Научная статья на тему 'Социокультурная деятельность как средство профессиональной социализации студентов вуза'

Социокультурная деятельность как средство профессиональной социализации студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
573
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIALIZATION / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF STUDENTS / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резанович Ирина Викторовна, Литвак Римма Алексеевна

В статье рассматриваются педагогические возможности осуществления профессиональной социализации студентов вуза в процессе социокультурной деятельности, которая охватывает основные сферы профессионального становления личности: деятельность, общение, самосознание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Резанович Ирина Викторовна, Литвак Римма Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural activities as a means of professional socialization of university students

The article reviews the educational opportunities of professional socialization of university students in the process of socio-cultural activities, which covers the main areas of professional growth: activity, communication, self-awareness.

Текст научной работы на тему «Социокультурная деятельность как средство профессиональной социализации студентов вуза»

Как мы видим, программа мероприятий по воспитанию толерантности средствами этнокультурных PR-технологий отвечает всем требованиям, предложенным президиумом Госсовета по национальной политике в Уфе. Они современны и реалистичны, гибки и адекватны. Из всего этого можно сделать ряд выводов:

Создание специализированного PR-отдела, включающего в себя работу по воспитанию толерантности среди населения, сегодня становится не ноу-хау, а необходимостью. Стоит, к сожалению, признать, что в настоящее время не каждое учреждение или НКЦ способно создать целый отдел. Ведь это действительно требует дополнительных затрат для организации. PR-отдел может существовать только в крупных этнокультурных организациях, в небольших и

небогатых учреждениях достаточно развить PR-направление.

Установление постоянной взаимосвязи организаций культуры с «рабочими группами из представителей разных конфессий по урегулированию конфликтов на национальной почве» поможет обеим сторонам вести работу по формированию толерантности более эффективно. А на первоначальном этапе они смогли бы стать хорошими партнерами в своих начинаниях.

Предложенные меры, изложенные в программе, предполагают постоянное использование современных технологий: мультимедиа, Интернет и другие инновационные ресурсы. Все это поможет привлечь больше молодежи и постоянно шагать в ногу со временем в реализации национальной политики страны.

Литература

1. Иду на Вы // Российская газета - Неделя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.rg.ru/2011/02/17/gossovet.html

2. Хазиев Л. Б. Этнокультурный PR как разновидность педагогических технологий социальнокультурной деятельности // Омский научный вестник. - 2010. - № 3(88). - С. 156-159.

УДК 378

И. В. Резанович, Р. А. Литвак

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье рассматриваются педагогические возможности осуществления профессиональной социализации студентов вуза в процессе социокультурной деятельности, которая охватывает основные сферы профессионального становления личности: деятельность, общение, самосознание.

Ключевые слова: социализация, профессиональная социализация, профессиональная социализация студентов, социокультурная деятельность.

I. V. Rezanovich, R. A. Litvak

SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES AS A MEANS OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF UNIVERSITY STUDENTS

The article reviews the educational opportunities of professional socialization of university students in the process of socio-cultural activities, which covers the main areas of professional growth: activity, communication, self-awareness.

Keywords: socialization, professional socialization, professional socialization of students, socio-cultural activities.

Социализация студентов занимает важное место среди педагогических проблем, являясь одной из наиболее острых, во многом определяющей перспективы развития высшей школы, так как становление личности студента в период радикальных перемен в жизни общества требует новой парадигмы образования, обновления содержания обучения и воспитания, развития инновационных технологий социализации.

В самом общем виде под социализацией понимается та часть процесса становления личности, в ходе которой формируются наиболее распространенные, устойчивые черты личности, проявляющиеся в социальноорганизованной деятельности, которая регулируется ролевой структурой общества [1, с. 191].

Период студенчества - это то время, когда идет процесс активного становления индивида как члена общества. Человек знакомится со своей будущей профессией и различными специализациями внутри нее, приобретает определенные профессиональные навыки, учится взаимодействовать и вести коммуникацию с широким кругом лиц различной статусной направленности. Это можно назвать профессиональной социализацией студентов.

Специфика профессиональной социализации молодежи, как отмечает Н. А. Пе-ринская, состоит в пограничном состоянии индивидамеждупервичнойивторичнойстади-ями социализации, что непременно приводит к противоречию между первоначально освоенными в семье, школе социальными практиками и новой профессиональной средой [4].

Необходимо отметить, что вопросы личностной (первичной стадии) социализации достаточно полно разработаны в философской, психологической и педагогической литературе: изучены и описаны механизмы, условия и факторы первичной социализации,

на основании которых построены теоретические модели, служащие ориентиром для институтов образования. При этом довольно слабо разработанными остаются вопросы профессиональной (вторичной стадии) социализации как частной модели социализации студентов.

На сегодняшнее состояние проблемы профессиональной социализации определяющее влияние оказали исследования А. В. Мудрик, Е. П. Белинской, О. А. Тихо-мандрицкой, И. А. Зимней, И. Л. Галяминой, А. И. Ковалевой, В. А. Сластенина, Т. Д. Мар-цинковской и др. На основании изучения их трудов можно сделать вывод о том, что профессиональная социализация, происходящая в вузе, предполагает включение студента в систему профессиональных отношений, что является одной из составляющих исследуемой социализации. При этом студент (будущий специалист), первично социализированный человек со сложившейся системой взглядов, норм и ценностей. В этой связи обусловливается необходимость изменения личности через формирование установок-представлений-отношений к профессиональной деятельности, что является еще одной (личностной) составляющей профессиональной социализации.

Необходимо отметить, что профессиональная социализация выполняет несколько функций: расширение и углубление делового общения, содействие адаптации личности в коллективе, развитие профессионального самосознания, активизацию деятельности по расширению профессиональных связей с внешним миром, обогащение социальнопрофессиональной установки личностного Я в качестве этапа становления своей социальной принадлежности [2].

Для обеспечения профессиональной социализации студентов в процессе социокультурной деятельности необходимо создать

педагогическую ситуацию, которая состоит из трех компонентов:

- первая - готовность студентов к сотрудничеству с профессиональным сообществом;

- вторая - готовность сообщества к профессиональной социализации студентов;

- третья - технологии профессиональной социализации студентов.

В условиях вуза профессиональное сообщество может быть представлено несколькими составляющими: учебная группа, как сообщество будущих специалистов, все группы (с 1 по 5 курс) специальности, социальные партнеры вуза, реальные предприятия и профессиональные сообщества (ассоциации, союзы и т. п.). Взаимодействие с каждой из составляющих профессионального сообщества является воспитывающей педагогической ситуацией, следовательно, расширение предмета взаимодействия является важнейшим фактором социализации студентов. Обеспечить это может социокультурная деятельность студентов, которая по своему содержанию может быть чрезвычайно разнообразной.

Педагогическую направленность социокультурной деятельности для повышения уровня профессиональной социализации студентов обеспечит четкое планирование этой деятельности в зависимости от основных процессов социализации: адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. При этом философы и педагоги обычно выделяют три сферы, в которых осуществляется профессиональное становление личности: деятельность, общение, самосознание. Каждую из этих сфер необходимо рассмотреть отдельно. Первая сфера - деятельность. На протяжении всего процесса социализации человек имеет дело с расширением «каталога» деятельностей [3, с. 188], т. е. освоением новых и новых видов деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса. Во-первых,

это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Продукт такой ориентации можно назвать личностным выбором деятельности. Как следствие этого возникает второй процесс - центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. Наконец, третий процесс - это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

Вторая сфера - общение. Рассматривается в контексте социализации со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это, прежде всего, переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т. е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.

Наконец, третья сфера профессиональной социализации - развитие самосознания студентов. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа своего Я [3]. К сожалению, именно в этой сфере анализа особенно много противоречивых позиций, т. к. есть несколько различных подходов к структуре «Я». Наиболее распространенная схема включает в «Я» три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе).

Следовательно, содержательная сторона процесса социализации должна иметь как можно больше видов творческой деятельности во внеурочное время, расширение и углубление контактов студентов, взаимодействие с профессиональным сообществом.

Интеграции основных процессов социализации и трех сфер деятельности может придать профессиональной социализации студентов определенную структуру и системность. Опишем предлагаемый вариант.

1 курс - начало студенческой жизни, безусловно, является этапом адаптации первокурсников к учебному процессу, студенческому сообществу, группе. На данном этапе предполагается активное привлечение студентов к посещению всех проводимых в вузе мероприятий. В этом случае «деятельность» (первая сфера социализация) студентов можно представить в виде их присутствия на вузовских и факультетских мероприятиях, например, на «Посвящении в студенты», на концертах «День матери», «День учителя», капустнике «Скоро первая сессия» и др.; участия в занятиях факультативов, секций и кружков, работающих в вузе. «Общение» (вторая сфера социализации) расширяется за счет установления социальных контактов со студентами из других групп и курсов. Кроме того, особо активные студенты привлекаются к участию в мероприятиях, чему способствуют такие творческие мероприятия первокурсников как «Ало! Мы ищем таланты» и «Осенний марафон». Творческая атмосфера подготовки к концертам, приглашение на репетиции однокурсников создают условия для непосредственных коммуникаций между студентами и взаимодействия со студентами старших курсов и студентами-кураторами. «Самосознание» (третья сфера социализации) повышается за счет работы в двух направлениях: знакомство с избранной профессией и профилактикой вредных привычек. Первое направление реализуется посредством участия студентах в промышленном туризме (посещении предприятий и знакомство с представителями профессии). Второе направление обеспечивается «неделями профилактики», различного вектора действия: про-

тивоалкогольного - акция «Жив и здоров», противотабачного - акция «Что мы курим?», противоинфекционного - акция «СПИД не спит» и др. Считаем целесообразными и проведение спортивно-оздоровительных мероприятий: «Неделя здоровья» (диспансеризация студентов), «Неделя лыжника», «Неделя водных соревнований» и т. п.

2 курс обучения в вузе можно назвать этапом интеграции, на котором предполагается не только посещение, но и активное участие студентов в мероприятиях вуза. В этом случае сфера социализации - «деятельность» может быть представлена разработкой сценариев праздников, исполнением ролей персонажей в театрализованных постановках или демонстрацией своих способностей, например, в конкурсной программе о влюбленных и для влюбленных «Любовь - это...», в театрализованном концерте «Чудеса в сугробе» и т. д. Кроме того, мы предполагаем активное привлечение студентов к занятиям на секциях, факультативах и в кружках по интересам. «Общение», как сфера социализации, может быть активизировано с помощью назначения студентов ответственными за организацию спортивно-оздоровительных мероприятий, например, «Спартакиада», «Первенство по футболу», «Первенство по волейболу», «Первенство по лыжным гонкам», «Самая спортивная» (комната в общежитии) и др. Кроме того, интересным может быть опыт проведения «вечеров» (поэзии, музыки, живописи) и политических дебатов, на которых студенты могут обсудить как предложенные темы студсоветом, так и любые по собственному желанию. Особую роль в расширении общения играет студенческое самоуправление, выполняя задачи которого студенты расширяют круг личностных и деловых коммуникаций. «Самосознание», как третья сфера социализации студентов, может повышаться с помощью активного наблюдения в процессе про-

фессиональных экскурсий, практикумов или встреч с представителями профессии, а также дискуссий и диспутов, позволяющих студентам вести обсуждение проблем и тенденций развития отрасли, избранной профессии или интересующего предприятия (учреждения).

3 курс обучения в вузе мы связываем с этапом саморазвития, предполагающем активное освоение основ будущей профессии и приобретение (или развитие) профессионально-важных качеств личности. На этом этапе студенты не только посещают и участвуют в мероприятиях, но и должны привлекаться к их организации и проведению. В этой связи сфера социализации студентов - «деятельность» - представлена разработкой, организацией и участием студентов в праздничных, юбилейных или тематических мероприятиях, например, праздники «День учителя», «День профессии», «Церемония вручения премии “Самый лучший педагог”», а также продолжением занятий в секциях, кружках по интересам и способностям как внутри вуза, так и за его пределами. Следующая сфера - «общение»

- реализуется с помощью привлечения студентов к организации и проведению просветительских мероприятий, таких, как: экскурсии («Мой город», «Наш вуз», «Памятники природы нашего края»), профориентационные беседы («День открытых дверей», «День абитуриента»), встречи со школьниками и др. Сфера «самосознание» реализуется в процессе привлечения студентов к работе с социальными партнерами вуза, а также к волонтерскому движению.

Необходимо отметить, что на старших курсах обучения студентов могут использоваться формы социокультурной деятельности, которые использовались и на младших. Это обстоятельство позволяет закрепить полученные ранее результаты или перевести его на более высокий уровень.

4 курс обучения в вузе совпадает с двумя этапами социализации: саморазвитие и самореализация, что обусловливает направленность социокультурной деятельности как на дальнейшее саморазвитие студентов, так и на создание условий, способствующих самореализации студентов. На этом этапе сфера «деятельность» представлена продолжением занятий студентов в секциях и кружках, организацией и участием в общевузовских мероприятиях, например, в танцевальном марафоне «Татьянин день, или день студента», «Мир, в котором я живу» и др. Сфера «общение» реализуется с помощью организации процесса обмена информацией и адресного взаимодействия между участниками социокультурного процесса регионального, федерального и международного уровня; с помощью участия в научно-практических конференциях и круглых столах, проводимых профессиональными ассоциациями, союзами или сообществами. Сфера «самосознание» расширяется за счет применения педагогического коучинга, представляющего собой индивидуальные беседы преподавателей, практиков, руководителей предприятий (учреждений) и студентов; кроме того, предполагается политическая активность молодежи, что может выражаться в участии как в молодежных движениях (например, «Молодая гвардия»), так и членстве в какой-либо партии. Гражданская активность студентов может проявляться в организации и проведении праздничных мероприятий, посвященных празднованию «Дня Победы в Великой Отечественной войне», «Дня Конституции Российской Федерации», «Дня народного единства».

5 курс соответствует периоду окончания вуза и в процессе профессиональной социализации является этапом самореализации. Безусловно, на 5 курсе студенты более активно стараются взаимодействовать с будущими работодателями, поэтому основная активность их направлена на выбор будущего места

работы. В этой связи сфера «деятельность» представлена активным участием студентов в различных мероприятиях («Ярмарка профессий», «День службы занятости», «День предприятия»), в профессиональных выставках, помогающих определить имидж предприятий и их профиль. Кроме того, возрастает наставническая позиция студентов внутри вуза, как правило, пятикурсники готовят ряд важных мероприятий: торжественную линейку, посвященную началу учебного года «Вновь открываются сердца» и «Посвящение в студенты» (для первокурсников). Сфера «общение» развертывается посредством организации и проведении акций, конкурсов, концертов, фестивалей, выставок и иных мероприятий социокультурной направленно-

сти. Особенностями общения на этом этапе является общение между студентами разных вузов как одного города, так и других городов России. Сфера «самосознание» расширяется за счет активного взаимодействия с представителями будущей профессии, прохождения длительной преддипломной практики. Все эти переживания могут быть отражены в тематическом выпускном вечере, который мы предлагаем назвать «Долгий путь к профессии».

Таким образом, учет основных этапов социализации и трех сфер профессионального становления при организации социокультурной деятельности студентов обеспечит более высокий уровень профессиональной социализации выпускников вузов.

1.

2.

3.

4.

Литература

Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи: теорет. вопр. - М.: Социум, 1999. Красноперова А. Г. Профессионально-трудовая социализация в образовательном процессе комплекса [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 2. - С. 77-79. -Режим доступа: http://www.rae.m/fs/?sectюn=content&op=show_artide&artide_id=7780670 (дата обращения: 20.11.2011).

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.

Перинская Н. А. Социальная идентичность как результат профессиональной социализации // Социол. сб. / Ин-т молодежи. - М.: Социум, 1998. - Вып. 4. - С. 36-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.