Научная статья на тему 'Экспериментальная деятельность по проверке путей повышения эффективности развития у студентов вузов профессиональной культуры на основе гуманитарного подхода'

Экспериментальная деятельность по проверке путей повышения эффективности развития у студентов вузов профессиональной культуры на основе гуманитарного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ / ГИПОТЕЗА / ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова М. М.

В статье рассматриваются вопросы организации экспериментальной деятельности по проверке путей повышения эффективности развития у студентов вузов профессиональной культуры на основе гуманитарного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the research organization on the problem dealing with the students' development of professional culture based on humanitarian approach.

Текст научной работы на тему «Экспериментальная деятельность по проверке путей повышения эффективности развития у студентов вузов профессиональной культуры на основе гуманитарного подхода»

3. Если у курсанта в определенной ситуации нет не только свободы выбора на мотивационном уровне между субъектной и объектной позицией, но и возможности ее проявить на уровне регуляции, он находится в состоянии беспомощности.

В заключение следует отметить, что проявление курсантом способностей проявлять творчество, разрешать жизненные и возникающие в сфере своей профессиональной подготовки противоречия, продуктивно переживать эмоциогенно-стрессовые и преодолевать проблемные, критические или экстремальные ситуации возможно только в субъектной позиции. Снижение таких способностей приводит к личностной и профессиональной дезинтеграции, проявляющейся в невротизме, алкоголизме, наркомании, суициде, культовом фанатизме и других аномалиях.

1 См.: Осипов С. А. Педагогические основы профилактики и разрешения межличностных конфликтов в курсантских коллективах ввузов внутренних войск МВД России период адаптации: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2005. С. 9.

2 См.: Абульханова-Славская К. А. Проблема определения субъекта в психологии // Субъект действия, взаимодействия, познания. (Психологические, философские, социокультурные аспекты). М.; Воронеж, 2001. С. 36-52.

3 См.: Борытко Н. М. Субъектность как ведущая идея гуманитаризации. М., 2005. С. 34.

4 См.: Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: Дис. ... докт. психол. наук. М., 1998. С. 122-123.

5 См.: Данилова М.М., Шарухин А.П., Шарухина Т.Г. Профессиональная подготовка менеджеров хозяйствующих организаций сферы туризма: Монография. СПб., 2006. С. 76-77.

6 См.: Бондырева С.К. Субъект вуза и проблема субъектности в вузе // Субъект действия, взаимодействия, познания. С. 111-118.

7 См. там же.

8 См. там же.

9 См. там же.

10 См. там же.

УДК 371.13 М.М. Данилова*

Экспериментальная деятельность

по проверке путей повышения эффективности развития у студентов вузов профессиональной культуры на основе гуманитарного подхода

В статье рассматриваются вопросы организации экспериментальной деятельности по проверке путей повышения эффективности развития у студентов вузов профессиональной культуры на основе гуманитарного подхода.

The article is devoted to the research organization on the problem dealing with the students' development of professional culture based on humanitarian approach.

Ключевые слова: цель исследования; гипотеза; задачи; программа повышения эффективности развития у студентов вузов профессиональной культуры на основе гуманитарного подхода.

Важным звеном при проведении педагогического исследования выступает организация экспериментальной работы, которая позволяет подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу, обосновать теоретические выводы, доказать новизну полученных результатов и в значительной степени определить их практическую значимость. В полной мере это относится и к проблеме развития у студентов вузов профессиональной культуры на основе гуманитарного подхода.

* Проректор по непрерывному образованию Балтийской академии туризма предпринимательства, кандидат педагогических наук, доцент.

В ходе проведенного исследования цель экспериментальной работы состояла в проверке и подтверждении выдвинутых предположений о возможности повышения эффективности развития профессиональной культуры студентов вузов, если данный процесс будет организован на основе реализации гуманитарного подхода.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что обеспечить реализацию гуманитарного подхода как принципа организации процесса развития профессиональной культуры у обучающихся в вузах можно, если:

а) профессиональную культуру исследовать с общепедагогических позиций как интегративный результат обобщения ее различных видов, системообразующим компонентом которого выступают гуманитарные ценности;

б) требования гуманитарного подхода носят системный характер и распространяются на целевую, содержательную и технологическую стороны организации процесса развития профессиональной культуры будущих специалистов;

в) систему педагогических условий реализации гуманитарного подхода как принципа организации процесса развития профессиональной культуры студентов вузов составят:

- обеспечение личностно-ориентированного менеджмента образовательной деятельности студентов;

- создание гуманитарной образовательной среды;

- повышение субъектности обучающихся в ходе профессионального становления;

- развитие партнерских отношений между преподавателями и студентами.

г) экспертизу изменений в профессиональной культуре будущего специалиста осуществлять по качественным параметрам, отражающим гуманитарную направленность ее развития.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой при организации и проведении экспериментальной работы решались задачи, связанные с:

- определением сущности гуманитарного подхода как принципа организации образовательного процесса;

- изучением исторического опыта гуманитаризации образования в мировой и отечественной практике;

- выявлением потребностей практики в гуманитаризации процесса подготовки специалистов

в вузах;

- анализом профессиональной культуры с общепедагогических позиций как цели образовательной подготовки будущих специалистов;

- анализом содержания подготовки студентов вузов, построенной на основе гуманитарного подхода;

- определением педагогических принципов развития у студентов вузов профессиональной культуры на основе гуманитарного подхода;

- описанием методической системы развития у студентов вузов профессиональной культуры на основе гуманитарного подхода;

- разработкой и реализацией системы педагогических условий реализации гуманитарного подхода в ходе развития у студентов вузов профессиональной культуры;

- обоснованием критериев оценки эффективности развития у студентов вузов профессиональной культуры на основе гуманитарного подхода;

- исследованием динамики изменений, происходящих в профессиональной культуре у студентов

вузов;

- осуществлением анализа полученных результатов и формулированием теоретических и практических выводов.

Содержание гипотезы и решаемые задачи определили программу организации процесса развития у студентов вузов профессиональной культуры на основе гуманитарного подхода, которая включала в себя:

- анализ с научно-педагогических позиций качества образовательного процесса в вузах, вскрытие существующих недостатков и порождающих их причин, определение психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешное решение образовательных задач;

- изучение отзывов хозяйствующих организаций по вопросу подготовки специалистов;

- разъяснение студентам в ходе проведения занятий, использования индивидуальных и коллективных форм воспитательной работы важности и необходимости активной работы по повышению своей профессиональной культуры, формированию гуманистических ценностей;

- привлечение студентов к обсуждению и разработке квалификационных характеристик на выпускников вузов, а также рабочих учебных программ;

- изучение и анализ совместно со студентами трудностей и ошибок, которые встречаются в процессе учебно-познавательной деятельности;

- организацию встреч и выступлений перед студентами представителей практики, менеджеров, добившихся успехов в профессиональной деятельности;

- ознакомление будущих специалистов с гуманистическими ценностями, структурой профессиональной культуры, возможными путями ее развития и саморазвития;

- заслушивание деканов факультетов, заведующих кафедрами на заседаниях ученого совета по вопросам повышения качества образовательного процесса, реализации гуманитарного подхода как принципа организации процесса подготовки специалистов;

- заслушивание преподавателей на заседаниях кафедр и ПМК по вопросам проявления творчества в ходе реализации гуманитарного подхода как принципа организации процесса подготовки специалистов;

- систематическое подведение итогов с преподавательским составом с доведением персональной оценки вклада каждого в реализацию гуманитарного подхода как принципа организации процесса подготовки специалистов;

- организацию заслушиваний студентов по вопросам профессионального самосовершенствования;

- пропаганду опыта лучших преподавателей, проявляющих творчество при решении задач реализации гуманитарного подхода как принципа организации процесса подготовки специалистов;

- учет при решении вопросов о выдвижении преподавателей на вышестоящие должности достижений в реализации гуманитарного подхода как принципа организации процесса подготовки специалистов;

- разработку совместно с будущими специалистами, преподавателями и менеджерами критериев оценки уровня профессиональной культуры, основанной на гуманистических ценностях;

- упорядочение применения мер материального и морального стимулирования преподавателей и студентов;

- проведение регулярных чествований преподавателей, студентов, показывающих образцы творческой и успешной профессионально-педагогической и учебно-познавательной деятельности;

- организацию системы непрерывной профессионально-педагогической подготовки преподавателей с включением в содержание методологической, общетеоретической, методической и специальной составляющих;

- применение в процессе подготовки и повышения квалификации будущих специалистов диалоговых форм и методов обучения: дискуссий; ролевых игр; выполнения творческих заданий и др.;

- активное использование показных и открытых занятий для обучения преподавателей методике реализации гуманитарного подхода как принципа организации процесса подготовки специалистов;

- организацию в вузах постоянно действующих семинаров по вопросу развития профессиональной культуры будущих специалистов;

- разработку тематики занятий с молодыми преподавателями, оказание им необходимой помощи в повышении профессионально-педагогического мастерства;

- организацию систематического контроля за ростом профессионально-педагогической культуры преподавателей;

- разработку системы индивидуальных заданий преподавателям, определение конкретных рубежей в развитии профессионально-педагогического мастерства;

- обеспечение конкретного планирования мер по реализации гуманитарного подхода как принципа организации процесса подготовки специалистов, а также качества образовательного процесса;

- организацию систематического контроля за процессом и результатами деятельности по вопросам реализации гуманитарного подхода к организации процесса подготовки специалистов, а также качества образовательного процесса;

- своевременное внесение коррективов в процесс управления развитием профессиональной культуры будущих специалистов, а также качества образовательного процесса;

- укомплектование библиотек вузов необходимой современной психолого-педагогической и специальной литературой, включающей рассмотрение проблем гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса;

- создание в учебно-методических советах вузов банка передового опыта профессиональной деятельности.

Экспериментальная работа проводилась в естественных условиях организации образовательного процесса, а предложенная автором система мероприятий была дополнительным фактором в той практической работе, которая осуществлялась педагогическим коллективом экспериментального вуза и профессионального коллектива турпредприятия «Актис», на базе которых проводился эксперимент.

Выдвижению гипотезы, определению задач экспериментальной работы и разработке системы мероприятий предшествовало ознакомительное изучение вопроса организации решения проблемы развития профессиональной культуры у студентов вузов на основе гуманитарного подхода.

Экспериментальное исследование проводилось с 2002 г. по 2008 г. включительно в три этапа.

На первом этапе (сентябрь 2002 г. - август 2003 г.) изучалось состояние проблемы в отечественной и зарубежной научной литературе, анализировались нормативные документы, опыт работы вузов, осуществляющих подготовку специалистов; выявлялись причины, снижающие эффективность учебно-практической деятельности студентов, а также опыт гуманитаризации процесса образования. Апробировались конкретные личностно-ориентированные педагогические средства в ходе преподавания учебных дисциплин. Определялись основные характеристики профессионального педагогического сообщества и образовательной среды, соответствующие современной социально-культурной ситуации. На этой основе были определены концептуальные основы исследования, изучены основные тенденции развития образования в России и за рубежом, построена теоретическая модель процесса развития профессиональной культуры специалистов с позиций гуманитарного подхода, разработан замысел ее экспериментальной реализации в условиях жизнедеятельности конкретного вуза. Был разработан соответствующий комплекс диагностических методик.

Второй этап (сентябрь 2003 г. - август 2006 г.) - этап экспериментальной работы - был посвящен проведению эксперимента, в ходе которого проверялась выдвинутая автором гипотеза.

План проведения экспериментальной работы был разработан с учетом ряда принципиальных положений:

- во-первых, максимально учитывалась возможность проведения спланированных мероприятий, чтобы они не нарушали ход образовательного процесса в Балтийской академии туризма и предпринимательства и деятельности турпредприятия «Актис»;

- во-вторых, в ходе работы осуществлялся строгий контроль за ходом выполнения запланированных мероприятий как в Балтийской академии туризма и предпринимательства, так и в турпредприятии «Актис»;

- в третьих, была проведена предварительная инструктивно-разъяснительная работа среди всех участников о целях и задачах эксперимента;

- в четвертых, изучалось состояние работы по сложившейся практике формирования профессиональной культуры, а также общественное мнение по вопросу реализации гуманитарного подхода в ходе образовательного процесса в вузе;

- в пятых, работа планировалась с учетом желания и возможности принимать участие в эксперименте преподавателей, менеджеров и студентов.

В ходе проведения эксперимента план основных мероприятий уточнялся и корректировался в зависимости от меняющейся обстановки, выявления новых факторов. Так, например, происходили перемещения педагогов, и поэтому приходилось проводить дополнительную работу с вновь включаемыми в образовательный процесс.

В обобщенном виде план основных мероприятий включал в себя:

а) группу установочных мероприятий, направленных на критическое осмысление накопленного опыта развития профессиональной культуры у студентов вузов, уяснение всеми заинтересованными лицами необходимости ее повышения, выработку предложений по совершенствованию деятельности, связанной с разработкой концепции и созданием эффективной системы развития профессиональной культуры у будущих специалистов на основе гуманитарного подхода;

б) систему мероприятий, связанных с решением задачи повышения качества образовательного процесса в вузе на основе требований гуманитарного подхода;

в) комплекс мероприятий, проводимых в турпредприятии «Актис», которые были продолжением работы, начатой в стенах БАТиП;

г) специально организованные мероприятия, связанные с обработкой полученных результатов и их интерпретацией.

В процессе экспериментальной работы неоднократно составлялись и представлялись руководству «Актиса» и ученому совету вуза специальные доклады о ходе проведения экспериментальной работы, о существующих противоречиях, причинах, отрицательно влияющих на ход проводимой работы.

В результате в значительной степени упорядочился процесс развития профессиональной культуры, улучшилось оказание методической помощи студентам и менеджерам в ходе их подготовки и повышения квалификации.

На третьем, заключительном этапе работы (август 2006 г. - апрель 2008 г.) - осуществлялись обработка данных эксперимента, формирование выводов и предложений, уточнение теоретических положений, выявление тенденций в процессе развития профессиональной культуры на основе гуманитарного подхода, определение наиболее действенных способов обеспечения высокого уровня эффективности данного процесса, обсуждение хода проводимой работы и полученных результатов в ходе конференций, семинаров, совещаний, методических сборов, публикации полученных результатов и т. д.

Организационно формирующий эксперимент проводился со всеми курсами обучающихся, однако особое внимание было уделено 3, 4 и 5-му курсам студентов, а также персоналу турпредприятия «Актис». Активное участие в экспериментальной работе принимал ректорат и ученый совет вуза, а также руководство «Актиса», совместно с которыми был определен общий замысел работы по повышению эффективности развития профессиональной культуры у будущих специалистов на основе гуманитарного подхода, вносились необходимые изменения и дополнения в содержание и организацию образовательного процесса, решались различные организационные вопросы. Ректорат принимал оперативные меры по оптимизации содержания учебных программ и программ практик, организации и методики проведения научных конференций, методических семинаров и других мероприятий, совершенствованию системы стимулирования обучающих и обучающихся и т. д.

В общем комплексе мер со стороны ректората вуза особое внимание было уделено созданию необходимых условий для повышения квалификации различных категорий преподавателей и реализации ими гуманитарно-педагогического потенциала в образовательном процессе, разработке системы их стимулирования; совершенствованию учебно-материальной базы; оптимизации управления развитием качества образовательного процесса с учетом требований гуманитарного подхода.

На уровне выпускающих кафедр основные усилия были сосредоточены:

- на методической подготовке преподавателей, направленной на разработку и реализацию техник гуманитарного подхода как принципа организации образовательного процесса, а также разработке учебно-методической литературы для студентов;

- на выработке потребности у преподавателей в организации познавательной деятельности обучающихся с позиций гуманитарного подхода;

- на согласовании усилий всех педагогов кафедры и кураторов учебных групп в ходе решения проблем повышения эффективности развития у будущих специалистов профессиональной культуры на основе гуманитарного подхода;

- на формировании у преподавателей и обучающихся критического отношения к своей деятельности;

- на организации и проведении мероприятий по формированию устойчивой мотивации студентов к овладению функциональными обязанностями на высоком уровне профессионального мастерства, развитии навыков самообразования, саморегуляции поведения и учебно-познавательной деятельности и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Усилия руководства «Актиса» были сосредоточены на повышении своего научно-образовательного уровня; создании условий персоналу для профессионального самосовершенствования; оптимизации системы стимулирования роста профессионального мастерства персонала на основе требований гуманитарного подхода и др.

Для проведения формирующего эксперимента были избраны экспериментальные и контрольные группы студентов. Их выбор сделан по рекомендации ученого совета вуза. В состав экспериментальных групп были включены студенты набора 2000 г. (всего 176 человек). В качестве контрольных групп выступали студенты набора 1999 г. (всего 145 человек). Кроме того, в экспериментальную группу вошли 26 менеджеров турпредприятия «Актис», в т.ч. 3 топ-менеджера, 8 менеджеров среднего звена (руководители отделов, занимающихся организацией приема и сопровождения туристов) и 15 менеджеров низового звена, непосредственно реализующие туристские программы (6 из них - выпускники экспериментального вуза 2005 г.).

Профессиональная культура специалиста с позиций гуманитарного подхода оценивалась по следующим параметрам:

- уровень гуманитарной и специальной образованности;

- осознанность выбора способов действий и поведения в разнообразных профессиональных ситуациях, отражающая их гуманистическую направленность;

- включенность в социально значимые процессы профессиональной деятельности;

- стремление к реализации своих профессиональных возможностей гуманитарными методами;

- открытость для восприятия нового опыта, постоянное его пополнение в ходе образовательного процесса и профессиональной деятельности;

- рефлексия профессионального саморазвития.

Педагогическая система обеспечения развития профессиональной культуры с позиций гуманитарного подхода оценивалась по следующим параметрам:

- ее целенаправленность;

- соответствие требованиям гуманитарного подхода;

- результативность (как уровень проявления гуманитарных характеристик профессиональной культуры).

Основываясь на результатах экспериментальной работы, можно сделать вывод, что логика развития профессиональной культуры отражает закономерности и этапы развития компетентности студента в контексте гуманитарного подхода: от формирования универсальных компетентностей на основе освоения гуманитарных ценностей и знаний к формированию профессиональных компетентностей посредством развития специальных умений и навыков, а также взглядов, убеждений и идеалов, определяющих избирательно-оценочное отношение студента к объектам профессиональной деятельности, к самой деятельности, к себе как субъекту профессиональной активности, к условиям профессиональной деятельности.

Таким образом, в развитии профессиональной культуры можно выделить несколько этапов:

- этап освоения на основе интериоризации гуманитарных ценностей и знаний универсальных компетентностей и становления взглядов, убеждений и идеалов, определяющих избирательно-оценочное отношение студента к профессиональной деятельности;

- этап профессиональной идентификации личности студента на основе освоения специальных умений и навыков, сопровождающееся дальнейшим развитием мировоззренческих установок, определяющих избирательно-оценочное отношение студента к объектам, способам, условиям и результатам профессиональной деятельности и к себе как субъекту профессиональной активности.

Каждый из названных этапов имеет своеобразное содержание.

Основное содержание первого этапа составляет деятельность педагогического коллектива вуза по управлению гуманитарным развитием студентов в ходе осуществления ими образовательной деятельности. На этом этапе осуществляется культурологическое развитие студентов в ходе плановых учебных занятий, быта, досуга, внутриколлективных отношений, общественной деятельности. Особое значение придается изучению цикла гуманитарных и социальных дисциплин.

Однако уже в это время организована ознакомительная практика, которая помогает формировать взгляды, убеждения, идеалы, определяющие избирательно-оценочное отношение студента к профессиональной деятельности: интерес к будущей профессии, желание добиться высокого уровня профессионального мастерства и т.д.

На втором этапе осуществляется общепрофессиональное развитие студентов и овладение специальными знаниями в области конкретной деятельности.

Период базовой теоретической подготовки чередуется с подготовкой студента к оптимальной организации деятельности в ходе практик, который начинается примерно за 3-4 недели до начала практики, когда происходит формирование его непосредственной готовности к осуществлению профессиональных задач в определенной должности. В процессе проведения собраний со студентами, индивидуальных и групповых консультаций у них формируются необходимые установки на включение в деятельность, на преодоление инерционных стереотипов и шаблонов, на взятие на себя ответственности за совершаемые действия, на готовность к подчинению и работе в команде, на готовность к деятельности в экстремальных условиях (к хладнокровным действиям в стрессовой ситуации).

Завершается подготовка к практикам формированием начальной готовности студента к осуществлению эффективной учебно-практической деятельности. Это означает, что у студента складывается особое функциональное состояние психики, характеризующееся определенной степенью сформированности и мобилизованности всех необходимых для осуществления учебно-практической деятельности компонентов.

Второй период - период непосредственной подготовки к оптимальной организации профессиональной деятельности (прохождение практик) - предполагает:

- развитие профессиональной мотивации - стремления активно, творчески и ответственно осуществлять профессиональную деятельность (позитивное отношение к профессии, направленность на достижение высоких показателей, нацеленность на решение поставленных задач);

- формирование и закрепление стартового уровня компетентности (организаторской, коммуникативной, производственно-технологической);

- развитие и закрепление умений саморегуляции.

Основными показателями того, что студент успешно прошел адаптацию в ходе практики, являются:

- его активное включение в деятельность по выполнению возложенных обязанностей, снижение нервно-психического напряжения;

- успешное вхождение в трудовой коллектив;

- гуманистическая направленность осуществляемых действий.

Как показало исследование, в ходе этих двух этапов закладывается гуманистическая направленность будущего специалиста, осваиваются способы культурологического освоения действительности, формируется стартовый уровень профессионального мастерства и готовности студента не только к эффективной реализации приобретенного в вузе опыта, но и к успешному самосовершенствованию. Продуктивность данных этапов зависит прежде всего от качества образовательного процесса.

М.А. Ермолина*, B.C. Олейников**

Пути повышения эффективности формирования мотивации профессионального самообразования у студентов юридического вуза

Данная публикация посвящена вопросам повышения эффективности формирования мотивации самообразования. В статье представлены основные пути повышения эффективности формирования мотивации профессионального самообразования. Определены направления деятельности профессорско-преподавательского состава, а также самих студентов, направленные на улучшение качества подготовки будущих специалистов.

This article is dedicated the questions to the forming of a self-education's motivation. In the article there are some ways of the improvement of a vocational self-education and its effectiveness forming. There are defined the main trends of the professional and teaching staff's activities and the activities of the students, directed to improvement of the quality training for future specialists(experts).

На протяжении жизни люди вступают в различные общественные отношения, наиболее важными и характерными из которых являются отношения и взаимодействия, направленные на формирование мотивационной сферы. Человек постоянно подвергается тотальному и организованному давлению со стороны других людей и социальных институтов, преследующему цели обучения и воспитания и предписывающему принимать одни и отвергать другие ценности, нормы, идеалы и т.п.

Первое воздействие исходит от ближайшего окружения. Далее, по мере вхождения человека в социум источники воздействия становятся более разнообразными. Наиболее значимыми из них являются учебные заведения, средства массовой информации, искусства, трудовые коллективы, общественные организации.

Однако, являясь объектом воздействия по формированию мотивации, человек не остается пассивным существом, безропотно впитывающим все, что содержится в созданной вокруг него воспитательной атмосфере. Наоборот, он - активно действующий субъект, который принимает одни и отвергает другие воздействия. Следовательно, человек, с одной стороны, пытается скорректировать мотивацию других людей, сообразно своим представлениям и жизненным целям, а с другой, одновременно сам является постоянной мишенью для множества воздействий извне. По этой причине сложившуюся мотивационную сферу взрослого человека следует представлять как динамическое образование. Кроме того, необходимо отметить, что мотивация формируется не только специально организованными воздействиями, но и условиями жизни и деятельности, наблюдаемыми в них примерами.

* Аспирант Санкт-Петербургской Юридической академии, старший лейтенант милиции.

** Заслуженный работник высшей школы, доктор педагогических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.