Научная статья на тему 'Развитие этнокультурной толерантности подростков в условиях общеобразовательного процесса'

Развитие этнокультурной толерантности подростков в условиях общеобразовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
661
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнокультурная толерантность / ценностные ориентации / образовательный процесс / подросток / ethno-cultural tolerance / value-related orientations / educational process / adolescent

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акаемова Юлия Александровна

Изложены результаты теоретического анализа проблемы развития этнокультурной толерантности подростков в условияхобразовательного процесса. Показано, что этнокультурная толерантность является одной из основных ценностных ориентаций подростков. Описаны содержательные и процессуальныехарактеристики становления этнической толерантности личности в подростковом возрасте; выделены принципы, основныеметоды и формы её формирования в условиях общеобразовательного процесса. Автор приходит к выводу, что этнокультурнаятолерантность личности не сводится к её индифферентности,конформизму и умышленному отказу от собственных ценностей,а предполагает гибкость, способность с уважением относитьсяк позициям и ценностям представителей других культур. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализованв разработке психолого-педагогических технологий формирования и развития этнокультурной толерантности личности подростка в условиях общеобразовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Ethno-cultural Tolerance in Adolescents under Conditions of General Educational Process

The article presents the results of theoretical analysis of the problem of development of ethno-cultural tolerance in adolescents under conditions of an educational process. It is shown that ethno-cultural tolerance is one of the major value-related orientations of adolescents. It describes contextand process-related characteristics of formation of ethnical tolerance of a personality in adolescence. The author singles our principles, major methods and forms of its development under conditions of general educational process. The author comes to the conclusion that personal ethno-cultural tolerance is not limited to indifference, conformism and deliberate refusal from one’s own values; it presupposes flexibility, ability to treat positions and values of representatives of other cultures with respect. The applied aspect of the problem under study can be implemented in the development of psychological and pedagogical technologies of formation and development of ethno-cultural tolerance of adolescents under conditions of general educational process.

Текст научной работы на тему «Развитие этнокультурной толерантности подростков в условиях общеобразовательного процесса»

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 4( 16)

Personal Upbringing under Conditions of Additional Education Based on Polycultural Approach

Lyubov P. Shustova

Ulyanovsk State University named after I. N. Ulyanov 81, 12 Sentyabrya str., Ulyanovsk, 432017, Russia E-mail: lp_shustova@mail.ru

Olga G. Nikitina

Children and youth center № 3 of the city of Ulyanovsk 21, Polbina str., Ulyanovsk, 432034, Russia E-mail: dyts3@mail.ru

Veronika V. Gritsenko

Children and youth center № 3 of the city of Ulyanovsk 21, Polbina str., Ulyanovsk, 432034, Russia E-mail: dyts3@mail.ru

The theoretical analysis of a problem of realization of polycultural approach in social education is presented in article; the essence of the concept «polylevel of culture» of the personality, it making is defined; the contents and ways of the organization of pedagogical activity in the conditions of additional education; the description of variety of the subcultures forming sociocultural space of the educational organization is given. Creation of a complex of conditions, development and realization of educational programs, forms and methods of polycultural education, use of a complex of diagnostic techniques on the selection consisting of pupils and teachers of «Children and youth center» № 3 of Ulyanovsk allowed to define efficiency of the developed scientific and methodical ensuring realization of the polycultural approach in social education directed on formation of polycultural tolerance and sociocultural identity of pupils of establishment of additional education.

Key words: polycultural approach, social upbringing, additional education, socio-cultural identity, polycultural tolerance, polyculturalism, subculture.

УДК 159: 378

References

1. Aleksandrova E. A. Obrazovatel'noe prostranstvo na perekrestke subkul'tur (Educational space at intersection of subcultures). Vospitatel'naya rabota v shkole (Educational work at school), 2009, no. 8, pp. 234-238 (in Russian).

2. Evleshina N. A., Nikitina N. N., Suleymanov I. T. [et al.]. Polikul'turnyy podkhod v sotsial'nom vospitanii (Poly-cultural approach in social education). Vestn. Ros. nauch. gum. fonda (Bulletin of the Russian scientific humanitarian Fund), 2010, no. 4 (61), pp. 105-114 (in Russian).

3. Dzhurinskiy A. N. Pedagogika mezhnatsional'nogo ob-shcheniya (Pedagogy of international communication). Moscow, 2007. 224 pp. (in Russian).

4. Dmitriev G. D. Mnogokul'turnoe obrazovanie (Multicultural education). Moscow, 1999. 208 pp. (in Russian).

5. Upravlenie vospitatel 'noy sistemoy shkoly: problemy i resh-eniya (Management of school educational system: problems and solutions). Ed. by V. A. Karakovskiy, L. I. Novikova, N. L. Selivanova, E. I. Sokolova. Moscow, 1999. 264 р. (in Russian).

6. Mudrik A. V. Sotsializatsiya vchera i segodnya (Socialization yesterday and today). Moscow, 2006. 432 p. (in Russian).

7. Manuylov Yu. S. Sredovoy podkhod v vospitanii (Environmental approach in education). Moscow, 2002. 123 p. (in Russian).

8. Shustova L. P., Gritsenko V. V., Nikitina O. G. [et al.]. Polikul 'turnyy podkhod v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya: metod. posobie (Multicultural approach in institutions of further education: the study guide). Ul'yanovsk, 2015. 156 p. (in Russian).

РАЗВИТИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Ю. А. Акаемова

Акаемова Юлия Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: akaemova.yulia@yandex.ru

Изложены результаты теоретического анализа проблемы развития этнокультурной толерантности подростков в условиях образовательного процесса. Показано, что этнокультурная толерантность является одной из основных ценностных ориентаций подростков. Описаны содержательные и процессуальные характеристики становления этнической толерантности личности в подростковом возрасте; выделены принципы, основные методы и формы её формирования в условиях общеобразовательного процесса. Автор приходит к выводу, что этнокультурная толерантность личности не сводится к её индифферентности, конформизму и умышленному отказу от собственных ценностей, а предполагает гибкость, способность с уважением относиться

к позициям и ценностям представителей других культур. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в разработке психолого-педагогических технологий формирования и развития этнокультурной толерантности личности подростка в условиях общеобразовательного процесса.

Ключевые слова: этнокультурная толерантность, ценностные ориентации, образовательный процесс, подросток.

DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-4-360-364

Введение

Особое внимание к проблеме развития поликультурной личности, продиктованное процессами трансформации российского общества, привели к актуализации задач развития полиэтнической толерантности как одной из необходимых гумани-

© Акаемова Ю. А., 2015

Ю. А. Акаемова. Развитие этнокультурной толерантности подростков

стических ценностей современности. Неслучайно государства - члены ООН наряду с заверениями о распространении идей толерантности и ненасилия посредством политики в сфере образования и специальных программ объявили 16 ноября ежегодным международным Днем толерантности. В соответствии с «Декларацией принципов толерантности» (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, которая проявляется в праве всех граждан на самобытность, индивидуальность, обеспечение устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждению, обычаям и верованиям.

В этих условиях необходимы выработка и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения подростков, так как именно в этом возрасте формируются ценностные ориентиры, позиция «Я и общество», складываются относительно устойчивые образцы поведения. Все это делает актуальным рассмотрение формирования толерантного поведения в качестве важного направления в содержании обучения и воспитания подростков в условиях общеобразовательного процесса.

Теоретическое обоснование проблемы исследования

В отечественных и зарубежных исследованиях (Л. М. Дробижева, И. Кант, В. А. Лекторский,

A. И. Панченко, В. А. Тишков, М. Уолцер и др.) рассматривается понятие толерантности. Как правило, эти исследования представляют собой анализ толерантности в качестве основного принципа взаимоотношений людей на любом уровне, одного из условий выживания человечества. Анализ литературы показал, что в настоящее время сложился ряд концептуальных подходов к проблеме развития толерантности: это теория толерантного воспитания школьников через формирование установки на определенный тип отношений между людьми (М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, М. А. Ковальчук); теория формирования толерантной личности в полиэтнической образовательной среде (Н. В. Гуров, Б. З. Вульфов, С. В. Степанов,

B. А. Шаповалов). Проблеме толерантности в политике и в национально-этнических отношениях посвящены труды В. Е. Козлова, Ф. М. Малхозо-вой, С. И. Семенова, М. Б. Хомякова и др.

Чтобы определить методы, способы и приемы формирования полиэтнической толерантности подростков, рассмотрим понятие «ценностные ориентации», пути и факторы их формирования.

Проблема развития ценностных ориентаций является междисциплинарной и имеет богатую

историю развития. Она изучалась философами Н. А. Бердяевым, Н. О. Лосским, А. А. Лосевым, М. Каганом, социологами У. Томасом, Ф. Знаменским, М. Вебером, психологами А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, В. Н. Мясищевым и Б. Г. Ананьевым, Л. И. Божович и педагогами В. А. Караковским, В. А. Сластениным, И. Я. Лернером, И. Л. Федотенко.

Если рассматривать ценностные ориентации в рамках процесса развития полиэтнической толерантности подростков, то следует отметить, что ценностные установки не могут быть однопредметными, узкопрофессиональными, они должны быть универсальными, охватывающими все сферы жизни общества и личности. В связи с этим ценностные ориентации будут рассматриваться нами как субъективное, активное, деятельное начало, присущее человеку как субъекту и позволяющее личности максимально проявить свое взаимодействие с окружающим миром во всем его многообразии [1]. Существует множество моделей общечеловеческих ценностей, остановимся на модели Н. Б. Крыловой, которая выделяет две группы ценностей:

«ценности жизнедеятельности», к которым относятся самореализация, свобода, интерес, взаимопонимание, сотрудничество, поддержка; в основе лежат поведенческие и деятельностные нормы и социальные ценности, обеспечивающие существование человека в сообществе других людей;

«ценности-добродетели»: альтруизм, другодоминантность, терпимость и эмпатия; в основе лежат наиболее значимые нормы отношения к другому человеку, имеющие нравственное и психологическое содержание [2].

Выбор данной модели неслучаен: на наш взгляд, она наиболее полно отвечает тем задачам, которые лежат в основе проблемы развития этно-толерантности.

содержательные и процессуальные характеристики развития этнокультурной толерантности

Определив значение и выделив классификацию ценностных ориентиров, перейдем к вопросу их формирования в рамках рассматриваемой проблемы.

Анализ литературы позволил выделить два аспекта освоения подростками ценностей: содержательный и процессуальный. Содержательный компонент реализуется через освоение знаний о ценностях, нормах поведения, способность к сочувствию и сопереживанию, осознание необходимости определенного поведения в соответствии с ценностями, готовность поступать в соответствии с имеющимися знаниями. Он имеет ряд свойств (неустойчивость, недостаточность), обусловленных возрастными особенностями подросткового возраста.

Педагогика развития и сотрудничества

361

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 4(16)

Процессуальный аспект включает в себя этапы освоения подростками нравственных ценностей: от познания их смыслового содержания до реализации в поведении. Каждый из этих этапов зависит от личной значимости для подростка нравственной ценности, знания ее сущности, готовности и умения реализовать ее в поведении, от социальных и педагогических условий, в которых происходит процесс освоения [3]. Процесс ориентации предполагает наличие трех взаимосвязанных фаз, обеспечивающих развитие: 1) присвоение личностью ценностей общества по мере своего функционирования продуцирует ценностное отношение - ценностные ориентации и их иерархическую систему; 2) преобразование, базируясь на присвоенных ценностях, обеспечивает преобразование образа Я, которое развивается во взаимодействии «Я-реальное» - «Я-идеальное» - «жизненный идеал»; 3) завершающая фаза прогноза обеспечивает формирование жизненной перспективы личности как критерия ориентации.

Следует отметить, что процесс развития этнической толерантности как ценностной ориентации представляет собой не просто передачу готовых образцов нравственной и духовной культуры различных этносов, а создание и выработку их в процессе различных видов деятельности.

Были выделены три возможных пути усвоения ценностей:

- традиционный, когда субъект, наблюдая действия других людей в различных ситуациях, воспринимает и усваивает соответствующие образцы поведения, которые закрепляются в его сознании в виде готовых стандартов, шаблонов;

- предметный, когда субъект непосредственно включается в систему реальных объектов и, взаимодействуя с ними, постигает их свойства и овладевает более или менее целесообразным образом действий;

- сознательно рациональный, когда субъект знакомится с продуктом культуры в процессе речевого общения с другими людьми, из каналов массовой информации и специальных хранилищ социального опыта [4-7].

Для определения эффективности формирования ценностных ориентаций Н. Н. Ушакова выделяет критерии: 1) знание ценностей: результатом здесь является умение формировать ценностные ориентаций. Понятие ценностей считается усвоенным, если подросток полностью овладел содержанием понятия, его объемом, знанием его связей, отношений с другими, а также умением оперировать понятием в решении практических задач; 2) дифференциация ценностей - умение производить ценностный выбор; 3) действенность ценностных ориентаций [8].

Определив пути и факторы формирования ценностных установок, выявим на их основе принципы и содержание воспитания этнотоле-рантности подростков.

В современной науке существует огромное количество определений толерантности. Это многообразие объясняется тем, что толерантность является предметом исследования многих наук: этики, психологии, политики, теологии, философии, медицины. Анализ определений позволил выделить слова, раскрывающие сущность понятия «толерантность»: терпимость, терпение, признание, уважение, великодушие в отношении других, прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, расположенность к другому, выносливость, готовность к примирению и другие.

Что же касается этимологии слова «толерантность», то оно происходит от лат. tolerantia - терпение. Таким образом, толерантность представляет собой понятие многоаспектное и может рассматриваться в психологии как с позиций личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития. Толерантность в нашем понимании - это, с одной стороны, цель и результат воспитания, сопровождающиеся формированием определенных социальных установок, а с другой - ценность и качество личности, проявляющееся в поведении и поступках.

Исходя из этого, мы можем определить этническую толерантность как интегративное качество личности, проявляющееся в готовности к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми, имеющими разную систему ценностей, стереотипов, поведения, мировоззрения.

Принципывоспитания этнокультурной толерантности

Как и любой другой процесс, направленный на формирование интегративного качества личности, процесс развития этнотолерантности является сложным и осуществляется на фоне социальной действительности, которая окружает подростка, что отчасти усложняет работу педагога. Успешность работы педагога во многом зависит от того, как в его деятельности реализуются принципы воспитания этнотолерантности: субъектность, активность, индивидуализация и рефлекторная позиция.

Принцип субъектности предполагает опору на активность самого подростка, стимулирование его воспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с представителями других национальностей. Принцип активности требует соответствия средств воспитания социальной ситуации, в которой реализуется воспитательный процесс: он предполагает активное включение ребенка в жизненные ситуации. Принцип индивидуализации основан на определении индивидуальной траектории воспитания этно-толерантности с учетом её уровня на начальном этапе и индивидуальных особенностей личности.

362

Научный отдел

Ю. А. Акаемова. Развитие этнокультурной толерантности подростков

Принцип рефлекторной позиции предполагает ориентацию на формирование у подростков устойчивой позиции в отношении представителей других национальностей [9].

Педагогические технологии формирования этнокультурной толерантности

В структуре поведения принято выделять мотивацию, саморегуляцию, эмоциональный процесс, сопровождающие обучение. Для коррекции поведения в ситуациях межэтнического общения необходимо проводить работу со всеми указанными составляющими. Нами были выделены методы воздействия на эмоциональную, мотивационную и на сферу саморегуляции, а также метод формирования позитивного поведения с применением подкрепляющих стимулов, позволяющих уменьшить нежелательные проявления поведенческих реакций.

Метод воздействия на эмоциональную сферу подростков в процессе воспитания этнотолерант-ности включает стимулирование, в основе которого лежит формирование у подростков осознанных убеждений и побуждений, направленных на терпимое отношение к другим этносам и на блокировку агрессивных поступков. Стимулирование может осуществляться различными способами, начиная от одобрительных взглядов и заканчивая организацией общения и совместной деятельностью представителей различных культур.

Метод воздействия на мотивационную сферу подростков предполагает формирование необходимых навыков в управлении конкретными чувствами, понимание своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Методами оказания влияния на эмоциональную сферу подростка являются внушение и связанные с ним приемы аттракции.

Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у подростка навыков психических и физических саморегуляций, развитие умений анализировать жизненные ситуации, на обучение подростков осознанному поведению, честному отношению к самим себе и другим людям. Методами воздействия на сферу саморегуляции могут быть сопоставление поступков подростка с общепринятыми нормами, анализ поступка, уточнение целей деятельности.

С целью описания приемов, необходимых для реализации выделенных методов, определим состояние установок толерантного поведения в подростковой среде. Нами был проведен ряд диагностических мероприятий: диагностическое исследование степени коммуникативной толерантности у подростков («Тест коммуникативной толерантности и выраженности эмпатических-способностей» В. В. Бойко) и диагностическое исследование толерантности на основе экспрессопросника «Индекс толерантности» по методике

Г. У. Солдатовой, О. А. Кравцовой, О. Е. Хухлаева, Л. А. Шайгеровой. Базой исследования были выбраны ученики 6-9 классов г. Саратова.

Проведя анализ полученных результатов, можно сделать следующие выводы. У подростков 6-8 классов толерантность находится на низком уровне и проявляется в нетерпимом отношении к людям другой национальности. Часто причины нетерпимости коренятся в невежестве и страхе -страхе перед неизвестным, другими культурами, нациями, религиями. Нетерпимость имеет общие черты с гипертрофированным ощущением собственной ценности. Эти представления формируются в раннем возрасте и опираются, как правило, на опыт родителей, старших братьев и сестёр.

Из 28 опрошенных учащихся 9-го класса 10 человек интолерантно относятся к американцам, 6 человек отрицательно относятся к китайцам и въетнамцам, 9 человек интолерантно относятся к людям, приехавшим с Северного Кавказа или Закавказья. Чем старше становятся дети, тем непримиримее национальные отношения.

Для повышения уровня толерантности подростков могут использоваться следующие приемы.

1. Приемы, связанные с организацией детей в классе.

- «Эстафета», когда педагоги с психологом организуют деятельность так, чтобы в процессе взаимодействия участвовали подростки различных национальностей.

- «Взаимодействия»: деятельность детей должна организовываться таким образом, чтобы от их взаимопомощи зависел успех организуемого дела.

- «Акцент на лучшее»: педагог-психолог в разговоре с детьми старается подчеркнуть положительные черты каждого.

- «Ломка стереотипов»: во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли, что общественное мнение не всегда верно.

- «История о себе» применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети узнали больше информации о других национальностях.

- «Общее мнение»: учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными этническими группами людей.

- «Коррекция позиций»: осуществляется тактичное изменение принятых учащимися социальных ролей, поведения, что в результате повышает продуктивность общения с представителями других национальностей.

- «Мизансцена» состоит в том, что активизируется общение и изменяется его характер благодаря расположению учащихся в классе в те или иные моменты выполнения задания.

2. Приемы, связанные с диалоговой рефлексией, которые способствуют формированию определенного отношения ученика к какой-то значимой проблеме.

- «Ролевая маска», когда детям предлагают войти в роль человека другой национальности и выступить от его лица.

Педагогика развития и сотрудничества

363

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 4(16)

- «Прогнозирование развития ситуации»: во время беседы педагог-психолог предлагает высказать предположения о том, как могла бы развиваться та или иная конфликтная ситуация, и предложить выход из неё.

- «Обнажение противоречий»: разграничение позиций учащихся по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых позиций, суждений различных групп людей. Данный прием предполагает строгое ограничение расхождений во мнениях.

3. Приемы, связанные с использованием художественной литературы, кинофильмов и т. д., отражающих самобытность этнических групп.

- «Сочини конец истории»: детям предлагается закончить тот или иной рассказ с учетом национальной специфики поведения.

- «Любимые книги товарища»: основан на предположениях детей о литературных предпочтениях товарищей.

- «Добрые слова»: дети вспоминают особенно запомнившиеся позитивные высказывания героев того или иного фильма.

Выделенные приемы являются достаточно эффективными в процессе развития этнотоле-рантности как одной из важнейших ценностных ориентаций подростков.

Заключение

Подводя итог сказанному, отметим, что этнотолерантная личность не отказывается от собственных взглядов, ценностных ориентаций и культурных традиций своего народа. Мы не считаем, что ей должны быть свойственны индифферентность, конформизм и умышленный отказ от собственных ценностей, но предполагаем у нее гибкость, способность с уважением относиться к позициям и ценностям представителей других культур.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. М., 1999. Т. 2. 672 с.

2. Крылова Н. Б. Культурология образования. М., 2000. 272 с.

3. Гершунский Б. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. 2002. № 7. С. 3-12.

4. ЩурковаН. Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина // Педагогика. 1993. № 2. С.70-77.

5. Пищулин В. Воспитательная работа в вузе // Педагогика. 2003. № 2. С. 100-103.

6. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности. М., 1995. 254 с.

7. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное образование // Новые ценности образования. Вып. 1. М., 1995. С. 95-113.

8. Ушакова Н. Н. Индивидуальный подход в процессе формирования ценностных ориентаций учащихся общеобразовательной школы : дис. ... канд. пед. наук. Курган, 1998. 140 с.

9. Рожкова М. И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности школьников : учеб.-метод. пособие. Ярославль, 2003. 192 с.

Development of Ethno-cultural Tolerance In Adolescents under Conditions of General Educational Process

Yuliya A. Akaemova

Saratov State University

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: akaemova.yulia@yandex.ru

The article presents the results of theoretical analysis of the problem of development of ethno-cultural tolerance in adolescents under conditions of an educational process. It is shown that ethno-cultural tolerance is one of the major value-related orientations of adolescents. It describes context- and process-related characteristics of formation of ethnical tolerance of a personality in adolescence. The author singles our principles, major methods and forms of its development under conditions of general educational process. The author comes to the conclusion that personal ethno-cultural tolerance is not limited to indifference, conformism and deliberate refusal from one's own values; it presupposes flexibility, ability to treat positions and values of representatives of other cultures with respect. The applied aspect of the problem under study can be implemented in the development of psychological and pedagogical technologies of formation and development of ethno-cultural tolerance of adolescents under conditions of general educational process.

Key words: ethno-cultural tolerance, value-related orientations, educational process, adolescent.

References

1. Rossiyskayapedagogicheskaya entsiklopediya: v 21. (Russian pedagogical encyclopedia). Moscow, 1999. Vol. 2. 672 p. (in Russian).

2. Krylova N. B. Kul'turologiya obrazovaniya (Educational culturology). Moscow, 2000. 272 p. (in Russian).

3. Gershunskiy B. Tolerantnost' v sisteme tsennostno-tselevykh prioritetov obrazovaniya (Tolerance in system of axiological and purposeful priorities of education). Pedagogika (Pedagogy), 2002, no. 7, pp. 3-12 (in Russian).

4. Shchurkova N. E. Pedagogicheskaya tekhnologiya kak uchebnaya distsiplina (Teaching technology as academic discipline). Pedagogika (Pedagogy), 1993, no. 2, pp. 70-77 (in Russian).

5. Pishchulin V. Vospitatel'naya rabota v vuze (Educational work at university). Pedagogika (Pedagogy), 2003, no. 2, pp. 100-103 (in Russian).

6. Smirnov S. D. Pedagogika i psikhologiya vysshego obrazovaniya: ot deyatel'nosti k lichnosti (Pedagogy and psychology of high education: from activity to personality). Moscow, 1995. 254 p. (in Russian).

7. Yakimanskaya I. S. Lichnostno-orientirovannoe obra-zovanie (Personally oriented education). Novye tsennosti

364

Научный отдел

О. И. Суслова. Сформированность мотивационного компонента

obrazovaniya (New educational values), iss. 1. Moscow, 1995, pp. 95-113 (in Russian).

8. Ushakova N. N. Individual'nyy podkhod v protsesse formirovaniya tsennostnykh orientatsiy uchashchikhsya obshcheobrazovatel'noy shkoly: dis. ... kand. ped. nauk (Individual approach in process of forming value orienta-

tions of general-school pupils: diss. ... cand. of pedagogy). Kurgan, 1998. 140 p. (in Russian).

9. Rozhkova M. I., Bayborodova L. V., Koval'chuk M. A. Vos-pitanie tolerantnosti shkol'nikov: ucheb.-metod. posobie (Education of schoolchildren' tolerance). Yaroslavl', 2003. 192 p. (in Russian).

УДК 159.9

СФОРМИРОВАННОСТЬ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ у БУДУЩИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ

О. И. Суслова

Суслова Ольга Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра специальной психологии, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: imaeva20012000@yandex.ru

В статье изложены результаты сравнительного анализа содержания понятия «профессиональное становление», представленного отечественными учеными-исследователями; подчеркивается необходимость его изучения с точки зрения современных тенденций профессионального образования. Компонентами профессионального становления будущих специальных психологов являются: целевой, мотивационный, содержательный, процессуальный и рефлексивно-оценочный. Мотивационный компонент представляет собой совокупность личностных, познавательных и профессиональных мотивов, играет значимую роль в профессиональном становлении будущих специалистов. Результаты исследования могут быть реализованы в образовательных программах подготовки специальных психологов.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональное становление, компоненты профессионального становления, мотивационный компонент, студенты - специальные психологи.

DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-4-365-370 Введение

Социальный заказ на выпускника высшего профессионального учебного заведения проявляется в высоких требованиях к качеству образования и подготовленности к будущей профессиональной деятельности. Определение компонентного состава профессионального становления в настоящее время является актуальной задачей в подготовке студентов - будущих специальных психологов. Её решение будет влиять на разработку учебных программ, на совершенствование диагностико-консультативной деятельности, на повышение качества подготовки будущих специалистов. Мотивационный компонент играет большую роль в профессиональном становлении будущих специалистов, так как его сформирован-ность опосредует развитие других компонентов этого процесса.

Теоретический анализ проблемы

Многие исследователи занимались решением проблемы профессионального становления будущих специалистов (А. А. Бодалёв, Л. И. Божович, А. А. Деркач, Ю. М. Забродин, Е. А. Климов, И. С. Кон, Т. В. Кудрявцев, С. П. Кряже, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Ю. П. Поваренков, Н. С. Пряжников, С. Н. Чистякова, В. Д. Шадриков и др.), в их работах раскрыты различные аспекты и подходы к ее решению.

Анализ работ показал, что, несмотря на многочисленные публикации, проблема профессионального становления будущих специалистов полностью не решена ни теоретически, ни практически, о чем свидетельствуют различное понимание сущности понятия «профессиональное становление» и выявление его компонентного состава.

Рассмотрим ряд существенных особенностей профессионального становления студентов: А. Г. Адушинова утверждает, что профессиональное становление студента - это постоянное самоопределение личности, многоуровневый процесс развития личности студента, направленный на формирование определённых профессиональных качеств и индивидуальных способов выполнения профессиональной деятельности [1, с. 12]. В число показателей профессионального становления она включает формирование индивидуальных способов выполнения профессиональной деятельности, а также выделяет среди этих показателей самоопределение личности.

В. А. Сластёнин считает, что профессиональное становление студентов, являющееся одновременно и личностным, должно сопровождаться формированием творческого опыта деятельности «в демократически организованном педагогическом процессе» [2, с. 15]. Таким образом, в число показателей профессионального становления кроме личностных характеристик включается сфор-мированность творческого опыта деятельности.

Рассматривая проблему профессионального становления студентов, В. В. Трифонов замечает,

© Суслова О. И, 2015

365

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.