Научная статья на тему 'Экспериментальное обоснование модели культуры межнационального общения педагогов современного образования'

Экспериментальное обоснование модели культуры межнационального общения педагогов современного образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
231
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / CULTURE OF INTERETHNIC COMMUNICATION / КОМПОНЕНТЫ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL MODEL OF INTERETHNIC COMMUNICATION CULTURE / CULTURE ELEMENTS OF INTERETHNIC COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мирошниченко Евгения Витальевна

Предметом исследования в настоящей статье является модель культуры межнационального общения (КМО) педагогов современного образования. В работе обоснована актуальность теоретического и экспериментального изучения культуры межнационального общения и ее компонентов. Одним из условий развития КМО у будущих педагогов в процессе обучения в вузе считаем внедрение в учебный процесс специально разработанной Программы развития культуры межнационального общения (Игротренинга этнокультур). Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента показал высокую степень взаимосвязи культуры межнационального общения будущего педагога и уровня развития таких качеств его личности, как эмпатийность, ассертивность, коммуникативность, эмоциональная устойчивость, толерантность и этническая идентичность. Также установлены статистически значимые различия в уровне развития всех компонентов культуры межнационального общения будущих педагогов до и после внедрения в учебный процесс Игротренинга этнокультур. Основываясь на результатах экспериментального исследования, представлена психолого-педагогическая модель культуры межнационального общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мирошниченко Евгения Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALIDATION OF THE MODEL OF INTERETHNIC COMMUNICATION CULTURE OF MODERN TEACHERS

The paper discusses the model of interethnic communication culture (ICC) of modern teachers. The topicality of theoretical and experimental study of the culture of interethnic communication and its components is founded in this paper. One of the conditions of ICC development for future teachers in the learning process at the university is considered to be the introduction of a specially designed program of developing interethnic communication culture in the learning process. The analysis of the experiments results showed a high degree of interrelation between future teachers’ interethnic communication culture and their level of development of such qualities as empathy, assertiveness, communicativeness, emotional stability, tolerance and ethnic identity. Statistically significant differences in the level of development of all components of future teachers’ interethnic communication culture before and after the introduction of the Ethnocultural training in the educational process were also discovered. Based on the results of experimental investigation, the psycho-pedagogical model of interethnic communication culture is presented.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное обоснование модели культуры межнационального общения педагогов современного образования»

УДК 159.9.07

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГОВ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. В. Мирошниченко

THE VALIDATION OF THE MODEL OF INTERETHNIC COMMUNICATION CULTURE

OF MODERN TEACHERS

E. V. Miroshnichenko

Предметом исследования в настоящей статье является модель культуры межнационального общения (КМО) педагогов современного образования. В работе обоснована актуальность теоретического и экспериментального изучения культуры межнационального общения и ее компонентов. Одним из условий развития КМО у будущих педагогов в процессе обучения в вузе считаем внедрение в учебный процесс специально разработанной Программы развития культуры межнационального общения (Игротренинга этнокультур). Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента показал высокую степень взаимосвязи культуры межнационального общения будущего педагога и уровня развития таких качеств его личности, как эмпатий-ность, ассертивность, коммуникативность, эмоциональная устойчивость, толерантность и этническая идентичность. Также установлены статистически значимые различия в уровне развития всех компонентов культуры межнационального общения будущих педагогов до и после внедрения в учебный процесс Игротренинга этно-культур. Основываясь на результатах экспериментального исследования, представлена психолого-педагогическая модель культуры межнационального общения.

The paper discusses the model of interethnic communication culture (ICC) of modern teachers. The topicality of theoretical and experimental study of the culture of interethnic communication and its components is founded in this paper. One of the conditions of ICC development for future teachers in the learning process at the university is considered to be the introduction of a specially designed program of developing interethnic communication culture in the learning process. The analysis of the experiments results showed a high degree of interrelation between future teachers' interethnic communication culture and their level of development of such qualities as empathy, assertiveness, communicativeness, emotional stability, tolerance and ethnic identity. Statistically significant differences in the level of development of all components of future teachers' interethnic communication culture before and after the introduction of the Ethnocultural training in the educational process were also discovered. Based on the results of experimental investigation, the psycho-pedagogical model of interethnic communication culture is presented.

Ключевые слова: культура межнационального общения, компоненты культуры межнационального общения, психолого-педагогическая модель культуры межнационального общения.

Keywords: culture of interethnic communication, culture elements of interethnic communication, psychological and educational model of interethnic communication culture.

В современных условиях развития российского общества обращение к вопросу межнационального общения является актуальным и своевременным в силу происходящих изменений в этнокультурной ситуации. Российская Федерация исторически является одним из многонациональных государств, кроме того, миграция населения из различных регионов страны и постсоветского пространства обусловливает разнообразный национальный состав, что неизменно приводит к необходимости взаимодействия между народами, культурами и религиями [2].

Теоретическое изучение, экспериментальное исследование и анализ особенностей межличностного взаимодействия граждан в многонациональном государстве определены актуальными проблемами поликультурной России. Педагоги школ отмечают свою недостаточную компетентность в вопросах организации межличностного общения в поликультурной образовательной среде и недостаточную разработанность технологий развития культуры межнационального общения [3]. Между тем владение новыми технологиями, знание особенностей и возможностей их применения, потребность совершенствовать профес-

сионализм и развивать свою личность является важной характеристикой современного образованного человека [1] и, что еще более важно, условием эффективной реализации педагогической деятельности. Таким образом, психолого-педагогическая наука и образовательная практика требует обращения к вопросу подготовки в системе высшего профессионального образования специалистов, способных осуществлять учебно-воспитательный процесс в условиях многонационального государства, обладающего развитой культурой межнационального общения (КМО) [4].

Наша экспериментальная работа строится на предположении о том, что культура межнационального общения является одной из важнейших характеристик профессиональной социально-психологической компетенции современного педагога и представляет собой сложное профессионально-личностное образование.

Психологическая структура профессиональной культуры межнационального общения у будущих педагогов, по нашему мнению, содержит следующие компоненты:

а) мотивационно-ценностный компонент включает в себя профессионально-значимые личностные качества будущего педагога (эмпатийность, ассертив-ность, коммуникативность, эмоциональная устойчивость и толерантность);

б) праксиологический компонент, включающий профессионально-направленные гуманистические дея-тельностные практико-ориентированные технологии, позволяющие педагогу осуществлять гибкое социальное взаимодействие;

в) социально-психологический компонент, включающий развитую социальную перцепцию, которая позволяет будущему педагогу овладеть деятельностью по социальному прогнозированию содержания и методов межнационального общения.

Культура межнационального общения является личностной значимой характеристикой педагога и определяет психолого-педагогическую готовность к работе в пространстве современного поликультурного образования. Компонентами структуры КМО выступают когнитивный, мотивационно-ценностный и дея-тельностный (в контексте педагогической науки), что органично сочетается и амплифицируется на психологическом уровне с компонентами психологической структуры межнационального общения - аксиологическом (мотивационно-ценностном), праксиологическом (деятельностном) и социально-психологическом (социальная перцепция).

Мы считаем, что важнейшим условием развития КМО будущих педагогов является внедрение в образовательную практику вуза разработанной, обоснованной и экспериментально апробированной программы, базирующейся на активных методах обучения (Игротренинг этнокультур), практико-ориенти-рованных технологиях решения психолого-педагогических задач современного поликультурного образования, а также технологиях социально-психологического полисубъектного педагогически ценного взаимодействия.

Анализ результатов, полученных в ходе исследования знаний, необходимых для организации межнационального общения, показывает, что уровень сфор-мированности знаний до проведения экспериментальной работы у студентов экспериментальной и контрольной групп находился на средних и низких показателях. После проведения практической работы студенты экспериментальной группы показали результаты, значительно отличающиеся от первоначальных, -показатели сместились на «высокий» и «средний» уровни.

В ходе ранжирования личностных качеств, необходимых для работы в поликультурном образовании, студенты контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе эксперимента указывают в качестве приоритетных такие качества, как самостоятельность, доброжелательность, коммуникативность, эмпатия. На контрольном этапе эксперимента в качестве наиболее приоритетных студенты экспериментальной группы указали такие качества педагогов, как ассертивность, эмпатия, высокий уровень самостоятельности, эмоциональность, коммуникативность, толерантность. Сравнительный анализ полученных ре-

зультатов с применением критерия Т-Вилкоксона в экспериментальной группе показал, что существуют достоверно значимые различия между отмеченными индивидуально-психологическими характеристиками до и после проведенного формирующего этапа эксперимента.

Результаты, полученные в ходе исследования личностных качеств (ассертивности, толерантности, эмпатии, эмоциональности, коммуникативной компетентности), показали, что ряд показателей в экспериментальной группе после проведения формирующего этапа эксперимента имеет статистически значимые различия на констатирующем и контрольном этапах. Так, обнаружены статистически значимые различия показателей уровня ассертивности (Т = 43,6; р < 0,05), толерантности (Т = 192,8; р < 0,05), эмпатии (Т = 366,1; р < 0,01), эмоциональности (Т = 370,1; р < 0,01), коммуникативной компетентности (Т = 376; р < 0,01). В статистическую обработку полученных результатов вошли данные, полученные у студентов, имеющих высокий уровень развития исследуемых качеств. В контрольной группе таких значимых различий не обнаружено.

Данные срезов, проведенных до и после проведения формирующего этапа эксперимента, показали, что уровень эмоциональной устойчивости у будущих педагогов в экспериментальной группе стал выше на контрольном этапе эксперимента. Произошло снижение уровня невротичности, депрессивности, раздражительности, застенчивости, эмоциональной лабильности. Повышение уровня общительности, уравновешенности, открытости, экстраверсии мы относим к внедрению в образовательную практику игровых технологий, направленных на развитие культуры межнационального общения. В результате применения непараметрического критерия Т-Вилкоксона для математической обработки полученного фактического материала мы пришли к выводу о том, что показатели эмоциональной устойчивости в экспериментальной группе после проведения формирующего этапа эксперимента имеют статистически значимые различия на констатирующем и контрольном этапах. В контрольной группе таких значимых различий не обнаружено.

Изучение направленности студентов на межкультурное взаимодействие показало, что на констатирующем этапе эксперимента студенты обеих избирали такие стратегии взаимодействия, как «интеграция», «ассимиляция», «сепаратизм». Включение студентов экспериментальной группы в Программу позволило диагностировать на контрольном этапе исследования такую стратегию взаимодействия, как «консолидация». «Сепаратизм» как стратегия взаимодействия культур наблюдается в обеих группах, но необходимо отметить снижение количества респондентов, выбирающих данную стратегию в качестве доминирующей, в группе экспериментальной, тогда как в контрольной группе результат остался прежним.

Фактические данные, полученные в ходе исследования этнического самосознания, показывают, что на констатирующем этапе эксперимента студенты демонстрируют следующие типы этнической идентичности: «этническая индифферентность», «позитивная

этническая идентичность», «этноэгоизм». В нашем исследовании приоритетным считаем тип этнической идентичности - «позитивная этническая идентичность». Качественный анализ результатов диагностики показал наличие у студентов экспериментальной группы после включения их в Программу устойчивого сочетания позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам.

На основании выше сказанного считаем возможным представить психолого-педагогическую модель культуры межнационального общения (таблица) [5].

Таким образом, данная модель наряду с выделенными нами компонентами КМО включает в себя личностные качества, этническую идентичность, способность устанавливать взаимосвязь с представителям иных культур и психолого-педагогические условия, способствующие развитию культуры межнационального общения будущих педагогов. В ходе исследования обозначены и эмпирически изучены основные психологические качества и умения, которыми должен обладать педагог современного поликультурного образования.

Таблица

Психолого-педагогическая модель культуры межнационального общения

Общее понимание и частное определение понятия «культура»

Культура - способность использовать опыт цивилизации во благо человечества

Культура межнационального общения - характеристика личности педагога, определяющаяся знаниями о культуре, традициях и обычаях иных народов; толерантным отношением к иным точкам зрения и ценностям; умением преодолевать трудности в коммуникативных и других формах взаимодействия с членами различных этнических общностей в ходе учебно-воспитательного процесса и предполагающая высокий уровень развития всех компонентов ее структуры._

Личностные качества

Ассертивность

Высокий уровень - высокая самооценка, социальная смелость, доверие к людям и уверенность в себе

Толерантность

Высокий уровень способности признания иных культур, свободное выражение своих взглядов и ценностей, понимание иных культур, умение избегать культурные стереотипы._

Эмоциональная устойчивость

Высокий уровень волевой регуляции, высокий уровень самообладания и самоконтроля, отсутствие нервной утомляемости.

Эмпатия

Высокий уровень эмоциональной отзывчивости и чувствительности, великодушие, развитое умение доверять своим чувствам и интуиции.

Коммуникативность

Высокий уровень способности быть открытым к получению информации, общительность, внимательность к людям, способность быстро устанавливать контакты.

Социально-психологический компонент структуры КМО

Высокая способность личности принять себя и иного как субъекта отношений, отношение к себе и иному с уважением и достоинством. Развитое умение конструировать межличностное взаимодействие с представителями различных этнических общностей на основе уважения культурных традиций._

Принятие норм, принципов и требований гуманистической этики, развитая способность личности решать проблемные ситуации, находить пути выхода из межнациональных конфликтов.

Владение навыками прогнозирования перспектив развития межнациональных отношений. Владение технологиями саморазвития. Отношение к будущей профессии как к социально-значимой деятельности.

Мотивационно-ценностный компонент структуры КМО

Высокий уровень эмоциональной отзывчивости и чувствительности, великодушие, развитое умение доверять своим чувствам и интуиции, социальная смелость, доверие к людям и уверенность в себе.

Высокий уровень способности быть открытым к получению информации, общительность, внимательность к людям, способность быстро устанавливать контакты, высокая способность личности к познанию себя и других.

Высокий уровень волевой регуляции, высокий уровень самообладания и самоконтроля, высокий уровень способности признания иных культур, свободное выражение своих взглядов и ценностей, понимание иных культур, умение избегать культурные стереотипы.

Продолжение таблицы

Праксиологический компонент структуры КМО

Сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам, оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и иным этническим группам._

Высокая способность личности входить в мир иной культуры, сохраняя национальную самобытность и устанавливая связи между различными культурными системами (интеграция).

Готовность и способность личности входить в мир иной культуры, сохраняя собственную культурную идентичность, приумножая общекультурные ценности (консолидация).

Этническая идентичность

Этноиндифферентность Размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальность идентичности.

Позитивная этническая идентичность Сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. Задает оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и иным этническим группам._

Стратегии взаимодействия культур

Интеграция Высокая способность личности входить в мир иной культуры, сохраняя национальную самобытность и устанавливая связи между различными культурными системами._

Консолидация Готовность и способность личности входить в мир иной культуры, сохраняя собственную культурную идентичность, приумножая общекультурные ценности.

Условия развития

Педагогические:

- разработка и внедрение в учебный процесс дисциплин этнического содержания;

- организация практико-ориентированных занятий;

- внедрение в учебный процесс психолого-педагогической программы развития культуры межнационального общения;

- создание предметно развивающей среды.

Психологические:

- наличие сформированной системы ценностей и личностных смыслов;

- полисубъектный характер взаимодействия всех участников образовательного процесса;

- ориентация на полисубъектное становление лично-

сти;

- ориентация на самоактуализацию личности;

- позитивный эмоциональный фон в ходе учебной и практико-ориентированной деятельности студентов.

Литература

1. Орлова А. В. Эстетическое воспитание студентов как фактор гуманизации воспитательного процесса в системе высшего образования // Российский научный журнал. 2014. № 1(39). С. 210 - 215.

2. Фалунина Е. В., Мирошниченко Е. В. Актуализация проблемы развития культуры межнационального общения будущих педагогов на основе компетентностного подхода // Российский научный журнал. 2014. № 1(39). С. 111 - 116.

3. Фалунина Е. В. Психолого-педагогическая модель системы подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2012. 68 с.

4. Фалунина Е. В. Обоснование модели подготовки педагогов к работе в поликультурном образовании России // Российский научный журнал. 2011. № 21. С. 123 - 139.

5. Фалунина Е. В., Мирошниченко Е. В. Модель развития культуры межнационального общения будущих педагогов в системе высшего профессионального образования // Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto»: транспорт, общество, образование, язык. Декабрь 2014. № 3(12). Режим доступа: http://ce.if-mstuca.ru

Информация об авторе:

Мирошниченко Евгения Витальевна - доцент кафедры педагогики и психологии Братского государственного университета, [email protected].

Evgenia V. Miroshnichenko - Assistant Professor at the Department of Pedagogy and Psychology, Bratsk State University.

Статья поступила в редколлегию 26.05.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.