Научная статья на тему 'Модель формирования готовности будущего учителя начальных классов к воспитанию культуры межнационального общения младших школьников'

Модель формирования готовности будущего учителя начальных классов к воспитанию культуры межнационального общения младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ГОТОВНОСТЬ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / MODEL / READINESS / INTERNATIONAL DIALOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова Рената Амировна

В статье определены принципы, структурные компоненты, критерии формирования готовности будущего учителя начальных классов к воспитанию культуры межнационального общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орлова Рената Амировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Readiness of the Future Teacher of Primary School and Instilling the Culture of International Dialogue in Younger Schoolchildren

The principles, structural components, criteria of readiness of the future teacher of primary school to Instilling the Culture of International Dialogue in Younger Schoolchildren are defi ned.

Текст научной работы на тему «Модель формирования готовности будущего учителя начальных классов к воспитанию культуры межнационального общения младших школьников»

11. Волков, Г. Н. Факторы народного воспитания в их взаимодействии [Текст] / Г. Н. Волков // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 235-260.

12. Цаллагова, З. Б. Этнопедагогический диалог культур [Текст] / З. Б. Цаллагова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 231-234.

13. Цаллагова, З. Б. Рецепты народного воспитания [Текст] / З. Б. Цаллагова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 289-297.

14. Цибизова, Е. Б. Гражданское образование школьников средствами краеведения в условиях крупного города [Текст] / Е. Б. Цибизова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 351-358.

15. Марченко, О. Н. Национально-региональный компонент в курсе литературы (на примере изучения фольклора коренных народов Таймыра) [Текст] /

О. Н. Марченко // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. -С. 304-319.

16. Наурызбаева, Р. Н. Применение эвристических методов в развитии художественно-творческой деятельности учащихся средствами народных традиций [Текст] / Р. Н. Наурызбаева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. -С. 295-303.

Р. А. Орлова

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Современные процессы глобализации, протекающие в направлении расширения взаимосвязей и взаимодействия различных стран и народов, актуализируют проблему роста национального самосознания, выражающегося в интенсивном развитии традиционно-национальных культур. В этих процессах нашло отражение противостояние двух противоположных динамических культурнопреобразующих тенденций общественного развития: с одной стороны, усиление универсализма, с другой - значимости уникального, национально - культурного, индивидуально - личностного.

Анализируя современный процесс подготовки студентов вуза к будущей профессиональной деятельности, нами отмечены возросшие требования общества к высшей школе:

- подготовка специалистов нового поколения в соответствии с перспективами научно-технического развития;

- замена статической модели подготовки студентов вуза к будущей профессиональной деятельности динамической, для которой характерна постоянная модернизация содержания, форм и методов обучения в вузе;

- участие в решении приоритетных, комплексных научно-исследовательских задач;

- осуществление связи высших учебных заведений с производством и др.

В первую очередь, речь идет о новом подходе к овладению необходимыми для будущего специалиста знаниями. Он выражается не столько в их количественном накоплении, сколько в интегративности гуманитарных, фундаментальных и профессиональных знаний, их обязательной реализации в практической деятельности еще в период обучения в вузе, необходимости формирования не столько знания-информации, сколько знания-мысли.

Мы видели свою первоочередную задачу в воспитании у студентов таких качеств личности, которые бы реально способствовали профессиональному саморазвитию, совершенствованию профессиональной компетенции будущего специалиста.

Одним из основополагающих качеств личности студентов мы считаем культуру межнационального общения, рассматривая развитие у них данного качества как важное условие успешной подготовки к будущей профессиональной деятельности как конкурентоспособного специалиста.

Общественно-исторические, социально-культурные, психолого-педагоги-ческие тенденции в преобразованиях российского общества оказали влияние на актуализацию проблем образования и воспитания культуры межнационального общения молодежи.

Теоретический анализ научной литературы (А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. Л. Бенин, Э. В. Ильенков, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, М. К. Мамардашвили, В. М. Межуев, Н. З. Чавчавадзе) приводит к выводу, что культура имеет историческое измерение, превращает человека в субъект и одновременно в результат исторического процесса. Потенциал культуры, как особое явление, во-первых, обладает всеобъемлющими функциями и свойствами развития общества, творческих сил и способностей человека; во-вторых, в культуре аккумулирован человеческий опыт бытия и освоения мира в виде способов восприятия, мышления, переживания и действия, а также в виде знаний, ценностей, норм, целей и смыслов, хранящих и воспроизводящих опыт духовной и практической деятельности. При этом образование играет роль ее «живого переводчика и транслятора» (М. М. Бахтин).

Высшее образование, педагогическое в том числе, призвано осуществлять ценностное ориентирование студента в культуре на самовоспроизводство личности. Новая парадигма образования приобщает молодое поколение к ценностям мировой культуры, культуры народа, она направлена на воспитание молодёжи в духе взаимоуважения, бережного отношения к родному языку и национальному достоянию народа, на осознание равенства и равноправия всех наций и народностей на основе приоритета общечеловеческих ценностей.

Культура межнационального общения как система характерных для личности, наций, классов и социальных групп или общества в целом идей и представлений, способов, форм и видов специфической культуротворческой деятельности углубляет взаимодействие и взаимовлияние людей различных национальностей, норм и национальных установок. Культура межнационального общения студента рассматривается как социально-педа-

гогическое явление. Её ценностно-смысловое содержание базируется на социально-философских и педагогических идеях преемственности поколений в знаниях о взаимосвязи образования и культуры, субъектности этноса, народности воспитания (Г. Н. Волков, Л. А. Волович, С. И. Гессен, Л. Н. Коган, Э. С. Маркарян и др.); на идеях социокультурной и этнокультурной идентичности личности (Ю. В. Арутюнян, Е. П. Белинская, Л. М. Дробижева, Т. Г. Стефаненко и др.); на идеях влияния социальной и этнокультурной среды на воспитание и развитие личности (М. А. Галагузова, А. Я. Журкина, И. А. Колесникова, Р. А. Литвак и др.).

Теоретический анализ психолого-педагогической, культурологической, социологической литературы позволил определить понятие «культура межнационального общения» как специфическое звено процесса профессиональной подготовки специалиста сферы «человек-человек», обеспечивающее полноценное межнациональное общение, направленное на освоение национальных, общечеловеческих ценностей и обогащающее личность студента.

Структура культуры межнационального общения представлена тремя взаимосвязанными компонентами: интеллектуальным, деятельностным, ценностно-мотивационным.

Интеллектуальный компонент характеризует знания, взгляды, убеждения человека. На основе знаний вырабатываются убеждения, которые отражают мотивацию, непосредственно стимулирующую поведение человека.

Отметим, что знания превращаются в личностные убеждения только в процессе деятельности человека. Кроме того, именно в практической деятельности человек проявляет свои убеждения, формирует необходимые умения и навыки по реализации взаимоотношений с представителями различных национальностей, умения доброжелательного, конструктивного межнационального общения. Все это дает основание выделить в структуре культуры межнационального общения деятельностный компонент.

Ценностно-мотивационный компонент включает национальные и общечеловеческие ценности, позволяющие оценивать свои поступки, действия и поведение других людей с точки зрения определенных представлений, выбирать предпочтительный способ межнационального общения, предполагает характеристику ценностей, интересов, целей, мотивов участия человека в межнациональном общении.

Исследователи выделяют основные функции культуры межнационального общения:

- гуманистическая: способствует развитию гуманитарной, нравственной, духовной, эмпатической культуры личности;

- коммуникативная: обеспечивает нравственно-эмоциональное взаимодействие с представителями разных этнических общностей как носителями различных этнокультурных ценностей;

- аксиологическая: обеспечивает создание, сохранение и усвоение социокультурных ценностей, инициирующих сохранение этнокультурной идентичности и развитие общей культуры личности;

- познавательно-развивающая: культура межнационального общения представляет собой способ овладения вариативной системой знаний и умений, социокультурным опытом, в том числе и межнационального общения, фактор развития и саморазвития личности и культуры;

- воспитательная: обеспечивает формирование системы позитивных отношений личности к ценностям национальных культур и их носителям, к традициям и обычаям народов, к их педагогическому опыту;

- регулятивно-корректирующая: выступает фактором регуляции процессов общения, развития и саморазвития личности в поликультурном социуме.

Необходимым условием успешного воспитания культуры межнационального общения школьников является профессиональная подготовка учителя, формирование готовности учителя к воспитанию культуры межнационального общения, имеющие свою специфику в поликультурном регионе. Подготовка будущих учителей к работе в поликультурном пространстве региона нами рассматривается как процесс, в основе которого лежит специально организованная и сознательно осуществляемая педагогическая деятельность по овладению поликультурным общественно-педагогическим опытом, необходимым для успешной работы в образовательных учреждениях многонационального региона.

Готовность будущего учителя начальных классов к воспитанию культуры межнационального общения рассматривается как качество личности, проявляющееся во внутренней ориентированности на воспитание культуры межнационального общения младших школьников, в способности определять для себя личностный смысл в воспитании культуры межнационального общения, в стремлении и умении добавить новые знания о воспитании культуры межнационального общения, в эффективном умении использовать их для оптимального решения возникающих проблем межнационального общения на основе диалога культур, взаимопонимания, уважения, толерантного взаимодействия с людьми других национальных культур, в использовании возможностей межнационального общения для развития личности.

С целью формирования готовности будущего учителя начальных классов к воспитанию культуры межнационального общения младших школьников нами сконструирована и экспериментально проверена модель формирования готовности будущего учителя начальных классов к воспитанию культуры межнационального общения младших школьников, включающая в себя следующие блоки: целевой (призван формулировать основные цели функционирования данного процесса); мотивационно-ценностной (создаёт побудительную и направляющую базу для формирования готовности будущего учителя начальных классов к воспитанию культуры межнационального общения младших школьников); когнитивный (интеграция общекультурных, профессиональных, психолого-педагогических знаний по проблематике воспитания культуры межнационального общения младших школьников); деятельностный (интегрирует требования предстоящей профессиональной деятельности будущего учителя начальных классов, возможностей вуза по

формированию готовности будущего учителя начальных классов к воспитанию культуры межнационального общения младших школьников); оценочно-регулятивный (оценивает результативность работы по формированию готовности будущего учителя начальных классов к воспитанию культуры межнационального общения младших школьников).

Целью модели является формирование готовности будущего учителя начальных классов к воспитанию культуры межнационального общения младших школьников.

Цель позволяет предвосхитить ожидаемый результат и задать ориентиры деятельности преподавателей.

В процессе декомпозиции цели нами сформулированы следующие задачи:

1) формирование оптимального мотивационного комплекса; 2) формирование системы знаний о сущности воспитания культуры межнационального общения младших школьников; 3) формирование умений воспитания культуры межнационального общения младших школьников; 5) формирование опыта самостоятельного нахождения и выбора способов воспитания культуры межнационального общения младших школьников в новых ситуациях; 6) формирование опыта рефлексии и оценки.

Состояние каждого элемента модели и их взаимодействие определяется принципами гуманизации, координации, интеграции, преемственности, диатропичности.

Одним из принципов модели формирования готовности будущего учителя начальных классов к воспитанию культуры межнационального общения младших школьников является принцип гуманизации, который в контексте исследуемой проблемы рассматривается нами в двух направлениях: гуманизация образовательного процесса, гуманность цели, методов, средств обучения и воспитания на всех этапах процесса формирования готовности будущего учителя к воспитанию культуры межнационального общения младших школьников; признание ценности человека как личности, сотрудничество и сотворчество превалирует над авторитарными воздействиями, утверждая субъект-субъектные отношения.

Эффективность функционирования образовательного процесса формирования готовности будущего учителя начальных классов к воспитанию культуры межнационального общения младших школьников в значительной мере зависит от реализации принципа координации, в основу которого положена деятельность субъектов управления, ориентированная на слаженную работу всех составляющих звеньев образовательного процесса. Принцип координации, предполагает ясность цели по формированию готовности будущего учителя к воспитанию культуры межнационального общения младших школьников, логичность и согласованность шагов при движении к этой цели, четкость планирования.

Принцип координации связан с принципом интеграции, который заключается в обеспечении целостности образовательного процесса и его резуль-

тата. Данный принцип обеспечивает взаимосвязь как внутри элементов, так и между элементами, входящими в образовательный процесс.

Принцип преемственности в рамках нашего исследования рассматривается как педагогический принцип, обеспечивающий стабильную связь между отдельными сторонами и этапами формирования готовности будущего учителя начальных классов к воспитанию культуры межнационального общения младших школьников. Проявляясь в образовательном процессе при переходе студента от одного образовательного этапа к другому, более высокому, принцип преемственности формирует условия для дальнейшего развития личности обучаемоего.

Принцип диатропичности в процессе формирования готовности будущего учителя начальных классов к воспитанию культуры межнационального общения младших школьников обусловлен разнообразием образовательных задач, содержания, форм, методов и мотивов его участников, уровня подготовленности, психологических особенностей субъектов образовательного процесса.

Рассмотренные методологические подходы позволили выделить критерии готовности будущего учителя к воспитанию культуры межнационального общения учащихся: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный и разработать их показатели.

Мотивационно-ценностный критерий выявляет ценностное отношение к самому себе, к другим, осознание необходимости педагогической работы по воспитанию культуры межнационального общения младших школьников, понимание учителем своей фасилитативной позиции в этом процессе, осмысление ценности профессионального самосовершенствования, понимание собственных целей, потребностей и интересов, степень удовлетворенности уровням культуры межнационального общения.

Показателями когнитивного критерия являются знания о способах воспитания культуры межнационального общения младших школьников, познание общенаучных и конкретных теорий, наличие умений по определению цели и задач деятельности, поиску дополнительной информации, по овладению методикой диагностики уровня воспитанности культуры межнационального общения младших школьников и планирование на этой основе развивающей работы.

Деятельностный критерий характеризует владение умениями сотрудничать и взаимодействовать с представителями других национальностей, стремление расширять практические умения и навыки в области воспитания культуры межнационального общения младших школьников.

Рефлексивный критерий позволяет осмыслить представление о контроле, анализе любой деятельности, умения анализировать успешность достижения учащихся, потребность анализировать свой опыт по воспитанию культуры межнационального общения младших школьников, определять новые цели и задачи своей профессиональной деятельности на основе полученных результатов.

Успешность формирования готовности будущего учителя начальных классов к воспитанию культуры межнационального общения младших школьников измеряется с помощью обобщенного показателя - коэффициента готовности студентов к воспитанию культуры межнационального общения. Коэффициент готовности студентов к воспитанию культуры межнационального общения младших школьников в нашем исследовании определяется на основе самооценки студентов, оценок преподавателей, непосредственно работающих со студентами.

В соответствии с разработанными в исследовании критериально - оценочным аппаратом формирование готовности будущего учителя к воспитанию культуры межнационального общения младших школьников проходит на высоком, среднем, низком уровнях успешности. Для каждого уровня успешности нами определены интервалы изменения коэффициента готовности будущего учителя начальных классов к воспитанию культуры межнационального общения, среднее значение коэффициента готовности будущего учителя начальных классов к воспитанию культуры межнационального общения младших школьников и коэффициенты по каждому из критериев.

Для реализации содержания структурных компонентов модели формирования готовности будущего учителя начальных классов к воспитанию культуры межнационального общения младших школьников, нами определены следующие педагогические условия:

- разработка и реализация содержания учебной деятельности студента, обеспечение направленности образовательного процесса на основеинтегра-ции общекультурного, общепрофессионального, предметного блоков;

- обогащение образовательного процесса диалогическим взаимодействием преподавателей и студентов при фасилитативной позиции преподавателя;

- активное включение студентов во внеучебную воспитательную деятельность;

- практико - ориентированная направленность процесса формирования готовности будущего учителя начальных классов к воспитанию культуры межнационального общения младших школьников.

Библиографический список

1. Сластенин, В. А. Личностно ориентированные технологии профессионально-педагогического образования [Текст] / В. А. Сластенин, В. А. Беловолов, Е. В. Ильенко // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 49-74.

2. Екеева, Э. В. Этническая ономастика как образно-знаковая система национальной культуры [Текст] / Э. В. Екеева // Сибирский педагогический журнал. -2008. - № 1. - С. 298-308.

3. Хажин, А. В. Этнопедагогическое воспитание студентов вуза физической культуры [Текст] / А. В. Хажин // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 1. - С. 154-160.

4. Крестовский, А. В. Духовно - нравственное воспитание как социально -педагогический феномен [Текст] / А. В. Крестовский // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 192-198.

5. Цаллагова, З. Б. Рецепты народного воспитания [Текст] / З. Б. Цаллагова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 289-297.

6. Юдина, О. И. Формирование этнической толерантности в поликультурном пространстве [Текст] / О. И. Юдина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 4. - С. 237-243.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.