обстановке конфронтации с местной знатью и сопротивления религиозных лидеров. Однако насильственная христианизация, невнимательное, разрушительное отношение миссионеров и других российских просветителей к родной культуре и языку инородцев также вносили негативную окраску в восприятие населением проводимых реформ.
Все это вело к низкой эффективности образовательной политики России в отношении инородцев, и требовало разработки новых концептуальных подходов к национальному образованию.
Библиографический список
1. История педагогики / Под ред. В. А. Сластенина. - М. 1999. с. 28.
2. Корнетов, Г. Б. Всемирная история педагогики. [Текст] / Г. Б. Корнетов - М. 1994. С. 42.
3. Леонтьев, А. А. Система образования в России. «Школа 2100». Приоритетные направления развития Образовательной программы [Текст] / Под научной редакцией А. А. Леонтьева. Вып. 4. - М. 2000. - с. 82.
4. Труды особого совещания по вопросам образования восточных инородцев. - СПб. 1905. с. 221.
5. Юрцевский, Н. С. Очерки по истории просвещения в Сибири. [Текст] /
Н. С. Юрцевский - Ново-Николаевск. 1927. Вып. 1. - С. 103-105.
6. Исторический опыт народного образования Тюменского края: материалы научно-практической конференции. - Тобольск. 1992. с. 8.
УДК 37
Е. С. Бабунова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Культурная деятельность ЮНЕСКО сосредоточена на стимулировании творческой деятельности человека, изучении культур и охране мирового культурного наследия. При этом одной из главных задач своей деятельности ЮНЕСКО провозглашает создание реальных условий для удовлетворения этнокультурных потребностей детей и молодежи.
Этнокультурное образование должно стать институтом воспроизводства и развития этнокультуры, оно должно принять в качестве критерия эффективности повышение уровня этнокультурной образованности личности. Под термином «дошкольное этнокультурное образование» мы понимаем систему обучения и воспитания, направленную на формирование этнокультурной личности.
Осуществленный нами анализ научной литературы показал, что проблема дошкольного этнокультурного образования определяет специфику использования социально-педагогических возможностей этнокультуры в развитии личности.
Этнокультура понимается нами как совокупность выработанных этносом явлений и объектов материальной и духовной жизни, являющихся его спецификой, находящей свое отражение в языке и отличающей один этнос от другого.
Материальная культура - это объекты (предметы, вещи), материально существующие в пространстве в определенные временные периоды, например, орудия груда, жилище и хозяйственные постройки, пища (сюда же входят культурные растения и домашние животные), одежда и украшения, средства транспорта и связи.
Духовная культура - это выработанная коллективным разумом людей вся система производственных навыков, народных знаний, традиций и обычаев (связанных с хозяйственной, социальной и семейной жизнью человека), различных видов искусств, народного творчества, религиозных представлений и верований, которая передается как обязательная информация от поколения к поколению через этнокультурное образование.
В разрабатываемой нами концепции мы рассматриваем дошкольное этнокультурное образование как педагогическую систему, направленную на приобщение личности к ценностям культуры и овладение социальным опытом своего и иного этноса, а также развитие ценностно-смысловой сферы его сознания, становления его личности и индивидуальности как субъекта поликультурного общества.
В узком педагогическом смысле этнокультурное образование - это процесс влияния на человека с целью формирования личности, способной выйти за рамки своей этничности, с одной стороны, а с другой - уважающей и принимающей культуру своего этноса, развития ее качеств в соответствии с требованиями жизни в поликультурном обществе. Смысл этнокультурного образования заключается в ориентации на общечеловеческие и этнические ценности.
Проведенный нами анализ показал, что в рамках этнокультурного образования дошкольное этнокультурное образование рассматривается как гуманитарная практика в единстве трех аспектов (социальное явление, процесс и деятельность), отражающих три аспекта духовного бытия человека: его социокультурное (социокультурная контекстность, выбор и осуществление культуросообразного образа жизни и поведения), индивидуальное (само-становление субъектом деятельности, поведения, отношений, культуры) и сопричастное бытие вместе со значимыми другими (межсубъектное ценностно-смысловое диалогическое взаимодействие).
Внимание современного общества к культуре, к человеку, его духовному миру составляет характерную черту цивилизованного мира. В работах философа Г. С. Батищева общечеловеческие ценности определяются поня-
тиями Добро, Истина, Красота, Нравственность, Полезность. Эти ценности принадлежат к разряду вечных, являются ценностями культуры, науки и образования [1]. По мнению М. С. Кагана, социально - личностное развитие невозможно вне понятий культура и ребенок. Культура понимается автором как целостный взгляд на вещи, которые отражают технологию и духовность. Культура выступает интегрирующим фактором освоения общечеловеческих ценностей [7].
Ряд авторов рассматривает культуру с позиции аксиологического подхода (В. В. Давыдов, А. И. Леонтьев, Э. С. Маркарян, М. Мид, Э. А. Орлова и др.). Согласно точке зрения указанных авторов, культура рассматривается как ценность, выполняющая межпоколенную трансмиссию, т. е. культура
- это содержательный аспект социальных отношений. В отношениях проявляется опыт народа, образ и стиль жизни людей, составляющих основу поведения человека.
По мнению академика Г. Н. Волкова, культура - это созданное и накопленное человечеством материальное и духовное богатство, которое служит дальнейшему развитию (культивированию), приумножению творческих возможностей личности [5].
Общепринятым в философской и исторической литературе является рассмотрение культуры через призму материальных и духовных ценностей. В работах Ю. Бромлей культура понимается как совокупность материальных объектов, идей, образов, технологий их изготовления и оперирования ими, устойчивых связей между людьми, оценочных критериев. В данном случае культура рассматривается как социальная память человека, представленная в рукотворном мире, в символах и знаках.
В. С. Библер, рассматривая феномен культуры XX века, определяет следующие подходы: диалогичность культуры, предполагающей взаимопри-тяжение и взаимоисключение прошлых, настоящих и будущих культур; диалогичность культур предполагает особую форму их общения - взаимо-переход и взаимообновление; общение личностей реализуется через общение культур. Согласно точке зрения В. С. Библера, культурологический подход способствует четко выраженной и выстроенной направленности образования на культуру. Исходные теоретические положения В. С. Библера опираются на принципы дополнительности и соответствия, суть которых заключена во взаимосвязи образования, культуры, искусства и личности. Эта взаимосвязь есть современная черта культуры. Человек в образовании и культуре представлен как субъектная ценность и результат своей собственной деятельности [3].
Основополагающее значение для обоснования теоретических посылок нашего исследования имеют следующие философские положения: культура - уникальный феномен общества, многофункциональный по своей роли, поскольку служит передаче и сохранению социального опыта в форме материальных и духовных ценностей; несет в себе познавательное содержание; способствует становлению определенного историчес-
кого типа личности; является формой организации общественной жизни (С. Н. Артановский, А. А. Беляев, Ю.Бореев и др.); культура - содержательный аспект социальной жизни людей, выраженный в создаваемых ими материальных и духовных ценностях (В. С. Библер, П. С. Гуревич,
Э. С. Маркарян); овладение культурой способствует развитию социальной сущности личности, приобщая её к национальным и общечеловеческим ценностям (С. Н. Артановский, Э. С. Маркарян).
У истоков общечеловеческой культуры стоит национальная культура. Постижение национальной культуры рассматривается философами под углом зрения изучения её особенностей. Так, Н. Бердяев в книге «Судьба России» писал: «Культура никогда не была и никогда не будет отвлеченно - человеческой, она всегда конкретно - человеческая, то есть национальная» [2, с. 3].
Но если определение культуры довольно четкое, то очертить контуры понятия «народная» можно только в определенном контексте. В исследовании В. С. Болбас характеризуется понятие «народ». Оно может означать: все население страны или региона; классы и слои населения, которые представляют собой подавляющее большинство общества и состоят в основном из трудящихся; различные формы исторических объединений людей (племя, род, нация). Только третий вариант определения В. С. Болбас относится к категории «этнос». В этом случае термины «народная культура» и «этническая культура» приобретают синонимическую взаимосвязь. Каждый конкретный этнос создает на протяжении веков свою собственную культуру. Отсюда, можно утверждать о возникновении множества культур, которые имеют свои универсалии (нормы, ценности, правила, традиции), т. е. свойства, присущие всем народам [4].
Народная культура как определенная целостность может состоять из материальной и духовной частей. К материальной культуре авторы относят все материальные средства, орудия, продукты человеческого труда, технику, жилища и т. д. к духовной составляющей можно отнести народное искусство, религию, идеологию, нормы морали и поведения («моральный кодекс»), воспитание и обучение подрастающего поколения, т. е. народную педагогику.
Ряд авторов (И. Ф. Галигузов, Д. С. Лихачев и др.) оспаривают деление культуры на материальную и духовную. По их мнению «не должно быть выпячивания одного по отношению к другому. Грани между материальной и духовной сферами культуры весьма условны и расплывчаты» [6]. Материальные предметы культуры являются воплощением идеи, художественного вкуса, требований морали, выражают эстетические привязанности и уровень интеллекта. В связи с этим, И. Ф. Галигузов предлагает «делить материальные продукты культуры народа на предметно-вещественные (жилища, орудия труда и т. д.) и знаково-символические». К ним относятся те продукты культуры, которые передают свою информацию через слова, символы, знаки, изображения (устное народное творчество, картины, росписи,
схемы, танцы и т. д.). Материальное и духовное находятся в диалектическом единстве [6].
Этнометодологический (этнокультурный) научно-теоретический подход в образовании предполагает использование потенциала народной педагогики. Методологические основы определили деятельностный и личностный подходы к развитию ребенка дошкольного возраста; культурологический и аксиологический подходы, определяющие культуру как ценность и её своеобразие. Современный подход к этнокультурному образованию предполагает его гуманистический характер, направленный на общечеловеческие ценности, реализацию идей педагогики сотрудничества, содружества, собратства и субъектно - субъектных отношений. Образование в контексте культуры рассматривается как проектировочная деятельность человеком своей жизнедеятельности, где социально-значимые качества личности и её индивидуальность определяются мерой включения в социокультурное, в том числе этнокультурное пространство.
Этнокультурное образование, построенное по принципу возрастной сообразности и психологической адекватности должно опираться на личнос-тно - ориентированное взаимодействие педагога с детьми. Для того чтобы взаимодействие протекало в такой форме, необходима особая организация образовательного пространства, определенный стиль поведения взрослых и детей. В образовательном пространстве ДОУ необходимо создавать максимально качественные условия для реализации этнокультурного образования.
В условиях интеграции содержания, различных видов деятельности особое значение приобретает средовой фактор этнокультурного развития дошкольников.
Современный философский взгляд на среду базируется на понимании её как системы, включающей разнообразные взаимосвязи предметного и личностного характера.
С позиции психологии социокультурная среда представляет собой источник, питающий развитие личности, а совместная деятельность и общение людей между собой, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, выступают подлинными основаниями и движущей силой развития личности.
По мнению Н. В. Гусевой, социокультурная среда представляет совокупность вещных структур и зависимостей, через которые реализуются деятельность и ролевое поведение индивида. Эта же позиция находит отражение Н. Л. Новиковой, Л. П. Буевой, которые под средой понимают социальное пространство, окружающее человека, содержание которого он воспринимает, с которым взаимодействует.
Среда тесно связана с природой, она отражает процесс культурного развития народов, проживающих в данном регионе. С этих позиций среда может выступать как образовательная, где образование выступает моментом существования социума и его «моделью», в ней есть сила и действие (В. С. Библер); способствует распространению и приобретению новых соци-
окультурных ценностей; усиливает субъектно-субъектные взаимоотношения (А. В. Мудрик).
Образовательную среду можно классифицировать по широте охвата, уровням соподчиненности: образовательная среда региона, муниципального образования, района, социальных институтов. По мнению
В. И. Слободчикова, границы содержания образовательной среды определяют предметность культуры и внутренний мир, сущностные силы человека в их взаимополагании, в образовательном процессе. Л. И. Божович, рассматривая влияние среды на личность дошкольника, определяла среду как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий. Данное сочетание создает основу для динамики развития и появления новых качественных образований. Главным является активная включенность ребенка в среду, его эмоционально - положительное отношение к ней.
По мнению А. Н. Леонтьева, среда - это, прежде всего то, что создано человеком как отражение человеческого творчества, культуры [8]. Культурная одаренность заключается, прежде всего, в том, чтобы освоить, овладеть этнокультурным содержанием среды, то есть ребенок является активным исследователем данной среды. Таким образом, средоориентированный подход позволяет перенести акцент в деятельности педагога с активного воздействия на личность в область формирования среды.
Проектирование образовательного пространства дошкольного учреждения учитывает неоднородность и разнообразие микросред, среди которых:
- предметно - пространственная среда. Её компоненты обеспечивают полноценность социального развития ребенка, «удовлетворяют потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка» (Л. С. Выготский). Параметры построения предметно пространственной среды учитывают деятельностно-возрастной подход, полифункциональность предметного мира отражают особенности той или иной образовательной программы (Н. Н. Поддьяков, С. Л. Новоселова, Л. М. Кларина и др.);
- среда субъектно-субъектного взаимодействия, которая обогащается содержательным взаимодействием различных субъектов как участников образовательного процесса (Ю. С. Мануйлов, В. А. Петровский, Л. И. Новикова, В. Д. Семенова). Принадлежность субъекта к миру детей или к миру взрослых дает возможность выделить основные среды его жизнедеятельности, обусловленные законами взаимодействия субкультур;
- среда образовательного процесса, включающая систему образовательных отношений и находящую отражение в разнообразных образовательных мероприятиях;
- воспитательная семейная среда как социокультурное окружение, имеющее свой потенциал, особенности. Данный вид среды дает возможность «погружения» ребенка в мир семейной, трудовой, коммуникативной, информационной культур; родители являются первоочередными носителями социокультурной информации;
- культурно - историческая среда, включающая: художественную, социокультурную, образовательную, культурную, природную, историческую (Т. Ю. Купач, Р. М. Чумичева).
Среди источников формирования начал исторического самосознания мы выделяем этническую культуру, географическую определенность народа, его историческое прошлое. При этом, включая исторические ценности в культурно - образовательное пространство, необходимо помнить о субъективном смысле информативности знаний, что определяется характером социального опыта детей.
Вышеописанное позволяет утверждать, что важнейшим организационно - педагогическим условием может выступать этнокультурное пространство (среда), кото-
рое заключает в себе мощный образовательный потенциал. В исследовании В. А. Петровского, Л. М. Клариной, Е. Д. Висангириевой подчеркивается, что социокультурная развивающая среда (частью которой является этнокультурная) должна быть сложной, гетерогенной (разнообразной), позволять ребенку свободно переходить из одного «поля» смыслов в другой. В связи с этим, среда должна быть незавершенной, являясь стимулом для проявления субъектной позиции ребенка. Социокультурная среда создает возможности как для духовно - эмоционального, так и познавательно - действенного проявлений.
В нашем исследовании при создании социокультурной среды, включающей этнокультурную, ведущими линиями реализации данного условия были: предметно - информационная обогащенность (атрибуты народного быта, макеты народных жилищ, краеведческие уголки и экспозиции и др.); образцы творческой деятельности различных народов региона (предметы - подлинники: книги, картины; декоративно - прикладное искусство и др.); эмоционально - ценностная культурная значимость (народные игрушки, предметы, обладающие исторической, духовной, эстетической ценностью); знаково-символическая насыщенность (портреты исторических личностей, фотографии, костюмы народа, атрибуты народного домашнего быта).
Обогащение разных видов средств шло за счет использования элементов народной педагогики: мини - музей («Путешествие в прошлое предметов»), детские музеи («Один шаг - и ты в истории»); уголки народного творчества, где представляется возможность для практической творческой деятельности; краеведческий музей ДОУ, тематические экспозиции которого отражали основные сферы жизнедеятельности края: историческая, культурная, трудовая, экологическая, культурно - досуговая.
Основываясь на определении традиции как модели, передаваемой из поколения в поколение, в содержание образовательной среды вводились различные традиции: календарно - трудовые (связанные с хозяйственной деятельностью народа, согласно народному календарю, связанные с овладением и применением трудовых операций; воспитанием трудолюбия, форми-
рованием ценностного отношения к труду); семейно - бытовые (связанные с реализацией семейных взаимоотношений, воспитанием, обучением детей, с организацией быта семьи, с освоением морально - этического кодекса, являющегося регулятором семейных отношений); социальные (связанные с общественными отношениями, окружающим миром)); праздничные (отражающие синкретическую форму культуры народа, сочетающую в себе разнообразные возможности выразительности и изобразительности); фольклорные (использование фольклорных жанров в быту, семье, воспитании детей, в общении, на праздниках и т. д.).
Основными формами реализации данных традиций выступали: организованный цикл познавательных занятий (беседы, рассматривание оригинальных предметов быта: костюмы, посуда, украшения, картин и репродукции, иллюстраций, фотографии, слайдов; просмотр и прослушивание аудио - и видеозаписей; «Путешествие по реке времени», «Путешествия по карте» и др.); организация экскурсий в художественные мастерские, в реальные деревню, станицу, аул [10; 11; 12; 13; 14; 15; 16].
Стилевая педагогика поведения участников, понимание необходимости и обязательности взаимодействия могут стать залогом успешности образовательного процесса детского сада. Проектирование и реализация этнокультурной среды способствует становлению социокультурного развития дошкольника, формированию этнокультурной личности.
Библиографический список
1. Батищев, Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип [Текст] / Г. С. Батищев // Человек в социалистическом и буржуазном обществе. - Л.: ЛГУ, 1966. - С. 254-267.
2. Бердяев, Н. А. Смысл истории [Текст] / Н. А. Бердяев. - М.: Мысль, 1990. - 173 с - 126 с.
3. Библер, В. С. Культура. Диалог культур. [Текст] / В. С. Библер // Вопросы философии. - 1989. - № 6. - С. 31-35.
4. Болбас, В. С. О понятиях и терминах этнопедагогики [Текст] /
В. С. Болбас // Педагогика. - 2001. - № 1. - С. 45-56.
5. Волков, Г. Н. Этнопедагогика [Текст] / Г. Н. Волков. - М.: Издат. центр «Академия», 2000. - 168 с.
6. Галигузов, И. Ф. Народы Южного Урала: история и культура [Текст] / И. Ф. Галигузов. - Магнитогорск, 2000. - 499 с.
7. Каган, М. С. Философия культуры [Текст] / М. С. Каган. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 416 с.
8. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977. - 345 с.
9. Чумичева, Р. М. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника [Текст] / Р. М. Чумичева. - Ростов н / Д.: РГПУ, 1995. - 272 с.
10. Бубякина, Н. Е. Мультикультурное воспитание и образование как основа создания полиэтнической школы [Текст] / Н. Е. Бубякина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 184-191.
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ...
11. Волков, Г. Н. Факторы народного воспитания в их взаимодействии [Текст] / Г. Н. Волков // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 235-260.
12. Цаллагова, З. Б. Этнопедагогический диалог культур [Текст] /
З. Б. Цаллагова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 231-234.
13. Цаллагова, З. Б. Рецепты народного воспитания [Текст] /
З. Б. Цаллагова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 289-297.
14. Цибизова, Е. Б. Гражданское образование школьников средствами краеведения в условиях крупного города [Текст] / Е. Б. Цибизова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 351-358.
15. Марченко, О. Н. Национально-региональный компонент в курсе литературы (на примере изучения фольклора коренных народов Таймыра) [Текст] / О. Н. Марченко // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. -
С. 304-319.
16. Наурызбаева, Р. Н. Применение эвристических методов в развитии художественно-творческой деятельности учащихся средствами народных традиций [Текст] / Р. Н. Наурызбаева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. -
С. 295-303.
Р. А. Орлова
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Современные процессы глобализации, протекающие в направлении расширения взаимосвязей и взаимодействия различных стран и народов, актуализируют проблему роста национального самосознания, выражающегося в интенсивном развитии традиционно-национальных культур. В этих процессах нашло отражение противостояние двух противоположных динамических культурнопреобразующих тенденций общественного развития: с одной стороны, усиление универсализма, с другой - значимости уникального, национально - культурного, индивидуально - личностного.
Анализируя современный процесс подготовки студентов вуза к будущей профессиональной деятельности, нами отмечены возросшие требования общества к высшей школе:
- подготовка специалистов нового поколения в соответствии с перспективами научно-технического развития;
- замена статической модели подготовки студентов вуза к будущей профессиональной деятельности динамической, для которой характерна постоянная модернизация содержания, форм и методов обучения в вузе;
- участие в решении приоритетных, комплексных научно-исследовательских задач;
- осуществление связи высших учебных заведений с производством и др.