23. Sharkovskaya N. V. Organizatsionnye osnovy formirovaniya sotsial'no-kul'turnoy aktivnosti lichnosti budushchego spetsialista [Organizational bases of formation of welfare activity of the identity of future expert]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2009, No. 1 (5), pp. 22—25.
24. Shibaeva M. M. Khudozhestvennoe obrazovanie v universume kul'tury [Art education in a culture universum]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2014, No. 1 (5), pp. 22—25.
25. Shibaeva M. M. Problems of artistic education in the socio-cultural realities. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts].
2014, No. 2 (58), pp. 250—255. (In Russian)
26. Shkolyar L. V. Trends and prospects of youth' creative potential support. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts].
2015, No. 2 (64), pp. 118—123. (In Russian)
АЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УДК 159.922:378 К. В. Бакланов
Московский городской педагогический университет
Автор анализирует процесс формирования профессионального самосознания будущего специалиста социально-культурной деятельности в вузе, влияние его компонентов на сохранение и укрепление психологического здоровья, раскрывает специфику развития профессионального самосознания в процессе обучения. Профессиональное самосознание рассматривается как особая внутренняя деятельность, имеющая свой продукт — Я-концепцию. Подчёркивается особая роль профессиональной мотивации в формировании профессионального самосознания. Автор рассматривает условия обучения в вузе культуры, направленные на формирование профессионального самосознания специалиста социально-культурной деятельности: организацию учебной деятельности, направленной на самопознание, самооценку и саморегуляцию, использование учебно-творческих заданий, создание ситуаций успеха в учебной деятельности и другие. В статье проанализирован ряд трудностей, сопровождающих процесс формирования профессионального самосознания будущего специалиста в вузе, среди которых инфантилизация молодёжи, меркантилизация социальных отношений, упрощение содержания сознания под влиянием современной массовой культуры и другие. Подчёркивается значение индивидуального профессионального опыта личности в становлении её профессионального самосознания.
Ключевые слова: профессиональное самосознание, психологическое здоровье, самопознание, самооценка, саморегуляция, социально-культурная деятельность, Я-концепция.
БАКЛАНОВ КОНСТАНТИН ВЛАДИМИРОВИЧ — кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета
BAKLANOV KONSTANTIN VLADIMIROVICH — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Professor of Institute of Psychology, Sociology and Social Relations, Moscow City Teacher Training University (MCTTU)
e-mail: [email protected] © Бакланов К. В., 2015
K. V. Baklanov
Moscow City Teacher Training University (MCTTU), Government of Moscow City, 2nd Selskokhozyaistvenny proezd, 4, Moscow, Russian Federation, 129226
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS AS CONDITION OF PRESERVATION OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF THE EXPERT OF WELFARE ACTIVITY
The author analyzes process of formation of professional consciousness of future expert of welfare activity in higher education institution, influence of its components on preservation and strengthening of psychological health, discloses specifics of development of professional consciousness in the course of training. The professional consciousness is considered as the special internal activity having the product — the Self-Concept. Is emphasized the special role of professional motivation in formation of professional consciousness. The author considers the training conditions in higher education institution of culture which are directed to formation of professional consciousness of the expert of welfare activity: the organization of the educational activity directed to self-knowledge, a self-assessment and self-control, use of educational and creative tasks, creation of situations of success in educational activity, etc. In article are analyzed some the difficulties accompanying process of formation of professional consciousness of future expert in higher education institution among which there is infantilization of young people,commercial nature of the social relations, simplification of content of consciousness under the influence of modern mass culture, etc. Value of individual professional experience of the personality in formation of her professional consciousness is emphasized.
Keywords: professional self-awareness, psychological health, self cognition, self evaluation, self regulation, social and cultural activities, Self-Concept.
Важными факторами сохранения и укрепления психологического здоровья человека являются самоидентичность и сфор-мированность Я-концепции, являющиеся, в свою очередь, продуктами самосознания. Таким образом, формирование профессионального самосознания в процессе профессиональной подготовки можно рассматривать как один из путей сохранения и укрепления психологического здоровья специалиста любой сферы.
В данной статье будет рассмотрена обусловленность сохранения психологического здоровья специалиста социально-культурной деятельности необходимостью развития профессионального самосознания его личности в ходе обучения в вузе.
Социально-культурная деятельность — это особый вид деятельности, реализующийся во взаимодействии с другими людьми, что требует большой психоэмоциональной отдачи от работника социально-культурной сферы, большого нервного напряжения. Поэтому недостаточная сформированность
профессионально важных качеств личности специалиста социально-культурной деятельности, в том числе профессионального самосознания, представляет угрозу его психологическому здоровью, способна привести к стагнации профессионального развития, профессиональной деформации, эмоциональному выгоранию и невротизации личности.
Вместе с тем результаты опросов как работающих специалистов, так и студентов, обучающихся по направлению подготовки «социально-культурная деятельность», показывают, что ими в целом осознаются как значимые компоненты физического здоровья, реже — компоненты здоровья социального, а здоровье психологическое осознаётся в гораздо меньшей степени — отдельными респондентами, в основном работающими специалистами. Выявлен также невысокий уровень мотивации на сохранение своего здоровья [4, с. 486].
Ориентация на компетентностный подход в современном профессиональном образовании не снижает значения гуманизации обра-
зования и его личностно-ориентированной направленности в процессе профессиональной подготовки. Сформированность системы профессиональных компетенций, безусловно, повышает адаптационный потенциал специалиста и определяет в значительной степени его защищённость и конкурентоспособность в условиях современного рынка труда. В то же время необходимость сохранения и укрепления психологического здоровья обусловливает направленность процесса профессиональной подготовки на самопознание, саморазвитие будущего специалиста, его дальнейшее самосовершенствование и самореализацию в профессии [2].
Профессиональное самосознание развивается в процессе профессиональной деятельности, однако понятие «профессиональная деятельность» нередко трактуется как непосредственное решение работником своих профессиональных задач. В контексте данной статьи под профессиональной деятельностью мы понимаем не только профессиональную социально-культурную деятельность, но и любую другую деятельность, так или иначе связанную с различными аспектами профессиональной деятельности и влияющую на её успешность. К таковой может быть отнесена и деятельность будущего специалиста, направленная на развитие профессионального самосознания.
Профессиональная мотивация будущего специалиста социально-культурной деятельности во многом определяет эффективность его профессиональной подготовки и дальнейшего профессионального развития.
В связи с этим профилированное преподавание психологических дисциплин должно способствовать более полному осознанию будущими специалистами сущности профессиональной деятельности, её целей и задач и, таким образом, формированию их профессиональной направленности, профессиональной мотивации, интереса к проблеме профессионального самосознания личности, познанию своих профессионально важных свойств и качеств личности, развитию потребности
в профессиональном росте.
Самосознание, как психологический феномен, по С. Л. Рубинштейну, представляет собой процесс, протекающий на протяжении всей жизни человека, вбирающий в себя весь её жизненный опыт, переживания, впечатления, особую «внутреннюю» деятельность [6]. Кроме того, профессиональное самосознание может быть рассмотрено как интегральное качество личности. Опираясь на данные положения, мы считаем необходимым не только формировать самосознание специалиста социально-культурной деятельности в рамках профессионально-психологической подготовки, но и предоставить ему своего рода инструмент, набор теоретических знаний и практических умений и навыков, необходимых для дальнейшего развития профессионального самосознания, профессионального роста и самосовершенствования.
Система профессиональных компетенций, необходимых для формирования профессионального самосознания специалиста социально-культурной деятельности, определяется спецификой его профессии и включает ряд компетенций, необходимых для выполнения педагогической, организаторской, коммуникативной, художественно-творческой и других видов деятельности, а также знание им профессиональных целей, задач, гуманистической сущности профессиональной деятельности, профессионально важных качеств личности.
Существенное значение для формирования основ профессионального самосознания специалиста социально-культурной деятельности приобретают знания теоретических основ самосознания, а владение умениями и навыками самопознания, самооценки и саморегуляции в различных ситуациях профессиональной деятельности обеспечивает сохранение психологического здоровья.
Указанное выше методологическое положение С. Л. Рубинштейна позволяет определить важное психолого-педагогическое условие формирования профессионального самосознания будущего специалиста.
Оно связано с положительными эмоциями по поводу успешной деятельности. Переживание студентами ситуации успеха способствует формированию чувства уверенности в своих силах, повышает самооценку, поскольку «ничто так не способствует успеху как уверенность в нём, и ничто так не предвещает неудачу, как заведомое её ожидание» [6]. Р. Бернс в работе «Развитие Я-концепции и воспитание» подчёркивает большие «возможности положительного воздействия эмоциональных переживаний в воспитательно-образовательном процессе» [5]. Он указывает, что содержание позитивной Я-концепции многие исследователи определяют следующими тремя факторами: «твёрдой убеждённостью в импонировании другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности, чувством собственной значимости» [5].
В связи с этим большое значение для формирования профессионального самосознания будущих специалистов социально-культурной деятельности приобретает создание ситуации успеха, положительных эмоциональных переживаний в ходе учебно-воспитательного процесса, использование потенциала самостоятельной творческой и поисковой деятельности, в том числе — с опорой на возможности современных мультимедийных средств [1, с. 68—70].
Понимание профессионального самосознания как интегрального качества личности, представляющего собой синтез профессионально важных качеств, выявление этих качеств на основе требований, предъявляемых профессиональной деятельностью, обусловливают необходимость их целенаправленного формирования в течение всего процесса профессиональной подготовки, в результате изучения всех дисциплин. Это, в свою очередь, требует согласования содержания дисциплин общенаучного и профессионального цикла, обеспечения преемственности и последовательности в раскрытии их содержания, взаимосвязи и взаимодополнения различных модулей дисциплин образовательной программы.
Уровень развития самосознания характеризуется Я-концепцией — совокупностью представлений и знаний личности о себе. Это означает, что одним из путей формирования самосознания может быть получение человеком как можно больше информации о себе, выявление им своих индивидуально-психологических особенностей, которых он не осознавал прежде. На формирование самосознания значительное влияние оказывают также отношения с другими людьми, их характер, интенсивность общения, воздействующие, в основном, через механизм построения образа «обобщённого другого». Таким образом, общение следует рассматривать как один из факторов расширения и углубления самосознания; в связи с этим необходимы организация учебно-профессиональных ситуаций и профилированное обучение основам профессионального общения.
Самосознание обладает определённой психологической структурой (самопознание, самоотношение, саморегуляция), компоненты которой взаимосвязаны, следовательно, формирование первого компонента (самопознание) является необходимым условием формирования последующих.
Процесс формирования профессионального самосознания специалиста социально-культурной деятельности включает три этапа, каждый из которых направлен на формирование соответствующего компонента его структуры. Последовательное прохождение всех трёх этапов в процессе профессиональной подготовки отражает процесс формирования самосознания: от самопознания — к самоотношению и затем — к саморегуляции, являющейся высшим компонентом его структуры и играющей ключевую роль в сохранении психологического здоровья в условиях напряжённой профессиональной деятельности.
Формирование профессионального самосознания специалиста социально-культурной деятельности в современных условиях осложняется рядом негативных факторов. Во-первых, это тенденция к снижению уровня социального развития современной моло-
дёжи, ко всё большему проявлению признаков социального инфантилизма, что приводит к формированию упрощённого восприятия окружающего мира, к сужению пространства бытия личности, а следовательно — к сужению и упрощению самосознания. Во-вторых, широкое распространение так называемого клипового мышления, характеризующегося высокой степенью дискретности, препятствует осознанию целостности и достижению внутреннего единства личности, ослабляет субъектность специалиста и приводит к фрагментарному восприятию им задач профессиональной деятельности. В-третьих, сложившиеся в последнее время специфические условия доступа молодёжи к высшему профессиональному образованию часто приводят к случайному выбору профессии и вуза, что препятствует, а зачастую делает невозможным формирование устойчивых профессиональных мотивов, осознание целей и задач профессиональной деятельности и является барьером на пути формирования профессионального самосознания. В-четвёртых, мер-кантилизация и конкурентность социальных отношений, распространение социального эгоизма существенно препятствуют осознанию гуманистических основ социально-культурной деятельности, формированию духовной составляющей профессионального самосознания будущего специалиста.
Указанные трудности могут быть рассмотрены и как потенциальные угрозы психологическому здоровью развивающейся личности. Таким образом, прослеживается и подтверждается взаимосвязь между сфор-мированностью профессионального самосознания специалиста и его психологическим здоровьем.
Профессиональное самосознание личности неотделимо от самосознания в целом, обобщающего личностный опыт, не связанный с профессией. Однако умения и навыки самопознания, самооценки и саморегуляции в профессиональной деятельности переносятся в другие сферы жизнедеятельности, что способствует повышению общего психологического потенциала личности, укреплению её субъектности и психологического здоровья.
Несмотря на наличие определённых психолого-педагогических условий формирования профессионального самосознания будущего специалиста социально-культурной деятельности в процессе подготовки в вузе культуры, говорить о сформированности профессионального самосознания у выпускников преждевременно. Более корректно, на наш взгляд, говорить об основах профессионального самосознания, сформированных в вузе. Поскольку профессиональное самосознание является сложным, многокомпонентным и многоуровневым феноменом, адекватно отразить всю его многогранность в учебном процессе вряд ли возможно. Обучение в вузе не формирует того уникального, личностного практического опыта, который приходит к специалисту по прошествии многих лет профессиональной практической деятельности. Поэтому следует подчеркнуть, что процесс формирования профессионального самосознания будущего специалиста социально-культурной деятельности в условиях вуза культуры должен быть ориентирован не столько на конкретные показатели развития профессионального самосознания, сколько на создание условий личностного роста и дальнейшего профессионального саморазвития личности.
Примечания
1. Бакланов К. В. Использование мультимедийных презентаций в процессе адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе // Вестник Российского нового университета. 2014. № 1. С. 68—70.
2. Бакланов К. В. Психологическая служба в педагогическом вузе: опыт практической деятельности. Москва : МГПИ, 2007. 120 с.
3. Бакланова Н. К. К проблеме здоровьесбережения и организации здоровьесберегающей среды // Вестник Российского нового университета. 2013. № 1. С. 181—185.
4. Бакланова Н. К. Психологическое здоровье как показатель профессионального мастерства специалиста социальной сферы // Гуманитарное пространство : Международный альманах. 2015. Том 4. № 4. С. 483—492.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание : пер. с англ. Москва : Прогресс, 1986.
6. Рубинштейн С. Л. Самосознание личности и её жизненный путь // Основы общей психологии : в 2 томах / Академия педагогических наук СССР. Москва : Педагогика, 1989. (Труды действительных членов и членов-корреспондентов Академии педагогических наук СССР). Т. 2 / [сост., авт. коммент. и послесл. К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский]. 1989. 323 с.
References
1. Baklanov K. V. Using multimedia presentations in the process of adaptation of first year students to studying at the higher educational institution. Vestnik of Russian New University. 2014, No. 1, pp. 68—70. (In Russian)
2. Baklanov K. V. Psikhologicheskaya sluzhba v pedagogicheskom vuze: opyt prakticheskoi deyatel'nosti [Psychological service in a pedagogical University: practical experience]. Moscow, Publishing house of Moscow State Pedagogical University, 2007. 120 p.
3. Baklanova N. K. About the problem of health maintenance and health-maintaining environment management. Vestnik of Russian New University. 2013, No. 1, pp. 181—185. (In Russian)
4. Baklanova N. K. Psychological health as an indicator of professional skill of experts of social sphere. Humanity space: International almanac. 2015. Volume 4, No 4, pp. 483—492.
5. Burns R. B. Self-Concept Development and Education. Holt, Rinehart & Winston (In Rus. ed.: Berns R. Razvitie Ya-kontseptsii i vospitanie [Development of the Self-Concept and Education]. Moscow, Progress Publishers, 1986.
6. Rubinshtein S. L. Samosozanie lichnosti i ee zhiznennyi put' [Self-Consciousness and her way of life]. Osnovy obshchei psikhologii, v 2 tomakh. Tom 2 [Fundamentals of the general psychology, in 2 vol. Vol. 2]. Moscow, Pedagogika Publ. [Pedagogy Publ.], 1989. 323 p.
СУСЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ИНСТИТУТЕ КУЛЬТУРЫ
УДК 37.037.1:378.14
Ю. И. Дудкина, О. М. Мирзоев
Московский государственный институт культуры
В настоящей статье авторы публикуют результаты проведённого среди студентов 1—3 курсов Московского государственного института культуры анкетирования (второй этап исследований). Эксперимент помог выявить отдельные аспекты, связанные с повышением авторитета (статуса) и модернизации учебных занятий по физической культуре в МГИКе, отношение студентов к здоровому образу жизни, мотивы, побудившие посещать занятия, а также знания в области спорта и спортивных событий.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, спортивные события, секции по видам спорта, учебные занятия, статус дисциплины, модернизация процесса обучения, студенты (респонденты).
ДУДКИНА ЮЛИЯ ИВАНОВНА — кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой физической культуры и безопасности жизнедеятельности хореографического факультета Московского государственного института культуры
DUDKINA YULIYA IVANOVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor, Head of the Department of Physical Education and Safety, Faculty of Choreography, Moscow State Institute of Culture МИРЗОЕВ ОКТАЙ МИРЗА ОГЛЫ — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности хореографического факультета Московского государственного института культуры, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
MIRZOYEV OKTAY MIRZA OGLY — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of the Department 213
of Physical Education and Safety, Faculty of Choreography, Moscow State Institute of Culture, Honored worker of higher professional education of the Russian Federation
e-mail, [email protected] © Дудкина Ю. И., Мирзоев О. М., 2015