УДК 374.7
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КУЛЬТУРНО - ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Р.Р.Багаутдинова
В статье рассматриваются основные подходы к понятиям «социализация» и «адаптация». Необходимые условия для развития личностных и социальных качеств современной молодежи. Педагогические и организационные возможности культурно - досуговых учреждений Республики Татарстан в решении проблем социализации личности.
Ключевые слова: молодежь, социализация, адаптация, личность, досуг, культурно - досуговые учреждения.
Bagautdinova R.R The pedagogical possibilities of cultural and leisure enterprises in the solution of the modem youth’s socialization’s problems
The article dwells upon the main perceptions of the notions “socialization” and “adaptation”. The necessary conditions of developing personal and social quality of modern youth. Pedagogical and organizing opportunities of solving problems of personality socialization in cultural leisure establishments of the republic Tatarstan.
Key words: youth, socialization, adaptation, personality, leisure, cultural and leisure establishments.
Произошедшие в последние годы в России радикальные изменения всех сторон жизни общества во многом явились причиной возникновения целого ряда острых проблем, среди которых и проблемы молодежи.
При всей специфичности молодежь не существует вне социальных страт и слоев, поэтому и молодежные проблемы производны от широких социальных процессов, затрагивающих и другие слои общества. Как отметил К.Манхейм, «в рамках общества мы не можем формулировать потребности молодежи абстрактно, мы должны делать это с учетом нужд и потребностей данного общества» [1].
Как считает Метрон, манера поведения индивидов обусловлена социально - культурной средой, в которой они находятся.
Успешная социализация личности предполагает не только эффективную адаптацию молодого человека в обществе, но и способность в определенной мере противостоять обществу, а точнее - части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации и самоутверждению. Таким образом, можно констатировать, что в процессе социализации заложен внутренней, до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью его обособления в обществе. Другими словами эффективная социализация предполагает определенный баланс между адаптацией в обществе и обособлением в нем.
Социализация - сложный непрерывный процесс, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным, а с другой, общество формирует нормы морали поведения, педагогически целесообразных форм отношений между людьми в семье, в школе, в досуговых учреждениях и т.д.
Дюркгейм связывает понятие «социализация» с проблемами функционирования коллективного сознания, и, прежде всего с передачей от поколения к поколению социальных норм и традиций. Т.Парсонс понимает социализацию как процесс функциональной адаптации индивида. М.Вебер выделяет в рамках этого понятия социализацию ассоциативную, преимущественно добровольную, и социально институциональную, осуществляющиеся через внедрение в личность принятых обществом норм с помощью социального поощрения и присуждения.
Большинство современных социологов рассматривают социализацию как процесс взаимодействия между индивидами, развивающие в обществе собственные стратегии, и принятые обществом системы норм и ценностей.
Особую роль в развитии социальных и личностных качеств молодежи играет культура, социальная деятельность в досуговое время. Именно они позволяют сформировать нравственное и эстетическое сознание личности, способность к деятельности, созиданию, творчеству. Культурно - творческая среда располагает теми условиями, которые позволяют не только сохранить, но и развить внутренний потенциал личности, способность к созидательной деятельности, помогает сформировать нравственное и эстетическое сознание современной молодежи.
В сфере досуга молодежь более открыта для влияния и воздействия самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их
нравственный облик и мировоззрение.
В числе социальных институтов способствующих социализации молодежи, их творческому самовыражению, развитию личностных и социальных качеств, являются культурнодосуговые учреждения, которые на определенных этапах развития нашего общества предметно доказывали свои педагогические и организационные возможности.
Сегодня в Республике Татарстан наряду с 2044 муниципальным культурно - досуговыми учреждениями насчитывается 68 ведомственных и коммерческих учреждений культурнодосугового типа, где функционирует 6 726 клубных формирований для подростков и молодежи с числом участников - 82 930 человек, что на 13 % больше, чем в 2008 году [2].
В целях вовлечения более широких масс современной молодежи в культурную жизнь села, города муниципальных образований республики, их приобщения к определенному уровню общественной культуры в деятельности культурно - досуговых учреждений необходимо использовать не только современные информационные и коммуникативные технологии, но и учитывать специфические социально- психологические особенности данной аудитории.
Социализация - это достаточно широкий процесс, который включает в себя не только овладение навыками, умениями, знаниями, но и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения личности.
Культурно-досуговые учреждения располагают теми педагогическими возможностями, которые позволяют средствами культурно - досуговой деятельности расширить и приумножить социальные связи индивида с внешним миром. Это является общей характеристикой сфер, в которых осуществляется социализация: деятельность, общение, самосознание. Можно смело утверждать, что современные учреждения культуры выступают своеобразным «центром» объединения и взаимодействия этих трех сфер.
Литература
1. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: 1994. - 445с.
2. Клубное дело в Республике Татарстан 2009 год. - Казань, 2010. - 47с.
3. Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. - М.: МГУК, 1997. - 41с.
4. Социальная работа с молодежью: учебное пособие// под ред. Басова Н.Ф. - М, 2008. -325с.
5. Социология молодежи: учебное пособие// под ред.Волкова Ю.Г. - Ростов - на - Дону.: «Феникс» 2001.-575 с.