Научная статья на тему 'О проблеме формирования кросскультурной грамотности студентов как индикатора межнационального понимания'

О проблеме формирования кросскультурной грамотности студентов как индикатора межнационального понимания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРОССКУЛЬТУРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПОНИМАНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КУЛЬТУРА РАЗЛИЧИЙ / ЭТНОНЕВЕРБАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТЬ / CROSS-CULTURAL LITERACY / UNDERSTANDING / TOLERANCE / CULTURE OF DISTINCTIONS / ETHNONONVERBAL CULTURE / STABILITY TO CONFLICTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Надежда Григорьевна

Проблема формирования кросскультурной грамотности студентов является важной социально-педагогической задачей. Сегодня востребован специалист, способный мыслить глобально, понимать себя и других, понимать культуру не только своего народа, но и других народов. Важно, чтобы студент овладел культурой различий и понимания, т.е. кросскультурной грамотностью, которая является основой межнационального общения и отношений в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF FORMING CROSSCULTURAL LITERACY OF STUDENTS AS AN INDICATOR OF INTERCULTURAL UNDERSTANDING

The formation problem of cross-cultural literacy of students is the important socialpedagogical task. Today the expert, capable to think globally is claimed, to understand itself and others, to understand culture not only its people, but also other people. It is important, that the student has seized culture of distinctions and understanding, i.e. cross-cultural literacy which is a basic of international dialogue and relations as a whole.

Текст научной работы на тему «О проблеме формирования кросскультурной грамотности студентов как индикатора межнационального понимания»

Взаимосвязь личностных особенностей матерей и их детей опосредована стилем семейного воспитания. Гипотеза, положенная в основу данной работы, нашла свое полное подтверждение.

Полученные результаты исследования могут быть использованы в психологической и педагогической практике при индивидуальном и семейном психологическом консультировании, психокоррекции, психологическом сопровождении детей, при организации психолого-педагогической работы с родителями (обучающие семинары, тренинги родительской компетентности и т.п.).

Литература

1. Ковалев С.В. Психология современной семьи: информ. - метод. материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. для учителя. - М.: изд-во Просвещение, 1988. - 208 с.

2. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. - М.: изд-во Владос, 2003. — 272 с.

3. Целуйко В.М. Неполная семья. - Волгоград: изд-во Семья, 2000. - С. 2125.

4. Ребенок в карусели развода / Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М.И., Малярова Н.В., Мухортова Е.А.. - М.: изд-во Дрофа, 2001. - 192 с.

5. Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде: По страницам научных трудов Гельмута Фигдора. - М.: изд-во Института Психотерапии, 2000. - 224 с.

6. Бьюдженталь Д. Наука быть живым: диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии / Пер. с англ. А.Б. Фенько. - М.: Независимая фирма "Класс", 1998. - 336 с.

УДК 8И.161.Г36

О ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КРОССКУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ИНДИКАТОРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ

Маркова Надежда Григорьевна, доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук Нижнекамский муниципальный институт г. Нижнекамск, Россия markova-nadezhda@yandex. т

Проблема формирования кросскультурной грамотности студентов является важной социально-педагогической задачей. Сегодня востребован специалист, способный мыслить глобально, понимать себя и других, понимать культуру не только своего народа, но и других народов. Важно, чтобы студент овладел культурой различий и понимания, т.е. кросскультурной грамотностью, которая является основой межнационального общения и отношений в целом.

Ключевые слова: кросскультурная грамотность; понимание; толерантность; культура различий; этноневербальная культура; конфликтоустойчивость и др. - 130 -

ON THE PROBLEM OF FORMING CROSSCULTURAL LITERACY OF STUDENTS AS AN INDICATOR OF INTERCULTURAL UNDERSTANDING

Markova Nadezhda

Nizhnekamsk Municipal Institute, Nizhnekamsk, Russia markova-nadezhda@yandex. ru

The formation problem of cross-cultural literacy of students is the important social-pedagogical task. Today the expert, capable to think globally is claimed, to understand itself and others, to understand culture not only its people, but also other people. It is important, that the student has seized culture of distinctions and understanding, i.e. cross-cultural literacy which is a basic of international dialogue and relations as a whole.

Keywords: cross-cultural literacy; understanding; tolerance; culture of distinctions; ethnononverbal culture; stability to conflicts.

Современное высшее образование должно быть направлено не только на подготовку специалиста как профессионала, но и на формирование у него соответствующих ценностей, идеалов, мировоззрения, развитие способности к продуктивному межнациональному взаимодействию и социальной ответственности перед обществом. Образование и в целом просвещение во все времена содействовало сохранению стабильности общества, взаимоотношений людей разных национальностей, взаимодействию и взаимовлиянию культур. Для современного общества характерен новый взгляд на образование и его функциональную роль в жизни людей. Современная ситуация как в России, так и в целом мире, процесс глобализации требует от человека понимания как родной культуры, так и культуры других народов. На современном этапе развития общества особую актуальность приобретает проблема межнационального понимания, то есть кросскультурная грамотность или компетентность.

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» определила, что сегодня нашему развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание [1].

Сегодня остается самой сложной и многогранной проблема межнациональных отношений, так как она имеет глубокие исторические корни. Формируя личность будущего специалиста в любой области посредством развития у него культуры межнациональных отношений, вуз одновременно определяет жизнь будущего поколения. Умение последующих поколений решать задачи обновления и демократизации общества во многом зависит от качества сегодняшней их подготовки к жизни и, в целом, от овладения культурой межнационального взаимодействия, культурой понимания. Актуальность проблемы формирования культуры межнациональных отношений во многом определяется характером социальных преобразований, проводимых в нашей стране. Культура межнациональных отно-

шений, культура понимания других людей зависит от уровня сформированности кросскультурной грамотности и ее реализации при рассмотрении или решении различных непростых вопросов.

Образовательная политика России должна учитывать национальные различия, потребности современного общества. Главная задача заключается в подготовке путем воспитания, обучения грядущее поколение молодежи к будущей полноценной, безопасной, толерантной жизни в реальном многомерном и поликультурном пространстве. Российское государство по своей структуре многонационально. Каждый человек периодически находится в контакте с человеком другой национальности в процессе разных видов деятельности. Практика работы в вузе показывает: та часть молодежи, у которой уровень сформированности кросскуль-турной грамотности выше, у них и уровень взаимодействия, и взаимопонимания проходит эффективнее и результативнее. В настоящее время проблема культурного окружения не только не потеряла своей значимости, но и стала еще более острее. Подрастающее поколение нуждается в специальной подготовке к вступлению в поликультурную среду. Обучение в вузе связано с интенсивным развитием у студентов общечеловеческих ценностей, формированием мировоззренческих позиций и убеждений. На наш взгляд, одной из первоочередных задач вуза становится решение непростой проблемы - это формирование у студентов кросскуль-турной грамотности, которая является основой межнационального общения и взаимного понимания. Поскольку период профессиональной подготовки молодых людей является наиболее благоприятным как для формирования профессиональной компетентной личности, так и готовой успешно решать различные вопросы в сфере межнационального взаимодействия.

В нашем исследовании кросскультурная грамотность представляет собой сложное системное образование, которое в себя включает знание, понимание, уважение языка, традиций, обычаев и национальной психологии того или иного этноса или народа. Культурологический аспект процесса образования предполагает формирование у студентов понимание, уважение культурной идентичности других народов, толерантности к представителям других национальностей. Сегодня студенческий коллектив представляет собой сообщество молодых людей разных национальностей. Молодым людям надо научиться конструктивно общаться и строить отношения с человеком любой национальности, поскольку после окончания вуза каждый из них попадает в коллектив, где он встречается с представителями иных культур, конфессий. Поэтому, своей целью этнокультурная направленность в нашем исследовании имеет воспитание, развитие, формирование культуры межнационального взаимодействия, которая в себя включает готовность молодых людей и умение общаться с людьми разной национальности; дружелюбие, способность подрастающего поколения знать и учитывать в общении их национальную специфику и проявлять гибкость, деликатность, толерантность в любых ситуациях, особенно в конфликтных. Именно, кросскультурная грамотность способствует полноценному межнациональному взаимодействию, она включает в себя банк знаний правил этикета (этноэтикета), умений адекватно реагировать на национальный стиль, манеры, жесты и другие невербальные средства общения. Этноневербальная культура является составляющей кросскультурной грамотности, знание которой также является просто необходимой для межнационального понимания. Процесс глобализации общественного развития требует от человека

понимания не только родной культуры, но и культуры иных народов, вхождения во «множественность» существующих культур. Именно, понимание культуры других народов ведет к постижению ее внутренних смыслов, к становлению адекватного психологии субъектов других культур отношения к традициям, обычаям, ценностям, нормам, образу жизни.

Исследование показывает, что современной молодежи надо помочь научиться гармонично жить в человеческом обществе и быть человеком. Чем успешнее социализируется молодежь, тем гармоничнее она будет взаимодействовать с социальным поликультурным окружением. Содержание социализации каждого из нас влияет на конструктивность и бесконфликтность межнационального общения, т.к. общение является важным фактором социальной и психологической детерминации поведения каждого человека. И чем активнее, содержательнее социализация молодежи, тем молодежь становится более жизнеспособной личностью, умеющей выживать и развиваться в поликультурном обществе. Поэтому общение можно рассматривать как специфическую форму социальной активности. В процессе общения человек всегда стремится как определенным образом воздействовать на своего партнера, так и влиять, и взаимодействовать с ним. Конструктивное межнациональное общение основано на понимании партнера по взаимодействию. Межнациональное взаимодействие предполагает культуру общения, исключая проявление пренебрежения к истории, культуре, достижениям какого-либо народа, предполагает уважение, внимание к личности, политолерантность независимо от его национальности.

Система образования - важнейший социокультурный регулятив общества. Социокультурное пространство образования является тем полем, которое может воссоздать многообразие культур и способствовать развитию у студенческой молодежи культуроформирующую способность к рефлексии как к предпосылке понимания ценностей культуры. Именно образование призвано обеспечить вхождение человека в культуру через приобщение его к культурным ценностям. Образование и культура не могут быть ограничены рамками культурных ценностей одного народа, а должны решать задачу обогащения индивидуальных и общественных ментальных качеств данного социума общечеловеческими ценностями [2, с. 3].

Наша экспериментальная работа по формированию кросскультурной грамотности студенческой молодежи, проводимая на базе Нижнекамского муниципального института, была организована с целью выявления у студентов, начиная с первого курса, их отношения к ценностям, традициям как собственной культуры, так и культуры других народов; их ценностных ориентаций в межнациональных отношениях, а также способность понимать, оценивать культурные различия и их проявления толерантного отношения к этим различиям. Исследование показало, что понимание является важным и необходимым компонентом уровня сформиро-ванности кросскультурной грамотности молодежи. Именно, через понимание человек строит свое общение, учится мыслить, рассуждать, разумно жить среди людей, конструктивно строить отношения, добиваться цели, строить карьеру, т.к. он обладает способностью эффективно общаться в различных межкультурных ситуациях. В нашей работе при изучении проблемы формирования кросскультурной грамотности молодежи и понимания культуры другого народа отправной точкой является категория «понимание», которая входит в понятийную сетку философии, психологии, педагогики. Проанализируем сущность важного компонента всей

структуры кросскультурной грамотности как понимание. Цель развития кросс-культурной грамотности в нашем исследовании - это формирование способности гибкого вхождения в иную культуру на основе понимания этой культуры, ее восприятия с учетом той системы ценностей, которая принята в этой культуре. Восприятие иной культуры все же осуществляется через призму своей культуры и в сравнении с ней. Поэтому, те молодые люди, которые знают и хранят свою культуру, толерантно относятся к существующим различиям между культурами. Такое отношение человека является важным компонентом всей структуры кросскуль-турной грамотности. Система работы по формированию кросскультурной грамотности в нашем исследовании способствует формированию у молодых людей культуры различий, без которой невозможно конструктивное межнациональное общение и взаимопонимание. Понимание является основой человеческого существования, процессов познания и осознания культурного многообразия. Оно рассматривается как способность молодых людей к компетентному и конструктивному межнациональному взаимодействию в различных межкультурных ситуациях, к владению навыками и способами креативной и ответственной деятельности как в профессиональной, так и социокультурной, и межнациональной сферах; способность позитивного отношения к иной культуре, к межкультурным различиям; способность осознать, осмыслить и объективно оценить окружающую действительность. Понимание одной личностью другой, понимание представителями некоторой культуры смысла какой-либо иной культуры не есть полное погружение в чужую систему ценностей, как не есть и навязывание другой стороне своего комплекса отношений и взглядов. Понимание, осмысление есть результат взаимодействия, диалога. Любое человеческое общение и понимание по своей природе диалогично. Именно, в процессе диалога происходит становление смысла, взаимодействие и понимание друг друга. Не может быть «смысла в себе», говорил М.М. Бахтин, он существует только для другого смысла, т.е. только вместе с ним, лишь соприкоснувшись с другим (чужим) смыслом, хотя бы с вопросом во внутренней речи понимающего [цит. по 3, с. 126]. Говоря о понимании культуры другого народа, необходимо помнить, что ее основой является степень сформированности культуры различий у подрастающего поколения. Различие - основание для выбора, который наполняется нравственным содержанием человека. Поэтому понимание поможет молодым людям глубже понять свою культуру, понять самого себя, войти в культуру своего народа, быть компетентным в языке, ритуалах, ценностях для того, чтобы процесс инкультурации и социализации каждого протекал активно, динамично и содержательно. Овладение молодым человеком ценностями родной культуры делает его восприятие иных культур более точным, глубоким и всесторонним, а, главное, уважительным.

Практика показывает, что студенты постепенно осознают ценность культурных различий, позитивно воспринимают как культурные различия так и сами культуры. Подтверждением данного выбора могут служить результаты экспериментальной работы по формированию кросскультурной грамотности студентов. Выросло число студентов, понимающих иную культуру и принимающих ее ценности, умеющих соотнести ценности в самом себе, осуществить их выбор, принимающих и адекватно относящихся к культурным различиям. Это позволяет говорить о толерантности студентов, их ассертивности, синтонности, т.е. они могут быть настроенными на волну другого человека, легко входящими с ними в кон- 134 -

такт с позиции на равных. Мир, в котором мы живем, представляет разнообразное культурное пространство и это разнообразие проявляется во всех сферах нашей жизни. Но, общаясь с представителями других народов, нужно исходить из аксиомы, что культуры разнообразны, культура не может быть лучше или хуже, все культуры уникальны, и при этом не надо считать, что все люди должны смотреть на мир так же как вы, главное - разумно и правильно использовать культурные различия, чтобы превратить их в источники дополнительных возможностей культурной синергии. Известно, что людям другой культуры характерна другая организация жизни, мышление, восприятие основополагающих принципов жизни. Главное, нам всем надо научиться общаться с народами других культур, не вызывать враждебность, а устанавливать контакт и сотрудничать, и взглянуть на культуру как фактор взаимодействия между людьми. Понимание других возможно, если человек обладает кросскультурной грамотностью, важными составляющими которой являются - культура различий, культура общения, толерантность, кон-фликтоустойчивость, которые порождают потребность развития культуры политолерантных отношений, способствующих формированию у подрастающего поколения целостной картины окружающего мира, духовных, культурных, нравственных ценностей в их национальном и общечеловеческом понимании. Система работы по формированию кросскультурной грамотности у студенческой молодежи показала, что толерантная личность с наибольшим пониманием, сдержанностью, конфликтоустойчивостью строит свои конструктивные отношения. Устойчивость характеризуется последовательностью действий личности, предсказуемостью ее поведения и все это проявляется в способности к самоуправлению. Кон-фликтоустойчивость личности позволяет ей активно проявлять себя в конфликтных ситуациях и профессионально разрешать противоречия, решение которых, конечно, зависит от уровня культуры, образования, ценностей и способности к саморегулированию и самоуправлению.

Проблема формирования кросскультурной грамотности студентов ранее не была предметом специального более глубокого исследования. Целенаправленный процесс формирования кросскультурной грамотности студентов требует определения их ценностных ориентаций, этнической идентичности, их отношения к своей культуре и культуре других народов, выявления исходного уровня сформиро-ванности кросскультурной грамотности. Содержание кросскультурной грамотности студентов, несомненно, формируют способность к саморефлексии, развивает толерантность студентов, способность понимать различные культурные ценности и культуры в кризисных условиях в современном обществе, которые оказывают влияние на всех. Такой подход позволяет получить комплексную информацию об уровне понимания иной культуры, их отношения к данной культуре и знание ее; определиться с выбором методов исследования уровня сформированности кросс-культурной грамотности студентов. Для существования и развития культуры в обществе должна быть культурная осведомленность подрастающего поколения, более того - поликультурная среда, среда, владеющая не только отечественными культурными ценностями, но и ценностями, принадлежащими всему человечеству. Поэтому прав М.М. Бахтин, утверждая, что культура способна жить и развиваться только на грани культур, в диалоге с другими культурами.

Процесс формирования кросскультурной грамотности помогает молодым людям после окончания вуза строить отношения в многонациональном коллекти-

ве. Культура различий, культура толерантности являются доминантой их профессиональной деятельности. Культура толерантности предполагает признание и уважение различий. Толерантность как императив взаимодействия народов и культур основывается на существовании различий в человеческих сообществах и уважении этих различий. И поэтому в нашем исследовании толерантность является важным компонентом в структуре кросскультурной грамотности.

Для продуктивного межнационального диалога необходима совокупность ценностных и других оснований, мотивов, целей, которые объединяют народы, необходимо выделение всех возможных сфер взаимодействия, взаимопонимания и взаимопроникновения, которые насыщены основополагающими ценностями, идеями для сближения наций. Поликультурное воспитание может свести к минимуму культурный шок, увеличить и разнообразить опыт межкультурного общения между странами, народами, которые активно сотрудничают во всех сферах жизни. Приобщаясь к культурному наследию, молодой человек познает жизненный опыт не одного поколения, а всего человечества, что ему просто необходимо в жизни. Но современном этапе перед всеми учебными заведениями стоит задача поликультурного образования подрастающего поколения. Поэтому важным условием является создание поликультурной среды, способствующей признанию культурной самобытности народов и формированию политолерантности. Систематическая работа по формированию кросскультурной грамотности студентов говорит о повышении у них уровня толерантности и снижения количества негативно настроенных на межкультурное взаимодействие. Четкая организация и ее система развивают способность у молодых людей понимать культуру другого народа, главное, учит их вести продуктивный межкультурный диалог и, при этом, быть терпимыми к другим. Постепенно у них формируется стабильная способность к эффективному и адекватному общению с представителями других культур, в котором проявляется способность эффективно общаться в различных межкультурных ситуациях, т.е. проявляется межкультурная сенсибельность.

Анализ исследований показывает, что даже те педагоги, которые целенаправленно вводят студентов в мир культуры, порой не в полной мере осознают необходимость развития у них толерантности, понимания не только отечественной, но и иной культуры. Практика показывает, что педагогическая наука находится в поиске способов формирования и развития толерантного специалиста, способного к осмыслению, пониманию, принятию ценностей различных культур и приобщению студенческой молодежи к своей и чужой культуре. Образование является важнейшей составной частью культуры и включает в себя процесс наследования, сохранения, распространения и освоения ценностей культуры, процесс личностного приобщения человека к культуре (формирование его как субъекта культуры). Задача формирования способности человека «оживлять культурные смыслы», образование является тем поликультурным полем, которое может воссоздать палитру культур и развивать в студентах культуроформирующую способность к саморефлексии.

Живя в поликультурном обществе, каждый индивид должен овладевать культурой различий, видеть в различиях в первую очередь положительную сторону и реагировать на различие без раздражения, каким бы оно (различие) не было. При цивилизованном отношении индивидов к окружающему различие - это источник богатства и процветания, при нецивилизованном отношении - это источ-

ник раздоров и конфликтов [5, с. 100]. Решение многоаспектной проблемы формирования кросскультурной грамотности студенческой молодежи затрагивает насущные вопросы общества и образования, поскольку сегодня востребован человек, способный продуктивно мыслить, понимать и принимать ценности иных культур и культуру человечества в целом.

Практика нашего исследования показывает, что целесообразно использовать активные методы по формированию кросскультурной грамотности у молодежи. Среди них наиболее эффективными являются те, которые не преподносят готовые решения, факты из реальной жизни, а требуют анализа, абстрагирования, классификации фактов в виде диагностики конкретных ситуаций межнационального общения, отношений и понимания, а также генерирования всех имеющихся знаний и навыков для преодоления культурного непонимания. В практике поликультурного обучения процесс формирования межкультурной компетентности, кросскультурной грамотности, политолерантности, этноассертивности, саморефлексии, эмпатии молодежи в нашем исследовании предусматривает активное применение эффективных методов: дискуссии, инструктаж, деловые игры, просвещение, ориентирование, моделирование, выполнение индивидуальных и групповых заданий, решение проблемных задач, межкультурные собеседования, анализ этнокультурных ситуаций, межкультурные тренинги, метод мониторинга и диагностики и др., которые позволяют полноценно погрузиться обучающимся в активное контролируемое конструктивное межнациональное взаимодействие. Продуктивные методы позволяют развернуть межнациональные проблемы в динамике и дают возможность участникам прожить необходимое количество времени в конкретных ситуациях межнационального взаимодействия. С помощью эффективных методов обучения партнеры по межкультурной коммуникации приобретают необходимые навыки межнационального общения и межкультурного взаимодействия, развивают и формируют уверенность в себе, способность к компетентным гибким взаимоотношениям, а, главное, способность к пониманию. Формирование кросс-культурной грамотности студентов нами осуществлялось в различных организационных формах обучения (лекции, проблемные лекции, семинары, спецсеминары). В нашей работе мы использовали опыт, накопленный ранее по проблеме исследования. Экспериментальная работа показывает, что реализуемая совокупность активных методов по формированию кросскультурной грамотности и культуры межнациональных отношений в целом, развивает умения рефлексивного слушания своего собеседника, держать себя уверенно с представителями других культур, строить эффективную модель межнациональных взаимодействий с партнерами по коммуникации; позволяет продуктивно предотвращать и конструктивно разрешать назревшие конфликты, компетентно преодолевать осложняющие межнациональное общение привычки и манеры поведения и умело переносить имеющиеся знания в конкретные ситуации межкультурного взаимодействия; дает возможность оценить свое состояние и состояние партнера, помогает раскрыть потенциальные возможности партнеров по межнациональному взаимодействию.

Таблица 1

Индикативные составляющие кросскультурной грамотности

Цель развития кросскультурной грамотности у молодых людей - это формирование способности к интеграции в иную культуру на основе понимания этой культуры. Позитивное отношение к культуре другого народа, к существующим различиям между культурами свидетельствует об овладении необходимой способностью (конфликтоустойчивость) к межнациональному конструктивному общению, о степени и результате взаимопонимания. Полученные знания приводят студентов к пониманию того, что все культуры равны, но неодинаковы, каждая культура уникальна, заслуживает уважения и признания.

Литература

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Директор школы, 2002. № 1. С. 97-126.

2. Рощупкин, В.Г. Кросскультурная грамотность студента - будущего учителя: диагностика, формирование / В.Г. Рощупкин. - М. : издательство Московского психолого-социального института; Воронеж : издательство НПО «МО-ДЭК», 2006.

3. Каган М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. - СПб. : Петрополис, 1997.

4. Безюлева Г.В. Толерантность в пространстве образования. Учебное пособие / Г.В. Безюлева, С.К. Бондырева, Г.М. Шеламова. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2005.

5. Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - М. : издательство Московского психолого-социального института; Воронеж : издательство НПО «МОДЭК», 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.