Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto»: транспорт, общество, образование, язык № 3 (12). Декабрь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru)
УДК 159.923.5 ББК 88 М645
Е. В. Фалунина Братск, Россия Е. В. Мирошниченко Братск, Россия
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Культура межнационального общения определяется авторами данной статьи как «значимая характеристика личности педагога современного поликультурного образования». В результате ряда опытно-экспериментальных исследований была разработана и в данной статье представлена модель развития культуры межнационального общения у будущих педагогов в контексте модернизации высшего профессионального образования.
Ключевые понятия: культура межнационального общения, компоненты культуры межнационального общения, психолого-педагогическая модель культуры межнационального общения.
© Фалунина Е.В., Мирошниченко Е.В.,2014
E. V. Falunina Bratsk, Russia E. V. Miroshnichenko Bratsk, Russia
A MODEL OF DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHERS' CROSS-CULTURAL COMMUNICATION IN A SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION
The authors of this article consider cross-cultural communication as «an important characteristic of teacher's personality in the modern multicultural educational environment». A model of development of future teachers' cross-cultural communication in the context of modernization of higher professional education is developed by the authors as a result of experimental studies. The description of this model is given in this article.
Key words: cross-cultural communication, elements of cross-cultural communication, a psychological and educational model of cross-cultural communication.
В связи с происходящими в нашей стране и мире в целом изменениями, связанными с социальными, экономическими и политическими преобразованиями на внутри- и межгосударственном уровне, обращение к проблеме развития способности человека выстраивать межнациональное бесконфликтное взаимодействие является актуальным и своевременным.
Усиление миграционных потоков за последние годы отразилось на всех сферах общественной жизни в России и не могло не сказаться и на сфере образования в частности. Всё больше в стране появляется сепаратистских движений в подростковой и молодежной среде. Воспитанное десятилетиями в доперестроечной России толерантное отношение россиян к представителям различных этно-, социо- и субкультур постепенно меняется на культ «нетепримости». Трудовые мигранты целыми семьями приезжают из стран ближнего зарубежья в целях «улучшения своего материального положения» и
потенциально «забирают» возможные рабочие места коренных местных жителей. Беженцы и вынужденные переселенцы из соседней Украины, получившие приют и социальные гарантии на нашей территории, начинают проявлять своего рода недовольства, связанные с «недостаточным» их обеспечением за счет бюджетных средств россиян, при этом, не проявляя и не желая проявлять собственную активность и старание каким-то образом поддержать и обеспечить свою жизнь. Дети из семей различного рода мигрантов попадают в систему российского образования, и современная школа, таким образом, оказывается в условиях межнациональных, межкультурных, межэтнических и даже расовых столкновений.
Кроме того сама Россия исторически на протяжении многих веков являлась многонациональным государством, что само по себе обусловливает разнообразие культур, и неизменно приводит к необходимости взаимодействия между народами, этносами, религиями, культурами.
Доминирующим становится тип школы с полиэтническим составом учащихся с приоритетным преобладанием русского этноса. Ведущая роль в формировании и развитии открытых взаимоотношений между народами принадлежит образовательной среде, которая становится в большей степени поликультурной, а основная ответственность в развитии у детей способности к межкультурному бесконфликтному взаимодействию возлагается на педагога, который в настоящее время сам испытывает ряд трудностей личностного и профессионального порядка.
Всё выше перечисленное обусловливает обращение образования к психолого-педагогической науке с вопросом актуализации проблемы модернизации высшего профессионального образования с целью ориентирования его на подготовку специалистов, способных осуществлять учебно-воспитательный процесс в условиях поликультурного образовательного пространства, и развития личности, обладающей развитой культурой межнационального общения.
Современные же педагоги российской системы образования отмечают сегодня свою несостоятельность и признаются в своей неспособности справляться со сложившимися трудностями в силу своей поликультурной некомпетентности и недостаточно разработанных как в психолого-педагогической науке, так и образовательной практике технологий развития культуры межнационального общения.
Наша опытно-экспериментальная работа была направлена на изучение сущности и специфики феномена культуры межнационального общения как личностной профессионально значимой характеристики личности педагога.
В данной статье представляем результаты теоретического, качественного и количественного анализа, которые нашли свое отражение в разработанной нами психолого-педагогической модели развития культуры межнационального общения.
Таблица 1
Психолого-педагогическая модель развития культуры межнационального общения будущих педагогов в системе высшего профессионального образования Культура - способность использовать опыт цивилизации во благо
человечества
Общее понимание и частное определение понятия «культура» Культура межнационального общения - характеристика личности педагога, определяющаяся: знаниями о культуре, традициях и обычаях своего и иных народов; толерантным отношением к различным точкам зрения и иным ценностям; умением преодолевать трудности в коммуникативных и других формах взаимодействия с членами различных этнических общностей в ходе учебно-воспитательного процесса и предполагающая высокий уровень развития всех компонентов ее структуры.
Определение понятия «культура межнационального общения педагога»
Ассертив-ность Толерантность Эмоциональная устойчивость Эмпатия ысокий Коммуникативность
В
ысокий ровень -ысокая амооценка, :оциальная желость, оверие к юдям и веренность ебе
"В
ысокий уровень способности
в
признания иных культур,с свободное выражение своих взглядов и ценностей, понимание иных культур умение избегать культурные тереотипы
ысокий уровень волевой регуляции, высокий уровень самообладания и амоконтроля, отсутствие нервно-психической утомляемости и невротических расстройств психики
уровень эмоциональной
отзывчивости иоткрытым к
"В
ысокий уровень
способности быть
чувствительносп ти,
великодушие,
развитое
умение
доверять своим чувствам и интуиции
получению информации, общительность, внимательность к людям, способность быстро
устанавливать контакты
Качества личности, составляющие такую личностную характеристику как «культура межнационального общения»
Гносеологический (когнитивный) Аксиологический (мотивационно-ценностный) Аксиологический (мотивационно-ценностный)
Базовые компоненты структуры субъектности/полисубъектности личности, участвующие в формировании «культуры межнационального общения»
- знание истории и культуры своего и иных народов; знание общепринятых норм и правил, регулирующих - знание национально-психологических особенностей представителей своего и иных этносов - высокая способность личности к познанию себя и других
отношения представителей различных этнических общностей
Гносеологический (когнитивный) компонент в структуре субъектности/полисубъектности личности
Высокая способность личности принять себя и иного как ценность, отношение к себе и иному с уважением и достоинством Сформированные приоритетные нормы и ценности по отношению к себе и иному, принятие норм, принципов и требований гуманистической этики Отношение к будущей профессии как к ценности (с высоким уровнем социальной значимости и с высокой степенью личностной ориентированности)
Аксиологический (мотивационно-ценностный) компонент в структуре субъектности/полисубъектности личности
Творческий 3 характер п проявления умений н м к т азвитая способность решать роблемные ситуации, аходить пути выхода из ежнациональных онфликтов, владение ехнологиями саморазвития Развитое умение конструировать межличностное взаимодействие с представителями различных этнических общностей на основе уважения культурных традиций
Праксиологический (деятельностный) компонент в структуре субъектности/полисубъектности личности
Этноиндифферентность Размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, Позитивная этническая идентичность, сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным
неактуальность идентичности отношением к другим народам. Оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и иным этническим группам.
Этническая идентичность
Интеграция Высокая способность личности входить в мир иной культуры, сохраняя национальную самобытность и устанавливая связи между различными культурными системами Консолидация Готовность и способность личности входить в мир иной культуры, сохраняя собственную культурную идентичность, приумножая общекультурные ценности
Стратегии взаимодействия культур
Педагогические - разработка и внедрение в учебный процесс дисциплин этнического содержания; - организация практико-ориентированных занятий; - внедрение в учебный процесс психолого-педагогической программы развития культуры межнационального общения, базирующейся на «Игротренинге этнокультур»; - создание предметно развивающей среды. Психологические - наличие сформированной системы ценностных ориентаций и личностных смыслов, в рамках гуманистически ориентированной философской парадигмы образования; - полисубъектный характер взаимодействия всех участников образовательного процесса; - ориентация на полисубъектное становление личности будущего педагога; - ориентация на самоактуализацию личности всех субъектов образовательного процесса; - позитивный эмоциональный
фон в ходе учебной и практико-ориентированной деятельности студентов;
- учёт последовательности включающихся компонентов
структуры
субъектности/полисубъектности личности: от аксиологического к гносеологическому; от
гносеологического к
праксиологическому.
Условия развития культуры межнационального общения будущих
педагогов
Педагогу близки интересы воспитанников, их проблемы. Общение с ними -не «производственная необходимость» и не способ самоутверждения, а духовная потребность. Дети и подростки безошибочно «чувствуют» педагога, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. Рядом с таким педагогом дети чувствуют себя в безопасности и комфорте. Благоприятная общая эмоциональная обстановка дает возможность плодотворной работы, сохраняет не только здоровье педагога, но и здоровье его воспитанников.
Благополучное психоэмоциональное состояние педагога определяет эффективность его работы. Педагог не теряет самообладания в экстремальных ситуациях, способен принимать верные решения при высокой ответственности за их последствия. Эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность педагога благотворно влияют на психологический климат в детском коллективе.
Педагогу свойственно позитивное самовосприятие. Он отличается творческим, недогматическим мышлением, способен создавать в жизни детского коллектива атмосферу живого общения, вступая с учащимися в
эмоциональный контакт и оказывая им психологическую поддержку, а при необходимости и помощь.
Педагог воспринимает ученика как личность, обладающую достоинством. Благодаря этому открывается возможность эмоционального развития детей, а их представления о себе приобретают реалистический характер. Поведение педагога отличается спонтанностью, позитивизмом и демократичностью.
Педагог является лидером в детском коллективе и имеет репутацию «душа компании». Ему близка позиция миротворца и как правило старается избегать душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Для такого педагога ребенок является равноправным партнером. Он привлекает детей к свободному ответственному принятию решений, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает индивидуальные характеристики и личные качества.
Основные методы воздействия: совет, просьба, убеждение, побуждение к действию. Для педагога характерны удовлетворенность своей профессией, высокая степень принятия себя и других, гибкость в выборе способов реагирования, открытость в общении как с детьми, так и с коллегами, устойчивое психоэмоциональное состояние, которое передается и учащимся, способствуя эффективности процесса их развития личности в целом. Такой педагог способен адекватно оценивать себя и результаты своей деятельности, отличается экстравертированным дружеским поведением, ориентированным на сотрудничество, предпочитает выстраивать дружеские социальные отношения, проецирует высокую стабильность и целостность личности, обусловливающую отсутствие глобальных жизненных проблем и способность решать конфликтные ситуации, обладает значительным творческим потенциалом, который предоставляет богатый выбор возможностей в педагогическом творчестве.
Педагогическая направленность личности ориентирована на развитие. Высокая эмпатийность педагога говорит о чувствительности к нуждам и проблемам окружающих, о великодушии, о склонности к принятию и
прощению, способности с неподдельным интересом относиться к людям. Он эмоционально отзывчив, общителен, быстро устанавливает контакты, и находит общий язык в любой культурной среде. Дети тянутся к такому педагогу. Окружающие ценят его за душевность. Такой педагог старается не допускать конфликты и находит компромиссные решения, выводя отношения в дальнейшем на уровень сотрудничества. Хорошо переносит критику в свой адрес. В оценке событий достаточно доверяет своим чувствам и интуиции, и не исключая выводы аналитические. Предпочитает работать в сотрудничестве с людьми, нежели в одиночестве.
Педагог с высоко развитым уровнем культуры межнационального общения характеризуется как «ассертивно поступающий педагог». Он не действует в ущерб кому-либо, уважая права других людей, но при этом не позволяет и «из себя вить веревки». Желаемой цели он достигает, не причиняя вреда окружающим. Он добивается своего, не манипулируя оппонентами посредством чувства вины или каким-либо иным способом из разряда приемов эмоционального шантажа. Он умеет склонить других к оказанию ему помощи или любезности. Не замыкается в себе, получив отказ в том, на что он, собственно, и не имел права рассчитывать. При столкновении интересов он способен договориться на выгодных условиях для каждой стороны взаимодействия.
Такой педагог характеризуется высоким уровнем толерантности, что предопределяет позицию признания и принятия иных культур, равенств и прав людей на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей; положительное отношение к культурным различиям; повышенная восприимчивость к любым проявлениям дискриминации; способность находить в иной культуре нечто полезное и ценное для себя самого и для культуры своего народа; понимание других культур, умение избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов; стремление рассматривать иные культуры сквозь призму ценностей и стереотипов самих этих культур; способность предполагать альтернативные взгляды на проблемы,
возникающие в поликультурном обществе.
Во взаимодействии культур педагог с высоким уровнем культуры межнационального общения стремится к стратегии «консолидации» -проявляет умение и желание жить в условиях сотрудничества с миром иных культур, сохраняя при этом свою личностную, этническую, национальную и культурную самобытность и идентичность, умеет уважать свои и иные традиции и менталитет, устанавливать связи между различными культурными системами, сохраняя при этом целостность своей культурной идентичности, становясь при этом би- или поликультурной личностью, способной приумножать общекультурные ценности посредством единения межкультурных разностей.
Общий психологический портрет педагога с высоким уровнем развития культуры межнационального общения
Резюмируя выше изложенное, необходимо отметить, что психолого-педагогическая модель развития культуры межнационального общения будущих педагогов представлена нами такими компонентами в своей структуре как:
- общее понимание и частное определение понятия «культура»;
- определение понятия «культура межнационального общения педагога»;
- качества личности, составляющие такую личностную характеристику как «культура межнационального общения»;
- базовые компоненты структуры субъектности/полисубъектности личности, участвующие в формировании «культуры межнационального общения»;
- гносеологический (когнитивный) компонент в структуре субъектности/полисубъектности личности;
- аксиологический (мотивационно-ценностный) компонент в структуре субъектности/полисубъектности личности;
- праксиологический (деятельностный) компонент в структуре субъектности/полисубъектности личности;
- этническая идентичность;
- стратегии взаимодействия культур;
- условия развития культуры межнационального общения;
- общий психологический портрет педагога с высоким уровнем развития культуры межнационального общения.
Библиографический список
1. Фалунина Е. В., Мирошниченко Е. В. Ценностные ориентиры и базовые принципы системы подготовки бакалавров психолого-педагогического направления / Российский научный журнал. 2013. 5 (36). С. 125-132.
2. Фалунина Е. В., Мирошниченко Е. В. Актуализация проблемы развития культуры межнационального общения будущих педагогов на основе компетентностного подхода / Российский научный журнал. 2014.1 (39). С. 111116.
3. Фалунина Е. В., Мирошниченко Е. В. Использование игр народов разных стран для разработки игротренинга в решении проблемы межкультурного взаимодействия (на примерах России, Средней Азии и Казахстана) / Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2013. №3 (13). С. 99-113.
4. Фалунина Е. В., Мирошниченко Е. В. Ценностные ориентиры и базовые принципы системы подготовки будущих бакалавров психолого-педагогического направления / Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований: Материалы Международной научно-практической конференции магистров, аспирантов, молоды ученых и их наставников факультета психологии и социальной работы, посвященной памяти заслуженного деятеля науки РФ, доктора психологических наук, профессора Алексея Фёдоровича Шикуна. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2013. 198 с.
5. Фалунина Е. В., Мирошниченко Е. В. Обоснование модели культуры межнационального общения педагогов современного образования / Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2014. №3 (14).
6. Сорокоумова Е. А., Бобоёров З. Х. Психологические механизмы личностного самоопределения / Инициативы XXI века. 2014. № 1. С. 49-51.
7. Фалунина Е. В., Чекмарева Т. Н. Пути решения проблемы развития толерантности личности будущих педагогов в условиях высшего образования. / Гуманитарные и социальные проблемы развития регионов Сибири : материалы XXIII Межвузовской научной конференции. Братск : Изд-во БрГУ, 2014. 40 с.
8. Фалунина Е. В., Чекмарева Т. Н. Актуализация проблемы развития толерантности личности у будущих педагогов в условиях высшего профессионального образования / Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - Тольятти: ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», 2013. №2 4 (26). С. 295-299.