Научная статья на тему 'О проблеме формирования кросскультурной грамотности молодежи как индикатора межнационального понимания'

О проблеме формирования кросскультурной грамотности молодежи как индикатора межнационального понимания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
470
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРОССКУЛЬТУРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПОНИМАНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КУЛЬТУРА РАЗЛИЧИЙ / ЭТНОНЕВЕРБАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Надежда Григорьевна

Проблема формирования кросскультурной грамотности студентов является важной социально-педагогической задачей. Сегодня востребован специалист, способный мыслить глобально, понимать себя и других, понимать культуру не только своего народа, но и других народов. Важно, чтобы студент овладел культурой различий и понимания те кросскультурной грамотностью, которая является основой межнационального общения и отношений в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблеме формирования кросскультурной грамотности молодежи как индикатора межнационального понимания»

РАЗДЕЛ VI ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

УДК 811.161.136 .

Н. Г. Маркова

О ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КРОССКУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЕЖИ КАК ИНДИКАТОРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ

Современное высшее образование должно быть направлено не только на подготовку специалиста как профессионала, но и на формирование у него соответствующих ценностей, идеалов, мировоззрения, развитие способности к продуктивному межнациональному взаимодействию и социальной ответственности перед обществом. Образование и в целом просвещение во все времена содействовало сохранению стабильности общества, взаимоотношений людей разных национальностей, взаимодействию и взаимовлиянию культур. Для современного общества характерен новый взгляд на образование и его функциональную роль в жизни людей.

Современная ситуация как в России, так и в целом мире, процесс глобализации требует от человека понимания как родной культуры, так и культуры других народов. На современном этапе развития общества особую актуальность приобретает проблема межнационального понимания, то есть кросскультурная грамотность или компетентность.

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» определила, что сегодня нашему развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание [1].

Сегодня остается самой сложной и многогранной проблема межнациональных отношений, так как она имеет глубокие исторические корни. Формируя личность будущего специалиста в любой области посредством развития у него культуры межнациональных отношений, вуз одновременно определяет жизнь будущего поколения. Умение последующих поколений

решать задачи обновления и демократизации общества во многом зависит от качества сегодняшней их подготовки к жизни и, в целом,- от овладения культурой межнационального взаимодействия, культурой понимания. Актуальность проблемы формирования культуры межнациональных отношений во многом определяется характером социальных преобразований, проводимых в нашей стране. Культура межнациональных отношений, культура понимания других людей зависит от уровня сформированности кросскультурной грамотности и ее реализации при рассмотрении или решении различных непростых вопросов.

Образовательная политика России должна учитывать национальные различия, потребности современного общества. Главная задача заключается в подготовке путем воспитания, обучения грядущее поколение молодежи к будущей полноценной, безопасной, толерантной жизни в реальном многомерном и поликультурном пространстве.

Российское государство по своей структуре многонационально. Каждый человек периодически находится в контакте с человеком другой национальности в процессе разных видов деятельности. Практика работы в вузе показывает: та часть молодежи, у которой уровень сформированности кросскультурной грамотности выше, у них и уровень взаимодействия, и взаимопонимания проходит эффективнее и результативнее.

В настоящее время проблема культурного окружения не только не потеряла своей значимости,, но и стала еще более острее. Подрастающее поколение нуждается в специальной подготовке к вступлению в поликультур-ную среду. Обучение в вузе связано с интенсивным развитием у студентов общечеловеческих ценностей, формированием мировоззренческих позиций и убеждений. На наш взгляд, одной из первоочередных задач вуза становится решение непростой проблемы — это формирование у студентов кросскультурной грамотности, которая является основой межнационального общения и взаимного понимания. Поскольку период профессиональной подготовки молодых людей является наиболее благоприятным как для формирования профессиональной компетентной личности, так и готовой успешно решать различные вопросы в сфере межнационального взаимодействия.

В пашем исследовании кросскулътурная грамотность представляет собой сложное системное образование, которое в себя включает знание, понимание, уважение языка, традиций, обычаев и национальной психологии того или того этноса или народа. ■

Культурологический аспект процесса образования предполагает формирование у студентов понимание, уважение культурной идентичности других народов, толерантности к представителям Других национальностей. Сегодня студенческий коллектив представляет собой .сообщество молодых людей разных национальностей. Молодым людям надо научиться конструктивно' общаться и строить отношения с человеком любой национальности, пос-

кольку после окончания вуза каждый из них попадает в коллектив, где он встречается с представителями иных культур, конфессий. Поэтому, своей целью этнокультурная направленность в нашем исследовании имеет воспитание, развитие, формирование культуры межнационального взаимодействия, которая в себя включает готовность молодых людей и умение общаться с людьми разной национальности; дружелюбие, способность подрастающего поколения знать и учитывать в общении их национальную специфику и проявлять гибкость, деликатность, толерантность в любых ситуациях, особенно в конфликтных. Именно, кросскультурная грамотность способствует полноценному межнациональному взаимодействию, она включает в себя банк знаний правил этикета (этноэтикета), умений адекватно реагировать на национальный стиль, манеры, жесты и другие невербальные средства общения.

Этноневербальная культура является составляющей кросскулътурной грамотности, знание которой также является просто необходимой для межнационального понимания. Процесс глобализации общественного развития требует от человека понимания не только родной культуры, но и культуры иных народов, вхождения во «множественность» существующих культур. Именно, понимание культуры других народов ведет к постижению ее внутренних смыслов, к становлению адекватного психологии субъектов других культур отношения к традициям, обычаям, ценностям, нормам, образу жизни.

Исследование показывает, что современной молодежи надо помочь научиться гармонично жить в человеческом обществе и быть человеком. Чем успешнее социализируется молодежь, тем гармоничнее она будет взаимодействовать с социальным поликультурным окружением. Содержание-социализации каждого из нас влияет на конструктивность и бесконфликтность межнационального общения, т. к. общение является важным фактором социальной и психологической детерминации поведения каждого человека. И чем активнее, содержательнее социализация молодежи, тем молодежь становится более жизнеспособной личностью, умеющей выживать и развиваться в поликультурном обществе. Поэтому общение можно рассматривать как специфическую форму социальной активности. В процессе общения человек всегда стремится как определенным образом воздействовать на своего партнера, так и влиять, и взаимодействовать с ним. Конструктивное межнациональное общение основано на понимании партнера по взаимодействию. Межнациональное взаимодействие предполагает культуру общения, исключая проявление пренебрежения к истории, культуре, достижениям какого-либо народа, предполагает уважение, внимание к личности, политолерантность независимо от его национальности.

Процесс формирования кросскулътурной грамотности на практике интегрируется с социализацией личности. Социализация - это развитие человека

на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающим миром, где происходит усвоение социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация личности в поликультурном образовательном пространстве.

Система образования - важнейший социокультурный регулятив общества, Социокультурное пространство образования является тем полем, которое может воссоздать многообразие культур и способствовать развитию у студенческой молодежи культуроформирующую способность к рефлексии как к предпосылке понимания ценностей культуры. Именно образование призвано обеспечить вхождение человека в культуру через приобщение его к культурным ценностям. Образование и культура не могут быть ограничены рамками культурных ценностей одного народа, а должны решать задачу обогащения индивидуальных и общественных ментальных качеств данного социума общечеловеческими ценностями [2, с. 3].

Наша экспериментальная работа по формированию кросскультурной грамотности студенческой молодежи, проводимая на базе Нижнекамского муниципального института, была организована с целью выявления у студентов, начиная с первого курса, их отношения к ценностям, традициям как собственной культуры, так и культуры других народов; их ценностных ориентаций в межнациональных отношениях, а также способность понимать, оценивать культурные различия и их проявления толерантного отношения к этим различиям. Исследование показало, что понимание является важным и необходимым компонентом уровня сформированности кросскультурной грамотности молодежи.

Именно через понимание человек строит свое общение, учится мыслить, рассуждать, разумно жить среди людей, конструктивно строить отношения, добиваться цели, строить карьеру, т. к, он обладает способностью эффективно общаться в различных межкультурных ситуациях.

В нашей работе при изучении проблемы формирования кросскультурной грамотности молодежи и понимания культуры другого народа отправной точкой является категория «понимание», которая входит в понятийную сетку философии, психологии, педагогики.

Проанализируем сущность важного компонента всей структуры кросскультурной грамотности как понимание.

Цель развития кросскультурной грамотности в нашем исследовании

— это формирование способности гибкого вхождения в тую культуру на основе понимания этой культуры, ее восприятия с учетом той системы ценностей, которая принята в этой культуре. Восприятие иной культуры все же осуществляется через призму своей культуры и в сравнении с ней. Поэтому, те молодые люди, которые знают и хранят свою культуру, толерантно относятся к существующим различиям между культурами. Такое

отношение человека является важным компонентом всей структуры крос-скультурной грамотности.

Система работы по формированию кросскультурной грамотности в нашем исследовании способствует формированию у молодых людей культуры различий, без которой невозможно конструктивное межнациональное общение и взаимопонимание. Понимание является основой человеческого существования, процессов познания и осознания культурного многообразия.

В контексте герменевтики понимание вначале трактовалось как «вживание» - постижение человеком мыслей и чувств других людей, воплощаемых в текстах, в произведениях культуры (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей.

Э. Бетти), а затем стало рассматриваться как способ бытия человека в мире (М. Хайдеггер, М. Шелер, X. Г. Гадамер). Понимание в отечественной философии рассматривается как момент постижения мира, момент получения знания о действительности. В зависимости от того, как проблема рассматривается в кругу научных интересов исследователей, выбираются основные аспекты ее изучения: понимание как разработка концепции текста, раскрытие его структуры в связи с пониманием как проникновением в чужое сознание посредством анализа знаковой системы текста (М. М. Бахтин); как отношение, «схватывание» смысла (Г. А. Антипов); как обретение общего смыслового поля между видами знаний, текстами (Ю. А. Основин); как «знание о знании», процедура смыслообразования (С. С. Гусев, Г. Л, Тульчинский); как построение мысленных моделей реального или воображаемого мира (В. К. Нишанов) и др. Ученые исследуют психологические механизмы понимания в решении мысленных задач в рамках психологической науки (Г. С. Костюк, Л. П. Доблаев), психологические аспекты аксиологии образования (В. П. Зинченко), выясняют связь познания и понимания, мышления и понимания (В. В. Знаков).

В нашем исследовании понимание рассматривается как способность молодых людей к компетентному и конструктивному межнациональному взаимодействию в различных межкулътурных ситуациях, к владению навыками и способами креативной и ответственной деятельности как в профессиональной, так и социокультурной, и межнациональной сферах; способность позитивного отношения к иной культуре, к межкулътурным различиям; способность осознать, осмыслить и объективно оценить окружающую действительность. Понимание одной личностью другой, понимание представителями некоторой культуры смысла какой-либо иной культуры не есть полное погружение в чужую систему ценностей, как не есть и навязывание другой стороне своего комплекса отношений и взглядов. Понимание, осмысление есть результат взаимодействия, диалога. Любое человеческое общение и понимание по своей природе диалогично. Именно, в процессе диалога происходит становление смысла, взаимодействие и понимание друг друга. Не может быть «смысла в себе», говорил М. М. Бахтин,

он существует только для другого смысла, т. е. только вместе с ним, лишь соприкоснувшись с другим (чужим) смыслом, хотя бы с вопросом во внутренней речи понимающего [цит. по 3, с. 126]. Говоря о понимании культуры другого народа, необходимо помнить, что ее основой является степень сформированности культуры различий у подрастающего поколения. Различие - основание для выбора, который наполняется нравственным содержанием человека. Поэтому понимание поможет молодым людям глубже понять свою культуру, понять самого себя, войти в культуру своего народа, быть компетентным в языке, ритуалах, ценностях для того, чтобы процесс инкультурации и социализации каждого протекал активно, динамично и содержательно. Овладение молодым человеком ценностями родной культуры делает его восприятие иных культур более точным, глубоким и всесторонним, а, главное, уважительным.

Практика показывает, что студенты постепенно осознают ценность культурных различий, позитивно воспринимают как культурные различия так и сами культуры. Подтверждением данного выбора могут служить результаты экспериментальной работы по формированию кросскультурной грамотности студентов. Выросло число студентов, понимающих иную культуру и принимающих ее ценности, умеющих соотнести ценности в самом себе, осуществить их выбор, принимающих и адекватно относящихся к культурным различиям. Это позволяет говорить о толерантности студентов, их ассер-тивности, синтонности, т.е. они могут быть настроенными на волну другого человека, легко входящими с ними в контакт с позиции на равных.

Мир, в котором мы живем, представляет разнообразное культурное пространство и это разнообразие проявляется во всех сферах нашей жизни. Но, общаясь с представителями других народов, нужно исходить из аксиомы, что культуры разнообразны, культура не может быть лучше или хуже, все культуры уникальны, и при этом не надо считать, что все люди должны смотреть на мир так же как вы, главное - разумно и правильно использовать культурные различия, чтобы превратить их в источники дополнительных возможностей культурной синергии. Известно, что людям другой культуры характерна другая организация жизни, мышление, восприятие основополагающих принципов жизни. Главное, нам всем надо научиться общаться с народами других культур, не вызывать враждебность, а устанавливать контакт и сотрудничать, и взглянуть на культуру как фактор взаимодействия между людьми. Понимание других возможно, если человек обладает кросскультурной грамотностью, важными составляющими которой являются - культура различий, культура общения, толерантность, конфликтоустойчивость, которые порождают потребность развития культуры политолерантных отношений, способствующих формированию у подрастающего поколения целостной картины окружающего мира, духовных,

культурных, нравственных ценностей в их национальном и общечеловеческом понимании.

Система работы по формированию кросскультурной грамотности у студенческой молодежи показала, что толерантная личность с наибольшим пониманием, сдержанностью, конфликтоустойчивостью строит свои конструктивные отношения. Устойчивость характеризуется последовательностью действий личности, предсказуемостью ее поведения и все это проявляется в способности к самоуправлению. Конфликтоустойчивость личности позволяет ей активно проявлять себя в конфликтных ситуациях и профессионально разрешать противоречия, решение которых, конечно, зависит от уровня культуры, образования, ценностей и способности к саморегулированию и самоуправлению. Практика показывает, что конфликтоустойчивая личность характеризуется умением сдерживать противоречия в проблемной ситуации и конструктивным урегулированием отношений. Поэтому конф-ликтоустойчивость является важным качеством решения непростых вопросов в межнациональных отношениях. Конфликтоустойчивая личность обладает способностью профессионально подойти к решению проблемных вопросов и умело оказать содействие в реализации конструктивного межнационального взаимодействия. Поэтому конфликтоустойчивость является необходимым качеством личности современного специалиста в любой области, а для специалиста в межнациональных отношениях - просто необходимым качеством личности.

ЮНЕСКО выступила с призывом к толерантности, цель которого заключается в том, чтобы утвердить толерантность «в качестве внутренней установки каждого человека, а затем и в социально-политических механизмах, определяющих и формирующих отношения между людьми». Толерантность выражается в стремлении человека достичь понимания с другими, согласовать самые разные установки, мотивы, ориентации, не прибегая к насилию и подавлению человеческого достоинства. Взаимопонимание должно реализовываться через сотрудничество, разъяснение и диалог [4, с. 9—10].

Особо следует отметить, что в исследованиях Ю. Н. Кулюткина,

В. И. Любимова, Е. И. Огарева, В. Г. Онушкина кросскультурная грамотность рассматривается как вид функциональной грамотности взрослых, а понимание - как системообразующий ее компонент. Социальные преобразования в XXI в, предполагают, что толерантные взаимоотношения между людьми должны стать социальной нормой современного общества, принятой и узаконенной на государственном и межгосударственном уровнях. Толерантность является доминантой культуры межнационального понимания.

Проблема формирования кросскультурной грамотности студентов ранее не была предметом специального более глубокого исследования. Целенаправленный процесс формирования кросскультурной грамотности студентов требует определения их ценностных ориентаций, этнической идентичности,

их отношения к своей культуре и культуре других народов, выявления исходного уровня сформированности кросскультурной грамотности. Содержание кросскультурной грамотности студентов, несомненно, формируют способность к саморефлексии, развивает толерантность студентов, способность понимать различные культурные ценности и культуры в кризисных условиях в современном обществе, которые оказывают влияние на всех. Такой подход позволяет получить комплексную информацию об уровне понимания иной культуры, их отношения к данной культуре и знание ее; определиться с выбором методов исследования уровня сформированности кросскультурной грамотности студентов. Для существования и развития культуры в обществе должна быть культурная осведомленность подрастающего поколения, более того - поликультурная среда, среда, владеющая не только отечественными культурными ценностями, но и ценностями, принадлежащими всему человечеству. Поэтому прав М. М. Бахтин, утверждая, что культура способна жить и развиваться только на грани культур, в диалоге с другими культурами.

Процесс формирования кросскультурной грамотности помогает молодым людям после окончания вуза строить отношения в многонациональном коллективе. Культура различий, культура толерантности являются доминантой их профессиональной деятельности. Культура толерантности предполагает признание и уважение различий. Толерантность как императив взаимодействия народов и культур основывается на существовании различий в человеческих сообществах и уважении этих различий. И поэтому в нашем исследовании толерантность является важным компонентом в структуре кросскультурной грамотности. .

Для продуктивного межнационального диалога необходима совокупность ценностных и других оснований, мотивов, целей, которые объединяют народы, необходимо выделение всех возможных сфер взаимодействия, взаимопонимания и взаимопроникновения, которые насыщены основополагающими ценностями, идеями для сближения наций. Поликультурное воспитание может свести к минимуму культурный шок, увеличить и разнообразить опыт межкультурного общения между странами, народами, которые активно сотрудничают во всех сферах жизни. Приобщаясь к культурному наследию, молодой человек познает жизненный опыт не одного поколения, а всего человечества, что ему просто необходимо в жизни. Но современном этапе перед всеми учебными заведениями стоит задача поликультурного образования подрастающего поколения. Поэтому важным условием является создание поликультурной среды, способствующей признанию культурной самобытности народов и формированию политолерантности. Систематическая работа по формированию кросскультурной грамотности студентов говорит о повышении у них уровня толерантности и снижения количества негативно настроенных на межкультурное взаимодействие. Четкая орга-

низация и ее система развивают способность у молодых людей понимать культуру другого народа, главное, учит их вести продуктивный межкуль-турный диалог и, при этом, быть терпимыми к другим. Постепенно у них формируется стабильная способность к эффективному и адекватному общению с представителями других культур, в котором проявляется способность эффективно общаться в различных межкультурных ситуациях, т. е. проявляется межкультурная сенсибельность.

Анализ исследований показывает, что даже те педагоги, которые целенаправленно вводят студентов в мир культуры, порой не в полной мере осознают необходимость развития у них толерантности, понимания не только отечественной, но и иной культуры. Практика показывает, что педагогическая наука находится в поиске способов формирования и развития толерантного специалиста, способного к осмыслению, пониманию, принятию ценностей различных культур и приобщению студенческой молодежи к своей и чужой культуре. Образование является важнейшей составной частью культуры и включает в себя процесс наследования, сохранения, распространения и освоения ценностей культуры, процесс личностного приобщения человека к культуре (формирование его как субъекта культуры). Задача формирования способности человека «оживлять культурные смыслы», образование является тем поликультурным полем, которое может воссоздать палитру культур и развивать в студентах культуроформирующую способность к саморефлексии.

Живя в поликультурном обществе, каждый индивид должен овладевать культурой различий, видеть в различиях в первую очередь положительную сторону и реагировать на различие без раздражения, каким бы оно (различие) не было. При цивилизованном отношении индивидов к окружающему различие - это источник богатства и процветания, при нецивилизованном отношении — это источник раздоров и конфликтов [5, с. 100]. Решение многоаспектной проблемы формирования кросскультурной грамотности студенческой молодежи затрагивает насущные вопросы общества и образования, поскольку сегодня востребован человек, способный продуктивно мыслить, понимать и принимать ценности иных культур и культуру человечества в целом. .

Наше исследование показывает, что в процессе формирования кросскулъ-турной грамотности важную роль играют личностные качества студентов, креативные и когнитивные, а также этносоциальные качества. В практике нашего исследования мы выделяем совокупность личностно значимых качеств, необходимых для межнационального понимания и эффективного взаимопонимания: ' : 1

- личностные качества: положительная установка и внутренняя мотивация на межличностный контакт с представителем иной культуры, признание

и уважение культурных различий, толерантность,, открытость, конфликто-устойчивость, стрессоустойчивость, ассертивность, синтонность и др.

-креативные качества: оригинальный интеллект, огромный творческий потенциал, сконцентрированное, логическое мышление,-проявление оправданной готовности к адекватному риску, креативный потенциал и др.

- когнитивные качества: знания о содержании культурных различий,

о нормах и ценностях как родной, так и иных культур и потребность в их постоянном пополнении; . .

- этносоциальные качества: коммуникабельность, речевая культура, уважение, признание обычаев, традиций другой культуры (этноэтикет), способность к конструктивному решению этносоциальных проблем, владение этноневёрбальной культурой.

Практика показывает, что личность, обладающая большинством вышеперечисленных качеств, в ситуациях межнационального общения действует эффективнее и адекватнее, т. к. уровень сформированности кросскультурной грамотности у нее выше.

Современная система-образования располагает широким выбором различных способов и методов обучения культуре межнационального общения и понимания. Практика нашего исследования показывает, что целесообразно использовать активные методы по формированию кросскультурной грамотности у молодежи. Среди них наиболее эффективными являются те, которые не преподносят готовые решения, факты из реальной жизни, а требуют анализа, абстрагирования, классификации фактов в виде диагностики-конкретных ситуаций межнационального общения, отношений и понимания, а также генерирования всех имеющихся знаний и навыков для преодоления культурного непонимания,

В практике поликультурного обучения процесс формирования межкуль-турной компетентности, кросскультурной грамотности, политолерантности, этноассертивности, саморефлексии, эмпатии молодежи в нашем исследовании предусматривает активное применение эффективных методов: дискуссии, инструктаж, деловые игры, просвещение, ориентирование, моделирование, выполнение индивидуальных и групповых заданий, решение проблемных задач, межкультурные собеседования, анализ этнокультурных ситуаций, межкультурные тренинги, метод мониторинга и диагностики и др., которые позволяют полноценно погрузиться обучающимся в активное контролируемое конструктивное межнациональное взаимодействие.

Продуктивные методы позволяют развернуть межнациональные проблемы в динамике и дают возможность участникам прожить необходимое количество времени в конкретных ситуациях межнационального взаимодействия. С помощью эффективных методов обучения партнеры по межкультурной коммуникации приобретают необходимые навыки межнационального общения и межкультурного взаимодействия, развивают и

формируют уверенность в себе, способность к компетентным гибким взаимоотношениям, а, главное, способность к пониманию.

Формирование кросскультурной грамотности студентов нами осуществлялось в различных организационных формах обучения (лекции, проблемные лекции, семинары, спецсеминары). В нашей работе мы использовали опыт, накопленный ранее по проблеме исследования.

Просвещение как метод представляет собой процесс приобретения знаний об иных культурах, к контакту с которыми человек целенаправленно готовится. Например, перед поездкой в другую страну необходимо получить хотя бы минимум знаний по истории, географии, узнать об обычаях и традициях жителей этой страны. Достаточно обширные знания о стране пребывания помогут в реальной ситуации взаимодействия с местными жителями. Попав в чужую страну, нужно поступать в соответствии с нормами, обычаями и традициями этой культуры, а не навязывать местным жителям своих норм и ценностей. Инструктаж как метод формирования кросскультурной грамотности знакомит человека с проблемами, которые могут возникнуть в той или иной стране.

По мнению Г. Триандиса, межкультурный тренинг ставит перед собой две основные задачи: познакомить с межкультурными различиями в межличностных отношениях, что потребует проигрывания ситуаций, в которых что-либо протекает по-разному в двух культурах; сделать возможным перенос полученных знаний на новые ситуации. Это достижимо, если обучающийся знакомится с самыми характерными особенностями культуры соседних народов. Основой подготовки кмежкультурным контактам с целью взаимного понимания обычно является общекультурный тренинг, или тренинг самосознания, в результате которого человек должен осознать себя представителем конкретной культуры, вывести на уровень сознания нормы, ценности и правила поведения в своей культуре, В нашем исследовании межкультурному тренингу отводится достаточно времени, так как он способствует формированию кросскультурной грамотности и межкультурной компетентности, формирует культуру различий, так как каждая культура дает свое представление об окружающем мире, и только понимание дает возможность человеку эффективно общаться с представителями иных культур, понимать себя и свое поведение. Ведь человеческий мир - это не прекращающееся общение и взаимодействие людей. Глобализация современного мира постоянно напоминает человечеству о том, что мир многообразен и в то же время един. Усиление взаимозависимости человечества ставит проблему формирования кросскультурной грамотности подрастающих поколений, важными компонентами которой являются: культура различий, культура общения, культура толерантности, этноневербальная культура, конфликто-устойчивость, понимание себя и других.

Экспериментальная работа показывает, что реализуемая совокупность активных методов по формированию кросскультурной грамотности и культуры межнациональных отношений в целом, развивает умения рефлексивного слушания своего собеседника, держать себя уверенно с представителями других культур, строить эффективную модель межнациональных взаимодействий с партнерами по коммуникации; позволяет продуктивно предотвращать и конструктивно разрешать назревшие конфликты, компетентно преодолевать осложняющие межнациональное общение привычки и манеры поведения и умело переносить имеющиеся знания в конкретные ситуации межкультурного взаимодействия; дает возможность оценить свое состояние и состояние партнера, помогает раскрыть потенциальные возможности партнеров по межнациональному взаимодействию.

Индикативные составляющие кросскультурной грамотности

Цель развития кросскультурной грамотности у молодых людей - это формирование способности к интеграции в иную культуру на основе понимания этой культуры. Позитивное отношение к культуре другого народа, к существующим различиям между культурами свидетельствует об овладении необходимой способностью (конфликтоустойчивость) к межнациональному конструктивному общению, о степени и результате взаимопонимания. Полученные знания приводят студентов к пониманию того, что все культуры равны, но неодинаковы, каждая культура уникальна, заслуживает уважения и признания.

Библиографический список

1. Концепция модернизации российского образования- на период до 2010 г. // Директор школы, - 2002, - № 1. - С. 97-126.

Конструктивное межнациональное понимание

Кросскультурная грамотность

Культура понимания

--------4—

Культура

различий

Культура

толерантности

Конфликтоустойчивость

________________ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАЗАХСКИХ ...

2. Рощупкин, В. Г. Кросскультурная грамотность студента — будущего учителя: диагностика, формирование [Текст] / В. Г. Рощупкин. - М.: издательство Московского психолого-социального института; Воронеж; издательство НПО «МОДЭК», 2006.

3. Каган, М. С. Философская теория ценности [Текст] / М. С. Каган. - СПб,: Петрополис, 1997.

4. Безюлева, Г. В. Толерантность в пространстве образования [Текст]: учебное пособие / Г. В. Безюлева, С. К. Бондырева, Г. М. Шеламова. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005,

5. Бондырева, С. К. Толерантность (введение в проблему) [Текст] /

С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. — М.: издательство Московского психолого-соцн-ального института; Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 2003.

УДК 32

Р. Н. Наурызбаева

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАЗАХСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННО -ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ

Использование устного, главным образом народного и литературного сказочного творчества в целях умственного, нравственного и эстетического воспитания, а также расширения общего кругозора и познавательного интересов детей дошкольного и младшего школьного возраста наиболее способствует развитию и саморазвитию художественно-творческой деятельности воспитанников.

«Великое искусство всегда черпало свое вдохновение из мифа, из бессознательного процесса символизации, который продолжается веками и, как первичное проявление человеческого духа, будет и в будущем оставаться корнем всего творчества» [1, с. 138]. Занимательность содержания, яркость персонажей, сочетание фантастики с реальной действительностью, образность языка оказывают большое эмоциональное воздействие на детей. Изображая поведение животных, сообщая, об их географическом размещении, сказка обогащает детей в познавательном отношении. Она фантастически предвосхищает достижение науки и техники, активизирует мышление детей, пробуждает пытливость, Ставя своих героев в определенные отношения, при которых силы добра обычно побеждают силы зла, она тем самым вырабатывает у детей позитивные отношения к реальной действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.