5. Торопов, В. Л. Физическая подготовка : учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2008. — 311с.
Literature
1. The federal law from December, 4-th, 2007 № 329 «About physical training and sports in the Russian Federation» // Rossijskaja gazeta. — Federal release № 4539 from December, 8-th, 2007.
2. The order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from May, 15-th, 2001 № 510 «About modification and additions in Manual on physical preparation of employees of the law — enforcement bodies, confirmed by the order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from July, 29-th, 1996 № 412».
3. The approximate program of a subject matter «Physical preparation» for educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — Moscow, 2007.
4. Kikot, V. JA, Barchukov, I. S. Physical training and physical preparation. — Moscow, 2009. — 431 p.
5. Toropov, V. A. Physical preparation. — St.-Petersburg, 2008. — 31l p.
1 Обращение Министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД РФ № 1/5758 от 23.08.2005 г.
2 Материалы Международного научного конгресса «Современные технологии спорта высших достижений в системе профессиональной подготовки сотрудников силовых структур» 16-17 апреля г. Минск.
3 «Торопов В.А. Физическая подготовка: учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2008. С. 12-14.
УДК 355.51 Н.Н. Исаева*
Психолого-педагогическая культура офицеров и ее воспитательное значение в решении задач психологической совместимости подчиненных
В статье предпринята попытка раскрыть необходимость совершенствования психологопедагогической культуры офицеров как важнейшего фактора формирования психологической совместимости военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России.
Ключевые слова: психолого-педагогическая культура, формирование, психологическая совместимость, педагогические условия.
N.N. Isayeva*. Perfection of psychology-pedagogical culture of officers and her educational value in the decision of problems of psychological compatibility of subordinates.
In article the attempt is undertaken to open necessity of perfection of psychology-pedagogical culture of officers as the major factor of formation psychological military men in divisions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: psychology-pedagogical culture, formation, psychological compatibility, pedagogical conditions.
Совершенствование психолого-педагогической культуры различных категорий командиров и начальников, офицеров было всегда в центре внимания военно-педагогической науки. К проблеме воспитания подчиненных неоднократно обращались такие известные полководцы, как Петр I, П.А. Румянцев, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, М.И. Драгомиров, М.Д. Скобелев, М.В. Фрунзе, Г.К. Жуков и др. В своих работах они отмечали, что во многом от командира-воспитателя зависит успех в служебной и боевой деятельности. Войсковая практика подтверждает, что проведение эффективной воспитательной работы с подчиненными с целью повышения качества служебно-боевой деятельности невозможно, если офицеры не обладают необходимым уровнем психолого-педагогической культуры.
В современных условиях усложнения задач, решаемых внутренними войсками, да еще когда требуется в короткие сроки, т.к. военнослужащие по призыву проходят службу за один год, сформировать и развить у подчиненных необходимые для успешного выполнения служебно-боевых
* Исаева, Наталья Николаевна, преподаватель кафедры военной педагогики и психологии, адъюнкт. Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, старший лейтенант. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Пилютова, д. 1. (812) 730-16-10. E-mail: [email protected]. Научный руководитель профессор В.Я. Слепов.
* Isayeva, Natalia Nikolayevna, the teacher of faculty of military pedagogics and psychology of the St.-Petersburg military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, senior lieutenant. Russia, 198092, St.-Petersburg, Piljutova, 1.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010
Педагогика
обязанностей личностные и профессиональные качества, возрастает значение психологопедагогической культуры офицеров в решении воспитательных задач.
Наше исследование свидетельствует, что более чем для 3/4 офицеров подразделений внутренних войск характерен недостаточный уровень психолого-педагогической культуры. Присутствует незнание того, какие воспитательные действия следует осуществлять в той или иной сложившейся ситуации (например, при проявлении в воинском коллективе признаков психологической несовместимости отдельных военнослужащих, прямолинейности, грубости, откровенного хамства). У значительной части офицеров проявляются стереотипы во взаимоотношениях с подчиненными, равнодушие, формализм, нежелание знать проблемы и запросы подчиненных, их индивидуально-психологические особенности. Многие офицеры подразделений не владеют технологиями воспитательной деятельности и не анализируют результаты осуществляемых педагогических воздействий, не корректируют свои воспитательные действия. Это показатели актуальности проблемы, заставившие автора выступить с данной статьей.
Совершенствование психолого-педагогической культуры офицеров автор считает одним из основных педагогических направлений формирования психологической совместимости военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России.
Психолого-педагогическая культура, являясь личностно-деятельностной характеристикой, отражает уровень педагогического развития офицера, который выражается в специфических способах организации обучения и воспитания подчиненных, в утверждаемых духовно-нравственных ценностях, в системе принципов, которыми руководствуются командиры в решении проблемы психологической совместимости. Понятие «психолого-педагогическая культура офицеров подразделений внутренних войск» является производным от понятий «педагогическая культура» и «психологическая культура».
Военные педагоги, профессора В.Я. Слепов, И.А. Алехин, А.П. Шарухин под психологопедагогической культурой офицеров понимают качественную характеристику степени ее совершенства, выраженную в знаниях педагогики и психологии, научной обоснованности определяемых целей и задач, применяемых методах и средствах воспитательных воздействий, формах организации педагогического взаимодействия с подчиненными, в утверждаемых и используемых ценностях и принципах, а также в достигаемой результативности. А совершенствование психолого-педагогической культуры офицеров означает рост ее научной обоснованности, диагностируемое™ воспитательных целей и задач, совершенствование применяемых технологий, увеличение знаний и показателей результативности.
Выбранная методика оценки психолого-педагогической культуры офицеров в нашем исследовании включала в себя выбор соответствующих экспертов и поочередную оценку каждым экспертом уровня психолого-педагогической культуры различных категорий офицеров. В процессе проведения исследовательской работы экспертным оцениванием были охвачены все офицеры в экспериментальных подразделениях. Для экспертной оценки использовались оценочные листы. В качестве экспертов выступали представители командования частей, офицеры структур по работе с личным составом.
Оценивание осуществлялось на основе:
— наблюдения за воспитательной деятельностью офицеров подразделений;
— отчетов офицеров о результативности своей работы по воспитанию подчиненных;
— обобщения независимых характеристик.
Обобщение независимых характеристик заключалось в сборе и анализе различных сведений от представителей командования экспериментальных частей и подразделений, а также от военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и контракту, о характере процесса воспитания, о результативности методов и средств педагогического воздействия. Применение данного метода позволило получить многообразие оценок о воспитательных действиях офицеров подразделений.
Экспертам предлагалось оценить уровень психолого-педагогической культуры офицеров на начальной и завершающих стадиях эксперимента по четырехбальной системе: высокий, средний, низкий и неудовлетворительный.
Офицеры с высоким уровнем психолого-педагогической культуры отличаются: высокими психолого-педагогическими знаниями; активностью и стремлением решать воспитательные задачи с использованием этих знаний; высокорезультативным влиянием на подчиненных; полным соответствием действий по воспитанию подчиненных с рекомендациями военно-педагогической науки; уставными взаимоотношениями; высокой степенью дисциплинированности личной и подчиненных; здоровым морально-психологическим климатом в подразделении; успешностью выполнения задач в ходе боевой подготовки, служебно-боевой деятельности, в сферах досуга и быта.
Офицеры со средним уровнем психолого-педагогической культуры характеризуются: неустойчивыми психолого-педагогическими знаниями; недостаточно высокой активностью и устремленностью на достижение максимально возможных воспитательных результатов; стремлением с высоким качеством отрабатывать воспитательные задачи; уставными взаимоотношениями с подчиненными и сослуживцами; здоровым морально-психологическим климатом в подразделении; наличием незначительных отступлений в действиях от рекомендаций военно-педагогической науки; достаточной степенью дисциплинированности; с допускаемыми нарушениями выполнения служебно-боевых задач.
Низкий уровень психолого-педагогической культуры офицеров выражается: в низких психологопедагогических знаниях; в достижении невысоких воспитательных результатов; в наличии значительных отступлений в действиях по воспитанию подчиненных от рекомендаций военно-педагогической науки; в неустойчивых уставных взаимоотношениях с подчиненными и сослуживцами; в наличии случаев проявления недисциплинированности подчиненных; в низкой результативности выполнения задач служебно-боевой деятельности.
Неудовлетворительный уровень психолого-педагогической культуры офицеров проявляется: в отсутствии психолого-педагогических знаний и равнодушии к достижению высоких воспитательных результатов; в пассивности и стихийности действий по воспитанию подчиненных; в низкой личной дисциплинированности; в неэффективной служебно-боевой деятельности подразделения; в нездоровым морально-психологическом климатем и наличии внутриколлективных конфликтов в подчиненном подразделении. Полученные данные об уровне психолого-педагогической культуры офицеров в экспериментальных подразделениях можно наглядно представить в табл. 1.
Таблица 1
Распределение офицеров по уровням психолого-педагогической культуры в начале экспериментальной работы
Категории офицеров Уровни психологопедагогической культуры ( в % )
«В» «С» «Н» «НУ»
Командиры батальонов 12 83 5 -
Заместители командиров батальонов 8 84 8 -
Командиры рот 5 60 25 10
Командиры взводов - 58 29 13
Целенаправленное наблюдение за воспитательной деятельностью офицеров (более 25 человек), экспертный опрос, индивидуальные и групповые беседы с различными категориями военнослужащих (более 230 человек) позволили определить, что около 35% офицеров подразделений обладают низкими и неудовлетворительными психолого-педагогическими знаниями, не стремятся проводить воспитательную работу в соответствии с требованиями военно-педагогической науки, а около 80% обращаются к военно-педагогической теории нерегулярно. Учитывая, что 1/3 командиров взводов и командиров рот экспериментальных подразделений имели средний и низкий уровень психологопедагогической культуры, эти данные характеризуют отсутствие интереса (мотивации) офицеров к проведению воспитательной работы вообще и к решению задач по формированию психологической совместимости военнослужащих, в частности.
При проведении исследования, после определения уровня психолого-педагогической культуры офицеров в экспериментальных подразделениях началась работа по внедрению мероприятий согласно педагогической программе «Оптимизации процесса формирования психологической совместимости военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России».
С этой целью было проведено собрание офицеров на тему «Основные педагогические пути достижения эффективной воспитательной работы офицеров по формированию психологической совместимости военнослужащих в интересах повышения качества выполняемых служебно-боевых задач».
В занятия в системе командирской подготовки офицеров были внесены изменения — включены лекции, соответствующие учебной программе курса «Основы военной педагогики и психологии»: 8 часов по основам военной педагогики и 8 часов по основам военной психологии.
С офицерами подразделений были проведены инструкторско-методические занятия по темам: «Использование психолого-педагогических методик диагностики психологической совместимости...», «Педагогические пути и условия формирования психологической совместимости военнослужащих». Повышению психолого-педагогического уровня способствовало участие офицеров в практических занятиях с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву и контракту, согласно плану
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (45) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010
Педагогика
тренинга «Формирование конструктивных взаимоотношений в воинском коллективе». Нуждающимся была оказана индивидуальная помощь, уточнение и доведение автором до офицеров индивидуальных заданий в соответствии с проблемой исследования.
Участие в тренинговых упражнениях доставляло офицерам подразделений не меньше положительных эмоций, чем военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, позволило раскрепоститься, избавиться от некоторых комплексов (боязни «уронить свой авторитет», «близко подпустить к себе подчиненных», «неформального общения»).
Проведенная автором викторина «Что ты знаешь о периодах становления и развития военной педагогики и военной психологии?», в которой приняли участие командиры рот, взводов и отделений, заинтересовала не только офицеров, но и сержантский состав. Многие сержанты впервые обратили внимание на литературу, посвященную проблемам педагогики, психологии.
Воплощение в жизнедеятельность экспериментальных подразделений мероприятий авторской педагогической программы «Оптимизация процесса формирования психологической совместимости военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России» пробудило у большинства офицеров искренний интерес к данному исследованию и способствовало повышению психологопедагогической культуры офицеров и качеству воспитательной работы, нормализации уставных взаимоотношений между военнослужащими.
Сопоставление и анализ полученных данных позволил автору выявить динамику изменений в уровнях психолого-педагогической культуры офицеров экспериментальных подразделений. Эти изменения можно наглядно увидеть в табл. 1, 2.
Таблица 2
Распределение офицеров по уровням психолого-педагогической культуры на заключительной стадии экспериментальной работы
Категории офицеров Уровни психологопедагогической культуры (в %)
«В» «С» «Н» «НУ»
Командиры батальонов 12 85 3 -
Заместители командиров батальонов 10 85 5 -
Командиры рот 8 72 19 1
Командиры взводов 1 68 21 10
Данные табл. 1 и 2 показывают, что число офицеров, командиров рот и взводов, имеющих низкий и неудовлетворительный уровень, сократилось на 10%, соответственно, увеличилось число офицеров с высоким и средним уровнем.
Повышение на 10% уровня психолого-педагогической культуры офицеров, наряду с реализацией других мероприятий «Программы...», привело к значительному повышению психологической совместимости военнослужащих в экспериментальных подразделениях — на 9,5—10,2%.
Повышение психолого-педагогической культуры офицеров не закончилось с завершением работы в экспериментальных подразделениях. Эксперимент послужил толчком для развития мотивации к самообразованию и самовоспитанию офицеров и сержантов.
В процессе воспитательной работы, направленной на повышение уровня психологопедагогической культуры командиров подразделений, автором были выявлены причины, негативно влияющие на повышение этого уровня: индивидуально-психологические (недостаточно развитые мотивационные установки на повышение общей и психолого-педагогической культуры, неумение с научных позиций определять цели воспитательной деятельности в подразделении, слабая теоретическая подготовленность, отсутствие системы знаний педагогики и психологии, особенно у младших офицеров, отсутствие должных умений и навыков применять теоретические знания на практике и эффективно корректировать свою воспитательную деятельность); организационно-педагогические (ошибки в управлении воспитательной деятельности); несовершенство организации службы и отдыха офицеров; отсутствие четкой системы стимулирования; неэффективное функционирование системы обобщения и распространения передового опыта воспитательной деятельности; отсутствие в подразделениях качественной литературы, посвященной проблемам обучения и воспитания); научнопедагогические (недостаточная практическая направленность некоторых учебных пособий по военной педагогике; отставание конкретных педагогических разработок по проблемам воспитания военнослужащих от потребностей войсковой практики в современных условиях жизнедеятельности частей и подразделений внутренних войск МВД России).
Анализ и интерпретация полученных данных, изучение мнений военнослужащих экспериментальных подразделений позволили выявить некоторые тенденции в совершенствовании воспитательной деятельности с целью повышения психолого-педагогический культуры офицеров.
К их числу относятся:
— усиление целенаправленности и конкретности воспитательных воздействий с целью решения задач психологической совместимости военнослужащих;
— гуманизация взаимоотношений между начальниками и подчиненными, сослуживцами;
— уделение большего внимания индивидуальной воспитательной работе;
— возрастание числа опосредованных воспитательных воздействий путем использования воспитательных возможностей воинского подразделения;
— сокращение числа наказаний и увеличение поощрений;
— рост количества применения методов убеждения и личного примера;
— усиление внимания к организации быта и досуга военнослужащих и др.
В воинских частях, где проводилась экспериментальная работа, 75% военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и контракту, отметили повышение уровня психологопедагогической культуры офицеров. По их мнению, к ним стали более уважительно относиться их командиры, проявлять больше внимания и заботы, уменьшилось количество оскорблений и унижений, офицеры стали больше объяснять, разъяснять и инструктировать. Следствием этого стало снижение эмоциональной напряженности и числа конфликтов между военнослужащими, улучшение моральнопсихологического климата в подразделениях и психологической совместимости военнослужащих, большее удовлетворение общением.
Следует отметить, что полученные результаты были достигнуты благодаря в первую очередь положительному отношению офицеров подразделений к организации и проведению экспериментальной работы, а также заинтересованности командования воинских частей, на базе которых была организована экспериментальная работа.
Экспериментальная работа также показала, что не у всех офицеров произошли положительные изменения (11% младших офицеров остались на неудовлетворительном уровне психологопедагогической культуры), и решить эту проблему только педагогическими средствами невозможно. Наличие времени, литературы, мотивации, стимулирование положительных результатов играет немаловажное значение в этой работе.
В процессе проводимой исследовательской работы офицеры высказали ряд пожеланий. Представителям гуманитарных и психолого-педагогических наук следует чаще бывать в частях и подразделениях, особенно удаленных от культурных центров страны, и выступать перед личным составом; оперативнее реагировать на происходящие изменения во внутренних войсках социальнопедагогических и социально-психологических процессов, оказывая помощь разработкой конкретных методических материалов по различным вопросам воспитания; при осуществлении исследований на местах шире привлекать к разработке планов их проведения различные категории личного состава; исследователям целесообразно приезжать в войска на более длительные сроки, чтобы глубже вникать в реальные процессы, которые протекают сегодня; результаты исследований необходимо доводить до военнослужащих, которые принимали в них участие.
Автор убежден, что совершенствование психолого-педагогической культуры офицеров является одним из основных педагогических путей формирования психологической совместимости военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России.
Литература
1. Алехин, И. А., Колпаков, В. Ю., Слепое, В. Я. Военная педагогика : учебник / под ред. М. М. Тарасова. — СПб.: Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 2006.
2. Обозов, Н. Н. Совместимость и срабатываемость людей. — СПб., 2000.
3. Шарухин, А. П. Культура воспитательной деятельности офицеров подразделений внутренних войск МВД России : монография. — СПб.: СПб ВИ ВВ МВД РФ, 2007.
The literature
1. Alekhin, I. A., Colpakov, V. JU., Slepov, V. J. Military pedagogics: the textbook / Ed. M.M. Tarasov.
— St.-Petersburg, 2006.
2. Obo%ov, N. N. Compatibility’s transports and common work of people. — St.-Petersburg, 2000.
3. Sharuhin, A. P. Culture of educational activity of officers of divisions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — St.-Petersburg, 2007.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010