Психология
УДК 355.51 Н. Н. Исаева*
Психолого-педагогические аспекты формирования у военнослужащих личной ответственности за уставные отношения
Статья посвящена формированию личной ответственности у военнослужащих за уставные отношения, как одному из педагогических путей формирования психологической совместимости военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России.
Ключевые слова: уставные отношения, формирование, психологическая совместимость, военнослужащие, педагогические пути, личная ответственность, толерантность, толерантные отношения.
N.N. Isaeva*. Psychology-pedagogical aspects of formation at military men of the personal responsibility at for authorized attitudes. The article is devoted of formation of the personal responsibility at military men for authorized attitudes, as to one of pedagogical ways of formation of psychological compatibility of the Internal Troops of the Interior of Russia.
Keywords: authorized attitudes, formation, psychological compatibility, military men, pedagogical ways, personal responsibility, tolerance, tolerant attitudes.
Проблема уставных отношений, а точнее, их нарушение в подразделениях внутренних войск МВД России, в настоящее время вызывает повышенный интерес общественности. Должное внимание уделяют формированию отношений между военнослужащими, определенных Общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, офицеры подразделений и органов по работе с личным составом. Психологически совместимые, уставные отношения не могут не являться толерантными.
Формирование терпимых, психологически совместимых межнациональных отношений невозможно без личной ответственности за эти отношения, без представлений о многообразии социальной, личностной и культурной идентичности, о конструктивных способах разрешения конфликтов, о формах позитивного отношения к различиям между людьми.
В русском языке существует два слова со сходным значением - «толерантность» и «терпимость». Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках, обозначая отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор. А слово «терпимость» означает способность и умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей. Именно такие качества являются основными у военнослужащих, составляющих психологически совместимое подразделение.
Толерантность - это не врожденное, но формируемое качество личности, как условиями воспитания, так и - особенно - усилиями самовоспитания, преодолением в себе эгоизма и агрессивности, внесением в свой стиль мышления и поведения уважения к иному, к его убеждениям.
Подлинная толерантность является ценным нравственным качеством сформированной личности, которая имеет свою направленность и свои интересы и готова, если понадобится, их защищать, но вместе с тем с уважением относится к воззрениям и ценностям других людей. Иными словами, толерантные, психологически совместимые военнослужащие - это военнослужащие, которым ради самоутверждения и повышения собственной значимости не требуется унижение или физическое оскорбление кого-то другого. Следствие несформированной личности - проявления неуставных взаимоотношений в воинских коллективах. Процесс воспитания этнической толерантности должен проходить постоянно на всех этапах формирования личности, в т.ч. и во время прохождения службы в подразделениях внутренних войск МВД России.
* Исаева, Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Россия, 198092, Санкт-Петербург, ул. Пилютова, д. 1. (812) 730-16-10. E-mail: [email protected].
* Isaeva, Natalia Nikolaevna, the candidate of pedagogical sciences, the senior teacher of faculty of pedagogics of the St.-Petersburg military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
© Исаева Н.Н., 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Без внимания командиров не должен оставаться ни один случай проявления в воинском коллективе национализма, интолерантности (нетерпимости), попыток военнослужащих той или иной национальности добиться привилегированного положения, т.к. халатное выполнение своих должностных обязанностей и равнодушие офицеров в данной ситуации может привести к развитию неуставных взаимоотношений в подразделении.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, в нашей стране обеспечивается равенство всех граждан независимо от национальности. Это непосредственно относится и к выполнению воинского долга. Защита Отечества - почетная обязанность граждан, независимо от их вероисповедания, социальной и национальной принадлежности. В настоящее время в подразделениях внутренних войск проходят службу по призыву и контракту военнослужащие 7-12 национальностей [3. С. 38]. В связи с расширением и ростом представительства национальностей в подразделениях, частях и соединениях внутренних войск МВД России возникают новые сложные психологические явления и процессы, которые, в свою очередь, зависят от умения офицеров сплачивать многонациональный воинский коллектив, воспитывать военнослужащих этнически толерантными, психологически совместимыми личностями.
Для формирования у воинов (вне зависимости от их национальности) в короткие сроки качеств, значимых для построения уставных отношений, в процесс воспитания военнослужащих была внедрена авторская программа «Педагогическое обеспечение психологической совместимости военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России». Для данного исследования в качестве контрольных и экспериментальных групп были избраны подразделения внутренних войск МВД России, дислоцированные в городах Мурманск, Озерск, и Трехгорный [2]. Всего в исследовании приняли участие 19 офицеров управления, 33 офицера подразделений и 467 военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и контракту. В авторской программе предусматривалось несколько педагогических путей решения проблемы совместимости военнослужащих. Один из них
- формирование у военнослужащих личной ответственности за уставные отношения.
Личная ответственность за уставные отношения в понимании автора - это сознательное, качественное выполнение требований Общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ, обязательные действия, направленные на толерантное поведение по отношению к сослуживцам и подчиненным, готовность отвечать за невыполнение уставных требований, приводящих к межличностным конфликтам, дисциплинарным правонарушениям и т.д. Для практической реализации авторской педагогической программы в экспериментальных подразделениях проводилась информационная и разъяснительная работа (индивидуальная и групповая). Офицерам и сержантам рассказывалось, что для быстрого установления доверительных отношений с военнослужащими другой этнической группы необходимо уважительно относится к представителям разных национальностей и народностей, знать и соблюдать их национальный этикет. Незнание и несоблюдение национального этикета может привести не только к эмоциональной напряженности, обидам, но и серьезным нарушениям в отношениях, породить недоверие, агрессию и конфликты между сослуживцами.
Предупреждать подобные явления можно своевременным информированием личного состава об особенностях и формах проявления этикета военнослужащими различных национальностей, повышением собственной межэтнической культуры общения и др. Главное, чтобы офицеры чувствовали личную ответственность за те отношения, которые складываются в подчиненном им подразделении.
Во время информирования личного состава на тему «Особенности проявления культуры, этикета и национальных чувств военнослужащими различных национальностей, их влияние на служебно-боевую деятельность» офицеры рассказывали о том, что в структуре национальнопсихологических особенностей важное место принадлежит национальным чувствам. В большинстве своем национально-специфические традиции, привычки, вкусы и потребности не противоречат принципам общей морали и интересам воинской службы.
Во время проведения экспериментальной работы в подразделениях были проведены собрания военнослужащих на темы «Основные педагогические пути достижения эффективной воспитательной работы командиров по обеспечению психологической совместимости военнослужащих с целью повышения качества выполняемых служебно-боевых задач», «Педагогические пути и условия формирования психологической совместимости военнослужащих» и др., где разъяснялось, что одним из таких путей является личная ответственность командиров за формирование уставных, толерантных отношений в многонациональном коллективе. Всякий народ достоин уважения, а его история и культура - внимательного отношения. При проведении мероприятий воспитательной работы, в быту, во время служебно-боевой деятельности, командирам не следует делить нации на «плохие» и «хорошие», «умные» и «глупые», «трудолюбивые» и «нетрудолюбивые» и т.д. Есть конкретные представители нации, имеющие свои индивидуально-психологические особенности, в которых отражены их сильные стороны и недостатки. В противном случае в подразделении будет создаваться благоприятная ситуация для проявлений неуставных отношений.
Если во взаимоотношениях воинов различных национальностей проявляются такие негативные моменты, как высокомерие, пренебрежение, нетерпимость к национальным традициям, важной задачей командиров является немедленное пресечение таких проявлений, проведение разъяснительных и патриотических бесед, индивидуальной воспитательной работы. Ведь уважение каждым военнослужащим своих товарищей, их национальных чувств - необходимое условие формирования толерантности и психологической совместимости военнослужащих в многонациональном подразделении.
В целях самоутверждения военнослужащего любой национальности офицерам и сержантам на собраниях рассказывалось, что основание для того, чтобы авторитетное положение в многонациональном
коллективе смог занять каждый, может быть любое: успехи в боевой подготовке, знание и умелая эксплуатация техники, хорошее владение личным оружием, активное участие в общественной работе, художественной самодеятельности, спорте, оказание помощи товарищу в изучении военного дела, добросовестное выполнение должностных обязанностей. Для формирования авторитета военнослужащего в коллективе не требуется больших усилий, необходимо внимательное отношение к подчиненным, при достижении ими успехов -поддерживать. Нужно хвалить и поощрять личный состав при достижении даже незначительных успехов.
Командирам подразделений разъяснялось, что быть близким к многонациональному личному составу
- значит иметь единые мировоззренческие позиции, общность взглядов на вопросы защиты Отечества, проявлять заботу о быте и отдыхе подчиненных, уважать их личное и национальное достоинство, уметь расположить, выслушать, поддержать каждого словом и делом. Однако еще не все офицеры готовы руководить многонациональными подразделениями. Проведенное в частях анкетирование, показало, что в ходе занятий по боевой подготовке и в процессе организации досуга личного состава от 25 % до 33 % офицеров не учитывают, что в подразделениях есть воины различных национальностей, в т.ч. и не владеющие или слабо владеющие русским языком. В личных беседах более 38 % офицеров заявили, что не считают себя достаточно подготовленными к обучению и воспитанию военнослужащих различных национальностей.
В формировании уставных взаимоотношений в многонациональном подразделении огромную роль играет индивидуальная воспитательная работа. Об этом неоднократно напоминалось командирам подразделений. Для успешного проведения этой работы требуется глубоко изучать индивидуальные особенности, направленность подчиненных, их взаимоотношения и социально-психологический статус каждого в подразделении. При этом следует проявлять деликатность, чтобы не унизить прогрессивных национальных чувств и национального достоинства своих подчиненных. Следовательно, необходимо учиться анализировать неформальную структуру многонациональных воинских коллективов, изучать состав национальных микрогрупп, их интересы и социальную направленность, взаимоотношения между их членами и с другими неформальными объединениями. А главное - искать более действенные формы воспитательной работы, смелее опираться на формальных и неформальных лидеров.
При проведении бесед с личным составом, командирам подразделений рекомендовано подготавливать сообщения о культуре, героях, истории народов и народностей, представители которых проходят службу в данных подразделениях. Например, в сообщении об участии народов Кавказа в Великой Отечественной войне можно отметить, что основание для гордости у представителей Северного Кавказа есть, что 56 уроженцев Республики Северная Осетия-Алания получили в годы Великой Отечественной войны высокое звание Героя Советского Союза, что представители этого маленького народа (в пересчете на душу населения среди других народов бывшего Советского Союза) больше всех награждены высшими знаками государственного и воинского отличия. Этот факт вызывает у военнослужащих, призванных из Осетии, гордость, желание дополнить качественным исполнением своих служебно-боевых обязанностей славную летопись истории своей республики, своего героического народа.
Проводя занятия по общественно-государственной подготовке с подчиненными, офицерам рекомендовано тактично увязывать изучаемые вопросы с примерами из современной жизни республик, краев и областей страны, которые возбуждают чувства национальной гордости и интернационализма. В связи с увеличением многонациональности подразделений возрастает значимость пропаганды героических поступков, совершенных воинами различных наций и народностей Российской Федерации, положительных национальных черт героя, таких качеств, как преданность Родине, верность воинскому долгу, чувство интернационализма и патриотизма, дисциплинированность.
Исследование показало, что успешное формирование уставных отношений невозможно без анализа внутренних процессов, происходящих в подразделении, без учета национальных особенностей различных категорий военнослужащих, без придания этой работе системного характера, прогнозирования развития каждого воина и его взаимоотношений с сослуживцами. Офицеров, у которых наблюдаются успехи в этой деятельности, рекомендовано командованию воинской части, отмечать на подведении итогов в подразделении, поощрять. Ведь стимулирование играет немаловажное значение в формировании личной ответственности за уставные отношения подчиненных.
В процессе проведения исследования были выделены основные направления в работе по формированию личной ответственности у военнослужащих внутренних войск за уставные отношения в многонациональных воинских коллективах.
Во-первых, равное и ровное, проникнутое уважением к своему достоинству и достоинству подчиненных, уставная требовательность к ним, умение понимать людей. Эти качества являются самым основательным и надежным гарантом взаимного уважения и доверия, без которых нет ни взаимопонимания, ни внутреннего единства воинского коллектива, ни его боевой слаженности и управляемости. Офицер, только тогда становится действительно командиром, когда постоянно изучает, анализирует поведение, поступки воинов, по-настоящему гордится их успехами, переживает за промахи и неудачи, только в этом случае он может рассчитывать на их ответное признание и поддержку.
Во-вторых, от сознательности и личной ответственности командира за уставные отношения, стиля его работы, умения по уставному строить взаимоотношения с подчиненными, стремления в полной мере передать подчиненным свою убежденность, зависит его успех работы по формированию уставных отношений в многонациональном воинском коллективе. Влияние личного примера командира, его опыта, профессионализма, общей и психолого-педагогической культуры, внешнего вида, грамотности речи, на сознательность и личную ответственность за уставные взаимоотношения военнослужащих совершенно очевидно.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Ответственные за уставные отношения военнослужащих в подчиненном подразделении офицеры тщательно продумывают организацию встречи молодого пополнения, первое знакомство с солдатами, умение привлекательно рассказать им об условиях учебы и службы, заинтересовать техникой и оружием, четко обозначить свои взгляды на межнациональные отношения или «неуставные отношения». Эти заранее подготовленные мероприятия воспитательной работы благотворно сказываются на настроении новичков при их вхождении в воинский коллектив, облегчают адаптацию, настраивают вновь призванных бойцов на уставные, психологически совместимые отношения с сослуживцами.
В-третьих, формирование личной ответственности у военнослужащих в воинских коллективах, возможно при условии, если повседневная деятельность офицера отличается высокой личной ответственностью, достаточными знаниями, если командир досконально знает и требования Общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ, свои должностные обязанности и обязанности своих подчиненных, может держать под постоянным контролем все вопросы жизнедеятельности своих подчиненных.
Проведенное исследование показало, что на основе теоретических знаний формируются более сложные элементы терпимых взаимоотношений, основанных на личной ответственности военнослужащих за уставные отношения: умения, навыки и привычки эффективного конструктивного взаимодействия с сослуживцами, стремление к личностному росту, самосовершенствование, самоактуализация личности в социальном плане. К числу наиболее важных умений военнослужащие экспериментальных подразделений относят: умение быстро устанавливать контакты с сослуживцами (43 % от числа всех опрошенных), оказывать благоприятное впечатление на окружающих (35 %); чувствовать эмоциональное состояние партнеров по общению и взаимодействию и разделять их (31 %).
Конструктивность взаимоотношений повышается при наличии следующих навыков: предотвращения конфликтов в совместной деятельности и общении, особенно в сложных ситуациях взаимодействия в процессе служебно-боевой деятельности; убеждающего и внушающего воздействия на подчиненных; концентрации на актуальных и значимых ситуациях и сторонах личности партнера; демонстрации искренности, заинтересованности, доброжелательности к сослуживцам и др.
Реализация вышеперечисленных условий в целях повышения коммуникативной культуры и уставных взаимоотношений военнослужащих зависит от состояния мотивационно-потребностной сферы личности военнослужащих. Только сформированные личная ответственность и сознательность, трансформировавшись в потребность в необходимости добрых, конструктивных отношений с окружающими, позволит построить психологически совместимые отношения в подразделении. Показателями эффективности этих достижений следует считать наличие таких черт у военнослужащих, как уравновешенность (32 % от числа всех опрошенных), чуткость (34 %), чувство юмора (41 %), искренность (44 %), доброжелательность (47 %), терпимость к другим взглядам (36 %), открытость (27 %).
В заключение экспериментальной работы был построен групповой профиль психологической совместимости военнослужащих. Отдельные ответы на вопросы авторского опросника «Личностные свойства» суммировались и выводились среднеарифметические показатели в начальной и заключительной стадии проведения исследования в экспериментальных подразделениях.
Результат этой работы наглядно можно увидеть на рис. 1-3.
Доминирование
Рис. 1. Профиль психологической рис 2. Профиль психологической
совместимости военнослужащих совместимости военнослужащих
в\ч г. Трехгорный в\ч г. Озерска
Доминирование
Рис. 3. Профиль психологической совместимости военнослужащих в\ч г. Мурманска
Рис. 1-3 показывают, что на заключительном этапе эксперимента профиль всех трех экспериментальных подразделений претерпел изменения: показатели по шкалам: враждебность, доминантность - уменьшились, а по шкале дружественность - увеличились. Это является показателем более высокого уровня психологической совместимости военнослужащих, а также снижения агрессивности и вероятности возникновения конфликтов. Полученные в ходе формирующего эксперимента результаты позволяют судить об эффективности применения разработанной автором методики [2].
Формирование и совершенствование умений, навыков и способностей являются важным и сложным этапом в достижении высоких толерантных отношений, они требуют более направленной и повышенной эмоционально-волевой концентрации на цель и задачи самосовершенствования. В реальной жизни приобретение необходимых знаний и развитие практического арсенала коммуникативных умений осуществляются параллельно, т.е. одновременно и в тесной взаимозависимости. В качестве практических, ситуативных способов построения психологически совместимых, уставных отношений военнослужащих на основе установления взаимопонимания с окружающими офицерам экспериментальных подразделений предлагался ряд рекомендаций по недопущению конфликтов в общении с окружающими. Зная психологические основы межличностного конфликта и обладая сформированной сознательностью и личной ответственностью, командиры подразделений целенаправленными педагогическими воздействиями могут сформировать конструктивные, уставные отношения в подчиненном подразделении.
Для повышения личной ответственности за уставные взаимоотношения офицерам экспериментальных подразделений предлагался ряд рекомендаций. К ним относятся: формирование у себя привычки терпимого и даже заинтересованного отношения к противоположному, несовпадающему взгляду, мнению; целенаправленное и осознанное подавление негативных эмоций, возникающих по отношению к сослуживцам в сложных ситуациях; изжитие у себя привычки использовать в общении жесткие и категоричные оценки; стремление и умение заметить и выделить в другом его положительную сторону; компенсация критических замечаний заслуженной похвалой или одобрением; критика сути конкретных ошибок, действий, а не личности.
Основными способами формирования личной ответственности и сознательности за уставные отношения военнослужащих, совершенствования конструктивных навыков общения с целью поддержания уставных отношений в исследовании были: 1) психолого-педагогический тренинг «Формирование конструктивных взаимоотношений»; 2) собрания и инструкторско-методические занятия военнослужащими по категориям; 3) публичные выступления офицеров и сержантов на собраниях, занятиях по общественно-государственной подготовке и других мероприятиях воспитательной работы; 4) индивидуальные беседы со всеми категориями военнослужащих; 5) составление и последующий критический анализ, а также переработка собственных письменных материалов командиров; 6) самонаблюдение и самоотчет о своем поведении в различных ситуациях межличностных отношений (свободное общение, доверительная беседа, деловой разговор, критическое общение, конфликтное общение и др.); 7) аутогенные тренировки с целью повышения уверенности в своих силах.
По итогам проведенного авторского опросника «Определение уровня психологической совместимости военнослужащих в подразделении» и методики «Индекс групповой сплоченности Сишора» было установлено, что в экспериментальных подразделениях в процессе проведения формирующего эксперимента показатель совместимости увеличился на 15-22 %. По сравнению с контрольными подразделениями увеличение составило в пять-двенадцать раз по разным критериям. Особенно заметны изменения по критерию «эмоциональное единство». В экспериментальных подразделениях показатель увеличился на 1,96-2,86 балла, а в контрольных всего - на 0,1-0,46 балла. По критерию «единство целей и различие мнений» в экспериментальных подразделениях показатели увеличились на 1,37-2,91 балла; в контрольных подразделениях этот показатель увеличился незначительно - на 0,07-0,24 балла. Значения по критериям «организационное и деятельностное сотрудничество» в экспериментальных подразделениях стали больше на 1,4-1,83 балла, в контрольных на - 0,1-0,32 балла.
Формировать личную ответственность за уставные отношения у военнослужащих сложно. Проведенное исследование показало, что успешность этой работы невозможна без глубоких педагогических и психологических знаний командирами новых форм и методов воспитательной работы с личным составом, практических навыков. Высокая сознательность и личная ответственность за уставные отношения выступают как один из педагогических путей обеспечения более высокого уровня психологической совместимости военнослужащих. Коррекция неформальной структуры экспериментальных групп путем систематического, целенаправленного и комплексного педагогического воздействия, как на каждого военнослужащего, так и на подразделение в целом показало положительную динамику: повысился не только уровень психологической совместимости военнослужащих, но и результативность их служебно-боевой деятельности на 10%.
Экспериментальное исследование также показало, что повышение уровня психологической совместимости военнослужащих зависит от качества и последовательности проведения целого ряда конкретных индивидуальных и коллективных педагогических мероприятий (проведение индивидуальных бесед, занятий по курсу «Основы военной педагогики и психологии», психологопедагогического тренинга «Формирование конструктивных взаимоотношений в воинском коллективе», инструкторско-методических занятий по обучению методикам диагностики психологической совместимости, проведения собраний и т.д.), объединенных в единую научно обоснованную программу.
Таким образом, полученные результаты исследования позволяют совершенствовать воспитательную деятельность офицеров подразделений, укреплять воинскую дисциплину, поддерживать уставной порядок и улучшать морально-психологический климат в подразделениях. Выделенные критерии и показатели оценки уровня психологической совместимости военнослужащих помогают органам военного управления и воспитательной работы, войсковым психологам оптимизировать оперативный контроль за характером межличностных отношений в подразделении, прогнозировать и своевременно принимать адресные меры по недопущению неуставных отношений и насилия, нарушений воинской дисциплины. Кроме того, данные эксперимента могут быть использованы в практике работы
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
военных психологов, офицеров по работе с личным составом, командиров подразделений, педагогов, на курсах повышения квалификации и переподготовки военных специалистов.
Список литературы
1. Исаева, Н. Н. Педагогические условия формирования психологической совместимости военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России. - СПб.: СПВИ ВВ МВД России, 2011. - 57 с.
2. Исаева, Н.Н. Педагогическое обеспечение психологической совместимости военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России : дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2010. - 209 с.
3. Колпаков, В. Ю., Кособуцкий, А. О., Менжега, Ю. Д. и др. Особенности воспитательной работы по сплочению многонационального воинского коллектива. - СПб.: СПВИ ВВ МВД России. 2005. - 51 с.
4. Колпаков, В.Ю. Профессиональное самовоспитание военнослужащих. - СПб.: СПВИ ВВ МВД России, 2007. - 27 с.
УДК 159.9.072 В.К. Николаева*
К пониманию феномена чести сотрудника полиции в психологии
Без чести нет и офицера.
А.В. Суворов
Статья посвящена определению феномена «честь» с точки зрения психологической науки. О психологической сущности понятия «честь» сотрудника полиции и о ее влиянии на профессиональную деятельность.
Ключевые слова: феномен, честь, профессиональная деятельность, нравственность, духовность.
V.K. Nikolaeva*. Understanding the phenomenon of police officer honor in psychology. Article is devoted to the phenomenon of «honor» from the point of view of psychology. The psychological nature of the concept «honor» of the police officer and its impact on the profession.
Keywords: phenomenon, honor, professional work, morality and spirituality.
В связи с дальнейшим реформированием системы МВД России и принятием нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность полиции, вырос практический интерес к нравственной составляющей. В современных условиях особое значение приобретают общественное мнение [1] и представления о личностных, профессиональных и особенно нравственных качествах сотрудника органов внутренних дел, который своим отношением к исполнению служебных обязанностей соответствует своей социальной роли и ожиданиям граждан. Все эти меры направлены на восстановление подорванного доверия общества, граждан к полиции и органам внутренних дел в целом («Дорожная карта» дальнейшего реформирования МВД России) [9]. Согласно Приказу МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних Российской Федерации», профессиональные понятия «долг», «честь» и «достоинство» являются главными моральными ориентирами на служебном пути защитника правопорядка и наряду с совестью составляют нравственный стержень личности сотрудника органов внутренних дел. Честь сотрудника выражается в заслуженной репутации, добром имени, личном авторитете и проявляется в верности гражданскому и служебному долгу, присяге, данному слову и принятым нравственным обязательствам [4].
В рамках Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-Ф3 «О полиции» был сделан акцент на формировании партнерской модели взаимоотношений между обществом и полицией. В данном законе содержатся разделы, детально регламентирующие эти отношения. Общественное мнение законодательно закреплено в качестве одного из ключевых критериев оценки работы полиции. Согласно ч. 6 ст. 9 ФЗ РФ «О полиции», общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел [1].
С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ РФ «О службе в ОВД РФ»), регламентирующий правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних
* Николаева, Валерия Константиновна, начальник кабинета специальных дисциплин кафедры юридической психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].
* Nikolaeva, Valery Konstantinovna, Head of the Cabinet of special disciplines of the department of legal psychology, St. Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia, 198206, St. Petersburg, 198206, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected].
© Николаева В.К., 2013