ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСПИТАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ТУРИСТСКОГО ПРОФИЛЯ: АНАЛИЗ ПРАКТИКИ И УСЛОВИЯ
повышения эффективности воспитательного процесса
Е.Д. Порцевская,
специалист II категории отдела музейной климатологии Русского музея (г. Санкт-Петербург)
lutik07@yandex.ru
А.П. Шарухин,
профессор кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России,
доктор педагогических наук apsha@yandex.ru
В статье рассматриваются вопросы актуальности воспитания организованности студентов вузов туристского профиля, определения сущности и структуры организованности как цели воспитательного процесса в вузе, подход к проектированию воспитательного процесса, условия повышения эффективности воспитания организованности у студентов вузов туристского профиля.
Ключевые слова: воспитательный процесс, вуз туристского профиля, организованность студентов
ББК 74.58
Развитие системы высшего профессионального образования осуществляется сегодня в рыночных условиях, которые выдвигают все более жесткие требования к выпускникам вузов, их готовности к честной конкурентной борьбе, определяют спрос и предложение на рынке труда.
И это не случайно. Такие кардинально изменяющие систему профессиональных ценностей процессы, как: переход туристской индустрии от массово-конвейерной системы удовлетворения запросов покупателей к индивидуализированному туризму; стремительное интеллектуальное насыщение деятельности менеджеров турорганизаций; расширение зоны межкультурного взаимодействия обществ, социальных групп и индивидов до глобального уровня с одновременно проявляющейся тенденцией к навязыванию друг другу отдельных частных культурных моделей как по образу жизни в целом, так и по отдельным его элементам; повышение избирательности и требовательности покупателей к качеству турпродукта; тенденция быстрого роста коммуникаций между людьми как внутри страны, так и за ее пределами, создающая новый тип психологического восприятия мира потребителей туруслуг; повышение ответственности за здоровье и жизнь отдыхающих; возрастание конкуренции, рост дефицита времени на решение постоянно усложняющихся профессиональных задач и количества кризисных ситуаций и др. — сместили акценты в подготовке студентов на развитие самостоятельности, социальной ответственности, коммуникативных качеств и творческого подхода к решению профессиональных задач, способности к рефлексии, оперативному реагированию на изменение ситуации, психологизации содержания образования. По существу, в современных условиях туристской практике нужен выпускник, способный проявлять инициативу и не теряться в постоянно изменяющихся условиях, умело общаться с различными психотипами клиентов, применять систему специальных знаний, умений, навыков и компетенций для осуществления творческого подхода к делу, своевременно реагировать на изменение ситуации на туристском рынке, ответственно относиться к выполнению своих профессиональ-
314
ных обязанностей, стремиться к постоянному личностному и профессиональному росту.
В то же время изучение практики подготовки специалистов для сферы туризма позволяет сделать вывод, что спрос на рынке туриндустрии на квалифицированных специалистов вступил в противоречие с продуктом традиционно сложившейся системы их подготовки. Более 75% руководителей турорганизаций указывают на неумение молодых специалистов правильно организовывать свою деятельность, выстраивать логичную систему убеждения клиентов, рассчитывать время на выполнение поставленных задач и в конечном итоге своевременно с ними справляться, налаживать дружеские отношения с сотрудниками, проявлять инициативу и творческий подход к делу. Как результат, снижается производительность труда, от турорганизаций отворачиваются клиенты, а сами молодые специалисты теряют уверенность в себе и, вследствие этого, динамику личностно-профессионального роста. Одной из основных причин существующего положения дел называется недостаточно высокий уровень организованности выпускников вузов.
Положение усугубляется тем, что в психологической и педагогической науке, во-первых, отсутствуют, как единое понимание феномена организованности личности, выступающего в виде педагогической цели, так и обоснованная модель воспитания организованности у будущих специалистов сферы туризма в ходе образовательного процесса в вузе, которая бы учитывала изменения, происходящие в данной сфере и специфику профессиональной деятельности менеджеров турорганизаций; во-вторых, в проведенных исследованиях организованность рассматривается, как правило, по отношению к решению однородных задач, в рамках только предметной деятельности без учета коммуникативной составляющей и без деления деятельности на творческо-созидательную и репродуктивную.
Вместе с тем, деятельность выпускника туристского вуза носит синтетический характер и отличается наличием типологических черт комплекса профессий (по Е.А. Климову: человек-человек, человек-знак, человек-техника) [7]. Речь идет о производстве информации и услуг, осуществлении убежда-
© ПСЭ, 2015
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ющего влияния на клиентов и создании баз данных. Следует также отметить, что трудовые функции осуществляются, как правило, в небольших коллективах, в которых профессиональное общение тесно связано с личностным аспектом, и в которых на первый план выходит необходимость осуществления совместных коллективно-командных действий на основе сотрудничества.
Из этого следует, что и стиль деятельности будущих менеджеров турорганизаций должен соответствовать изменившимся условиям. Проведенный в 2013 году опрос руководителей турорганизаций показывает, что наиболее популярен и эффективен стиль, который ориентирован на изменяющуюся ситуацию и может быть назван новаторско-аналитическим. Для такого стиля характерны: энергичность; анализ потребностей покупателей и поиск новых технологий их удовлетворения; умение широко видеть ситуацию, стремление произвести как можно больше идей; демократизация управления, активное обсуждение с сотрудниками различных производственных вопросов, делегирование подчиненным ряда полномочий, прав, привлечение их к проектированию туристических маршрутов и других способов решения возникающих задач; стремление устанавливать «прозрачные» партнерские отношения между начальниками и подчиненными; готовность и способность анализировать и учитывать мнение других; быстрое принятие новаторских идей и безусловная практическая реализация новшеств; терпимость к ошибкам, которые могут быть достаточно быстро исправлены; умение работать с людьми, не входя глубоко в их личные проблемы.
Анализ данных положений приводит к выводу, что организованность личности специалиста должна:
носить системный характер и обеспечивать целостность личности и ее деятельности;
иметь тенденцию к росту и усложнению; быть связана с целенаправленностью самоуправления, которое осуществляется не по методу «проб и ошибок», а на основе обоснованных решений, мониторинга ситуации, координации своих действий;
исходить из того, что составляющие личность и ее деятельность компоненты содействуют, а не противоречат друг другу в совместном функционировании и развитии;
иметь в своей основе отлаженные процессы самоорганизации, которая включает в себя саморегуляцию (недопущение отклонения между моделью выбранного способа действий по достижению цели и реальными действиями) и самоконтроль (отслеживание отклонений и внесение необходимых коррективов).
Таким образом, можно заключить, что организованность выпускника вуза туристского профиля, как цель воспитательного процесса, представляет многоуровневое, комплексное свойство, проявляющееся в:
его устремленности к эффективному и социально ответственному оказанию туруслуги;
четком понимании важности и необходимости собранности при разработке туристических маршрутов, их предложении клиентам и организационно-финансовом сопровождении туристов;
установлении и поддержании порядка на рабочем месте, при оформлении заказов, составлении баз данных, ведении других дел;
продуманности каждой фразы при общении с потребителем туруслуги;
своевременном планировании, распределении дел по важности, обосновании сроков их выполнения, осуществлении самоконтроля и корректировки действий;
самомобилизации и поддержании готовности к эффективной деятельности, особенно в «горячее» время потребления туруслуг;
позитивном настрое, уверенности в своих силах и возможностях, отсутствии подавленности при неудачах.
Исходя из этого, организованность, как цель воспитательного процесса, может быть продиагностирована по двум группам характеристик: содержательным и динамическим.
Содержательные характеристики определяются компонентами, составляющими внутреннюю структуру организованности:
а) регуляторным, включающим:
мотивационно-смысловую составляющую (стремление быть организованным в связи с пониманием значимости этого свойства для успеха в делах, установления и поддержания порядка в действиях и поступках; принятие на себя ответственности за результаты проявления организованности);
интеллектуально-организационную составляющую (осмысление каждого коммуникативного и практического действия; самодиагностику; принятие обоснованных решений, четкость планирования, распределение дел, практических действий и излагаемых мыслей по важности, обоснование времени на их выполнение, обдумывание ресурсной базы; осуществление самоконтроля и корректировки действий);
волевую составляющую (самомобилизация; устранение конфликтов в мотивационной, целевой и операциональной сферах; приведение эмоциональной сферы в состояние, адекватное решаемым задачам);
эмоционально-чувственную составляющую (позитивный настрой, уверенность в своих силах и возможностях, отсутствие подавленности при неудачах, эффекта «опускания рук»);
б) операционально-результативным (точность действий, убедительность и относительная краткость высказываний, позитивные отклики клиентов и высокий уровень продаж туров)
К динамическим характеристикам следует отнести: устойчивость проявления самоорганизации и ее целостность (профессиональная тотальность).
Опираясь на изложенное понимание организованности, следует сделать вывод, что ее воспитание не может осуществляться «прямолинейно» в форме непосредственного влияния господствующих социальных установок на студента. То есть, речь не может идти о принудительно-нормативном процессе, автоматически обеспечивающем заданные характеристики будущего специалиста туриндустрии. В личностно-ориентированной воспитательной системе используемые педагогические технологии должны основываться, прежде всего, на идее развития (а не формирования) с опорой на личный опыт будущего специалиста, выступающего субъектом деятельности по самосовершенствованию и самореализации в специально созданной среде вуза. Иначе мы имеем большую вероятность получения принудительно воспитательной системы, движитель которой построен по принципу: пример (образец) — требование — отлаженная система контроля — выполнение требования в значительной части случаев в целях избегания наказания (реализации мотивации избегания неудач). Вопрос о целостном развитии личности студента при таком воспитательном процессе остается открытым. Следовательно, необходимо иначе посмотреть на проблему разработки системы воспитания организованности.
Один из основных вопросов, касающихся организации воспитательного процесса в вузе, это вопрос об отношении к Свободе личности студента. Представляется, что его следует понимать как право будущего выпускника стать за время обучения в вузе нравственно зрелым, патриотически настроенным, высококлассным специалистом, обладающим индивидуальным «почерком» деятельности, позволяющим эффективно решать профессиональные задачи (стандартные и творческие), постоянно стремящимся к саморазвитию. А, значит, и как ответственность, которая на него возлагается и регулирует его самоопределение в мире общей и профессиональной культуры и социальных отношений.
Следовательно, задача вуза состоит в создании такой системы обстоятельств и отношений, в которой будущий специалист, проявляя значительные усилия по самоорганизации, осуществляет учебно-профессиональную деятельность, социальные взаимодействия и, тем самым, приобретает личный жизненный и профессиональный опыт. Накопление данного опыта выступает результатом учебной деятельности под руководством преподавателей, взаимодействий с другим персона-
31 5
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
лом вуза, самостоятельной подготовки, внутриколлективной и досуговой активности и др.
По А.Н. Леонтьеву [4], деятельность выступает единицей жизни, в ходе которой осуществляется накопление индивидуального жизненного опыта, формирование личностных качеств. Она есть целенаправленная и многоступенчатая активность обучающегося. «Целенаправленная» — поскольку «предмет», на который направлена активность, выступает в сознании как цель. «Многоступенчатая» — поскольку включает в себя различные действия, определяемые задачами, вытекающими из конечной цели и обеспечивающими достижение конечной цели-мотива. Т.е., процесс воспитания, осуществляющийся через организацию деятельности студентов, нельзя понимать упрощенно (главное — поставить учебную задачу и тогда, вроде бы, процесс воспитания, личностного и профессионального развития должен запуститься автоматически). Выполнение обучающимся каких-либо действий без осознания им важности и нужности всей деятельности не имеет никакого отношения к воспитанию. Действие, если оно просто инициировано требованием преподавателя или давлением коллектива без понимания его общего и личного значения, воспринимается студентом просто как временная необходимость. И, если старательность, организованность у него уже в какой-то степени развиты, то он их, скорее всего, проявит автоматически (но, тогда и воспитывать нечего). Если же необходимые черты характера в студента «не заложены», то они, во-первых, не проявятся, во-вторых, не будут осознаны как значимые для данного вида деятельности.
Чтобы они стали развиваться, необходимо проявлять усилия, старание. А, для этого обучающийся должен понимать, во имя чего он должен проявлять усердие [2]. Это значит, что речь идет о смысле, ценностях, об отношении цели действия к цели всей деятельности. Иначе поведение, как правило, оказывается ситуативным, зависящим от случайных, временных побуждений, соответствующих операциям и действиям. Отсюда следует вывод: лишь участвуя в развернутой деятельности, включающей и планирование учебных действий (значит, и понимание ее важности для себя и для других), и подготовку к занятиям, и непосредственное выполнение учебных задач, и обсуждение результатов, и разнообразное общение в студенческом коллективе, обучающийся постигает соответствующие смыслы. На их базе у студента формируется ценностное отношение к организованности, как необходимому личностному качеству.
Таким образом, задача воспитания организованности у студентов вуза предполагает не просто управление их деятельностью, а наполнение ее смыслом, понятным для студента, ведущим к осознанию значимости осуществляемых действий, их личной и социальной полезности и необходимости, охватывающей разные стороны жизни обучающегося, т.е., лично значимой для него, полезности и необходимости высокой самоорганизации. Такое управление можно назвать педагогически целесообразным.
Построение научно обоснованной теории воспитания организованности у студентов невозможно без учета еще одного принципиального положения. Современные взгляды на деятельность совпадают в главном: в ее составе отмечают наличие таких компонентов, как: мотивационно-смыслового, целевого и действенно-операционального [8].
Следовательно, полное овладение деятельностью, а значит и обеспечение полноценного развития самоорганизации, предполагает решение трех главных задач: достижение понимания и принятия тех главных смыслов и нравственных аспектов, которые кроются за организованностью личности (воспитание в привычном понимании); развитие умений правильно определять цели и усвоение способов действий, определяемых самоорганизацией (обучение в привычном понимании). Отсутствие гармонии между этими «пластами» деятельности приводит к неполноценному развитию личности студента как будущего организованного специалиста. Следовательно, в ходе управления различными видами учебной и внеучебной деятельности студентов важно не допустить недооценки каж-
дой из этих частей, ставя на первое место и отдавая главную роль мотивационно-смысловой составляющей.
Осуществляя воспитательное влияние на студентов, следует понимать, что мотивы представляют собой сложную иерархическую структуру, в которой представлены и желание обязательно завершить обучение и быть в последующем успешным, высококлассным специалистом, и стремление познать себя, развить в себе лучшие качества, и стремление избежать неприятностей, и статусные устремления, связанные с уважением со стороны окружающих, и познавательный интерес, ведущий к расширению кругозора, и потребность в самореализации посредством осуществления учебной и внеучебной деятельности и др. Для роста организованности стратегическим направлением при осуществлении воспитательного влияния на обучающихся должно быть развитие «мотивации достижений» и «мотивации пользы».
Но, существуют и студенты, основным мотивом учебной деятельности которых является получение диплома без, по их выражению, «лишних надрывов». Как показало изучение проблемы, для них одним из мотивообразующих факторов учебной деятельности выступает требование обязательности освоения заданий, осуществление внешнего контроля со стороны преподавателей или других лиц, влияющих на их поведение и деятельность. Однако самоорганизация выступает для них средством «ухода от неприятностей», а не целью саморазвития, и поэтому мало способствует развитию организованности. В связи с этим логика мотивирования таких студентов должна идти по пути от актуализации «мотивации избегания неудач» к развитию «мотивации достижений» и «мотивации полезности».
Одним из ведущих компонентов в структуре самоорганизации учебной и внеучебной деятельности является блок, включающий программное видение ее осуществления. Данный блок имеет характер четко продуманного плана, который предусматривает, что на решение той или иной задачи отводится определенное количество времени. И в связи с этим необходимо предпринять комплекс действий, которые фиксируются в схематичной форме в виде блоков. В этих блоках зафиксированы содержание, показатели точности решения задач, логика осуществляемых действий и операций.
Выбор действий осуществляется разными способами в целях поиска наилучшего. Результатом поиска выступает нахождение устраивающего на какой-то момент варианта плана. План включает в себя: распределение общего времени на этапы деятельности; распределение времени на выполнение конкретных задач каждого этапа и определение алгоритма работы; определение первоочередности выполнения задач; организация работы по поиску необходимой информации для решения конкретных задач; организация взаимодействия с сокурсниками; рефлексивные действия и др.
Таким образом, самоорганизация студента представляет собой процесс приведения компонентов психики в состояние оптимального комплексного взаимодействия, которое создает внутренние условия для осуществления эффективных действий, а самоорганизованность студента есть психологическое качество, характеризующее его личность с позиций умения мотивировать себя на осуществляемые учебные действия, мобилизовывать внутренние ресурсы на преодоление препятствий, координировать свои действия в соответствии со сложившейся ситуацией, не терять способности к самоконтролю, при необходимости осуществлять коррекцию в целях и способах деятельности.
Само понятие воспитание организованности студентов в процессе обучения означает систему специально организованных взаимодействий преподавателей, кураторов и других субъектов образовательной среды вуза со студентами, обеспечивающих формирование, развитие и поддержание у обучающихся способности мотивировать себя на образовательную деятельность, мобилизовывать внутренние ресурсы на преодоление препятствий, координировать свои действия в соответствии со сложившейся ситуацией, не терять способности к самоконтролю, при необходимости осуществлять коррекцию
3 1 6
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
в целях и способах деятельности и ответственно подходить к оценке успехов и неудач.
Функционально воспитание у студентов организованности состоит из: анализа сложившейся ситуации психологического развития обучающегося и достигнутого уровня сформирован-ности компонентов психики, обеспечивающих организованные учебные и внеучебные действия; определения целей и задач, которые необходимо решить в сложившейся ситуации и перспективе; проектирования программы действий, которые привели бы к формированию культурно-образовательной среды, определяющей поведение и деятельность обучающегося; целенаправленные усилия студентов по развитию самоорганизации.
Исходя из структуры организованности, к воспитательным задачам следует отнести: развитие мотивационных и целевых установок обучающихся, обеспечивающих необходимое развитие данного качества; выработку умений и привычек проявлять организованность при решении учебных и внеучебных образовательных задач; развитие волевой сферы обучающегося и саморегуляции протекания эмоциональных процессов, сплочение учебной группы на здоровой социально-психологической основе, направление ее внимания и усилий на развитие организованности у входящих в состав группы обучающихся.
Изучение характера и результатов деятельности 32 преподавателей, добивающихся высокоорганизованной деятельности студентов на занятиях, беседы с ними дают возможность описать модель эффективной деятельности по развитию организованности у студентов:
анализ сложившейся ситуации психологического развития обучающегося и достигнутого уровня сформированнос-ти компонентов психики, обеспечивающих организованные учебные действия;
определение целей и задач, которые необходимо решить в сложившейся ситуации и перспективе;
прогнозная оценка хода развития у студентов организованности;
проектирование программы действий, которые привели бы к формированию образовательной среды, определяющей характер деятельности обучающихся;
планирование воспитательных влияний;
согласование своих действий с другими преподавателями, куратором студенческой группы;
организация целенаправленной деятельности студентов по самообразованию, осуществляемую в культурно-образовательной среде и направленную на развитие самоорганизованности.
активная реализация намеченного плана действий.
Изучение деятельности студентов по самовоспитанию организованности (более 200 человек), беседы с преподавателями свидетельствуют, что она включает в себя: ценностносмысловой блок (система ценностей, позитивно связанных с организованностью); программно-целевой блок (иерархически расположенные ожидаемые действия и их результаты); операционально-исполнительный блок (система действий, обеспечивающих успешное решение образовательных задач); контрольно-корректировочный блок (осуществление самоконтроля и внесение необходимых коррективов).
Успешность воспитания организованности студентов достигается при реализации следующих условий. Если: содержание образовательного процесса отражает тенденции развития туристской индустрии и ее потребности в подготовке будущих выпускников и предполагает необходимость проявления студентами высокой самоорганизации; действия всех субъектов образовательного процесса имеют четкую направленность на воспитание у студентов организованности при решении учебно-практических задач, связанных с формированием компетенций в области туроперейтинга, и отличаются системностью; гуманизм выступает основой взаимоотношений между преподавателем и обучающимся; учитываются индивидуальные особенности обучающихся; активное участие в воспитании организованности у студентов принимает студенческий коллектив; преподаватели, кураторы развивают мотивацию достижений у обучающихся и замечают все положительное в их действиях; преподаватели уверены в своих силах и возможности решения поставленной задачи; удается включить студентов в процессе теоретических занятий и практик в турорганизациях в активную деятельность по развитию у себя организованности; преподаватель выступает образцом организованности; действия всех участников учебно-воспитательного процесса скоординированы между собой.
Литература
1. Деятельность: структура и регуляция. Психологический анализ / А.М. Волков, Ю.В. Микадзе, Г.Н. Солнцева. — М.,1987.
2. Загорюев А.Л. Концепция структуры готовности к профессиональной деятельности // Казанская наука: сборник научных статей. — 2010. — № 4. — С.185-190.
3. Ковалев В.И. Мотивы поведения деятельности. — М.: Наука, 1988.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Наука, 1980.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Смысл, Academia, 2012. — 352 с.
6. Психолог. Введение в профессию. — М: Академия, 2007.
7. Пчелинова В.В. Формирование представлений о мире профессий в профконсультировании: автореф. дис. ... канд. психол. Наук. — М.: МГУ, 2011. — 32 с.
8. Скобельцына А.С., Шарухин А.П. Технология и организация экскурсионных услуг: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. — М.: Издательский Центр «Академия», 2013. — 176 с.
9. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. — Л., 1988.
31 7