УДК 159.922.4
Дагбаева Соелма Батомункуевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского [email protected]
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МОЛОДЕЖИ В СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ ТРАНСГРАНИЧЬЯ [1]
Dagbaeva Soelma Batomunkuevna
PhD in Psychology, Assistant Professor of the Educational Psychology Department, Transbaical State University for Education Science and Humanities [email protected]
ETHNIC PSYCHOLOGICAL FEATURES OF YOUNG PEOPLE’S
TOLERANCE IN THE TRANSBOUNDARY SOCIOCULTURAL CONDITIONS [1]
Аннотация:
Данная статья посвящена проблеме построения позитивных отношений с представителями других национальностей в условиях роста социальной напряженности в современном обществе. Отмечается, что наиболее сенситивным к усвоению социально значимых ценностей является подростковый возраст, когда формируется этническое самосознание, а воздействие на этнические стереотипы и установки может оказаться наиболее эффективным. Проведенное эмпирическое исследование позволяет утверждать, что подростки демонстрируют определенную избирательность в межэтнических отношениях.
Ключевые слова:
этническая толерантность, этническая идентичность, социальная дистанция, этнические стереотипы, ценностные ориентации.
Summary:
The article discusses problems of building positive relations with representatives of different nations in the conditions of social tension growth in the modern society. The author notes that teenagers are the most sensitive to adoption of social values, for in the young age the ethnic self-consciousness develops, and influence upon the ethnic stereotypes and guidelines may be the most effective. The undertaken empiric study proves that the teenagers demonstrate certain selectivity in the interethnic relations.
Keywords:
ethnic tolerance, ethnic identity, social distance, ethnic stereotypes, value orientations.
Современная этническая и социокультурная ситуация в обществе характеризуется неоднозначным отношением членов разных социальных, этнических и культурных групп друг к другу, ростом агрессии, пренебрежительного отношения к представителям других национальностей. В последнее десятилетие во многих городах России произошли существенные изменения этносоциальной ситуации: повысилось число иностранных граждан, приезжающих на работу или учебу, увеличился приток трудовых мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, отмечается повышенная чувствительность к лицам других национальностей, этническая нетерпимость, ксенофобия и т.д. В данной обстановке становится очевидной проблема построения позитивных отношений с представителями других национальностей, взаимодействия на основе толерантности, понимания, уважения их взглядов, мнений, традиций. В связи с этим в 2010 г. Министерством образования и науки РФ была подготовлена «Концепция развития поликуль-турного образования» с целью обеспечения гражданского мира, социальной стабильности и информационной защиты общества, создания благоприятных условий для социализации новых поколений, что особенно важно на этапе общероссийской модернизации в условиях нарастающей изменчивости современного мира.
В начале 2012 г. В.В. Путин опубликовал статью «Россия: национальный вопрос», в которой отмечает, что «для России - с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур -национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Реальность сегодняшнего дня - рост межэтнической и межконфессиональной напряженности. Одним из главных условий развития нашей страны является гражданское и межнациональное согласие. Огромная роль здесь принадлежит образованию. Гражданская задача образования, системы просвещения - дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа» [2, с. 2].
Как пишет А.Г. Асмолов, для проектирования образования как социального института, обеспечивающего формирование толерантности и профилактику экстремизма, необходимо учитывать следующие предпосылки социальной напряженности в обществе: рост социального
разнообразия общественной жизни и сложности процесса гражданской идентификации - принятия решений о месте личности (социальной группы) в системе гражданских социальных, профессиональных, национальных, религиозных, политических отношений; неопределенность ценностей и социальных установок на уровне личности и социальной группы, возникшая в результате произошедших в короткие сроки изменений политического, экономического и национально-государственного устройства страны; рост гипермобильности населения, обусловленный динамикой этногеографической структуры общества в условиях бурных нерегулируемых миграционных процессов и приводящий к изменению социальных дистанций между различными этническими, конфессиональными, поколенческими и социальными слоями общества, а тем самым, к росту социальной напряженности; возникновение в обществе стереотипов восприятия проявлений жестокости, ксенофобии, этнофобии, мигрантофобии как привычной социальной нормы и тем самым явное или неявное санкционирование использования негативных образцов агрессивного поведения в деятельности отдельных личностей и социальных групп, в том числе транслируемых через средства массовых коммуникаций; активное распространение манипуля-тивных технологий формирования установок «свои - чужие», конструирование образа врага, использование языка вражды в средствах массовой информации, создание радикальных «сайтов ненависти» в Интернете, основной мишенью которых являются подростки и чувствующие себя социально ущемленными слои населения [3, с. 42].
В приграничных регионах происходит быстрое и эффективное взаимодействие в самых разнообразных сферах жизни общества и культуры, что ведет к образованию особой территориальной системы, которая обозначается как трансграничье. К таким регионам относится Забайкальский край, который граничит с Амурской и Иркутской областями, республиками Бурятия и Якутия, а также имеет внешнюю границу с Китаем и Монголией. В результате исторических процессов в Забайкалье, занимающем территорию различных природных зон, сложилась своеобразная этническая ситуация. Здесь проживают представители различных рас, языковых групп, этносов и субэтносов: русские, белорусы, украинцы, поляки, буряты, эвенки, татары, евреи, немцы, корейцы, китайцы, представители кавказских и прибалтийских народов и другие. Ландшафтное разнообразие Забайкалья, возможность заниматься здесь различными видами хозяйственной деятельности стали причиной длительного, относительно бесконфликтного проживания на его территории разных народов и обеспечили этническое многообразие региона [4].
В настоящее время в данном регионе, как и во многих других, наблюдается увеличение потока миграций, повышается число иностранных граждан, приезжающих на работу или учебу, увеличивается приток трудовых мигрантов и т.д. Кризис в нашей стране показал, что одной из самых уязвимых сфер человеческих отношений в трансформирующемся поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Именно в эту область в первую очередь проецируются экономические, социальные и политические проблемы. В этой обстановке одним из важных условий построения позитивных отношений с представителями других национальностей является взаимодействие на основе толерантности, понимания, уважения их взглядов, мнений, традиций. В связи с этим осмысление круга вопросов, связанных с формированием толерантности представителей молодежи как жизненной стратегии, дающей возможность сохранения внутреннего равновесия, успешного построения взаимоотношений, обретения гармонии и целостности настоятельное практическое требование общественной жизни.
Наиболее сенситивным к усвоению социально значимых ценностей является подростковый возраст. Подростковый возраст является важнейшим периодом в психосоциальном развитии человека. Подросток активно включается во взрослую жизнь, ищет в ней свое место, и направленность его личности зависит от того, как он будет относиться к себе и другим в этом мире. Поэтому именно для подростков особо актуальной становится проблема толерантности. В этом возрасте формируется этническое самосознание учащихся, следовательно, именно на данном этапе воздействие на этнические стереотипы и установки может оказаться наиболее эффективным.
В связи с этим нами совместно с Е.С. Шемякиной было проведено исследование этнопсихологических характеристик толерантности, а именно уровня этнической толерантности, особенностей этнической идентичности, стереотипов, социальной дистанции, стратегий конфликтного поведения и ценностных ориентаций подростков г. Читы (2012). Всего в исследовании приняли участие 97 подростков в возрасте 12-14 лет.
Исследование уровня этнической толерантности испытуемых с помощью методики «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой выявило высокий уровень толерантности у 8,2 % от общего числа исследуемых подростков, средний уровень толерантности у 83 % исследуемых подростков (то есть в разных ситуациях они могут вести себя как толерантно, так и интолерантно, проявлять как уважительное отношение к другим людям и представителям других национальностей, так и равнодушие или пренебрежение,
ущемление прав «другого»), у 8,2 % учащихся был выявлен низкий уровень толерантности. Средний индекс толерантности по группе составляет 80,6.
Диагностика этнических стереотипов подростков с помощью «Диагностического теста отношений» Г.У. Солдатовой показала, что представители «иных» этнических групп воспринимаются подростками зачастую негативно, диагностический коэффициент стереотипа по отношению к типичному представителю другой национальности составляет 0,1, а по отношению к типичному представителю собственной национальности составляет 0,18, в то время как средняя оценка себя учащимися составляет 0,21, а идеала 0,3.
Анализ результатов по методике «Шкала социальной дистанции» Э. Богардуса показал, что наибольшая дистанция у подростков по отношению к представителям китайской национальности, она составляет 5,13 (их подростки допускают видеть в качестве туриста или не хотели бы видеть в своей стране), а также к татарам (5,04) и узбекам (4,78). Меньше социальная дистанция по отношению к азербайджанцам (4,58), белорусам (3,92) и армянам (3,78). Бурят (3,45) и украинцев (3,69) подростки допускают видеть в качестве друга, соседа или коллеги по работе. В числе наиболее предпочитаемых народов исследуемые подростки видят русских (дистанция 1,32) - их подростки хотели бы видеть в качестве близкого родственника или партнера по браку. Мы предполагаем, что высокая социальная дистанция по отношению к представителям некоторых национальностей может быть связана, с одной стороны, с незнанием обычаев, традиций, особенностей поведения данных этносов, а также, с другой стороны, с наличием предубежденности и негативных стереотипов.
При диагностике подростков с помощью методики «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой было выявлено, что доминирующим типом этнической идентичности является «Позитивная этническая идентичность» (14,94 баллов из 20 возможных), а также наблюдается тенденция к этнической индифферентности (10,69) и этнофанатизму (10,36). Уровень этноэгоизма составляет 8,73, уровень этноизоляционизма - 7,94, уровень этнонигилизма - 6,25.
Результаты диагностики по методике «Ценностные ориентации» показывают, что наиболее важными жизненными ценностями (терминальные ценности) для ребят являются: здоровье, наличие хороших и верных друзей, любовь, активная деятельная жизнь. Менее важны для них: творчество, счастье других, развлечения. Важными человеческими качествами (инструментальные ценности) ребята считают: воспитанность, жизнерадостность, аккуратность, независимость. Наименее важными - терпимость, непримиримость к недостаткам в себе и других, твердую волю и эффективность в делах.
В результате диагностики по методике «Стратегии поведения» К. Томаса было выявлено, что при возникновении конфликта респонденты чаще всего выбирают такие стратегии поведения, как компромисс (идут на взаимные уступки) - среднее значение - 6,75, приспособление -6,24 или избегание - 5,91, реже соперничество 5,56, сотрудничество - 5,53.
Далее, в ходе исследования нами было проверено наличие взаимосвязей с помощью коэффициента Спирмена между уровнем толерантности и наличием стереотипов, величиной социальной дистанции испытуемых по отношению к представителям других национальностей, типом этнической идентичности, уровнем эмпатии, выбором стратегий поведения в конфликтных ситуациях, ценностными ориентациями подростков.
Корреляционный анализ обнаружил значимую положительную взаимосвязь между уровнем толерантности подростков и их оценкой «Себя», «Идеала», а также «Типичного представителя другой национальности». Данный факт говорит о том, что чем выше уровень толерантности подростков, тем выше они оценивают самих себя, идеал и представителей иных национальностей (см.: таблицу 1).
Таблица 1 - Корреляции показателей уровня толерантности и эмоционального компонента этнического стереотипа
индекс толерантности
Оценка себя (Д1) 0,27**
Оценка идеала(Д2) 0,21*
Оценка типичного представителя своей национальности (Д3) 0,18
Оценка типичного представителя другой национальности (Д4) 0,30**
***р < 0,001, **р < 0,01, * р<0,05.
Нами также выявлена положительная корреляционная связь между уровнем толерантности испытуемых и наличием позитивной этнической идентичности: чем лучше отношение подростков к собственному этносу, тем выше их уровень толерантности. Обнаружена значимая отрицательная связь между уровнем толерантности и уровнем этноэгоизма, этноизоляциониз-
ма и этнофанатизма: чем выше уровень этноэгоизма, этноизоляционизма или этнофанатизма, тем ниже уровень толерантности подростков (см.: таблица 2).
Таблица 2 - Корреляции показателей уровня толерантности и типов этнической идентичности
индекс толерантности
этнонигилизм -0,10
этническая индифферентность 0,08
норма, позитивная этническая идентичность 0,53***
этноэгоизм -0 47***
этноизоляционизм -0,38***
этнофанатизм -0 41 ***
***р < 0,001, **р < 0,01, * р<0,05.
На основании полученных результатов были выделены три группы подростков: подростки с высоким, средним и низким уровнем толерантности. Для подростков с низким уровнем толерантности характерно наличие выраженных интолерантных установок по отношению к представителям других этносов, высокий уровень социальной дистанции (нежелание видеть представителей других этносов в своей стране), высокий уровень этнофанатизма, который представляет собой ступень гиперболизации этнической идентичности. Для подростков со средним уровнем этнической толерантности характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт, наличие позитивной этнической идентичности, но при этом у некоторых подростков наблюдается тенденция к размыванию этнической идентичности, то есть к неопределенности в своей этнической принадлежности. Для данных подростков характерна позитивная оценка представителей других этносов, однако некоторые этносы оценивались негативно. На наш взгляд, это происходило из-за незнания особенностей данного этноса, что подтверждалось репликами и вопросами подростков. Подростки с высоким уровнем толерантности характеризуются наличием позитивной этнической идентичности, уважительным и заинтересованным отношением к представителям «другой» нации, низким уровнем социальной дистанции (допускают видеть представителей других этносов в качестве друзей, близких родственников, коллег по работе, соседей).
Полученные результаты позволяют нам говорить о том, что в образовательном пространстве школы необходима работа по организации комплексной системы психологопедагогических условий, направленных на формирование и укрепление толерантного поведения учащихся. Как пишет А.Г. Асмолов, образование может выступить как один из ведущих факторов формирования толерантности и профилактики ксенофобских установок. Вместе с тем возможности общего образования как ресурса формирования толерантности у детей и подростков используются с чрезвычайно низкой эффективностью. Посредством специально разработанных социально-психологических технологий учителя, преподаватели, школьники и студенты в ходе различных тренингов толерантности и социальной компетентности могут научиться разрешать конфликтные ситуации, вести переговоры, вставая на позиции противоборствующих сторон и пытаясь увидеть мир глазами другого человека [5].
Таким образом, проведенное нами исследование этнопсихологических характеристик толерантности подростков выявило определенную избирательность в межэтнических отношениях, выражающуюся в социальной дистанции по отношению к представителям некоторых национальностей, в определенных негативных стереотипах, трансформации этнической идентичности по типу этнической индифферентности или этнофанатизма. Данные результаты актуализируют проблему формирования и укрепления толерантности подростков средствами психологической коррекции и развития. В связи с этим нами была разработана и реализована программа этнокультурного тренинга, включающая технику культурного ассимилятора, специально для подростков, живущих в Забайкальском крае. Следует отметить, что в настоящей статье рассмотрена лишь часть проведенного исследования. Представленные результаты и выводы имеют определенную ценность и являются объектом дальнейшего эмпирического изучения. Все это говорит о сложности изучения феномена толерантности в межэтнических отношениях и требует дополнительных исследований, особенно в таких поликультурных регионах, как Забайкальский край.
Ссылки и примечания:
1. Исследование выполнено при финансовой поддержке Гранта Президента РФ МК-1545.2012.6 (проект «Этническая социализация молодого поколения в изменяющихся социокультурных условиях»).
2. Путин В.В. Россия: национальный вопрос. 11Р1_: http://www.premier.gov.ru (дата обращения: 19.02.2012).
3. Асмолов А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. М., 2011.
4. Натаев П. Народы Забайкалья в XVII-XXI веках. URL: http://www.zabaykal.net/ulan-ude/narody-zabaikalya (дата обращения: 07.05.2012).
5. Асмолов А.Г. Указ. соч.
References (transliterated) and notes:
1. The research is performed with financial support from the President of the Russian Federation's Grant N МК-1545.2012.6 (project “Ethnical socialization of the young generation in changing sociocultural environment”).
2. Putin V.V. Rossiya: natsional'niy vopros. URL: http://www.premier.gov.ru (date of access: 19.02.2012).
3. Asmolov A.G. Strategiya i metodologiya sotsiokul'turnoy modernizatsii obrazovaniya. M., 2011.
4. Nataev P. Narody Zabaykal'ya v XVII-XXI vekakh. URL: http://www.zabaykal.net/ulan-ude/narody-zabaikalya (date of access: 07.05.2012).
5. Asmolov A.G. Op. cit.