Научная статья на тему 'Анализ педагогического содержания историко-культурного наследия региона в формировании личности'

Анализ педагогического содержания историко-культурного наследия региона в формировании личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
383
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ПЕДАГОГИЗАЦИЯ СРЕДЫ / КРАЕВЕДЕНИЕ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / РЕГИОН / ВОЛОНТЁРСТВО / ТУРИЗМ / ТРАДИЦИИ / РЕМЕСЛА / HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE / PERSONALITY / PEDAGOGISATION ENVIRONMENT / LOCAL HISTORY / MUSEUM EDUCATION / REGION / VOLUNTEERING / TOURISM / TRADITIONS / CRAFTS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зайцева Любовь Юрьевна, Блясова Ирина Юрьевна

Статья посвящена проблеме обращения к «традиционным ценностям российского общества», которые воспринимаются важным интегрирующим и воспитывающим фактором. Актуальной задачей является формирование социализированной, социально-ориентированной личности, не противопоставляющей собственные интересы интересам государства и общества. Государство рассматривает такую личность в качестве важнейшего фактора развития регионов. В статье приводится анализ лишь одного из аспектов традиционной ценностной системы историко-культурного наследия, являющегося составной частью социо-культурной среды региона, обладающего потенциалом развития и региона и человеческого капитала. Статья рассматривает эффективность реализации потенциала историко-культурного наследия в Курганской области. Конкретизируется само понятие «объекты историко-культурного наследия» и их содержание в соответствии с региональным законодательством. Названы ключевые проблемы, связанные с использованием объектов историко-культурного наследия в регионе. Сделан вывод о недостаточно эффективном включении объектов историко-культурного наследия в социо-культурную инфраструктуру. Авторы полагают, что показателями эффективного использования объектов историко-культурного наследия могут служить доступность объектов для населения в их активном применении для решения задач развития региона и личности. Особое внимание уделено анализу педагогического содержания историко-культурного наследия в формировании личности. Комплексное использование средств социально-культурной деятельности обусловливает создание исторической преемственности культуры на почве национальных традиций, возрождения народного искусства, ремесел, развития творческих возможностей личности, самореализации. Показаны такие направления раскрытия потенциала историко-культурного наследия, как музейная педагогика, общественные молодежные объединения, поисковая деятельность, волонтёрство и добровольчество, туризм и библиотечное дело. Отмечено, что педагогическая практика в рамках указанных направлений постоянно обновляется, реализует инновационные технологии. Указаны и наиболее проблемные места в данных направлениях. Обозначены свойства личности, формируемые под воздействием историко-культурного наследия и общественные и педагогические установки на её социально-ориентированную активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF HISTORICAL-CULTURAL HERITAGE IN THE PERSONALITY’S FORMATION

The article deals with the problem referring to "the traditional values of Russian society", which are perceived important integrating and raising factor. The characteristic of just one of the aspects of traditional value systems, historical and cultural heritage, which is a part of the socio-cultural environment of the region, with the potential for the region’s development and human capital. The article examines the effectiveness of the implementation potential of historical-cultural heritage in the Kurgan region. The notion "objects of historical-cultural heritage" is clarified and their contents according to local laws. The key issues associated with the use of objects of historical and cultural heritage in the region are regarded. The conclusion about the lack of effective inclusion of objects of historical and cultural heritage in socio-cultural infrastructure is made. The authors believe that the indicators of the effective use of objects of historical and cultural heritage can serve the accessibility of facilities for the population in their active use for the decision of tasks of development of the region and of the individual. Special attention is paid to the analysis of pedagogical content of historical and cultural heritage in the formation of personality. Integrated use of means of socio-cultural activities leads to the establishment of the historical continuity of culture on the basis of national traditions, revival of national art crafts, development of creative abilities, self-realization. Areas of potential historical and cultural heritage as Museum education, public youth associations, search, volunteering and volunteerism, tourism and library science are shown. Some of the most troubled places in these areas are detailed. Personality traits formed under the influence of historical and cultural heritage and on its social and pedagogical placed in its socially-oriented activity are marked.

Текст научной работы на тему «Анализ педагогического содержания историко-культурного наследия региона в формировании личности»

Раздел III ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 373 ББК 74.2 О Л.Ю. Зайцева, И.Ю. Блясова

Л.Ю.Зайцева, И.Ю. Блясова АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

Статья посвящена проблеме обращения к «традиционным ценностям российского общества», которые воспринимаются важным интегрирующим и воспитывающим фактором. Актуальной задачей является формирование социализированной, социально-ориентированной личности, не противопоставляющей собственные интересы интересам государства и общества. Государство рассматривает такую личность в качестве важнейшего фактора развития регионов. В статье приводится анализ лишь одного из аспектов традиционной ценностной системы - историко-культурного наследия, являющегося составной частью социо-кулыпурной среды региона, обладающего потенциалом развития и региона и человеческого капитала. Статья рассматривает эффективность реализации потенциала историко-культурного наследия в Курганской области. Конкретизируется само понятие «объекты историко-культурного наследия» и их содержание в соответствии с региональным законодательством. Названы ключевые проблемы, связанные с использованием объектов историко-культурного наследия в регионе. Сделан вывод о недостаточно эффективном включении объектов историко-культурного наследия в социо-кулыпурную инфраструктуру. Авторы полагают, что показателями эффективного использования объектов историко-культурного наследия могут служить - доступность объектов для населения в их активном применении для решения задач развития региона и личности. Особое внимание уделено анализу педагогического содержания историко-культурного наследия в формировании личности. Комплексное использование средств социально-культурной деятельности обусловливает создание исторической преемственности культуры на почве национальных традиций, возрождения народного искусства, ремесел, развития творческих возможностей личности, самореализации. Показаны такие направления раскрытия потенциала историко-культурного наследия, как музейная педагогика, общественные молодежные объединения, поисковая деятельность, волонтёрство и добровольчество, туризм и библиотечное дело. Отмечено, что педагогическая практика в рамках указанных направлений постоянно обновляется, реализует инновационные технологии. Указаны и наиболее проблемные места в данных направлениях. Обозначены свойства личности, формируемые под воздействием историко-культурного наследия и общественные и педагогические установки на её социально-ориентированную активность.

Ключевые слова: историко-культурное наследие, личность, педагогизация среды, краеведение, музейная педагогика, регион, волонтёрство, туризм, традиции, ремесла.

■ 1 ели обратиться к политике государства в гН отношении ценностной системы в ^последние годы, то можно увидеть возврат от понятия «общечеловеческие ценности» к понятию «традиционные ценности российского общества», что предполагает опору на историческую преемственность, в том числе в виде историко-культурного наследия. В нашей статье рассмотрим два функциональных содержания историко-культурного наследия, связанных с формированием личности.

Во-первых, историко-культурное наследие является значимым фактором современного развития территорий, поскольку способствует формированию идентичности населения и сохранению культурной среды. Но эту функцию оно выполняет только при условии, когда осознается и используется в качестве ресурса развития [12, с. 195].

На территории Курганской области расположено 1125 объектов культурного наследия. Среди них 729 объектов культурного наследия федерального значения и 396 объектов культурного

наследия регионального значения. К объектам федерального значения относятся 19 памятников архитектуры и 710 памятников археологии. К объектам регионального значения относятся 275 памятников архитектуры и 121 памятник истории (захоронения) и монументального искусства [11].

Уточним, что относится к объектам культурного наследия, находящимся на территории Курганской области. Это памятники истории и культуры народов Российской Федерации, которые включают: объекты археологического наследия, объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры. Они возникли в результате исторических событий и представляют собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры. Эти объекты являются свидетельством эпох и цивилизаций. Их можно

считать подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Выделяют виды объектов культурного наследия (памятники, ансамбли и

достопримечательные места) и категории историко-культурного значения - объекты культурного наследия федерального значения, объекты культурного наследия регионального значения и объекты культурного наследия местного (муниципального) значения [1].

Одной из главных задач государственной политики в сфере культуры называется «сохранение, развитие, популяризация и использование историко-культурного наследия». Это предполагает и модернизацию библиотечного дела, и развитие самодеятельного художественного творчества и культурно-досуговой деятельности; и возрождение традиционной народной культуры, народного самодеятельного художественного и декоративно-прикладного творчества, национальных культур народов, проживающих в Зауралье;

совершенствование музейного дела и т.д.

Данные направления реализуются в рамках государственных программ Российской Федерации по развитию культуры и туризма на 2013-2020 годы; федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)»; государственной программы Курганской области о развитии культуры Зауралья на 2014-2018 годы; ведомственной целевой программы Управления культуры Курганской области «Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся на территории Курганской области (2012-2014 годы)» [3]. Создано и действует ГКУ «Научно-производственный центр по охране и использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Курганской области», которое занимается разработкой проектов зон охраны объектов культурного наследия [6].

Чтобы эффективно реализовать свой потенциал историко-культурное наследие должно быть включено в действующую инфраструктуру социокультурной среды [8]. Эта инфраструктура представляет собой единую систему предоставления услуг и потребления ее ресурсов. Это означает в первую очередь доступность объектов историко-культурного наследия потребителям. Вместе с тем, среди основных проблем сферы культуры в Курганской области называют:

• неравномерность развития социально-культурной инфраструктуры городов и районов;

• ограниченность доступа сельчан к культурным ценностям.

Мероприятия программы развития культуры в Курганской области, которые должны преодолеть указанные проблемы, предусматривают «ползучий» (медленный) характер развития инфраструктуры, а не системную модернизацию. Можно сделать вывод, что

социо-культурная среда и историко-культурное наследие, как её составная часть, в качестве ресурса развития региона остаются не востребованными. Поскольку государство отождествляет инвестиции в культуру с инвестициями в человеческий потенциал Российской Федерации, постольку следует, что в Курганской области такое инвестирование осуществляется крайне неэффективно [5].

Теперь обратимся ко второму

функциональному содержанию историко-

культурного наследия - его воспитательному потенциалу. Благодаря системе традиционных ценностей государство надеется сформировать «механизмы социального контроля», утраченные ранее. Культура воспринимается фактором общенациональной интеграции. Как справедливо отмечает Н.В. Михайлова, историко-культурное наследие России является действенным рычагом формирования и развития интеллекта человека, общества, этноса, важнейшим хранилищем исторической памяти [9, с. 125].

Историко-культурное наследие может реализовать воспитательную функцию только при условии педагогизации социо-культурной среды, включении его в образовательный и воспитательный процессы.

Нормативно-правовая база позволяет осуществить такое включение. Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 № 73-Ф3 направлен на реализацию прав народа на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности. Он предусматривает защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, как источника информации о зарождении и развитии культуры. В Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 31.12.2014 г.) и в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России среди основных требований к образовательной деятельности обозначено формирование культурно-исторических, духовных ценностей. ФГОС среднего (полного) общего образования требует, чтобы работа в образовательных организациях опиралась на национальные ценности российского общества, учитывала историко-культурную и этническую специфику региона.

Проблемам отношения личности к историко-культурному наследию посвящены труды (Н. А. Бердяева, П. С. Гуревича, Н. Я. Данилевского, Л.Н. Гумилёва, Д. С. Лихачёва, А. Ф. Лосева, И. В. Кондакова, Л. Д. Любимова и др.).

Следует выделить несколько направлений педагогизации социо-культурной среды:

• историческое краеведение,

• музейная педагогика,

• самодеятельность молодёжных объединений,

• событийные и фестивальные мероприятия, связанные с фактами истории (исторические реконст-

рукции, ролевые молодёжные игры с использованием объектов наследия и т.д;

• волонтёрское молодёжное движение по осуществлению мониторинга состояния объектов наследия, участию в их поддержании;

• деятельность молодёжных поисковых отрядов;

• культурные традиции и обычаи в семье;

• туристская деятельность, проведение экскурсий,

• деятельность библиотек.

Историческое краеведение не просто приобщает учащихся к историко-культурному наследию региона, но позволяет овладеть технологиями исследовательской работы. Большое распространение получили научно-практические конференции, школьные научные общества, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения.

Музейная педагогика привлекает школьников в исследовательскую, собирательскую, экскурсионную деятельность путем их интеграции в социокультурную среду региона. Несмотря на то что музейная среда Курганской области ограниченна (в ней действуют 18 музеев (2 государственных и 16 муниципальных) и 5 их филиалов), включение в неё жителей происходит достаточно активно (в 2015 г. музеи посетили 314,3 тыс. человек. Если в 2006 году в среднем каждый четвертый житель области хотя бы раз в году побывал в музее, то в 2015 году уже каждый третий) [7]. Приобщение учащихся к истории и культуре родного края позволяет сформировать собственные установки, ценности, ориентации, усвоить социальные нормы, роли и т.д. В музейной педагогике историко-культурное наследие сочетается с разнообразной, в том числе инновационной, методикой проведения занятий (экскурсии, спектакли, концерты, мастер-классы, автогид, аудиогид, интегрированные уроки, конкурсы, викторины, репортажи, презентации, встречи с народными мастерами, художниками, уроки-сказки, парламентские дебаты и др.), а также мультимедийными и видеотехнологиями.

К инновационным технологиям относится музейно-педагогическая программа, включающая блоки - «школа в образовательном пространстве музея» и «музейная педагогика в школе». Эта программа формирует музейно-педагогическую образовательную область в рамках школьного учебно-педагогического процесса. Так, в одном из старейших музеев Урала, Шадринском краеведческом музее им. В.П. Бирюкова музейные работники организуют тематические экскурсии и лекции по истории родного города, старинным ремеслам, народному творчеству. В музее проходят небольшие сменные выставки, которые составляют как фондовые предметы, так и предметы, не входящие в фонд. Старшие школьники вовлекаются в организацию и проведение музейных занятий и экскурсий.

Современный музей выступает и как средство работы с дезадаптированными подростками. В этом направлении себя достаточно хорошо зарекомендовала технология арт-терапии, поскольку воздействуя непосредственно на чувства и мысли детей, способствует образованию у них чувства внутреннего контроля и порядка.

В 2015 году в Курганской области действовало 93 зарегистрированных детских и молодежных общественных объединения и 715

незарегистрированных (охват детей и молодежи - 66 192 человек). Доля детей и молодежи, вовлеченных в работу общественных объединений и органов детского самоуправления, составила 39 %. [10].

В Курганской области создано и действует областное объединение поисковых отрядов. В 2015 году 10 отрядов поисковиков (68 человек) работали во время «Вахты Памяти» в Республике Карелии, Орловской и Волгоградской областях. Благодаря их деятельности были подняты останки более 300 солдат Красной Армии. В ФГБОУ ВО «Шадринский государственныый педагогический университет» действует поисковый отряд «Знамя Победы». Он не только участвует в поисковом движении, но и проводит работу со школьниками по истории, целях и задачах военной археологии и поискового движения, знакомит с основными правовыми документами, регламентирующими поисковую деятельность, воспитывает чувство гордости за воинские традиции Российской армии, способствует популяризации поискового движения среди подростков.

На территории Курганской области зарегистрированы 13 254 волонтера, которые состоят в добровольческих отрядах. Охват волонтерским движением составил 7,7 %. В 2015 году члены регионального отделения Всероссийского

волонтерского корпуса 70-летия Победы благоустроили 941 памятное место и 324 воинских захоронения.

Наиболее негативные тенденции развития социо-культурной среды в Курганской области проявляются в двух направлениях. К сожалению, за последние годы в регионе произошло значительное сокращение материальной базы туризма. Уменьшилось число лиц, получивших туристские услуги. Остаются неиспользованными туристские ресурсы области [2].

Другая тенденция наметилась в библиотеках Курганской области: сокращается количество пользователей юношеского возраста [4]. Библиотеки области стремятся реализовать инновационные проекты для организации работы с молодежью, расширяют спектр услуг, ищут новые формы взаимодействия с молодежью, создают клубы по интересам (в области действует 232 клуба), организуют волонтерские отряды, внедряют информационные технологии. Но положение сельских библиотек остается крайне трудным. Поступление новой литературы в фонды сельских библиотек почти не происходит, книжные фонды морально и физически устарели, подписка на со-

временные периодические издания отсутствует. В среднем по области на каждую центральную библиотеку приходилось от 5 до 10 наименований молодежных газет и журналов. Во многих сельских библиотеках холодно, мебель устарела, освещение плохое. Площади, которыми располагают библиотеки, не позволяют выделить зоны для юношества.

Итак, мы рассмотрели лишь некоторые проявления педагогизации социо-культурной среды Курганской области и использования историко-культурного наследия, формирующие личность:

• способную к самоидентификации (гражданин, патриот);

• эрудированную;

• творческую;

• социально-активную;

• созидательную;

• самореализующуюся;

• социально-ответственную.

Существует общественная и педагогическая установка личности:

• проявлять интерес к историко-культурному наследию;

• осознавать его ценность;

• стремиться к его сохранению и использованию;

• быть ориентированной на приумножение этого наследия.

Только при реализации данной установки историко-культурное наследие сформирует личность, которая станет таким же ресурсом развития региона, как и само наследие.

Следует выделить проблемы реализации потенциала историко-культурного наследия в Курганской области:

• значительная доля объектов историко-культурного наследия законсервирована и не используется;

• слабое внедрение инноваций;

• сохраняется противоречие между целями на реализацию историко-культурного наследия и неудовлетворительными материально-техническими условиями;

• пренебрежение историко-культурным наследием в реальной практике, в том числе государственного управления;

• непривлекательность для бизнеса.

Делаем вывод, что в Курганской области сохраняется низкая эффективность использования имеющегося потенциала историко-культурного наследия.

Вместе с тем, можно использовать значительный опыт повышения эффективности реализации историко-культурного наследия:

• музей под открытым небом и этнодеревни;

• возобновление традиционных художественных промыслов и ремесел;

• реставрационная деятельность;

• внедрение интерактивных технологий;

• информатизация;

• пропаганда и просветительство;

• реконструкция.

Таким образом, обязательным условием развития региона и педагогизации социо-культурной среды является включение объектов историко-культурного наследия в инфраструктуру социокультурной среды и их эффективное использование.

Библиографический список

1. Закон о государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Курганской области (ред. от 30.09.2013 №60, от 30.11.2015 № 107).

2. Пояснительная записка к проекту закона Курганской области «О туристской деятельности на территории Курганской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www futerman.narod.ru/fan.html.

3. Программа социально-экономического развития Курганской области на 2016 год и среднесрочную перспективу. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economic.kurganobl.ru/assets/files/_left/anticorrupc/2015/inf_20150803_2.pdf.

4. Библиотеки Курганской области и молодежь: знаки перемен: аналитический обзор [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kurganlib.ru/wp-content/uploads/2010/02/prognoz.pdf.

5. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2015 г.

6. ГУ НПЦ по охране и использованию объектов культурного наследия Курганской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nasledie45.ru/.

7. К Международному дню музеев: Пресс-выпуск Курганстата [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kurganstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kurganstat/resources/7771d6804cbe3edd94e2d54fc772e0bb/%D0 %BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B8_2015 .pdf.

8. Марков, А.П. Основы социокультурного проектирования, учебное пособие [Текст] / А.П.Марков, Г.М.Бирженюк. - Спб.: СПбГУП, 1997. - 153с.

9. Михайлова, Н. В. Государственно-правовая охрана историко-культурного наследия России во второй половине XX в. : дисс. ... д-ра юрид. наук : 12.00.01 : Москва, 2002. - 370 с.

10. Образование в Курганской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.oblduma.kurgan.ru/kurgan_obl/present/education/?type=special/

11. Объекты культурного наследия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kurganobl.ru/obekty-kulturnogo-naslediya.

12. Юдина, А. И. Формирование социально-культурной среды в системе инфраструктуры региона, как основа социализации молодежи [Текст] /А. И. Юдина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - №2. - С. 195- 203.

References

1. Zakon o gosudarstvennoy okhrane obiektov kulturnogo naslediya (pamyatnikov istorii i kultury), nakhodyachshikhsya na territorii Kurganskoy oblasti (red. ot 30.09.2013 №60, ot 30.11.2015 № 107). [The law on state protection of cultural heritage (monuments of history and culture)situated in Kurgan region].

2. Poyasnitelnaya zapiska k proektu zakona Kurganskoy oblasti "O turisticheskoy deyatelnosti na territorii Kurganskoy oblasti". [Explanatory note to the draft law of Kurgan region "About tourist activity on the territory of Kurgan region"[Elektronnuy resurs] - Rezhim dostupa: http://www futerman.narod.ru/fan.html

3. Programma cotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Kurganskoy oblasti na 2016 god I srednesrochnuyu perspektivu [The program of socio-economic development of the Kurgan region in 2016 and the medium term] [Elektronnuy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.economic.kurganobl.ru/assets/files/_left/anticorrupc/2015/inf_20150803_2.pdf.

4. Biblioteki Kurganskoy oblasti i molodezh': znaki peremen: Analiticheskiy obzor [The libraries of Kurgan region and the youth: analytical review] [Elektronnuy resurs] - Rezhim dostupa: http://kurganlib.ru/wp-content/uploads/2010/02/prognoz.pdf

5 .Gosudarstvennyy doklad o sostoyanii kul'tury v Rossiyskoy Federatsii v 2015 g. [State report on the state of culture in Russian Federation in 2015]

6. GU NPTS po ohrane i ispol'zovaniyu ob"ektov kul'turnogo naslediya Kurganskoy oblasti [GU NPTS on protection and enforcement of cultural heritage] [Elektronnuy resurs] - Rezhim dostupa: http://nasledie45.ru/

7. K Mezhdunarodnomu dnyu muzeev: Press-vypusk Kurganstata [To the international Museum day: press release of Kurganstst] [Elektronnuy resurs] Rezhim dostupa: http://kurganstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kurganstat/resources/7771d6804cbe3edd94e2d54fc772e0bb/%D0 %BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B8_2015 .pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Markov, A.P., Birzhenyuk, G.M. Osnovy sotsiokul'turnogo proektirovaniya. Uchebnoe posobie [Fundamentals of socio-cultural planning. Tutorial] [Tekst] / A.P.Markov, G.M.Birzhenyuk. - Spb.: SPbGUP, 1997. -153s.

9. Mihaylova, N. V. Gosudarstvenno-pravovaya ohrana istoriko-kul'turnogo naslediya Rossii vo vtoroy polovine XX v.[State legal protection of historical and cultural heritage of Russia in the second half of the 20th century] : Dis. ... d-ra yurid. nauk : 12.00.01 : Moskva, 2002. - 370 c.

10. Obrazovanie v Kurganskoy oblasti [Education in Kurgan region] [Elektronnuy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.oblduma.kurgan.ru/kurgan_obl/present/education/?type=special/

11. Ob"ekty kul'turnogo naslediya. [The objects of cultural heritage] [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://kurganobl.ru/obekty-kulturnogo-naslediya

12. Yudina, A. I. Formirovanie sotsial'no-kul'turnoy sredy v sisteme infrastruktury regiona, kak osnova sotsializatsii molodezhi [The formation of social and cultural environment of the region's infrastructure as the basis of socialization of young people] [Tekst] /A. I. Yudina // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2012. - №2. - S. 195- 203.

THE ROLE OF HISTORICAL-CULTURAL HERITAGE IN THE PERSONALITY'S FORMATION

Lubov Y. Zaitseva,

Professor, Shadrinsk State Pedagogical University Irina Y. Blyasova, Associate Professor, Shadrinsk State Pedagogical University

Abstract. The article deals with the problem referring to "the traditional values of Russian society", which are perceived important integrating and raising factor. The characteristic of just one of the aspects of traditional value systems, historical and cultural heritage, which is a part of the socio-cultural environment of the region, with the potential for the region's development and human capital. The article examines the effectiveness of the implementation potential of historical-cultural heritage in the Kurgan region. The notion "objects of historical-cultural heritage" is clarified and their contents according to local laws. The key issues associated with the use of objects of historical and cultural heritage in the region are regarded. The conclusion about the lack of effective inclusion of objects of historical and cultural heritage in socio-cultural infrastructure is made. The authors believe that the indicators of the effective use of objects of

historical and cultural heritage can serve the accessibility of facilities for the population in their active use for the decision of tasks of development of the region and of the individual. Special attention is paid to the analysis of pedagogical content of historical and cultural heritage in the formation of personality. Integrated use of means of socio-cultural activities leads to the establishment of the historical continuity of culture on the basis of national traditions, revival of national art crafts, development of creative abilities, self-realization. Areas of potential historical and cultural heritage as Museum education, public youth associations, search, volunteering and volunteerism, tourism and library science are shown. Some of the most troubled places in these areas are detailed. Personality traits formed under the influence of historical and cultural heritage and on its social and pedagogical placed in its socially-oriented activity are marked.

Key words: historical and cultural heritage, personality, pedagogisation environment, local history, Museum education, region, volunteering, tourism, traditions, crafts.

Сведения об авторах:

Зайцева Любовь Юрьевна - доктор исторических наук, профессор кафедры истории и права ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» (641800, Курганской области, г. Шадринск, ул. К. Либкнехта, 3), e-mail: bluz_68@mail.ru.

Блясова Ирина Юрьевна - кандидат педагогических наук, профессор кафедры истории и права ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» (641800, Курганской области, г. Шадринск, ул. К. Либкнехта, 3), e-mail: erofeeva_shgpi@mail.ru. Статья поступила в редакцию 22.02.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.