Научная статья на тему 'Толерантность личности как условие ее профессиональной активности'

Толерантность личности как условие ее профессиональной активности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
310
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рубцова Мария Олеговна

В статье представлен анализ содержания понятий толерантность и профессиональная активность личности. Толерантность личности рассматривается автором как условие профессиональной активности. Профессиональная активность понимается как способ взаимодействия субъекта профессиональной деятельности с профессиональной средой, нормами, традициям требованиями профессиональной деятельности. Профессиональная активность характеризует степень зависимости от субъекта развития его профессиональной деятельности, профессионального становления. В статье приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи показателей толерантности и профессиональной активности личности у учителей, а именно, чем выше уровень развития толерантности, тем выше уровень профессиональной активности педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Толерантность личности как условие ее профессиональной активности»

УДК 159.9.07

Рубцова Мария Олеговна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретических основ физической культуры факультета физической культуры Новосибирского государственного педагогического университета, for.mashi@gmail.com, Новосибирск.

толерантность личности как условие ее профессиональной активности

Аннотация. В статье представлен анализ содержания понятий толерантность и профессиональная активность личности. Толерантность личности рассматривается автором как условие профессиональной активности. Профессиональная активность понимается как способ взаимодействия субъекта профессиональной деятельности с профессиональной средой, нормами, традициям требованиями профессиональной деятельности. Профессиональная активность характеризует степень зависимости от субъекта развития его профессиональной деятельности, профессионального становления. В статье приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи показателей толерантности и профессиональной активности личности у учителей, а именно, чем выше уровень развития толерантности, тем выше уровень профессиональной активности педагогов.

Ключевые слова: толерантность, социальная активность, профессиональное самоопределение, профессиональная активность личности

Rubtsova Mariya Olegovna

Candidate ofpsychological sciences, associate professor of the department of theoretical bases ofphysical culture at the Novosibirsk state pedagogical university, for.mashi@gmail.com, Novosibirsk

tolerance of the personality as condition of its professional activity

Abstract The analysis of the concepts of tolerance and professional activity of the personality is presented. Tolerance of the personality is considered by the author as a condition of professional activity. Professional activity is understood as a way of interaction of the subject of professional activity with the professional environment, norms, to traditions requirements of professional activity. Professional activity characterizes the degree of dependence on the subject of development of its professional activity, professional formation. Results of empirical research of interrelation of indicators of tolerance and professional activity of the personality at teachers are given namely, when the tolerance level of development is higher, the level of professional activity of teachers is higher.

Keywords: tolerance, social activity, professional self-determination, professional activity of the personality

К изучению проблем, связанных с формированием толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности, обращается все больше исследователей. В России этот интерес особенно стимулирует принятая в 2001 г. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

Диапазон дефиниций толерантности достаточно широк. Толерантность определяется как: характеристика межкультурного взаимодействия в социальном аспекте

(Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко, Л. А. Шай-герова), формирующиеся нормы поведения в педагогическом аспекте (Л. А. Волович, И. А. Колесникова, Г. В. Мухаметзянова); совокупность характеристик и установок личности в психологическом аспекте (А. Г. Асмолов, В. В. Глебкин, Г. У Солда-това, Л. А. Шайгерова); результат преломления личностных свойств и качеств в системе отношений субъекта в условиях микро- и макро- социума в социально-психологическом аспекте (Г. Л. Бардиер, А. В. Перцев). Исследуются механизмы формирования,

этапы и структура толерантности с позиций внутриличностных характеристик, детерминант, определяющих толерантное сознание и толерантное поведение. Также изучаются ее различные виды: этническая толерантность (И. М. Карлинская, Е. И. Шлягина), политическая толерантность (М. А. Гули-ев, Г. М. Денисовский, П. М. Козырева), религиозная толерантность (О. С. Борисов, М. Ю. Смирнов), межличностная толерантность Е. В. Алексеева, С. Л. Братченко и др.). Операционализируя понятие толерантности в контексте проведения эмпирических исследований, разработки практических технологий, авторы выделяют четыре основных ракурса как: психологической устойчивости, системы позитивных установок, совокупности индивидуальных качеств, системы личностных и групповых ценностей.

В. А. Лекторский к признакам толерантности относит расширение собственного опыта за счет терпимости, уважения к другой позиции в результате критического диалога [Приводится по: 5]. По мнению В. А. Леонтьевой, «толерантность специалиста нашей эпохи начинается с преодоления недоверия к «нестрогим» социогуманитар-ным и вненаучным способам освоения мира, складывающимся в искусстве, религии и других сферах культуротворчества, а также с «признания права на жизнь» за духовно-нравственным опытом, который не аргументирован с позиции науки» [Цит. по: 1, с. 18].

Толерантность является неотъемлемым качеством зрелой личности, так как зрелость личности предполагает наличие таких черт, как ответственность за свои чувства, мысли и поступки, выбор сотрудничества как стиля взаимоотношений, принятие другого человека целиком, таким, какой он есть, гибкость и способность к адаптации. Особенно важным является вопрос формирования толерантного сознания у будущих специалистов педагогической направленности как составляющей из профессиональной идентичности в период обучения в педагогическом университете [3].

Актуальность данной тематики обусловила появление нового направления в педагогике - педагогики толерантности (А. Г. Асмолов, Б. С. Гершунский, Д. В. Зиновьев и др.). По их мнению, она должна заниматься следующими проблемами: соз-

дание социально-педагогических условий толерантного взаимодействия, толерантного образовательно-воспитательного пространства; создание условий культуры общения; развитие синергетического мышления, позволяющего принимать широкий спектр личностных качеств, индивидуальных и этнических проявлений человека и т. д.; личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, основой которою являются субъект-субъектные отношения в системе «преподаватель - студент» [2].

Значимой характеристикой саморазвития будущего педагога является его социальная активность как оптимальное сочетание инициативы и исполнительности. В период обучения в ВУЗе студенты осваивают нормативно-личностный уровень социальной активности как выход за пределы заданного, проявление своего собственного отношения к тому, что они делают, познают. Способность к проявлению социальной активности постепенно определяет и способность к совершению личностных выборов, развивает тенденцию к субъективной свободе. Эта свобода состоит в том, что человек может самостоятельно осуществлять выбор среди ряда альтернатив, конструировать свои альтернативы. Возможность самому совершать выбор - это признак субъектности индивида как автора своей жизнедеятельности, его готовности осуществлять личностное и профессиональное самоопределение.

Ключом к пониманию феномена самоопределения является внутренняя обусловленность активности человека, через которую преломляются внешние воздействия. И в этом плане самоопределение личности выступает как самодетерминация, саморегуляция. Именно активное самоопределение, выражающееся в реальных действиях, ведет к формированию и развитию тех внутренних условий, которые создают возможность дальнейшего самоопределения. По мнению Н. С. Пряжникова, профессиональным самоопределением является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической ситуации [Приведено по 1]. В этой связи профессиональная активность является качественно-количественной мерой взаимодействия субъекта профессиональной деятельности

с профессиональной средой, нормами, традициям требованиями профессиональной деятельности, составляющим значительную часть мира индивидуальности [4] .

Профессиональная активность характеризует степень зависимости от субъекта осуществления им и развития его профессиональной деятельности, профессионального становления. В. П. Мусина предлагает следующую структуру профессиональной активности, состоящую из подсистем.

Энергетический компонент в профессиональной активности - это профессиональная мотивация - побуждения, вызывающие активность субъекта в профессиональной деятельности. Профессиональная мотивация выражает отношение и установку субъекта к профессиональной деятельности.

Регулятивный компонент отражает характер соотношения произвольной и непроизвольной саморегуляции в профессиональной деятельности и выражается посредством проявления рефлексивности и дисциплинированности, организованности субъекта.

Динамический компонент структуры профессиональной активности включает: динамические, «скоростные» характеристики активности, связанные с содержанием профессиональной деятельности - темп, интенсивность, предметная и социальная энергичность как уровень потребности и стремление к вовлеченности в трудовую, социальную напряженную деятельность; характеристики динамики видоизменения профессиональной деятельности - инициативность, проявления надситуативной активности.

Результативный компонент структуры профессиональной активности включает: 1) объективные результаты профессиональной деятельности - профессиональные достижения. 2) субъективные результаты профессиональной деятельности, выполняющие функцию самоконтроля -- самооценка результатов и удовлетворенность ими [4].

Таким образом, профессиональную активность можно рассматривать как целостную структурно-динамическую систему, в которой все элемент и компоненты находятся в определенном функциональном отношение друг с другом. Структура и внешние проявления профессиональной активности имеют свои возрастные, гендер-ные и индивидуальные особенности.

Целью нашего эмпирического исследования было выявление взаимосвязи толерантности и профессиональной активности личности. Выборку исследования составили 40 учителей предметников, женщин в возрасте от 25 до 30 лет, с высшим образованием, стажем работы не менее 5 лет. Эмпирическими методиками выступали: опросник профессиональной активности (ОПА) В. П. Мусиной, экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г. У. Солдатовой, шкала базовых убеждений Р. Янов-Бульма-на, методика диагностики общей коммуникативной толерантности В. В. Бойко. В ходе корреляционного анализа нами были выявлены следующие взаимосвязи компонентов профессиональной активности и показателей толерантности.

Энергетический компонент профессиональной активности: положительная взаимосвязь между показателями «мотивация профессиональной деятельности» и «толерантность как черта личности» (г=0,51 при р<0,01); убеждение «ценность собственного Я» (г = 0,52 при р<0,01); «степенью самоконтроля» (г = 0,46 при р<0,01). Таким образом, чем выше уровень толерантности и самоконтроля, больше ощущение ценности собственного «Я», тем выше мотивация профессиональной деятельности.

Отрицательная взаимосвязь между показателями «мотивация профессиональной деятельности» и «стремление подогнать партнера под себя» (г = -0,48 при р<0,01). Т.е. чем больше стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным», тем меньше мотивация профессиональной деятельности.

Динамический компонент профессиональной активности: положительная взаимосвязь между показателями «общая продуктивность профессиональной деятельности» и «толерантность как черта личности» (г = 0,43 при р<0,01). Чем выше уровень толерантности, тем выше общая продуктивность профессиональность деятельности, т.е. проявление инициативности, быстрой включенности в процесс.

Отрицательная взаимосвязь между показателями «общая продуктивность профессиональной деятельности» и убеждение «случайность как принцип распределения происходящих событий»

(г = -0,41 при р < 0,01); неприятие индивидуальности другого (г = -0,42 при р <0 ,01); нетерпимость к физическому или психологическому дискомфорту (г = -0,75 при р < 0,001). Т.е. чем больше испытуемые снимают с себя ответственность, проявляют непонимание другого человека, проявляют нетерпимость к физическому или психологическому дискомфорту создаваемому другими людьми, тем меньше общая продуктивность их профессиональной деятельности.

Регулятивный компонент профессиональной активности: положительная взаимосвязь между показателями «контроль за действием при неудаче в профессиональной деятельности» и убеждение «Контролируемость мира» (г = 0,41 при р<0,01). Чем больше есть убеждение об управляемости мира, тем больше испытуемые проявляют контроль за действиями при неудаче в профессиональной деятельности.

Отрицательная взаимосвязь между показателями «контроль за действием при неудаче в профессиональной деятельности» и «неумение скрывать неприятные чувства» (г = -0,43 при р < 0,01); «неумение приспосабливаться к характеру других» (г = -0,51 при р < 0,01). Чем больше неумение сглаживать неприятные чувства и приспосабливаться к желаниям других, тем меньше контроль в ситуации неудачи профессиональной деятельности.

Результативный компонент профессиональной активности: положительная взаимосвязь между показателями «самооценка результата профессиональной деятельности» и убеждение «ценность собственного Я» (г = 0,53 при р < 0,01), убеждение «степень самоконтроля» (г = 0,53 при р < 0,01), «использование себя в качестве эталона при оценке других» (г = 0,42 при р < 0,01). Чем больше ощущение ценности собственного «Я», проявлений самоконтроля, оценка других через призму собственных взглядов и убеждений, тем больше проявляется самооценка результата профессиональной дея-

тельности.

Положительная взаимосвязь между показателями «удовлетворенность результатом профессиональной деятельности» и убеждением «степень самоконтроля (г = 0,42 при р <0 ,01). Чем больше степень самоконтроля, тем больше удовлетворенность результатом своей профессиональной деятельности.

Отрицательная взаимосвязь между показателями «удовлетворенность результатом профессиональной деятельности» и «нетерпимость к физическому или психологическому дискомфорту» (г = -0,48 при р < 0,01), «стремление подогнать партнера под себя» (г = -0,81 при р < 0,001). Чем больше нетерпимость к физическому или психологическому дискомфорту создаваемому другими людьми, а также стремление сделать партнера удобным для себя, тем меньше удовлетворенность результатом профессиональной деятельности.

Таким образом, чем выше уровень развития толерантности, тем выше уровень профессиональной активности педагогов, а именно - профессиональной мотивации, продуктивности и результативности деятельности, проявления инициативности, рефлексивности, саморегуляции, организованности и удовлетворенности результатом профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Гречко П. К. Различия: от терпимости к культуре толерантности. - М.: РУДН, 2006. - 415 с.

2. Касьянова Е. И. Нравственные основы толерантности. - Иркутск.: ИрГУПС, 2006. - 175 с.

3. КатилинаМ. И., РасуловМ. М., Бобкова С. Н., Намаканов Б. А. Мониторинг качества образовательной среды в школе здоровья // Сибирский педагогический журнал. -2012. - № 7. - С. 215-217.

4. Мусина В. П. Изучение профессиональной активности личности. - СПб.: ООО «Книжный дом», 2012. - 168 с.

5. Солдатова Г. У. Психодиагностика толерантности личности. - М.: Смысл, 2008. - 172 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.