УДК 373.5: 316.647.5 ББК 74. 200. 506
Даумова Батима Бексултановна
соискатель
кафедра педагогики и методики начального обучения Костанайский государственный институт г. Костанай Daumova Batima Beksultanovna Applicant for a Degree Chair of Pedagogy and Teaching Methods of Primary Education
Kostanai State Institute Kostanai
О комплексе педагогических условий формирования этнотолерантной компетентности старших школьников About Pedagogical Environmental Complex of Senior Pupils’ Ethno-Tolerant Competence Forming
В статье автор определяет круг компетенций, необходимых учащимся для цельного формирования этнотолерантной компетентности, рассматривает комплекс педагогических условий формирования этнтолерантной компетентности старших школьников, делится опытом работы по формированию этнотолерантной компетентности учащихся и педагогов в Костанае, созданию этнотолерантного образовательного пространства.
In the article the author defines the circle of competences, necessary for pupils’ integral ethno-tolerant competence forming; considers pedagogical environmental complex of senior pupils’ ethno-tolerant competence forming; shares the experience on the pupils and teachers’ ethno-tolerant competence forming in Kostanai and creation of ethno-tolerant educational environment.
Ключевые слова: этнокультурное образование, этнокультурная
образовательная система, этнотолерантная компетентность, полиэтничность, этнопедагогика, полиэтническая школа, культура межнационального общения, поликультурные образовательные технологии, этнотолерантное образовательное пространство.
Key words: ethno-cultural education, ethno-cultural educational system, ethno-tolerant competence, polyethnics, ethnopedagogics, polyethnic school, culture of international communication, polycultural educational technologies, ethno-tolerant educational environment.
Проблема повышения уровня сформированности этнотолерантной компетентности старших школьников определена задачами, поставленными Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым на сессиях Ассамблеи народов Казахстана, в Посланиях народу Казахстана; возрастающей ответственностью, ролью и местом среднего образования в созидании мирного будущего планеты, социального прогресса и улучшении условий жизни;
пониманием, что миротворческое воспитание является одним из важнейших средств гуманизации образования, укрепления доверия, взаимопонимания и мира между народами и государствами; противоречием между значимостью формирования этнотолерантной компетентности старшего школьника в условиях процесса глобализации и мерой готовности образовательных учреждении реализовать данную потребность.
Мы считаем, что этнотолерантная компетентность старшего школьника предполагает наличие у него следующих компетенций: социально-правовой, социально-перцептивной, когнитивной и поведенческой, а формирование этнотолерантной компетентности - процесс целенаправленного и технологически обеспеченного взаимодействия учитель-ученик, направленный на овладение школьниками данными компетенциями, которые обеспечат ему позитивное взаимодействие на конструктивной основе с представителями иных этносов.
Любая педагогическая система, в том числе и система формирования этнотолерантной компетентности старших школьников может успешно функционировать при определенном комплексе педагогических условий, поскольку случайные разрозненные условия не могут решить эту задачу эффективно с максимальной результативностью.
Изменившийся социальный заказ общества, повышенное внимание к результатам работы школ по формированию этнотолерантной компетентности, являющиеся побудительными мотивами к действиям, привели к изменениям в содержании работы школ города, городского отдела образования.
Нами определен следующий комплекс педагогических условий эффективного функционирования системы формирования этнотолерантной компетентности старшего школьника:
- целенаправленность учебно-воспитательного процесса на решение исследуемой проблемы;
- разработка учебной программы, пособия по курсу для учащихся 10 классов «Казахстан - Родина всех своих граждан» и создание электронного
учебно-методического комплекса по курсу «Казахстан - Родина всех своих граждан»;
- разработка спецкурса для учителей города «Педагогика этнотолерантности», изучение его на занятиях постоянно действующего семинара и электронного учебно-методического пособия к нему.
Назовем три указанных группы концептуальными условиями. Все они могут быть описаны в терминах педагогического процесса и условиях эффективности его функционирования как требования к выбору содержания образования (информационные условия), средств, форм, приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса (технологические условия), поведению, деятельности и характеру взаимодействия субъектов образования (личностные условия) - назовем их дидактическими условиями.
Педагогические условия в контексте нашего исследования направлены на выявление детерминант развития личности, становления процессов «самости» и реализацию педагогических средств и методов, актуализирующих формирование этнотолерантной компетентности школьников.
Первая составляющая комплекса педагогических условий: целенаправленность образовательного процесса на формирование этнотолерантной компетентности старшего школьника.
Исходя из уточненного нами принципа целенаправленности, определенного как самого важного педагогиеского условия перед педагогическими коллективами экспериментальных школ была определена следующая целевая установка образовательного процесса: каждого старшего школьника воспитать как носителя высокого уровня этнотолерантной компетентности, что требует не только умственного развития учащихся, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, что немаловажно, но и развитие образа мышления, развитие отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в конструктивном диалоге в социальной, культурной, общественной жизни, развитие многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений.
Важной составляющей системы формирования этнотолерантной компетентности старшего школьника является совершенствование этнотолерантного образовательного пространства, которое представлено следующими составляющими: учебно-научно-методическим центром,
координирующим направленность образовательного процесса на формирование этнотолерантной компетентности учащихся; подготовкой педагогов - носителей этнотолерантной компетенции; включение учащихся в межэтническое общение, партнерство с общественными национальнокультурными организациями.
В составе научно-учебно-методического центра созданы в процессе опытно-экспериментальной работы временные авторские коллективы, коллективы творческих дел для создания и реализации проектов по формированию этнотолерантной компетентности школьников. В научно-учебно-методическом центре проектировались и проводились заседания методических объединений учителей, классных руководителей, посвященных формированию этнотолерантной компетентности школьников на занятиях и во внеурочное время, обсуждались научно-методические комплексы учителей, направленные на формирование этнотолерантной компетентности учащихся, на занятиях по той или иной дисциплине.
Одним из важнейших условий, определяющих возможность и успешность реализации системы и модели формирования этнотолерантной компетентности, является обязательное использование специального курса для учащихся, исходя из чего нами разработано пособие для старшеклассников «Казахстан -Родина всех своих граждан».
Изучение данного курса способствовало осознанию школьниками того факта, что в нашей стране созданы все условия для мирной, созидательной, бесконфликтной жизни для каждого гражданина нашей страны.
Действительно, наша Родина - Казахстан явила миру лучший образец мира и согласия этносов, его населяющих. Это результат этнополитики, которую проводит Лидер нации, Президент страны Н.А.Назарбаев, именно она является основой этнотолерантности.
Изучая этот курс, учащиеся усвоили новое для них понятие этнополитики и цели этнополитики нашего государства; узнали, что мир и согласие в стране зависят от стремления каждого человека к миру и согласию, в этом стремлении Лидер Нации, Президент страны Н.А.Назарбаев является примером для подражания.
Учащимися в процессе изучения курса осознано, что для сохранения мира и согласия необходимо развитее гражданского общества, политической культуры, развитие демократии, улучшение благосостояния народа.
Изучение курса способствовало осознанию школьниками огромной роли религии в объединении человечества, в передаче духовно-нравственных общечеловеческих ценностей, одной из составляющих которых является этнотолерантность, в сохранении мира и согласия на планете.
Данный учебно-методический комплекс (УМК) обеспечивает решение научно-образовательных, методических и прикладных задач, что позволяет в рамках образовательного процесса сформировать у учащихся представление об этническом разнообразии современного мира, этнотерриториальных особенностях материальной и духовной культуры народов, населяющих территорию нашего государства, современных этнических процессах и способах их государственного и межгосударственного регулирования, формах межэтнических отношений, реализует достижение главных личностных целей этнокультурного образования - выработку у будущих поколений навыков этнокультурной и этнотолерантной компетентности, являющейся основой для понимания межконфессионального, межэтнического диалога и формирования национальной и общегражданской идентичности.
В состав разработанного учебно-методического комплекса «Казахстан -родина всех своих граждан» включены три составных блока: программнометодические материалы и научно-методическое обеспечение курса, ориентированные на работу учителя и комплекс средств обучения, предназначенные для ученика и педагога. Погружение в процесс толерантного поведения, социально-воспитательного процесса невозможно без проектирования индивидуальной стратегии саморазвития,
самосовершенствования личности учащегося. Поэтому в процессе реализации УМК акцент делался на развитие самостоятельности, осознанного отношения к образовательному процессу, взаимодействию и уважительному отношению к мнению друг друга.
Формами урока с использованием УМК являются урок-размышление (лекция с элементами дискуссии), урок-исследование, урок-творческая лаборатория, урок-панорама идей творческих групп, урок-защита проектов; урок-погружение в мир художественного произведения, урок-поиск ответа на проблемные вопросы, урок-дискуссия по различным точкам зрения, урок-путешествие по ключевым пространственным и психологическим вехам, которые помимо позитивного влияния на развитие ребёнка выступают как отказ учителя от авторитарных методов обучения и возникновение вследствие этого психологически раскрепощенной обстановки.
Содержание УМК реализуется с помощью электронных презентаций: «Представление о мире и обществе в древности»; «Казахстан - страна
межнационального и этнокультурного согласия. Объяснение современной ситуации в Казахстане»; Доктрина «Национальное единство Казахстана»; «Где единство, там и жизнь» и т.д. Например, на уроке «Роль религии в укреплении мира и согласия» демонстрируются слайды съездов лидеров мировых религий, созванных по инициативе Казахстана. Демонстрируются массовые народные праздники Наурыз, Масленица, религиозные праздники Курбайн-айт и Православное Рождество. Демонстрация слайдовых презентаций как один из элементов интерактивной методики содействует развитию навыков критического мышления учащихся, вырабатывает механизм оценивания, высокий уровень взаимодействия, зрительное восприятие, которое порождает эмоциональную сферу деятельности, касающуюся сферы чувств, ценностей, позиции.
К просмотру и обсуждению учащихся предлагаются документальные
фильмы, видеофрагменты. Подбор видеофрагментов из документальных и
художественных фильмов для обсуждения становится одним из критериев
нравственного развития личности, так как поступки и действия героев на
экране получают внутренний отклик в сердцах старшеклассников.
Вестник ЧГПУ42011 58
Методами обучения и воспитания выступают частично-поисковый с проблемной ориентацией, мозговая атака, метод проектов, ролевая игра, работа в малых группах, самостоятельный поиск и подбор дополнительной литературы и т. д.
Работа с интерактивной доской представлена работой по составлению кластеров, ассоциативных схем, сопоставительных таблиц. Например, при демонстрации текста на интерактивной доске предлагаем учащимся побыть немного философами, мыслителями, или просто знаменитостями и самостоятельно дописать предложенные высказывания - «Великие люди мира о мире». Для более яркого осмысления современной ситуации предлагаем учащимся для ознакомления и осмысления попытаться собрать строчки стихотворения.
При составлении кластеров учащиеся должны определить ключевые моменты и различными способами их оформить и записать. Обобщенная информация может быть представлена в виде списка, сочинения, таблицы, временного графика, схемы, таблицы и т. д. Этот прием наиболее эффективен, если форма подачи информации изменяется. Это побуждает учащихся рассматривать относительную значимость идей и помогает им лучше понять ее представление. Например, на уроке «Демократия как основа этнополитики и условие развития этнотолерантности в Казахстане» учащимся рекомендуется, работая с текстом, обобщить его в виде таблицы. В ходе выполнения коллективной работы старшеклассники определяют ключевые элементы гражданского общества. Методический прием способствует росту активности учащихся, наблюдается высокий уровень взаимодействия.
Пожалуй, наиболее важно здесь понять, что процесс решения проблемы становится таким же важным или, возможно, даже важнее, чем сам ответ.
Так, главным вопросом работы урока-творческой лаборатории являлся вопрос об общечеловеческих ценностях. Ознакомившись с приведенными цитатами, ребятам предлагалось составить модель исторических средств, формирующих мировоззрение человека, дать ответ на основе просмотренного видеосюжета, изобразив его схематично. Представители каждой микрогруппы
на интерактивной доске демонстрируют выполненные схемы. Материал групп объединяется и дополняется, создавая единый информационный продукт. При этом ученики приобретают опыт публичных выступлений, повышается самооценка, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
Метод создания проектов и его защиты - это одна из форм работы сотрудничества, руководства и организация деятельности, где ребята готовы проявлять личную инициативу, могут показать умение отрабатывать информацию, применяя логические операции, владея навыками исследовательской деятельности. Это один из интерактивных методов, который требует, чтобы на уроке ученики говорили больше, а учитель как можно меньше. Результат выполненного проекта - это конкретный результат, готовый к внедрению. Метод проектов учит школьников приобретать знания самостоятельно, работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника). В качестве примера можно привести такие темы: «Я - казахстанец. Я русский (украинец, белорус, армянин...)». Примерные направления реализации такого проекта: представление истории традиций и обычаев, кухни, национального костюма своего народа; ознакомление с известными именами и творчеством писателей, музыкантов, видных деятелей своего народа. Кроме названного, в процессе изучения курса ребята готовят и другие проекты: «Человек словно в зеркале мир, - многолик», «Я из многонациональной семьи» и другие.
Учащиеся делятся на мини-группы по 4-6 человек, определяющие для себя "цепочки" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающие форму представления результатов - в виде презентации, буклета, веб-сайта, создания виртуальной экскурсии и др. Ребята продумывают пути проведения своих исследований: анкетирование, создание видеозаписей, сбор статистических данных, образцов, обработка собранных сведений, то, как будут оформлены результаты исследования и т.д.
Например, размещение виртуальной экскурсии на школьном сайте даёт возможность познакомиться с музейными экспонатами всем желающим, в том числе и родителям, что способствует укреплению связей «школа - семья». Вестник ЧГПУ42011 60
Кроме того, привнесение элемента новизны способствует усилению внешней и внутренней мотивации обучения школьников, позволяет проявить себя тем, кто, владея компьютерной техникой на уровне «продвинутого пользователя», к проблемам этнической самобытности был равнодушен.
В процессе изучения курса школьники изучили понятия: толерантность, толерантный человек, общение, культура межэтнического общения и этнотолерантность, осознали, что этнотолерантность - условие конструктивного общения в полиэтнической среде.
Основополагающей составляющей совершенствования этнотолерантного образовательного пространства, на наш взгляд, является подготовка педагогов -«носителей» этнотолерантной компетентности. В контексте условия, направленного на педагога, реализующего целевые установки этнотолерантной компетентности, мы обращали внимание на обеспечение педагогами элективности, контекстности и проблемности образования, создание атмосферы сотрудничества, организация сотворчества субъектов образовательной деятельности, реализация индивидуального подхода к развитию личности учащихся.
В процессе исследования нами разработан курс для учителей города «Педагогика этнотолерантности», аналогов подобной программы курса нет. Изучение курса направлено, во-первых, на формирование убеждения каждого педагога, что он является образцом этнотолерантной компетентности, основой которой является педагогическая позиция учителя. При изучении курса учителя расширили знания по этнополитике, этнологии, этнопсихологии, педагогической этики, обратили особое внимание на моральнопсихологическую культуру педагога и предотвращение «барьеров» его общения с учащимися, а также этику гражданственности и политическую культуру педагога, которые выступают нравственным основанием и важнейшей идеологической компонентой в деятельности, направленной на формирование этнотолерантной компетентности старших школьников.
Целенаправленная работа по подготовке педагогов к опытноэкспериментальной работе повысила их компетентность, целеустремленность в
решении проблемы формирования этнотолерантной компетнтности.
61 ВестникЧГПУ42011
Важный компонент совершенствования этнотолерантного образовательного пространства старших школьников - включение учащихся в межэтническое общение, партнерство с общественными национальнокультурными организациями, которые активно функционируют в Костанайской области.
Предложенный комплекс педагогических условий, их теоретикометодологическое и технологическое обеспечение обогащают педагогический инструментарий и теоретическую базу реализации Концепции этнокультурного образования РК
Библиографический список
1. Даумова Б.Б. Казахстан - Родина всех своих граждан: Учебное пособие для учащихся старших классов. - Костанай, 2009. - 176 с.
2. Даумова Б.Б. Педагогика этнотолерантности: Учебно-методическое пособие к спецкурсу для учителей общеобразовательных школ. - Костанай, 2010. - 55 с.
Bibliography
1. Daumova, B.B. Kazakhstan Is the Motherland of All Its Citizens: Study Guide for Senior Pupils / B.B. Daumova. - Kostanai, 2009. - 176 p.
2. Daumova, B.B. Ethno-Tolerance Pedagogy: Guidance Manual to the Special Course for Comprehensive Schools Teachers / B.B. Daumova. - Kostanai, 2010. - 55 p.