Научная статья на тему 'Формирование толерантности и культуры межнациональных отношений у студентов'

Формирование толерантности и культуры межнациональных отношений у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
836
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНДИКАТОР / КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ЭТИКЕТ / ЭМПАТИЯ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ТОЛЕРАНТНАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА РАЗЛИЧИЙ / TOLERANCE / INDICATOR / THE CULTURE OF INTERNATIONAL RELATION / ETIQUETTE / EMPATHY / CULTURAL VALUES / TOLERANT CULTURE / CULTURE OF DISTINCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Надежда Григорьевна

Сегодня формирование толерантности у молодежи является важной педагогической проблемой. Главная цель воспитания толерантности состоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nowadays the formation of tolerance of youth is the important pedagogical problem. The significant purpose of the formation of tolerance consists in the statement of value of human inner world and inviolability of each person.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантности и культуры межнациональных отношений у студентов»

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ

Н.Г. Маркова

Сегодня формирование толерантности у молодежи является важной педагогической проблемой. Главная цель воспитания толерантности состоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности.

Ключевые слова: толерантность, индикатор, культура межнациональных отношений, этикет, эмпатия, культурные ценности, толерантная культура, культура различий.

Formation of tolerance at youth as indicator of culture of international attitudes. Nowadays the formation of tolerance of youth is the important pedagogical problem. The significant purpose of the formation of tolerance consists in the statement of value of human inner world and inviolability of each person.

Keywords: tolerance, indicator, the culture of international relation, etiquette, empathy, cultural values, tolerant culture, culture of distinctions.

Вузы Татарстана, России отличаются поликультурным образовательным пространством (смешанным национальным составом). Практика показывает, что в таких вузах нужны не отдельные технологии, формы, методы, средства формирования культуры межнациональных отношений, а единая педагогическая система формирования этих отношений. В таких вузах культура межнациональных отношений приобретает особую значимость. Многие лидеры экстремистских, националистических организаций, руководители антироссийских бандформирований проходили когда-то обучение в российских вузах. Однако это не сделало их людьми с высоким уровнем межнациональной культуры.

Сегодня актуализируется необходимость воспитания и образования эт-ноориентированной, поликультурной

личности. Обращение к проблеме воспитания утраченных черт у подрастающего поколения, присущих воспитанному, образованному, интеллигентному человеку, становится просто необходимым. Решение обозначенной проблемы становится глобальной задачей для всех учебно-образовательных учреждений. Сегодня ситуация как в образовательной сфере, так и в обществе в целом позволяет говорить, что у молодежи произошло снижение уровня ответственности, порядочности, грамотности. Эти качества личности по наследству не передаются, их необходимо формировать, развивать, совершенствовать и реализовывать в отношениях между людьми. Без этих личностных характеристик человек не может быть воспитанным, интеллигентным.

В России формирование толерантности актуально не менее, чем во всем

остальном мире. В стране в последние десятилетия заметно развернулся процесс национального возрождения, и вместе с тем мы наблюдаем усиление межнациональной напряженности. Актуальной стала проблема межконфессиональных взаимоотношений. В обществе сформировалась новая религиозная ситуация: произошла переоценка роли религии в истории развития России. Признается ее большое влияние на духовно-нравственное развитие человека. Религиозным организациям предоставлена возможность обучать детей религии вне рамок образовательных программ... Для осуществления этих целей необходимо умелое использование в учебно-воспитательном процессе основ народной педагогики, принципов поликультурного образования, внедрение в учебный процесс программ по формированию у студентов установок толерантного сознания и поведения, что является мощнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи, закладывать основы развития толерантности, сенсибильности, транспарентности и безопасности демократического государства в новом тысячелетии. Именно их смысловой потенциал будет выступать фактором гражданского образования и воспитания нового поколения, имплицитно включающего принцип толерантности и здравого космополитизма, что, несомненно, поспособствует формированию толерантности у подрастающего поколения. «Толерантность — это хрупкая, ненадежная, но абсолютно необходимая конструкция в человеческих, конфессиональных, социаль-

ных, государственных отношениях» (В.С. Библер).

Наша работа со студентами по формированию толерантности и культуры межнациональных отношений строилась на основе интеграции содержания вузовских дисциплин, где интеграция понимается нами как более глубокая форма их взаимосвязи. Термин «интегральная технология» введен В.В. Гу-зеевым, который считает, что этому названию могла бы соответствовать технология, представляющая собой сплав четырех наиболее перспективных, по его мнению, направлений: укрупнение дидактических единиц, планирование результатов обучения, психологизация образовательного процесса и компьютеризация. Содержание учебных материалов определяется необходимостью обеспечить основу для развития способности воспринимать, видеть, чувствовать, слышать, сопоставлять, сравнивать явления и факты различных культур, давать соответствующие определения, идентифицировать понятия, общаться, вести конструктивный диалог.

В процессе формирования толерантности и культуры межнационального взаимодействия интеграция в нашем исследовании предполагает использование активных методов преподавания в учебном процессе, где при отборе методов важно, чтобы они отвечали трем основным требованиям: валидности, т.е. были бы обоснованы, устойчивости, т.е. могли бы воспроизводиться; репрезентативности. Авторская технология формирования культуры межнациональных отношений предполагает реализацию совокупности принципов, таких как:

принцип этноаттракции, принцип синергизации, принцип ассертив-ности, принцип синтонности, принцип интеллекта межнациональных отношений и др. Принцип этно-аттракции в нашем исследовании имеет существенное значение, впервые рассматривается как принцип в процессе формирования толерантности и доминанты межнациональных отношений; основан на проявлении положительного эмоционального отношения одного народа к другому, на взаимопонимании и внутренней и внешней гармонии при речевом взаимодействии. Только при равноправном отношении народов друг к другу, при взаимоуважении и взаимопонимании возможен диалог культур; принцип этносинергизации впервые нами включен в процесс формирования толерантной культуры и культуры межнациональных отношений у студенческой молодежи. Синергия (от греч. 8упе^е1а — содружество) — совместное действие, которое приводит к лучшим результатам, чем простая совокупность действий отдельных элементов. В процессе межнационального взаимодействия сотрудничество полезно обеим сторонам, именно в такой ситуации о партнере создается положительное впечатление и соответствующий стереотип; принцип ассертивности нами также раскрывается и реализуется как принцип впервые, способствует формированию значимых личностных качеств личности. Более того, ассертивность студента предполагает, что реализация его интересов будет являться условием реализации интересов другого, как это происходит в

стратегии толерантного сотрудничества и компромисса, что очень ценно и необходимо в межнациональных отношениях. В процессе формирования толерантности и культуры межнациональных отношений нами также впервые реализуется принцип синтонности, который ориентирован на понимание и сотрудничество. Во взаимодействии партнеру дается положительная оценка, уместно звучит заслуженная похвала; взаимодействие осуществляется с позиции на равных в атмосфере доброжелательности, а главное, в процессе взаимодействия акцент делается на положительные качества в партнере, например, проявление толерантности, эмпатии, синтонности, ассертивности и др. Авторская технология формирования толерантности, культуры межнациональных отношений впервые применяет и раскрывает сущность принципа интеллекта межнациональных отношений. Данный принцип раскрывается через гармонию взаимодействия представителей разных национальностей. Межнациональные отношения включают «интеллект отношений», а это совокупность благоразумия, рациональности и осмотрительности, которые толерантная личность включает в свое синтонное поведение, межнациональное общение. Интеллект межнациональных отношений помогает превратить партнеров по общению в друзей и союзников и завоевать активную поддержку с их стороны. Благодаря повышению убедительности и привлекательности, «интеллект межнациональных отношений» обеспечивает стратегические преимущества и помогает справиться

с проблемами в межнациональных отношениях.

Межнациональное взаимодействие требует проявления взаимной терпимости, собранности, настойчивости, психологической подвижности, толерантности, гибкости, дипломатии, ас-сертивности, синтонности, межкультурной компетентности и других волевых качеств личности, опирающихся на интеллект и высокий уровень сознания и самосознания личности, мировоззрение. Продуктивная совместная деятельность развивает постепенно активное сотрудничество, которое находит все большее выражение в эффективном решении проблемы путем соединения взаимных усилий партнеров.

Рассмотрим педагогические условия (при которых возможно формирование, развитие и саморазвитие студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза), реализацию которых предусматривает наша технология:

— создание толерантного поликультурного образовательного пространства;

— реализация этнотолерантной установки в процесс формирования толерантности, состоящей из готовности и способности студентов к конструктивным межнациональным отношениям (через синергетическое взаимодействие);

— процесс формирования толерантности подразумевает использование активных методов, которые способствуют формированию мировоззрения, ассертивности, синтонности, «интеллекта межнациональных отношений», менталитета, толерантности и др.;

— организация интеграции содержания вузовских дисциплин, где интеграция рассматривается как более глубокая форма взаимосвязи содержательных этнокультурных компонентов изучаемых дисциплин, которая формирует и развивает креативное, синергетическое мышление, позволяющее проявлять значимые личностные качества молодых людей, трансформируя их в сторону эмпатии, синтонности, взаимоуважения и чувства партнерства.

М.П. Арутюнян, определяя задачу высшей школы, пишет: «Перед педагогикой встает сложная образовательная задача концептуального осмысления, моделирования и практического конструирования психолого-педагогической реальности созидающего саморазвития личности» [3, с. 37].

Важнейшим ориентиром поведения и поступков молодых людей в межнациональных отношениях являются моральные ценности. Именно в межнациональном общении необходимым условием является возникновение духовно-нравственной силы. Только в межнациональном общении человек постигает смысл своего бытия, свою нравственную самоценность и незаменимую значимость. Жизнь без дружбы, любви, доброго участия «другого» не может быть индивидуально и социально полноценной.

Неумение партнеров в межнациональных отношениях использовать обратную связь существенно затрудняет их взаимодействие, снижая его эффективность. Благодаря обратной связи в ходе межнационального взаимодействия люди уподобляются друг другу, приводят свое состояние, эмо-

ции, поступки и действия в соответствие с развертывающимся процессом взаимоотношений. В межнациональных отношениях существенную роль играет этнопсихологическая общность партнеров, она укрепляет их контакты, приводит к развитию взаимосвязей между ними, способствует преобразованию их личных отношений в совместные действия. Существенными мотивами в межнациональных отношениях являются: установки, потребности, интересы, отношения, цели взаимодействия, которые определяют перспективные направления их взаимодействия.

В процессе экспериментальной работы нами определены критерии толерантности, которые формируются и становятся устойчивыми характеристиками студента и необходимы ему в процессе взаимодействия с представителями иных культур, где ведущим критерием является субъективная разумная активность студента, его оптимистический взгляд на мир, инициативность. Важнейшими показателями сформирован-ности толерантности также являются отсутствие стереотипов восприятия, гибкость и критичность мышления.

Таблица 1

Критерии толерантности

* ' 1 ' > ' 1 ' 1

д

ч ^ се

и 2

си К

Ч Я

О се

3 К

* * с,

о си У

° ^ к £ о о

к и ^

Л н

си к к

03

к со О о о а

03

о

^ о

си *

И

к

се ^ - си ч а ^ к о

си 'К О

<и я к К К се щ си со

3 я м

§

о к

Е 2 \о о

си се к £

л

н „

У а

о к

о ^

о се

к ч

о се

, со

чю

м о

н

.. к

3 5

8 &

3 м

о И а к ■ и л ч о И о си к

£ 3 о к

Е к л

К О

си о

^ Л к

ан я

си се 2

м д к

^ си се Чак

И к

° I

Ы л л 3 хо 2

И

л н о о к \о о о о к о

о

о

н си

о

к и

1 £ Ч И к се к н си ч си м о к

к ч к

к к

и си н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

се . а ч

Н О о н

% I

си и о о

си

Ч И

О К

з и

к &

се Щ

си ч

м се

ЬЩ о к

К си

И т

5Н н

си о

Ч Й

§ в

И о

3 я

И 3 к

о

К ■ ' т и

И о

3 2 к ч

«пи се се а

§ §

л к

м

к н

И

^

а н о к о И

«

к к И се

м

« Э

К к

Й

к

м - ~

Н К Д о о со

се м к со О К

о к И

к

^ со 3 о

о т к

2 £ си

к т

о \о о о

н

си «

ч м се н

о се си ч м Н <и <и к

С О

ч § £

се о а К £ Ьк

н ¡^ ^ < Ч И

л н се м о

а ч

к к & к

си си

£ п си со

Л н о о к м к н се си а Й

О. си к а н

си ^

о

к м

н _

се о

м м и

® §

щ к се

4 5 £

- о к

м о

се

к м

о

^

к се со м

се И си м о ч

си ^

Л н о о к \о о о о к о

к

5 се

н * к ^

со т - §1 У ° $

к л _

к Й 2 о се ^

о ч

0

н т

1

л н о

О

Й 5

О к

к о к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

си £

о 3 а и

Н си

о ч £ *

к о

кТ И X м

Й <и к о м и

о40

а к

и

Сознание (самосознание) этно-ориентированной личности помогает трансформировать свое поведение, мобилизовать себя, быть готовой к взаимодействию с людьми разных национальностей, проявляя креативность, эмпатию, синтонность, ассертивность, толерантность и другие значимые личностные качества, влияющие на их конструктивность. Образовательная политика должна отражать общенациональные интересы, учитывать общие тенденции мирового развития. Для России — страны многонациональной, многоконфессиональной и поликультурной — проблема воспитания подрастающего поколения в духе терпимости является наиболее острой. «Противостоять разобщенности людей и проявлению взаимной агрессии позволяет толерантность. Толерантность расширяет возможности народов для достижения согласия в обществе, мире» [1].

Все изменения в социальной жизни общества предъявляют новые требования как к выпускнику общеобразовательной школы, так и вуза. Молодежь должна не только овладеть современной системой знаний, но и успешно адаптироваться к постоянно меняющимся социальным условиям.

Итак, толерантность является образовательным компонентом взаимодействия между людьми, принадлежащими к разным этносам, культурам, традициям, религиям. Толерантность — это та обществен-

ная норма, без которой невозможны продуктивные межличностные, межгосударственные, межнациональные отношения; толерантность — это внутренняя установка, которая очень значима в отношениях, от которой зависит характер дальнейшего взаимодействия; толерантность — это то мирное средство решения, без которого не обойтись в нестандартных ситуациях общения; толерантность — это диалогический принцип, который помогает вырабатывать конструктивные решения и нести за них моральную ответственность; толерантность — это фундаментальный индикатор в межнациональных отношениях на пути к сотрудничеству, культурному плюрализму и бесконфликтному взаимодействию... Толерантное понимание — это путь к установлению сотрудничества между этносами, нациями и государствами, которое является доминантой конструктивных межнациональных отношений [2, с. 58].

Литература:

1. Безюлева Г.В. Толерантность в пространстве образования: Учеб. пособие / Г.В. Безюлева, С.К. Бондырева, Г.М. Ше-ламова.— М. : Московский психолого-социальный институт, 2005.

2. Маркова Н.Г. Решение проблемы формирования толерантности — условие успешной социализации / Н.Г. Маркова // А1шаМа1ег.- 2006.- № 2.

3. Арутюнян М.П. Мировоззрение и образование: становление новой парадигмы / М.П. Арутюнян // Высшее образование в России.- 2004.- № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.