7. Европейская система квалификаций. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.volsu.ru/rus/info/part5.doc (дата обращения: 10.03.2012).
8. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения: Методические рекомендации для руководителей УМО вузов Российской Федерации. Проект. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 100 с.
9. Спенсер-мл.,Л., Спенсер Сайн, М. Компетенции на работе. / пер. с англ. — М.: HIPPO. 2005. — 384 с.
10. Равен, Аж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с англ. — М.: Когито-Центр, 2002. — 396 с.
11. Кондаков, Л. М. Модели образовательного выбора и ведущие компетентности как образовательные ресурсы для развития личности, общества и государства / / Мир психологии. — 2004. - № 2. - С. 231.
12. Толиченков, Л. К. Какой юрист нужен современному обществу? [Электронный ресурс]. — Режим доступа:: http://www.consultant.ru/edu/interview/view/golichenkov (дата обращения: 10.03.2012).
УДК 355.51 Н.Н. Исаева*
Развитие мотивации в самовоспитании и саморегуляции у военнослужащих в подразделениях внутренних войск
Статья посвящена развитию мотивации в самовоспитании и саморегуляции психологической совместимости у военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России и раскрывает один из педагогических путей формирования психологической совместимости военнослужащих.
Ключевые слова: самовоспитание, саморегуляция, психологическая совместимость, военнослужащие, педагогические пути.
N.N. Isaeva*. Motivation development in self-education and self-control of psychological compatibility of the military men in divisions of the internal troops. The article is devoted motivation development in self-education and self-control of psychological compatibility of the military men in divisions of the Internal Troops of the Interior of Russia and opens one of the pedagogical ways of psychological compatibility formation of military men.
Keywords: self-education, self-control, psychological compatibility, military men, pedagogical ways.
В современной военной педагогике самовоспитание рассматривается как одно из наиболее важных направлений личностного совершенствования военнослужащих с целью достижения ими собственных ценностных ориентиров. То есть самовоспитание представляет собой одно из непременных условий разностороннего развития личности как естественное проявление сущности человека, которому в силу его природы присуще стремление к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию. Занимаясь самовоспитанием, военнослужащий приобретает большую активность, целеустремленность, уверенность в себе и устойчивость к воздействию отрицательных факторов военной службы.
Очень сложно добиться положительного результата в любой деятельности, если военнослужащие не будут целенаправленно и творчески заниматься самовоспитанием. Для успешной служебно-боевой деятельности важен не только процесс профессионального становления военнослужащих, важно сформировать у них устойчивый мотив в самовоспитании и саморегуляции психологической совместимости.
Мотивация — это совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения, а развитие мотивации в самовоспитании психологической совместимости военнослужащих — это объединение устойчивых мотивов, определяющих психологически совместимые отношения в подразделении внутренних войск МВД России: уставные, терпимые, малоконфликтные, товарищеские и т.д.
Самовоспитание — это целенаправленная, активная деятельность военнослужащих, направленная на формирование, развитие и совершенствование положительных и подавление, устранение у себя
* Исаева, Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Россия, 198092, Санкт-Петербург, ул. Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].
* Isaeva, Natalia Nikolaevna, the candidate of pedagogical sciences, the senior teacher of faculty of pedagogics of the St.-Petersburg military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 25 января 2012 года.
© Исаева Н.Н., 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012
отрицательных качеств. То есть это сложный интеллектуально-нравственный и волевой процесс, в ходе которого требуется глубоко осознанное и критическое отношение военнослужащего к себе, большие волевые усилия в достижении поставленных целей по самоизменению и саморазвитию. Если же самоизменение происходит неосознанно, стихийно, под влиянием только внешних воздействий, процесса самовоспитания еще нет.
Для формирования у военнослужащих внутренних войск в короткие сроки качеств, значимых для построения уставных, психологически совместимых отношений в процесс воспитания военнослужащих была внедрена авторская педагогическая программа «Педагогическое обеспечение психологической совместимости военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России» [2]. Для данного исследования в качестве контрольных и экспериментальных групп были избраны подразделения внутренних войск МВД России, дислоцированные в городах Мурманск, Озерск и Трехгорный.
Всего в исследовании приняли участие 19 офицеров управления, 33 офицера подразделений и 467 военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и контракту.
В авторской программе предусматривалось несколько педагогических путей решения проблемы совместимости военнослужащих, одним из которых является развитие мотивации в самовоспитании и саморегуляции психологической совместимости [1].
Исходным компонентом процесса самовоспитания психологической совместимости, как и любого другого вида деятельности, являются мотивы — сложные и глубоко осознанные внутренние побуждения к систематической работе над собой. Как выяснил автор в ходе проведенного исследования с помощью опросника [2], основными мотивами, обеспечивающими более эффективное протекание процесса самовоспитания и саморегуляции у военнослужащих психологической совместимости в экспериментальных подразделениях выступают: осознанные положения о защите государственных интересов Отечества (8 %), требования законов, общевоинских уставов Вооруженных сил РФ и приказов (14 %), положительные идеалы и примеры из классической литературы и фильмов (29 %), личный пример значимых родственников и знакомых военнослужащих, сослуживцев (49 %).
Как видно из приведенных данных, наибольшим авторитетом у военнослужащих являются реальные, а не виртуальные субъекты военной деятельности. Это свидетельствует о том, что для развития мотивации в самовоспитании военнослужащих следует чаще обращаться к конкретным примерам передовых военнослужащих, достигших наилучших результатов в педагогическом обеспечении психологической совместимости своих подчиненных.
Многие военнослужащие в качестве важнейшей задачи ставят перед собой развитие у себя каких-либо отдельных качеств, например самообладания, выдержки, терпимости, воли, эмпатии и т.п.
Для практической реализации авторской педагогической программы в экспериментальных подразделениях проводилась информационная и разъяснительная работа (индивидуальная и групповая). Офицерам и сержантам экспериментальных подразделений на инструкторско-методических занятиях «Самовоспитание военнослужащих; развитие мотивации в самовоспитании...» рассказывалось, что развитие мотивации в самовоспитании и саморегуляции психологической совместимости военнослужащих представляет собой систему организационных, методических и учебно-воспитательных мероприятий, направленных на обеспечение целеустремленного, систематического воздействия на сознание и поведение военнослужащих, установление с ними педагогического взаимодействия в понимании, планировании и осуществлении работы по самовоспитанию. Она включает:
а) всестороннее и систематическое изучение подчиненных, выявление знания и понимания ими задач и сущности мотивации в самовоспитании психологической совместимости военнослужащих;
б) формирование у военнослужащих мотивационных установок на постоянное самосовершенствование и установление с ними педагогического взаимодействия по вопросам планирования и развития мотивации в саморегуляции психологической совместимости;
в) оказание военнослужащим помощи в разработке плана самосовершенствования, постоянных правил поведения и общения, последовательности подведения итогов за день, неделю, месяц, год;
г) оказание помощи в самооценке и определении перспектив дальнейшего саморазвития.
Офицеры, имеющие лучшие показатели в служебно-боевой деятельности, подтверждали точку
зрения автора, что ограничиваться только призывами к развитию мотивации в самовоспитании и саморегуляции психологической совместимости бесполезно: они из личного опыта знают, что личный пример офицеров и сослуживцев (по опросу автора 49 % от числа всех опрошенных выбрали этот мотив) является определяющим мотивом самосовершенствования военнослужащих. Именно личный пример офицеров, дополненный повседневной, индивидуальной воспитательной работой с подчиненными, выступает важнейшим условием внедрения в войсковую практику идей саморегуляции и самовоспитания военнослужащих.
Сам коллектив может выступать как воспитатель психологической совместимости военнослужащих. Еще А.С. Макаренко, указывал на ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания в коллективе и через коллектив. Он считал, что «принцип параллельного действия» позволяет воздействовать на отдельную личность, оказывая воспитательное действие на коллектив, членом которого является эта личность. Это принцип не исключает применения «принципа индивидуального действия» — прямого непосредственного воздействия на воспитуемого, т.е. индивидуальной воспитательной работы. Мнение, поведение (единство целей и мнений — как один из критериев и показателей психологической совместимости) большинства членов подразделения может оказывать огромное воспитательное влияние на развитие самоконтроля, саморегуляции и
мотивации психологической совместимости военнослужащих. Единые уставные нормы взаимоотношений между военнослужащими, единство взглядов на происходящие события определяют успех формирования их психологической совместимости.
Проведенное исследование показало, что военнослужащие по-разному относятся к вопросам самосовершенствования. Отношение большинства военнослужащих к самовоспитанию преимущественно положительное. Военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и контракту, можно разделить на три группы различающихся своим отношением к самовоспитанию психологической совместимости.
Первая группа — это военнослужащие с выраженной мотивацией в саморегуляции и самовоспитании психологической совместимости, со сформировавшейся установкой на постоянную и систематическую работу над собой. Эти военнослужащие, как правило, самокритично относятся к себе, стремятся анализировать свое поведение, прилагают волевые усилия к их выполнению и корректируют свое отношение к задачам военной службы. От числа всех опрошенных эта группа составляет 10-12 %.
Вторая группа — военнослужащие с недостаточно сформировавшейся мотивацией в самовоспитании психологической совместимости. Они понимают и переживают свои недостатки, ищут пути самосовершенствования, пытаются планировать, анализировать и контролировать свое поведение и взаимоотношения с сослуживцами. Однако многое из намеченного эти воины не претворяют в жизнь или претворяют не полностью. Происходит это потому, что у них недостаточно развиты волевые процессы, не сформированы волевые черты характера, такие как целеустремленность, решительность, упорство и др. Поэтому эффективность самовоспитания у таких военнослужащих часто зависит от настроения, носит ситуативный характер. Эта самая многочисленная группа — 79-81 % от числа всех опрошенных военнослужащих.
Третья группа — это военнослужащие, которые вообще никогда не задумывались о проблеме самовоспитания, а у некоторых из них сложилось отрицательное отношение к самовоспитанию. У них нет выраженной мотивации целенаправленно работать над собой, отсутствуют установки на приобретение необходимых знаний, навыков и умений, повышения своей общей и психологопедагогической культуры. Самовоспитанием они не занимаются или занимаются вынужденно, под воздействием сложившихся ситуаций, постоянного и систематического контроля со стороны офицеров. Из беседы с такими военнослужащими автор выяснил: они считают, что «заниматься самовоспитанием в условиях воинской службы незачем: все расписано, все по Уставу — только выполняй». Эта группа составляет 8-10 % от числа всех опрошенных военнослужащих.
Повышение мотивации самовоспитания и саморегуляции психологической совместимости у военнослужащих — это система мероприятий разностороннего воспитательного воздействия на сознание и поведение военнослужащих, педагогического взаимодействия с ними по вопросам понимания, планирования и осуществления самовоспитания, которая с военнослужащими всех трех групп нуждается в организации, постоянном управлении и педагогическом руководстве со стороны офицеров. Для реализации этих мероприятий в авторской Программе «Педагогическое обеспечение психологической совместимости военнослужащих в подразделениях внутренних войск» были предусмотрены и реализованы в экспериментальных подразделениях следующие мероприятия: инструкторско-методические занятия с офицерами на темы «Педагогические пути и условия обеспечения психологической совместимости военнослужащих» и «Самовоспитание военнослужащих; развитие мотивации в самовоспитании и саморегуляции психологической совместимости...», общие собрания по категориям военнослужащих «Основные педагогические пути достижения эффективной воспитательной работы командиров по обеспечению психологической совместимости военнослужащих с целью повышения качества выполняемых служебно-боевых задач», инструктаж и индивидуальные беседы.
Повышение мотивации самовоспитания и саморегуляции психологической совместимости у военнослужащих следует начинать с всестороннего и систематического изучения военнослужащих, уровня их общей и психолого-педагогической культуры, знаний, понимания ими своих задач. Большое значение имеет знакомство с планами отдельных военнослужащих, намеченными перспективами, в т.ч. и после окончания срока службы. Для этого офицерам рекомендовалось использовать индивидуальные беседы, целенаправленные наблюдения, изучение документов и результатов деятельности.
Следующий этап воспитательной работы, направленной на повышение мотивации самовоспитания у военнослужащих, включает продуманное перспективное планирование работы с каждым подчиненным с учетом его индивидуальных особенностей и различий в уровне воспитанности и культуры, отношения к процессу самовоспитания. Особенно следует обратить внимание на четкость в планировании и продуманность работы с теми военнослужащими, которые по разным причинам отрицательно относятся к любому виду самосовершенствования и (или) не понимают его значения и возможностей в условиях воинской службы. Важно поставить перед этими подчиненными четкие и конкретные цели и задачи по самовоспитанию, определить близкие и далекие перспективы, изучить, как эти цели и задачи воспринимаются и осознаются, какие они видят пути, условия и возможности для их реализации на практике.
Дальнейшим этапом воспитательной работы, направленной на повышение мотивации самовоспитания и саморегуляции психологической совместимост относится и целенаправленное, систематическое проведение мероприятий, которые способствуют выработке у военнослужащих положительного отношения к самосовершенствованию, формированию соответствующей установки на преодоление негативных качеств, которые проявляются у конкретного военнослужащего. Эта работа
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (53) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (53) 2012
включает: в личной беседе разъяснение сущности и значения данного вида самовоспитания воинов в период их службы во внутренних войсках МВД России; ознакомление с методами, приемами и средствами работы над собой; обобщение и распространение передового опыта профессионального самовоспитания военнослужащих; оказание воинам конкретной помощи в разработке рекомендаций по самовоспитанию, в оценке уровня развития своих качеств, в уточнении целей и задач самосовершенствования, в корректировании развития личности и т. д.
Воплощая в жизнь принципы воспитания А.С. Макаренко, командир увлекает все подразделение и каждого из военнослужащих этого подразделения целью формирования психологически совместимых, уставных, толерантных отношений, пробуждает уверенность в их силах, поднимает чувство их собственного достоинства, развивает волю и настойчивость, поддерживает бодрость и жизнерадостность. Для реализации на практике этих задач в экспериментальных подразделениях проводились: общие собрания военнослужащих, коллективный просмотр и обсуждение документальных и художественных видеофильмов, соревнования и диспуты; выступление перед личным составом отличников учебы и службы, военнослужащих, совершивших мужественные поступки в условиях мирного времени; отражение в стенных газетах и боевых листках как положительного опыта, так и негативных моментов, присутствующих в самовоспитании отдельных военнослужащих. Одним из примеров такого мероприятия является общее собрание офицеров на тему «Основные педагогические пути достижения эффективной воспитательной работы командиров по обеспечению психологической совместимости военнослужащих с целью повышения качества выполняемых служебно-боевых задач». Офицерам на собрании рассказывалось, что следует проявлять постоянную заботу о создании необходимых условий подчиненным для целенаправленной и систематической работы над собой. Речь идет о настойчивом внедрении во все сферы воинской жизни элементов научной организации труда; о своевременной поддержке разумной инициативы, внимательном и заботливом отношении к военно-профессиональному росту подчиненных, к их стремлению стать лучше; о своевременной и объективной оценке всех действий и поступков военнослужащих. Решающую роль для повышения мотивации самовоспитания и саморегуляции психологической совместимости у военнослужащих играет продуманная и обоснованная система стимулирования процесса самоизменения каждого отдельного военнослужащего внутренних войск, которая способна вызвать желание и стремление дальше совершенствовать свои личностные качества. Система стимулирования включает не только материальное поощрение подразделений и отдельных военнослужащих, добившихся лучших результатов по боевой подготовке, служебно-боевой деятельности, дисциплине, спортивных мероприятиях, и т.п., но и словесное одобрение положительных действий и приемов работы над собой, объективный рассказ офицеров о передовых воинах, об их умении организовывать и планировать свою работу, выстраивать свои взаимоотношения с сослуживцами и т.д.
Для того чтобы сплотить военнослужащих, сформировать организационное и деятельностное единство, в подразделении практиковалось еженедельное проведение соревнований, при этом максимально использовалось моральное и материальное стимулирование победителей, а воинский коллектив выступал в роли воспитателя. Спортивные успехи всего подразделения, желание вложить свои силы в общую победу и получить заслуженное одобрение своих товарищей максимально стимулировали развитие мотивации военнослужащих.
Войсковая практика показывает, и экспериментальная работа подтвердила, что просмотр и обсуждение патриотических художественных и документальных фильмов, посвященных выполнению воинского долга, задач, стоящих перед внутренними войсками, мужеству и героизму военнослужащих в годы войны и мирное время, имеет большое воспитательное значение, развивает не только мотивацию военнослужащих, но и способствует формированию эмоционального и нравственного единства в подразделении. Примерами таких фильмов являются документальный видеофильм «Внутренние войска на страже правопорядка» и художественные фильмы «Честь имею», «Блок-пост», «Офицеры».
Одним из важных элементов повышения мотивации в самовоспитании и саморегуляции психологической совместимости является включение воинов в активные и разнообразные виды деятельности, такие как участие военнослужащих в общественной жизни подразделения, проводимых в подразделении спортивно-массовых мероприятиях, художественной самодеятельности; формирование единого положительного коллективного мнения по проблеме самовоспитания; пропаганда специальной литературы и опыта самовоспитания; совместные выезды на экскурсии т др. Именно эти мероприятия позволили не только повысить мотивацию, но и сформировать у военнослужащих нравственное, интеллектуальное и эмоциональное единство, единство целей и мнений, повысить организационное и деятельностное единство.
Офицерам экспериментальных подразделений на инструкторско-методических занятиях рассказывалось, что необходимым условием повышения мотивации самовоспитания психологической совместимости военнослужащих является единство и согласованность действий всех командиров и офицеров в процессе обучения и воспитания подчиненных, в оценке и корректировке их деятельности, что развитие мотивации в самовоспитании психологической совместимости военнослужащих не будет эффективно без определенных условий. Одним из таких условий является среда, в которой находятся военнослужащие. Нравственная обстановка в подразделении, сложившаяся в нем система воспитания, положительное отношение сослуживцев к самосовершенствованию, общие интересы, взаимопомощь и поддержка — это те условия, при которых воины будут хотеть изменить себя и втягиваться в целенаправленную работу над собой.
Положительным примером развития мотивации у подчиненных может являться педагогически правильная позиция командира роты Р. Его практический опыт подтверждает, что не нужно стремиться быстро, путем прямых воздействий перевоспитать подчиненного. Такие попытки могут привести к конфликтам и не дать желаемых результатов. Процесс формирования, воспитания, а тем более перевоспитания — очень медленный процесс. Поэтому, воспитывая, не приходиться рассчитывать на немедленные положительные результаты. Неправильные ожидания командира в отношении подчиненного могут привести к разочарованию, раздражению, а затем и конфликту с ним, т.к. подчиненный эти ожидания оправдать в короткие сроки не смог. Чем более значительные изменения человеку необходимо произвести в своей личности, тем большего времени они потребуют. Поэтому, если командира в подчиненном не устраивает какая-либо черта личности, снижающая психологическую совместимость в подразделении (например, агрессивность, нетерпимость или не тактичность), существуют две тактики по ее устранению. Первая заключается в том, что командир начинает периодически указывать военнослужащему на эту черту, критиковать за нее, осуждать, говорить, что она мешает другим членам воинского подразделения. Это тактика, по опыту Р., неконструктивна (и автор полностью с этим согласен). Правда, иногда она позволяет достичь желаемого результата очень быстро, но как только внешний фактор перестает довлеть над агрессивным или нетолерантным военнослужащим, его поведение чаще всего становится прежним. При воплощении в жизнь второй тактики, в процессе беседы, похвалив подчиненного, можно тактично сказать ему о его недостатке, подчеркивая, что с этим недостатком вполне можно жить и служить во внутренних войсках, но без него он стал бы еще более уважаемым человеком и для подчиненных, и для начальников. Таким образом, следует стремиться не «разрушить» или «вырвать» недостатки, вызывая у военнослужащего естественное сопротивление, а вызвать, сформировать у подчиненного стремление самому исправить имеющийся у него коммуникационный недостаток или черту характера. Тем самым происходит актуализация и развитие мотивации в саморегуляции и самовоспитании психологической совместимости военнослужащих.
Еще одним важным условием развития мотивации в самовоспитании является вовлечение в этот процесс как можно большего количества людей, личного состава. Это формирует более благоприятные условия, стимулирующие активную работу над собой у всех военнослужащих. К тому же в такой обстановке активно идет процесс взаимообогащения, формируется потребность в постоянном самосовершенствовании у всех подчиненных.
Офицерам экспериментальных подразделений разъяснялось, что развитие мотивации в самовоспитании психологической совместимости воинов начинается не только с создания в подразделении условий для самовоспитания, самое главное — формирование у подчиненных интереса к личностному самосовершенствованию. Побуждая их к самовоспитанию, помогая в этом и стимулируя постоянную работу над собой, офицеры способствуют вырабатыванию чувства удовлетворения достигнутыми результатами и потребность в его продолжении. Превращение же в последующем самовоспитания в педагогическую систему свидетельствует уже о том, что мотивация достаточно высока и потребность превратилась в побудительную силу.
Поддержание интереса к личностному самосовершенствованию возможно с помощью ряда мероприятий, предложенных ученым В.П. Давыдовым и настойчиво рекомендованных автором для использования в своей деятельности офицерам управления и подразделений. В их основу положена постановка перед военнослужащими индивидуальных перспектив. При этом весьма существенным является выделение из них наиболее оптимальных, полностью соответствующих не только личностным ценностям военнослужащих, но и их личностному потенциалу. В этом случае важно обратить внимание на нравственно значимые перспективы, которые должны быть достижимыми для всего подразделения в целом.
Проведенное исследование наглядно показало, что призывы офицеров к самовоспитанию, не подкрепленные их личным примером, конкретными делами, малоэффективны. Подчиненные не воспринимают их. В этом случае если они и занимаются самовоспитанием, то под влиянием других факторов — внешних, т.е., повышения мотивации самовоспитания и саморегуляции психологической совместимости у военнослужащих не происходит. Для развития мотивации в самовоспитании психологической совместимости военнослужащих, для работы над собой по формированию личностных качеств (ответственности, организованности, целеустремленности, решительности, тактичности, жизнерадостности, терпимости, исполнительности, эмпатии и др.) не требуется много специально выделенного времени. Практическая реализация этого достигается посредством постоянного целенаправленного самоконтроля.
Таким образом, развитие мотивации в самовоспитании психологической совместимости военнослужащих — это объединение устойчивых мотивов, определяющих уставные, терпимые, малоконфликтные, товарищеские, т.е. психологически совместимые отношения военнослужащих в подразделении внутренних войск МВД России.
Главными задачами развития мотивации в самовоспитании военнослужащего по педагогическому обеспечению психологической совместимости являются: побуждение каждого военнослужащего к осознанию положительных и негативных сторон своего развития; формирование у него убеждения, что необходимо систематически и целенаправленно заниматься самосовершенствованием, анализировать и правильно оценивать уровень своего развития, своевременно корректировать свое поведение, формировать и развивать свои лучшие коммуникативные и другие качества.
Для развития и поддержания мотивации в самовоспитании и саморегуляции психологической совместимости военнослужащим необходима конкретная помощь со стороны офицеров. А именно:
— помощь в профессиональном становлении, создании уставных, толерантных взаимоотношений;
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (53) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012
— создание условий (это в т.ч. и личный пример) для самосовершенствования; при этом важное значение для военнослужащих имеют личные качества их командиров, такие, например, как порядочность, справедливость, выдержанность, тактичность, честность, верность слову, чувство юмора и др.
— фиксирование и поощрение положительных результатов формирования психологической совместимости.
Основными направлениями развития мотивации в самовоспитании и саморегуляции психологической совместимости военнослужащих являются:
— формирование у военнослужащих адекватного, самокритичного представления об уровне своего саморазвития;
— воспитание стремления к постоянному самосовершенствованию;
— пропаганда передового опыта лучших специалистов среди военнослужащих и методов их профессиональной самореализации;
— обучение методам саморегуляции и конструктивного общения.
Именно мотивационный фактор, направленность военнослужащего на самосовершенствование и саморегуляция является одним из педагогических путей формирования психологической совместимости военнослужащих, наряду с повышением психолого-педагогической культуры офицеров и формированием сознательности и личной ответственности у военнослужащих за уставные отношения.
Проведенная экспериментальная работа показала, что целенаправленная воспитательная работа положительно сказалась на психологической совместимости в подразделениях (произошло повышение уровня совместимости в подразделениях от 15 % до 22 %), снизилось число межличностных конфликтов и правонарушений — это привело к укреплению воинской дисциплины и повышению результативности служебно-боевой деятельности подразделений на 10 %. Таким образом, полученные результаты исследования позволяют совершенствовать воспитательную деятельность офицеров подразделений, укреплять воинскую дисциплину, улучшать морально-психологический климат в подразделениях.
Список литературы
1. Исаева, Н. Н. Педагогические условия формирования психологической совместимости военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России. — СПб.: СПВИ ВВ МВД России, 2011. - 57 с.
2. Исаева, Н. Н. Педагогическое обеспечение психологической совместимости военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России : дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 2010. — 209 с.
3. Колпаков, В. Ю. Профессиональное самовоспитание военнослужащих. — СПб.: СПВИ ВВ МВД России, 2007. — 27 с.
УДК 378.14 В.Я. Слепов*
Направленность и адаптация и их учет в дисциплинировании курсантов в образовательной среде вуза
Статья посвящена проблемам воспитания сознательной воинской дисциплины у будущих офицеров.
Ключевые слова: воинская направленность, адаптация, дисциплинирование, этапы адаптации.
V.Y. Slepov*. Orientation and adaptation and their account in discipline of cadets in educational environment of high school. Article is devoted problems of education of conscious military discipline at the future officers.
Keywords: a military orientation, adaptation, a disciplining, adaption stages.
В настоящее время характерной чертой российской государственности является глобальный преобразовательный процесс, охватывающий все стороны общества. Меняются приоритеты во внутренней и внешней политике России, ее экономический, политический и государственный строй; на новых основах строятся отношения между странами различных регионов, в т.ч. в военной и военнополитических областях; формируются новые механизмы обеспечения безопасности страны, в т.ч. и борьбы с терроризмом; продолжается военная реформа. В основе реформы лежат процессы профессионализации армии и флота, внутренних войск МВД (в широком смысле слова), т.е. процесс
* Слепов, Владимир Яковлевич, профессор кафедры Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный работник высшей школы РФ. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1.
* Slepov, Vladimir Yakovlevich, the professor of chair of St.-Petersburg military institute of Internal Troops of the pedagogical sciences, the professor, the honored figure of a science of the Russian Federation. Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1.
Статья поступила в редакцию 25 января 2012 года.
© Слепов В.Я., 2012