1 ГУАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
УДК 378:316.614.5
Н. К. Бакланова1, К. В. Бакланов1, Р. М. Канапьянова2
Московский городской педагогический университет 'Московский государственный институт культуры
Статья посвящена проблеме социальности современного специалиста и развитию в процессе профессиональной подготовки профессиональной социализации личности как части её социализации. Излагаются результаты эмпирического исследования развития профессиональной социализации, выполненного с позиций системного целостного подхода. Показано, что в целостном процессе развития профессиональной социализации важно учитывать условия, способствующие включению студентов в социально значимую деятельность: благоприятный психологический климат в студенческой группе, вузе в целом, формирование интереса к различным видам будущей профессиональной деятельности, достижение успеха в социальном взаимодействии будущих специалистов.
Ключевые слова: социализация, профессиональная социализация, целостный подход к развитию профессиональной социализации, условия, способствующие включению студентов в социально значимую деятельность.
^АКЛАНОВА НАТАЛЬЯ КОНСТАНТИНОВНА - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогической возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, академик Международной академии наук педагогического образования, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
BAKLANOVA NATALIA KONSTANTINOVNA - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Institute of Psychology, Sociology and Social Relations, Moscow City Teacher Training University (MCTTU), Academician of The International Teacher's Training Academy of Science, Honored Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation
2БАКЛАНОВ КОНСТАНТИН ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета
BAKLANOV KONSTANTIN VLADIMIROVICH - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of Institute of Psychology, Sociology and Social Relations, Moscow City Teacher Training University (MCTTU)
3КАНАПЬЯНОВА РАУШАН МУСАХАНОВНА - доктор политических наук, доцент, профессор кафедры культурологии и международного культурного сотрудничества социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры
KANAPYANOVA RAUSHAN MUSAKHANOVNA - Full Doctor of Political Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Cultural Research and International Cultural Cooperation, Faculty of Social Sciences and Humanities, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected], [email protected], [email protected] © Бакланова Н. К., Бакланов К. В., Канапьянова Р. М., 2017
N. K. Baklanova1, K. V. Baklanov1, R. M. Kanapyanova2
!Moscow City University, Government of Moscow City, 2nd Selskokhozyaistvenny proezd, 4/1, 129226, Moscow, Russian Federation
2Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF SPECIALIST TRAINING
The article is devoted to the problem of sociality and the modern professional development in the training process of professional socialization as part of her socialization. Presents the results of empirical research of development of professional socialization, made from the standpoint of system holistic approach. It is shown that in the holistic development process of professional socialization is important to consider the conditions that foster the inclusion of students in socially meaningful activities: a favorable psychological climate in the student group, the University as a whole, the formation of interest in various types of future professional activities, success in social interaction of future specialists.
Keywords: socialization, professional socialization, holistic approach to the development of professional socialization, conditions conducive to the inclusion of students in socially meaningful activities.
Для цитирования: Бакланова Н. К., Бакланов К. В., Канапьянова Р. М. Развитие профессиональной социализации специалиста в процессе профессиональной подготовки // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1 (75). С. 167-175.
Выдающийся психоаналитик ХХ века А. Адлер в основе движущих сил развития личности видел врождённое, бессознательно присущее человеку стремление к общности, конструктивному взаимодействию и совместной деятельности с другими людьми. Подчёркивая опасность индивидуализации, отчуждения личности от социальных процессов, он утверждал, что недостаточная включённость человека в социальное взаимодействие лежит в основе невротических расстройств, чувства неполноценности и «ошибочного стиля жизни» [2].
В условиях современного российского общества проблема развития социальности в человеке является одной из ключевых — без неё невозможна ни модернизация экономики, ни построение институтов гражданского общества. Вместе с тем сегодня существует множество объективных
и субъективных барьеров, препятствующих формированию у развивающейся личности чувства сопричастности к происходящим в стране социальными процессам, общности с другими людьми.
Многие барьеры появились на рубеже ХХ-ХХ1 веков, когда Россия переживала кризисный период, вызванный крушением социалистической системы производства и коммунистической идеологии. Ценности потребления и личного успеха, хаотично заполнившие идеологический вакуум, привели к развитию оголтелого индивидуализма, дикого не только для нашей страны, но и для западных социальных систем. Утрата чувства общности дорого обошлась нескольким поколениями россиян. Нездоровая мотивация достижения, чрезмерные личные амбиции в сочетании с ограниченными экономическими возможностями привели к серьёзным дефор-
мациям личности, распространению социального пессимизма и агрессии.
В настоящее время осознание взаимосвязи между личным успехом и общим успехом, успехом народа, страны в значительной степени нарушено, особенно у молодёжи. Отсутствует устойчивая рефлексия приоритета духовных ценностей над витальными, многие молодые люди воспринимают социальную среду как поле конкурентной борьбы, а не как общее пространство, от единства которого зависит благополучие всех.
Потенциал российских общественных институтов в формировании социальности как важнейшего личностного качества человека используется явно недостаточно, а искусственное включение молодёжи в разного рода организации политического характера не способно решить эту задачу.
В сложившихся условиях решение задачи формирования социальности человека ложится в основном на систему профессионального образования, особенно гуманитарного, традиционно тесно связанного с историческими, политическими, социальными и этнокультурными процессами [8]. В систему гуманитарного профессионального образования приходят люди с уже сложившимися базовыми личностными качествами, способные к достаточно зрелой рефлексии и обладающие определённой личностной и профессиональной направленностью.
Формирование стремления к общности, чувства сопричастности, стремления к взаимодействию является стратегической задачей подготовки специалистов педагогического профиля. Социальный педагог, школьный учитель, педагог дополнительного образования, воспитатель в дошкольном образовательном учреждении, вузов-
ский преподаватель не просто обязан обладать этими качествами, а развивать их у своих воспитанников, учеников, студентов, других людей, создавать благоприятную социальную среду.
Развитие социальной активности человека - актуальная проблема для современного общества. Сравнение в социальном плане выпускников наших вузов с выпускниками на Западе не в нашу пользу. Выпускники наших вузов в большинстве своём достаточно беспомощны: не могут адаптироваться к существующим условиям, найти применение имеющимся у них профессиональным знаниям, умениям, навыкам. Если в советское время вопрос о вхождении выпускника вуза в социум, нахождении в нём своего места практически не ставился, современная действительность настоятельно выдвигает эти требования [4, с. 5-10].
Переход российского профессионального образования к компетентностному подходу в подготовке специалистов создал благоприятные предпосылки к решению задачи формирования социальных качеств личности, поскольку в новых образовательных стандартах значительное внимание уделено формированию социальных компетенций. Однако это только основа, которая требует развития, дополнения и зачастую выхода за рамки учебного процесса в вузе. Одним из таких дополнений является включение студентов в социально значимую внеучебную деятельность. Многообразие форм социально значимой деятельности позволяет студентам сделать выбор в соответствии с их предпочтениями, интересами и личностными качествами, что создаёт предпосылки для органичного вхождения личности в определённое социальное поле, позволяет избежать
искусственного «обобществления личности», вызывающего психологическое отторжение.
Наиболее популярными среди студентов педагогических вузов являются такие формы социально значимой деятельности, как работа в волонтёрских отрядах, детских оздоровительных лагерях, в центрах социальной и психологической помощи населению, детских досуговых и спортивных центрах, приютах. Большое значение имеет работа по расширению сфер социально-педагогической деятельности, расширению баз практики будущих специалистов, что позволит им приобрести необходимый опыт профессионального социального взаимодействия.
Приобретение такого опыта весьма важно и для студентов других специальностей. Проведённые нами исследования показали, что причиной недостаточного уровня профессиональной деятельности и подготовленности медицинских работников среднего звена к условиям и особенностям профессионального труда является недостаточная профессиональная социализация молодых специалистов [7].
Профессиональную социализацию, вслед за Г. М. Андреевой, мы понимаем как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны ... процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счёт его активной деятельности, активного включения в социальную среду [1, с. 274-280]».
В настоящее время исследователями рассматриваются разные аспекты проблемы профессиональной социализации личности, при этом в большей степени вни-
мание уделяется профессиональной социализации в условиях учебного заведения (см. работы Ю. В. Каблиновой [9], А. Г. Красноперовой [10], Е. С. Студеникиной [12] и других].
Содержание социализации и её составной части — профессиональной социализации - составляют, по Г. М. Андреевой [1, с. 277-278], три сферы: профессиональная деятельность, профессиональное общение и профессиональное самосознание. Процесс профессиональной социализации как процесс профессионального становления личности понимается нами как единство изменений этих трёх сфер. Эти сферы были выбраны в качестве показателей профессиональной социализации.
В соответствии с концепцией профессионального мастерства, разработанной Н. К. Баклановой [5, с. 153-156], формирование профессиональной социализации было рассмотрено как целостная система. Системный целостный подход к формированию профессиональной социализации потребовал объединения, интеграции и гармонизации усилий всех взаимоотношений и взаимосвязей между компонентами этого процесса, всех институтов, воздействующих на личность, всех видов деятельности с учётом социальной востребованности профессионализма и высокой производительности труда [11].
В проведённом эмпирическом исследовании (2014-2015) приняли участие 105 выпускников медицинского колледжа № 6 Департамента здравоохранения города Москвы по специальности «Сестринское дело», а также работодатели, сотрудничающие с колледжем. Использовались наблюдение, анкетирование, интервью,беседа, тестирование, опытно-экспериментальная работа [7].
Анкетирование на констатирующем этапе - перед преддипломной практикой - показало: «планировали» или «скорее всего планировали» трудоустроиться по профессии 63% опрошенных, 10% опрошенных собирались продолжить учёбу в другой сфере деятельности, 27% выпускников предположили возникновение проблем при трудоустройстве по профессии. Среди таких проблем основными были названы: недостаточная подготовленность к самостоятельной работе (27,5%), неуверенность в своих действиях (45,5%), неумение применить теорию на практике (10%), возможные трудности в общении с персоналом и пациентами (17%).
Результаты тестирования (тесты КОС-2, тест В. Ф. Ряховского, тест на оценку самоконтроля в общении Снайдера [6]) выявили недостаточную компетентность в профессиональной деятельности, в профессиональном общении и невысокую профессиональную самооценку. В то же время около 85% участников опроса полагали, что они «обладают» или «скорее обладают» всеми необходимыми знаниями и навыками для работы в медицинских организациях (что свидетельствовало о несколько завышенной профессиональной самооценке выпускников).
Формирующий этап включил психологическую подготовку выпускников, работу социально-психологической службы, проведение «Ярмарки вакансий», преддипломную практику по месту предполагаемого трудоустройства.
Психологическая подготовка медицинских сестёр осуществлялась в процессе занятий по курсу «Психология» и включила в себя практические занятия: «Общение как социально-психологическая проблема», «Умения и навыки общения. Осо-
бенности профессионального общения», «Профилактика стрессовых состояний в процессе общения», «Способы борьбы со стрессом», «Регуляция эмоционального напряжения». Обучение общению осуществлялось на основе тренинга общения [6]. Он включил задания, упражнения, профессиональные ситуации (взаимодействие с пациентом, отличающимся по возрасту, с недовольными родственниками, коллегами по работе и т.д.).
Социально-психологической службой проводились индивидуальные консультации студентов, а также деловые игры, коммуникативные тренинги.
На «Ярмарку вакансий» были приглашены партнёры образовательного учреждения и потенциальные работодатели, старшие и главные сестры медицинских учреждений, что способствовало знакомству выпускников с видами предлагаемой им профессиональной деятельности и выбору той организации, в которой они хотели бы работать.
Центральное место в профессиональной социализации занимало прохождение практик: учебной, производственной, преддипломной. Проведение преддипломной практики по месту предполагаемого трудоустройства стало заключением формирующего этапа исследования.
В процессе прохождения преддипломной практики выпускники выполняли весь объём профессиональных действий медицинской сестры, общались с пациентами и их родственниками, что имело большое значение для профессиональной социализации.
После окончания практики были проведены повторное анкетирование, беседы, тестирование студентов. Они показали, что 92% студентов планируют трудоустро-
иться по профессии в конкретные медицинские организации; чувствуют себя более подготовленными к самостоятельной работе, уверенными в себе. По подтверждённым данным, в течение 4 месяцев трудоустроились в государственные медицинские организации Департамента здравоохранения города Москвы 86% выпускников. Опрос молодых специалистов-выпускников показал также, что 70% адаптировались на новом месте в течение первого месяца работы, 30% требовалась помощь наставника.
Выпускники отмечали, что вхождению в профессиональную среду помогла организация преддипломной практики по месту предполагаемого трудоустройства, профессиональная подготовка, в том числе психологическая (формирование коммуникативной компетенции), а также проводимые ярмарки вакансий, возможность обмена опытом с выпускниками прошлых лет, помощь коллектива.
По мнению работодателей (был проведён опрос 15 представителей работодателей из государственных медицинских организаций), 70% выпускников достаточно подготовлены к самостоятельной работе и 30% требуется помощь наставника на рабочем месте. Для повышения эффективности процесса профессиональной социализации желательно увеличить количество практических занятий на базах практики в медицинских организациях, усилить практическую подготовку, привести в соответствие теоретическую подготовку и формируемые практические навыки.
В целом проведённое исследование показало эффективность формирования профессиональной социализации.
Количество выпускников, которые планировали трудоустроиться по профес-
сии, возросло на 29%; практически все выпускники (92%) определились в выборе медицинской организации, время адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности сократилось.
Проведённый эксперимент показал повышение уровня профессионального развития, подготовленности к профессиональной деятельности, профессионального общения и профессионального самосознания, овладение умениями и навыками саморегуляции.
Связь образовательного учреждения с социальными партнёрами и будущими работодателями, проведение преддипломной практики по месту предполагаемого трудоустройства будущих медицинских сестёр, встречи студентов с выпускниками колледжа, старшими и главными сёстрами медицинских учреждений — всё это способствовало процессу профессиональной социализации.
Таким образом, профессиональная социализация позволяет будущим специалистам уже в процессе обучения войти в профессиональную среду, получить опыт профессиональной деятельности и общения, что повышает их уверенность в себе и веру в свои профессиональные возможности.
Результаты исследования позволяют заключить: системный целостный подход к формированию профессиональной социализации, составляющий особенность организации этого процесса: объединение, интеграция и гармонизация усилий всех взаимоотношений и взаимосвязей между компонентами этого процесса, всех институтов, воздействующих на личность, всех видов социально значимой деятельности, — способствует положительной динамике профессиональной социализации студентов.
Однако включённость в социально значимую деятельность не всегда ведёт к формированию социально значимых качеств личности. Применительно к профессии социального педагога, к педагогической деятельности вообще способность быть человеком социальным тесно взаимосвязана с проблемой профессиональной пригодности. В ряде случаев ни обучение в вузе, ни практическая деятельность не приводят к желаемому результату - будущий специалист демонстрирует обособленность, проявляет социальный эгоизм и безответственность, а в итоге оказывается профессионально не пригоден. Наиболее распространённые причины таких явлений - личные психологические проблемы, комплексы, влияние психологических травм и ошибок в родительском воспитании, поэтому проблема профессионально-психологического отбора, проф-ориентационной диагностики и консультирования, несколько подзабытая вузами в условиях «демографической ямы», будет со временем приобретать всё большую актуальность.
Наши наблюдения, беседы, консультации студентов, обратившихся в психологическую службу, позволили выявить основные условия, способствующие включению студентов в социально значимую деятельность и формирование социальных качеств личности [3].
В первую очередь это благоприятный психологический климат в студенческой группе, вузе в целом. Дружеское общение студентов, совместное проведение досуга, занятия по интересам порождают у будущих специалистов стремление оставаться в группе, находиться и развиваться внутри неё, укреплять социальные связи в микросреде.
Другое условие - формирование интереса к различным видам будущей профессиональной деятельности. В процессе обучения, особенно на младших курсах, важно эти виды деятельности показать, показать привлекательно, понятно и современно -с использованием новых технологий обучения, пользующихся большой популярностью у современных студентов. Данная задача ложится на преподавателей, обеспечивающих профессиональную подготовку специалистов.
Успешное обучение, благоприятное личностное развитие, стремление к социально значимой деятельности неотделимы от положительного эмоционального состояния личности. Это хотя и общеизвестная, но требующая внимания психологическая аксиома. Поддержание положительного эмоционального фона развивающейся личности, стимулирование позитивных эмоциональных состояний, создание эмоционального комфорта - всё это важные задачи учебно-воспитательного процесса. Представляется, что гармонизацию эмоционального состояния личности как в студенческой, так и в преподавательской среде следует рассматривать как перспективное и самостоятельное направление деятельности психологической службы вуза, значение которого тем более возрастает в условиях экономических потрясений и социальной нестабильности [3].
Известно, что становление человека в профессии и профессиональное развитие специалиста в любой отрасли требуют достижения успеха. Фактор успеха сегодня приобретает едва ли не решающее значение, поскольку диктуется социальной модой как ключевая ценность. Однако применительно к человеку социальному по-
нятие успех — это общий успех, достигнутый в процессе совместной деятельности, приносящий благо для всех. Такое понимание успеха необходимо как для специалиста социально-педагогической сферы, так и для других специальностей. Здесь возникает противоречие между требованиями профессии и социальной реальностью, в которой успех — это, прежде всего, успех личный, индивидуалистический, зачастую ничего не приносящий другому человеку или причиняющий ущерб, до которого «успешной» личности нет дела.
Трансформация довольно устойчивой сейчас ассоциативной связи между понятием «успех» и узколичными интересами человека в понимании успеха как результата социального взаимодействия — тонкая и сложная задача профессионального
образования. Путь её решения лежит через достижение успеха в социальном взаимодействии будущих специалистов. Он не просто должен быть достигнут, он должен быть отрефлексирован в сознании участников образовательного процесса и эмоционально отреагирован как успех общий.
Таким образом, наряду с рассмотренными компонентами целостного процесса развития профессиональной социализации, важно учитывать условия, способствующие включению студентов в социально значимую деятельность: благоприятный психологический климат в студенческой группе, вузе в целом, формирование интереса к различным видам будущей профессиональной деятельности, достижение успеха в социальном взаимодействии будущих специалистов.
Примечания
1. Андреева Г. М. Социальная психология. Москва : Аспект-пресс, 1998. 376 с.
2. Бакланов К. В. Теории личности в психоанализе : монография. Москва : Высшая школа социально-управленческого консалтинга, 2005. 153 с.
3. Бакланов К. В. Психологическая служба в педагогическом вузе: опыт практической деятельности. Москва : Московский гуманитарный педагогический институт, 2007. 120 с.
4. Бакланова Н. К. Профессиональная деятельность и проблемы подготовки специалиста культуры XXI века // Специалист культуры XXI века: профессионализм, творчество, духовность : сборник статей. Москва : МГУКИ, 2001. С. 5—10.
5. Бакланова Н. К. Теоретическая концепция профессионального мастерства специалиста педагогического профиля // Учёные записки Московского гуманитарного педагогического института : сборник статей. Москва : Дипломатическая академия МИД России, 2003. С. 153—156.
6. Бакланова Н. К. Профессиональное общение специалиста социальной сферы : учебно-методическое пособие для магистрантов. Москва : АПК и ППРО, 2013. 56 с.
7. Бакланова Н. К., Исаева А. П. Синдром эмоционального выгорания медицинских работников среднего звена: причины и пути преодоления // Психологическое здоровье специалиста социальной сферы : коллективная монография / [А. И. Аверьянов и др. ; науч. ред.: Н. К. Бакланова, Ю. В. Челышева] . Москва : МГПУ, 2014. С. 85—92.
8. КанапьяноваР. М. От этнокультурной самоорганизации граждан к общегражданской идентичности: поиски, проблемы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 3. С. 49—52.
9. Каблинова Ю. В. Профессиональная социализация студенческой молодёжи: мотивацион-ная структура процесса : дис. на соиск. учён. степ. кандидата социологических наук : 22.00.04 / Каблинова Юлия Васильевна. Ставрополь, 2006. 171 с.
10. Красноперова А. Г. Педагогическая поддержка профессионально-трудовой социализации студентов технического колледжа : автореф. дис. на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Красноперова Алла Георгиевна. Краснодар, 2016. 23 с.
11. Стенографический отчёт о заседании Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 марта 2017 года, Москва, Кремль [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/54079
12. Студеникина Е. С. Профессиональная социализация студентов в вузе: условия и процессы реализации функции : дис. на соиск. учён. степ. кандидата социологических наук : 22.00.04 -социальная структура, социальные институты и процессы / Студеникина Елена Станиславовна ; Краснодарский университет МВД России. Краснодар, 2007. 139 с.
References
1. Andreeva G. M. Sotsial'naya psikhologiya [Social Psychology]. Moscow, Publishing house "Aspect Press", 1998. 376 p.
2. Baklanov K. V. Teorii lichnosti v psikhoanalize [Theories of personality in psychoanalysis]. Moscow, 2005. 153 p.
3. Baklanov K. V. Psikhologicheskaya sluzhba v pedagogicheskom vuze: opyt prakticheskoy deyatel'nosti [Psychological Service in Pedagogical University: Practical Experience]. Moscow, Publishing House of Moscow State University of Education, 2007. 120 p.
4. Baklanova N. K. Professional'naya deyatel'nost' i problemy podgotovki spetsialista kul'tury XXI veka [Professional activity and problems of training specialist culture of the XXI century]. Spetsialist kul'tury XXI veka: professionalizm, tvorchestvo, dukhovnost' [Specialist of culture of the XXI century: professionalism, creativity, spirituality]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2001. Pp. 5-10.
5. Baklanova N. K. Teoreticheskaya kontseptsiya professional'nogo masterstva spetsialista pedagogicheskogo profilya [Theoretical concept of professional skills of pedagogical specialist]. Uchenyye zapiski Moskovskogo gumanitarnogo pedagogicheskogo instituta [Scientific notes of the Moscow Humanitarian Pedagogical Institute]. Moscow, 2003. Pp. 153-153.
6. Baklanova N. K. Professional'noye obshcheniye spetsialista sotsial'noy sfery [Professional communication specialist in the social sphere]. Moscow, 2013. 56 p.
7. Baklanova N. K., Isaeva A. P. Sindrom emotsional'nogo vygoraniya meditsinskikh rabotnikov srednego zvena: prichiny i puti preodoleniya [Syndrome of emotional burnout of middle-level medical workers: reasons and ways to overcome]. In: Averyanov A. I. and others Psikhologicheskoye zdorov'ye spetsialista sotsial'noy sfery [Psychological health specialist social sphere]. Moscow, Publishing house of Moscow City Teacher Training University, 2014. Pp. 85-92.
8. Kanapyanova R. M. Ot etnokul'turnoy samoorganizatsii grazhdan k obshchegrazhdanskoy identichnosti: poiski, problemy [From the ethnocultural self-organization of citizens to common citizenship: searches, problems]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2011, no. 3, pp. 49-52.
9. Kablinova Yu. V. Professional'naya sotsializatsiya studencheskoy molodozhi: motivatsionnaya struktura protsessa. Diss. kand. sotsiolog. nauk [Professional socialization of student youth: motivational structure of the process. Cand. sociolog. sci. diss.]. Stavropol, 2006. 171 p.
10. Krasnoperova A. G. Pedagogicheskaya podderzhka professional'no-trudovoy sotsializatsii studentov tekhnicheskogo kolledzha. Avtoreferat diss. cand. ped. nauk [Pedagogical support of professional and labor socialization of students of technical college. Synopsis cand. ped. sci. diss.]. Krasnodar, 2016. 13 p.
11. Verbatim report on the meeting of the Presidential Council for Strategic Development and Priority Projects March 21, 2017, Moscow, the Kremlin. Available at: http://kremlin.ru/events/ president/news/54079
12. Studenikina E. S. Professional'naya sotsializatsiya studentov v vuze: usloviya i protsessy realizatsii funktsii. Diss. kand. sotsiolog. nauk [Professional socialization of students in the university: the conditions and processes of implementing the function. Cand. sociolog. sci. diss.]. Krasnodar, 2007. 139 p.