Научная статья на тему 'Педагогические стратегии формирования профессиональной культуры у студентов вузов туристского профиля: гуманитарный подход'

Педагогические стратегии формирования профессиональной культуры у студентов вузов туристского профиля: гуманитарный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилова Марина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические стратегии формирования профессиональной культуры у студентов вузов туристского профиля: гуманитарный подход»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2008. № 1

М.М. Данилова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ТУРИСТСКОГО ПРОФИЛЯ: ГУМАНИТАРНЫЙ ПОДХОД

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в период вступления общества в постиндустриальную эпоху развития становятся все более очевидными тенденции смены ценностных приоритетов, обеспечивающих общественное развитие. В частности, в экономически развитых странах наиболее ярко начинает проявлять себя феномен "пере-акцентации" источников создания национального благополучия с эксплуатации природных ресурсов, использования в больших объемах физического, низкоаккумулятивного труда и финансового капитала на максимальное включение наукоемких технологий и интеллектуального потенциала.

Необходимо отметить, что в этих условиях, когда самым ценным товаром становятся информация, интеллект, профессиональная и личностная надежность людей, изменяется и роль образования, от которого в первую очередь зависит, сможет ли общество обеспечить себя необходимым для эффективного развития интеллектуальным и нравственным ресурсом, дать возможность своим гражданам в полной мере развить и раскрыть свой природный и личностный потенциал. В связи с этим практически во всех странах, хотя и разновременно, идет перманентный процесс реформации национальных систем образования, оказавшихся сегодня в условиях кризиса.

Не является исключением и отечественная система высшего профессионального образования. Чтобы иметь возможность обеспечивать высокий уровень подготовки специалистов для различных сфер социально-экономической жизни страны, образование должно удовлетворять вполне конкретным требованиям. Как показывает мировой опыт, к таковым относятся непрерывность, фундаментальность и универсальность, антропологизм и демократизм. Кроме того, оно должно иметь механизмы динамичного саморазвития и обладать инновационностью. Особое внимание

Данилова Марина Михайловна — кандидат педагогических наук, доцент, проректор по непрерывному образованию Балтийской академии туризма и предпринимательства.

при этом уделяется подготовке менеджерского корпуса, который занимает особое место в системе обеспечения эффективности функционирования и развития своих организаций, экономических отраслей и в целом государств. В полной мере это относится и к менеджерам сферы туризма.

Следует отметить, что, хотя индустрия туризма относительно молодая отрасль экономики, она вносит все больший вклад в процветание своих стран (оборот туриндустрии за последние 40 лет вырос более чем в 70 раз). Особенностью туриндустрии является то, что она не только ориентирована на потребности и вкусы потребителей туруслуг, но и сама активно влияет на их формирование. Кроме того, на современном этапе развития туризма в нем происходят принципиальные эволюционные изменения: достаточно быстрыми темпами осуществляется переход от массового стандартизированного конвейерного туризма к массовому дифференцированному и индивидуальному, активно развиваются такие направления, как культурно-познавательное, научно-образовательное, релаксационно-оздоровительное, спортивное, экологическое; появляются новые виды (например, сельский туризм). Эти факты свидетельствуют о его гуманитарной направленности и подчеркивают необходимость проявления менеджерами высочайшего профессионального мастерства, умелого подхода к организации деятельности турорганизаций, основанного на высокой гуманитарной культуре.

В то же время имеется ряд факторов, негативно влияющих на жизнедеятельность российских туристских организаций. Кроме недостаточно проработанной законодательной базы, относительно плохой инфраструктуры, главное — это недостаточно развитая профессиональная культура значительной части менеджеров, проявляющаяся в их недостаточной философской, культурологической, моральной, правовой, географической, экономической и психолого-педагогической компетентности, неумении осуществлять эффективное деловое и профессиональное общение, своевременно обнаруживать складывающиеся противоречия, определять причины их появления и нравственно обоснованные пути разрешения. Недостаточно высокий профессионализм менеджеров приводит к значительному снижению эффективности деятельности турорганизаций (что отмечают более 80% опрошенных руководителей туристских предприятий).

Как показал опрос организаторов туристского бизнеса, руководителей Национальной академии туризма, представителей науки, изучающих сферу туризма (всего более 250 человек), одной из причин такого положения дел является отсутствие современной

81

6 ВМУ, педагогическое образование, № 1

концепции формирования у будущих менеджеров турорганизаций профессиональной культуры, учитывающей реалии нового времени.

Известно, что проблема формирования профессиональной культуры у будущих специалистов не относится к числу новых. Ей посвящено достаточно большое количество работ, написанных в разное время. В частности, профессиональную культуру и пути ее формирования исследовали: А.В. Барабанщиков, С.С. Муцинов1, А.Ф. Тарасов2 (педагогическую культуру); С.П. Безносов3 (культуру профессиональной деятельности); В.А. Вединяпина4 (профессиональную культуру учителя); Т.И. Власова, А.П. Шарухин5 (культуру профессионального общения); В.И. Горовая, С.И. Уляев6 (профессиональную культуру специалиста); А.А. Жуков, Н.Д. За-корин7 (инновационную культуру управленческой деятельности менеджера); В.С. Комбаров8 (профессиональную культуру как способ реализации личности); С.С. Рыбин9 (профессиональную культуру организаторов театрально-концертной деятельности); Б.С. Хохряков10 (профессиональную культуру муниципального чиновника); Ю.К. Чернова11 (формирование профессиональной культуры в процессе обучения) и др. Данные исследования проводились с позиций системного, процессного, дифференцированного, личностного, деятельностного, проблемного, аксиологического, практико- и гендерно-ориентированного, развивающего, интегрированного и др. подходов.

Однако в современных условиях, когда изменяется взгляд на человека и он начинает рассматриваться как "мера всех вещей", когда формируется установка на приоритет качественных показателей во всех областях жизни общества и возникает необходимость в подготовке менеджеров, освоивших гуманистические ценности демократического общества, способных компетентно применять, творчески осмысливать и пополнять полученные в ходе учебы в вузе знания и умения в постоянно меняющихся условиях, — актуальным становится вопрос о поиске такого подхода к организации процесса формирования профессиональной культуры специалиста, который бы интегрировал в себя все известные подходы и в то же время учитывал веления времени. Таким подходом является гуманитарный подход к организации процесса подготовки специалистов (Н.В. Бордовская12, Н.М. Борытко13, В.Г. Воронцова14, Б.С. Гершунский15, В.П. Зинченко16, И.Я. Лернер17, А.П. Тря-пицына18, К. Роджерс (C. Rogers)19 и др.).

Идея гуманитарности как стремление к развитию масштаба человеческого в человеке, как усиление человеческих смыслов во взаимоотношениях людей и образовании, как понимание того, что одним из главных продуктов человеческого творчества является сам человек20, имеет богатую историю. Она берет начало в

античности и проходит через всю историю последующих цивилизаций. В ней сочетаются как общеклассические формы, так и "страноведческая специфика". Особую актуальность для российского образования она приобрела на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в связи с отсутствием основы, которая выражала бы общую идею и дух нашего времени.

Исследователи образования21 отмечают, что современная педагогика включает в себя самые разнообразные цели воспитания и обучения, различные методы и системы, разные программы, в ней все бессистемно, бессвязно, разбросано, противоречиво. По сути дела, сейчас отсутствуют общепринятые принципы, представления, идеи и методы, которые могли бы руководить педагогами как в их теоретических изысканиях, так и на практике. В центре доминирующей модели педагогического процесса находятся передаваемые в инструктивно-нормирующей форме предметные знания, а не целостная личность обучающегося; процесс обучения ориентирован на формирование личности с заданными характеристиками (модель выпускника, компетентного специалиста), на овладение образовательным стандартом: знаниями, умениями, навыками как основным результатом обучения; личность при таком подходе понимается как некое типовое явление, носитель массовой культуры и социального опыта. Технологии образовательного процесса основываются на идее коррекции личности "извне" без достаточного учета и использования субъектного опыта самого обучающегося как активного творца собственного развития. Обучение рассматривается как главная детерминанта развития личности. Слабый эффект такой модели очевиден, так как будущий специалист получает фрагментарное и одностороннее образование, а вопрос о целостном "человеческом" знании остается открытым. Отсюда понятно стремление гуманизировать педагогику.

В то же время вряд ли стоит безоговорочно абсолютизировать идею гуманизма, которая активно провозглашается в качестве мировоззренческой основы нового подхода к организации образовательного процесса вследствие ограниченности ее современного понимания. Именно представления о человеке как центре мира, о его изначальном превосходстве и совершенстве легли в основу оправдания всех деяний человечества. Следовательно, признание исключительного положения человека в мироздании в свою очередь должно налагать на человечество и особую ответственность. Поэтому необходимо на основе уже существующих философских, психологических, педагогических, естественно-научных представлений о человеке вести поиск тех мировоззренческих установок и идей, которые позволят решить имеющуюся проблему и

избежать ошибок в будущем. При этом нужно четко понимать, что гуманизация и гуманитаризация образования хотя и близки по своему смыслу в обыденном употреблении, не синонимичны по существу.

Гуманизм формируется и утверждается как идея человеческого общества. О "гуманизме", "гуманном", "гуманистическом" можно говорить тогда, когда имеются в виду учения, социальные институты, деятельность, поступки, возвышающие человека, способствующие его благу, счастью, свободе, справедливости22. Проявления гуманизма как качества личности обозначаются термином "гуманность". Гуманность воспитывается, является совокупностью определенных нравственных свойств. Она проявляется в самовыражении личности в мире культуры, ее свободном осознанном выборе между добром и злом, общественным благом и эгоистическими устремлениями, достоинством и раболепием, насилием и терпимостью, созиданием и разрушением, смыслом и бессмыслицей. Помочь в этом сознательном выборе будущему молодому специалисту должна продуманная программа гуманитаризации профессионального образования, которая позволит ввести его в пространство мировой культуры. Именно таким образом гуманитаризация оказывается органически связанной с гуманизацией образования.

Концепты "гуманизация образования" и "гуманитаризация образования" характеризуют различные векторы в реформировании высшей профессиональной школы. Если "гуманизация образования" в широком смысле означает создание в обществе гуманной системы образования, соответствующей гуманистическим идеалам (прежде всего личностной свободы, социальной справедливости и человеческого достоинства), то "гуманитаризацию образования" необходимо связывать с содержательными, организационно-методическими и технологическими аспектами учебно-воспитательного процесса. Можно сказать, что гуманитаризация должна способствовать приобщению обучающихся к гуманистическим ценностям, преодолению одномерности личности, задаваемой профессиональной специализацией.

В результате выделяются два проблемных поля, две реально существующие задачи. Первую задачу можно квалифицировать как социальное конструирование системы образования, отвечающей гуманистическим нормам и идеалам. Вторая задача связана с педагогическим обеспечением формирования гуманного специалиста, приобщением личности к богатству гуманитарной культуры в рамках образовательного процесса и внеучебных форм студенческой активности.

Анализ приведенных научных работ, а также изучение образовательной практики в вузах туристского профиля позволяют сделать вывод, что гуманитаризация подготовки специалистов для сферы туризма предполагает формирование у них гуманистически-ориентированной профессиональной культуры, включающей в себя такие образовательные ценности, как: ориентация на системное целеполагание в учебно-воспитательном процессе; осознание вреда догматического и конформистского познания; наполнение образовательного процесса ценностными смыслами нравственной ответственности и гражданской активности; утверждение единства смысложизненных и рационально-познавательных установок; повышение культуры организации профессиональной деятельности; развитие интенции к свободе творчества; преодоление аутизма научного познания, "замыкания" его на себя, на свою собственную самоценность и др.

Гуманитаризация профессионального образования имеет многоуровневую структуру, в которой отчетливо проявляются мировоззренческий (имеет свою структурированную систему понятий, отражающих существенные черты организации и осуществления образовательного процесса), теоретический (включает концептуальные схемы-модели решения насущных задач, связанных с приданием нового качества педагогической реальности) и организационно-методический (конструктивный принцип организации деятельности, применения технологий, соответствующих гуманистическим критериально-оценочным ориентирам) уровни.

Выступая в качестве методологического принципа организации процесса подготовки специалистов для сферы туризма, гуманитарный подход представляет собой конкретную форму антропоцентрической парадигмы, включающую в себя систему понятий, отражающих существенные черты организации и осуществления процесса формирования у студентов вузов туристского профиля профессиональной культуры; концептуальную модель решения задач, связанных с приданием нового качества процессу подготовки специалистов для сферы туризма на современном историческом этапе развития общества; конструктивный принцип организации деятельности, применения технологий, соответствующих гуманистическим критериально-оценочным ориентирам.

Функциональное предназначение гуманитарного подхода состоит в гуманизации процесса подготовки специалистов в вузах туристского профиля: постановке в центр внимания уникальной, целостной личности студента; признании его права на разностороннее, свободное развитие и проявление способностей в ходе учебно-познавательной деятельности; утверждении в качестве критерия оценки образовательного процесса максимально воз-

можное раскрытие творческого потенциала обучающегося; реализации принципов равенства, справедливости, человечности как нормы отношений в образовательном учреждении.

Цель гуманитарного подхода— обеспечить развитие гуманной личности обучающегося, обладающей высоким уровнем профессиональной культуры, сформированной на основе гуманитарной образованности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в разнообразных профессиональных ситуациях.

В содержательном плане гуманитарный подход требует представлять естественно-научную и культурную картину мира как живой процесс поиска, открытий, изобретений, как историческую драму идей и людей, как осознание глобальных проблем человеческого сообщества. Он отвергает обезличенный характер учебно-воспитательного процесса и явную или завуалированную регламентированность, при которой предлагаемые знания не являются предметом собственного осознанного выбора студента. Отрицается ориентация образования на тенденциозный отбор сообщаемых обучающимся знаний и формируемых установок.

Основными принципами формирования у студентов вузов туристского профиля профессиональной культуры на основе гуманитарного подхода являются: гуманистическая направленность профессиональной подготовки специалистов для сферы туризма; творческий подход к отбору содержания образовательных моделей, выбору методов, средств и форм совместной (преподаватель-студент) учебно-научно-производственной деятельности; вариативность содержания образовательного процесса; личност-но-ориентированный характер профессионального образования; субъект-субъектный характер отношений преподавателей и студентов; активность в разработке и реализации воспитательных программ, ориентированных на формирование у личности устремленности только на результаты, обоснованные с гуманистических позиций, рефлексивного, творческого, нравственного, художественного, эстетического отношения к жизни, способности противостоять напору ее случайностей и вредных влияний; открытость образовательной системы; диалогичность образовательного процесса; развивающий характер образовательной среды; педагогически целесообразный охват сферы внеаудиторной жизни студентов, внутренней атмосферы студенческих коллективов, их быта и досуга, вовлечение студентов в творческую деятельность в студенческих объединениях, клубах, художественных студиях; конвергенция и интеграция образовательных технологий с установкой на максимализацию использования самобытности социу-

ма, культуры и образовательных традиций страны и региона; преодоление крайностей как "монолита образовательного единообразия", так и "беспредела образовательной вседозволенности"23; утверждение допустимости только ненасильственного управления и ненасильственных средств воздействия на студентов; развитие студенческого самоуправления.

В методическом плане речь идет об осуществлении личност-но-ориентированного менеджмента образовательной деятельности студентов; о создании комфортной гуманитарной образовательной среды в вузе, наполнении гуманитарным содержанием самих гуманитарных и социально-экономических дисциплин; об обеспечении развития субъектности студентов в ходе профессионального становления; о развитии партнерских отношений между преподавателями и студентами как форме проявления субъект-субъектного взаимодействия; применении герменевтических приемов в образовании, диалоговых технологий, позволяющих усваивать знания, развивать познавательные процессы, коммуникативные способности, формировать этические позиции (среди них одной из основных выступает толерантность).

К характерным чертам гуманитарного подхода относится то, что он обеспечивает интегрально-диалогический подход к образованию; изменяет ролевую позицию в образовательном процессе преподавателей и студентов, требуя осуществления саморефлексии, самоконтроля и самоактуализации; позволяет будущим специалистам взглянуть на окружающее социокультурное и экологическое пространство как на целостное культурно-интегратив-ное поле жизни, в котором человек и мир неделимы; ориентирует обучающегося на свободный творческий поиск, давая ему право на ошибки, которые сопровождаются не наказанием, а заинтересованной поддержкой педагога (в такой атмосфере становится возможным применение любых форм учебной работы — от гибких до жестко построенных, если только они соответствуют потребностям обучающихся и целям образовательного процесса); позволяет выстраивать учебный процесс так, чтобы обучающийся открывал для себя личностную значимость знаний и на этой основе осваивал содержание учебных предметов; обеспечивает гармонизацию культурологической составляющей образовательного процесса и профессионализации личности (при этом наиболее непродуктивной является постановка вопроса: "Что важнее — гуманитаризация или профессионализация?", потому что без качественной профессионализации не может быть сформирован специалист и обучение в вузе вообще теряет свой изначальный смысл; однако без гуманитаризации не может быть сформирована полноценная личность, через профессию человек должен вписаться в пространство

культуры, освоить ее смыслы и ценности, развить духовность, понять свою роль в обществе; профессия обретает человеческий смысл лишь тогда, когда за ней обнаруживается нечто более высокое и самоценное, а именно обретение своей индивидуальности, своего неповторимого "человеческого лица" в многогранном и противоречивом мире культуры).

К основным категориям гуманитарного подхода к формированию у студентов вузов туристского профиля профессиональной культуры следует отнести: гуманистическую направленность подготовки специалистов; единство гуманитарной и профессиональной культуры, культурологического и компетентностного подходов; индивидуальную личностную модель мира; индивидуально-личностный характер образования; активную и ответственную образовательную и педагогическую позицию студентов и преподавателей; вариативность содержания и технологий образования; преодоление одномерности личности; субъект-субъектные отношения; диалог; сотрудничество; творчество; партнерство; комфортный характер развивающей образовательной среды; рефлексию; самоконтроль; самоактуализацию и самореализацию; самопознание; самоорганизацию; самоуправление; осознанный и ответственный выбор; оптимистическую направленность образовательной деятельности и ее педагогического обеспечения; вуз как эффективная образовательная система и др.

Гуманитарный подход накладывает свой "отпечаток" на анализ профессиональной культуры как цели образовательного процесса. Учитывая, что культура означает исторически определенный уровень развития общества и личности, выраженного в создаваемых материальных и духовных ценностях, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе, в специфических типах и способах организации человеческой жизнедеятельности, а также способах и формах взаимного общения, поведения и деятельности в конкретных сферах общественной жизни24, а профессия — это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки, под профессиональной культурой менеджера турорганиза-ции следует понимать: качество его мотивационно-целевой направленности (включая ценностно-смысловые установки, степень позитивности отношения к профессии, уровень устремленности на достижение высоких показателей в решении стоящих задач); совершенство применяемых для организации и обеспечения эффективных действий трудового коллектива технологий (целепо-лагания, сбора и анализа необходимой информации, прогнозирования и принятия решения, планирования, постановки задач,

информационного, психолого-педагогического, материально-технического, финансового и др. видов обеспечения, контроля и оценки, внесения корректив в принятое решение и план действий), формы и способы делового общения и профессионального поведения; результативность деятельности и утверждаемых ценностей (устанавливаемых и поддерживаемых стандартов, правил, принципов, образцов поведения).

Оценка профессиональной культуры менеджера туроргани-зации с позиций гуманитарного подхода осуществляется через социальное качество всех составляющих его деятельности. Это значит, что, оценивая (и формируя) уровень развития у будущего выпускника профессиональной культуры, необходимо учесть, насколько в его мотивах представлена социальная значимость его работы, каково качество целей, которые ставит перед собой менеджер, владеет ли он современными способами решения профессиональных задач, в какой степени ориентируется в условиях собственной деятельности, насколько включен в ее процесс и воспринимает ли результат своего труда с позиций не только лич-

"25

ной, но и социальной значимости25.

Менеджер становится профессионалом, освоившим гуманистические ценности, не сразу: "движение в профессию" имеет длительный и часто тернистый путь. Если на него смотреть с позиций гуманитарного подхода, то начинается он с формирования гуманитарно-мировоззренческой базы, на основе которой происходит овладение способами действий, т.е. повышение "инструментальной вооруженности" менеджера. Индивидуальный опыт состоит из сплава гуманитарной культуры и специальной компетентности. С накоплением опыта появляется все больше возможностей добиться карьерного роста.

Основное условие успешного продвижения по карьерной лестнице — целенаправленное формирование высокой профессиональной культуры. Данное формирование осуществляется как в ходе учебно-воспитательного процесса в вузе при освоении основной образовательной программы, так и во время выполнения профессиональных функций в ходе работы в турорганизации. Оно предстает как процесс функционирования специально созданной педагогической системы, построенной на основе требований гуманитарного подхода к организации подготовки специалистов. Результат выражается в появлении, развитии и закреплении в психологии будущего выпускника (менеджера) необходимых системных свойств и качеств, характеризующих его как высокопрофессионального, освоившего гуманистические ценности современного специалиста.

Педагогическая система формирования у студентов вузов туристского профиля высокой профессиональной культуры включает в себя:

комплекс целей, связанных с: развитием у обучающихся (менеджеров) профессиональной мотивации, ядро которой составляют гуманистические ценности; образованием высокого уровня профессиональной компетентности (коммуникативной, организаторской, производственно-технологической) и овладением способами саморегуляции поведения и деятельности (самомобилизации, определения темпа и времени активности-релаксации и т.д.); становлением современного творческого мышления; появлением совокупности профессионально важных качеств (ответственности, организационного патриотизма, способности работать целеустремленно, с перспективой и полной отдачей сил, организованности в повседневной деятельности, оптимизма, открытости, лояльности, толерантности, готовности к работе в команде и др.); ростом мастерства в профессионально направленном общении и развитием стремления к профессиональному самосовершенствованию;

субъектов образовательной деятельности — личностное и профессиональное развитие которых представляет собой конечную цель педагогического процесса и осуществляется в конкретной учебно-воспитательной ситуации; при этом стержневым фактором развития выступает управляемая со стороны преподавателей, кураторов, деканатов образовательная деятельность обучающихся;

содержательный компонент, лежащий в основе гуманитарной и специально-профессиональной компетентности (система теоретических и практических задач, решаемых в ходе учебных занятий и выполнения обязанностей менеджера, которые позволяют сформировать необходимый кругозор, мировоззрение, систему умений, опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к процессу и результатам труда, клиентам и сотрудникам турорганизации, к самому себе);

субъектов управления образовательной деятельностью студентов (преподаватели, кураторы, деканаты, учебные коллективы и др.);

организационно-методический компонент, включающий в себя, дополнительно к требованиям гуманитарного подхода, оптимизацию содержания учебных программ (программ повышения квалификации) и программ практик, их согласование между собой, высокое качество проведения теоретических и практических занятий, методическое обеспечение учебной деятельности студентов, четкое определение форм, способов, последовательности образовательной деятельности студентов (менеджеров), технологии их отчетности, порядка управления их деятельностью;

результирующий компонент, выражающийся в готовности выпускников (менеджеров) к успешному началу профессиональной деятельности и последующему повышению профессиональной культуры с позиций гуманитарного подхода.

Структурно процесс развития у студентов вузов туристского профиля профессиональной культуры включает в себя несколько периодов.

I. Формирующий — основное содержание которого составляет деятельность педагогического коллектива вуза по управлению гуманитарным и профессиональным развитием студентов в ходе осуществления ими образовательной деятельности.

II. Развивающе-закрепляющий — содержание которого составляют: развитие профессиональной мотивации; повышение уровня компетентности; обогащение умениями саморегуляции.

III. Рефлексивный — реализация готовности менеджеров осуществлять систематический и объективный анализ своей деятельности, соотнося ее с гуманистическими критериально-оценочными ориентирами, разработка и реализация планов профессионального саморазвития.

Итак, можно сделать вывод, что оценку формирования профессиональной культуры специалиста с позиций гуманитаризации профессионального образования следует осуществлять по процессуальному (степень реализации в ходе подготовки специалиста требований гуманитарного подхода) и результирующему (степень гуманистической направленности специалиста и его готовности на высокопрофессиональном уровне решать стоящие перед ним производственные задачи) критериям.

Примечания

1 Барабанщиков А.В., Муцинов С.С. Педагогическая культура преподавателя высшей школы. М., 1985.

2 Тарасов А.Ф. Педагогическая культура: теоретико-методологические проблемы. СПб., 1999.

3 Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб., 2004.

4 Вединяпина В.А. Профессиональная культура учителя: Учеб. пособие. М., 2003.

5 Власова Т.И., Данилова М.М., Шарухин А.П. Профессиональное и деловое общение в сфере туризма: Учеб. пособие. СПб., 2005.

6 Горовая В.И., Уляев С.И. Гуманитаризация образования и профессиональная культура специалиста. М., 2004.

7 Жуков А.А., Закорин Н.Д. Инновационная культура управленческой деятельности менеджеров предприятий сферы туризма. СПб., 2005.

8 Комбаров В.С. Профессиональная культура как способ реализации личности: Автореф. дис. ... канд. философ. наук. Томск, 1985.

9 Рыбин С.С. Формирование профессиональной культуры организаторов театрально-концертной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007.

10 Хохряков Б.С. Профессиональная культура муниципального чиновника в условиях становления местного самоуправления в современной России: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2003.

11 Чернова Ю.К Профессиональная культура и формирование ее составляющих в процессе обучения. Тольятти, 2000.

12 Бордовская Н.В., Лошенков Л.В. Герменевтический подход и гуманитарное образование // Гуманитарные науки. Гуманитарное образование. Гуманитарное мышление. СПб., 2001.

13 Борытко Н.М. Субъектность как ведущая идея гуманитаризации. М., 2005.

14 Воронцова В.Г. Постдипломное образование педагога: гуманитарно-аксиологический подход: Дис. ... докт. пед. наук. СПб., 1997.

15 Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1998.

16 Зинченко В.П. Гуманитаризация образования // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 239-240.

17 Лернер И.Я. Человеческий фактор и функции содержания образования // Советская педагогика. 1987. № 11. С. 27-32.

18 Тряпицына А.П. Педагогические основы проектирования образовательной системы нового вида. СПб., 1995.

19 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

20 Заборская М.Г. Современная философия образования. СПб., 2004.

21 Петрунина Т.А. Антропологические основания педагогики как методологическая проблема // Изв. Урал. гос. ун-та: Проблемы образования, науки и культуры. Вып. 14. Екатеринбург, 2003.

22 Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

23 Гершунский Б.С. Указ. соч.

24 Советский энциклопедический словарь. М., 1989.

25 Рыбин С.С. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.