Научная статья на тему 'Профессиональная социализация и профессиональное самоопределение обучающихся в многоуровневом образовательном комплексе'

Профессиональная социализация и профессиональное самоопределение обучающихся в многоуровневом образовательном комплексе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
463
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / МНОГОУРОВНЕВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / MULTI-LEVEL EDUCATIONAL COMPLEX / ВЫБОР / CHOICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разуваев Станислав Геннадьевич, Разуваев Игорь Станиславович

В статье излагаются преимущества многоуровневого образовательного комплекса (МОК) в организации педагогического сопровождения профессиональной социализации и профессионального самоопределения будущих специалистов. Описываются механизмы профессиональной социализации и профессионального самоопределения обучающихся. Дается характеристика категории «выбор» как ключевой для профессионального самоопределения личности. Перечисляются условия эффективности профессиональной социализации и профессионального самоопределения студентов в многоуровневом образовательном комплексе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Разуваев Станислав Геннадьевич, Разуваев Игорь Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ PROFESSIONAL SOCIALIZATION AND PROFESSIONAL SELF DETERMINATION WITHIN THE MULTI-LEVEL EDUCATIONAL COMPLEX

The advantages of multi-level educational complex (MEC) in the pedagogical cooperation of professional socialization and professional self-determination of future specialists are being under analysis in this article. The definition of the category “choice” as a key point for the persons` self-definition is given here. The authors pay much attention to the conditions which influence the efficiency of professional socialization and professional self-determination of students greatly in the multi-level educational complex.

Текст научной работы на тему «Профессиональная социализация и профессиональное самоопределение обучающихся в многоуровневом образовательном комплексе»

разряда. Лица недворянского происхождения после производства в 14-й чин получали личное дворянство, а при производстве в 8-й - дворянство потомственное.

Подобные факты свидетельствуют о действительном признании государством образования как реальной ценности, о том, что государство высоко ценило образование, поощряло его распространение, видя в нем одно из необходимых условий прогрессивного развития страны, залог благосостояния граждан.

Современные авторы проекта государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» признают, что около 20% российских старшеклассников оказались функционально неграмотными в смысле грамотности

чтения: могут прочесть текст, но не могут его понять [3]. И как такой уровень можно использовать в качестве фундамента специальных знаний? Никак... А без фундамента нет здания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большой энциклопедический словарь. М., 2009. С.909.

2. Пирогов Н.И. Вопросы жизни (Из педагогического наследия ученого: Ст. 1856 г.) // Психологический журнал. 2010. Т. 15. №4. С. 137.

3. Смолин О. Ломоносов и традиции российского образования: послание из XVIII века. Режим доступа: http://www.smolin.rU/news/3/2611/

PLACE OF GENERAL EDUCATION IN EDUCATION FUTURE TEACHERS

© 2014

E.A. Pryskina, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of Russian language, literature, artistic and aesthetic disciplines and methods of their teaching faculty of primary education

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: Teacher education is an integral part of the education system in Russia. It solves the problem of staffing. Teacher education reform a key figure. In a rapidly changing world open main professional quality that the teacher must constantly demonstrate his disciples becomes the ability to learn.

Keywords: general education, special education, literacy, professionalism.

УДК 378.4

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МНОГОУРОВНЕВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ

© 2014

С.Г. Разуваев, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры

«Педагогика и психология» И.С. Разуваев, аспирант

Пензенский государственный технологический университет, Пенза, (Россия)

Аннотация: В статье излагаются преимущества многоуровневого образовательного комплекса (МОК) в организации педагогического сопровождения профессиональной социализации и профессионального самоопределения будущих специалистов. Описываются механизмы профессиональной социализации и профессионального самоопределения обучающихся. Дается характеристика категории «выбор» как ключевой для профессионального самоопределения личности. Перечисляются условия эффективности профессиональной социализации и профессионального самоопределения студентов в многоуровневом образовательном комплексе.

Ключевые слова: профессиональная социализация, профессиональное самоопределение, многоуровневый образовательный комплекс, выбор.

Изменчивость, вариативность социума и профессионально-трудовой сферы обостряют задачу подготовки мобильного субъекта, обладающего умением свободного выбора деятельности, способов и форм ее реализации, и шире - способностью к самоопределению в условиях открытого общества. Однако по-прежнему имеется дисбаланс в количестве исследований, посвященных профессиональному самоопределению, профориентации школьников и студентов (в пользу первых). Хотя ложное мнение о том, что студенты якобы уже «самоопределились», выбрав направление профессиональной подготовки, практически никем теперь не поддерживается, и бытовавшее прежде исследование профессионального самоопределения лишь в контексте выбора профессии ушло в прошлое. Студенческий возраст с точки зрения социализации является периодом «ролевого моратория», связанного с постоянным осуществлением выбора в широком смысле: профессии, стиля жизни, системы ценностей и т.д.

Неадекватное профессиональное самоопределение личности является причиной ее неудовлетворенности профессией, и, часто, жизнью в целом, а в масштабах экономики страны приводит к негативным социально-экономическим эффектам. Имея в виду, что с проблемой выбора профессионального и жизненного пути человек сталкивается в том возрасте, когда он может не до конца осознавать все отдаленные последствия принятых в юности решений [1], риск неадекватного профессио-

нального самоопределения очень велик. Одним из способов минимизации этого риска нам видится многоуровневое образование.

Полагая, что профессиональная социализация молодежи является ведущей функцией учреждения профессионального образования, интегрирующей все другие функции, мы разработали концептуальные основы проектирования и организации процесса профессиональной социализации обучающихся в условиях многоуровневого образовательного комплекса (МОК) [2]. Многоуровневый образовательный комплекс в нашем определении - это открытая многофункциональная образовательная система, интегрирующая учреждения и подразделения профессионального образования разного уровня с преемственностью и взаиморазвитием в содержании и технологиях образования при реализации вариативных образовательных программ допрофессиональ-ного, начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. Это система, самонастраивающаяся на потребности рынка труда, расширяющая возможности удовлетворения культурно-образовательных запросов конкретной личности и предоставляющая оптимальные условия для ее успешной профессиональной социализации за счет преемственности и целостности педагогического сопровождения от профильных классов до послевузовского образования в едином образовательном пространстве.

В образовательном пространстве МОК создаются

благоприятные условия для протекания на личностном уровне таких аспектов-этапов профессиональной социализации как: оценка возможностей удовлетворения своих потребностей в данной профессиональной деятельности; получение всесторонней информации о содержании профессиональной деятельности, ее статусно-ролевой структуре; выбор предпочтительных статусно-ролевых позиций в сфере профессиональной деятельности; формирование учебной стратегии по овладению профессиональной деятельностью; формирование и корректировка профессионально-ценностных установок. Требование, чтобы учебный процесс как можно более полно моделировал разные стороны будущей профессиональной деятельности, оптимально может быть удовлетворено именно в контексте многоуровневой подготовки, когда студент имеет возможность освоения отдельных аспектов будущей деятельности, «встречаясь» с ней на разных уровнях подготовки.

Нами обоснована [3], исходя из методологически значимой трактовки социализации как единства трех сфер, в которых осуществляется становление личности (деятельность, общение, самосознание), стратегия технологического обеспечения профессиональной социализации студентов МОК: это системная амплификация их деятельностного, коммуникативного и рефлексивного репертуара в образовательном процессе. При этом каждый вектор амплификации акцентно актуализирует один из механизмов профессиональной социализации личности: интериоризацию - в сфере деятельности (освоение в учебной и профессиональной деятельности ЗУН и практического опыта), идентификацию - в сфере общения (освоение профессиональных ролей во взаимодействии с референтными лицами - профессионалами), рефлексию - в сфере самосознания (развитие профессионального самосознания в ходе образовательно-профессионального развития на основе освоения навыков рефлексии и самоорганизации).

Эти механизмы в равной степени относятся к протеканию процесса профессионального самоопределения личности. Понимая профессиональную социализацию как развитие и самореализацию человека в процессе усвоения и воспроизводства профессиональной культуры, мы считаем последнюю ее контекстно-содержательным базисом, а профессиональное самоопределение личности - ее исходным и стержневым элементом.

Профессиональное самоопределение - это выбор личностью сферы трудовой деятельности на основе свободного волеизъявления; нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смыслов в самом процессе самоопределения [4]. Среди педагогических задач, нацеленных на оптимизацию профессионального самоопределения студентов и называемых разными исследователями, выделяются две: развитие субъ-ектности (в том числе способности к целеполаганию, уверенности в себе, уровня общей интернальности, ценности собственного «Я») и развитие ценностной сферы личности. При этом очевидна и обратная детерминация: профессиональное самоопределение имеет, несомненно, субъектно-развивающую сущность и сказывается на состоянии ценностной сферы личности.

Мы понимаем педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов МОК как систему согласованной педагогической деятельности субъектов интегрированной образовательной среды, направленной на создание условий для развития самопознания, самопринятия и самореализации студентов, а также на оказание помощи в решении индивидуальных проблем, связанных с профессиональным самоопределением. При этом студент должен восприниматься «сопровождающим» педагогом как потенциально успешный субъект собственной жизнедеятельности, активный субъект саморазвития, что обеспечивает ему уверенность в себе как субъекте будущей профессиональной

деятельности.

Важнейшей категорией при обсуждении механизмов самоопределения личности является, по нашему мнению, «выбор». Если в русле социально-психологического похода представлять профессиональное самоопределение как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых возможно сочетание между предпочтениями человека и потребностями общества в результате разделения труда, понятно, что всякий раз принятие такого решения для личности не что иное, как выбор.

По мнению С.Г. Вершловского, непрерывность образования как фактор развития личности не сводится к механическому соединению этапов (школьное, вузовское, последипломное и т. д.), не извне регулирует ее деятельность, а формируется проблемной ситуацией. В ее подоснове лежит «столкновение» расширяющихся под влиянием образования возможностей выбора с нестандартностью жизненных условий людей на разных этапах их деятельности, в разных социально-профессиональных группах [5]. С.Н. Чистякова считает выбор центральным звеном процесса самоопределения, при этом выбор осуществляется на основе ценностных ориента-ций личности, осваивается и закрепляется в ситуациях выбора [6]. Можно дополнить это определение другим, данным в отношении студентов вуза: профессиональное самоопределение являет собой синтез личностного, профессионального и социального смысла в конкретном выборе студентом своего места и роли в жизни социума, как акт проявления им свободного волеизъявления - внутренней свободы [7]. На то, что способность принимать решения, готовность нести ответственность за собственный выбор и рефлексировать полученные результаты характеризуют личность как субъекта профессионального самоопределения, указывают и другие авторы.

В работах А.Г. Асмолова, Ф.Е. Василюка и др. выбор трактуется как индивидуальная стратегия субъекта, направленная на преобразование неопределенной значимой ситуации и состоящая в «конструировании» или определении альтернатив, критериев их оценки и предпочтении одной из них и ее конкретизации в качестве будущей цели жизнедеятельности. Ф.Е. Василюк пишет: «Человек выбирает не один из двух предметов или даже мотивов. Он выбирает себя. ... Выбор делает личность, формирует ее» [8]. Общепризнано, что способность делать выбор и нести за него ответственность присуща психологически зрелой, автономной личности.

Нельзя не сказать о фиксируемом современными исследованиями феномене инфантилизма молодежи, заключающемся в бегстве от выбора и принятия решений в целом. Комментаторы этого явления склонны объяснять его нежеланием молодых людей нести бремя ответственности за свои поступки и жизнь в целом.

Очевидно, что обучение студентов делать выбор, нести за него ответственность, буквально организация тренировки способности осознанно выбирать, обеспечив при этом каждому условия для реализации права выбора, расширяя диапазон объектов выбора - отдельная задача в педагогическом сопровождении профессионального самоопределения обучающихся. Очевидно также, что выбор не должен быть навязан, он может быть основан только на принятии добровольного решения личности. Необходима корректная помощь педагога студентам в приобретении опыта выбора - собственного или на основе наблюдения, обретения знаний о совершении выбора другими, в выборе культурных смыслов, видов деятельности, досуговых контентов и пр. Такая помощь может быть наилучшей именно в условиях многоуровневого образовательного комплекса в виду его полифункциональности и многосубъектности, существенно расширяющих профессионально-культурный контекст профессиональной социализации и самоопределения обучающихся.

Предоставляя личности свободу выбора содержания и уровня образования, обеспечивая вариативность и гибкость образовательных программ, многоуровневая образовательная система дает возможность человеку найти наиболее приемлемый по продолжительности и конечному результату путь получения той или иной профессии и квалификации. Такая система предполагает льготные условия для выпускников при поступлении в вуз, позволяет студенту прервать обучение на любой ступени, получив завершенное образование по 1-2 профилям. При этом ситуация выбора, которая постоянно встает перед студентом при переходе с одного уровня на другой, конкурсный отбор при поступлении на более высокую ступень стимулирует развитие мотивации, творческого потенциала и профессионального самосознания студентов.

Становлению субъектной позиции студента в условиях МОК способствует проектирование индивидуальной образовательной программы (на основе личностного смысла, целей и содержания образования, выбора его темпа, форм, уровней) и индивидуальной образовательной траектории, оптимизирующих соотношение социализации и индивидуализации в профессиональной подготовке личности. Многоуровневое строение МОК, в отличие от моноуровневых образовательных систем, наилучшим образом позволяет абитуриенту, студенту, выпускнику делать выбор благодаря наличию в образовательном пространстве множества возможностей для построения индивидуальной образовательной траектории. Многообразие образовательных программ, существующее в МОК, практически вынуждает студента к выбору индивидуальной образовательной траектории, что подразумевает выстраивание системы профессиональных целей, содержательную и хронологическую проработку планов, получение образования в последовательности ряда этапов, на каждом из которых решается конкретная образовательная задача. Следование по такой, добровольно избранной, траектории, способствует реализации каждым из студентов личностных притязаний, создает сильную мотивацию к саморазвитию, актуализирует ответственность за собственное образование, рефлексию каждого этапа образовательного пути.

Таким образом, индивидуальная образовательная программа буквально «заставляет» студента стать реальным субъектом своего образования. При этом личности должны предоставляться условия для академической мобильности с возможностью: точного определения образовательной траектории не сразу в момент поступления в вуз, а после того, как получены необходимые знания по предмету специализации и информация по другим возможным направлениям подготовки; изменить первоначальную траекторию образования, отреф-лексировав все внешние и внутренние обстоятельства на более позднем этапе обучения; прервать образование на одном из его уровней и продолжить обучаться в любое другое время. Диверсификация схемы организации учебного процесса (порядка изучения образовательной программы) позволяет студенту выбрать последовательную, последовательно-параллельную или сокращенную схему. Вариативность образования, определяемая как характеристика процесса и результата выбора в образовательной стратегии, обеспечивающего индивидуальные образовательные траектории человека, стимулирует рефлексивное мышление, актуализирует для личности категорию «ответственность», наполняет контекст обучения личностным смыслом.

Желательно при этом, чтобы проблемные, ориентированные на профессиональные перспективы ситуации в учебной, квазипрофессиональной и профессиональной деятельности содержали контент, провоцирующий необходимость принятия решений в ситуации морального и ценностного выбора, проблемной этической ситуации, предвидения морального резонанса от достигнутой цели. Создание ситуаций выбора и определения личной

позиции мы считаем значимым в контексте поликультурности как важнейшей характеристики современного социума, а способность к толерантному восприятию культурных различий в социальной и производственной сферах - важным качеством будущего специалиста.

Целенаправленное расширение и обогащение (амплификация) репертуара видов деятельности студентов в рамках научно-исследовательской, инновационно-предпринимательской, общественной, волонтерской, культурно-творческой, спортивно-оздоровительной, досуговой деятельности в образовательном пространстве МОК дает возможность самореализации личности в различных областях социальной практики. Множество видов деятельности и возможность выбора между ними создают условия для развития у студентов способности к целеполаганию, осуществлению выбора, инициированию и проектированию индивидуальной образовательной и жизненной траектории, ответственности за свои решения.

Возможность выбора уровня профессионального образования и его траектории, приемов учебной деятельности, форм контроля учебных результатов, форм самостоятельной работы также способствуют развитию названных личностных свойств, но самое главное - возможность и необходимость выбора интенсифицируют развитие самосознания студентов Профессиональное самосознание считается системообразующей психологической подструктурой личности специалиста и ведущим условием профессионального развития, а развитие профессионального самосознания личности - центральной детерминантой ее профессионального самоопределения. Расширение сферы самосознания личности в условиях МОК происходит благодаря относительно ранней активации процесса профессионального самоопределения (профильные классы, НПО, СПО), а значит - рефлексивных механизмов у личности и интенсификации развития способности к проектированию и прогнозированию своего жизненного и профессионального пути. Самосознание личности рассматривается как достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, меры самопринятия, наличия относительно целостной Я-концепции и определенного уровня самоуважения [6]. Это определение актуально и для понятия «профессиональное самосознание», если к каждому из перечисленных компонентов добавить термин «профессиональное». В таком виде понятие профессионального самосознания становится технологичным - в нем указаны направления педагогического сопровождения процесса расширения сферы самосознания студента на любом уровне обучения. Уровни обучения в таком ракурсе представляют собой последовательность качественных перестроек в профессиональном сознании, в образе профессионального «Я», в профессиональной рефлексии. А процесс педагогического сопровождения рассматривается как вспомогательный процессу профессионального самоопределения, обеспечивая его необходимыми ресурсами.

Генеральным условием эффективности профессиональной социализации и профессионального самоопределения обучающихся в условиях МОК является педагогически целесообразная амплификация их деятельности, общения и самосознания. Реализовать это условие призван комплекс взаимосвязанных педагогических условий: 1) достижение высокого уровня интеграционных процессов, состояний и свойств в образовательном процессе МОК; 2) преемственность содержания, форм и методов профессиональной социализации на всех уровнях профессионального образования; 3) организация воспитательного пространства МОК с акцентом на профессионализации студентов; 4) утверждение концепта соподчинённости профессиональной и культурной социализации; 5) широкое внедрение информационных технологий в образовательный процесс МОК; 6) интегрированная система управления и самоуправления в

многоуровневом образовательном комплексе; 7) оптимизация социально-педагогического и психологического сопровождения профессиональной социализации студентов; 8) реализация компетентностного подхода к профессиональной социализации на основе интегратив-ных процессов в системе МОК.

Способность к выбору становится абсолютно необходимым атрибутом современного человека. Очевидно, что все устройство многоуровневого образовательного комплекса предоставляет наилучшие возможности для формирования у студентов всех уровней профессионального образования этой способности. Следствием ее формирования являются такие личностные новообразования, как ответственность, свобода мышления, открытость опыту, креативность, способность к инновациям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка. 1998. 143 с.

2. Разуваев С.Г. Моделирование процесса профессиональной социализации будущего специалиста технического профиля в условиях многоуровневого образо-

вательного комплекса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4(11). С. 250-252.

3. Разуваев С.Г. Профессиональная социализация личности в условиях многоуровневого образовательного комплекса. Пенза: Изд-во ПГТА. 2012. 179 с.

4. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: МПСИ, НПО «МОДЭК». 2002. 400 с.

5. Вершловский С.Г. Образование взрослых: опыт и проблемы. М.: ИВЭСЭП, Знание. 2002. 168 с.

6. Чистякова С.Н. Новые подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования // Школа и производство. 2013. №1. С.9-12.

7. Жуковская Т.В. Стимулирование профессионального самоопределения студентов в вузе: дис. ... канд. пед. наук. М. 2006. 267 с.

8. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. Том 16. № 3. С. 90-101.

9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного челове-кознания. СПб.: Питер. 2001. 272 с.

STUDENTS' PROFESSIONAL SOCIALIZATION AND PROFESSIONAL SELF DETERMINATION WITHIN THE MULTI-LEVEL EDUCATIONAL COMPLEX

© 2014

S.G. Razuvaev, candidate of pedagogical sciences, an associate professor, professor of the chair

"Pedagogy and psychology" I.S. Razuvaev, postgraduate student

Penza State Technological University, Penza (Russia)

Annotation: The advantages of multi-level educational complex (MEC) in the pedagogical cooperation of professional socialization and professional self-determination of future specialists are being under analysis in this article. The definition of the category "choice" as a key point for the persons' self-definition is given here. The authors pay much attention to the conditions which influence the efficiency of professional socialization and professional self-determination of students greatly in the multi-level educational complex.

Keywords: professional socialization, professional self-determination, multi-level educational complex, choice.

УДК 373.25

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ НОВОГО ФОРМАТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

© 2014

Л.А. Реиезова, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Специальная педагогики и специальная психология» факультета специального образования

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

И.Ю. Сирик, учитель - дефектолог А.А. Лукомская, учитель - дефектолог Муниципальное бюджетное образовательное учреждение центра развития ребенка детского сада

№ 121 городского округа Самара (Россия)

Аннотация: Статья посвящена проблеме решения задач социализации дошкольников в процессе совместных действий детского сада и семьи. Определены пути оптимизации социализирующих воздействий на основе использования информационно-коммуникационных технологий, основные компоненты в направлениях работы с семьей, воспитывающей ребенка с задержкой психического развития по его социализации.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, дошкольники с задержкой психического развития, социализация, дошкольная образовательная организация, семья, взаимодействие, партнёрство.

Результаты исследований по проблеме социализации дошкольников с задержкой психического развития характеризуют многочисленные проблемы становления социального опыта у таких детей, что определяет необходимость специально организованного коррекционно-го воздействия [1, 2, 3, 4, 5].

Специально организованная коррекционно-педа-гогическая работа, направленная на формирование социального опыта детей, подразумевает знание и учет педагогом психолого-педагогических механизмов его становления (взаимодействие со сверстниками и взрослыми, усвоение социальных ролей, становление самосознания ребенка, социальные условия, в которых ребенок

соотносит себя с действительностью). Однако становление этих механизмов у дошкольников с задержкой психического развития происходит своеобразно.

Так взаимодействию старших дошкольников с задержкой психического развития часто свойственны его формальный характер, неспособность развернуть прави-лосообразное взаимодействие вследствие предметной направленности действий, отсутствие ориентации на партнера. В процессе игровой деятельности дети демонстрируют подражательный характер действий, низкий уровень коммуникативных навыков, наличие преимущественно предметной связи между участниками, высокую значимость выигрыша, стремление достичь его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.