Научная статья на тему 'Развитие толерантности социальных педагогов в системе "вуз - дополнительное профобразование"'

Развитие толерантности социальных педагогов в системе "вуз - дополнительное профобразование" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / SOCIAL PEDAGOGUE / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТА / PROFESSIONAL IMPORTANT QUALITIES OF A SPECIALIST / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстикова Светлана Николаевна, Никитина Наталья Ивановна

Авторы статьи рассматривают задачу, поставленную в современной России перед системой непрерывного профессионального образования: создания в вузах и учреждениях повышения квалификации комплекса условий для развития толерантности как профессионально важного качества личности специалистов социально-педагогического профиля. Проявления толерантности как профессионально важного качества социальных педагогов (специалистов, работающих в детских садах, школах, социальных приютах, детских домах, центрах социальной помощи семье и детям, центрах психолого-педагогического сопровождения и реабилитации несовершеннолетних и др.) с разным стажем трудовой деятельности (от 1 года до 18 лет) изучались авторами статьи в течение пятнадцати лет с помощью валидных диагностических методик. Были выявлены взаимосвязи развития толерантности социальных педагогов с их индивидуально-типологическими свойствами и поло-возрастными особенностями личности. В статье приведены характеристики разработанной авторами типологии индивидуального стиля проявления толерантности социального педагога (синергетический, результативно-адаптивный, избирательный). Рассмотрены основные содержательные линии, факторы, условия развития толерантности специалистов социально-педагогического профиля в системе их непрерывного образования; особое внимание уделено трактовке ситуационно-контекстного подхода к профессионально-коммуникативной подготовке социально-педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толстикова Светлана Николаевна, Никитина Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors consider the problem that faced the system of continuous vocational education in modern Russia the problem of creation conditions for development of tolerance as a professional important quality for specialists in the sphere of social pedagogy in universities and institutions of professional development. Manifestations of tolerance as a professional important quality of social workers (professionals working in kindergartens, schools, social asylums, orphanages, centers for social support for family and children, centers of psycho-pedagogical support and rehabilitation of juveniles) with different work experience (from 1 year to 18 years) have been studying by the authors for fifteen years by means of valid diagnostic techniques. Correlations between the level of tolerance, psychological characteristics of social pedagogues, their gender and age have been revealed. The characteristics of elaborated by the authors typology of individual styles of tolerance of a social pedagogues (synergistic, effective-adaptive, selective) are described in the article. Factors and conditions for development of tolerance in specialists of socio-pedagogical profile in the system of continuous education are considered; special attention is paid to the interpretation of situational-contextual approach to professional communication training of socio-pedagogical personnel.

Текст научной работы на тему «Развитие толерантности социальных педагогов в системе "вуз - дополнительное профобразование"»

лей обеих культур.

4. Применяемые для запоминания визуальные стимулы обнаруживают культурное своеобразие, связанное с характерными для представителей различных культур особенностями познавательных процессов. В частности, представители более традиционной азербайджанской культуры гораздо чаще применяют детализированные, составные изображения, в то время как у представителей русской культуры в основном встречаются целостные, гештальтные изображения.

Литература

1. Арестова О.Н. Диагностика мотивационного конфликта личности с помощью метода пиктограмм // Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 161 — 171.

2. Арестова О.Н. Искажения в мыслительной деятельности как результат мотивационногоконфликта // Прикладная юридическая психология. 2009. № 1. С. 86-98.

3. Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.

4. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. С. 1039-1129.

5. Выготский Л.С, Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., Педагогика-Пресс, 1993. 23 с.

6. Гришина Е.А, Блинникова И.В. Эмоциональное переживание кросс-культурной адаптации // Прикладная юридическая психология. 2010. № 1. С. 72-84.

7. КоулМ. Культурно-историческая психология. М.: Когито-центр, 1997.

8. Коул М, Скрибнер С. Культура и мышление. М.: Прогресс, 1977.

9. Лонгинова С.В. Исследования мышления с помощью метода пиктограммы // Психологические исследования. 1971. Вып. 3. С. 162-167.

10. Лурия А.Р. Лекции по психологии памяти. М.: Изд-во МГУ, 1967.

11. Лурия А.Р. Язык и сознание. 2-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1998. 336 с.

12. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике : практ. руководство. М.: Медицина, 1970. 216 с.

13. Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике. СПб: Сенсор, 2000. 120 с.

14. Cole M. Cross cultural research in the socio-historical tradition // Human Development. 1988. № 1.

РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ «ВУЗ - ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФОБРАЗОВАНИЕ»*

Аннотация: авторы статьи рассматривают задачу, поставленную в современной России перед системой непрерывного профессионального образования: создания в вузах и учреждениях повышения квалификации комплекса условий для развития толерантности как профессиональ-

С. Н. Толстикова, Н. И. Никитина

но важного качества личности специалистов социально-педагогического профиля. Проявления толерантности как профессионально важного качества социальных педагогов (специалистов, работающих в детских садах, школах, социальных приютах, детских домах, центрах социальной помощи

* Статья подготовлена в рамках государственного задания Минобрнауки России № 2014/601, код проекта 3106.

семье и детям, центрах психолого-педагогического сопровождения и реабилитации несовершеннолетних и др.) с разным стажем трудовой деятельности (от 1 года до 18 лет) изучались авторами статьи в течение пятнадцати лет с помощью валидных диагностических методик. Были выявлены взаимосвязи развития толерантности социальных педагогов с их индивидуально-типологическими свойствами и половозрастными особенностями личности. В статье приведены характеристики разработанной авторами типологии индивидуального стиля проявления толерантности социального педагога (синергетический, результативно-адаптивный, избирательный). Рассмотрены основные содержательные линии, факторы, условия развития толерантности специалистов социально-педагогического профиля в системе их непрерывного образования; особое внимание уделено трактовке ситуационно-контекстного подхода к профессионально-коммуникативной подготовке социально-педагогических кадров.

Ключевые слова: социальный педагог, профессионально важные качества специалиста, толерантность, повышение квалификации, профессиональное развитие.

Требования к профессионально толерантным качествам социального педагога закреплены в Международном этическом и профессиональном кодексе социального работника, Моральном кодексе Ассоциации социальных педагогов и социальных работников России, Профессиональном кодексе членов Межрегиональной ассоциа-

ции социальных служб России, а также в квалификационных характеристиках профессии «социальный педагог», утвержденных Министерством труда Российской Федерации, в проекте национального профессионального стандарта РФ «Социальный педагог», а также в профессиограммах «социальный педагог», которые разработаны отечественными и зарубежными учеными-исследователями [1, 3, 4, 10].

Исследование проблемы проявления толерантности в профессиональной деятельности практикующих социальных педагогов потребовало обращения к научным трудам российских и зарубежных педагогов и психологов, которые изучали толерантность как профессионально важное качество специалиста, работающего в системе «человек — человек» [1, 5, 6, 10, 11, 12]. В исследованиях ученых доказана объективная необходимость сформированности у социального педагога толерантности. Этот факт связан с тем обстоятельством, что индивидуальные поведенческие и социокультурные особенности клиентов социального педагога могут оказаться непривычными для него. Социальный педагог, находясь в контакте с клиентами, невольно погружается в специфический тяжелый эмоциональный фон, свойственный людям с социальными проблемами. У специалиста могут возникать тревожность, пессимизм, агрессивность. В подобных условиях работы увеличивается нагрузка на проявления толерантности социального педагога, которая представляет собой интегративно-личностное образование (как социально-психологический феномен), которое отражает внутрен-

нюю установку специалиста на принятие «Я другого», проявляется в способах синтонического взаимодействия социального педагога с субъектами личностно-деловых коммуникаций [9]. Толерантность социального педагога характеризуется пониманием и принятием своеобразия индивидуальности другого человека, демонстрацией возможности нахождения точек соприкосновения (сотрудничества) в любых ситуациях.

Опытно-экспериментальной базой исследования стали Российский государственный социальный университет (РГСУ), Московский гуманитарный педагогический институт (МГПИ). Общий объем выборки (участников эксперимента за период с 2000 по 2014 год) составлял более 2500 человек. Из них на различных этапах экспериментальной работы в исследовании участвовали: 635 студентов очной (дневной) формы обучения (возраст от 17 до 23 лет) и 862 студента заочной формы обучения (возраст от 18 до 55 лет) по специальности «Социальная педагогика» и направлению профессиональной подготовки «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Социальная педагогика»); 826 специалистов-практиков (социальных педагогов, возрастной диапазон от 20 до 60 лет), которые обучались на курсах повышения квалификации по программе «Социальная педагогика: современные технологии и методы работы» (368 ч) и курсах профессиональной переподготовки по программам «Менеджмент в социально-педагогической деятельности» (502 ч); 487 социальных педагогов (в возрасте от 20 до 58 лет) со стажем профессиональной деятельности от 1 года до

18 лет, работающих в тех учреждениях (школах, детских домах, социальных приютах для несовершеннолетних, центрах социальной помощи семье и детям Москвы и Московской области), которые являются базами педагогической практики и стажировок РГСУ и МГПИ.

Перед началом обучающего (формирующего) эксперимента по развитию толерантности социальных педагогов в системе «вуз — повышение квалификации — профессиональная переподготовка» было проведено пилотажное исследование, в ходе которого проанкетировано и проинтервьюировано 358 социальных педагогов Москвы и Московской области). Анализ результатов опросов показал: 51,3 % специалистов испытывают коммуникативные затруднения в сфере проявления толерантности как профессионально важного качества, что, как правило, снижает эффективность профессиональной деятельности, приводит к неудовлетворенности результатами труда, и в некоторых случаях формирует неадекватную профессионально-личностную самооценку специалиста. В определенной мере этот факт объясняется тем, что в традиционной системе непрерывной подготовки специалистов социально-педагогического профиля отсутствует целостная концепция целенаправленного и систематического развития толерантности данных специалистов как профессионально важного качества личности.

Развитие толерантности — длительный и сложный процесс, состоящий из нескольких стадий, в ходе которых необходимо преодолеть своеобразное противоречие: сначала ограничить нежелательные формы ком-

муникативного поведения обучающихся, научить их приемам коммуникативного самоконтроля, формируя нравственно-волевую сферу личности в процессе профессионального развития, с тем чтобы подготовить специалиста социально-педагогического профиля к овладению более высоким уровнем толерантности. Процесс развития толерантности у специалистов социально-педагогического профиля в системе «вуз — дополнительное профобразование», включает в себя стадии: а) диагностико-ориентационную (комплексная диагностика профессионально-личностных особенностей студентов вузов, слушателей курсов повышения квалификации, анализ полученных результатов, осознание обучающимися в системе непрерывного образования установок, ценностных ориента-ций личности, которые обеспечивают мотивацию на развитие их толерантности как специалистов социально-педагогического профиля); б) учебно-профессиональную (формирование индивидуальной системы знаний о толерантности и особенностях ее проявления, которые обеспечивают внутренние условия развития данного феномена); в) функционально-деятельностную (становление и развитие индивидуальной техники проявлений толерантности в реальных условиях социально-педагогической деятельности в периоды практики, стажировки, волонтерской работы при выполнении разнообразных функций специалиста социально-педагогического профиля); г) рефлексивно-профессиональную (сформированность системы индивидуальных способов самона-

блюдения и самоанализа, которая выступает условием самосовершенствования и саморазвития толерантности специалиста социально-педагогического профиля) [7].

На схеме представлена практико-ориентированная модель развития толерантности социальных педагогов в системе непрерывного образования включает в себя взаимосвязь модулей, среди которых: функционально-целевой модуль (персонифицированные ориентиры обеспечения профессионально-личностного роста обучающихся в сфере толерантности, реализация индивидуальных профессионально-образовательных маршрутов, траекторий развития профессионально-коммуникативной компетентности специалистов); содержательно-проблемный модуль (профессионально-приклад ное и прак тико-ориентиро ван ное содержание учебных дисциплин, обеспечивающее развитие профессионально-ком-му ни кативной толерантности специалистов); процессуально-технологический модуль(научно-методическое, материально-техническое обеспечение процесса развития толерантности специалистов, совокупность вариативных образовательных технологий; накопление опыта проявления толерантности и освоенных профессионально-коммуникативных компетенций в различных видах практики, стажировки); результативно-интегратив ный модуль (мониторинг уровня сформирован-ности профессионально-коммуникативной толерантности специалистов социально-педагогического профиля с привлечением внешних экспертных систем).

о

0 ф

§■

1

а

8-I8 М

3.1

а> с 5 ° 11 II

« §

« £ ||

«Я

Л ф

I 1

Цепь: развитие толерантности как профессионально важного качества специалиста социально-педагогического профиля

Ж

Модули модели

тг

Функционально-целевой модуль

Результативно-интегративный модуль

Содержательно-проблемный модуль

Л ь

Процессуально-технологический модуль

Стадии процесса развития толерантности

^ПГ

Рефлексивно-профессиональная стадия

Ж

Результат: развитость толерантности как профессионально важного качества специалиста

Диагностико-ориентационная стадия

Учебно-профессиональная стадия

Функционально-деятельностная стадия

Практико-ориентированная модель развития толерантности специалистов социально-педагогического профиля в системе непрерывного образования

В психолого-педагогическом обеспечении процесса развития толерантности социальных педагогов в системе «вуз — дополнительное профобразование» в органическом единстве представлены: диагностика индивидуаль-

ных особенностей студентов, слушателей курсов повышения квалификации; развитие рефлексивной культуры специалистов социально-педагогического профиля; профессиональная интеграция участников процесса развития то-

лерантности (в том числе в ходе организации и проведения индивидуально-ориентированной практики).

Главное место в психолого-педагогическом сопровождении и технологическом обеспечении исследуемого процесса принадлежит системе спецкурсов, семинаров-практикумов, тренингов, направленных на развитие подструктур толерантности социального педагога.

В ходе экспериментальной работы был апробирован тренинг «Толерантность специалиста социально-педагогического профиля: единство личностного и профессионального» (проводился и в вузе, и на курсах профессиональной переподготовки). Серьезное внимание в ходе тренинга уделялось этнопсихологической подготовке, психологическим аспектам геронтологии, психологии религиозных убеждений. Определенные сложности возникли в процессе работы по изменению социально-перцептивных стереотипов обучающихся (антропологических, этнонациональных, социально-статусных, социально-ролевых, экспрессивно-эстетических, вер-бально-поведенческих). Цикл занятий был посвящен рассмотрению ситуаций в профессиональной деятельности социального педагога, требующих высокого уровня коммуникативной толерантности. К ним были отнесены ситуации, возникающие в ходе консультирования, при взаимодействии с администрацией, коллегами, сотрудниками административных и правоохранительных органов, представителями общественных и религиозных организаций. При проведении спецкурсов, тренингов использовались интерактивные методы обуче-

ния, индивидуально-ориентированная суггестотерапия, психофизиологическая гимнастика, логотерапия, скри-ботерапия, библиотерапия.

В процессе лонгитюдного исследования у выпускников вуза, которые затем в течение семи лет периодически являлись слушателями курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки, были отмечены изменения в таких важных показателях, которые прямо (или опосредованно) отражают уровень развитости и степень проявления толерантности социального педагога в реальной профессиональной практике. В частности, были диагностированы изменения в направленности личности специалиста на диалогическое общение по методике незаконченных предложений С.Л. Братчен-ко (табл. 1). С помощью этой методики были определены шесть смысловых установок личности на общение: диалоговая, авторитарная, манипулятивная, альтерцентристская, конформистская и интерферентная.

Приведем краткие содержательные характеристики данных установок: диалогическая направленность — ориентация на равноправное общение, сотрудничество, взаимопонимание и взаимодействие; авторитарная направленность — стремление быть понятым другим при возможном игнорировании проблем другого, проявление эгоцентризма в общении, наличие авторитарных установок; манипулятивная направленность — стремление понять партнера по общению, с тем чтобы использовать его в личных целях, изменить его поведение в нужном направлении; аль-терцентристская направленность — ориентация на добровольный отказ от рав-

Таблица 1

Результаты диагностики направленности личности социального педагога на общение (по методике С.Л. Братченко), %

Вид направленности Студенты 3-го курса вуза (п = 213) Специалисты соц.-пед. профиля, которые работают в организациях, являющихся базами практики и стажировок вузов (п = 208) Выпускники программы проф. переподготовки «Менеджмент в социально-педагогической деятельности» (п = 212)

Диалогическая 18,1 40,5 55,8

Авторитарная 35,7 21,8 12,1

Манипулятивная 20,2 15,3 8,2

Альтерцентристская 8,2 8,1 14,6

Комформная 8,3 7,2 6,1

Индифферентная 9,5 7,1 3,2

ноправия в общении в пользу партнера, стремление максимально понять другого (даже при отсутствии понимания своей позиции этим другим); комформист-ская направленность — ориентация на более сильного партнера, на формальное его принятие и понимание (без действительного личностно-искреннего понимания и принятия); индифферентная направленность — отсутствие выраженной ориентации личности в сфере общения, отстраненность в общении, безразличие к проблемам другого, возможна установка на сугубо деловые отношения с партнером.

В исследовании С.Л. Братчен-ко доказано, что асимметрия коммуникативной направленности личности будущего специалиста психолого-педагогического профиля в процессе общения может быть скорригирована в сторону диалогичности еще во время обучения в вузе [2].

На итоговом этапе эксперимента было проведено сравнение экспертных оценок (экспертами выступали специалисты и представители администрации баз практики, педагоги-психологи,

преподаватели вуза) и самооценок участников экспериментальной работы (выпускники вузов и программ профессиональной переподготовки) по сформированности отдельных показателей толерантности специалистов социально-педагогического профиля (была применена пятибалльная шкала оценивания) В таблице 2 указан средний балл.

На итоговом этапе эксперимента были зафиксированы значимые изменения (р < 0,01) в частоте проявления стратегий поведения в конфликтных ситуациях (по методике К. Томаса). Так, в экспериментальных группах значительно увеличилось количество испытуемых, выбирающих стратегию «сотрудничество» (для студентов вуза этот показатель увеличился с 13,8 до 26,5 %; для групп повышения квалификации — с 21,5 до 33,2 %), по стратегии «компромисс» — для студентов вуза показатель увеличился с 11,2 до 24,7 °%; для групп повышения квалификации — с 22,6 до 38,6 °%. Кроме того, для экспериментальных групп было зафиксировано снижение частоты выбора стра-

Таблица 2

Результаты экспертной оценки и самооценки участниками ЭГ степени сформированности отдельных показателей проявления толерантности специалистов социально-педагогического профиля в реалиях их профессиональной деятельности (maх — 5 баллов)

Срезы 2011 г. 2014 г.

Показатели Эксперт. оценка Самооценка Эксперт. оценка Самооценка

Вуз / Повышение квалификации

Способность к открытости восприятия и принятия особенностей других культур 3,52/3,64 4,08/4,13 4,26/4,53 4,59/4,62

Развитость умений и навыков социальной перцепции, адекватной интерпретации коммуникативных и поведенческих реакций различных этнических групп 3,17/3,35 3,24/3,67 4,02/4,35 4,13/4,36

Умения преодолевать конфликтные ситуации в межэтнической среде 3,21/3,46 3,21/3,42 3,87/3,96 3,85/4,02

Умения выстраивать личностно-деловое общение с учетом особенностей религиозных воззрений коммуникантов, специфики их поведения, обусловленной религиозными нормами 3,08/3,37 3,17/3,94 3,62/3,74 3,67/3,96

тегии «соперничество» (для студентов вуза этот показатель снизился с 37,9 до 21,2 %; для групп повышения квалификации — с 26,8 до 13,1 %).

Многофакторный анализ результатов многолетней опытно-экспериментальной работы по развитию толерантности социальных педагогов в системе «вуз — курсы повышения квалификации» позволяет констатировать, что каждый специалист неповторим и своеобразен в сфере профессиональных коммуникаций, различаясь по внутренним механизмам приспособления к условиям коммуникативной ситуации. Коммуникативное своеобразие у каждого не исключает, но предполагает проявление определенных типических черт толерантности, общих для некоторой группы специалистов. Разработанная авторская типология ин-

дивидуальных стилей проявления толерантности социального педагога учитывает их (стилей)обусловленность не только природными, индивидуальными особенностями, но и профессионально-деятельностными характеристиками специалиста.

На основе проведенного анализа научных трудов по проблеме индивидуальных стилей общения и деятельности [2, 8, 13], а также обширного эмпирического (опытно-практического) материала (полученного за 15 лет выполнения исследования) были определены и обоснованы синергетический, результативно-адаптивный, избирательный индивидуальные стили проявления толерантности социального педагога, которые характеризуются различными комплексами типологических особенностей. Так, для социаль-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ных педагогов синергетического стиля характерны: направленность на взаимодействие (по анкете Б. Басса); высокий уровень эмпатии; незначительное преобладание интуитивности над рефлексивностью; ориентация на положительный эмоциональный климат в детском и педагогическом коллективах; в конфликтных ситуациях наиболее часто встречаются стратегии сотрудничества и компромисса; более выражены возбудимость, эмоциональность (по тесту К. Леонгарда); высоки экстраверсия, подвижность и динамизм (по личностному опроснику Р. Кеттелла); высокие показатели по шкалам гибкости поведения и синергичности (по методике «Самоактуализационный тест» Э. Шострем); в ситуациях фрустрации склонность к безобвинительным и разрешающим формам эмоционально-коммуникативных реакций (по тесту С. Розенцвейга); для эмоционального самоконтроля, как правило, используют самовнушения, техники поисковой активности, субмодальностного редактирования (В. Макдональд), включения ресурсного состояния; легко ориентируются в быстро меняющейся обстановке, умеют найти правильную тактику коммуникативного поведения, создавать атмосферу доброжелательности.

Социальные педагоги результативно-адаптивного стиля проявляют преобладание мотивов, связанных с достижением поставленных целей, ориентацию как на результат, так и на процесс профессиональной деятельности, незначительное преобладание рефлексивности над интуитивностью; могут испытывать затруднения в эмпатии, открытости; наиболее характерны лево-полушарная, аудиальная репрезента-

тивные системы; в стратегиях поведения в конфликтных ситуациях преобладают компромисс, сотрудничество, редко проявляется соперничество; наиболее выражены педантичность, застревание; интроверсия; высоки показатели по шкалам принятия агрессии, познавательных потребностей, поддержки; в ситуациях фрустрации склонны проявлять самообвинительные и самозащитные формы эмоционально-коммуникативных реакций (по тесту С. Розенцвейга); для эмоционального самоконтроля наиболее успешно используют рационализацию, самоубеждение, технику аффирмирования, технику превращения замешательства в понимание (О. Кинддюк); устойчивы в состоянии напряжения; могут испытывать трудности ориентации в быстро меняющейся ситуации; умело контролируют и корректируют свое коммуникативное поведение до тех пор, пока это не приведет к планируемым результатам; свои нежелательные эмоциональные состояния и подобные состояния у детей гасят переключением на другую деятельность.

Для социальных педагогов избирательного стиля характерны: направленность на себя (по анкете Б. Басса), на достижение результата; некоторые затруднения в проявлении эмпатии, принятии позиции собеседника; среди акцентуаций характера у них наиболее выражена циклотимность, может проявляться и демонстративность; они склонны к относительно высокой эмоциональной лабильности; имеют высокие показатели по шкалам спонтанности, самоуважения, контактности. В ситуациях фрустрации, как правило, проявляют внешнеобвинитель-

ные и препятственно-доминирующие эмоционально-коммуникативные реакции (по тесту С. Розенцвейга); для эмоционального самоконтроля наиболее успешно используют самоинструктаж, отключение-переключение, технику аф-фирмирования. В работе с трудными детьми, подопечными, клиентами используют суггестивные способности, проявляя поисковую активность.

Тот или иной стиль проявления толерантности социального педагога в чистом виде в реальности практически не встречается, можно говорить лишь о преобладании отдельных типологических проявлений. В то же время эвристическое значение типологии стилей проявления толерантности социального педагога не может быть сведено лишь к констатациям общего и особенного: данная типология необходима как одно из оснований главного — определения содержания дифференцированной работы со студентами (будущими социальными педагогами), а также со слушателями курсовой подготовки (специалистами-практиками) в системе повышения квалификации, обладающими различными типами, а потому требующими индивидуализации профессиональной подготовки и переподготовки [9, 13].

В ходе исследования был определен комплекс условий, обеспечивающих эффективность процесса развития толерантности специалистов социально-педагогического профиля в системе непрерывного образования, который включает в себя следующие составляющие: а) субъектно-значимые условия (осознание специалистом уникальности как своей индивидуальности, так и индивидуальности других; осозна-

ние и принятие субъектом социально-педагогической деятельности профессиональной этики взаимоотношений; отсутствие блокирующего воздействия социальных и микросредовых (семейных и др.) стереотипов и личностно-авторитарных установок на процесс развития толерантности специалиста; позитивное влияние ближайшего окружения субъекта (семьи, коллектива, неформальной группы и др.) на развитие и проявление толерантности; адекватная самооценка индивидуально-личностных коммуникативных проявлений и профессионального поведения; аутопсихологическая готовность к овладению толерантным поведением; осознание уровней собственного эгоцентризма и ассертивности; положительное отношение к себе; референт-ность носителей толерантного поведения — участников процесса непрерывного профессионального образования); б) индивидуально-профессиональные условия (идентификация себя как личности и профессионала; осознание ведущего мотива собственного коммуникативного поведения (или необходимости его изменения), наличие внутренней установки на саморазвитие толерантности как профессионально важного качества специалиста; мотивированность и активность студентов в овладении толерантно-ориентированными профессионально-коммуникативными компетенциями в учебной и внеу-чебной деятельности; высокий уровень профессионально-этической и коммуникативно-толерантной культуры преподавателей вузов, а также наличие их мотивационной, когнитивной и поведенческой готовности кдеятель-ности по развитию толерантности спе-

циалистов социально-педагогического профиля; целенаправленная самообразовательная деятельность студентов в сфере развития толерантности как профессионально важного качества специалиста; принятие деонтоло-гических норм и ценностей социально-педагогической деятельности); в) образовательно-технологические условия (приоритетность реализации интерактивных, позиционно-ролевых, диалоговых, тренинговых профессионально-образовательных технологий с учетом возрастных особенностей студенческой молодежи; реализация структурно-логических межпредметных связей; включенность студентов в активную социально-педагогическую деятельность; активизация потенциала различных видов практики, волонтерской работы, стажировок в сфере развития толерантности специалистов; разработанность психолого-педагогического сопровождения процесса развития толерантности).

В результате многолетней экспериментальной работы (2000-2014 гг.) в системе непрерывной профессиональной подготовки социальных педагогов мы пришли к следующим выводам: а) процесс развития толерантности в системе «вуз — курсы повышения квалификации» протекает сообразно соответствующему хронотопу возрастного развития личности (студент, молодой специалист, социальный педагог-профессионал); хронотоп как относительно замкнутый пространственно-временной континуум, в контексте которого системно, на основе глубинных связей с ним происходит преобразование находящегося

в нем субъекта, то есть в психологическом плане хронотоп включает в себя единство характерных особенностей для определенного возраста видов деятельности, социальной ситуации развития, психических новообразований; б) существует взаимосвязь развития толерантности социальных педагогов с их индивидуально-типологическими свойствами и поло-возрастными особенностями личности; в) толерантность как профессионально важное качество развивается у студентов вуза и взрослых обучающихся (специалистов-практиков) на курсах повышения квалификации при условии, что в учебном процессе университета и курсовой подготовки реализуются специализированные психолого-педагогические технологии, которые моделируют профессионально-ролевое поведение специалиста в различных ситуациях личностно-делового взаимодействия.

Литература

1. Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. — М .: САГ, 2003. — 240 с.

2. Братченко С.Л. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения: Автореф. [Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения] дисс. канд. псих. наук. — Л., 1987. — 16 стр.

3. МардахаевЛ.В. Профессиональная культура социального педагога [Профессиональная культура социального педагога] / Л.В. Мардахаев // Социальная педагогика / Под. ред. В.А. Никитина. — М.: МГПИ, 2000. — С. 234-238.

4. Никитина Н.И. Методология и технология работы социального педагога [методологии и технологии социальной работы педагога] / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. — М .: Владос, 2007. — 405 стр.

5. Овчаров Р.В. Справочник социального педагога [Справочник социального педагога] / Р.В. Овчаров. — М.: Сфера, 2005. — 385 стр.

6. Никитина Н.И. Ситуационно-контекстный подход к развитию профессионально-коммуникативной толерантности специалистов соци-

ально-педагогического профиля [Ситуационно-контекстный подход к развитию профессионально-коммуникативной толерантности специалистов социально-педагогического профиля] / Н.И. Никитина, С.Н. Толстикова // Инновации в образовании. — 2012. — №10. — С. 14-24.

7. Никитина Н.И. Развитие профессионально-коммуникативной толерантности специалистов социально-педагогического профиля в системе непрерывного образования [Развитие профессионально-коммуникативной толерантности специалистов социально-педагогического профиля в системе непрерывного образования] / Н.И. Никитина, С.Н. Толстикова // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2011. - №7 (95). — С. 140-145.

8. Реан А.А. Социальная педагогическая психология [Социальная педагогическая психология] / А.А. Реан, Л.Я. Коломинский. — СПб. Питер, 2000. — 286 с.

9. Толстикова С.Н. Коммуникативная толерантность в системе профессионально значимых качеств социального педагога [Коммуникативная толерантность в системе профессионально значимых качеств социального педагога] / Н.И. Никитина, С.Н. Толстикова // Ученые записки Мо-

сковского гуманитарного педагогического института. Выпуск 1. — М: Моск.. гуманитарная. пед. ин-т, 2002. — С. 33-39.

10. Камерон С. Социальная педагогика и работа с детьми и молодежью: Воспитание и образование [Социальная педагогика и работа с детьми и молодежью: Воспитание и образование] / Ч. Камерон, П. Мосс. — Лондон: Джессика Кинг-сли, 2011 — 246 р.

11. Бернер С. Социальные ценности работы: моральное ядро профессии [Социальные ценности работы: моральное ядро профессии] / С. Бернер // Британский журнал по социальной работе. 2004. — № 34 (1). — С. 109-123.

12. Хортон Дж. Терпимость: Философия и практика [Терпимость: Философия и практика] / Дж. Хортон, П. Николсон. — Лондон: Ашгейт издательская компания, 1992 — 168 с.

13. Ямазаки Я. Изучение стилей и типологии культурных различий: теоретические и эмпирические сравнения [Изучение стилей и типологии культурных различий: теоретические и эмпирические сравнения] / Я. Ямазаки. — Департамент организационного поведения, школа управления, Кливленд, 2002. — 68 с.

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ОСНОВ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ

С. А. Васильева

Аннотация: статья посвящена изучению влияния протестантского движения «Религиозное общество друзей» на ранний этап становления пенитенциарных учреждений нового типа в Великобритании и США в первой половине XIX века. Эпоха европейского Просвещения привела к радикальным изменениям в системе уголовного правосудия. Конец XVIII — начало XIX столетия принято считать началом «эры карательной сдержанности»: постепенное законодательное ограничение санкций в виде смертной казни приве-

ло к качественным изменениям всей системы уголовных наказаний в целом.

«Религиозное общество друзей» (квакеры) впервые предложили рассматривать наказание как средство перевоспитания осужденного. Социально активные лидеры квакерского движения основали в 1818 г. «Общество улучшения тюремного содержания и исправления малолетних преступников», которое продолжило борьбу за ограничение смертной казни и изменение тюремной системы. Идеологи квакеров проявили стремление

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.