Научная статья на тему 'Психолого-педагогические основания развития толерантности как профессионально важного качества личности будущего педагога в условиях современного российского образования'

Психолого-педагогические основания развития толерантности как профессионально важного качества личности будущего педагога в условиях современного российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
660
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MODERN EDUCATION / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА / TOLERANCE DEVELOPMENT IN THE FUTURE TEACHER / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН / PSYCHOLOGICAL PHENOMENON / ХАРАКТЕРИСТИКА (ЧЕРТА) ЛИЧНОСТИ / CHARACTERISTIC (FEATURE) OF THE PERSONALITY / ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО / PROFESSIONAL TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекмарева Татьяна Николаевна

Толерантность будущего педагога как качество личности и как профессионала соответствует запросам современных социокультурных преобразований. Цель: выявить психолого-педагогические основания развития толерантности как профессионально важного качества личности будущего педагога в системе высшего профессионального образования. Глубокий комплексный анализ позволил изучить обстоятельства современного образования, повлекшие его кардинальные реформы. Выявлены психолого-педагогические основы толерантности в современных условиях российского образования. Рассмотрены проблемы и противоречия развития толерантности как профессионально важного качества личности будущего педагога в системе высшего образования. Представлен авторский подход в изучении вопросов становления и характеристики толерантности как понятия в условиях образования: психологическая специфика и функции толерантности в образовании. Таким образом, необходимо повышение качества и создание новой системы подготовки педагогических кадров. В общей совокупности профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций будущего педагога необходимо учитывать развитие профессиональных качеств, в их числе толерантность; создавать практико-ориентированные программы развития толерантности будущего педагога как качества личности и как профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCO-PEDAGOGICAL BASES OF TOLERANCE DEVELOPMENT AS AN IMPORTANT CHARACTERISTIC OF THE FUTURE TEACHER’S PERSONALITY IN THE CONDITIONS OF MODERN RUSSIAN EDUCATION

Tolerance of the future teacher as the quality of the individual and the professional meets the needs of today’s socio-cultural transformations. The paper aims at identifying the psycho-pedagogical bases of tolerance development as an important characteristic of the future teacher’s personality in the conditions of modern Russian education. The profound comprehensive analysis allowed investigating the circumstances of modern education that caused drastic reforms. The psycho-educational basic foundations of tolerance under the present-day Russian education conditions are discovered. Problems and contradictions of tolerance evolution as a future teacher’s personal quality in the system of higher education are examined. The author’s approach to studying the problems of formation and characterizing tolerance as a concept, its: psychological specificity and functions in education is proposed. Thus it is necessary to improve the quality and create a new system of teacher training. The general set of professional knowledge, skills and competences of future teachers should be taken into account in the development of professional qualities including tolerance; in creating practically oriented programs for the tolerance development of the future teacher as the personality and professional trait.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические основания развития толерантности как профессионально важного качества личности будущего педагога в условиях современного российского образования»

7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1984. 432 с.

8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 657 с.

9. Леонтьев Д. А. Психология смысла. Природа, структура и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 487 с.

10. Мухамедрахимов Р. Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. 1994. № 6.

11. Обухова Л. Ф., Рябова Т. В., Гуслова М. Н., Стуре Т. К. Феномен эгоцентризма у подростков-инвалидов // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 56 - 73.

12. Поливанова К. Н. Специфические характеристики развития в переходные периоды (кризис одного года) // Вопросы психологии. 1999. № 1.

13. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные процессы развития личности: Избр. труды. М.: Моск. психолого-соц. ин-т: Флинта, 1999. 672 с.

14. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989. 344 с.

Информация об авторе:

Фризен Марина Александровна - кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии КамГУ им. Витуса Беринга, frizenm@yandex.ru.

Marina A. Frizen - Candidate of Psychology, Associate Professor, Assistant Professor at the Department of Theoretical and Applied Psychology, Kamchatka State University named after Vitus Bering.

Статья поступила в редколлегию 21.09.2015 г.

УДК 159.922

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т. Н. Чекмарева

PSYCO-PEDAGOGICAL BASES OF TOLERANCE DEVELOPMENT AS AN IMPORTANT CHARACTERISTIC OF THE FUTURE TEACHER'S PERSONALITY IN THE CONDITIONS

OF MODERN RUSSIAN EDUCATION

T. N. Chekmareva

Толерантность будущего педагога как качество личности и как профессионала соответствует запросам современных социокультурных преобразований. Цель: выявить психолого-педагогические основания развития толерантности как профессионально важного качества личности будущего педагога в системе высшего профессионального образования.

Глубокий комплексный анализ позволил изучить обстоятельства современного образования, повлекшие его кардинальные реформы. Выявлены психолого-педагогические основы толерантности в современных условиях российского образования. Рассмотрены проблемы и противоречия развития толерантности как профессионально важного качества личности будущего педагога в системе высшего образования. Представлен авторский подход в изучении вопросов становления и характеристики толерантности как понятия в условиях образования: психологическая специфика и функции толерантности в образовании.

Таким образом, необходимо повышение качества и создание новой системы подготовки педагогических кадров. В общей совокупности профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций будущего педагога необходимо учитывать развитие профессиональных качеств, в их числе толерантность; создавать практико-ориентированные программы развития толерантности будущего педагога как качества личности и как профессионала.

Tolerance of the future teacher as the quality of the individual and the professional meets the needs of today's socio-cultural transformations. The paper aims at identifying the psycho-pedagogical bases of tolerance development as an important characteristic of the future teacher's personality in the conditions of modern Russian education.

The profound comprehensive analysis allowed investigating the circumstances of modern education that caused drastic reforms. The psycho-educational basic foundations of tolerance under the present-day Russian education conditions are discovered. Problems and contradictions of tolerance evolution as a future teacher's personal quality in the system of higher education are examined. The author's approach to studying the problems of formation and characterizing tolerance as a concept, its: psychological specificity and functions in education is proposed.

Thus it is necessary to improve the quality and create a new system of teacher training. The general set of professional knowledge, skills and competences of future teachers should be taken into account in the development of professional qualities including tolerance; in creating practically oriented programs for the tolerance development of the future teacher as the personality and professional trait.

Ключевые слова: толерантность, психологический феномен, характеристика (черта) личности, толерантность как профессионально важное качество; современное российское образование; высшее профессиональное образование; развитие толерантности будущего педагога.

Keywords: tolerance, psychological phenomenon, characteristic (feature) of the personality, professional tolerance; modern education, higher professional education, tolerance development in the future teacher.

Актуальность проблемы исследования

На современном этапе развития психологической науки, в условиях современных социокультурных и образовательных перемен, актуализировался интерес к исследованиям закономерностей становления личности педагога [6]. Уровень требований к педагогу в обществе возрастает (А. Г. Асмолов, Л. А. Вербицкая, Е. В. Чернобай, Е. А. Ямбург), государственная образовательная политика в корне меняет целевые ориентиры его деятельности [4], рассматривая ключевой в реформе образования (Д. Ливанов, Д. Медведев). Проблемы и перспективы развития деятельности педагога XXI в. создали интерес к комплексу тех качеств будущего педагога как личности и как профессионала [2], которые соответствуют запросам современных социокультурных преобразований гуманистического и духовно-нравственного характера [1], т. е. позволяют осуществлять то общественно ценное взаимодействие с обучающимися, когда происходит целостное развитие его личности и процесс «эффективной личностной самореализации» [3, с. 44].

Отдельные современные научные исследования важным фактором развития личности педагога рассматривают толерантность (Г. В. Безюлева, Г. С. Кожухарь, П. Ф. Комогоров, О. Б. Нурлигаянова, М. А. Пере-пелицина). Наше внимание направлено на проблему развития толерантности как профессионально важного качества (ПВК) личности будущего педагога с позиции гуманистического и духовно-нравственного начала, где психологической спецификой становится способность к принятию (безусловному) себя и Другого. «Необходимым условием успешной педагогической деятельности является умение принимать ребенка как данность - таким, каков он есть» [6, с. 295] и на основе принятия работать с его индивидуальностью, определяя вектор развития в социально значимом русле. Сегодня обращение к толерантности, как способности к принятию определено в нормативно-правовых и законодательных документах РФ. В этом проявляется общественно-ценностная направленность нашего научного интереса к развитию толерантности как ПВК личности будущего педагога [6].

Ответственность в подготовке такого профессионала возлагается на систему высшего профессионального образования, где резко возросли требования к качеству и смене устаревших методов и технологий подготовки будущих педагогов [2]. Разработка психолого-педагогических оснований развития специфических ПВК личности будущего педагога поможет создать соответствующие условия для общественно ценной самореализации личности будущих педагогов еще в процессе их обучения в вузе, и в дальнейшей профессиональной деятельности в современном пространстве российского образования [5; 6]. Наше внимание направлено на данную проблему, в частности, на поиск прогрессивных практико-ориентированных

технологий развития толерантности как ПВК личности будущего педагога. Предполагается, что специально разработанная практико-ориентированная программа способствует развитию толерантности как ПВК личности будущего педагога.

Теоретические основы толерантности как психолого-педагогической проблемы

Толерантность сегодня, качеством личности и как феноменом общественного бытия, включена в число высших, базовых ценностей культуры (И. В. Абакумова). Следуя этому, для образовательной политики XXI в. - представлена (А. Г. Асмолов, С. Л. Брат-ченко, Б. С. Гершунский, А. М. Кондаков, Д. А. Леонтьев) в системе ценностно-целевых приоритетов образования; стратегически приоритетной основой образования, включая гуманистическое и духовно-нравственное начало; компонентом жизненной позиции зрелой личности [7].

Значительное количество исследований, предвосхищающие востребования общества в формировании толерантного сознания и отношений соответствуют тенденциям обновления педагогического профессионального образования и создают ту группу предпосылок для данного исследования, где внимание обращено на:

- «преобразование системы образования, обеспечивающей оптимальное развитие растущего человека» (Л. А. Вербицкая). Это разработки о становлении отношения обучающихся к толерантности как общественно значимой ценности (Т. В. Болотина, Б. С. Гер-шунский, М. С. Мириманова, др.), о развитии их толерантного сознания (Г. В. Безюлева, О. Д. Шарова, др.) и межэтнической толерантности (Г. Г. Абдулкаримов, З. Ф. Мубинова, В. А. Тишков, др.);

- личностный рост и профессиональное соответствие педагогических кадров требованиям образования (К. А. Альбуханова, В. А. Бодров, Л. А. Вербицкая, Б. А. Вяткин, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Е. А. Климов,

A. К. Маркова, Л. М. Митина, В. А. Сластенин,

B. Д. Шадриков), где толерантность для педагога современного образования, рассматривают необходимой профессиональной характеристикой личностного роста (Ю. В. Ахметшина, Д. В. Зиновьев, П. Ф. Комогоров, Н. Ю. Кудзиева, Л. Л. Мончинская, В. С. Чернявская, Н. В. Шакина), неотъемлемым показателем профессионализма и зрелости в сфере деятельности «человек-человек», основанным на субъект-субъектных отношениях (С. Л. Братченко, И. В. Вачков, Е. Г. Виноградова, С. П. Иванова, А. Г. Исмагилова, Е. Ю. Клеп-цова, О. Л. Подлиняев, Е. В. Фалунина);

- путей решения проблем негативных социальных и психолого-педагогических явлений в образовательном пространстве, кроющихся «в непростых межличностных, межэтнических и межнациональных отношениях» [6, с. 295], что можно рассматривать следст-

вием недостаточности, либо отсутствия толерантности как принятия у отдельных субъектов занимающихся профессионально образовательной деятельностью. В таких условиях толерантность в системе образования - объективная потребность; развитие толерантности как профессионального качества педагога -острая необходимость [7]. Так укрепляется идея развития будущего педагога нового уровня как личность и как профессионала: человек - обладающий культурой толерантности (В. В. Шалин), профессионал -носитель толерантности, как ПВК.

В современном научном мире существуют диссертационные работы, указывающие на необходимость и возможности рассматривать толерантность ПК педагога (Т. Б. Загоруля, Д. В. Зиновьев, П. Ф. Комогоров, З. Ф. Мубинова, О. Б. Нурли-гаянова, О. Б. Скрябина). Однако исследования развития толерантности как ПВК личности будущего педагога, варианты действующих программ в этом направлении единичны, и вопрос для научного исследования остаётся открытым (Е. Г. Левченко, Я. А. Писарев, З. Ш. Яхина).

Смысл развития ПВК для будущего педагога

Для личности будущего педагога ПВК рассматриваем в значении как: параметры оценки эффективности профессиональной деятельности (Н. В. Алишев,

A. С. Егоров, Н. П. Реброва); компонент профессиональной пригодности (Е. А. Климов, А. К. Маркова,

B. А. Толочек); качества, помогающие быстро обучаться выбранной профессии, адаптироваться к рабочему месту, эффективно выполнять профессиональные функции (В. А. Бодров, В. Д. Шадриков); характеристики умственной, нравственной, эмоционально-волевой сфер, влияющие на продуктивность профессионально-педагогической деятельности (К. А. Аль-буханова, Л. М. Митина, Н. А. Шайденко).

Наблюдаются разные подходы к профессиональным качествам будущего педагога, но существует единство мнений о:

Таблица 1

Принятие индивидуальности ребенка и построение отношения к нему

Адекватное отношение воспитателя к ребенку Слишком критическое Идеализация в оценке

показатель от - 0,3 до + 0,62 от -1 до - 0,29 от + 0,63 до +1

Количество детей (далее к/д) % к/д % к/д %

158 58,7 % 79 29,4 % 32 11,9 %

Таблица 2

Восприятие ребенка через соотнесение реального облика к идеальному представлению о ребенке

Негативное восприятие воспитателем детей группы Позитивное и объективное Нереалистически завышенное

от 0 и ниже от 0 до + 0,62 от + 0,62 и выше

к/д % к/д % к/д %

123 45,7 % 114 42,4 % 32 11,9 %

- значимости ПВК как фундаментальном компоненте личности будущего педагога, важнейшем факторе овладения профессией;

- формировании ПВК в совокупности общих и частных способностей, профессиональных знаний, навыков, умений и компетенций;

- необходимости развивать ПВК на этапе образовательной подготовки.

Психолого-педагогические и нормативно-правовые основания развития толерантности как ПВК личности будущего педагога

Во-первых, ссылаемся на обстоятельства современного поликультурного образования, которые обусловили его кардинальные реформы и коснулись личности педагога. Сюда относим: низкую оценку, данную грамотности школьников, уровню учителя (международные исследования PISA (Программа международной оценки обучающихся: Мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии)) и сложившейся системы образования, как не в полной мере соответствующей потребностям общества (Программа социально-экономического развития РФ); показатели сравнительного анализа между современным социальным запросом и оценкой реально действующего педагога, где общественное мнение амбивалентно, колеблется от уровня «оптимизма» до «разочарования», но склоняется к «разочарованию» [7].

Во-вторых, ссылаемся на полученные данные до-экспериментального исследования о психолого-педагогической готовности педагогов к реализации современных технологий личностно-центрированного подхода. Основным показателем выступили «субъективные оценки педагога, как показатель принятия индивидуальности Другого (конкретного ребенка, как субъекта образовательной деятельности) и построение отношения через это принятие» (по К. Роджерсу). Сюда относим: показатели педагогов ДОУ. Респонденты: воспитатели (14), воспитанники старших групп (269).

Таблица 3

Принятие индивидуальности Другого как субъекта образовательной деятельности

(респонденты: воспитатели (10), воспитанники подготовительных групп (200))

Направленность «скрытой оценки» воспитателя к воспитаннику его группы Шкала «Свой - Чужой» Шкала «Близкий - Далекий» Шкала «Раздражает -не раздражает»

позиция к/д % позиция к/д % позиция к/д %

Позитивная самый лучший, хороший «совсем свой» 4 2 «совсем близкий» 4 2 «совсем не раздражает» 3 2

«свой» 50 25 «близкий» 20 10 «не раздражает» 17 9

Нейтральная (неопределенная) такой же, как все дети «больше свой, чем чужой» 8 4 «больше близкий, чем далекий» 50 25 «больше не раздражает, чем раздражает» 44 22

Индифферентная (безразличная) не знаю «свой и чужой в равной степени» 64 32 «близкий и далекий в равной степени» 48 24 «раздражает и не раздражает в равной степени» 56 28

Амбивалентная (противоречивая) когда как (иногда хороший, иногда плохой) «больше чужой, чем свой» 8 4 «больше далекий, чем близкий» 6 3 «больше раздражает, чем не раздражает» 76 38

Негативная хуже всех, плохой «чужой» 66 33 «далекий» 64 32 «раздражает» 4 2

«совсем чужой» - - «совсем далекий» 8 4 «совсем раздражает» - -

Выявлено: субъективные оценочные тенденции воспитателя ДОУ (ближайшего микросоциума ребенка) к воспитаннику ДОУ (субъекту образовательной деятельности) свидетельствуют о склонности педагогов ДОУ в большей степени проявлять толерантность-

терпение, порой нетерпимость, интолерантность, чем толерантность-принятие. Воспитанники их возрастной группы по показателю «принятие», в первую очередь, «больше раздражают, чем не раздражают», «далёкие», «чужие».

Таблица 4

Принятие индивидуальности ученика и построение отношения к нему (профессиональная коммуникативная толерантность педагога (по В. В. Бойко)) (респонденты: учителя (48, по 8 учителей 6 образовательных учреждений различных ступеней))

Адекватное терпимое отношение учителя к ученику Допустимое терпимое Слишком критическое

высокий показатель принятия от 0 до 18 баллов средний показатель принятия от 19 до 36 баллов низкий показатель принятия от 37 до 135 баллов

балл % от общего числа балл % балл %

4 8,3 % 6 12,5 % 38 79,2 %

Данные свидетельствуют: учителя школ не хотят, не стремятся понимать и принимать индивидуальность ученика (субъекта своей педагогической профессиональной деятельности). Это проявляется в оценке образа, поведения, качеств ученика от созданного учителем эталона. Настаивают на принятии их точки зрения, т. к. подготовленность ученика к жизни рассматривают результатом, продуктом, успехом своей деятельности, давая этому высокую оценку «свой». Отказывают ученикам в праве на индивидуальность,

уважение, демонстрируя эмоциональное непринятие -«далекий», «раздражает, не раздражает в равной степени», «раздражает». Проявляют категоричность, консерватизм, желание перевоспитать, сделать «удобными» партнеров взаимодействия. По мнению представителей гуманистического направления, личностный потенциал каждого человека изначально здоровое, конструктивное развитие. Все деструктивное -следствие противоречий между заявленным потенциалом «индивидуума и тем, что «сформировали» из

этого внешние социальные структуры, в том числе педагогические» [3, с. 36]. В свою очередь, в основе толерантности педагога лежит готовность и способ-

В обоснование вышесказанного, объективными основаниями к развитию толерантности ПВК личности будущего педагога выступают следующие факты:

- не каждый, выбрав профессию педагога, способен стать им (Ф. Н. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, В. А. Сухомлинский, А. И. Щербаков);

- будущий педагог должен обладать жестким набором определенных личностных качеств, которые, в процессе профобучения обуславливают становление уже профессиональных качеств (И. А. Зимняя, Е. А. Климов, В. Д. Шадриков);

- сегодня существующая тенденция к гуманизации образования, с его ставкой на человека - субъекта собственных изменений и свободное развитие, не может найти полноценной реализации в практике (Е. Г. Левченко, О. Л. Подлиняева, Е. В. Фалунина). В таком случае, смысл развития толерантности как ПВК личности будущего есть гуманистическое начало личности педагога, способного осуществить личност-но-центрированный подход, заявленный в реформах современного поликультурного образования; реали-зовывать задачи гуманистического воспитания, сохраняя индивидуальность каждого растущего человека, создавать условия для развития его свободной личностью, способной к самодетерминации, самоорганизации, саморазвитию, самовыражению, самореа-

ность к диалогу, к безусловному позитивному принятию себя и Другого (С. Л. Братченко, Е. Ю. Клепцова, Т. С. Кожухарь, Г. У. Солдатов, др.).

лизации и самоактуализации [1; 5; 6]. Это глобальные идеи современного образования в развитии субъект-ности и полисубъектности личности, на которые нас ориентируют С. П. Иванова, И. В. Вачков, С. И. Орехов, О. Л. Подлиняев, Е. В. Фалунина, Д. И. Фельдт-штейн.

В-третьих, основаниями стали нормативно-правовые документы реформы образования, где видим заинтересованность образовательной политики российского государства в развитии толерантности ПВК личности будущего педагога.

1. Главное условие реформы - разработка и внедрение ФГОС нового поколения (Э. Д. Днепров,

A. В. Хуторской, В. Д. Шадриков). В основе - компе-тентностный подход. Ученые (Т. М. Ковалева,

B. В. Краевский, И. И. Логвинов, Н. Д. Никандров, П. И. Пидкасистый, В. М. Полонский, В. А. Поляков, В. И. Слободчиков, Г. Н. Филонов, Е. А. Ямбург) отмечают: данный подход требует подготовки педагогических кадров особой специфики - способных и готовых реализовать одновременно технологии ком-петентностного образования и воспитания. В российском образовании сделан акцент на том, что формирование личности ученика, принятие и признание её важности, ценности, происходит непосредственно под влиянием личности педагога, а его профессиональ-

Таблица 5

Принятие индивидуальности Другого, как субъекта образовательной деятельности

(Респонденты: педагоги МОУ СОШ (10), ученики пятых классов (200))

Направленность «скрытой оценки» учителя Баллы Шкала «Свой - Чужой» Шкал «Близкий - Д а алекий» Шкала «Раздражает -не раздражает»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

позиция к/д % позиция к/д % позиция к/д %

Позитивная 3 «совсем свой» - - «совсем близкий» - - «совсем не раздражает» - -

2 «свой» 88 44 «близкий» 26 13 «не раздражает» 18 9

Нейтральная 1 «больше свой, чем чужой» 72 36 «больше близкий, чем далекий» 40 20 «больше не раздражает, чем раздражает» 30 15

Индифферентная 0 «свой и чужой в равной степени» 40 20 «близкий и далекий в равной степени» 38 19 «раздражает, не раздражает в равной степени» 66 33

Амбивалентная -1 «больше чужой, чем свой» - - «больше далекий, чем близкий» 30 15 «больше раздражает, чем не раздражает» 32 16

Негативная -2 «чужой» - - «далекий» 66 33 «раздражает» 54 27

-3 «совсем чужой» - - «совсем далекий» - - «совсем раздражает» - -

ным качествам отведена особая роль - стать образцом, проводником, примером социальной идентичности. Следовательно, в современном российском поликультурном образовании сделана ставка на нового педагога, его новые профессиональные обязанности, качества: он сам должен находиться в постоянном поиске, быть успешно адаптивным, эмоционально устойчивым, с высоким уровнем фрустрационной толерантности, самосовершенствоваться и являть поведением пример для подражания [3; 5; 7].

2. В Федеральном законе об образовании в РФ № 273 от 29.12.2012, ст. 3 п. 1, обозначены объективные позиции развития толерантности педагога; в ст. 50 п. 3 указано, что научные работники образова-

Анализ показал, что данные компетенции в своей совокупности отображают связь толерантности с: процессом познания и освоения культурного опыта; пониманием базовых культурных ценностей; развитием навыков сотрудничества, диалога, безоценочности, разрешения конфликтов; формированием самосознания, самоидентификации субъекта; гармонизацию личности; усилением социальной мобильности, адаптивных возможностей в профессиональной деятельности. В целом видим: толерантность разворачивается в совокупности таких компонентов структуры субъ-ектности и полисубъектности личности [5], как: гносеологическом (когнитивно-рефлексивная стратегия), аксиологическом (ценностно-мотивационная стратегия) и праксиологическом (операционально-дея-тельностная). Следовательно, толерантность развивает и развивается в совокупности знаний, чувственно-эмоционального опыта и компонента отношений и поведения, при этом всесторонне охватывает развитие личности будущего педагога.

В частности, проводя анализ ФГОС ВПО по направлениям подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» и 050407.65 «Педагогика и психология девиантного поведения» для определения толерантности в качестве ключевой компетентности этих подготовок, можем сказать:

1) толерантность в стандарте как ключевая компетенция не выделена, ее суть - надпредметный и междисциплинарный характер общекультурных компетенций;

тельной организации обязаны формировать у обучающихся профессиональные качества по избранной профессии.

3. Впервые в ФГОС ВПО зафиксировано внимание на компетенциях обучающегося будущего педагога и профессиональной компетентности выпускника будущего педагога. В содержание компетенций включен и знаниевый компонент, и личностные качества, одним из которых показана толерантность. Результаты анализа стандартов по направлениям подготовки 050000 «Образование и педагогика» бакалавров, магистров и специалистов, на предмет включенности толерантности как общекультурной компетенции, представлены таблично (таблица 6).

2) при этом толерантность неоднократно включена в ФГОС ВПО, что делает данную компетенцию значимой, важной в подготовке будущего педагога и дает возможность рассматривать толерантность как ПВК, способствующее профессиональной педагогической деятельности.

Таким образом, в совокупности данных государственных документов актуализируется проблема развития толерантности и создание прогрессивной модели подготовки будущего педагога в системе ВПО. Современные стратегии подготовки будущих современных педагогов включают в себя и обновленные для этого положения:

- концепция поддержки развития педагогического образования (проект на 2014 - 2017 гг.);

- концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (представлена методологической основой ФГОС общего образования);

- концепция профессионального кодекса учителя (определяет грани нравственный, моральный, этический и духовный жизни педагога);

- профессиональный стандарт педагога (определяет смыслы и ценности педагога, основанные на толерантных отношениях принятия Другого и построении на этой основе образовательного процесса).

В-четвертых, как основание выступают те политические реформы, в которых проявился интерес российского государства к развитию толерантности. Одним из таких документов является Стратегия госу-

Таблица 6

Включенность толерантности в состав компетенций

Квалификация Код Направление подготовки Блок ОК /Шифр компетенции

Бакалавриат 050100.62 Педагогическое образование ОК-3, ОК-14

051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям) ОК-1, ОК-4, ОК-6

050400.62 Психолого-педагогическое образование ОК-5

050700.62 Специальное (дефектологическое) образование ОК-1

Магистратура 050400.68 Психолого-педагогическое образование ОК-5

Специалитет 050407.65 Педагогика и психология девиантного поведения ОК-2, ОК-5

дарственной национальной политики РФ до 2025 г. Анализ документа в интересах исследуемой темы показал, что приоритетным направлением в реализации Стратегии определен процесс развития системы образования как поликультурной. В контексте методологии для сферы образования всех этапов обучения поставлены множественные задачи воспитания детей и молодёжи, которые основаны на толерантности, национальном достоинстве граждан, духовных и нравственных ценностях народов России.

Таким образом, в условиях:

1) интенсивной социокультурной динамики Российского общества;

2) модернизации образования;

3) осознания роли личности педагога и его профессиональных качеств в контексте последних требований образовательной парадигмы, видим, что это

должен быть педагог нового уровня развития как личность и как профессионал.

В нашем понимании такой педагог - носитель нового ПВК личности - толерантность. Теоретически допускаем: если некоторые ученые (И. В. Абакумова, А. Г. Асмолов, Г. В. Безюлева, В. В. Бойко, Д. А. Леонтьев, Г. У. Солдатова, др.) толерантность рассматривают как личностную ценность, норму цивилизованного общества, принадлежащую к числу базовых гуманистических ценностей культуры, компонент жизненной позиции зрелой личности, то толерантность как ПВК личности будущего педагога в структуре всех его профессиональных качеств может быть:

1) отнесена к числу гуманистических, базовых;

2) определять развитие педагога как зрелую личность, способную воплощать идеи гуманистического подхода и воспитание свободной личности.

Литература

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А. Я. Данилюк; А. М. Кондакова, В. А. Тишкова. М.: Просвещение, 2009. 24 с.

2. Концепция поддержки развития педагогического образования (проект) // Сайт педагога-исследователя. 12.01.2014. Режим доступа: http://si-sv.com/news/2014-01-12-166 (дата обращения: 06.06.2015).

3. Подлиняев О. Л. Теория и практика становления гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно-центрированного подхода (в системе вузовского и поствузовского образования): дис. ... д-ра пед. наук. Иркутск: Иркут. гос. пед. ун-т, 1999. 388 с.

4. Профессиональный стандарт педагога // Учительская газета. 27.02.2014. Режим доступа: http://www.ug.-ru/new_standards/6 (дата обращения: 06.06.2015).

5. Фалунина Е. В. Психолого-педагогическая модель системы подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2012. 68 с.

6. Фалунина Е. В., Чекмарева Т. Н. Актуализация проблемы развития толерантности личности у будущих педагогов в условиях высшего профессионального образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4 (26). С. 295 - 299.

7. Чекмарева Т. Н. Теория и методология становления толерантности педагога: монография. Братск: БГУ, 2010. 134 с.

Информация об авторе:

Чекмарева Татьяна Николаевна - старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Братского государственного университета, г. Братск, tnchek@rambler.ru.

Tatiana N. Chekmareva - Senior Lecturer at the Department of Psychology and Pedagogics, Bratsk State University.

Статья поступила в редколлегию 26.05.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.