Научная статья на тему 'Методологические основы моделирования процесса профессиональной социализации личности в условиях многоуровневого образовательного комплекса'

Методологические основы моделирования процесса профессиональной социализации личности в условиях многоуровневого образовательного комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / METHODOLOGICAL APPROACH / SYSTEM APPROACH / PERSON-ORIENTED APPROACH / AXIOLOGICAL APPROACH / COMPETENCE-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разуваев С. Г.

В статье кратко характеризуются основные методологические подходы (системный, личностно-ориентированный, аксиологический, компетентностный), которые легли в основу исследования процесса профессиональной социализации личности в многоуровневом образовательном комплексе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Разуваев С. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASIS OF MODELING THE PROCESS OF AN INDIVIDUAL'S PROFESSIONAL SOCIALIZATION IN A MULTI-LEVEL EDUCATIONAL COMPLEX

The article contains brief descriptions of methodological approaches (system, person-oriented, axiological and competence-based) that stipulate the research of the process of an individual's professional socialization in a multi-level educational complex.

Текст научной работы на тему «Методологические основы моделирования процесса профессиональной социализации личности в условиях многоуровневого образовательного комплекса»

- действие проведено под влиянием внешних факторов: не является обоснованным с позиции личности;

- ситуация выбора действия, поступка характеризуемая переживанием кризиса, связанного с перебором вариантов в выборе (кризис может благополучно разрешиться при минимальном, ненасильственном вмешательстве педагога);

- завершение кризиса, личность делает осознанный выбор и приступает к практической реализации [9].

Библиографический список

Последний уровень создает возможность самостоятельно принимать решение, совершать осмысленные действия, смыс-лотворчество, рефлексию для самореализации в области музыкального искусства.

Таким образом, предлагаемые теоретические аспекты будут способствовать созданию разработки модели формирования ценностного отношения учащихся ДШИ к музыкальным занятиям.

1. Краевский, В.В. Методология научного исследования: пособие для студентов и аспирантов гуманитарных университетов. - СПб., 2001.

2. Краткий философский словарь / под ред. А.П. Алексеева. - М., 2001.

3. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М., 2000.

4. Гершунский, Б.С. Теоретико-методологические и прикладные проблемы развития единой системы непрерывного образования // Перспективные проблемы развития непрерывного образования: материалы Всесоюзной научно-практич. конф. - М., 1987.

5. Сохор, А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления. - М., 1971.

6. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.

7. Борытко, Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания: монография. - Волгоград, 2001.

8. Петелин, А.С. Профессионально-личностное становление учителя музыки: монография. - Воронеж, 2005.

Bibliography

1. Kraevskiyj, V.V. Metodologiya nauchnogo issledovaniya: posobie dlya studentov i aspirantov gumanitarnihkh universitetov. - SPb., 2001.

2. Kratkiyj filosofskiyj slovarj / pod red. A.P. Alekseeva. - M., 2001.

3. Kodzhaspirova, G.M. Pedagogicheskiyj slovarj / G.M. Kodzhaspirova, A.Yu. Kodzhaspirov. - M., 2000.

4. Gershunskiyj, B.S. Teoretiko-metodologicheskie i prikladnihe problemih razvitiya edinoyj sistemih neprerihvnogo obrazovaniya // Perspektivnihe problemih razvitiya neprerihvnogo obrazovaniya: materialih Vsesoyuznoyj nauchno-praktich. konf. - M., 1987.

5. Sokhor, A.N. Socialjnaya obuslovlennostj muzihkaljnogo mihshleniya i vospriyatiya // Problemih muzihkaljnogo mihshleniya. - M., 1971.

6. Leontjev, A.N. Problemih razvitiya psikhiki. - M., 1981.

7. Borihtko, N.M. Pedagog v prostranstvakh sovremennogo vospitaniya: monografiya. - Volgograd, 2001.

8. Petelin, A.S. Professionaljno-lichnostnoe stanovlenie uchitelya muzihki: monografiya. - Voronezh, 2005.

Статья поступила в редакцию 20.12.12

УУДК 37.013.42

Razuvaev. S.G. METHODOLOGICAL BASIS OF MODELING THE PROCESS OF AN INDIVIDUAL'S PROFESSIONAL SOCIALIZATION IN A MULTI-LEVEL EDUCATIONAL COMPLEX. The article contains brief descriptions of methodological approaches (system, person-oriented, axiological and competence-based) that stipulate the research of the process of an individual's professional socialization in a multi-level educational complex.

Key words: methodological approach, system approach, person-oriented approach, axiological approach, competence-based approach.

С.Г. Разуваев, канд. пед. наук, доц., проректор по интегрированным образовательным программам

Пензенской гос. технологической академии, г. Пенза, E-mail: [email protected]

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

В статье кратко характеризуются основные методологические подходы (системный, личностно-ориентированный, аксиологический, компетентностный), которые легли в основу исследования процесса профессиональной социализации личности в многоуровневом образовательном комплексе.

Ключевые слова: методологический подход, системный подход, личностно-ориентированный подход, аксиологический подход, компетентностный подход.

Исследование процесса социализации личности в условиях многоуровневого образовательного комплекса (МОК) [1] привело к необходимости обращения к совокупности методологических подходов, с позиции которых изучался многомерный и многофакторный феномен профессиональной социализации будущего специалиста в условиях МОК: системный (прежде всего в его версиях - системно-интегративный и системно-синергетический подходы), личностно-ориентированный, аксиологический и компетентностный. Коротко обоснуем прикладной смысл данного методологического комплекса для нашего исследования.

Системный подход - это совокупность принципов, определяющих цель и стратегию решения сложных проблем, метод, основанный на представлении объекта исследования в качестве системы. Он позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов. В логике методологии системного подхода МОК представляет собой системную общность, состоящую из взаимосвязанных компонентов (элементов). Каждое подразделение МОК и многоуровневый образовательный комп-

лекс в целом можно рассматривать как систему. При этом важны три момента, характеризующие взаимоотношение целого и части. Во-первых, это возникновение взаимодействующей системы связей между частями целого. Во-вторых, утрата некоторых свойств части при вхождении в состав целого. В-третьих, появление у возникающей новой целостности новых свойств, обусловленных как свойствами основных частей, так и возникновением новых систем связей между частями [2]. Органически целостной педагогической системой является упорядоченная система с развитыми внутренними и целенаправленно устанавливаемыми внешними связями, новыми интегральными качествами, которых не было во взаимосвязанных подсистемах. Под динамичным развитием такой системы понимается организованное целенаправленное движение системы от суммативного уровня к органически целостному состоянию, характеризующемуся интеграционными взаимосвязями главных компонентов и основных параметров образовательного процесса [3]. Применение системного подхода в нашем случае продиктовано необходимостью повышения эффективности целостной системы професси-

ональной социализации будущих специалистов в системно интегрированном пространстве МОК. Реализация принципов системного подхода определяет единство и преемственность содержания и технологии профессиональной социализации на разных уровнях образования.

В настоящее время методологи в структуре системного подхода выделяют вариации его симбиоза с другими подходами: системно-деятельностный, системно-интегративный, системносинергетический и т.д. При этом системный подход остается смыслообразующим для других подходов, соединяемых с ним в зависимости от целей конкретного исследования. Поскольку базовыми для нашего исследования явились две версии системного подхода - системно-интегративный и системно-синергетический, коротко охарактеризуем интегративный и синергетический подходы в контексте их приложения к проводимому исследованию.

Исследование различных явлений и процессов с позиций интегративного подхода предполагает опору на принцип интег-ративности, характеризующий изучаемое явление как систему, целостность, достигаемую путем интеграции составляющих ее элементов. Это указывает на органическую взаимосвязь интегративного и системного подходов. Этот подход, рассматривающий интеграцию как объединение разобщенных ранее частей в единое целое на основе установления органичных связей между частями, по сути, является конкретизацией системного подхода. Интегративный подход проявляется в совокупности структурных, содержательных и процессуальных составляющих интегрированной системы, единство и взаимодействие которых придает ей целостность и структурно-функциональную устойчивость.

Следует отметить, что ключевыми в нашем исследовании являются категория интеграции и производные от нее понятия. Применение интегративного подхода логично вытекает из предмета и задач данного исследования: этот подход адекватен интегративной сущности процесса профессиональной социализации будущего специалиста и самого многоуровневого образовательного комплекса. Элементами интеграции являются структурные единицы МОК, взаимодействие которых обеспечивает интегративное влияние на профессионально-личностное становление будущего специалиста и получение, таким образом, интегрального результата. Интеграция, рассматриваемая как процесс развития системы, направлена на достижение главного интегративного качества - целостности. И.П. Яковлев отмечает, что «интеграция выражает динамику системы, а целостность -результат движения» [4].

Важным признаком интеграции является ее синергетический характер (в переводе с греч. синергетика - совместное кооперативное действие). В результате интеграционных процессов возрастает результативность деятельности объединяющихся субъектов, появляется новое качество, возникает системный эффект, при котором польза от системы в целом превышает суммарную пользу её компонентов. При этом следует отметить, что природе многоуровневого образовательного комплекса безусловно присущ синергетический эффект.

Синергетическому подходу, как одному из способов реализации феноменологической парадигмы в прикладном исследовании, дала толчок теория самоорганизации, исследующая общие закономерности информационно упорядоченных систем, способных в процессах взаимодействия со средой к адаптивной самокоррекции и прогрессивной эволюции путем использования механизмов обратной связи. Синергетическая теория фокусирует внимание на неравновесности как естественном состоянии открытых нелинейных систем, многовариантности путей их развития в зависимости от множества влияющих факторов. Из общих представлений синергетики следует, что сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития - необходимо способствовать присущим им тенденциям в развитии, выводя эти системы на желаемые, для управляющего ими, пути. Соотношение управляемости и спонтанности процесса профессиональной социализации может быть в полной мере реализовано на основе синергетического подхода.

Личностно-ориентированный подход является видовым по отношению к гуманистическому. Нельзя не согласиться с мнением о том, что в процессе эволюции гуманистическая парадиг-

Библиографический список

ма, подчиняясь цивилизационному прогрессу, вышла из границ отдельного подхода и выросла до уровня универсума, общегуманистической основы современного образования [5]. Антропо-центристские установки нашего исследования реализовывались именно посредством личностно-ориентированного подхода, создающего возможности для признания личности студента и его прав на самоопределение, самореализацию, саморазвитие как высших ценностей. Этот подход, реализуя идею взаимообусловленности развития субъектности и успешности социализации личности, позволяет придать процессу и результатам профессиональной социализации личностно значимый смысл, поскольку в его контексте исходным становится личностное измерение образования. Он обеспечивает актуализацию и максимальное использование субъектного опыта участников образования, стимулирует личностное и профессиональное саморазвитие студентов как субъектов будущей профессиональной деятельности и неразрывно связан с феноменами педагогической поддержки и педагогического сопровождения.

Если для личностно-ориентированного подхода центральным является принцип антропоцентризма, то для аксиологического - принцип культуроцентризма. Под «аксиологическим детерминизмом» понимается философская установка, которая объявляет морально-этические и другие ценности если и не единственным, то, во всяком случае, главным и решающим фактором функционирования и развития человеческого общества и, таким образом, абсолютизирует значение ценностного подхода в объяснении истории и понимании социокультурной реальности [6]. Аксиологический подход представляет ценности как смыслообразующие основы социализации, в том числе профессиональной. С позиции этого подхода актуализируются необходимость и возможность создания в образовательном процессе условий для его эмоционально-ценностного проживания и становления у выпускников МОК ценностных ориентаций в профессиональной сфере. Данный подход требует также усиления культурологической сущности инженерной деятельности, являющейся неотъемлемой частью современной цивилизации и культуры, органически связанной с ценностями, традициями, противоречиями общества.

Компетентностный подход приобрел статус концептуальной основы модернизации российского образования. Он, кроме прочего, помогает определить содержание, логику и результат, тех-нологизирует процесс професс иональной социализации будущих специалистов. Конечная цель профессиональной социализации студентов в МОК, заявленная в данном исследовании, -становление субъекта профессиональной деятельности со сформированной социально-профессиональной компетентностью, поэтому компетентностный подход явился для нас важнейшим при проектировании процесса профессиональной социализации обучающихся.

Каждая компетенция, формирующаяся у будущего специалиста, имеет интегративную природу, а процесс ее формирования имеет интегративный характер. То есть, компетентностно ориентированное профессиональное образование может осуществляться только в логике системно-интегративного подхода. Компетентностный подход не может быть реализован и вне связи с личностно-ориентированным подходом, поскольку профессиональная компетенция представляет собой преломление теоретического и практического знания через личностный смысл. Этот подход обладает практической и гуманистической направленностью, его основная идея заключается в акцентировании практикоориентированности получаемых знаний без потери личностно-ориентированной составляющей. Общая культура человека - это социально-детерминированный способ жизнедеятельности человека, а социально-профессиональная компетентность есть проекция этого способа на определенную сферу, область деятельности. С этой точки зрения компетентностный подход должен реализовываться в теснейшем единстве с подходом аксиологическим.

Указанные подходы в своей совокупности обеспечивают методологическую основу проектирования процесса профессиональной социализации будущих специалистов, что предусматривает их включение в образовательный процесс мОк в виде принципов, педагогических целей и адекватных моделей их реализации.

1. Разуваев, С.Г. Профессиональная социализация личности в условиях многоуровневого образовательного комплекса. - Пенза, 2012.

2. Пасюков, П.Н. Региональная образовательная система как фактор устойчивого развития непрерывного физкультурно-педагогического образования: дис. ... д-ра. пед. наук. - Челябинск, 2000.

3. Ломакина, Т.Ю. Концепция непрерывного профессионального образования. - М., 2005.

4. Яковлев, И.П. Интеграция высшей школы с наукой и производством. - Л., 1987.

5. Старикова, О.Г. Современные образовательные стратегии высшей школы: полипарадигмальный подход: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. - Краснодар, 2011.

6. Аль-Ани, Н.М. О понятиях «информационное общество» и «информационная цивилизация». - 2000 [Э/р]. - Р/д: http://filosof.historic.ru/ books/item/f00/s01/z0001034/st000.shtml.

Bibliography

1. Razuvaev, S.G. Professionaljnaya socializaciya lichnosti v usloviyakh mnogourovnevogo obrazovateljnogo kompleksa. - Penza, 2012.

2. Pasyukov, P.N. Regionaljnaya obrazovateljnaya sistema kak faktor ustoyjchivogo razvitiya neprerihvnogo fizkuljturno-pedagogicheskogo obrazovaniya: dis. ... d-ra. ped. nauk. - Chelyabinsk, 2000.

3. Lomakina, T.Yu. Koncepciya neprerihvnogo professionaljnogo obrazovaniya. - M., 2005.

4. Yakovlev, I.P. Integraciya vihssheyj shkolih s naukoyj i proizvodstvom. - L., 1987.

5. Starikova, O.G. Sovremennihe obrazovateljnihe strategii vihssheyj shkolih: poliparadigmaljnihyj podkhod: avtoref. dis. ... d-ra. ped. nauk. -Krasnodar, 2011.

6. Alj-Ani, N.M. O ponyatiyakh «informacionnoe obthestvo» i «informacionnaya civilizaciya». - 2000 [Eh/r]. - R/d: http://filosof.historic.ru/books/ item/f00/s01/z0001034/st000.shtml.

Статья поступила в редакцию 20.12.12

УДК 159.955.4

Samsonova A.O. INTELLECTUAL REFLECTION AS A FACTOR IN THE ADAPTATION OF FIRST - YEAR STUDENTS TO LEARNING ACTIVITY. In the article the short analysis of approaches to concept «adaptation» and concept «intellectual reflection» in pedagogical and psychological sciences is given. The role of intellectual reflection in the adaptation to learning activities, in the personality formation and enhancement of the first-year students is substantiated. The results of research are presented.

Key words: reflection, intellectual reflection, adaptation, higher education, cognitive activity, learning activity.

А.О. Самсонова, преп. каф. психологии Сибирского института управления - филиала федерального гос. бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлен краткий анализ подходов к понятиям «адаптация» и «интеллектуальная рефлексия» в педагогических и психологических науках. Обоснована роль интеллектуальной рефлексии в адаптации к учебной деятельности, в формировании и развитии личности будущих профессионалов. Приведены результаты эмпирического исследования.

Ключевые слова: рефлексия, интеллектуальная рефлексия, адаптация, высшее образование, познавательная деятельность, учебная деятельность.

Существует множество различных толкований термина «адаптация». Каждая трактовка подчеркивает определенный аспект, фиксируя внимание на отдельных особенностях прохождения адаптационного процесса личностью или на конкретной сфере его протекания.

Адаптация как процесс, согласно Р. Хэнки, принимает форму изменения среды и изменений в организме путем применения действий (реакций, ответов), соответствующих данной ситуации. Указанные необихевиористами изменения являются биологическими. Однако биологическая адаптация человека к среде своего обитания является одновременно психологической адаптацией в том смысле, что его адаптация осуществляется с помощью психологических, в первую очередь познавательных механизмов и приводит к развитию и совершенствованию этих механизмов [1, с. 12].

В контексте своего социально-психологического аспекта адаптация выступает как перестройка взаимодействия человека с меняющейся социальной средой (В.Г. Асеев, Г.А. Балл,

А.А. Налчаджан и др.), а также как активное самоизменение личности в /соответствии c требованиями ситуации (А.А./ Реан) [2; 3].

Особенностям протекания адаптационных процессов в различных сферах жизнедеятельности личности (бытовой, образовательной, профессиональной и др.) посвящено множество научных трудов зарубежных и отечественных исследователей. Вопросы адаптации студентов к обучению в ВУЗах рассмотрены в психолого-педагогических работах А.А. Реана, Е.А. Ямбурга,

О.Ф. Алексеевой, С.В. Красикова, Е.В. Вигенберга и др.

Адаптация к учебной деятельности определяется нами как процесс установления гармоничных отношений между индивидуальными особенностями студента и требованиями, условиями конкретной образовательной среды. На начальном этапе обу-

чения студенты испытывают значительные сложности в учебно-познавательной деятельности, требующей сформированной познавательной самостоятельности, коммуникативных умений, ценностных ориентаций [4, с. 203]. Следовательно, в процессе адаптации к обучению в высшей школе студент-первокурсник сталкивается с триадой условий, необходимых для успешного завершения адаптационного процесса, а именно:

- включенность в новую социальную среду, сопровождающаяся усвоением присущих ей норм и правил, а также формированием определенной системы межличностных связей и отношений;

- перестройка ценностных ориентаций личности;

- освоение новых способов познавательной деятельности. Новая обстановка во многом обесценивает приобретенные в школе способы усвоения материала.

В рамках данной работы основное внимание сосредоточено, прежде всего, на познавательной активности личности. Поскольку система обучения в ВУЗе зачастую кардинально отличается от системы, характерной для среднего общего образования, студент-первокурсник вынужден в ускоренном темпе менять свой индивидуальный стиль познавательной деятельности, сформированный за годы обучения в школе. Также из-за различий в методах обучения в общеобразовательной и высшей школах могут возникать психологические и коммуникативные барьеры между студентом и преподавателем. Они способны препятствовать возникновению необходимой мотивации к учебной деятельности, позитивному эмоциональному настрою и стремлению к самоактуализации и самосовершенствованию. А обесценивание приобретенных в школе способов работы с информацией является дополнительным катализатором для формирования стрессовых состояний, низкой самооценки, низ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.