Научная статья на тему 'Современные тенденции формирования досуговых интересов молодежи в условиях трансформации общества'

Современные тенденции формирования досуговых интересов молодежи в условиях трансформации общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3799
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГОВЫЕ ИНТЕРЕСЫ / МОЛОДЕЖЬ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВА / LEISURE INTERESTS / YOUTH / CULTURAL AND LEISURE ACTIVITY / SOCIETY TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зайнутдинова Алсу Рустамовна

В статье раскрыта актуальность формирования досуговых интересов молодежи, выявляется специфика досуговых интересов, раскрываются основные тенденции формирования досуговых интересов молодежи в условиях трансформации общества. Данная статья может быть полезна специалистам культурно-досуговых учреждений по организации досуга молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TENDENCIES OF LEISURE INTERESTS' FORMATION OF YOUTH IN CONDITIONS OF SOCIETY TRANSFORMATION

The article reveals the actuality of leisure interests' formation of youth, identifies the specifity of leisure interests, reveals the main tendencies of leisure interests formation of youth in conditions of society transformation. This article can be useful for the specialists of culture and leisure institutions of youth leisure organization.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции формирования досуговых интересов молодежи в условиях трансформации общества»

иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 5. С. 2-8.

21. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис подкастов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 6. С. 8-11.

22. Сысоев П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе. 2001. №4. С. 17-23.

23. Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование // Иностранные языки в школе. 2006. №4. С. 2-14.

24. Сафонова В.В., Сысоев П.В. Элективный курс по культуроведению США в системе профильного обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 2005. № 2. С. 7-16.

25. Апальков В.Г. Методика формирования меж-культурной компетенции средствами электронно-почтовой группы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2008.

Поступила в редакцию 9.06.2010 г.

UDC 371.3

TYPOLOGY OF FOREIGN LANGUAGE INTERNET-BASED PROJECTS

Natalya Sergeyevna Petrishcheva, Tambov State University, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Theory and Practice of Teaching English Department, e-mail: [email protected]

This paper addresses the issue of the typology of Internet-based projects. The author gives a brief overview of research on Internet-based teaching methods, gives a definition of Internet-based projects, suggests a typology of Internet-based projects.

Key words: Internet-based projects; telecommunication projects; cooperative learning; Internet resources; Internet in teaching foreign languages.

УДК 374

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСУГОВЫХ ИНТЕРЕСОВ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА

© Алсу Рустамовна Зайнутдинова

Казанский государственный университет культуры и искусств, г. Казань, Россия, аспирант кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]

В статье раскрыта актуальность формирования досуговых интересов молодежи, выявляется специфика досуговых интересов, раскрываются основные тенденции формирования досуговых интересов молодежи в условиях трансформации общества. Данная статья может быть полезна специалистам культурно-досуговых учреждений по организации досуга молодежи.

Ключевые слова: досуговые интересы; молодежь; культурно-досуговая деятельность; трансформация общества.

В условиях высокой динамики социально-экономических процессов, происходящих в нашей стране, особое значение уделяется проблеме формирования досуговых интересов молодежи, т. к. именно сфера досуга должна осуществлять духовно-нравственное и творческое развитие личности, удовлетворение ее важнейших социальных и культурных потребностей.

Формирование досуговых интересов молодежи обусловлено высокой актуальной проблематикой, т. к. на сегодняшний день

остаются нерешенными социально-культурные проблемы молодежи, связанные с мировоззренческой, идеологической и духовнонравственной сферами бытия, отсутствием мировоззренческих основ смыслоориента-ции. Происходит разрушение механизма духовной преемственности поколений вследствие общей дезинтегрированности культуры, размывания ее консолидирующих ценностных основ. Отмечается снижение интереса молодежи к национальной культуре, ее истории и традициям, а также низкая активность

бб

молодежи в решении общенациональных, региональных и местных проблем.

Реализация досуговых интересов молодежи обеспечивается на сегодняшний день за счет наполнения досуга новым социальнозначимым смыслом, в процессе которого идет формирование у личности практических навыков проведения своего свободного времени. Он сопровождается потребностью в познании и общении, возможностью релаксации, стремлении к творчеству и саморазвитию.

Потенциал культурно-досуговой деятельности и возможности его использования в процессе формирования досуговых интересов личности исследуются в работах М.А. Ариарского, Г.А. Аванесовой, Г.М. Бир-женюка, Р.С. Гарифуллиной, А. Д. Жаркова. Н.Ф. Максютина, А.П. Маркова, В.Я. Сур-таева, П.П. Терехова, Д.В. Шамсутдиновой,

Н.Н. Ярошенко. Данные исследователи отмечают, что культурно-досуговая деятельность выступает одним из главных направлений, способствующих становлению социальной активности человека, вовлекая его в различные виды творчества, досугового общения, формируя культуру потребления определенных ценностей (эстетических, духовно-нравственных, социальных, творческих и др.) [1, 2]. Культурно-досуговая деятельность, как подчеркивается, обеспечивает реализацию досуговых интересов молодежи в том случае, если реализуются субъективные, т. е. личностные, потребности в досуге и объективные - социально-культурные условия, способствующие раскрытию человеком собственных потенций.

Досуговые интересы являются частью исследований М.А. Ариарского, Л.А. Акимовой, В.З. Дуликова, А.Д. Жаркова, Н.Ф. Максютина, А.С. Ковальчук, В.С. Русановой, Р.Г. Салахутдинова, Ю.А. Стрельцова и др. [1-4]. В исследованиях просматривается очень большой спектр разноплановых определений «досугового интереса» и различных социально-культурных и социально-психологических причин его формирования. Однако большая часть исследований подчеркивает, что в процессе реализации досугового интереса прослеживается мотивация личности на освоение какого-либо вида культурнодосуговой деятельности. Также отмечается, что формирование досуговых интересов зависит от общего кругозора человека, его ма-

териального достатка, культурных потребностей, духовных запросов. Кроме этого, уровень досуговых интересов определяет вектор социально-культурной активности личности и качество ее социально-творческой самореализации.

Так, в диссертационном исследовании И.И. Гультяева досуговые интересы представлены как «совокупность устойчивых мотивов и предпочтений субъектов, определяющих их деятельностные стратегии в реализации социально-культурной активности в сфере свободного времени» [5]. По мнению И.И. Гультяева, в условиях модернизации, целевая направленность досуговых интересов меняется: на выбор содержания и форм досуга активно влияет телевидение и СМИ, т. е. шкала ценностей «модности» досуговых интересов молодежи подвержена изменениям. Автор исследования подчеркивает, что в последние десятилетия усиливается тенденция «одомашнивания» досуга.

Результаты теоретических исследований Р.Г. Салахутдинова [4] позволили автору прийти к выводу, что досуговые интересы формируются в зоне активного общения, удовлетворяющего потребности молодежи, дающие им возможность выступать в самых различных социальных амплуа. Формирование досугового интереса происходит при возможности узнавания чего-то нового в самых разнообразных областях знания, влияющих на познавательную деятельность личности.

Полученные А.Д. Жарковым данные свидетельствуют о том, что досуговые интересы людей значительно превышают то, что предлагают типичные учреждения культурно-досугового типа. «Свыше 58 % посетителей учреждений культурно-досугового типа, сознательно используя разнообразные каналы, ищут пути совершенствования своего досуга, в целях повышения его культурного и социального потенциала» [2, с. 85].

В статье Н.Н. Седовой [6] анализируются современные тенденции формирования досуговой активности и досуговых интересов россиян. Автор считает, что в России наметилась тенденция снижения ценности свободного времени. Снижается доля россиян, которые проводят свое свободное время вне дома. Одновременно с этим прочно укрепляются позиции «домашнего досуга», други-

ми словами, просматривается вектор на индивидуализацию, все большее «одомашнивание» досуга.

Однако молодежь в выборе досуговой модели демонстрирует наиболее активную позицию. Наиболее насыщен и разнообразен досуг российской молодежи - 38 % ее представителей практикуют шесть и более видов досуговой активности. У молодых людей, с одной стороны, больше энергии и жизненных сил, а с другой - выше потребность попробовать в жизни как можно больше. Свыше 60 % молодежи предпочитает ориентации на спортивно-развлекательную и культурную составляющую досуга

В исследовании Н.Г. Гончаровой [7] подчеркивается, что трансформация российского общества в целом сопровождается глубокими изменениями в сфере культурнодосугового, рекреационного обслуживания населения. Кроме того, как считает автор, именно в пространстве досуговой деятельности наиболее четко проявляются изменения общественного сознания, связанные с формированием новой системы ценностных ориентаций, разрушением традиционных норм и ценностей. Данное состояние общественного развития, которое исследователи с полным основанием называют состоянием социальной неопределенности, характеризуется тем, что социализация молодежи приобретает здесь отклоняющийся характер, размываются устойчивые жизненные представления и ориентиры молодежи, снижается уровень культуры ее досуга.

Помимо этого, состояние социальной неопределенности характеризуется возникновением ряда негативных тенденций в сфере молодежного досуга, связанных с возникновением настроений бессмысленности существования, криминализацией досуга, проявляющихся в росте молодежной преступности, алкоголизме, наркомании. Многие ученые отмечают, что части молодежи присуще доминирование гедонистической направленности в рамках ее досуговой деятельности, что предполагает ориентацию на получение в свободное время исключительно удовольствий и развлечений. Для многих людей в России досуг, по существу, оборачивается иллюзией свободного времяпрепровождения, хотя в действительности он является регламентированным в соответствии с навязанными

средствами массовой информации стандартными образцами.

Необходимо отметить, что существует множество факторов, влияющих на формирование досугового интереса, среди них: средства массовой информации, семья, окружающая среда, сверстники. Из СМИ наибольшее влияние на молодежь оказывает телевидение, которое порой навязывает не самые лучшие цели и ценности жизни, прививает интерес к низкопробным образцам музыкального искусства, оказывает негативное воздействие на личность. Однако зрительнослуховое восприятие молодежи так велико, что полный отказ от современных источников массовой информации не принесет результатов. Следовательно, надо развивать избирательность в предпочтениях и вкусах, прививать интерес к произведениям высокой художественной ценности, постепенно формировать слушательскую культуру.

Досуговые интересы рассматриваются нами как направленность и предпочтения личности, которые реализуются в сфере организации свободного времени, общения и культурно-досуговой деятельности, обеспечивающие удовлетворение духовных потребностей, культурных запросов, расширение кругозора и становление социальной активности молодежи.

Вопросы выявления и анализа современных тенденций формирования досуговых интересов молодежи в условиях трансформации общества были рассмотрены в научнометодических публикациях Г.Н. Кудашова, В.И. Лутовинова, Н.Н. Седовой, Р.К. Сауба-новой, А.И. Нуруллиной, Н.В. Шарковской и др. [6, 8, 9]. Все они подчеркивают, что процессы глобализации, модернизации, стандартизации и информатизации существенно влияют на уровень досуговых интересов современной молодежи, определяют их направленность и широту.

Анализируя жизнедеятельность современной молодежи в ее реальном измерении, необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что на процесс социализации молодежи, в т. ч. и в сфере досуга, могут оказывать существенное влияние происходящие в обществе трансформационные процессы.

Так, не могут не отражаться на молодежи, ее образе жизни и досуговой деятельности объективные социальные процессы, свя-

занные, например, с ухудшением социальноэкономической обстановки в стране, а также изменения в сфере общественного сознания и идеологии, включающие процессы деидеологизации и возникновения общемировоззренческого кризиса. Рассматриваемые процессы способны оказывать особенно сильное воздействие именно на молодежь.

Сознание молодежи особо уязвимо в эпохи кризисов, это объясняется тем, что ее жизненный опыт недостаточен, а представления о морально-этических ценностях неустойчивы. Возникающие проблемы усугубляются психофизиологическим дисбалансом, наличием «взрослых» потребностей и желаний при отсутствии адекватных материальных возможностей.

Проблемное поле культурно-досуговой деятельности как важного фактора социализации, реализации социально-культурного потенциала молодежи и развития ее досуговых интересов, позволяет рассматривать проблематику нашей темы в контексте следующих компонентов:

а) обоснование специфики формирования досуговых интересов молодежи как важного элемента молодежной субкультуры;

б) разработку механизма формирования досуговых интересов молодежи, в основе которых лежит:

- удовлетворение культурно-досуговых потребностей молодежи и их духовное обогащение,

- повышение общего уровня культуры молодых,

- создание благоприятных социальнокультурных условий для формирования досуговых интересов,

- вовлечение в культурно-досуговую деятельность молодежи с достаточно выраженным, но не реализованным социальнокультурным потенциалом,

- целенаправленное организационнометодическое обеспечение культурно-досуговой деятельности молодежи;

в) развитие у молодежи навыков организации и проведения свободного времени;

г) учет мотивации участия молодежи в различных видах культурно-досуговой деятельности;

д) опора в развитии досуговых интересов на возрастные, социально-психологические и физиологические особенности молодежи.

В ходе исследования нами были выявлены следующие современные тенденции формирования и развития досуговых интересов молодежи в условиях трансформации общества:

а) позитивные тенденции: повышение самоценности и автономизации молодежи; насыщенность и разнообразие досуга; стремление молодежи к самореализации, активности, познанию и творчеству; расширение диапазона и интенсификация инновационных процессов в культурно-досуговой деятельности; стремление молодежи к самосовершенствованию, получению дополнительных знаний, умений, навыков; стремление реализовать культурные, рекреационные, гражданские потребности;

б) негативные тенденции: массовизация и стандартизация вкусов; высокий уровень потребительства; снижение художественного вкуса; обеднение культурных потребностей; прослеживается тенденция к прагматизму; потеря у некоторой части молодежи приоритетов духовно-нравственного развития и смещение акцентов на развлечения и пустое времяпрепровождение; невысокий уровень культуры личности; дороговизна многих видов культурной деятельности; однородность и стереотипность досуговых интересов; нарастание гедонистических и статусно-престижных моделей времяпровождения; высокая направленность на активную развлекательную деятельность; интенсивное смещение досуговых интересов молодежи к информационности (Интернет, телевидение, печать и т. д.) в ущерб творческой активности.

Можно отметить, что досуговые интересы личности реализуются в культурнодосуговой деятельности, которая представляет собой часть свободного времени, используемую для общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной активности, способствующей сохранению, восстановлению и развитию физического и духовного здоровья человека, его интеллектуальному совершенству. Универсальным показателем досуговых интересов молодежи может выступать степень социально-культурной развитости человека, его отношение к природе, другим людям, к самому себе. Досуговые интересы, по нашему мнению, позволяют молодежи на досуге заниматься тем, что она

любит, как можно более многообразно и глубоко развивать различные стороны личности: интеллект, нравственность, эстетические

чувства, т. к. досуг выступает как фактор становления и развития личности, усвоения ею культурных и духовных ценностей.

1. Ариарский М.А. Прикладная культурология. СПб., 2001.

2. Жарков А.Д. Теория и технология культурнодосуговой деятельности. М., 2007.

3. Русанова В.С. Детство. Отрочество. Юность: программа воспитания в сфере досуга. Челябинск, 2002.

4. Салахутдинов Р.Г. Традиционная народная культура - педагогические и досуговые технологии. Казань, 2005.

5. Гультяев И.И. Социально-культурные условия развития досуговых интересов современ-

ной семьи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.

6. Седова Н.Н. Досуговая активность граждан // Социологические исследования. 2009. № 12. С. 56-68.

7. Гончарова Н.Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Ростов н/Д, 2009.

8. Рябков В.М. Антология информационно -просветительных форм культурно-досуговой деятельности в России (вторая половина ХХ века). Челябинск, 2007.

9. Шарковская Н.В. Феноменологические основания развития социально-культурной активности личности // Вестник МГУКИ. 2008. № 1. С. 95-98.

Поступила в редакцию 19.0б.2010 г.

UDC 374

MODERN TENDENCIES OF LEISURE INTERESTS’ FORMATION OF YOUTH IN CONDITIONS OF SOCIETY TRANSFORMATION

Alsu Rustamovna Zaynutdinova, Kazan State University of Culture and Arts, Kazan, Russia, Post-graduate Student of Social and Cultural Activity Department, e-mail: [email protected]

The article reveals the actuality of leisure interests’ formation of youth, identifies the specifity of leisure interests, reveals the main tendencies of leisure interests formation of youth in conditions of society transformation. This article can be useful for the specialists of culture and leisure institutions of youth leisure organization.

Key words: leisure interests; youth; cultural and leisure activity; society transformation.

УДК 3б4.44б

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НЕКОРЕННЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

© Анна Михайловна Григорьева

Казанский государственный университет культуры и искусств, г. Казань, Россия, преподаватель кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]

Статья раскрывает ресурсы социально-культурной интеграции этнических групп, оказавшихся в иной этнокультурной среде.

Ключевые слова: социальная интеграция; межэтнические взаимодействия; толерантность; ресурсы социальной интеграции; социально-культурные технологии.

Современная проблемная ситуация в сфере межэтнического взаимодействия, назревшая глобальная потребность в достижении конструктивного диалога культур и народов порождают актуальность рассмотрения социально-культурной интеграции этнических групп, оказавшихся в иной, «чужой»

им этнокультурной среде. Размышления над оптимальными условиями и механизмами социально-культурной интеграции являются актуальными как для теории, так и для практики [1-4].

Социально-культурная интеграция является онтологически сущностным механиз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.