ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 378
МНОГОУРОВНЕВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
© С. г. РАЗУВАЕВ*, П. В. ЖЕЛТОВ**
Пензенская государственная технологическая академия,
*кафедра педагогики и психологии высшей школы e-mail: [email protected] **кафедра педагогики и психологии e-mail: [email protected]
Разуваев С. Г., Желтов П. В. - Многоуровневый образовательный комплекс как фактор оптимизации профессиональной социализации будущего специалиста // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 981-985. - В статье рассматривается проблема эффективной профессиональной социализации студентов в условиях многоуровневого образовательного комплекса, которая рассматривается как единство трех сфер, в которых осуществляется становление личности - деятельность, общение, самосознание. Раскрыта специфика процесса социализации на каждом уровне многоуровневого образовательного комплекса.
Ключевые слова: многоуровневый образовательный комплекс, профессиональная социализация, разноуровневая профессиональная специализация.
Razuvaev S. G., Zheltov P. V. - The multilevel educational complex as a factor of professional socialization optimization of a future expert // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 981-985. -
The article considers the problem of effective professional socialization of students under the conditions of a multilevel educational complex, which is regarded as a unity of three spheres in which personality formation is carried out (activity, communication, consciousness). The article covers the specific character of the socialization process at each stage of the multilevel educational complex.
Keywords: multilevel educational complex, professional socialization, split-level professional specialization.
В свете интеграционных образовательных процессов проблема совершенствования качества профессионального образования и подготовки специалиста, отвечающего общественным запросам, обретает все большую значимость.
В проекте «Российское образование - 2020. Модель образования для экономики, основанной на знаниях» указано, что в соответствии с потребностями постиндустриальной экономики и общества XXI века востребована социальная функция образования -обеспечение единства общества на основе успешной социализации молодежи. В новом социальном стандарте образования подчеркнуто, что главная задача первой ступени высшего образования - продвинутая социализация.
Профессиональная социализация будущих специалистов технического вуза в условиях многоуровневого образовательного комплекса (далее - МОК) происходит в контексте современных трансформаций профессионального образования. При этом некоторые направления этой трансформации активизируют и
оптимизируют процесс профессиональной социализации самим фактом своего существования (диверсификация, многоуровневость, интеграция), другие, такие как гуманизация, персонализация, информатизация, установка на опережающее образование, требуют дополнительных педагогически выверенных влияний на оптимизацию профессиональной социализации студентов.
Интеграционные процессы в многоуровневом профессиональном учебном заведении обусловливают единое образовательно-воспитательное пространство, где создается основа преемственно-последовательной взаимосвязи разных элементов и ступеней профессионального образования, целостности и целенаправленности, гибкости и динамичности образовательной деятельности, что, в конечном итоге, позволяет эффективно реализовать интегральную функцию профессиональной социализации личности. Изменения в структуре учреждений профессионального образования при их интеграции в МОк требуют перемен во всех уровнях интегрированной системы, целостности этих пере-
мен для преодоления фрагментарности и частичности изменений.
В ряду организационно-структурных, содержательно-целевых, организационно-технологических и социально-психологических механизмов интеграции необходимо выделить системообразующий компонент, который позволял бы самоорганизующейся системе не только сохранять свою устойчивость, но и переходить на качественно новый уровень. Предлагается считать таким компонентом социально-психологические механизмы, направленные на формирование профессиональной мобильности, профессиональной и корпоративной культуры, профессиональной этики будущего специалиста технического профиля, а также на сокращение сроков его адаптации и длительности закрепления на рабочем месте [11]. Мы, в свою очередь, полагаем, что для того, чтобы социально-психологические механизмы интеграции действительно играли роль системообразующего компонента, необходимо, чтобы их идейно-содержательным наполнением являлась целенаправленная профессиональная социализация студентов. При этом эффективность процесса профессиональной социализации будущего специалиста в условиях многоуровневого образовательного комплекса технического вуза может быть обеспечена на основе комплексной реализации системного, личностно-ориентированного, аксиологического и компе-тентностного подходов.
В образовательном пространстве МОк создаются благоприятные условия для протекания на личностном уровне таких аспектов-этапов профессиональной социализации как: оценка возможностей удовлетворения своих потребностей в данной профессиональной деятельности; получение всесторонней информации о содержании профессиональной деятельности, ее статусно-ролевой структуре; выбор предпочтительных статусно-ролевых позиций в сфере профессиональной деятельности; формирование учебной стратегии по овладению профессиональной деятельностью; формирование и корректировка профессиональных диспозиций (ценностных ориентаций и установок).
МОк, предоставляя широкий спектр образовательных услуг, дает возможность уникальной разноуровневой профессиональной специализации на базе широкой фундаментальной подготовки. Требование, чтобы учебный процесс в техническом вузе как можно более полно моделировал разные стороны будущей профессиональной деятельности, оптимально может быть удовлетворено именно в контексте многоуровневой подготовки, когда студент имеет возможность освоения отдельных аспектов будущей деятельности, «встречаясь» с ней на разных уровнях подготовки. Полифункциональность и многосубъектность МОК (образовательные учреждения разного уровня, организации и предприятия, научные сообщества) существенно расширяют профессионально-культурный контекст, в котором происходит социализация будущего профессионала.
Профессиональная социализация в условиях многоуровневого образовательного комплекса имеет
явное подспорье именно в факте многоуровневости. Так, например, студенты, получая высшее образование, в то же время могут осваивать 1-2 рабочие специальности; выпускники профессиональных учреждений других уровней (профессиональный лицей, техникум, колледж) получают возможность продолжить образование в высшей школе; знакомство с производством становится интенсивным на всех уровнях обучения благодаря многоаспектному механизму социального партнерства в условиях МОК. Эффективность профессиональной социализации студентов в условиях МОК может значительно повышаться в случаях, когда на довузовском этапе социализации студент находился в условиях соответствующего профильного обучения. Когда в комплекс входят общеобразовательные учреждения, количество учащихся соответствующих профильных классов, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию, возрастает.
Уровни профессионального образования в МОК - это иерархические ступени процесса профессиональной социализации и развития личности. Профессиональная социализация будущего специалиста в условиях многоуровневой подготовки предполагает и закономерную динамику социальной ситуации профессионального развития личности, обусловливающую специфическое содержание педагогического и психологического сопровождения этого процесса на каждом из этапов. Важно то, что в условиях МОК у такого сопровождения имеется четко выстроенная преемственность, поскольку личность сопровождается от профильных классов до послевузовского образования в одном образовательном пространстве, функционирующем и развивающемся на основе внутреннего единства целей и деятельности его субъектов, в отличие от дискретности такого сопровождения при моноуровневой подготовке.
Педагогическое сопровождение профессиональной социализации студентов ВУЗа в условиях МОК можно представить как совокупность условий, технологий, средств, детерминирующих: последовательное, в соответствии с уровнями образования, освоение студентами социально-профессиональных знаний, норм, ценностей; преобразование социально и профессионально значимых ролей, норм и требований в личностно-значимые; расширение, от уровня к уровню, возможностей самореализации студента как субъекта познания, профессионального общения, профессиональной практики. Система сопровождения ориентирована на раскрытие всех сущностных сил, индивидуальности, личностно-профессионального потенциала студента.
Исходя из общепризнанного понимания социализации как единства трех сфер, в которых осуществляется становление личности - деятельность, общение, самосознание - можно представить педагогическое управление профессиональной социализацией студентов МОК как работу по трем генеральным направлениям: в образовательной деятельности (содержание и технологии образования и их
преемственность в условиях многоуровневости), в социально-коммуникативной сфере (внутривузов-ские горизонтальные и вертикальные коммуникации, а также коммуникации с внешней социальной средой на основе социального партнерства) и в сфере личностного развития студентов (мотивация, профессиональное самоопределение, профессиональное самосознание, профессиональная идентичность, социально-профессиональная компетентность). Три названных направления работы согласуются, в частности, с выделением в профессиональной компетентности специальных, социальных и личностных компетенций [1]. На этой основе оптимизируется и анализ базовых характеристик эффективности профессиональной социализации - квалификационных, социальных и психологических.
Расширение образовательно-профессиональной деятельности студентов МОК происходит за счет: перехода в образовании от уровня к уровню; необходимости последовательного формирования различных типов учебной и профессиональной деятельности на разных ступенях обучения; увеличения количества профессиональных проб благодаря расширению поля производственной практики; интеграции образовательных парадигм и технологий, предполагающих широкую палитру форм и методов организации учебной деятельности; интеграции образовательной, научной и производственной деятельности с деятельностью социальной, что оптимизирует передачу знаний и опыта будущим специалистам. В отношении студентов технического вуза расширение образовательнопрофессиональной деятельности происходит также за счет последовательного освоения основ профессиональной деятельности инженера: проектно-конструкторской, эксплуатационной, монтажно-наладочной, исследовательской, организационно-управленческой. Расширение «каталога» деятельностей сопровождается ориентировкой в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами, через посредство личностных смыслов, что означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто их уяснение, но и их освоение. Важным является то, что в процессе профессиональной социализации студента должна происходить постепенная смена познавательной деятельности профессиональной, с соответствующей сменой потребностей, целей, средств, действий и результатов. В условиях многоуровневого образовательного комплекса появляются дополнительные, благоприятствующие переводу познавательного интереса в профессиональный, обстоятельства.
Таким образом, в условиях МОК для расширения деятельности студентов имеются уникальные возможности как горизонтальной, так и вертикальной образовательно-профессиональной мобильности, что становится залогом овладения ролевой профессиональной подвижностью, востребованной современным производством.
С деятельностью неразрывно связано общение, которое в контексте социализации также рассматрива-
ется со стороны его расширения и углубления. Расширению сферы общения благоприятствуют: переход из одной учебной группы в другую в рамках горизонтального или вертикального образовательного маршрута; сменяемость административного и преподавательского состава, с которым взаимодействует студент на каждом уровне; расширенная возможность разновозрастного общения за счет расширения возрастного ценза студентов, получающих начальное, среднее, высшее или поствузовское образование; расширение поля вне-вузовского общения, в том числе за счет увеличения количества социальных партнеров МОК; расширение потенциальных агентов неформальной социализации, связанной с взаимодействием студентов в неспециализированных ситуациях совместной жизнедеятельности. Процесс профессиональной социализации студента в условиях МОК можно рассматривать как особым образом организованное общение, в ходе которого происходит управление усвоением основ профессиональной деятельности через управление векторами, вариациями и характером общения студентов.
Развитие самосознания личности - центральная детерминанта ее профессионального самоопределения. Расширение сферы самосознания личности в условиях МОК происходит благодаря: относительно ранней активации процесса профессионального самоопределения (профильные классы, нПО, СПО), а значит - рефлексивных механизмов у личности; осознания уникальности своей личности, реальных и потенциальных возможностей, интересов и ценностей, перспектив личностного и профессионального роста; интенсификации формирования способности к проектированию и прогнозированию самостоятельного развития, которая становится личностной характеристикой. Самосознание личности рассматривается как достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, меры самопринятия, наличия относительно целостной «Я-концепции» и определенного уровня самоуважения [6]. Это определение актуально и для понятия «профессиональное самосознание», если к каждому из перечисленных компонентов добавить термин «профессиональное». В таком виде понятие профессионального самосознания становится технологичным - в нем указаны направления психологопедагогического сопровождения процесса расширения сферы самосознания студента на любом уровне обучения. Уровни обучения в таком ракурсе представляют собой последовательность качественных перестроек в профессиональном сознании, в образе профессионального «я», в профессионально направленной рефлексии.
названные направления активизации профессиональной социализации студентов имманентно взаимны, их взаимосвязь и взаимообусловленность в целостном образовательном процессе обусловлены самой их сущностью.
При этом расширение сферы профессионального самосознания мы считаем приоритетным по сравнению с другими двумя направлениями, поскольку в процессе социализации личности, особенно в зрелых
возрастах, определяющую роль играет ее избирательная активность и саморазвитие. Относительно понимания зрелости можно сослаться на Л.С. Выготского, который считал, что юношеский возраст «по общему смыслу и по основным закономерностям... составляет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития» [2]. Развитие личности в условиях высшей школы, в отличие от предыдущих стадий социализации представляется, прежде всего, как процесс саморазвития. Это обусловлено тем, что ведущей жизненной интенцией на данном возрастном этапе выступает экзистенциальное стремление к самоопределению. Этот главный жизненный ориентир и смысл задает феноменологию индивидуального опыта, содержание и динамику личностного развития, когда молодой человек решает, кем он хочет стать [3]. Он должен создать, сформировать себя самого как личность, и ВУЗ должен стать ему в этом основным подспорьем.
Педагогически управляемая профессиональная социализация в образовательной деятельности проявляется в активном качественном преобразовании личностных структур, приводящих к повышению уровня учебно-профессиональной мотивации; актуализации учебно-профессиональных ценностей; повышению уровня осознания возможностей самореализации в учебной и будущей профессиональной деятельности; повышению удовлетворенности учебной деятельностью; более четкому представлению о построении профессионального будущего; появлению способности к профессиональному саморазвитию. Также повышается удовлетворенность взаимоотношениями в процессе учебной деятельности и уровень самоуважения студента; развиваются способности к профессиональному общению; активизируется стремление к самореализации в общении в сочетании с хорошим самоконтролем, обеспечивающим соблюдение нормативных требований среды.
Мы указывали, что считаем важным психологическим критерием успешности процесса и результата профессиональной социализации удовлетворенность человека сделанным выбором, процессом получения профессионального образования и в дальнейшем -своей профессиональной жизнью. Обеспечение студенту ситуации успеха в образовательно-профессиональной деятельности, в контексте управляемой профессиональной социализации, позволяет ему позитивно оценивать себя в целом, что приводит к позитивной профессиональной «я-концепции». У любого человека при условии позитивного самовосприятия повышается уверенность в себе, эффективность в профессиональном обучении, удовлетворенность своей профессией, возрастает стремление к самореализации (А. К. Маркова) [5].
Важнейшим аспектом активизации процесса профессиональной социализации студентов, несомненно, являются все виды профессиональной коммуникации, и, прежде всего, в рамках учебной и производственной практик. Именно во время практики, благодаря профессиональному общению, расширяют-
ся профессиональные знания, корректируется профессиональная «я-концепция», начинает оформляться индивидуальный стиль профессиональной деятельности, четче осознается социально-профессиональный статус, передаются нормы и традиции профессиональной группы. В рамках совместной профессиональной деятельности и в контексте взаимодействия с профессиональной группой будущий специалист учится придавать смысл дальнейшим своим практикам, сопоставляя индивидуальные и профессиональные цели и задачи, в наибольшей мере актуализируется такой принцип профессиональной социализации, как принцип сопричастности, вытекающий из принципа корпоративности [9].
на практике наиболее полно задействуется такой механизм социализации, как идентификация. Сущностью профессиональной идентификации является выбор и отождествление с нормативнопрофессиональным тезаурусом, системой эталонов, на который личность ориентируется при овладении видами деятельности в конкретном профессиональнопроизводственном пространстве. Профессиональная идентичность выражается в степени отождествления себя с профессиональной ролью или идеальным специалистом, в принятии профессиональных норм и ценностей, в эмоциональном отношении к профессии, в мотивации самореализации.
Таким образом, организация педагогического сопровождения процессов расширения деятельности, общения и самосознания не может осуществляться иначе, чем в системном виде. Системный подход к организации профессиональной социализации будущих специалистов в условиях МОК является одновременно методологической основной, принципом и предпосылкой формирования у студентов социальнопрофессиональной компетентности.
на протяжении всего периода обучения объектом педагогического сопровождения должны быть развивающиеся профессионально значимые личностные качества студентов. Стадиальность педагогического сопровождения профессиональной социализации основывается, кроме прочего, на закономерности: на начальных этапах профессионального образования источником профессионального развития является уровень личностного развития, на последующих стадиях профессиональное развитие начинает доминировать над личностным [4, с. 35].
В образовании комплексов профессионально важных качеств личности, по мнению В. Д. Шадрико-ва, участвуют не только совокупности свойств личности, связанные с видом деятельности, но и личностные качества, профессионально важные для любого вида профессиональной деятельности, прежде всего, это: ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка, эмоциональная устойчивость, тревожность, отношение к риску [10].
Развитие профессиональной социализации происходит параллельно на трех уровнях. на первом (институциональном) уровне профессиональной социализации социокультурное становление индивида в
системе социальных институтов предполагает постановку и реализацию ее долговременных целей, а также ситуативных задач, отвечающих требованиям и условиям развития современного общества. Здесь задается не только общая модель профессии, но и общекультурный тип личности, формируемой в социокультурной профессиональной среде. Тем самым обеспечивается целостный подход к становлению личности профессионала, ее профессиональному воспитанию, к освоению ценностей профессиональной культуры с мировоззренческих позиций, определенных идеологией воспитания. на втором уровне профессиональная социализация осуществляется с учетом ситуативновариативных социокультурных ориентаций в соответствии со спецификой социальных групп, в частности профессиональных. Третий уровень связан с профессионально-личностным становлением молодого человека как субъекта профессиональной деятельности, формированием собственного жизненного профессионального опыта индивида и профессиональной культуры [7].
Абсолютно необходимым атрибутом современного человека становится способность к выбору. Очевидно, что все устройство многоуровневого образовательного комплекса предоставляет наилучшие возможности для формирования у студентов всех уровней профессионального образования такой способности. Следствиями ее формирования являются такие личностные новообразования, как ответственность, свобода мышления, открытость опыту, креативность, способность к инновациям.
Иерархичность, масштабность и преемственность уровней образования в МОК позволяет в его
условиях контролировать все три названных уровня развития профессиональной социализации будущих специалистов [8].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бородкина Т. А. Педагогические условия личностнопрофессионального становления специалистов социальной сферы в образовательной среде современного вуза. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. 2009. 24 с.
2. Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. - М.: Изд-во Педагогика, 1984. Т. 4. 255 с.
3. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988. 271 с.
4. Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 28-38.
5. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.
6. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. Пенза: Изд-во ИПКиПРО, 1994. 172 с.
7. Пробст Л. Э. Профессиональная социализация школьной молодежи в современной России. Дис. ... д-ра социол. наук. Екатеринбург, 2004. 354 с.
8. Разуваев С. Г. Профессиональная социализация личности в условиях многоуровневого образовательного комплекса. Пенза: Изд-во ПГТА, 2012. 179 с.
9. Селиверстова О. В. Принципы процесса профессиональной социализации студента в контексте синергетической парадигмы образовательной среды вуза // Высшее образование сегодня. 2010. № 5. С. 91-93.
10. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Изд-во Логос, 1996. 320 с.
11. Шайдуллина А. Р. Интеграция ссуза, вуза и производства в региональной системе профессионального образования. Автореф. дис. . д-ра пед. наук. Казань, 2010. 52 с.