СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ У МОЛОДЕЖИ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ИНДИКАТОРА КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Н.Г. Маркова (Нижнекамск)
Аннотация. Формирование у молодежи толерантности является важной педагогической проблемой. Главная цель воспитания толерантности состоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности. Ключевые слова: толерантность, индикатор, культура межнациональных отношений, этикет, эмпатия, культурные ценности, толерантная культура, культура различий.
Социальные преобразования в XXI в. предполагают, что толерантные взаимоотношения между людьми должны стать социальной нормой, принятой и узаконенной на государственном и межгосударственном уровнях. Понятие «толерантность» формировалось на протяжении многих веков, этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин «толерантность» стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления.
В 1995 г. резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО утверждена Декларация принципов толерантности, разработан и утвержден ряд международных документов, защищающих права человека. Первое десятилетие XXI в. провозглашено ООН «Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты».
В 2001 г. в России была принята федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001-2005 гг., которая, несомненно, отмечает особую актуальность целенаправленной работы по формированию толерантности среди российских граждан. Однако действенный механизм реализации провозглашенных прав и свобод человека еще не создан, и в этом - одна из причин интолерантности в мировом сообществе. Одним из эффективных средств решения этой проблемы является система образования, в рамках которой государство способно позитивно и целенаправленно формировать этнокультурные процессы в обществе. Благодаря усилиям ЮНЕСКО, в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Наиболее часто оно используется в связи с проблемами межнациональных, международных отношений.
Проблема межнациональных отношений имеет глубокие исторические корни. Формируя личность будущего специалиста в любой области посредством развития у него культуры межнациональных отношений, вуз определяет жизнь будущего поколения. Умение последующих поколений решать задачи обновления и демокра-
тизации общества во многом зависит от качества их подготовки к жизни и от степени овладения культурой межнационального взаимодействия.
Актуальность проблемы формирования культуры межнациональных отношений во многом определяется характером социальных преобразований в нашей стране. Современный мир в своем развитии сталкивается с целым рядом сложных социальных, экономических, экологических и политических проблем, требующих разработки и реализации эффективных международных средств и форм межнационального взаимодействия. Проблеме межнациональных отношений и межнационального общения посвящено значительное количество философских, социологических и психолого-педагогических исследований.
Толерантность (лат. tolerantia - терпение) - отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, повышение порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию [5. С. 401-402]. Толерантность является доминантой культуры межнационального общения. Проблема воспитания толерантности и взаимопонимания между народами остается нерешенной и, конечно, актуальной, о чем свидетельствуют события, происходящие почти ежедневно в разных уголках планеты, где участниками становятся представители разных национальностей.
Каковы же главные причины столкновений между людьми разных национальностей? В первую очередь -это отсутствие культуры поведения, неспособность слушать и слышать, понимать, а значит, и уважать, принимать окружающих людей независимо от их национальности, возраста, социального положения, взглядов.
Другая причина - низкий этноэтикетный уровень знаний значительной части молодого поколения. В течение тысячелетий люди искали совершенные способы взаимодействия друг с другом, способствующие достижению согласия и взаимопонимания в поликультурном образовательном пространстве, созданию атмосферы терпимости, доброжелательности, уважительного отношения друг к другу. Доминантой человеческих отноше-
53
№ 31
Сибирский психологический журнал
2009 г.
ний стали правила и нормы этикета, зародившиеся еще в глубокой древности и в дальнейшем ставшие надежным средством равноправного межнационального диалога. Они позволяли избегать ненужных конфликтов и натянутости в отношениях между народами. Со временем этикет стал своеобразным ядром межнациональных контактов, культуры общения и взаимопонимания.
В современном поликультурном мире в студенческой среде наблюдается дефицит хороших манер, что приводит к возникновению конфликтов. Только знание и выполнение норм и требований этноэтикета будут способствовать снижению роста конфликтности. Другой важной составляющей процесса формирования культуры межнациональных отношений в молодежной среде является этнопсихологическая гибкость. Она дает возможность эффективно приспосабливаться к традициям, обычаям, образу мышления и действиям представителей разных этнических общностей и при этом сохранять уважение к ценностям собственного народа.
Обозначенные причины указываются практически во всех документах, где говорится о необходимости воспитания подрастающего поколения в духе межнациональной толерантности. В ст. I Декларации принципов толерантности, провозглашенной и подписанной 16 ноября 1995 г., записано, что толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
Статья 26 Всеобщей декларации прав человека гласит, что образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно обоснованной адаптации системы образования к ним. Многие регионы России являются пространством разнообразных культур, религий, языков, традиций, обычаев, отношений и ценностей. Национальные сообщества соотносятся с определенным этносом, отражающим целостность культуры, несущей идеи, материальные и духовные ценности определенной группы.
Воспитание культуры толерантности (терпения) и согласия должно стать одной из центральных тем обра-
зования в наступившем веке. Для современного общества характерен новый взгляд на образование и его функциональную роль в жизни людей. Образование стало непрерывным процессом, оно охватывает весь период активной жизни человека. Поэтому представители не только педагогической общественности, но и части российской политической элиты постепенно начинают осознавать, что именно образование может позволить России преодолеть затянувшийся кризис и войти в число современных высокоиндустриальных стран. В настоящее время подготовка специалистов с высшим образованием напрямую связана с качеством преподавательского состава, перечнем изучаемых дисциплин и, конечно, с применением инновационных технологий.
В Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» говорится о необходимости формирования толерантного поведения у молодежи, а также профилактике национализма и экстремизма, об уменьшении риска социальных взрывов [3. С. 152]. Значительное количество этнических конфликтов, с которыми сегодня сталкиваются государства, имеют культурную составляющую. Многие исследователи проблем межнациональной толерантности в связи с этим обращаются к теме диалога культур, где каждая из сторон имеет право высказать свою точку зрения и быть при этом понятой и услышанной.
Идея формирования толерантности имеет давнюю историю. Анализ научных источников (А.М. Бабаков, Д.В. Бродский, С.К. Бондырева, В.Ф. Габдулхаков, А.А. Колюжный, А.П. Садохин и др.) показывает, что понятие «толерантность» - сложное, многоплановое, имеет два важнейших измерения: устойчивость и терпимость. Устойчивость характеризует последовательность действий личности, предсказуемость ее поведения проявляется в способности к самоуправлению. Толерантность как терпимость характеризует отношения личности, группы, общества друг к другу и может проявляться в смирении или принятии. Культура терпения и согласия начинается с отношения человека к себе и своему ближайшему окружению, с преодоления своей отчужденности и внутреннего разлада с самим собой.
Высшая школа должна готовить как высококвалифицированных специалистов, так и культурных, интеллектуально развитых, духовно богатых людей, способных грамотно находить пути решения проблем; обладающих эмоциональной стабильностью, самостоятельностью, ответственностью, уверенностью в себе, гибкостью и критичностью мышления.
Специфична роль культуры как механизма сдерживания, обуздания нетерпимости. Наиболее эффективный механизм воспитания толерантности - изучение иных культур [2. С. 152]. Только человек, знающий свою культуру, способен понимать культуру других народов. На него и направлено большинство международных образователь-
54
Социальная психология
ных программ и на нем же базируется вся политика ЮНЕСКО. Дистанция между практикой воспитания толерантности и психологическими, педагогическими методами заставляет задумываться о создании принципиально нового механизма воплощения этой идеи.
В России в последние десятилетия развернулся процесс национального возрождения; вместе с тем мы наблюдаем усиление межнациональной напряженности. Образование может и должно сыграть важную роль в снижении этнической напряженности. Необходимы умелое использование в образовательном и воспитательном процессах основ народной педагогики, принципов поликультурного образования, внедрение в учебный процесс программ по формированию установок толерантного сознания и поведения. Именно их смысловой потенциал будет выступать фактором гражданского образования и воспитания нового поколения. Толерантность является ведущей характеристикой уровня развития культуры индивида и общества в целом, при этом она отождествляется с умением человека жить в гармонии как с собой, так и с миром людей.
Толерантность не передается по наследству, она формируется в процессе жизни человека, в процессе постоянной работы над собой, наполняясь положительным содержанием, способностью терпимого отношения к социальной несправедливости, пониманием чужих мнений, верований, поведения. Поэтому внедрение новых технологий в практику обучения следует рассматривать как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся и студентов. Важна роль школы как базового звена в подготовке будущих специалистов любой области. Несомненно, большое значение имеет способность образовательных учреждений гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт. Внедрение новых инновационных технологий в образовательный процесс должно отвечать запросам общества.
Наша работа со студентами по формированию толерантности и культуры межнациональных отношений строилась на основе интеграции содержания вузовских дисциплин (интеграция понимается нами как более глубокая форма их взаимосвязи).
В процессе формирования толерантности и культуры межнационального взаимодействия интеграция предполагает использование активных методов преподавания; при отборе методов важно, чтобы они отвечали трем основным требованиям: валидности, т.е. были бы обоснованы; устойчивости, т.е. могли бы воспроизводиться; репрезентативности. Технология формирования культуры межнациональных отношений предполагает реализацию совокупности таких принципов, как принцип этноаттракции, принцип синергизации, принцип ассер-тивности, принцип синтонности, принцип интеллекта межнациональных отношений и др.
Принцип этноаттракции в нашем исследовании впервые рассматривается как принцип в процессе формирования толерантности и доминанты межнациональных отношений; основан он на проявлении положительного эмоционального отношения одного народа к другому, на взаимопонимании, внутренней и внешней гармонии при речевом взаимодействии. Только при равноправном отношении народов друг к другу, при взаимоуважении и взаимопонимании возможен диалог культур. Для продуктивного диалога необходима совокупность ценностных и других оснований, мотивов, целей, которые объединяют народы, необходимо выделение всех возможных сфер взаимодействия, взаимопонимания и взаимопроникновения, которые насыщены основополагающими ценностями, идеями для сближения наций.
В нашем исследовании принцип этносинергизации впервые рассматривается и включен в процесс формирования толерантной культуры и культуры межнациональных отношений студенческой молодежи.
Синергия (от греч. synergeia - сотрудничество, содружество) - совместное действие, которое (в результате соединения и умелого объединения составляющих, порой разнородных частей и элементов) приводит к лучшим результатам, чем простая совокупность действий отдельных элементов.
В процессе межнационального взаимодействия сотрудничество полезно обеим сторонам, именно в такой ситуации о партнере создается положительное впечатление и формируется соответствующий стереотип. Практика показывает, что плодотворное межнациональное сотрудничество возможно лишь тогда, когда стороны взаимно пользуются понятными и приемлемыми стереотипами, т.е. программами и установками действий, которые направлены на толерантное понимание. Толерантное понимание - это путь к установлению сотрудничества между этносами, нациями и государствами.
В нашем исследовании процесс формирования толерантности включает принцип ассертивности, который реализуется и раскрывается как принцип впервые. Данный принцип способствует формированию значимых личностных качеств человека. Ассертивное поведение означает умение эффективно постоять за себя в межличностных отношениях. Нами делается акцент на значимость и проявление данного умения в межнациональных отношениях. Психолого-педагогический смысл ассертивности в нашем исследовании заключается в способности человека любой национальности отстаивать и защищать свои интересы, добиваясь своих целей, не причиняя вреда другой стороне. Более того, ассертив-ность личности предполагает, что реализация интересов любого человека будет являться условием реализации интересов других людей, как в стратегии толерантного сотрудничества и компромисса.
В процессе формирования толерантности и культуры межнациональных отношений нами впервые реали-
55
№ 31
Сибирский психологический журнал
2009 г.
зуется принцип синтонности, ориентированный на сотрудничество. Партнеру дается положительная оценка, уместно звучит заслуженная похвала; взаимодействие осуществляется с позиции «на равных», в атмосфере доброжелательности, а главное, в процессе взаимодействия акцент делается на положительные качества партнера (например, проявление толерантности).
Технология формирования культуры межнациональных отношений впервые применяет и раскрывает сущность принципа интеллекта межнациональных отношений. Данный принцип раскрывается через гармонию взаимодействия людей разных национальностей. Межнациональные отношения включают «интеллект отношений», а это совокупность благоразумия, рациональности и осмотрительности, которые толерантная личность включает в свое синтонное поведение в процессе межнационального общения с другими людьми. Такие личности способны завоевать, мотивировать и настраивать людей, благодаря собственному поведению, т.к. «интеллект отношений» - это талант межнационального общения обеих сторон. Интеллект межнациональных отношений помогает превращать партнеров по общению в друзей и союзников и завоевывать активную поддержку с их стороны. Благодаря повышению убедительности и привлекательности, «интеллект межнациональных отношений» обеспечивает стратегические преимущества и помогает справиться с проблемами в межкультурных ситуациях.
Конечно, в процессе формирования толерантности нами используются и другие принципы, которые в практике работы дополняют друг друга и способствуют получению результата. Например, технология проблемного обучения гибко вписывается в нашу технологию, поскольку активизирует мыслительную деятельность студентов, развивает их творческие способности, умение анализировать, обобщать, классифицировать, находить оптимальные решения в проблемных межкультурных ситуациях, что для нашего исследования является существенным, а методы проблемного обучения предполагают наряду с восприятием и воспроизведением учебной информации решение специальных задач, которые подобраны в системе и в соответствии с поставленной целью.
Рассмотрим педагогические условия, при которых возможно формирование толерантности, значимых качеств личности в межнациональном взаимодействии. Реализация комплекса педагогических условий формирования толерантности студентов нами осуществляется через учебную деятельность и внеаудиторную работу.
Совокупность педагогических условий составляет культурно-воспитательную среду, в которой осуществляется, развивается, совершенствуется процесс формирования толерантности, необходимой в межнациональных отношениях. Нами созданы педагогические условия, при которых возможны формирование, развитие и
саморазвитие субъектов поликультурного образовательного пространства. С целью формирования толерантности наша технология предусматривает реализацию следующих условий:
- создание толерантного поликультурного образовательного пространства;
- формирование установки на процесс формирования толерантности, состоящей из готовности и способности студентов к конструктивным межличностным отношениям через синергетическое межнациональное взаимодействие;
- процесс формирования толерантности подразумевает использование активных методов, которые способствуют формированию мировоззрения, ассертивности, синтонности, «интеллекта межнациональных отношений» и менталитета толерантности;
- организация интеграции содержания вузовских дисциплин, где интеграция нами рассматривается как более глубокая форма взаимосвязи содержательных компонентов изучаемых дисциплин, которая формирует и развивает креативное, синергетическое мышление, позволяющее проявлять значимые личностные качества молодых людей, трансформируя их в сторону эмпатии, синтонности, взаимоуважения и чувства партнерства.
Для диагностики толерантности нами использовались тестирование и анкетирование студентов, направленные на анализ уровня сформированности толерантности (табл. 1).
Полученные данные позволяют говорить о сложности формирования данного процесса и необходимости развития всех значимых сторон нравственности у подрастающего поколения. Обращенность современного общества к человеку, его культуре, духовному миру должна стать доминантой цивилизованного развития.
Психолого-педагогический анализ технологии формирования толерантности и культуры межнациональных отношений занимает особое место в нашей работе, поскольку позволяет определить уровень развития этно-ориентированной личности и уровень сформированно-сти культуры межнациональных отношений, а также проектировать модель будущего специалиста.
Толерантность - это та общественная норма, без которой невозможны продуктивные межличностные, межгосударственные, межнациональные отношения; толерантность - это внутренняя установка, которая очень значима в отношениях, от которой зависит характер дальнейшего взаимодействия; толерантность - это то мирное средство решения, без которого не обойтись в нестандартных ситуациях общения; толерантность - это диалогический принцип, который помогает вырабатывать конструктивные решения и нести за них моральную ответственность; толерантность - это фундаментальный индикатор в межнациональных отношениях на пути к сотрудничеству, культурному плюрализму и бесконфликтному взаимодействию.
56
Социальная психология
Индикативная характеристика уровня сформированное^ толерантности студенческой молодежи, %
Т а б л и ц а 1
Индикативные уровни До эксперимента После эксперимента
Высокий ii 25
Выше среднего 10 28
Средний 29 30
Ниже среднего 34 9
Низкий 16 8
Анализ теоретических исследований и современной ситуации в обществе по проблеме толерантности позволил определить критерии толерантности, показал, что требование толерантности в отношениях между людьми, социальными группами, государствами признается важной общечеловеческой нормой, следовать которой необходимо на всех уровнях.
Критерии толерантности формируются и становятся устойчивыми характеристиками личности, которые необходимы в процессе взаимодействия с людьми иных этнических (социальных) общностей. Ведущим критерием является субъективная активность личности, ее оптимистический взгляд на мир, инициативность. Важнейшие показатели сформированности толерантности личности - отсутствие стереотипов восприятия, гибкость и критичность мышления (табл. 2).
Образовательная политика должна отражать общенациональные интересы, учитывать общие тенденции
мирового развития. Для России - страны многонациональной, многоконфессиональной и поликультурной -проблема воспитания подрастающего поколения в духе терпимости является наиболее острой. «Противостоять разобщенности людей и проявлению взаимной агрессии позволяет толерантность. Толерантность расширяет возможности народов для достижения согласия в обществе, мире» [1. С. 27].
Именно сфера образования способна целенаправленно, содержательно, системно формировать ментальные качества молодежи, формировать менталитет толерантности в межнациональных отношениях, что является важной стратегической задачей XXI в. По своим стратегическим и технологическим возможностям сфера образования должна системно решать проблему толерантности, которая требует четко скоординированных конструктивных действий. Технология формирования толерантности, культуры межнациональных отношений
Характеристика критериев толерантности
Т а б л и ц а 2
| Критерии толерантности |
3 1 3 Г ^ Г 3 г 1— 3 1— _з 1— з 1 3 г
Я О Н Н
2 я
а а
аэ 5
а &
2 3
s а
rv S
5? 2
ч а
я
я й о
lie
Is Я
а Я ю
2 5
я сЗ 8 &
я 5
я а
н н 2 $
сз ^ а а> я s я Й >я
я
я-
о
О
О Я
Я я 3 аэ
S Я а 2 о я
сз
Я й о я а я я й
а Он
5Г со
я я
Р й
а
н
я
ч
я
о
а
я
о
н
я
а> о я н я
аэ & ч Ч
a « a я<
й я ч s
а> ч
п, й & 2
(Т)
я О н ^
СЗ «п
й *2 О Г Я ^
эЯ
а>
§
S
я
й
со
я
я
м
а>
я
о
я
К O'
О Я Ь о
ч* я
я
§ я
О 63
0 я ю й
1
g я и а> I о
S @
я я
Я Я
£ я о Я £ аэ £ Ян & СО ч
^ ч
ч а> а
рн “
2 S
о 2
« Й
л S
Й &
Я w
a «
В я
о я
н я
о я
я & >1
н е ^
О щ (U
о н «
Е 3
Я о I
я а> 1
Я 24
н 2
о I я я Ю я 8 §
§ S
я
я a
н я Я Ч
57
№ 31
Сибирский психологический журнал
2009 г.
подрастающих поколений в практике нашей работы направлена на формирование менталитета толерантности, значимых личностных качеств, а это есть доминанта конструктивных межнациональных отношений.
Итак, толерантность настоящего времени показывает, что она является образовательным компонентом взаимодействия между людьми, принадлежащими к разным этносам, культурам, традициям, религиям. Необходимым условием выживания человечества в
период обострения противоречий является диалог культур и мировоззрений, плюрализм мнений [4. С. 58].
Сегодня следует признать, что проблеме воспитания толерантности все еще уделяется недостаточно внимания на всех уровнях образовательно-воспитательной деятельности. Известно, что результаты воспитания толерантности, как и все результаты, зависят от систематической работы, а не от проведения разовых мероприятий.
Литература
1. Безюлева Г.В., Бондырева С.К., Шаламова Г.М. Толерантность в пространстве образования: Учеб. пособие. М.: МПСИ, 2005.
2. Бондыгрева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК»,
2003.
3. Век толерантности: научно-публицистический вестник. М.: МГУ, 2001.
4. Маркова Н.Г. Решение проблемы формирования толерантности - условие успешной социализации // AlmaMater. 2006. № 2. С. 56-58.
5. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.
FORMATION OF TOLERANCE AT YOUTH AS INDICATOR OF CULTURE OF INTERNATIONAL ATTITUDES Markova N.G. (Nignekamsk)
Summary. Nowadays the formation of tolerance of youth is the important pedagogical problem. The significant purpose of the formation of tolerance consists in the statement of value of human inner world and inviolability of each person.
Key words: tolerance, indicator, the culture of international relation, etiquette, empathy, cultural values, tolerant culture, culture of distinctions.
58