УДК 378.6
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА: КОНТЕКСТ РАЗВИТИЯ
PROFESSIONAL COMMUNICATIVE TOLERANCE OF SOCIAL TEACHER:
CONTEXT OF DEVELOPMENT
Д. Е. Иванов1, С. Н. Толстикова2, Г. Э. Ахтямова3 D. E. Ivanov1, S. N. Tolstikova2, G. E. Akhtyamova3
гФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары,
2ГБОУ ВПО города Москвы «Московский гуманитарный педагогический институт», г. Москва,
3ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова», г. Чебоксары
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме профессионального педагогического образования в вузе - проблеме развития у будущих социальных педагогов профессиональнокоммуникативной толерантности как профессионально важного и личностно значимого качества специалиста. В статье рассмотрены основные содержательные линии, методологические подходы, факторы, условия и модель развития профессионально-коммуникативной толерантности специалистов социально-педагогического профиля в условиях высшей школы.
Abstract. The article is devoted to the urgent problem of professional pedagogical education at an institution of higher education - the problem of developing future social teachers’ professional communicative tolerance, which is a specialist’s professionally and personally significant quality. The article also considers the main content lines, methodological approaches, factors, conditions and model of development of professional communicative tolerance of social-pedagogical specialists in higher school.
Ключевые слова: профессионально-коммуникативная толерантность, социальный педагог, профессионально ориентированная модель.
Keywords: professional communicative tolerance, social teacher, professionally oriented model.
Актуальность исследуемой проблемы. Проблема развития профессиональнокоммуникативной толерантности у специалистов социально-педагогического профиля, находясь на стыке философии, социологии, психологии, педагогики, теории и методики профессионального образования, акмеологии, является одной из составных частей более общей проблемы - совершенствования качества непрерывной профессиональной подготовки социально-педагогических кадров.
Требования к коммуникативным и профессионально-толерантным качествам специалиста социально-педагогического профиля закреплены в Международном этическом и профессиональном кодексе социального работника, Моральном кодексе Ассоциации
социальных педагогов и социальных работников РФ, Профессиональном кодексе членов Межрегиональной ассоциации социальных служб, а также в квалификационных характеристиках и профессиограммах социального педагога.
Профессионально-коммуникативная толерантно ориентированная подготовка специалистов социально-педагогического профиля детерминирована сложностью и многообразием форм социокультурного развития российского общества, спецификой социально-педагогической работы как особого вида профессиональной деятельности в системе «человек - человек». Контактируя с людьми различных возрастных, профессиональных, социальных, национальных, конфессиональных групп, социальный педагог в соответствии с деонтологией профессии демонстрирует диалогический стиль общения.
Специфика деятельности специалиста социально-педагогического профиля такова, что его личностные качества, наряду с профессиональными, являются одним из основных инструментов воздействия на клиентов и фактором, определяющим эффективность социально-педагогической деятельности. Этим, в свою очередь, актуализируется значимость индивидуального подхода в системе непрерывного профессионального образования социально-педагогических кадров.
Действующие государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям «Социальная педагогика», «Социальная работа», «Психолого-педагогическое образование» определяют требования к содержанию и уровню профессиональной подготовки специалиста социально-педагогического профиля. Важнейшая составляющая такой подготовки - развитие у специалиста профессиональнокоммуникативных умений, что во многом предопределяет характер овладения специальностью, а в дальнейшем - профессиональным мастерством.
Материал и методика исследований. Диагностическое исследование проводилось на базе Московского гуманитарного педагогического института, Российского государственного социального университета (объектом исследования стали студенты этих вузов, обучающиеся по специальностям «Социальная педагогика», «Социальная работа», «Пси-холого-педагогическое образование»), а также Московского государственного гуманитарного педагогического университета им. М. А. Шолохова (объект исследования - студенты, обучающиеся по специальности «Социальная педагогика»). В процессе исследования был использован комплекс методов: теоретические (историографический, системно-терминологический, монографический, сравнительно-сопоставительный анализ, синтез, метод педагогического обобщения и систематизация, моделирование и др.); эмпирические (наблюдение, анкетирование, интервьюирование и беседа, тестирование, обобщение опыта, контент-анализ, педагогический эксперимент, отсроченный контроль и др.); методы математической статистики.
Методологической основой исследования процесса развития профессиональнокоммуникативной толерантности специалиста социально-педагогического профиля явились философские, психологические, социологические и педагогические концепции, раскрывающие многоаспектную природу профессионально-коммуникативной толерантности как предмета междисциплинарного исследования; диалектические концепции о единстве общего, особенного, единичного в развивающемся объекте; о регуляции социального поведения личности; о единстве целевого, содержательного и процессуального компонентов обучения; общенаучный системный подход (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов, В. Д. Шадриков); научные положения о сущности личности
и ее психологической структуре (С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов), о системной, межфункциональной организации человеческой психики и сознания (Л. С. Выготский), о коммуникативном ядре личности (А. А. Бодалев); теория социальной установки (А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, Д. Н. Узнадзе, В. А. Ядов); концепции гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.); отечественные и зарубежные философские теории, концепции, в которых содержатся предпосылки для создания диалогического подхода (М. М. Бахтин, Н. Бердяев, В. С. Библер, М. Бубер, Р. Мэй, И. Г. Фихте, К. Ясперс); основные положения компетентностного, контекстного, личностно-деятельностного, профессиографического, системного подходов к профессиональной подготовке специалистов социально-педагогического профиля (В. И. Байденко, А. А. Вербицкий, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Д. Е. Иванов, А. К. Маркова, Л. В. Мардаха-ев, Н. И. Никитина, В. А. Сластенин).
Результаты исследований и их обсуждение. Ученые разных областей науки обосновывают смысловое содержание, структурную наполненность и функциональную нагрузку категории «коммуникативная толерантность». Это важно для решения многочисленных проблем, связанных с профессионализмом специалиста, работающего в системе «человек - человек».
Понятие «коммуникативная толерантность» в научный оборот ввел В. В. Бойко, понимая его как отражение в поведении личности положительной коммуникативной установки [1].
Проведенный категориальный анализ понятий «толерантность личности» (С. К. Бондырева [2], Д. В. Колесов), «коммуникативная толерантность» (В. В. Бойко), «толерантность специалиста социальной сферы» (Л. В. Мардахаев [3], Н. И. Никитина [4], Р. З. Хайруллин) позволил в качестве рабочего в данной статье принять следующее определение: профессионально-коммуникативная толерантность специалиста социально-педагогического профиля - это интегративно-функциональное личностное образование, реализующееся через модели нормативно-ролевого поведения, основанные на морально-нравственном и деонтологическом императивах, способствующие эффективному взаимодействию в системах «специалист - клиент - близкие клиента», «специалист - полифункциональная команда специалистов - клиент», «специалист - коллеги - руководители социальных служб» и обеспечивающие решение трудовых задач. Данная толерантность отражает системную целостность знаний, умений и навыков в области профессиональных коммуникаций, позволяющих успешно решать трудовые задачи в ситуации личностно-деловых контактов в рамках нормативно-ролевых про-фессионально-деонтологических моделей.
Профессионально-коммуникативная толерантность специалиста социальнопедагогического профиля определяет индивидуально-своеобразные способы взаимодействия специалиста с другими людьми с целью достижения синтонической модели поведения. Данная толерантность специалиста характеризует его готовность и способность к осуществлению личностно-деловых коммуникаций на основе гуманной позиции.
Развитие профессионально-коммуникативной толерантности специалиста социальной сферы - длительный и сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. В ходе его необходимо преодолеть своеобразное противоречие: в процессе вузовской подготовки несколько ограничить некоторые нежелательные формы коммуникативного поведения будущих специалистов, обучить их приемам коммуникативного самоконтроля, формируя
нравственно-волевую сферу личности в процессе профессионального воспитания, - с тем чтобы подготовить молодых специалистов к овладению более высоким уровнем профессионально-коммуникативной толерантности.
Таким образом, профессионально-коммуникативная толерантность специалиста социально-педагогического профиля представляет собой формируемое и динамическое целостное личностное образование, способствующее самораскрытию его индивидуальности в профессиональной сфере. Данная толерантность характеризуется единством мотивационных, интеллектуальных, эмоционально-волевых, поведенческих проявлений, а ее развитие в условиях высшей школы приводит к возникновению сложной регуляторной системы эффективного профессионально-коммуникативного поведения социального педагога.
Процесс развития профессионально-коммуникативной толерантности специалистов социально-педагогического профиля в вузе основан на следующих подходах: антропологическом (опора на социальный и первичный профессиональный опыт обучающихся; обучение на основе создания психологической комфортности и атмосферы сотрудничества в диалоговом общении; учет психовозрастных, этнокультурных особенностей студенческой молодежи); аксиологическом (ориентация на формирование у студента системы общечеловеческих и профессиональных ценностей, определяющих его отношение к миру, к своей деятельности, к самому себе как человеку и профессионалу); личностнодеятельностном (обеспечение субъектной позиции студента в образовательном процессе, создающем условия для самостоятельного определения и осознания мотивов, целей, выбора средств и условий своей деятельности, рефлексии ее результатов; перевод учебных и профессиональных проблем в жизненно важные проблемы студентов; построение системы взаимоотношений преподавателя и студентов на основе открытости, доверия, диалога, создающих условия для самораскрытия и самореализации профессиональноличностного потенциала будущего специалиста; организация разнообразных видов деятельности студентов с целью формирования профессионального опыта в сфере избранной профессии); компетентностном (профессионально-личностный рост будущего социального педагога обеспечивается развитием системы профессионально-этических и коммуникативно-толерантных компетенций как необходимых составляющих его профессионализма); этнопедагогическом (предполагает интериоризацию студентами системных знаний об этно- и социокультурных процессах в современном мире, субъект-субъектное взаимодействие и самоактуализацию личности в пространстве этнокультуры и межнациональной образовательной среды вуза); контекстно-ситуационном (проектирование и реализация системы учебных профессионально ориентированных ситуаций, отражающих сущность и содержание коммуникативно-толерантных основ профессиональной деятельности специалиста социально-педагогического профиля).
Модель процесса развития профессионально-коммуникативной толерантности специалистов социально-педагогического профиля в вузе включает взаимосвязь модулей: функционально-целевого (персонифицированные ориентиры обеспечения профессионально-личностного роста обучающихся в сфере профессионально-коммуникативной толерантности, реализация индивидуальных профессионально-образовательных маршрутов, траекторий развития профессионально-коммуникативной компетентности специалистов); содержательно-проблемного (профессионально-прикладное и практикоориентированное содержание учебных дисциплин, обеспечивающее развитие профессионально-
коммуникативной толерантности специалистов); организационно-технологического (научно-методическое, материально-техническое обеспечение профессионально-коммуникативной толерантности специалистов, совокупность вариативных образовательных технологий); праксиологического (накопление опыта проявления освоенных профессиональнокоммуникативных толерантных компетенций в различных видах практики, стажировки); результативно-интегративного (мониторинг уровня сформированности профессионально-коммуникативной толерантности специалистов социально-педагогического профиля с привлечением внешних экспертных систем, последовательность этапов ее реализации (аналитико-маркетинговый, диагностико-ориентационный, организационно-процессуальный, экспертно-мониторинговый)).
Одно из главных мест в методическом обеспечении исследуемого процесса развития профессионально-коммуникативной толерантности социального педагога принадлежит системе спецкурсов, семинаров-практикумов, тренингов, направленных на развитие подструктур (мотивационно-ценностной, профессионально-когнитивной, процессуально-деятельностной, рефлексивной) данной толерантности. В процессе изучения студентами Российского государственного социального университета, Московского гуманитарного педагогического института, Московского государственного гуманитарного педагогического университета им. М. А. Шолохова спецкурса «Психотехнологии совершенствования личности социального педагога» использовались: метод выявления убеждений Ф. Фанча, методики определения убеждений Д. Леонарда и Ф. Лаута; студенты знакомились с методиками аффирмирования экологичных убеждений личности, усиления воздействия аффирмаций. Особый интерес вызвал метод когнитивного диссонанса, метод диссонанса по аналогии; методика психологического айкидо (М. Литвака). В ходе экспериментальной работы был апробирован тренинг «Профессиональнокоммуникативная толерантность специалиста социально-педагогического профиля: единство личностного и профессионального». Серьезное внимание в процессе тренинга уделялось этнопсихологической подготовке социальных педагогов, психологическим аспектам геронтологии, психологии религиозных убеждений. Определенные сложности возникли в процессе работы по изменению социально-перцептивных стереотипов будущих специалистов (антропологических, этнонациональных, социально-статусных, социально-ролевых, экспрессивно-эстетических, вербально-поведенческих). Цикл занятий тренинга был посвящен рассмотрению ситуаций в профессиональной деятельности социального педагога, требующих высокого уровня коммуникативной толерантности. К ним были отнесены ситуации, возникающие в ходе консультирования, в процессе взаимодействия с администрацией, коллегами, сотрудниками правоохранительных органов, представителями общественных и религиозных организаций. При проведении спецкурсов, тренингов использовались интерактивные методы обучения, индивидуально ориентированная суггестотерапия, психофизиологическая гимнастика, логотерапия, скриботерапия, библиотерапия.
Реализация задач исследования процесса развития в вузе профессиональнокоммуникативной толерантности социального педагога требовала адекватного использования различных видов практики: психолого-педагогической, в летних оздоровительных учреждениях, социально-педагогической, преддипломной, стажерской. Практика обеспечивала взаимосвязь теоретической подготовки студентов с реализацией индивидуальных проявлений профессионально-коммуникативной толерантности в реальном социаль-
но-педагогическом процессе. В свою очередь такая взаимосвязь помогла будущим социальным педагогам осознать необходимость самосовершенствования собственной коммуникативной толерантности.
В ходе практики происходило включение студентов в активную социальнопедагогическую деятельность, которая является своеобразным «пространством» проявления и научения коммуникативной толерантности; в этом «пространстве» будущий социальный педагог моделировал и создавал ситуации конфликтного, конкурентного, кооперативного взаимодействия, превращая его тем самым в «поле социальных проб» (М. И. Рожков), когда студент оказывается в ситуации взаимодействия в различных социальных ролях, имеет возможность, с одной стороны, эмоционально пережить результаты агрессивной, нетерпимой коммуникации, а с другой - интериоризировать особенности толерантной коммуникации. Социально-педагогическая практика способствовала изменению отдельных позиций студента по отношению к себе и профессиональной деятельности, динамизму и интенсивности коммуникации, изменению отдельных социальноперцептивных стереотипов, созданию толерантной модели поведения личности.
Исследование показало, что наиболее эффективно прохождение студентами практики под руководством тех методистов и опытных социальных педагогов, которые владеют методиками развития коммуникативной толерантности у будущих коллег.
Комплекс условий, обеспечивающих эффективность процесса развития профессионально-коммуникативной толерантности специалистов социально-педагогического профиля в вузе, включает следующие составляющие: индивидуально-профессиональные условия (мотивированность и активность студентов в овладении профессиональнокоммуникативными толерантно ориентированными компетенциями в учебной и внеучеб-ной деятельности; высокий уровень профессионально-этической и коммуникативнотолерантной культуры преподавателей вузов, а также наличие их мотивационной, когнитивной и поведенческой готовности к деятельности по развитию профессиональнокоммуникативной толерантности специалистов социально-педагогического профиля; самообразовательная деятельность студентов в сфере профессионально-коммуникативной толерантности); образовательно-технологические условия (приоритетность реализации интерактивных, позиционно-ролевых, диалоговых, тренинговых профессиональнообразовательных технологий с учетом возрастных особенностей студенческой молодежи; реализация структурно-логических межпредметных связей; активизация потенциала различных видов практики и волонтерской работы в сфере развития профессиональнокоммуникативной толерантности).
Резюме. Успешность профессиональной деятельности специалиста социальнопедагогического профиля определяется уровнем сформированности у него профессионально-коммуникативной толерантности. Эффективность ее формирования в вузе может быть обеспечена, если: а) осуществляется на основе антропологического, аксиологического, этнопедагогического, контекстно-ситуатиационного, личностно-деятельностного, компетентностного подходов; б) содержательное наполнение и технология процесса формирования профессионально-коммуникативной толерантности обусловлены этапами профессиональной подготовки будущего специалиста социально-педагогического профиля, базируются на научном осмыслении требований государственно-общественного заказа к уровню профессиональной компетентности данного специалиста, наиболее полно отражают требования квалификационных характеристик специалиста социально-
педагогического профиля с учетом сущности и особенностей современных интеграционных процессов в поликультурной среде; в) студенты вузов мотивированы, активны в процессе формирования профессионально-коммуникативной толерантности за счет потенцирования механизмов саморазвития: рефлексивной регуляции речевой деятельности обучаемых в процессе аудиторных и внеаудиторных занятий, периода практики, стажировки; внедрения контекстно-обусловленной психолого-педагогической технологии; г) вузовская профессионально-коммуникативная подготовка носит прикладную направленность, осуществляется на основе интерактивных технологий профессионально-прикладного характера, моделирования профессионально-ролевого поведения специалиста социальнопедагогического профиля в различных ситуациях личностно-делового взаимодействия; д) осуществляется системный мониторинг качества формирования профессиональнокоммуникативных компетенций будущего специалиста, развивающих его профессионально-коммуникативную толерантность; е) реализованы программы развития психологической готовности будущего специалиста социально-педагогического профиля к проявлению профессионально-коммуникативной толерантности, созданной на основе интеграции философских, психологических и педагогических знаний, осуществляется с учетом асимметрии психологических позиций и неравновесности психических состояний субъектов образования в общении и включает в себя этапы когнитивной оценки, регуляции взаимодействий и этап становления качеств личности, способствующих развитию профессионально-коммуникативной толерантности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В. В. Бойко. - М. : Флинта, 1996. - 472 с.
2. Бондырева, С. К. Толерантность (введение в проблему) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. - М. : МСПИ, 2003. - 240 с.
3. Мардахаев, Л. В. Диверсификация непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы в университетском комплексе / Л. В. Мардахаев, Н. И. Никитина // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 8. - С. 52-59.
4. Никитина, Н. И. Коммуникативная толерантность в системе профессионально значимых качеств социального педагога / Н. И. Никитина, С. Н. Толстикова // Ученые записки Московского гуманитарного педагогического института. Выпуск 1. - М. : МГПИ, 2002. - С. 33-39.