие; авторитарная направленность - эгоцентризма в общении, наличие авторитарных установок; манипулятивная направленность -стремление понять партнера по общению с тем, чтобы использовать его в личных целях, изменить его поведение в нужном направлении, нежелание быть раскрытым; альтерцентрист-ская направленность - ориентация на добровольный отказ от равноправия в пользу партнера, стремление понять другого при отсутствии желания быть понятым этим другим; конформистская направленность - ориентация на более сильного партнера, на формальное без действительного его принятия и понимания; индифферентная направленность - отсутствие выраженной ориентации личности в сфере общения, безразличие к проблемам другого и к своему общению, возможна установка на сугубо деловые отношения с партнером.
В исследовании С. Л. Братченко доказано, что ассиметрия коммуникативной направленности личности будущего специалиста психолого-педагогического профиля в процессе общения может быть скорригирована в сторону диалогичности еще в период обучения в вузе [10].
На итоговом этапе эксперимента было проведено сравнение экспертных оценок (экспертами выступали специалисты и представители администрации баз практики, педагоги-психологи, преподаватели вуза) и самооценок участников экспериментальной работы (выпускники вузов и программ профессиональной переподготовки) по сформиро-ванности отдельных показателей толерантности специалистов социально-педагогического профиля (была применена пятибалльная шкала оценивания) - таблица 2 (в таблице указан средний балл).
Таблица 2
Результаты экспертной оценки и самооценки участниками ЭГ степени сформированности отдельных показателей проявления толерантности специалистов социально-педагогического профиля в реалиях их профессиональной деятельности (max - 5 баллов)
Срезы 2011 г. 2014 г.
Показатели эксперт. оценка самооценка эксперт. оценка самооценка
вуз / повышение квалификации
Способность к открытости восприятия и принятия особенностей других культур 3,52/3,64 4,08/4,13 4,26/4,53 4,59/4,62
Развитость умений и навыков социальной перцепции, адекватной интерпретации коммуникативных и поведенческих реакций различных этнических групп 3,17/3,35 3,24/3,67 4,02/4,35 4,13/4,36
Умения преодолевать конфликтные ситуации в межэтнической среде 3,21/3,46 3,21/3,42 3,87/3,96 3,85/4,02
Умения выстраивать личностно-деловое общение с учетом особенностей религиозных воззрений коммуникантов, специфики их поведения, обусловленной религиозными нормами 3,08/3,37 3,17/3,94 3,62/3,74 3,67/3,96
Для определения согласованности оценок экспертов был определен коэффициент конкор-дации по каждому показателю.
Проведенный расчет коэффициентов кон-кордации показал по всем показателям согласованность мнений экспертов от средней (0,52) до сильной (0,79), что позволяет считать комплексную оценку сформированности отдельных показателей проявлений толерантности специалистов социально -педагогического профиля в реальных условиях профессиональной деятельности в достаточной степени верной.
На итоговом этапе эксперимента были зафиксированы значимые изменения ф<0,01) в частоте проявления стратегий поведения в конфликтных ситуациях (по методике К. Томаса).
Так, в экспериментальных группах значительно увеличилось количество испытуемых, выбирающих стратегию «сотрудничество» (для студентов вуза этот показатель увеличился с 13,8 до 26,5%; для групп повышения квалификации - с 21,5 до 33,2%), по стратегии «компромисс» - для студентов вуза показатель увеличился с 11,2 до 24,7%; для групп повышения квалификации - с 22,6 до 38,6%. Также для экспериментальных групп было зафиксировано снижение частоты выбора стратегии «соперничество» (для студентов вуза этот показатель снизился с 37,9 до 21,2%; для групп повышения квалификации - с 26,8 до 13,1%).
Многофакторный анализ результатов многолетней опытно-экспериментальной работы по развитию толерантности социальных педагога в системе «вуз - курсы повышения квалификации» позволяет констатировать, что каждый специалист неповторим и своеобразен в сфере профессиональных коммуникаций, различаясь по внутренним механизмам приспособления к условиям коммуникативной ситуации.
Коммуникативное своеобразие у каждого не исключает, но предполагает проявление определенных типических черт толерантности, общих для некоторой группы специалистов. Разработанная авторская типология индивидуальных стилей проявления толерантности социального педагога учитывает их (стилей) обусловленность не только природными, индивидуальными особенностями, но и профессио-нально-деятельностными характеристиками специалиста.
На основе проведенного анализа научных трудов по проблеме индивидуальных стилей общения и деятельности [11; 12], а также на основе анализа обширного эмпирического (опытно-практического) материала (полученного за 15 лет выполнения исследования) были определены и обоснованы синергетический, результативно-адаптивный, избирательный индивидуальные стили проявления толерантности социального педагога, которые характеризуются различными комплексами типологических особенностей. Так, для социальных педагогов синергетического стиля характерны: направленность на взаимодействие (по анкете Б. Бас-са); высокий уровень эмпатии; незначительное преобладание интуитивности над рефлексивностью; ориентация и на процесс, и на результат профессиональной деятельности, на положительный эмоциональный климат в детском и педагогическом коллективах; в конфликтных ситуациях наиболее часто встречаются стратегии сотрудничества и компромисса; более выражены возбудимость, эмоциональность (по тесту К. Леонгарда); высоки экстраверсия, подвижность и динамизм (по личностному опроснику Р. Кеттелла); высокие показатели по шкалам гибкости поведения и синергичности (по методике «Самоактуализационный тест (САТ)» Э. Шострем); в ситуациях фрустрации склонность к безобвинительным и разрешающим формам эмоционально-коммуникативных реакций (по тесту С. Розенцвейга); для эмоционального самоконтроля, как правило, используют самовнушения, техники поисковой активности, субмодальностного редактирования (В. Макдо-нальд), включения ресурсного состояния; легко ориентируются в быстро меняющейся обстановке, умеют найти правильную тактику коммуникативного поведения, создавать атмосферу доброжелательности.
Социальные педагоги результативно-адаптивного стиля проявляют преобладание мотивов, связанных с достижением поставленных целей, ориентацию как на результат, так и на процесс профессиональной деятельности, незначительное преобладание рефлексивности над интуитивностью; могут испытывать затруднения в эмпатии, открытости; наиболее характерны левополушарная, аудиальная репрезентативные системы; в стратегиях поведения в конфликтных ситуациях преобладают
компромисс, сотрудничество, редко проявляется соперничество; наиболее выражены педантичность, застревание; интроверсия; высоки показатели по шкалам принятия агрессии, познавательных потребностей, поддержки; в ситуациях фрустрации склонны проявлять самообвинительные и самозащитные формы эмоционально-коммуникативных реакций (по тесту С. Розенцвейга); для эмоционального самоконтроля наиболее успешно используют рационализацию, самоубеждение, технику аф-фирмирования, технику превращения замешательства в понимание (О. Кинддюк); устойчивы в состоянии напряжения; могут испытывать трудности ориентации в быстро меняющейся ситуации; умело контролируют и корректируют свое коммуникативное поведение до тех пор, пока это не приведет к планируемым результатам; свои нежелательные эмоциональные состояния и подобные состояния у детей «гасят» переключением на другую деятельность.
Для социальных педагогов избирательного стиля характерны: направленность на себя (по анкете Б. Басса), на достижение результата; сочетание интуитивности и рефлексивности; затруднения в эмпатии, принятии позиции собеседника; у них наиболее выражены циклотим-ность, могут проявляться как демонстративность, так и экзальтированность; в стратегиях поведения в конфликтных ситуациях преобладают приспособление, соперничество, избегание; они склонны к относительно высокой эмоциональной лабильности; имеют высокие показатели по шкалам спонтанности, самоуважения, контактности. В ситуациях фрустрации, как правило, проявляют внешнеобвинительные и препятственно-доминирующие эмоционально-коммуникативные реакции (по тесту С. Розен-цвейга); для эмоционального самоконтроля наиболее успешно используют самоинструктаж, отключение-переключение, технику аф-фирмирования. В работе с «трудными» детьми, подопечными, клиентами используют суггестивные способности, проявляя поисковую активность.
Тот или иной стиль проявления толерантности социального педагога в чистом виде в реальности практически не встречается, можно говорить лишь о преобладании отдельных типологических проявлений. В то же время эвристическое значение типологии стилей проявле-
ния толерантности социального педагога не может быть сведено лишь к констатациям общего и особенного: данная типология необходима как одно из оснований главного - определения содержания дифференцированной работы со студентами (будущими социальными педагогами), а также со слушателями курсовой подготовки (специалистами-практиками) в системе повышения квалификации, обладающими различными типами, а потому требующими индивидуализации профессиональной подготовки и переподготовки [9; 13].
В ходе исследования был определен комплекс условий, обеспечивающих эффективность процесса развития толерантности специалистов социально-педагогического профиля в системе непрерывного образования, который включает следующие составляющие: а) субъ-ектно-значимые условия (осознание специалистом уникальности как своей индивидуальности, так и индивидуальности других; осознание и принятие субъектом социально-педагогической деятельности профессиональной этики взаимоотношений; отсутствие блокирующего воздействия социальных и микросредовых (семейных и др.) стереотипов и личностно-авторитарных установок на процесс развития толерантности специалиста; позитивное влияние ближайшего окружения субъекта (семьи, коллектива, неформальной группы и др.) на развитие и проявление толерантности; адекватная самооценка индивидуально-личностных коммуникативных проявлений и профессионального поведения; аутопсихологическая готовность к овладению толерантным поведением; осознание уровней собственного эгоцентризма и ассертивности; положительное отношение к себе; референтность носителей толерантного поведения - участников процесса непрерывного профессионального образования); б) индивидуально-профессиональные условия (идентификация себя как личности и профессионала; осознание ведущего мотива собственного коммуникативного поведения (или необходимости его изменения), наличие внутренней установки на саморазвитие толерантности как профессионально важного качества специалиста; мотивированность и активность студентов в овладении толерантно ориентированными профессионально-коммуникативными компетенциями в учебной и внеучебной деятельности; высокий уровень профессионально-этической и
коммуникативно-толерантной культуры преподавателей вузов, а также наличие их мотиваци-онной, когнитивной и поведенческой готовности к деятельности по развитию толерантности специалистов социально-педагогического профиля; целенаправленная самообразовательная деятельность студентов в сфере развития толерантности как профессионально важного качества специалиста; принятие деонтологических норм и ценностей социально-педагогической деятельности); в) образовательно-технологические условия (приоритетность реализации интерактивных, позиционно-ролевых, диалоговых, тренинговых профессионально-образовательных технологий с учетом возрастных особенностей студенческой молодежи; реализация структурно-логических межпредметных связей; включенность студентов в активную социально-педагогическую деятельность; активизация потенциала различных видов практики, волонтерской работы, стажировок в сфере развития толерантности специалистов; разработанность психолого-педагогического сопровождения процесса развития толерантности).
В результате многолетней экспериментальной работы (2000-2014 годы) в системе непрерывной профессиональной подготовки социальных педагогов мы пришли к выводам: а) процесс развития толерантности в системе «вуз - курсы повышения квалификации» протекает сообразно соответствующему хронотопу возрастного развития личности (студент, молодой специалист, социальный педагог-профессионал; хронотоп как относительно замкнутый пространственно-временной континуум, в контексте которого системно, на основе глубинных связей с ним происходит преобразование находящегося в нем субъекта, т. е. в психологическом плане хронотоп включает в себя единство характерных особенностей для определенного возраста видов деятельности, социальной ситуации развития, психических новообразований; б) существует взаимосвязь развития толерантности социальных педагогов с их индивидуально-типологическими свойствами и половозрастными особенностями личности; в) толерантность как профессионально важное качество развивается у студентов вуза и взрослых обучающихся (специалистов-практиков) на курсах повышения квалификации при условии, что в учебном процессе университета и курсовой подготовки реализуются специализирован-
ные психолого-педагогические технологии, которые моделируют профессионально-ролевое поведение специалиста в различных ситуациях личностно-делового взаимодействия.
Библиографический список:
1. Мардахаев Л. В. Профессиональная культура социального педагога / Л. В. Мардахаев // Социальная педагогика / под. ред. В. А. Никитина. - М. : МСПИ, 2000. - С. 234-238.
2. Никитина Н. И. Методика и технология работы социального педагога / Н. И. Никитина, М. Ф. Глухова. - М. : Владос, 2007. - 405 с.
3. Cameron C. Social Pedagogy and Working with Children and Young People: Where Care and Education Meet / C. Cameron, P. Moss. London : Jessica Kingsley, 2011. 246 р.
4. Bisman C. Social work values: the moral core of the profession / C. Bisman // British Journal of Social Work, 2004, No 34 (1), pp. 109-123.
5. Бондырева С. К. Толерантность (введение в проблему) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. -М. : МПСИ, 2003. - 240 с.
6. Horton J. Toleration: Philosophy and Practice / J. Horton, P. Nicholson. London : Ashgate Publishing Company, 1992. 168 с.
7. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. - М. : Сфера, 2005. - 385 с.
8. Никитина Н. И. Коммуникативная толерантность в системе профессионально значимых качеств социального педагога / Н. И. Никитина, С. Н. Толстикова // Ученые записки Московского гуманитарного педагогического института. Выпуск 1. - М. : Москов. гуманитар. пед. институт, 2002. - С. 33-39.
9. Никитина Н. И. Ситуационно-контекстный подход к развитию профессионально-коммуни-кативной толерантности специалистов социально-педагогического профиля / Н. И. Никитина, С. Н. Толстикова // Инновации в образовании. - 2012. - № 10. - С. 14-24.
10. Братченко С. Л. Развитие у студентов направленности на диалогическое обращение в условиях групповой формы обучения : автореф. дис. канд. психол. наук. - Л., 1987. - 16 с.
11. Реан А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. -СПб. : Питер, 2000. - 286 с.
12. Yamazaki Y. Learning styles and typologie-sof cultural differences: A theoretical and empiri-
cal comparison / Y. Yamazaki. - Department of Organizational Behavior, Weatherhead of School of Management, Case Western Reserve University, Cleveland, 2002. 68 р.
13. Никитина Н. И. Развитие профессионально-коммуникативной толерантности специалистов социально-педагогического профиля в системе непрерывного образования / Н. И. Никитина, С. Н. Толстикова // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2011. - № 7 (95). -С. 140-145.
References:
1. Mardahaev L. V. Professional culture of a social pedagogue [The professional culture of social educator] Sotsial'naya pedagogika [Social pedagogy], M., 2000, рр. 234-238.
2. Nikitina N. I. Metodika i tekhnologiya raboty sotsial'nogo pedagoga [Methods and Technology of Social Educator's Work], M., 2007. 405 р.
3. Cameron C., Moss P. Social Pedagogy and Working with Children and Young People: Where Care and Education Meet. London : Jessica Kingsley, 2011. 246 р.
4. Bisman C. Social work values: the moral core of the profession / British Journal of Social Work, 2004, No 34 (1), pp. 109-123.
5. Bondareva S. K. Tolerantnost' (vvedenie v problemu) [Tolerance (Introduction)], M., 2003. 240 р.
6. Horton J., Nicholson P. Toleration: Philosophy and Practice. London: Ashgate Publishing Company, 1992. 168 р.
7. Ovcharova R. C. Spravochnaya kniga sot-sial'nogo pedagoga [Handbook of Social Educator], M., 2005. 385 р.
8. Nikitina N. I. Communicative Tolerance in the System of Professionally Important Qualities of
Social Educators [Kommunikativnaya tolerantnost' v sisteme professional'no znachimykh kachestv sotsial'nogo pedagoga] Uchenye zapiski Moskovs-kogo gumanitarnogo pedagogicheskogo institute [Scientific Notes of the Moscow State Pedagogical Institute], V. 1, M., 2002, pp. 33-39.
9. Nikitina N. I. Situational-contextual approach to the development of professional-communicative tolerance of Social Educators in the system of Continuing Education [Situatsionno-kontekstnyy podkhod k razvitiyu professional'no-kommunikativnoy tolerantnosti spe-tsialistov sot-sial'no-pedagogicheskogo profilya] Innovatsii v obrazovanii [Innovations in Education], 2012, No 10, pp. 14-24.
10. Bratchenko S. L. Razvitie u studentov na-pravlennosti na dialogicheskoe obrashchenie v usloviyakh gruppovoy formy obucheniya: Avto-ref. diss. kand. psikh. Nauk [Developing Students Focus on Dialogic Communication under Conditions of Group Teaching: Author' Thesis], L., 1987. 16 p.
11. Rean A. A. Sotsial'naya pedagogicheskaya psikhologiya [Social Psychology of Education], SPb, 2000. 286 p.
12. Yamazaki Y. Learning styles and typologies of cultural differences: A theoretical and empirical comparison / Department of Organizational Behavior, Weatherhead School of Management of Case Western Reserve University, Cleveland, 2002. 68 p.
13. Nikitina N. I. Developing Professional-Communicative Tolerance of Social Educators in the system of Continuing Education [Razvitie pro-fessional'no-kommunikativnoy tolerantnosti spet-sialistov sotsial'no-pedagogicheskogo profilya v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya]. Uchenye zapiski RGSU [RSSU Proceedings], 2011, No 7 (95), pp. 140-145.