ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCIES
УДК 37.013.42
РОЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
Литвак Римма Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии, Челябинская государственная академия культуры и искусств (г. Челябинск, РФ). E-mail: [email protected]
Блясова Ирина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета истории и права, Шадринский государственный педагогический институт (г. Шадринск, РФ). E-mail: erofeeva_shgpi@ mail.ru
В статье рассматривается влияние социокультурной среды региона на социализацию личности подростков. Сделан краткий обзор имен и работ, освещающих различные аспекты названной темы. Исследование раскрывает положительный опыт создания социокультурной среды в Курганской области. В качестве доказательства приведены примеры внимания к названной проблеме на правительственном уровне, что выражено в постановлениях, распоряжениях Правительства РФ и Курганской области, а также многочисленные реалии функционирования культурно-досуговых учреждений названной территории. Отмечается рост числа детских объединений, показана динамика развития сферы дополнительного образования. Раскрываются основные направления работы культурно-досуговых учреждений, перспективы развития. В качестве приоритетного направления в социокультурной деятельности региона названо создание системы управляемой позитивной социализации в процессах воспитания и обучения. Кроме того, как значимые направления отмечены: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание. Сделан акцент на популяризации и развитии традиционной народной культуры в качестве важного направления политики региона.
Сделан вывод о том, что социокультурная среда, оказывая воздействие на духовную и нравственную сферы общества, выступает в качестве важного условия социализации личности, формирования ее ценностной сферы, что касается Курганской области - создаются условия для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития потенциала молодежи и его использования в интересах инновационного развития области и страны.
Ключевые слова: социализация, социально-культурная среда, подростки.
THE ROLE OF SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF THE REGION IN THE SOCIALIZATION OF TEENAGER'S PERSONALITY
Litvak Rimma Alekseevna, Dr of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts (Chelyabinsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Blyasova Irina Yurievna, PhD in Pedagogy, Assotiate Professor, Dean of Faculty of History and Law, Shadrinsk State Pedagogical Institute (Shadrinsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The article discusses the impact of sociocultural environment on the socialization of adolescents. Socio-cultural environment has an impact on spiritual and moral sphere of society and serves as important conditions
of socialization, formation of values spheres. A brief overview of the names and works, covering various aspects of the said topics. The study reveals a positive experience in creating social and cultural environment in the Kurgan region. As evidence shows examples of attention to these problems at the governmental level as expressed in regulations, orders of the Russian Government and the Kurgan region, as well as numerous realities of the functioning of cultural and entertainment establishments named territory. There is a growing number of children's organizations, and dynamics of development of sphere of additional education. Reveals the basic directions of cultural and leisure facilities, development prospects. As a priority in the social and cultural activities in the region included the creation of a controlled positive socialization in the process of education and training. In addition, as noted important areas: civil and patriotic, spiritual and moral education. To focus on the promotion and development of traditional folk culture as an important policy in the region.
The conclusion is that the socio-cultural environment, affecting the spiritual and moral spheres of society, serves as an important condition for the socialization of the individual, the formation of its value sphere, with regard to the Kurgan region - the conditions for the successful socialization and effective self-realization of young people, the development potential of young people and its use for the benefit of innovative development of the region and the country.
Keywords: socialization, socio-cultural environment, adolescents.
Условия нестабильности, ослабление духовно-нравственных ориентиров, отчуждение подрастающего поколения от культуры и искусства, сокращение финансовой обеспеченности учреждений культуры, разрушение культурных традиций, семейных устоев, рост преступности в молодежной среде и др. - все это детерминирует обращение к проблеме социокультурной среды региона и актуализирует проблему создания условий для успешной социализации подрастающего поколения. Важным путем её решения является социально-культурная среда, которая обладает значительным педагогическим потенциалом в деле социализации молодежи. Очевидно, что понятие «социокультурная среда» тесно связано с понятием «социализация личности» и приобретает значение в подростковом возрасте, когда происходит становление жизненных планов и ориентиров.
Поэлементно обозначенная нами тема рассматривалась в трудах многих исследователей, что только подчеркивает ее актуальность. Частично и мы касались этой темы в ранней статье [4]. М. А. Ариарский, Л. Г. Брылева, А. Д. Жарков, Л. С. Жаркова, И. Л. Савченко, А. А. Сукало, Б. А. Титов, В. А. Шаповалов, В. Е. Триодин, Н. Н. Ярошенко и др. раскрыли механизмы, особенности, условия социализации и самореализации личности в сфере свободного времени, а также показали положительное и отрицательное воздействие социокультурной среды на фор-
мирование личности подрастающего поколения. Социально-культурную среду как пространство личностного становления, социальной адаптации, условия формирования ценностных ориентаций подростков и молодежи рассматривали Б. Н. Алмазов, В. Г. Бочарова, Ю. С. Бродский, О. Б. Ершова, П. П. Терехова и др.
Социокультурная среда рассматривается как значимое пространство жизнедеятельности, в котором протекает процесс формирования личности, её развитие и саморазвитие во взаимодействии с другими людьми, природными, предметными факторами, культурными ценностями. Социокультурная среда является не только важным условием формирования и социализации личности, но и определяет активную позицию подростка по освоению и формированию его жизненного пространства (А. Д. Жарков, О. Б. Ершова, П. П. Терехов, Д. В. Шамсутдино-ва и др.). Так, в качестве основы социализации молодежи А. И. Юдина рассматривает формирование социально-культурной среды именно в системе инфраструктуры региона [9], О. Б. Ершова изучает социально-культурую среду в качестве фактора формирования ценностных ориентаций пожростков и молодежи [1].
В условиях конкретного региона, в зависимости от характера, интенсивности проблем и имеющихся ресурсов, те или иные составляющие социокультурной среды могут выступать в качестве приоритетных направлений культурной политики
и социокультурного проектирования. Мы в своем исследовании обращаемся к опыту Курганской области.
Курганская область, являясь частью социокультурной системы России и самостоятельным субъектом Российской Федерации, обладает немалым педагогическим потенциалом для реализации задач социализации подростков. О внимании к названным проблемам со стороны правительства свидетельствует и ряд документов [2; 5-7]. Приоритетным направлением в социально-культурной деятельности региона является создание системы управляемой позитивной социализации в процессах воспитания и обучения с целью формирования социальных компетенций подростков.
Управляемая позитивная социализация в региональном контексте включает: на личностном уровне закономерности личностного развития, а так же ценностные и профессиональные ориентации; на институциональном уровне - анализ социокультурных условий и социальную активность образовательных учреждений [8].
Реализация позитивной социализации обучающихся направлена на развитие их социальных компетенций обучающихся: усвоение способов приобретения знаний из различных источников, умение оценивать собственные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых отношений, навыках самоорганизации, в выборе путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность и др.
На формирование социальных компетенций направлены ресурсы социально-культурной среды региона, где значительное место отводится гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию, популяризации и развитию традиционной народной культуры, организации досуговой сферы подрастающего поколения, работе с одаренными детьми. Далее остановимся на этих направлениях более подробно.
В целях содействия гражданско-патриотиче-скому воспитанию граждан органы государственной власти Курганской области обеспечивают:
- координацию и методическую поддержку деятельности в сфере гражданско-патриотическо-го воспитания молодежи;
- реализацию мер государственной поддержки молодежных и детских общественных объе-
динений гражданско-патриотической направленности;
- проведение региональных патриотических молодежных мероприятий и др.
Учитывая тот факт, что Курганская область является многонациональным регионом (на её территории проживает более 100 национальностей, среди них русские, татары, башкиры, казахи, украинцы, белорусы, немцы, армяне, азербайджанцы, удмурты, чуваши, молдаване и др.), в качестве приоритетных задач выделяют [5]:
- содействие укреплению гражданского единства и гармонизации национальных и межнациональных отношений, этнокультурному развитию народов, проживающих в Курганской области;
- создание в обществе атмосферы уважения к культурным достижениям народов, проживающих в Курганской области;
- консолидацию усилий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Курганской области, общественных, национально-культурных и религиозных объединений, научных, образовательных, культурных учреждений в сферах реализации государственной национальной политики Российской Федерации.
С целью развития гражданско-патриотиче-ского воспитания молодежи, межнационального согласия и укрепления дружбы в многонациональной молодежной среде проводятся встречи с ветеранами-интернационалистами, борцами за мир, ветеранами Великой Отечественной войны, авторами книг по истории и культуре разных народов, а также авторами биографий замечательных людей. Проводятся дни национальных культур, дни славянской письменности и культуры, недели дружбы, форумы, акции солидарности и благотворительности, конференции, олимпиады, круглые столы, выставки изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, национальных костюмов народов России и мира.
В образовательных учреждениях создаются клубы межнациональной дружбы. Так, в ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» с сентября 2015 года действует Клуб межнациональной дружбы. Его деятельность направлена на развитие межэтнического взаимодействия и укрепление дружбы в многонациональной молодежной среде.
В сфере духовно-нравственного воспитания в Курганской области имеются значительные ресурсы. С 2009 года Курганская область в составе 19 субъектов Российской Федерации вступила в апробацию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и в настоящее время является стажерской площадкой для других регионов. Информационное сопровождение темы патриотического воспитания обеспечивает молодежный портал «Патриот Зауралья».
Закон Курганской области от 10.02.1997 № 12 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Курганской области» [5] закрепил право молодежных и детских объединений на государственную поддержку проектов, предполагающих патриотическое воспитание детей и молодежи, знакомство с культурно-историческим наследием родного края, развитие краеведческой работы, сохранение и восстановление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
В целях формирования патриотизма как важнейшей духовно-нравственной социальной ценности, воспитания чувств национальной гордости, гражданского достоинства и долга в образовательных учреждениях Курганской области активно развивается кадетское движение. На базе 30 образовательных учреждений действуют 93 кадетских класса, более 70 % учащихся - дети из малообеспеченных и неполных семей. В настоящее время кадетским движением охвачено 17 районов Курганской области (23 общеобразовательных школы, в том числе кадетские школы-интернаты в г. Шадринске и г. Куртамыше, и 8 учреждений начального профессионального образования). Численность кадетов составляет 2 648 человек. В мариинском движении участвует 256 девушек в пяти учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования. Их деятельность направлена на формирование у обучающихся и воспитанников гражданской ответственности, правового самосознания, патриотизма, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
В течение 2014 года 11 отрядов поисковиков работали в Республике Карелии, Орловской и Волгоградской областях. Благодаря их деятель-
ности были подняты останки 454 солдат Красной армии, 14 из них имели при себе именные медальоны, что позволило определить их имена и известить о находке родственников.
Важной сферой в деле воспитания активной гражданской позиции и социальной ответственности молодого поколения является волонтер-ство. Данная деятельность позволяет сохранять и укреплять человеческие ценности, способствует личностному росту и развитию социальных связей. На территории Курганской области зарегистрированы 10 376 волонтеров, состоящих в добровольческих отрядах. В каждом муниципальном образовании создан штаб или центр, координирующий деятельность добровольческих формирований.
Впервые был организован областной конкурс проектов и инициатив волонтеров в сфере профилактики негативных социальных явлений и пропаганды здорового образа жизни «Мое дело», победители получили денежное вознаграждение.
Развитие и распространение волонтерства относится к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики [2]. К числу задач развития этого движения относятся следующие:
- поддержка социальных инициатив, направленных на распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;
- участие в подготовке и проведении массовых социально-культурных, информационно-просветительских и спортивных мероприятий;
- реализация программ профилактической и информационно-пропагандистской направленности;
- установление сотрудничества с социальными и коммерческими партнерами для совместной социально значимой деятельности.
Основными направлениями волонтерской деятельности являются: социальное патронирование детей-инвалидов, пожилых людей, экологическая защита, профилактика ПАВ, досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи, проведение интеллектуальных конкурсов, творческих мероприятий, праздников) и др.
Важное направление культурной политики региона - популяризация и развитие традицион-
ной народной культуры. В числе приоритетных направлений деятельности учреждений культуры - сохранение культурного многообразия и основ традиционного творчества, пропаганда достижений любительского искусства. В 721 учреждении культурно-досугового типа действует 6,1 тыс. клубных формирований, 173 творческих коллектива носят звание «Народный» и «Образцовый», 3 - «Заслуженный коллектив народного творчества». На решение вопросов сохранения и развития национальных культур направлена деятельность Курганского областного центра народного творчества, двух его филиалов и 19 национально-культурных центров и объединений.
В Программе «Развитие культуры Зауралья» на 2014-2020 годы значительное место отводится проведению на территории Курганской области детских межрегиональных, региональных, межмуниципальных и районных фестивалей, выставок, смотров, конкурсов, конференций, семинаров, мастер-классов, экспедиций по поддержке любительского художественного творчества, промыслов и ремесел и иных программных мероприятий, а также мероприятий по развитию художественного творчества лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Работники «Центра русской народной культуры «Лад» ведут просветительскую работу среди молодежи, а так же работу по сбору, изучению и хранению фольклора русского населения Зауралья, возрождают традиционные технологии художественных промыслов и ремесел. На занятиях дети не только слушают рассказы о шад-ринских мастерах, о народной игрушке и народном костюме, но пробуют и свои силы. Все это сопровождается показом многочисленных экспонатов из этнографических и методических коллекций. «Школа ремесел и рукоделий» приобщает детей и подростков к ремесленным традициям и развивает местные промысловые традиции, на основе исследовательской работы возрождает забытые и утраченные технологии обработки материалов. Эффективной деятельности способствуют сложившаяся система фестивалей, смотров, конкурсов и выставок.
Стратегия и политика социального развития строится на основе самореализации молодого по-
коления, в том числе в процессе формирования здорового образа жизни детей и подростков.
Оздоровительная кампания обеспечивает гарантии соблюдения права детей на отдых и оздоровление, вне зависимости от материального благосостояния и социального статуса родителей. На территории Курганской области функционируют 14 загородных оздоровительных лагерей, 9 санаторно-оздоровительных лагерей круглогодичного действия, 4 санатория, а в период летних каникул - более 430 лагерей дневного пребывания.
Охват детей в возрасте от 5 до 17 лет отдыхом и оздоровлением ежегодно увеличивается. В 2010 году - 45,9 %, в 2011 году - 47,8 %, в 2012 году - 55 % от общего количества детей. В 2012 году организованным отдыхом охвачено 100 % воспитанников детских сиротских учреждений Курганской области, впервые организованы две смены для детей-инвалидов на базе загородного оздоровительного лагеря «Космос» Макушинского района.
В области сложилась определенная система по выявлению и поддержке способных и талантливых детей: олимпиады, творческие конкурсы, конференции; профильные оздоровительные смены, премия Правительства области, создаются условия для развития технического мышления, технического творчества обучающихся, формирования учебно-исследовательских умений и навыков в рамках реализации образовательного проекта «Малая академия наук». В сети школьных технопарков, созданных при профессиональных учебных заведениях, занимается более 200 старшеклассников. Дальнейшая работа в этом направлении ориентирована на выявление и поддержку талантливых детей с использованием следующих мер:
- создание творческой среды для проявления и развития способностей каждого ребенка;
- расширение системы олимпиад и иных творческих испытаний школьников;
- совершенствование практики деятельности летних (сезонных) профильных школ (смен);
- создание филиалов «Малой академии наук»;
- развитие дистанционного, очно-заочного образования талантливых детей;
- совершенствование деятельности областного лицея для сельских школьников [3].
С 2010 года в Курганской области реализуется проект «Интеллектуал Зауралья» (шахматный всеобуч). В 2014/15 учебном году 93 % общеобразовательных школ Курганской области реализуют шахматный всеобуч, увеличен охват учащихся с 1-го по 4-й класс с 33 до 54 %. Также проводятся школы по робототехнике и естественно-научному направлению в рамках реализации областного проекта «Академия РОСТа».
Итогом обучения молодежи проектной деятельности стало успешное участие делегации Курганской области в форуме молодежи УрФО «Утро - 2014». Девять молодежных проектов были признаны лучшими и получили грантовую поддержку на общую сумму 1 млн руб. Итогом Всероссийского конкурса проектов стала победа 10 молодежных проектов Курганской области.
В рамках выполнения ведомственной программы «Развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Курганской области на 2014-2015 годы» разработаны шесть авторских дополнительных общеобразовательных программ («Будущий Я», «Созидательный Я», «СемьЯ», «Школа лидера», «Школа будущего избирателя»).
В системе образования Курганской области функционирует более 66 учреждений дополнительного образования детей (дворец - 1, дома детского творчества - 26, центры - 8, станции -3, детско-юношеские спортивные школы - 28), где занимается более 57 тыс. детей и подростков преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет. Охват детей услугами дополнительного образования составляет 72 % от общего числа школьников.
В учреждениях дополнительного образования методы работы направлены на максимальный учет особенностей и потребностей социума.
Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских
качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций.
Сохраняется динамика роста числа детских объединений, охват дополнительным образованием детей в общеобразовательных учреждениях различных типов и видов. В сфере дополнительного образования в качестве дальнейших перспектив развития предполагается:
- обновление содержания, организационных форм, методов и технологий, в том числе создание и развитие новых информационных технологий, включающих телекоммуникационные проекты и дистанционное обучение, введение новой системы оплаты труда;
- повышение социального статуса и профессионального совершенствования педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей;
- создание современной инфраструктуры и материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей и молодежи.
В регионе значительное внимание уделяется проведению Дней культуры сельских муниципальных районов в Кургане. Ежегодно проходят смотры-конкурсы на лучшее культурно-досуговое учреждение «Клуб года» по номинациям: «Лучшее культурно-досуговое учреждение районных центров», «Лучшее культурно-досуговое учреждение сельских поселений», «Лучший сельский клуб».
Подводя итог сказанному, следует заметить, что число теоретических исследований социокультурной деятельности довольно велико, в нашей статье мы сосредоточились на других апек-тах: отмеченные реалии позволяют нам сделать вывод о значимости развития социокультурной среды региона в процессе социализации личности подростка. В Курганской области создаются условия для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития потенциала молодежи и его использования в интересах инновационного развития области и страны.
Литература
1. Ершова О. Б. Социально-культурная среда как фактор формирования ценностных ориентаций подростков и молодежи: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. - Тамбов, 2007. - 23 с.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряж. Правительства Российской Федерации от 17 нояб. 2008 года № 1662-р.
3. Куган Б. А., Криволапова Н. А., Тебенькова Е. A. Моделирование региональной сети непрерывной позитивной социализации [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. - 2014. - Вып. 2 (6). - URL: lll21. petrsu.ru/journal/article.php?id=2366.
4. Литвак Р. А., Резанович И. В. Проблема паритетности в исследованиях социокультурной деятельности детей и подростков // Вестн. Челябин. гос. акад. культуры и искусств. - 2011. - № 4 (28). - С. 117-120.
5. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Курганской области [Электронный ресурс] // Нормативные правовые акты РФ / М-во юстиции РФ. - URL: http://zakon.scli.ru/ru/ legal_texts/act_municipal_education/printable.php (дата обращения: 07.12.2015).
6. Постановление Правительства Курганской области от 10 окт. 2014 года № 386 «О государственной программе Курганской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов, проживающих в Курганской области».
7. Постановление Правительства Курганской области от 14 окт. 2013 года № 470 «О государственной программе Курганской области "Развитие культуры Зауралья" на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс]. - URL: http:// kurganobl.ru/sites/default/files/imceFiles/pp_470_14_10_2013_gp.pdf (дата обращения: 07.12.2015).
8. Формирование социальной компетентности обучающихся: сб. науч.-метод. мат-лов / под ред.: Б. А. Кугана, Н. А. Криволаповой, Е. А. Тебеньковой; ГАОУ ДПО ИРОСТ. - Курган, 2011. - 136 с.
9. Юдина А. И. Формирование социально-культурной среды в системе инфраструктуры региона как основа социализации молодежи // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2012. - № 19. - С. 195-203.
References
1. Ershova O.B. Sotsial'no-kul'turnaia sreda kak faktor formirovaniia tsennostnykh orientatsii podrostkov i molodezhi [Socio-cultural environment as a factor of formation of valuable orientations of teenagers and young people]. Tambov, 2007. 23 p. (In Russ.).
2. Kontseptsiia dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda, ut-verzhdennaia rasporiazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 17 noiabria 2008 goda № 1662-r. [The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020, approved by the Federal Government on November 17, 2008, no. 1662-r] (In Russ.).
3. Kugan B.A., Krivolapova N.A., Teben'kova E.A. Modelirovanie regional'noi seti nepreryvnoi pozitivnoi sotsializat-sii [Modeling of the regional network of continuous positive socialization]. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek [Lifelong Education: XXI Century], 2014, vol. 2 (6). (In Russ.). Available at: lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2366.
4. Litvak R.A., Rezanovich I.V. Problema paritetnosti v issledovaniiakh sotsiokul'turnoi deiatel'nosti detei i podrostkov [The problem of parity in the study of social and cultural activities for children and adolescents]. Vestnik Cheliabin-skoi gosudarstvennoi akademii kul'tury i iskusstv [Herald of the Cheliabinsk State Academy of Culture and Arts], 2011, no. 4 (28), pp. 117-120. (In Russ.).
5. O gosudarstvennoi podderzhke molodezhnykh i detskikh obshchestvennykh ob"edinenii v Kurganskoi oblasti [On state support of youth and children's organizations in the Kurgan region]. Normativnye pravovye akty RF [The normative legal acts of the Russian Federation]. (In Russ.). Available at: http://zakon.scli.ru/ru/legal_texts/act_ municipal_education/printable.php (accessed 07.12.2015).
6. Postanovlenie Pravitel'stva Kurganskoi oblasti ot 10 oktiabria 2014 goda № 386 "O gosudarstvennoi programme Kurganskoi oblasti "Ukreplenie edinstva rossiiskoi natsii i etnokul'turnoe razvitie narodov, prozhivaiushchikh v Kurganskoi oblasti" [Resolution of the Government of the Kurgan region October 10, 2014, no. 386 "On the State Program of Kurgan area" Strengthening the unity of the Russian nation and ethno-cultural development of the peoples living in the Kurgan region"]. (In Russ.).
7. Postanovlenie Pravitel'stva Kurganskoi oblasti ot 14 oktiabria 2013 goda № 470 "O gosudarstvennoi programme Kurganskoi oblasti "Razvitie kul'tury Zaural'ia" na 2014-2020 gody" [Resolution of the Government of the Kurgan region October 14, 2013, no. 470 "On the State Program of Kurgan region 'Development of culture Zauralye' for 2014-2020"]. (In Russ.). Available at http://kurganobl.ru/sites/default/files/imceFiles/pp_470_14_10_2013_gp.pdf (accessed 07.12.2015).
8. Formirovanie sotsial'noi kompetentnosti obuchaiushchikhsia. Sb. nauch.-metod. materialov [Formation of social competence of students]. Ed. by B.A. Kugan, etc. Kurgan, 2011. 136 p. (In Russ.).
9. Iudina A.I. Formirovanie sotsial'no-kul'turnoi sredy v sisteme infrastruktury regiona kak osnova sotsializatsii molodezhi [Formation of the socio-cultural environment in the region's infrastructure, as a basis for youth socialization]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo Universiteta kul'tury i iskustv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2012, no. 19, pp. 195-203. (In Russ.).